Он вошел в литературу под именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношение к семье, отношения помещиков и «рабов» он позже воссоздает в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых». В 1844 году он был выпущен из лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Работа не мешает его литературным делам. Практически друг за другом выходят две его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» - появилось под псевдонимом «Щедрин». За это произведение его отправляют в ссылку на Вятку («Вятский плен») там он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину. Ссылка кончилась в 1855 году. С 1848 по 1856 года – в литературной деятельности перерыв. В 1856 году выходят «Губернские очерки», принесшие ему большую славу, он продолжает служить сначала в министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери.

В 1862 году он оставил должность, решая посвятить все свое время литературному труду. По приезду в Петербург он вошел в состав редакции «Современника». В 1868 он становиться членом редакции журнала «Отечественные записки».

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 года Щедрин написал: «В 1868 году совсем оставил службу и отдался литературе, в настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю смерти…»

Самый интересный роман Щедрина это конечно «История одного города»

Проблема этого романа – это проблема жанра. Автор стремился обнаружить смысловое единство всех эпох развития общества при самодержавии. К сожалению, этот смысл книги оказался достигнут далеко не всем его современникам, и это породило множество не всегда точных толкований.

В центре этого произведения – сатирическое изображение взаимоотношения народа и власти, глупцов и градоначальников. Сатирически освещается история вымышленного города Глупова. Стремясь придать героям и событиям обобщенный смысл, Щедрин часто прибегает к анахронизмам – смешению времен. Повествование идет от лица вымышленного архивариуса. Но в рассказ нередко вплетаются факты и события более позднего времени.

Фантастически характеристики глуповских обывателей: временами они похожи на столичных или губернских горожан, но иногда эти «горожане» пашут и сеют, пасут скот и живут в деревенских избах.

Градоначальники совмещают в себе повадки, типичные для русских царей и вельмож, с действиями и поступками, характерными для городничего или сельского старосты.

Смысл финала в том, что Щедрин почувствовал отрицательные стороны стихийного крестьянского движения и предостерегал от его разрушительных последствий.

Маяковский - великий поэт трагической любви. Любовная линия в его лирике включается в социальную коллизию эпохи. Для произведений Маяковского, посвященных теме любви, характерна эпическая масштабность лирических ситуаций.
Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все его творчество. «Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем», - писал поэт в письме к Л. Брик. В этих строках - вся жизнь Маяковского, со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек», «Люблю», «Про это».
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три любовных увлечения оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии «Облака в штанах».
Отношения Владимира Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение «Лиличка!» Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавием-посвящением «Лиличке» только в 1934 году.

Маяковский и Татьяна Яковлева сразу влюбились друг в друга. С первого же дня их знакомства возник новый «пожар сердца», и засветилась «лирики лента» новой любви. Это сразу увидели и поняли те, кто был близок Маяковскому и кто был прямым свидетелем этого события. За месяц их знакомства Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т. А. Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик. Оба эти стихотворения (и «Письмо товарищу Кострову...», и «Письмо Татьяне Яковлевой») о любви, но сравнивая их, понимаешь, насколько они различны, хотя и написаны приблизительно в один период. Если первое носит более глобальный, даже, где-то, философский характер, то второе - более личное.



Откроем поэму «Облако в штанах» (1914 г.), и нас сразу, с первых строк, охватывает тревожное чувство большой и страстной любви. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме.
Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает:
«Любить нельзя!» Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви.

В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922г.), «Про это» (1923 г.). Поэма «Люблю» - это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Вообще «Люблю» - самая светлая поэма В. В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. Этим она, пожалуй, сильно отличается от всех других произведений поэта.
Но уже в поэме «Про это» лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме «Про это» ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. После появления поэмы «Про это» Маяковского стали обвинять в «субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний». Поэма «Про это» не могла не получить самую отрицательную оценку на страницах пролеткультовских изданий. Пролеткультовские теоретики видели в лирике лишь «пережиток буржуазного индивидуалистического искусства». Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а «черты, общие миллионам».
Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. «Как-нибудь один живи и грейся», - пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с несбыточностью любви, ее запредельностью.
В любовной лирике поэта встречаются и строки, которые, казалось бы, отрицают и высмеивают это чувство. «Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...». Скорее всего, в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям.
Личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по себе, они тесно связаны, переплетены, одно переходит в другую. Поэзия делается из простой, реальной жизни, в самой этой жизни существует, из нее рождается.
Как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни.

Конспект

Урока литературы в 11 классе

Учитель: Маккоева Галина Рудольфовна

Тема: «Необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915)

Цель: показать учащимся необычность в раскрытии темы любви поэтом, выявить приёмы передачи психологического состояния; совершенствовать навыки анализа лиро-эпического произведения; развивать ассоциативное мышление, языковое чутьё, художественный вкус; воспитывать любовь к литературе.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы поговорим на вечную, но всегда юную и привлекательную тему, тему любви мужчины к женщине. Что такое, по-вашему, эта любовь? Как определите значение этого слова?

(Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность).

- ^ Какие слова у вас ассоциируются со словом «любовь»?

(Теплота, сердечность, внимание, чувства, влечение, мука, переживание, радость, ожидание, свидание, душевный подъём, понимание, душа, красота, доброта и т.д.)

- ^ Какой может быть любовь?

(Счастливой, взаимной, неразделённой, отвергнутой)

Ярче и точнее всех о любви говорят поэты. Я предлагаю вам поговорить о любви необычной. Такой, какой была любовь лирического героя поэмы

В.В. Маяковского «Облако в штанах». Ведь именно она, эта необычная любовь подвигла лирического героя поэмы «Облако в штанах» заявить в 4 частях поэмы: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Более подробно проанализируем только 1 и 4 части поэмы. Для удобства вы получили раздаточный материал с фрагментами поэмы. Наше обсуждение будет поддержано презентацией. В конце урока попрошу вас сделать обобщение, ответив на вопрос «В чём необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Вспомним, как всё произошло.

- ^ Начнём с влюблённого героя. Каков он в прологе и 1 части поэмы?

Вашу мысль,

Мечтающую на размягчённом мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы.

Хотите –

Буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона –

Хотите –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах!

Меня сейчас узнать не могли бы:

Жилистая громадина

Корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

(В прологе лирический герой противостоит всему буржуазному обществу. ^ Чем эта публика не устраивает лирического героя? Она отвратительна, изображается отталкивающе материально, в этих людях нет духовного. Лирический герой может противостоять обществу потому, что он очень мощная личность. Поэт, создавая этот мощный образ, использует гиперболу, которая сочетается со сравнением. Диапазон личности нашего влюблённого огромен: от бешеного до безукоризненно нежного. Глыба, громадина – так поэт определяет внешнюю и внутреннюю суть героя в I части. Перед нами громадина, глыба-человек. Молодой, нахальный, смеющий дерзко издеваться над благопристойной буржуазной публикой, едкий. Он способен вывернуть себя так, чтобы были одни сплошные губы. Для чего? Для простого человеческого поцелуя. Зачем нужна такая гипербола? Чтобы предельно ярко, максимально почувствовать всю прелесть поцелуя. Он способен дразнить толпу окровавленным лоскутом собственного сердца). Вывод: в поэме необычный лирический герой.

Как понимаете строчку «не мужчина, а – облако в штанах!», ставшую названием поэмы. Почему такой необычный образ?

(Нежность, мягкость, воздушность облака (небесный образ, парящий, витающий в облаках) в сочетании с прозаическими, сугубо материальными, грубыми, тяжёлыми по звучанию штанами - эта антитеза. Она подчёркивает человеческую природу лирического героя поэмы, которая, по мнению Маяковского, есть единство двух начал: биологического и духовного.) Вывод: необычно название поэмы

- ^ Какая же любовь у этой громадины, глыбы?

Громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

(В неологизме «любёночек»

(ср. ребёночек, котёночек) подчёркивается трогательная нежность, безукоризненная нежность, необычная сила чувства. Нет в языке слова для такого чувства, поэтому автор придумывает новое). Вывод: чтобы назвать чувство, нужно придумать новое слово.

- ^ Какие чувства переживает влюблённый лирический герой в ожидании Марии?

Ещё и ещё…

Полночь, с ножом мечась,

Догнала,

Зарезала, -

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казнённого.

(Ожидание любимой – мука. На это указывает повтор «еще и еще». Свидание было обещано в четыре. Восемь. Девять. Десять. Полночь. Восемь часов мучительного ожидания, страданий. Итог страданий – казнь.)

Проклятая!

Что же, и этого не хватит?

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошёлся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он, и новые два

Мечутся отчаянной чечёткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы –

Большие,

Маленькие,

Многие! –

Скачут бешеные,

Итак, герой необычный, чувства необычные, а какова возлюбленная?

Вошла ты,

Резкая, как «нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

«Знаете –

Я выхожу замуж».

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

Страсть», -

А я одно видел:

Вы – Джиоконда,

Которую надо украсть!

И украли.

(Возлюбленную зовут библейским именем Мария = госпожа, горькая, любимая, упрямая. Она знает современную литературу, читала Джека Лондона. Маяковский заинтересовался романом Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), глубоко раскрывающим особенности писательского труда, и написал по его мотивам сценарий фильма «Не для денег родившийся» (1918). Он сам сыграл в нём главную роль поэта Ивана Нова. Мария похожа на Руфь, которая отказывается от начинающего писателя Мартина Идена и разрывает их помолвку. Мария похожа на Джоконду. Как вы понимаете это сравнение? Красивая, загадочная, духовно привлекательная. Но её украли. Картина не могла сопротивляться, а возлюбленная не захотела, она позволила себя украсть. Мария выбрала любовь продажную, выбрала деньги, комфорт, богатство. Почему Мария так резка? Вспомните стихотворение самого Маяковского «Нате!» (1913). Два года назад он сам бросил толпе обличительное «нате!». Был скандал. Замужество Марии похожий вызов, вызов-отказ от духовного ради материального благополучия.)

- ^ Как воспринял эту новость герой Маяковского?

Что ж выходите.

Покреплюсь.

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Господа!

Любители

Святотатств,

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо моё,

Абсолютно спокоен?

(Психологическое состояние героя передано очень сильно – через внешнее его спокойствие. ^ Подберите синонимы к слову «спокойствие». (Покой, спокойно, успокоить, покойник).Объясните эпитет «абсолютно спокоен». Кто может быть абсолютно спокойным? Покойник. Спокойствие лирического героя не грани смерти. Анжанбеман – перенос – подчёркивает внутренние страдания, разорванность души.)

- ^ У кого найти спасение, кто может помочь пережить эту трагическую минуту?

Allo! И до конца главы.

(Конечно, дома, но дома нет. Где разворачивается действие поэмы? В гостинице Одессы. Герой делает телефонный звонок домашним, маме и сёстрам. О чём разговор? Рассказывая маме, как его сжигает пожар сердца, выворачивает наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Постигшую героя катастрофу автор сравнивает с мировыми катастрофами. «Лузитания» - английский пассажирский теплоход, торпедированный в 1915 году германской подводной лодкой и сгоревший в море.)

Во второй главе поэмы лирический герой ищет возможности избавиться от страданий. Он, «мечась и стеня», выходит из гостиницы на улицы Одессы. Он видит, там бьётся пульс жизни, там своя жизнь.

В третьей части герой штурмует весь старый строй буржуазной жизни. Он уверен, что этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.

Прошли целые сутки на улице. Ночь пришла. Легче не стало.

От глобальных замыслов по переделке мира герой в четвёртой части возвращается к мыслям о своей любимой, возвращается в гостиницу:

Мария! Мария! Мария!

Пусти, Мария!

Я не могу на улицах!

Посмотрим, как лирическая любовная тема проявляется в четвёртой части, как она изменяется. ^ Прокомментируйте строки:

Видишь –

Я уже начал сутулиться.

Я человек, Мария,

Простой,

Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.

я – весь из мяса,

Человек весь –

Тело твоё просто прошу,

Как просят христиане –

«хлеб наш насущный

Даждь нам днесь».

(Герой становится покорным, чуть ли не униженным, просто человеком. Сравните с образом в прологе: громадина, глыба и т.д. Любимая заменяет всё, она необходима, как хлеб насущный. Что добавляет сравнение «как просят христиане…» к образу любимой? Земная женщина обожествляется, возносится до небес, это святыня. Ведь «хлеб насущный на каждый день» для христиан это не только материальная пища, но и слово Божие, т.е. Библия, пища духовная, питающая душу.)

На эту просьбу Мария отвечает отказом. Это уже второй отказ за несколько часов. Смиряет ли он глубоко страдающего, яростно протестующего и уже отчаявшегося лирического героя?

Послушайте, господин бог!

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал.

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать.

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

Из-за голенища

Достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты!

Жмитесь в раю!

Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

Отсюда до Аляски!

Пустите!

Меня не остановите.

(Отказ любимой провоцирует бунт уже против всего мироздания, против самого Бога. Сначала он просто фамильярен. Затем фамильярность переходит всякие границы. Герой с Богом на ты, уже откровенно хамит ему. Грозит засапожным ножом.)

В чём причина этого бунта?

(Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в существовании социальной несправедливости, а в том, что без мук нельзя целовать.)

Отчаяние героя доходит до исступления (крайняя степень возбуждения, страсти), до бешенства, почти до сумасшествия. Он выкрикивает страшные богохульства. Стихия захлёстывает его.

- ^ Что получает в ответ?

Снимите шляпу!

Вселенная спит,

Положив на лапу

С клещами звёзд огромное ухо.

(У вселенной огромное ухо, герой явно услышан. Но Вселенная безмолвствует. Герой в финале трагически одинок и бездомен.)

Подведём итоги. Что необычного в звучании темы любви в поэме?

(Образ героя: его переживания, его предельная расхристанность и предельная нежность, его противоречивость, его трагическое бездомное одиночество, его вселенский нигилизм.)

Дома перечитайте 2 и 3 части поэмы, подумайте, можно ли автора поэмы «Облако в штанах» назвать поэтом-гуманистом?

Анализ поэмы «Оза»

Наиболее ярко тема любви получила свое развитие в поэме «Оза».

Героиня поэмы «Оза» работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и «величья бытия». Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы - реакционны». Поэма «Оза» подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Зоя Богуславская, которой Андрей Вознесенский посвятил поэму, рассказывает, что в «Озе» могла быть еще одна глава. Эта глава не появилась на свет, потому что Зоя заставила Андрея вернуться из Ялты в Москву, чтобы выступить в Большом зале консерватории. Поэт отправил ей телеграмму: «Не могу приехать, цветет миндаль». Богуславская удивилась и ответила, что если он не явится в консерваторию, то она его знать не желает. Спустя много лет на Зоино очередное «Ты же не можешь людей подвести!» Андрей раздраженно заметил, что из-за того, что он тогда сорвался и приехал, «Оза» в композиционном плане получилась не такой, как он хотел.

Из текста поэмы абсолютно ясно, что между Вознесенским и Богуславской нет никаких близких отношений. Зоя узнала, что стала прототипом «Озы», находясь в Ялте, а Андрей читал ее в Москве. Слухи и сплетни о том, что поэт нашел себе новую музу дошли до ее мужа. Супруг Зои Борис сказал, что отпускает ее к Вознесенскому на год. Если она захочет, то вернется через этот период времени. Богуславская высоко оценила его благородство, но предпочла остаться с поэтом. Они прожили вместе сорок пять лет. Поначалу многих удивляло, что поэт женился на «какой-то Зое», но потом все свыклись с этой новостью.

Вознесенский высоко ценил женскую красоту, и у него было женщин в физическом плане. Он искал вдохновения, новых муз. Однако главной музой для него всегда была его жена, умевшая ценить его верность. «Я всегда буду верен тебе, и ревновать ты меня можешь только к стихам», - такую фразу однажды Богуславская услышала от своего супруга.

Композиционно поэма состоит из четырнадцати глав, которым предшествует пролог. Произведение предваряется эпиграфом «Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы». Он свидетельствует о том, что автор не хотел издавать «Озу». Так, в эпиграфе есть причастие «найденная», которое показывает, что поэт забыл об этом произведении и для него важно было именно написать ее, а не напечатать. Пролог в свою очередь состоит из семи строф (каждая представляет собой четверостишие), в конце отдельной строкой автор говорит «Аве, Оза…». Проанализируем пролог.

Предложение «Аве, Оза» с разными знаками препинания в конце повторяется в нем семь раз: четыре раза поэт употребляет многоточие, два - точку и один - восклицательный знак. Кроме того, в первой строфе поэт пишет местоимение «Тебя» с большой буквы. Помимо этого он говорит «слушаю дыхание Твое». Таким образом он показывает, что возлюбленная, которой он посвящает свое произведение, для него святая. Вторая строфа состоит из двух предложений, первое из которых вопросительное, второе - повествовательное. В первом автор сравнивает зарождение чувства со вступлением в озеро:

Оробело, как вступают в озеро,

разве знал я, циник и паяц,

что любовь - великая боязнь?

Следующая строфа включает в себя четыре предложения. В первом автор выражает волнение по поводу того, что его возлюбленная сейчас одна. Во втором он повторяет наречие «страшно» в сравнительной степени: «Но страшнее - если кто-то возле». Таким образом поэт показывает свое переживание о возлюбленной. «Черт тебя сподобил красотой!» - в этом предложении видно, что автор восхищен красотой своей музы.

В первом предложении четвертого четверостишия Вознесенский ставит в один синонимический ряд слова «микробы», «люди» и «паровозы»:

Вы, микробы, люди, паровозы,

умоляю - бережнее с нею.

Так поэт противопоставляет всем остальным Озу.

Предложения, из которых состоят оставшиеся три строфы пролога, внешне не выражают эмоций: в конце в них нет восклицательных знаков или многоточий. Однако по глубине содержания они очень сильны.

У магнита я - печальный полюс,

ты же - светлый. Пусть тебе светло.

В первом предложении поэт создает художественный образ магнита с разными полюсами: «печальным» и «светлым». В данном случае интересно употребление приема антитеза: обычно в его основе лежат антонимы, здесь же мы наблюдаем обыкновенные прилагательные. Повтор однокоренных слов («светлый» и «светло») еще раз показывает восторженное отношение автора к своей любимой.

В предложении «Я тебя не огорчу собою» Вознесенский намеренно использует непрямой порядок слов: ставит дополнение «тебя» после подлежащего «я». Так поэт иллюстрирует свою невероятную любовь к Озе.

Даже смертью не обеспокою.

даже жизнью не отягощу.

В данном единоначатии поэт показывает, что он не хочет обременять свою возлюбленную никоим образом.

В последней строфе пролога есть оксюморон «Мимолетное непрекратимо». Вспоминаются слова Фауста из одноименного произведения И.В. Гете: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»

Не укоряю, что прошла.

Благодарю, что приходила.

Во втором предложении содержится противопоставление по отношению к первому: «не укоряю», а «благодарю».

Перейдем к анализу идейно-тематического комплекса поэмы.

Обратимся к тематике произведения. Помимо главной темы любви Вознесенский затрагивает другие темы: тему поэта и поэзии; науки; добра и зла; философскую. Первая представлена строками:

Ужели и любовь не модна, как камин?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,

мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?

И радостно и робко в нас души расцветают…

В этих строках поэт говорит, что поэзия необходима людям. Интересно сравнение стихов с «травами от цинги». Оно показывает, что лирика имеет исцеляющее значение, помогает людям вылечиться от недугов.

речь мою прерывают.

Под «роботами» поэт понимает представителей власти, которые следят за каждым его шагом и не дают спокойно творить.

Рассмотрим, как раскрывается тема науки в произведении. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме «Оза» спор о проблеме человека и прогресса:

Все прогрессы

реакционны,

если рушится человек.

Третья второстепенная тема, добра и зла, находит свое отражение в афоризме:

Не купить нас холодной игрушкой,

механическим соловейчиком!

В жизни главное - человечность.

Философская тема раскрывается в VI главе. В ней лирический герой разговаривает с черным вороном. Интересно использование цвета: черный в данном случае символизирует равнодушие, нежелание радоваться жизни и пессимизм. Лирический герой, который в данном случае равен автору, пытается показать ворону разные положительные стороны жизни. Во-первых, это радость быть человеком:

Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

Во-вторых, трудиться:

счастье высшее трудиться,

полпланеты раскроя…

Вознесенский показывает, что человек может стать счастливым, если реализуется в профессии и будет заниматься любимым делом:

Будешь ты, - великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края..

Наконец лирический герой пытается сказать ворону, что гармонии в мире можно достичь вместе с любимым человеком:

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

Однако на все его реплики ворон отвечает лишь одну фразу: «А на фига?» В конце диалога он говорит: «Жизнь была - а на фига?!» Повтор наречия «на фига» иллюстрирует невежество и безразличие ворона. Между прочим, вышеназванный образ ворона является аллегорией. В этом образе поэт передал человеческие недостатки.

Итак, в VI главе «Озы» философская тема раскрывается следующим образом. Автор показывает, что прелесть жизни заключается в том, чтобы получать от нее удовольствие.

Таким образом, в поэме «Оза» показана муза, прототипом которой явилась Богуславская. Обращаясь к нескольким темам (науки, теме поэта и поэзии, добра и зла, философской), поэт выделяет одну - любви. Это мы видим в заглавии произведения.

Итак, тема любви в творчестве Вознесенского имеет следующие особенности. Во-первых, он высоко ценит женщину и передает это отношение в стихотворениях «Бьют женщину», «Бьет женщина», «Монолог Мерлин Монро» и др. Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме «Оза». Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме «Оза».

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду-шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая-ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст-ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож-даться от власти любви. Она становится центром ми-роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна-чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно-сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня-тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста-вит проблему и последовательно доказывает свое мне-ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра-нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен-ное определение этому чувству:

Любить —

Это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

Рубить дрова,

силой

Своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста-зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла-дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля-ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы-вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по-шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре-дельная откровенность, оно поражает силой интимно-го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль-ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев-шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе-устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен-на удивительная душевная открытость, обнажен-ность тончайших переживаний. Любовная лирика по-эта удивляет необычайно яркой и смелой образно-стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти-хам Маяковского неповторимость.