Мореплавание как ремесло и искусство зародилось в глубокой древности. Примерно за 5 - 4 тыс. лет до н. э. появляется парус - величайшее изобретение человека, оказавшее огромное влияние на дальнейшее развитие мореплавания.

Навигатор - человек, умеющий «ходить по морю», «ездить по морю».Именно так переводится латинское слово «navigare», от которого произошло слово «навигатор». Понятно, что навигации в современном ее понимании в древности не существовало.

Древние судоводители приводили корабли в нужное место, пользуясь самыми примитивными средствами.

Долгое время основными районами плавания оставались прибрежные. В путь, как правило, отправлялись летом, когда небо было безоблачным, днем светило солнце, а ночью были хорошо видны звезды.

Первое упоминание о морских картах относится к 490 г. до н. э. Карты эти походили скорее на чертежи и были еще очень примитивны. Однако с развитием науки карты все более совершенствовались.

Приблизительно в одно время с картами мореплавателей древнего мира появляются так называемые «Периплы» (от греческого «перипл», означающего круговой маршрут) - своего рода морские лоции.
В «Периплах» указывались чрезвычайно важные для судоводителя сведения: расстояния между пунктами на побережье, описания удобных бухт и гаваней, сведения о подводных опасностях, течениях, порядке плавания в узкостях, наиболее приметных навигационных ориентирах, о том, как далеко и в какую погоду видны с моря отдельные горы, мысы, возвышенности, т. е. обо всем, что могло помочь определить местонахождение судна.
В «Периплах» перечислялись также удобные якорные стоянки, места, где можно отремонтировать судно, пополнить запасы продовольствия и питьевой воды, приводились сведения о лоцманах, маяках и огнях.

В Европе магнитный компас появляется в X II в. У первых компасов магнитная стрелка помещалась в деревянной трубочке или на дощечке, плавающих в жидкости. Применение компасов совершило переворот в навигации. С его помощью мореплаватели могли ориентироваться в любых районах Мирового океана.

Морские плавания вдали от берегов остро поставили вопрос о дальнейшем совершенствовании морских карт, мореходных приборов и инструментов, выдвинули на первый план проблему производства астрономических наблюдений. Поэтому дальнейшим важным шагом стало изобретение инструмента для определения высот светил.
Такой прибор - астролябия - появляется сначала в X в. Во второй половине XV в. были созданы специальные астрономические таблицы, угломерная линейка Герсона - угломерный прибор, более точный, чем астролябия, и становится возможным определение места судна по звездам практически в любой точке Мирового океана. Начинается эпоха великих географических открытий. ,

Великие морские плавания значительно обогатили науку и оказали решающее влияние на дальнейшее развитие астрономии, навигации, картографии - основных направлений науки о судовождении. В Европе создаются первые морские учебные заведения, сочетавшие обучение мореплавателей с научными исследованиями.

В 1566 г. Герард Меркатор создает новую картографическую проекцию, по которой составляется большинство морских карт и в настоящее время. В 1573 г. появляются лаги - приборы для измерения скорости корабля и пройденного им расстояния.

В 1731 г. изобретен октан - новый, более совершенный угломерный прибор для измерения высот светил, - предшественник современного секстана. В 1761 г. создан хронометр. Эти приборы позволяли довольно точно определить местоположение судна астрономическим методом, что давало возможность совершать дальние плавания в океанах, точно наносить на карты вновь открытые материки и острова. Неоценимый вклад в развитие науки о судовождении внесли русские мореплаватели.

Особенного расцвета русский флот достиг в эпоху Петра Первого. Огромное значение он придавал подготовке грамотных, хорошо знающих свое дело специалистов. Поэтому по его указу в 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, а в 1715 г. в Петербурге - Морская академия.
Выпускники Навигацкой школы и академии многое сделали для развития мореплавания в России, совершив ряд кругосветных путешествий, сделав важные географические открытия. Например, А. И. Чириковым и В. Берингом были исследованы моря Дальнего Востока, берега Камчатки.
Во время кругосветных экспедиций И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского были описаны берега Курильских островов, Сахалина, Японии; открыты неизвестные острова и проливы; проведены ценные океанографические исследования, и как результат всего этого - созданы научные труды.
Большую ценность с точки зрения науки имела экспедиция В. М. Головнина на Дальний Восток. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прославила себя открытием Антарктиды. В это же время предпринимает четыре плавания в Арктику Ф. П. Литке, в результате которых были описаны берега Новой Земли, Камчатки, Чукотки, определено местоположение многих островов.

В ходе этих путешествий и экспедиций совершенствовались знания, уточнялись морские карты, изучались моря, омывающие Россию. Труды русских мореплавателей явились незаменимыми пособиями при подготовке штурманов новых поколений.

Еще в начале XVIII в. (1703 г.) преподавателем Навигацкой школы Л. Ф. Магницким был составлен учебник арифметики, третья часть которой уделялась навигации и мореходной астрономии.
Необходимо отметить также книги о навигации Малыгина, Мордвинова, особенно Ломоносова. В работе «Рассуждения о большой точности морского пути» М, В. Ломоносов изложил основы судовождения и впервые дал описание некоторых навигационных приборов (самопищущий компас, прибор для учета дрейфа и др.).

С появлением в середине XIX в. судов с паровыми машинами, а позже и судов со стальными корпусами перед судоводителями встал целый ряд новых, требующих немедленного разрешения проблем.
К ним прежде всего относились вопросы возможности компенсации девиации магнитных компасов и повышения точности определения места судна. Значительный вклад в их разработку внесли известные русские ученые и исследователи Ф. П. Врангель, Г. Я- Седов. И. П. Белавенец, И. П. Колонг создали науку о девиации магнитных компасов. В конце XIX в. А. С. Попов изобретает радио, которое повлекло за собой быстрое развитие радионавигации.

В советский период академиками Н. Д. Папалекси, Д. Н. Мандельштамом, А. И. Бергом, проф. Е. Я. Щеголевым была проделана огромная работа по созданию первых радионавигационных систем.
Профессорами и преподавателями высших морских училищ страны Н. А. Сакеллари, К- С. Уховым, А. И. Мизерницким, А. П. Ющенко, М. М. Лесковым составлены новые учебники по навигации. В последние годы продолжаются работы по совершенствованию средств и методов навигации, решаются проблемы автоматизации судовождения, использования электронно-вычислительной техники.

Мореплаватель — человек, посвятивший значительную часть своей жизни морским путешествиям.

Мореплаватель - путешественник, который путешествует по морю и океану, занимается мореплаванием.

Объектом безопасности мореплавания являются прежде всего морские суда - основное звено морской транспортной системы, использование которых составляет сущность мореплавания.

Безопасность мореплавания должна обеспечивать сохранение морскими судами мореходного состояния как того свойства системы, которое обеспечивает возможность ее функционирования.

Мореплавание — одно из древнейших приобретений человечества. С незапамятных времен люди бороздят океан, самыми прославленными из которых были финикийские мореплаватели. В периоды войн океан неизменно служил театром военных действий. На просторах океана разыгралось немало величайших трагедий.

В настоящее время океан служит главным средством транспортных связей между континентами. Огромные лайнеры предоставляют пассажирам все удобства для ближних и дальних морских путешествий.

Мореплавателями могут выступать торговцы и купцы, осуществляющие торговые перевозки по морю.

Мореплавание может быть также военным.

Мореплаватели часто становились первооткрывателями новых земель и народов. Так Колумб считается первооткрывателем Америки.

К первым мореплавателям относят египтян и финикийцев, однако и другие народы того времени имели навыки путешествий по морю.

Основы морской навигации в современном понимании были созданы при начале использования магнитной стрелки компаса для определения курса судна. Первые упоминания об этом традиционно относятся к XI веку. Важным этапом развития навигации стало начало составления карт в прямой равноугольной цилиндрической проекции (Г. Меркатор, 1569), в более ранние времена в картографии не было единого стандарта. Большим шагом вперёд послужило изобретение в XIX веке механического лага — прибора, измеряющего скорость судна.

В конце XIX — начале XX веков успехи в развитии физики и исследовании электричества послужили основой создания электронавигационных и радиотехнических приборов судовождения.

В России первое учебное пособие по морской навигации было написанно в 1703 году Л. Ф. Магницким, преподавателем «Школы математических и навигацких наук», основанной Петром I двумя годами ранее. Большой вклад в разработку морской навигации внесли и другие русские мореплаватели и учёные: С. И. Мордвинов, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов и другие.

Кругосветные плавания и географические научные экспедиции способствовали дальнейшему развитию науки судовождения. Новый этап в развитии навигации и штурманского дела открыло изобретение радио.

Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники. К началу XX в. русские путешественники и мореплаватели освоили одну шестую часть поверхности суши, занимаемую Россией, изучили многие приграничные географические районы и громадные пространства Азии, все берега Европы и Азии: от Варангер-фьорда до Кореи, берега значительной части Северной Америки, сделали ряд замечательных открытий в других районах земного шара.

Знаменитые и известные Мореплаватели

.
.
.
.
.

Как вы думаете, когда и кем была построена первая лодка?

«Ха!» — ответите вы – «ведь уже давно известно, что первые плав. средства появились 40-60 тыс. лет назад!»

Но что вы скажете, если мы отодвинем эту дату еще дальше и заявим, что первая лодка появилась 800 тыс. лет назад?

Именно такое заявление сделал австралийский археолог Майк Морвуд. А еще он заявил, что первыми мореплавателями были…питекантропы, то есть та переходная форма, когда человек уже не был обезьяной, но и еще не был человеком!
И хотя питекантропов после многолетних споров все же решено было признать разумными гуминидами, они все равно упорно выбиваются из общепринятой цепочки развития.

Так в 1996г. в научном американском издании Science Magazine (Научный журнал), появилась статья, в которой говорилось, что на острове Ява питекантропы проживали совсем недавно (по вселенским меркам), всего 27тыс. лет назад, чем вызвала настоящую бурю в научном мире.

Как смогла такая популяция столь долго существовать на острове, когда в остальном мире она давно вымерла?

Первые останки питекантропов были обнаружены на острове еще в 1890г., но всеобщий интерес вызвали именно те, что были найдены уже в 30-х, 70-х годах XX века, ведь они явственно отличались от своих «предшественников» тем, что их черепа, а, следовательно, и головной мозг, были намного большего размера. А это значит, что вид эволюционировал!

Доказательством тому служит и открытие Майка Морвуда, сделанное на острове Флорес. Этот остров находится всего в нескольких сотнях миль восточнее Явы и является почти самым близким ее соседом.

Майк Морвуд и его коллеги с Индонезии нашли на острове древние каменные орудия. И эти орудия не были случайными осколками камней, которые образовались в ходе природных процессов – они были изготовлены специально и применялись, скорее всего, для разделки мяса или для обработки древесины!
А слой почвы, в котором были найдены орудия, имеет возраст 800 тыс лет.

Когда-то Ява была соединена своеобразными «мостиками» с континентом и потому животные и доисторические люди могли свободно мигрировать из Азии в Австралию. Но как питекантропы попали на остров Флорес? Ведь даже во времена, когда уровень моря становился довольно низким, Флорес и Ява все равно были отделены друг от друга тремя глубокими и широкими проливами. Ширина одного из таких проливов достигала 24 км. А если еще взять во внимание течение и постоянно меняющиеся погодные условия, то вывод остается один – наши предки на остров приплыли! И сделали они это на первом, выдолбленном из дерева первобытном корабле.

Как вам развитие для вида, который по началу считали почти обезьяной?

Ведь чтобы построить лодку, первобытный человек должен был не только уметь обращаться с древесиной, но и работать в коллективе, а так же планировать.
Наше прошлое хранит еще много загадок, но теперь питекантропов можно смело назвать первыми мореплавателями доисторического мира.

Подпишитесь на нас