Огромное влияние на его становление и творческую деятельность оказал выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков, вместе с которым он активно участвовал в деятельности "Собрания, старающегося о переводе иностранных книг" (1768-1783).

Имя. В.А. Левшина занимает особое место в истории русской культуры конца XVIII - начала XIX вв. Всю свою жизнь он посвятил делу просветительства, распространению образования, пропаганде научных знаний, духовному совершенствованию.

Дворянин по происхождению, В.А. Левшин своей разносторонней деятельностью в области литературы, истории, статистики, топографии, агрономии содействовал борьбе демократической интеллигенции России за просвещение страны.

Он родился 6 (17) августа 1746 г. в г. Смоленске в небогатой дворянской семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду Тульской губернии. Левшины владели многими имениями в Воронежской, Екатеринославской, Курской, Московской, Херсонской, Орловской, Тульской губерниях. В Тульской губернии Левшиным принадлежали имения под Чернью, Белевом, Ефремовым. В 1765-1772 гг. был на военной службе, принимал участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

После выхода в отставку в 1773 г. В.А. Левшин занялся хозяйством и литературной деятельностью.

Огромное влияние на его становление и творческую деятельность оказал выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков, вместе с которым он активно участвовал в деятельности "Собрания, старающегося о переводе иностранных книг" (1768-1783).

Перу Василия Алексеевича принадлежит около 80 книг на хозяйственно -экономические темы. Он был членом и непременным секретарем Петербургского Вольного экономического общества, членом Саксонского экономического общества, Итальянской академии наук.

Первой книгой Василия Алексеевича стали "Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени" (1773). В переводе В.А. Левшина появилось три тома рыцарских и авантюрно-плутовских романа под названием "Библиотека немецких романов".

Затем В.А. Левшин предпринял попытку создания национального русского романа и бытовой повести на фольклорном материале. Так появилось "Русские сказки", ставшие для нескольких поколений русских людей источником знакомства с родным фольклором. Произведения многих русских писателей основаны на фольклорных сюжетах левшинских "Русских сказок". К этой книге восходят многие мотивы и эпизоды поэмы Пушкина "Руслан и Людмила". Имя Левшина упомянуто Пушкиным в 4-й строфе седьмой главы "Евгения Онегина".

В.А. Левшин сочинял и драматические произведения. Его перу принадлежат до 50 оригинальных и переводных опер, драм, комедий.

Особый интерес представляют исследования В.А. Левшина по экономике и истории. Его "Топографические описание Тульской губернии" - один из первых и значительных трудов по истории Тульского края.

Интерес к древней истории, генеалогии и исторической биографии привел Левшина к созданию "Исторического сказания о выезде, военных подвигах и родословии благородных дворян Левшиных", книг о Б.П. Шереметьеве, Г.А. Потемкине, А.В. Суворове.

Значителен вклад В.А. Левшина в русскую агрономию. Он был основателем травосеяния в России, занимался изучением болезней растений, описанием земледельческих орудий Центральной России. В числе трудов по сельскохозяйственной тематике "Садоводство полное" (1805-1808), "Цветоводство подробное, или флора русская" (1826).

За оригинальное решение экологических задач Вольное экономическое общество наградило В.А. Левшина 17 золотыми и 4 серебряными медалями.


Заблудиться в лабиринте чисел очень просто. Но если вашим проводником согласится стать сама многоуважаемая Арифметика, путешествие удастся на славу. Каждая остановка, а их будет тридцать две (по числу букв алфавита) подарит вам незабываемые впечатления, а задачи, которые Арифметика иногда будет подкидывать своим спутникам, внесут ещё большее разнообразие в этот и без того прихотливый маршрут.

Замечательная книга о приключениях мальчика Чита в Лабиринте Чисел и о его проводнице — Арифметике. В увлекательной форме знакомит детей со многими математическими и логическими понятиями.

Великий треугольник, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков

Путешествуя по разным странам и эпохам, герои книги «Искатели необычайных автографов» — филолог Фило и математик Мате — попадают во Францию XVII века, где знакомятся с отдельными эпизодами жизни и творчества великих французов Паскаля, Мольера, Ферма, а заодно постигают основы важной отрасли математики — теории вероятностей.

Искатели необычайных автографов, или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков

Любитель изящной словесности Филарет Филаретович Филаретов, или сокращенно Фило, и признающий только красоту математики Матвей Матвеевич Матвеев, или сокращенно Мате, отправляются в путешествие по прошедшим эпохам в поисках автографов великих писателей и математиков. Каково же их удивление, когда оказывается, что они разыскивают одних и тех же людей!

На страницах этой удивительной книги вы повстречаетесь с Омаром Хайямом, Блезом Паскалем, Эратосфеном, Фибоначчи, Пифагором и многими другими великими людьми, которые, возможно, предстанут в новом, незнакомом для вас качестве. Немаловажно, что книга написана простым понятным языком и не требует специальных знаний в области математики.

Магистр рассеянных наук

В сборник вошли повести Владимира Лёвшина о приключениях незадачливого путешественника Магистра Рассеянных Наук и его неизменной спутницы Единички: «Диссертация Рассеянного Магистра», «Путевые заметки Рассеянного Магистра» и «В поисках похищенной марки».

Герой книги — пылкий поклонник математики, неутомимый путешественник и путаник Магистр Рассеянных Наук — колесит по свету в погоне за математическими загадками и казусами. Он то и дело совершает ошибки, которые анализируют школьники Клуба «Рассеянного Магистра». Это помогает им развивать наблюдательность, совершенствовать свою математическую логику и пополнять знания не только по математике, но и по другим отраслям наук.

Его рассказы, полные самых невероятных приключений и ещё более невероятных ошибок, развивают наблюдательность, совершенствуют математическую логику и убедительно подтверждают справедливость древней истины: на ошибках учатся.

Новые рассказы Рассеянного Магистра

Если вы уже знакомы с незадачливым героем книги В.Лёвшина «Магистр Рассеянных Наук», если уже сталкивались с бесчисленными ошибками и оговорками этого рассеянного математика, вам, вероятно, интересно будет узнать о его новых путешествиях и приключениях, а заодно снова встретиться с постоянными членами Клуба Рассеянного Магистра - Таней, Севой, Олегом и Нуликом.

Нулик-мореход

Кто читал весёлые и поучительные книги В.Левшина о математике, конечно, запомнили маленького озорного Нулика - жителя государства чисел Карликании.

Те же, кто этих книг ещё не читал, наверняка будут рады познакомиться с Нуликом впервые и совершить вместе с ним плавание по геометрическим морям и океанам на волшебном Фрегате под командой знаменитого капитана Единицы.

Путешествие по Карликании и Аль-Джебре

Действие происходит в воображаемых математических странах Карликании и Аль-Джебре. Герои книги, школьники Таня, Сева и Олег, попадают в забавные приключения, знакомятся с основами алгебры, учатся решать уравнения первой степени.

Стол находок утерянных чисел

Книга о свойствах чисел и их закономерностях. Действие происходит в сказочном математическом городе, где в столе находок разыскивают числа по их приметам. Жители города Энэмска знают - числа живут особенной жизнью и дружба с ними сулит приятные неожиданности и нечаянные открытия. Разумеется тем, кто знает их законы.

Многие, наверное, читали книги Левшина В. и Александровой Э. «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре», «Фрегат капитана Единицы», «Магистр Рассеянных Наук» и другие, которые привили любовь к математике не одному человеку. Это еще одна из книг этих авторов.

В 2016 г. вышло первое собрание сочинений поэта-крестьянина. Трёхтомник Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) выпущен тверским издательством СКФ-офис, но появился он благодаря усилиям многих: генерального директора ГК «Голутвинская слобода» Андрея Огиренко, где развивается проект комплексного развития территории «Малое Завидово», администрации Вахонинского сельского поселения при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области (научно-исследовательский проект № 13-14-69001 а/Ц) и внука поэта, Валентина Семёновича Морева. А главной научной силой в этой работе был известный историк литературы и фольклорист, профессор, доктор филологических наук Михаил Викторович СТРОГАНОВ. Сегодня он рассказывает о Дрожжине, Тверском крае и русской поэзии, развёртывающейся в пространстве и во времени...

– Михаил Викторович, вообще-то имя Дрожжина всем известно со времён букваря. Его строки «Всё зазеленело... / Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»; «Улицей гуляет / Дедушка Мороз... / Иней рассыпает / По ветвям берёз» помнятся с раннего детства. Однако об их авторе даже специалисты знают мало, а большинство лишь то, что он был крестьянином, который вдруг стал писать стихи. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, за тринадцать лет до отмены крепостного права. И его становление как личности пало на эпоху великих реформ, когда крестьяне получили личную свободу и юридические права на образование. Это был действительно великий перелом в жизни России, который мы еще фактически не осознали. Мы справедливо говорим о тяжелом экономическом положении эмансипированных крестьян, но мы несправедливо умалчиваем, что крестьяне эти могли учиться и работать не только на земле, но и в городах, получать самые разные профессии. Эти профессии были тоже низко оплачиваемыми, но о хождении рабочих пó миру (в отличие от крестьян) мы не знаем. Условия труда рабочих были столь же беспросветно тяжелыми, но появилась возможность выбора, распорядиться которой каждый человек мог (хотя бы в принципе) в соответствии со своими силами и возможностями. Раньше и того не было.

Вот школа Дрожжина: мальчик-половой в питерском трактире «Кавказ», потом приказчик в разных табачных лавках, после лакей у одного ярославского дворянина. Вот его университеты: приказчик в лавке при табачной фабрике в Ташкенте, доверенный по поставке дров на станции Николаевской железной дороги, приказчик в книжных магазинах. Каждый новый шаг был шагом вперед, каждый раз статус Дрожжина поднимался. Я не хочу обманывать себя и других и утверждать, что путь этот был однонаправленным и легким. Были в его жизни и тяжелые периоды, и неудачи, и срывы, и почти всё время - угнетающее безденежье. Но было бы исторически ошибочно, а по отношению по отношению к самому Дрожжину и несправедливо говорить только о невзгодах и не увидеть большого человеческого роста. Вот если мы соединим в нашем сознании все тяготы и невзгоды со всеми успехами и одолениями, то картина будет более ясной. Крестьянин всю жизнь шел к достижению своей мечты.

А было у Дрожжина две постоянные мечты: мечта о поэзии, песне и красоте и мечта о крестьянской деревенской жизни, никогда не оставлявшее его стремление вернуться в родные места. Дрожжин покинул родную Низовку не по своей воле. Отец вернулся из Питера, где безуспешно пытался заработать оброк, и семья решила отправить первенца Спирю в столицу на прокорм: в малоземельной и неплодородной Низовке кормиться было нечем. Оторванный от дома, Дрожжин очень хотел вернуться и несколько раз возвращался, но каждый раз вынужден был вновь уезжать на заработки. Он смог вернуться и поселиться в Низовке только тогда, когда получил постоянную императорскую пенсию за свое литературное творчество - ежегодные сто рублей. Стихи вернули его к крестьянской жизни. Но сперва за эти стихи он получал одни зуботычины, и от служителей «Кавказа», и от своих родных.

– Мы знаем, что в Шотландии был такой крестьянин-поэт, Роберт Бёрнс, обретший мировую славу, даже виски выпускают с его именем. А в мировой поэзии много таких землепашцев с тетрадкой для стихов за кушаком? В русской поэзии?

– Я уже сказал, что Дрожжин стоит в ряду тех русских крестьян, которые с освобождением от крепостной зависимости искали новых путей в жизни. Эти новые пути были неизбежно связаны с повышением культурного и образовательного уровня. Такие поэты-крестьяне были в каждой национальной культуре, но не все они заняли такое место, как Бёрнс или Шевченко в культурах своих народов. Дрожжин хорошо понимал свое типологическое сходство с этими поэтами. Он и Бёрнса знал (его переводил близкий друг Дрожжина Иван Белоусов), и Шевченко (а его он сам переводил, подражал ему, съездил на его могилу - единственное литературное путешествие в его жизни). Но Шевченко стоял у истоков национальной поэзии украинского народа, а творчество Бёрнса совпало с национальным возрождением шотландского народа, поэтому они и получили статус национальных поэтов. Иная ситуация была в России, где национальный поэт уже был, где к моменту поэтической работы Дрожжина было много других замечательных поэтов и где сам он был современником символистов. Так что типологическое сходство есть, но в эволюционном ряду это разные явления.

– Заметен ли Дрожжин в этом ряду? В чём его отличие от ему подобных?

– Если в сравнении со значением Бёрнса и Шевченко для своих культур значение Дрожжина для русской было значительно меньшим, то среди русских поэтов-крестьян, поэтов из народа Дрожжин был едва ли не самым примечательным. Вторая половина XIX века дала огромное количество народных поэтов, однако Дрожжин не только оставил самое большое поэтическое и прозаическое наследие, но и создал из своей жизни культурный прецедент огромной силы. Он показал, как выбивается к большой творческой жизни человек из самых низов, не имеющий ни малейшего образования. Строил он свою жизнь для себя, конечно. Но построил ее он и для других, как образец. И в этом смысле Дрожжин велик и уникален.

Дрожжин называл себя поэтом-крестьянином, хотя, если честно сказать, он мало знал крестьянский труд. Но Дрожжин внушал своему читателю идею крестьянского поэта, и именно таким он вошел в общественное сознание. Это был проект всей его жизни, проект яркий, оригинальный и удачный.

– Говоря о Дрожжине, обязательно вспоминают о его встрече с Рильке, но порой такие рассказы не лишены домыслов и преувеличений. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё было в действительности.

– К сожалению, в двух словах это не расскажешь. Я об этом написал большую работу, но пока еще не напечатал её. Это очень смешная история о том, как европейская культура конца века создавала миф о цельной и загадочной русской душе и как при ближайшем рассмотрении этот миф разрушился. Настоящий Дрожжин не имеет отношения к мифам, которые сочинял Рильке. Но самое главное - Дрожжин и интересен не тем, что несколько его стихов перевел Рильке.

– На мой вкус, современное издание сочинений даже забытых поэтов – дело не только благородное, но и необходимое для здорового развития культуры. И всё же – как появилась идея издать именно Дрожжина, какую цель Вы как учёный ставили перед собой? Кто ещё участвовал в подготовке издания?

– Я за свою жизнь издал несколько полузабытых и даже неизвестных русских поэтов: Петра Плетнёва, Фёдора Львова, Александра Бакунина, Александра Башилова, Виктора Теплякова. Обычно эти книги я делал со своими коллегами, но это была моя инициатива. Дрожжин - не совсем обычный для меня проект. Еще в 1996 году, когда отмечался 150-летний юбилей поэта, Евгения Строганова, профессор кафедры истории русской литературы Тверского университета, которой я тогда заведовал, подбила меня провести научные чтения, посвященные Дрожжину. Сама она в этих чтениях не участвовала, но у нас появился сборник, в котором, кроме научных статей, были собраны все известные воспоминания о Дрожжине. Работая над этим сборником, я подружился с ныне покойным Леонидом Андреевичем Ильиным, который в 1938 году создал музей Дрожжина в поселке Завидове Конаковского района, куда после затопления Низовки Иваньковским водохранилищем был перенесен дом поэта. Он щедро делился своими знаниями и материалами. А в 2010 году нынешняя заведующая этим музеем Елена Владимировна Павлова, изумительно инициативный и творческий человек, побудила меня взяться за Дрожжина; именно она и нашла наших спонсоров ГК «Голутвинская слобода» и её генерального директора Андрея Огиренко. Большую и важную роль в работе над собранием сыграл мой коллега известный тверской журналист кандидат филологических наук Евгений Викторович Петренко. Вот и думай, какую цель ты ставил перед собой. Изначально был интерес вернуть писателя в литературу, потому что только более или менее полная публикация текстов представляет писателя миру. Но потом стало отчетливее формироваться то представление о Дрожжине, которое я попытался изложить в начале нашего разговора. Захотелось не просто издать Дрожжина, а сделать именно такого Дрожжина.

– Расскажите, пожалуйста, о составе собрания, о его полноте, о дрожжинской прозе, занимающей третий том.

– Вот-вот, какого же Дрожжина? Первые два тома включают все опубликованные и частью неопубликованные стихотворения и поэмы. Но Дрожжин всю свою жизнь писал и автобиографическую прозу. Он почти во все свои книжки включал автобиографию, которую старательно переписывал от издания к изданию. При этом очень часто книги назывались так: жизнь поэта-крестьянина Дрожжина с приложением его стихов. Автобиография публиковалась на первом месте, и стихи должны были восприниматься на фоне этой автобиографии. Дрожжин как бы говорил: вот она, проза жизни, из которой и родилась - вот она! - поэзия. И автобиографическая проза составила третий том: три принципиально разных варианта автобиографии (всего их было, как можно судить, пять, остальные отличались от них незначительно) и дневник 1921-1930 годов. Этот дневник - сам по себе великолепный документ эпохи: письма читателей, стихотворные посвящения коллег по перу, хроника литературной и общественной жизни. И рядом с этим - несколько наивное и очень понятное старческое умиление своим успехом. Читая этот дневник, невольно вспоминаешь Маяковского:

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

Попишет

стихи.

Может быть, это о Дрожжине и написано, но никто не занимался этим вопросом.

– Как соотносятся в дрожжинском творчестве фольклор и литература?

– Я думаю, что вопрос сложнее. Дрожжин - это наивная поэзия, которая стала профессиональной. Дрожжин пользуется чужим словом так, как это делает фольклор и наивная поэзия, для которых чужое значит не имеющее автора, а ничье, общее, поэтому чужим можно пользоваться не для того, чтобы кивнуть на предшественника, а потому, что удачно сказанное не грех и повторить. Дрожжин, сочиняя стихи, пел их, и песня - любимое жанровое обозначение его стихотворений. Но в народный репертуар Дрожжин не вошел в отличие от родственных ему Ожегова, Горохова и особенно раннего Сурикова. На стихи Дрожжина писали музыку профессиональные поэты (каталог песен, подготовленный кандидатом искусствоведения Ниной Константиновной Дроздецкой, представлен во втором томе собрания), а народной песней стала фактически только одна - «У колодца», фрагмент из поэмы «Дуняша». Вот и народный поэт, а в народ не пошёл.

– Книги прекрасно изданы, Тверской полиграфический комбинат, как всегда, на высоте, но необходимо сказать об иллюстрациях, о фотографиях во всех трёх томах. Какое место им отведено в общей концепции собрания?

– Собрание сочинений подготовлено издательством «СФК-офис», директор которого Евгений Михайлович Бондарев очень любит книгу и любит её делать. Иллюстративный материал издания был предоставлен завидовским музеем Дрожжина: старые, выцветшие фотографии, пострадавшие не только от времени: в 1941 году Завидово находилось в зоне оккупации, музей был разграблен, а экспонаты погибали, выброшенные на улицу. Наш издатель довел эти старые материалы до такого качества, что Вы теперь восхищаетесь ими. Этот приятно. Но вообще мы с Бондаревым хотели представить поэта-крестьянина, поэтому и цвет обложки выбрали под мешковину, а фотографии поместили на разворотах в одну общую рамочку, как это принято было в крестьянских избах. Если читатель заметит это, он и поймет наш нехитрый замысел.

– Что в собрании сочинений представляется Вам особенно важным?

– В собрании важна гармония. Важно было найти границу между томами стихов: и чтобы более или менее равномерно было, и чтобы деление отвечало периодизации творчества. Кажется, это удалось. Первый том - стихи эпохи скитаний. Второй том - стихи оседлой жизни в Низовке. Третий том - проза. Неправильно, конечно, что проза оказалась на втором месте: у Дрожжина автобиографическая проза предшествовала стихам. Но мы пока не решились начать представление поэта-крестьянина с прозы.

– Есть ли в Ваших планах продолжение работы по представлению других полузабытых русских писателей, не обязательно крестьян?

– Нет, пока таких планов у меня нет. Есть разные другие планы, но не эти. Е. б. ж.

Беседу вёл Сергей ДМИТРЕНКО.

Книги есть в фонде Конаковской МЦБ

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт.
Родился 9 декабря, по другим сведениям 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург.
Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.
В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова, Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Льва Толстого и др.
В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 начал вести дневник, который вёл до конца жизни.
Первая публикация Дрожжина была в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжин стал активным сотрудником множества журналов: «Дело», «Слово», «Семейные вечера» и др. в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).
Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) вернулся на родину (1896), посвятив себя литературному труду.
К концу XIX века становится Дрожжин стал известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 г. его посетила Райнер Мария Рильке (1900).
В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 - 1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).
Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).
Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.
Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы».
Умер 24 декабря 1930 года и был похоронен в селе Шоша.
После заполнения Иваньковского водохранилища его прах и последний дом в 1937 г. были перенесены в пгт Новозавидовский, где открыт музей.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин - известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству. Биография Спиридона Дмитриевича Дрожжина кратко изложена в этой статье.

Происхождение, годы обучения

Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии (деревня Низовка). Этот край очень любил Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Родина его воспета во многих его произведениях. Деревня Низовка впоследствии на долгие годы станет для поэта источником вдохновения. Ей посвятил, в частности, свой известный стих "Родине" Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Родители будущего поэта были крепостными крестьянами. Спиридон Дмитриевич получил азы образования от своего деда, Дрожжина Степана Степановича, который обучил его чтению азбуки и, конечно, часослова.

В 1858 году Спиридона отдали в школу к местному дьячку. Здесь будущий поэт два года обучался счету и письму. Спиридон Дмитриевич Дрожжин с благодарностью вспоминал эти дни. Им посвящено его стихотворение 1905 года "В школе у дьячка". На этом обучение Спиридона Дмитриевича было завершено - зимой 1860 года будущий поэт отправился в Петербург на заработки.

Скитания по стране, самообразование

Следующие 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества "Самолет", доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев.

Начальные годы скитаний, петербургские (1860-1871 гг.), - время, отмеченное не только полуголодным нищенским существованием, но также и активным самообразованием Дрожжина. Первые четыре года, проведенные в столице, он работал в трактире "Кавказ" половым. В это время Спиридон Дмитриевич Дрожжин жадно, хотя и бессистемно, читал литературу, зачастую низкого качества: журналы типа "Чтения для солдат" и "Мирского вестника", лубочные романы и др. Однако через некоторое время Спиридон Дмитриевич познакомился с произведениями И.С. Никитина, А.В. Кольцова и Н.А. Некрасова. Он с увлечением читал журнал "Искра". Спиридон Дмитриевич с 1866 года начал регулярно бывать в Публичной библиотеке.

Собственная библиотека и первое стихотворение

На его идейно-эстетическую ориентацию и художественные вкусы оказало положительное влияние знакомство Дрожжина со столичным студенчеством и представителями разночинно-демократической молодежи. Экономя в одежде и пище, Спиридон Дмитриевич Дрожжин собрал свою библиотеку. В нее вошли произведения, созданные его любимыми авторами: М. Ю. Лермонтовым и А. С. Пушкиным, Никитиным и Кольцовым, П.-Ж. Беранже и Г. Гейне, Г. И. Успенским и П. Огаревым и Ф. Шиллером и др. Дрожжин интересовался также "запрещенной" литературой. В возрасте 17 лет он создал первое свое стихотворение. С этого времени Спиридон Дрожжин не прекращал писать стихи. Первые записи в его дневнике появились 10 мая 1867 года. Он вел его до конца жизни.

Первая публикация

К 1870 году относится первая попытка Дрожжина опубликовать свои произведения. Он послал 5 лучших, по его мнению, стихов в "Иллюстрированную газету", однако они были отклонены. В 1873 году состоялся долгожданный литературный дебют поэта. Именно тогда стихотворение Дрожжина "Песня про горе добра молодца" было напечатано в журнале "Грамотей". С этого времени Спиридон Дмитриевич стал активно публиковаться во множестве журналов ("Русское богатство", "Семейные вечера", "Дело", "Слово" и др.), а также в детских изданиях ("Юная Россия", "Жаворонок", "Детское чтение", "Детские годы" и др.).

Известность, возвращение на родину

Известность Дрожжина как поэта в конце 1870 - 1880-х гг. быстро росла. И.З. Суриков проявил интерес к молодому автору-самоучке. Об этом свидетельствует их переписка, относящаяся к 1879 году.

В Петербурге в 1889 году вышел первый сборник С.Д. Дрожжина ("Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни"). В 1894 и 1907 году эта книга была переиздана, каждый раз значительно пополняясь. Тем не менее поэт продолжал бедствовать. В начале 1886 года Дрожжин окончательно вернулся в родную деревню Низовку. Здесь он полностью посвятил себя литературе, а также сельскохозяйственной работе. Л. Н. Толстой поддержал решение, которое принял Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Родина, как он считал, может вдохновить поэта на новые свершения.

Встреча с Л. Н. Толстым и Р. М. Рильке

Дрожжин встречался со Львом Николаевичем два раза, в 1892 и 1897 году. За поэтом в деревне полиция установила негласный надзор, что не мешало ему творить. Постепенно становился все более популярным поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Биография его отмечена важным событием в 1900 году: в Низовку прибыл Р. М. Рильке, великий австрийский поэт. Он перевел на немецкий 4 стихотворения Спиридона Дмитриевича.

Новые книги, улучшение материального положения

Одна за другой в первое десятилетие 20 века выходят следующие книги Дрожжина: в 1904 году - "Новые стихотворения", в 1906 - "Год крестьянина", в 1907 - "Заветные песни", в 1909 - "Новые русские песни" и "Баян". Кружок "Писателей из народа" в декабре 1903 года провел вечер в Москве, посвященный тридцатилетию творческой деятельности Дрожжина. В этом же году ему была назначена пенсия (180 рублей в год, пожизненно).

В 1904 году написал свой известный стих "Родине" Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Автор всегда с особым чувством относился к земле, на которой он родился. Этому посвящены многие его произведения.

В 1905 году Дрожжин стал членом организованного при Московском университете Общества любителей российской словесности. А в 1910 году, 29 декабря, он получил премию Российской академии наук. Ее размер составлял 500 рублей. Она была вручена Дрожжину за сборники 1907-09 гг. 19 октября 1915 года еще одна книга Спиридона Дмитриевича, "Песни старого пахаря" (опубликована в 1913 году), была отмечена Академией наук. Дрожжин был удостоен почетного "пушкинского" отзыва.

Осуждение империалистической войны и поддержка Октябрьской революции

Проживая в деревне, Спиридон Дмитриевич следил за важными событиями в жизни общества. Он стал одним из немногих среди русских писателей, кто категорически осудил империалистическую войну. В 1916 году появилось стихотворение Дрожжина "Долой войну!". Ее кровавые события в 1914 году назвал "пережитком грубого варварства" в своем дневнике Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Биография его отмечена принятием Октябрьской революции, которую 69-летний поэт встретил с радостью. Он сразу же начал участвовать в общественной работе. Дрожжин был членом волостного исполкома, он ездил по всей стране, читал местным жителям свои произведения. Поэт в 1919 году стал председателем съезда писателей-пролетариев в Тверской губернии. Стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина продолжали публиковаться в печати.

"Песни труда и борьбы"

В 1923 году появился его сборник под названием "Песни труда и борьбы". Он знаменовал собой сразу два юбилея поэта - 75-летие со дня его рождения и 50-летие творческой деятельности. По случаю этих дат Спиридон Дмитриевич был избран почетным членом действовавшего в то время Всероссийского союза поэтов. Кроме того, библиотека-читальня имени Дрожжина появилась в Твери. Через 5 лет, по случаю 80-летия, Спиридон Дмитриевич получил поздравления от Академии наук СССР. Оно было подписано А. П. Карпинским, ее президентом.

Последние годы жизни

Дрожжин 28 сентября 1928 года встретился с Максимом Горьким в Москве. В последние годы жизни Спиридон Дмитриевич трудился над следующими сборниками: "Песни" (опубликован в 1928 году), "Пути-дороги" и "Песни крестьянина" (оба - 1929 год). "Песни крестьянина" стали последней книгой поэта, изданной прижизненно. Также Дрожжин подготовил к печати четырехтомное "Полное собрание сочинений". Кроме того, он довел "Записки о жизни и поэзии" до 1930 года.

Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет. На этом завершается биография Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Кратко расскажем теперь о его творческом наследии.

Особенности и значение творчества Дрожжина

Прах и дом, в котором поэт прожил основную часть своей жизни, в 1938 году были перенесены в поселок Завидово (Калининская область). Здесь находится мемориальный музей поэта, куда и по сей день приезжают многие почитатели его таланта.

Творческий путь Спиридона Дмитриевича был очень долгим, более чем 60-летним. Он был также необыкновенно плодотворным. Дрожжин при жизни издал 32 сборника, 20 из которых - до 1917 года. Нужно отметить, что стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина в целом художественно неравноценны. Тем не менее в лучшей части наследия этого автора обнаруживается мастерство и самобытный талант. В творчестве Дрожжина заметно влияние таких поэтов, как Некрасов, Никитин и Кольцов. В нескольких его произведениях, относящихся к 80-90-м годам, слышны отголоски поэзии Надсона С. Я. Искренность, непосредственность, задушевность и простота - вот основные качества, которыми отмечены стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Его можно назвать певцом крестьянской жизни. Именно так он определил суть своего призвания с первых шагов в литературе ("Моя муза", 1875 год).

Ряд произведений этого поэта вошел в фольклор ("Песни рабочих", "Песня солдата"). Многие его стихотворения были положены на музыку такими композиторами, как В. Зиринг, С. Евсеев, А. Чернявский, Н. Потоловский, Ф. Лашек и др. Ф. И. Шаляпин исполнял две песни на стихи такого поэта, как Дрожжин Спиридон Дмитриевич.

Биография для детей и взрослых, изложенная в этой статье, дает лишь поверхностные представления о его творчестве. Лучше всего обратиться непосредственно к стихотворениям, чтобы понять значение и особенности поэзии Спиридона Дмитриевича.