Может ли быть, что много лет назад несколькими влиятельными людьми была задумана самая крупная авантюра в истории человечества, которая в итоге обернулась успехом? Причём речь идёт не об искажении неких событий вроде войн или царствований, а о… добавлении в историческую хронологию нескольких веков.

Захват Рима варварами в 410 году н.э.

Так называемая «Гипотеза фантомного времени», предложенная двумя немецкими учеными Гербертом Иллигом и Гансом-Ульрихом Нимицом, утверждает, что император Священной Римской империи Оттон III вступил в сговор с правителем Византии и Папой римским Сильвестром II, чтобы добавить несуществующие 297 лет в историческую хронику. Как такое возможно и зачем им это было нужно? Давайте разбираться.

Многие слышали о таком периоде истории западного мира как Темные века. Они наступили после падения Западной Римской империи, когда некогда могущественное государство было сметено потоками различных народов, хлынувших на запад. Самое основное, что известно о Темных веках – это то, что они существовали. Кратко рассказав о деятельности некоторых ключевых фигур этого периода, например, о франкском короле Карле Великом, официальная историография плавно переходит к периоду раннего Средневековья, который уже начинает пестрить различными подробностями. Время же с 6 по 10 века нашей эры остается зияющей дырой в исторических хрониках, что не может не удивлять историков.

Считается, что в этот период западные народности не сделали совершенно ничего интересного в историческом плане – бурный котел из смеси различных народов, прибывших на запад, продолжал кипеть еще несколько веков, пока, наконец, не настала эпоха Средневековья. В этот период наука и образование в западной Европе находились на крайне низком уровне, чем и объясняется скудность исторических хроник. Особенно сильно это касается VII, VIII и IX веков, о которых нам практически ничего неизвестно.

Оттон III

Итак, после падения в V веке Западной Римской империи Европа на долгие столетия отходит в тень варварства и невежества. В 8 веке на территории современной Франции силами легендарного императора Карла Великого создается Франкская империя, а в середине X века стараниями короля Оттона I Великого появляется Священная Римская империя. Несмотря на громкое название это государство большей частью находилось на территории современной Германии, занимая лишь небольшую часть территории Апеннинского полуострова. Оттон I посчитал, что образованное им государство должно стать приемником… той самой античной Риской империи, которая пала почти 5 веков назад. Не кажется ли странным такая приверженность традициям давно исчезнувшего государства? Но даже не это столь сильно смущает историков, как характер и методы правления Оттона III – потомка Оттон I, который взошел на престол в 983 году. Судя по всему, Оттон III питал слабость ко всему древнеримскому, давал своим приближенным звучные античные титулы, а сам верил в свое великое предназначение для мира. Описание характера императора его современниками, показывает, что ради своего величия он был готов пойти на любые поступки. И такой случай вскоре ему представился.

В 999 году умер Папа Римский Григорий V. Пользуясь неограниченной властью, Оттон III посадил в Рим своего сторонника Герберта из Орийяка, взявшего имя Сильвестр II. Христианство западной Европе и вся церковь, которая в те времена представляла единственное образовательное учреждение, в том числе ведавшее историческими хрониками, оказались в кармане у немецкого монаха.


Карл Великий и папа Адриан I. Возможно, в реальности этих персонажей никогда не существовало

На другой половине Европы главенствовала Византийская империя. Долгое время все рукописи в восточном крыле бывшей Римской империи производились на так называемом «маюскуле», то есть прописными буквами без соединений между ними и без пропусков между словами. Чтение подобных текстов было крайне трудным и утомительным занятием. Даже небольшой текст, написанный прописными буквами, занимал много места, что поднимало стоимость книг. К VIII веку «маюскульное» письмо стало вытесняться «минускульным», которое содержало в себе прописные буквы, соединения между ними и пропуски между словами. Это позволяло не только экономить бумагу и улучшать читаемость текста, но и значительно экономить время создателей книг. В конце X века византийскому императору стала очевидна необходимость переписать старые исторические хроники в новом популярном минускульном стиле. И так оказалось, что тот самый Оттон III имел тесные семейные связи с родом византийских императоров. Получается, что три главных правителя всего христианского мира к концу X века находились в тесном сотрудничестве друг с другом, причем в Византии шло бурное переписывание исторических хроник. Немецкие исследователи предполагают, что три политика вступили в заговор и добавили в исторические хроники 297 лишних года! Все последующие исторические документы, ориентированные на подделки, уже включали эту погрешность.


Герберт Орильякский, более известный как Папа Римский Сильвестр II

То есть информация, что все эти исторические личности проживали в конце X века, оказывается неверной. На самом деле они проживали в конце 7-го века, но решили прибавить несуществующие почти 3 века истории. Зачем же это было сделано? Оттон III имел крайне шаткое положение в своей империи – народ недолюбливал своего императора, помешанного на титулах и величии. Для восстановления власти император решил подвести свое правление к грандиозной черте – 1000 году нашей эры. Идея царствовать в конце первого миллениума, вероятно, крайне нравилась Оттону, и, по его мнению, должна была положительно повлиять на настроения в обществе. Для Византии же это была отличная возможность переписать историю, удалив из нее неприятные моменты и насытить хроники величественными свершениями своих императоров. Возможно, правители договорились, что историки Оттона III и Сильвестра II внесут в хроники необходимые для Византии изменения, а сами греки согласились прибавить 297 лет несуществующей истории, чтобы подвести правление Оттона III к красивой дате. Папа Римский тоже был не против стать наместником Бога на Земле в конце первого тысячелетия.

Нет сомнений, что эта троица обладала достаточными возможностями, чтобы исполнить задуманное. Но для этого им необходимо было насытить придуманный вакуум, прозванный впоследствии Темными веками, некими историческими событиями. Если следовать этой логике, вся династия каролингов со стоящим во главе Карлом Великим – выдумка. Возможно, такое предположение может показаться следствием разыгравшегося воображения, но немецкие историки обратили внимание на то, что биография Карла – едва ли не единственные исторические хроники времен Темных веков. Придумать их в принципе не составляло большого труда, тем более что грамотных хронистов того времени можно было пересчитать по пальцам одной руки. Уж больно удачлив, благороден и мудр был этот король, сумевший создать грозную силу из бурной смеси варварских народностей. Не является ли Карл Великий, которого боготворил Оттон III (какое совпадение!), легендарной личностью, никогда не существовавшей в действительности?

Рекомендуем

Одним из главных доказательств гипотезы фантомного времени помимо, конечно, вакуума в исторических сведениях о Темных веках является момент перехода с Юлианского календаря на Григорианский. Как известно, Юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем в 45 году до н.э. не обладал большой точностью – каждые 128 лет в нем накапливался один лишний день в году. В конечном итоге через полторы тысячи лет даты в нем сдвинулись настолько, что значительно сместился день весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. В 1582 году папский престол объявил о переходе на новый календарь – Григорианский, который исправлял ошибку и являлся более точным. Создатели гипотезы фантомного времени заметили, что, когда принимался новый календарь, его создатели прибавили к существующей дате 10 дней, тогда как правильнее было бы добавить 13 дней – именно на такое количество дней отставал от реальности Юлианский календарь. В итоге Григорианский календарь привели к 325 году н.э., когда состоялся первый Вселенский собор, на котором принималась дата Пасхи. Но не было ли это попыткой замаскировать те самые добавленные годы, о которых, возможно, папскому престолу было известно?

Теперь пришло время обратить внимание на европейскую архитектуру эпохи Темного времени. А точнее на ее полное отсутствие – почти на протяжении трех столетий здесь вообще ничего не строилось и не проектировалось. Затем в раннем Средневековье во многих европейских городах вдруг возникает Романский стиль – художественный стиль, имеющий тесные связи с древнеримской архитектурой. Неужели за 5 столетий после падения Рима архитекторы Европы были все еще столь зависимы от античного стиля, или же можно предположить, что со времен падения античной империи прошло намного меньше времени, и строительство после падения Римской империи вовсе не прекращалось, а лишь слегка изменилась архитектура, впитав в себя, впрочем, все еще сильную античную культуру? Если гипотеза фантомного времени верна, то 150 лет, прошедшие со времен крушения Рима – не столь большой срок, чтобы забыть романскую культуру.


Пизанский собор, построенный в 11 веке н.э. — представитель Романской архитектуры. Выглядит как пример плавного развития древнеримской архитектуры, будто после крушения империи прошло не так много времени

Кроме того, три века без какого-либо научного прогресса – слишком большой срок даже для пережившей потрясение Европы. Убираем из истории 3 придуманных века и получим более плавный научно-технический прогресс, который замедлился во время Великого переселения народов, но затем продолжился в раннем Средневековье, которое, согласно гипотезе, наступило уже через 2 столетия после падения Рима.

Но как же радиоуглеродный анализ? Ведь с его помощью мы можем точно знать время создания того или иного артефакта, и наверняка среди них найдутся те, которые были созданы в «несуществующие» Темные века. Действительно, радиоуглеродный анализ – полезный метод, но он нуждается в калибровке, которая проводится разными методами: от дендрохронологии до… проверки тех же самых исторических хроник, которые могли содержать выдуманную информацию.

Конечно, фантомное время – это всего лишь гипотеза. Красивая, интересная, загадочная, но с большой долей вероятности неверная. На каждый приведенный довод в пользу защиты гипотезы можно привести контраргумент. Например, строительство зданий в городах приостановилось из-за оттока из них жителей, произошедшего в следствие разрывов экономических связей между регионами, а возвращение к античной культуре даже через 5 веков бездействия можно объяснить отсутствием собственного базиса – надо же было архитекторам с чего-то начинать. Да и тот же радиоуглеродный метод датировки в последние годы добился значительного прогресса, дополнив в свой арсенал калибровку по распаду тория в кораллах, по ледниковым слоям, по ленточным отложениям глин в озёрах, что позволило с еще большей уверенностью подтвердить правильность сегодняшней историографии. Кроме того, помимо радиоуглеродного анализа существуют десятки других методов датировки исторических памятников и артефактов, которые дают приблизительно один и тот же результат. Можно было бы обратиться еще и к мусульманской хронологии того периода, однако здесь ситуация остается неточной – некоторые даты здесь хорошо совпадают с европейскими, другие же настолько разнятся, что объяснение о введении дополнительных трех веков начинает выглядеть даже немного логичным.

В конечном итоге, является ли правдой гипотеза фантомного времени или нет – не имеет никакого смысла. Никто ведь не будет откручивать время назад и перепечатывать учебники истории. Но для энтузиастов, жаждущих добиться правды в витиеватых исторических хрониках, гипотеза фантомного времени представляет широкие просторы для изучения и дискуссий.

Иллюстрация: depositphotos | Zoooom

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вопрос: Кто мы на самом деле? И для чего мы живем?

Ответ: Мы вечные частицы духа, мы не зависимы в своей свободной воле, мы полны знания и духовного блаженства. Мы живем для того, чтобы найти свое счастье в ограниченном, исполненном страданий и преходящем материальном мире. Но найти его (счастье) здесь нам не удастся никогда…

На самом деле с таких вопросов начинается духовный путь человека. По большому счету человеком можно считать только того, кто задает такие вопросы, так считает веданта-сутра.

Согласно концепции вайшнавской философии, мы являемся частицами Бога. Имея схожую с ним нематериальную, вечную природу, мы тем не менее обладаем склонностью попадать под влияние грубой материальной, инертной энергии, но все же обладаем свободой выбора и волей избирать свой собственный путь.

Верховная Личность Бога, супер-душа, создал из своей энергии вечно свободных и независимых от него духовных частиц. Будучи Верховным Богом и владея всем на свете, Он является полным хозяином всех энергий, как их источник, однако для собственного удовольствия, Он создает категорию энергии, которая не находится в Его прямой власти, так Он развлекает себя разнообразными любовными отношениями с независимой природой Его собственных частиц. Ведь, согласитесь, что настоящая любовь не может существовать без настоящей свободы, а поскольку Кришна любит все только самое настоящее, Он создал в нас потенциал обрести истинную, не поддельную любовь к нему.

Единственное, что не подвластно Богу — это наша свободная воля или наш выбор. Этот выбор может быть сделан как в пользу того, чтобы любить Кришну и служить Ему, так и в пользу того, чтобы не знать о Его существовании и воплощать свои желания независимо от Его воли. Второй вариант является иллюзорным, поскольку все энергии в творении принадлежат Кришне и не могут действовать против Его воли или без Его ведома. Но энергия нашей свободной воли, будучи независима от воли самого Кришны, вынуждает Его создавать для нас некое подобие иллюзии или сна, погрузившись в который, мы видим себя независимыми и полностью свободными от Него. Именно эта иллюзия или сон и является нашей нынешней материальной жизнью .

Но все же обладая изначально духовной природой, не подвластной законам рождения и смерти, обладая природой знания и наполненные вечным блаженством, мы не можем обрести счастье в этом мире, как бы усиленно мы не старались это сделать. Несмотря на то, что внешне мы погружены в желания материальных чувственных наслаждений, они (наслаждения) нас либо перестают удовлетворять, либо быстро заканчиваются. Так происходит по законам материального мира. Грубые материальные ограничения, существующие в силу нашей обусловленности — постоянно мешают нам наслаждаться в этом мире, и приводят, в конце концов, к поиску решения преодолеть этот порочный круг существования, который на самом деле всего лишь иллюзия.

Большинство людей думают, что они живут для того, чтобы наслаждаться в этом мире. Но на самом деле это не так. Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы сбросить с себя оковы иллюзии и восстановить свои отношения с Богом.

Однако насильно мил не будешь, и Кришна не принимает любовь ради собственной выгоды или «шкурных» интересов, любовь по принуждению и т.п. Он хочет, чтобы душа бескорыстно полюбила Его таким, какой Он есть, стала думать о Нем и посвящать Ему свои действия — в этом и заключается весь смысл.

Очень часто, правда, для этого душе бывает необходимо пройти путь почти бесконечного осуществления всех своих собственных эгоистических желаний и фантазий. Только воплотив все свои мечты, только распробовав на вкус всю горечь страданий этого материально мира, искренняя душа как правило становится способной по-настоящему привлечься чистой любовью самого Кришны, оценить ее по достоинству и ответить ей взаимностью.

Поэтому считается, что нет ничего более возвышенного для человека, чем развить в себе бескорыстную любовь к Богу. Это самый великий подвиг для души и это самая высшая из всех целей жизни.

    Сегодня мы немного углубимся в ведическую метафизику, для того, чтобы раскрыть хотя бы в небольшой степени одну загадочную тему, связанную с тонкой материальной реальностью, невидимой и потому неведомой очень многим...

Уже у многих вошло в привычку носить маску, когда мы напрямую сталкиваемся с миром. Порой мы даже забываем, кто мы есть на самом деле без этой маски. Но наше поведение может раскрыть всю правду.

Из-за своего страха мы часто скрываем, кто мы есть на самом деле, и считаем, что недостаточно хороши. Иногда мы можем думать, что наше внутреннее «я» нелюбезное или глупое, возможно, даже считаем себя безумными или плохими! Мы надеваем маску, чтобы скрыть, кто мы есть на самом деле, и пытаемся казаться хорошими для других.

Но есть некоторые факторы, которые раскрывают всю правду, которую мы прячем за маской. Эти способы мышления и поведения многое говорят о человеке, как хорошее, так и плохое. Итак, если мы действительно хотим понять, что заставляет нас прятаться за маской и кем мы есть в действительности, эти 5 моделей поведения могут пролить свет на наши самые темные стороны.

Как мы думаем и говорим о других

То, как мы относимся к другим, показывает и рассказывает многое о нас. Если мы часто отрицательно относимся к людям или сплетничаем за их спиной, то это говорит о непонимании и неуважении. Сострадательные люди редко делают неприятные замечания о других, потому что они понимают, что мы никогда не сможем по-настоящему познать путь, который другой человек проходит в этот момент. Известная и подходящая поговорка «Никогда не судите человека, пока вы не пройдете милю в его мокасинах» - отличный совет. Вы никогда не узнаете страдания другого человека, поэтому лучше не судить. Это не означает, что вы не должны предпринимать действий, когда люди ведут себя плохо. Это просто означает, что вы не должны никого осуждать. Это поможет исправить ситуацию, а не ухудшить.

Как мы относимся к тем, кто беднее нас

Также важно, чтобы мы хорошо относились к тем, кто зарабатывает меньше нас. Если мы свысока смотрим на людей, потому что думаем, что они беднее, то рассказываем много плохого о себе, и это не так хорошо. Кроме того, если мы помогаем другим и при этом не ожидаем получить что-либо взамен, это многое говорит о нашем характере. Если, с другой стороны, мы совершаем добрые поступки только тогда, когда знаем, что получим что-то взамен или будем выглядеть хорошо перед другими, тогда это не альтруизм, а своего рода жадность.

Как мы себя ведем, когда на нас никто не смотрит

То, что мы делаем, когда вокруг нас никто нет и никто не судит, очень многое раскрывает о том, кто мы есть на самом деле. Легко быть хорошим, когда кто-то смотрит, но выбор, который мы делаем, когда можем уйти и быть не в поле зрения, - это лучший намек на более темную сторону наших личностей. Если мы знаем, что сможем справиться с трудностями, но отрицаем это, то есть лжем, это очень неправильно. Но быть тем, кем вы есть на самом деле, означает жить по-настоящему и делать то, что считаете нужным, независимо от того, смотрят на вас или нет. Это также касается и обмана. Мы можем быть слишком хорошими и будем соглашаться с другими, хотя на самом деле думаем совсем иначе. Быть тем, кем мы являемся, это значит постоянно отстаивать свои убеждения, кто бы за нами ни наблюдал.

Как мы справляемся с ошибками и неудачами

То, как мы решаем свои дела, когда речь заходит об ошибках и неудачах, очень показательно. Когда мы не желаем брать на себя ответственность за наши ошибки и сбрасываем все на других, такими своими действиями показываем, что мы не очень зрелые. Все совершают ошибки. Это не делает нас плохими людьми. Однако переваливание вины на кого-то другого не является признаком хорошего характера. В равной степени вы должны признать, что неудачи и ошибки не являются полностью вашей виной. Каждый человек должен быть достаточно уверенным в себе, чтобы не винить себя и других во всем, что не получается в жизни. Часто перекладывание вины и ведет к провалу. Нам нужно четко понимать, за что каждый из нас несет ответственность, и учиться на своих ошибках.

Как мы себя ведем, когда расстроены

Злость и расстройство присущи человеку. Нет ничего плохого в том, чтобы быть эмоциональным. Однако если мы используем наши эмоции как предлог для того, чтобы вести себя сердито, агрессивно или жестоко по отношению к другим, то это показывает, что у нас не очень хороший характер. Но вы не должны скрывать все свои эмоции. Прятать их из-за страха перед любой критикой со стороны других - это не совсем правильное поведение. Часто нам нужно потратить время, чтобы продумать все наши эмоции и поведение, а затем попытаться провести зрелую дискуссию с тем, на кого мы обижены. Никто не ангел. Быть расстроенным и даже кричать на кого-то не означает, что вы плохие люди. Вы должны извиниться, если видите, что ведете себя неадекватно.

Заключительные мысли

Часто мы прячемся за нашими масками из-за страха показать, кто мы есть на самом деле. Однако чтобы жить настоящей жизнью, мы должны раскрыть себя другим людям и стать уязвимыми. Мы не должны делать это все сразу. Можно начать с того, чтобы задуматься над тем, как мы себя ведем, когда виноваты. В конце концов, мы можем больше узнать о людях, которых любим и которым доверяем.

Почему мы видим себя не такими, какие есть на самом деле? July 13th, 2015

Каждому из нас, рассматривая себя на снимках с какой-нибудь вечеринки, приходилось удивляться: «Неужели я и в самом деле так выгляжу?» И, как не прискорбно, чаще всего это далеко не приятное удивление.

Однако у феномена есть научное объяснение.

Разумеется, все мы прекрасно знакомы с тем, как наши лица выглядят в зеркале. Проблема в том, что мы привыкли воспринимать собственные образы «перевёрнутыми».

Психологический эффект, о котором идёт речь, называется «привязанность к просмотренному». Этот термин в 1968 году сформулировал психолог Роберт Зайонц. Суть феномена состоит в том, что человек подсознательно отдаёт предпочтение тому, что видит наиболее часто. Зайонц проверил это на самых разных вещах, от форм до выражений лиц и даже, как ни странно, слов.

Поскольку чаще всего мы видим себя любимых в зеркальном отражении, то это изображение становится для нас предпочтительным. Однако идеально симметричных лиц практически нет. И когда левая и правая сторона наших лиц меняются местами, они начинают представляться нам чужими и непривлекательными.

Вам кажется это объяснение слишком простым и неправдоподобным? У вас есть прекрасный шанс убедиться в его справедливости. Просто взгляните на свой снимок в зеркальном отражении.

Да, зеркало лжёт, и вы можете быть гораздо привлекательней, чем вам кажется. Но маловероятно. В ходе другого исследования (2008 года) выяснилось, что люди имеют тенденцию видеть себя несколько более симпатичными, чем они есть на самом деле.

В ходе одного из экспериментов исследователи использовали реальные снимки мужского и женского лиц (в середине), с компьютерными искажениями разной степени (справа и слева), придававшими им привлекательности или непривлекательности

Для этого эксперимента исследователи при помощи Фотошопа «соединили» реальные фотографии участников с лицами двоих человек того же пола – одного более, а другого менее привлекательного. Затем они перемеша реальные фотографии с разными версиями «комбинированных» лиц и попросили участников выбрать свои собственные, реальные фотографии. Подавляющее большинство выбрали узнали себя в «улучшенных версиях».

Стало быть, в том, что мы не видим себя такими, какие есть на самом деле, виноват не только феномен «привязанность к просмотренному». Тенденция принимать желаемое за действительность тоже играет здесь немалую роль.

Привычное зеркало обладает коварным свойством: оно выворачивает реальный мир наизнанку.Причесываясь правой рукой, обратите внимание на то в какой руке держит расческу ваше отражение. Если вы правша, то он левша. У вас сердце расположено в груди слева, а у вашего зазеркального двойника оно «бьется» справа.
С детства нам говорят что себя можно увидеть только в зеркале, но на самом деле в зеркале мы видим не себя, а своего антипода. Что же делать нам, чтобы увидеть себя, свой истиный а не вывернутый образ? Можно ли увидеть себя таким какие мы есть на самом деле, таким каким видят нас окружающие?

Оказывается увидеть самого себя можно и довольно просто. Прямое зеркало, которое не выворачивает наш образ, показано на рисунке. Надо взять два плоских зеркала и поставить их рядом, как развернутую книгу под углом в 90 градусов. Встаньте по центру их общей грани, и вы увидите, как правая рука отраженная в этом зеркале опять остается правой. Напишите свое имя и взглянув в это зеркало легко прочтете его как обычно справа на лево, убедившись что теперь вы видите себя. В этом зеркале наш образ не вывернут. Сердце у нас слева и у нашего образа тоже слева. И хотя пользоваться этим зеркалом на первый взгляд неудобно, но это всего лишь дело привычки.

У многих в доме стоит такой предмет мебели, как трельяж. Он имеет одно большое главное зеркало в центре и два меньших зеркала по сторонам. Если такое боковое зеркало поставить под прямым углом к среднему, то можно увидеть себя именно в том виде, в каком вас видят окружающие. Зажмурьте левый глаз, и ваше отражение во вто­ром зеркале повторит ваше движение левым глазом. Перед трельяжем вы можете выбирать, хотите ли вы увидеть себя в зеркальном или в прямом отражении.

Оказывается, эту теорию уже протестировали, причем в далеком 1977-м году. Исследование называлось «Reversed Facial Images and the Mere-Exposure Hypothesis ,» которое проводилось психологами Теодором Мита, Маршаллом Дермером и Джеффри Найтом, и оно показало, что «индивиды предпочитали фотографии, которые соотносились с их отражениями в зеркале, а не реальные снимки.» Но что самое любопытное в этом исследовании, это то, что оно объясняет почему вид в зеркале более привлекателен. И как можно понять из названия исследования (Реверсивные изображения лиц и гипотеза присутствия – прим. Cohen), это как-то связано с эффектом присутствия.

Впервые, эффект присутствия был предложен в 60-х годах прошлого века психологом Робертом Зайонцем. Проще говоря, эффект присутствия – это психологический феномен, когда личность развивает предпочтение к стимулу основанное исключительно на многократном воздействии или присутствии оного. Этот эффект был продемонстрирован с множеством различных стимулов (слова, картины, звуки) и в различных культурах. Его даже наблюдали среди других видов.

Так что когда кто-то не любит свою фотографию, то во всем виноват эффект присутствия. Но что самое отличное в этом эффекте – что это не индивидуальное ощущение, поэтому в следующий раз, когда вам попадется фотка, где вы изображены не так как вам хотелось бы, то можете расслабится.
расслабится.