Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Биография и эпизоды жизни Алексея Толстого. Когда родился и умер Алексей Толстой, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео.

Годы жизни Алексея Толстого:

родился 29 декабря 1882, умер 23 февраля 1945

Эпитафия

«Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках…
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах.
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать,
Но сохранят всегда твои дороги
Мою печать».
Из стихотворения М. Волошина, друга А. Толстого

Биография

Алексей Николаевич Толстой наравне с Горьким был в советское время «каноничным», «правильным» писателем. Для этого хватило бы и его монументального труда «Хождение по мукам», прославлявшего революцию. А ведь были и другие, был «Хлеб» — хвалебная ода Сталину. Были государственные премии, чествования и награды. И вместе с тем было ещё кое-что, что никак не вписывается в этот портрет: дворянское происхождение, годы жизни в эмиграции, детские сказки и эталонные для советской фантастики книги…

Своего отца, графа Николая Александровича Толстого, Алексей не знал: ещё до его рождения мать ушла к другому. Первые стихи Толстой начал печатать в 23 года, прозу - несколькими годами позднее. Уже в первых работах Алексея Толстого проявился его очевидный литературный талант, который впоследствии признавали даже те, кто был не согласен с выбранной автором линией. За свой творческий путь Толстой успел поработать во множестве жанров, он писал бытовые зарисовки, вёл военную хронику, создавал научно-фантастические романы, обрабатывал сказки, готовил киносценарии. Он был и необыкновенно плодовитым автором: собрание сочинений Толстого уложилось в 15 томов.

Толстой любил театр: он писал пьесы и сам сыграл в нескольких спектаклях. Возможно, это объясняет странную двойственность, которая была в этом писателе. Ведь он был графом - и ярым коммунистом; детским сказочником - и ярым пропагандистом режима; эмигрантом - и патриотом, долгие годы жившим и работавшим на своей подмосковной даче. Сегодня уже трудно сказать, какой из этих Толстых был «настоящим». Трудно сказать и то, знал ли Алексей Николаевич об этом сам.

Алексей Николаевич Толстой скончался от рака лёгких. По свидетельствам биографов, его сильно подкосила работа в комиссии по расследованию злодеяний нацистов. После тяжёлых картин, которые он был вынужден видеть, Толстой заболел и уже не оправился. Его погребение было обставлено очень торжественно, а день похорон объявлен национальным трауром.

Линия жизни

29 декабря 1882 г. Дата рождения Алексея Николаевича Толстого.
1905 г. Поездка на Урал на практику от института.
1916 г. Поездка во Францию и Англию в качестве военного корреспондента.
1918-1923 гг. Жизнь в эмиграции в Турции, Германии, Франции.
1922-1941 г. Создание трилогии «Хождение по мукам».
1922-1923 гг. Создание романа «Аэлита».
1925-1927 гг. Создание романа «Гиперболоид инженера Гарина».
1932 г. Поездка в Германию и Италию.
1935 г. Поездки в Великобританию, Германию, Францию, Чехословакию.
1936-1938 гг. Руководство Союзом писателей СССР.
1937 г. Поездки в Англию, Испанию, Францию.
1939 г. Звание академика АН СССР.
23 февраля 1945 г. Дата смерти Алексея Толстого.

Памятные места

1. Николаевск (ныне - Пугачёв, Самарская обл.), где родился Алексей Николаевич Толстой.
2. Сызрань, где А. Толстой жил в 1897-1898 гг.
3. Петербургский технологический институт (ныне - Технический университет), где учился А. Толстой.
4. Дом № 35 по Таврической ул. в Санкт-Петербурге (доходный дом Дернова), где А. Толстой жил в 907-1910 гг.
5. Дом № 147 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге (доходный дом Круглова), где писатель жил в 1910-1912 гг.
6. Дом № 3 по наб. Ждановки в Санкт-Петербурге, где Толстой жил в 1928-1930 гг.
7. Дом № 8 по Московской улице в Пушкине (ранее - Детское Село), где писатель жил в 1928-1930 гг.
8. Дом № 6 по Церковной (ранее - Пролетарской) ул. в Пушкине (Дом творчества писателей), где А. Толстой жил в 1930-1938 гг.
9. Барвиха, где Толстой жил на своей даче с 1940-х гг.
10. Новодевичье кладбище в Москве, где похоронен Алексей Толстой.
11. Музей-усадьба А. Н. Толстого в Самаре.

Эпизоды жизни

Некоторые историки сомневаются в подлинности «графского» происхождения Толстого. Известно, что его мать уже ждала ребёнка, когда ушла от мужа к будущему отчиму Толстого, фамилию которого он носил до 17 лет.

Алексей Николаевич Толстой был удостоен трёх Сталинских премий первой степени, последней - посмертно.

Толстой был четырежды женат и имел четырёх родных детей от разных жён.


Документальный фильм «Красный граф Алексей Толстой»

Заветы

«Не смерть страшна, — сознание бесплодно прожитой жизни томит нас тоской».

«Только дураки да и те, кто не знает, что такое борьба и победа, видят повсюду случай».

«Должно быть, когда у человека есть все, — тогда он по-настоящему и несчастлив».

Соболезнования

«Пожалуй, ни у одного из наших современных писателей нет такого органического чувства русского языка, как у Толстого. Он владеет этим великолепным языком так же легко, как люди владеют своими пальцами, своим голосом. Толстой изучал этот язык там, где его только и можно изучить, - у самого народа, у самых богатых истоков этого языка».
Константин Паустовский, писатель

«Очень талантливы глаза его. Они - какие-то цепкие приборы, неводы, в которые не попадает крупное, но от которых зато не ускользает самая мелкая и, однако, интересная добыча. То, что он заметит и отметит, никого другого не остановило бы. Он незаменим».
Юрий Айхенвальд, поэт и переводчик

Умение прощать свойственно русским. Но все-таки как поражает это свойство души - особенно когда слышишь о нем из уст вчерашнего врага...
Письма бывших немецких военнопленных.

Я отношусь к тому поколению, которое испытало на себе Вторую мировую войну. В июле 1943 г. я стал солдатом вермахта, но по причине длительного обучения попал на германо-советский фронт только в январе 1945 г., который к тому моменту проходил по территории Восточной Пруссии. Тогда немецкие войска уже не имели никаких шансов в противостоянии Советской армии. 26 марта 1945 г. я попал в советский плен. Я находился в лагерях в Кохла-Ярве в Эстонии, в Виноградове под Москвой, работал на угольной шахте в Сталиногорске (сегодня – Новомосковск).

К нам всегда относились как к людям. Мы имели возможность свободного времяпровождения, нам предоставлялось медобслуживание. 2 ноября 1949 г., после 4,5 лет плена, я был освобожден, вышел на свободу физически и духовно здоровым человеком. Мне известно, что в отличие от моего опыта в советском плену, советские военнопленные в Германии жили совершенно иначе. Гитлер относился к большинству советских военнопленных крайне жестоко. Для культурной нации, как всегда представляют немцев, с таким количеством известных поэтов, композиторов и ученых, такое обращение было позором и бесчеловечным актом. После возвращения домой многие бывшие советские военнопленные ждали компенсации от Германии, но так и не дождались. Это особенно возмутительно! Надеюсь, что своим скромным пожертвованием я внесу небольшой вклад в смягчение этой моральной травмы.

Ганс Моэзер

Пятьдесят лет назад, 21 апреля 1945 года, во время ожесточенных боев за Берлин, я попал в советский плен. Эта дата и сопутствующие ей обстоятельства имели для моей последующей жизни огромное значение. Сегодня, по прошествии полувека, я оглядываюсь назад, теперь как историк: предметом этого взгляда в прошлое являюсь я сам.

Ко дню моего пленения я только что отметил свой семнадцатый день рождения. Через Трудовой фронт мы были призваны в Вермахт и причислены к 12-й Армии, так называемой «Армии призраков». После того, как 16 апреля 1945 года Советская Армия начала «операцию «Берлин»», нас в буквальном смысле слова бросили на фронт.

Пленение явилось для меня и моих молодых товарищей сильным шоком, ведь к подобной ситуации мы были совершенно не подготовлены. А уж о России и русских мы вообще ничего не знали. Этот шок был еще и потому таким тяжелым, что, только оказавшись за линией советского фронта, мы осознали всю тяжесть потерь, которые понесла наша группа. Из ста человек, утром вступивших в бой, до полудня погибло более половины. Эти переживания относятся к тяжелейшим воспоминаниям в моей жизни.

Далее последовало формирование эшелонов с военнопленными, которые увезли нас - с многочисленными промежуточными станциями - вглубь Советского Союза, на Волгу. Страна нуждалась в немецких военнопленных как в рабочей силе, ведь бездействовавшим во время войны заводам нужно было возобновлять работу. В Саратове, прекрасном городе на высоком берегу Волги, снова заработал лесопильный завод, а в «цементном городе» Вольске, также расположенном на высоком берегу реки, я провел более года.

Наш трудовой лагерь относился к цементной фабрике «Большевик». Работа на заводе была для меня, необученного восемнадцатилетнего старшеклассника, необыкновенно тяжелой. Немецкие «камерады» при этом помогали не всегда. Людям нужно было просто выжить, дожить до отправки домой. В этом стремлении немецкие пленные выработали в лагере свои, часто жестокие законы.

В феврале 1947 года со мной произошел несчастный случай в каменоломне, после которого я больше не смог работать. Через полгода я вернулся инвалидом домой, в Германию.

Это лишь внешняя сторона дела. Во время пребывания в Саратове и затем в Вольске условия были очень тяжелыми. Эти условия достаточно часто описаны в публикациях о немецких военнопленных в Советском Союзе: голод и работа. Для меня же большую роль играл еще и фактор климата. Летом, которое на Волге необычно жаркое, я должен был на цементном заводе выгребать из-под печей раскаленный шлак; зимой же, когда там чрезвычайно холодно, я работал в каменоломне в ночную смену.

Я бы хотел, перед тем, как подвести итоги моего пребывания в советском лагере, описать здесь еще кое-что из пережитого в плену. А впечатлений было много. Я приведу лишь некоторые из них.

Первое - это природа, величественная Волга, вдоль которой мы каждый день маршировали от лагеря до завода. Впечатления от этой огромной реки, матери рек русских, с трудом поддаются описанию. Однажды летом, когда после весеннего половодья река широко катила свои воды, наши русские надзиратели позволили нам прыгнуть в реку, чтобы смыть цементную пыль. Конечно же, «надзиратели» действовали при этом против правил; но они ведь тоже были человечны, мы обменивались сигаретами, да и были они немногим старше меня.

В октябре начинались зимние бури, а к середине месяца реку сковывало ледяное покрывало. По замерзшей реке прокладывали дороги, даже грузовики могли переезжать с одного берега на другой. А потом, в середине апреля, после полугода ледяного плена, Волга снова струилась свободно: с ужасным рокотом ломался лед, и река возвращалась в свое старое русло. Наши русские охранники были вне себя от радости: «Река снова течет!» Новая пора года начиналась.

Вторая часть воспоминаний - это отношения с советскими людьми. Я уже описал, как человечны были наши надзиратели. Могу привести и другие примеры сострадания: например, одна медсестра, в лютую стужу каждое утро стоявшая у ворот лагеря. Кто не имел достаточно одежды, тому охрана позволяла зимой оставаться в лагере, несмотря на протесты лагерного начальства. Или еврейский врач в больнице, спасший жизнь не одному немцу, хотя они и пришли как враги. И, наконец, пожилая женщина, которая во время обеденного перерыва, на вокзале в Вольске, застенчиво подавала нам соленые огурцы из своего ведра. Для нас это был настоящий пир. Позже, перед тем, как отойти, она подошла и перекрестилась перед каждым из нас. Русь-матушка, встреченная мною в эпоху позднего сталинизма, в 1946, на Волге.

Когда сегодня, через пятьдесят лет после моего пленения, я пытаюсь подвести итоги, то обнаруживаю, что пребывание в плену повернуло всю мою жизнь совершенно в другое русло и определило мой профессиональный путь.

Пережитое в молодости в Росии не отпускало меня и после возвращения в Германию. У меня был выбор - вытеснить из памяти мою украденную юность и никогда более не думать о Советском Союзе, или же проанализировать все пережитое и таким образом привнести некое биографическое равновесие. Я выбрал второй, неизмеримо более тяжелый путь, не в последнюю очередь под влиянием научного руководителя моей докторской работы Пауля Йохансена.
Как сказано вначале, на этот трудный путь я и оглядываюсь сегодня. Я обдумываю достигнутое и констатирую следующее: десятилетиями в моих лекциях я пытался донести до студентов мой критически переосмысленный опыт, получая при этом живейший отклик. Ближайшим ученикам я мог более квалифицированно помогать в их докторских работах и экзаменах. И, наконец, я завязал с русскими коллегами, прежде всего в Санкт-Петербурге, продолжительные контакты, которые со временем переросли в прочную дружбу.

Клаус Майер

8 мая 1945 г. капитулировали остатки немецкой 18-ой армии в Курляндскому котле в Латвии. Это был долгожданный день. Наш маленький 100-ваттовый передатчик был предназначен для ведения переговоров с Красной Армии об условиях капитуляции. Все оружие, снаряжение, транспорт, радиоавтомобили и сами радостанции были, согласно прусской аккуратности собраны в одном месте, на площадке, окруженной соснами. Два дня не ничего происходило. Затем появились советские офицеры и проводили нас в двухэтажные здания. Мы провели ночь в тесноте на соломенных матрасах. Ранним утром 11 мая мы были построены по сотням, считай, как старое распределение по ротам. Начался пеший марш в плен.

Один красноармеец впереди, один сзади. Так мы шагали в направлении Риги до огромного сборного лагеря, подготовленного Красной Армией. Здесь офицеры были отделены от простых солдат. Охрана обыскала взятые с собой вещи. Нам разрешено было оставить немного нательного белья, носки, одеяло, посуду и складные столовые приборы. Больше ничего.

От Риги мы шагали бесконечными дневыми маршами на восток, к бывшей советско-латышской границе в направлении Дюнабурга. После каждого марша мы прибывали в очередной лагерь. Ритуал повторялся: обыск всех личных вещей, раздача еды и ночной сон. По прибытию в Дюнабург нас погрузили в товарные вагоны. Еда была хорошей: хлеб и американские мясные консервы «Corned Beef». Мы поехали на юго-восток. Те, кото думал, что мы движемся домой, был сильно удивлен. Через много дней мы прибыли на Балтийский вокзал Москвы. Стоя на грузовиках, мы проехали по городу. Уже стемнело. Еда ли кто-то из нас смог сделать какие-то записи.

В отдалении от города рядом с поселком, состоявших из трехэтажных деревянных домов, находился большой сборный лагерь, настолько большой, что его окраины терялись за горизонтом. Палатки и пленные... Неделя прошла с хорошей летней погодой, русским хлебом и американскими консервами. После одной из утренных перекличек от 150 до 200 пленных были отделены от остальных. Мы сели на грузовики. Никто из нас не знал, куда мы едем. Путь лежал на северо-запад. Последние километры мы проехали через березовый лес по дамбе. После где-то двухчасовой поездки (или дольше?) мы были у цели.

Лесной лагерь состоял из трех или четырех деревянных бараков, расположенных частично на уровне земли. Дверь располагалась низко, на уровне нескольких ступенек вниз. За последним бараком, в котором жил немецкий комендант лагеря из Восточной Пруссии, находились помещения портных и сапожников, кабинет врача и отдельный барак для больных. Вся территория, едва больше, чем футбольное поле, была ограждена колючей проволокой. Для охраны предназначался несколько более комфортабельный деревяный барак. На территории также располагалась будка для часового и небольшая кухня. Это место должно было для следующих месяцев, а может быть и лет, стать нашим новым домом. На быстрое возвращение домой было непохоже.

В баракак вдоль центрального прохода тянулись в два ряда деревяные двухэтажные нары. По окончанию сложной процедуры регистрации (у нас не было с собой наших солдатских книжек), мы разместили на нарах набитые соломой матрацы. Расположившимся на верхнем ярусе могло повезти. Он имел возможность смотреть наружу в застекленное окошко размером где-то 25 х 25 сантиметров.

Ровно в 6 часов был подъем. После этого все бежали к умывальникам. На высоте приблизительно 1,70 метра начинался жестяной водосток, смотрированный на деревяной опоре. Вода спускалась примерно на уровень живота. В те месяцы, когда не было мороза, верхний резервуар наполнялся водой. Для мытья нужно было повернуть простой вентиль, после чего вода лилась или капала на голову и верхнюю часть тела. После этой процедуры ежедневно повторялась перекличка на плацу. Ровно в 7 часов мы шагали на лесоповал в бесконечные березовые леса, окружающие лагерь. Я не могу припомнить, чтобы мне пришлось валить какое-то другое дерево, кроме березы.

На месте нас ждали наши «начальники», гражданские вольнонаемные надзиратели. Они распределяли инструмент: пилы и топоры. Создавались группы по три человека: двое пленных валят дерево, а третий собирает листву и ненужные ветки в одну кучу, а затем сжигает. В особенности, при влажной погоде это было целым искусством. Конечно у каждого военнопленного была зажигалка. Наряду с ложкой, это наверно самый важный предмет в плену. Но при помощи такого простого предмета, состоящего из огнива, фитиля и куска железа можно было поджечь размокшее от дождя дерева зачастую только после многочасовых усилий. Сжигание отходов дерева относилось к ежедневной норме. Сама норма состояла из двух метров срубленного дерева, сложенного в штабеля. Каждый деревяный обрубок должен был быть два метра длиной и минимум 10 сантиметров в диаметре. С таким примитивным орудием как тупые пилы и топоры, состоявшие зачастую лишь из нескольких обыкновенных кусков железа, сваренных между собой, едва ли можно было выполнить такую норму.

После выполненной работы штабеля дерева забирались «начальниками» и грузились на открытые грузовики. В обед работа прерывалась на полчаса. Нам выдавали водянистый капустный суп. Те, кому удавалось выполнить норму (из-за тяжелой работы и недостаточного питания это удавалось лишь немногим) получали вечером дополнительно к обычному рациону, состоявшему из 200 грамм влажного хлеба, впрочем хорошего на вкус, столовой ложки сахара и жмени табака, еще и кашу прямо на крышку кастрюли. Одно «успокаивало»: питание наших охранников было немногим лучше.

Зима 1945/46 гг. была очень тяжелой. Мы затыкали в одежду и сапоги комки ваты. Мы валили деревья и складывали их в штапели до того момента, пока температура не опускалась ниже 20 градусов мороза по Цельсию. Если становилось холоднее, все пленные оставались в лагере.

Одни или два раза в месяц нас будили ночью. Мы вставали с наших соломенных матрацев и ехали на грузовике к станции, до которой было где-то 10 километров. Мы видели огромные горы леса. Это были поваленные нами деревья. Дерево должно было быть загружено в закрытые товарные вагоны и отправлено в Тушино под Москвой. Горы леса внушали нам состояние подавленности и ужаса. Мы должны были привести эти горы в движение. Это была наша работа. Сколько мы еще продержимся? Как долго это еще продлится? Эти ночные часы казались нам бесконечными. При наступлении дня вагоны были полностью загружены. Работа была утомительной. Два человека несли на плечах двухметровый ствол дерева до вагона, а затем просто задвигали его без подъемника в открытые двери вагона. Две особо крепких военнопленных складывали дерево внутри вагона в штапели. Вагон заполнялся. Наступала очередь следующего вагона. Нас освещал прожектор на высоком столбе. Это была какая-то сюрреалистическая картина: тени от стволов деревьев и копошащиеся военнопленные, словно некие фантастические бескрылые существа. Когда на землю падали первые лучи солнца, мы шагали назад в лагерь. Весь этот день уже был для нас выходным.

Одна из январских ночей 1946 г. мне особенно врезалась в память. Мороз был настолько крепок, что после работы не заводились моторы грузовиков. Мы должны были идти по гололеду 10 или 12 километров до лагеря. Полная луна освещала нас. Группа из 50-60 пленных плелась, спотыкаясь. Люди все больше отдалялись один от другого. Я уже не мог различить идущего впереди. Я думал, это конец. До сих пор я не знаю, как мне все-таки удалось дойти до лагеря.

Лесоповал. День за днем. Бесконечная зима. Все больше и больше пленных чувствовали себя морально подавленными. Спасением было записаться в «командировку». Так мы называли работу в расположенных неподалеку колхозах и совхозах. Мотыгой и лопатой мы выковыривали из промерзшей земли картофель или свеклу. Много собирать не удавалось. Но все равно собранное складывалось в кастрюлю и подогревалось. Вместо воды использовался подтаявший снег. Наш охранник ел приготовленное вместе с нами. Ничего не выбрасывалось. Очистки собирались, тайком от контролеров на входе в лагерь проносились на территорию и после получения вечернего хлеба и сахара пожаривались в бараке на двух докрасна раскаленных железных печках. Это была некая «карнавальная» еда в темноте. Большинство пленных к тому моменту уже спали. А мы сидели, впитывая измотанными телами тепло словно сладкий сироп.

Когда я смотрю на прошедшее время с высоты прожитых лет, то могу сказать, что я никогда и нигде, ни в одном месте СССР не замечал такого явления как ненависть к немцам. Это удивительно. Ведь мы были немецкими пленными, представителями народа, который в течение столетия дважды вверг Россию в войны. Вторая война была беспримерной по уровню жестокости, ужаса и преступлений. Если и наблюдались признаки каких-либо обвинений, то они никогда не были «коллективными», обращенными ко всему немецкому народу.

В начале мая 1946 г. я работал в составе группы из 30 военнопленных из нашего лагеря в одном из колхозов. Длинные, крепкие, недавно выросшие стволы деревьев, предназначенные для строительства домов, должны были быть погруженные на приготовленные грузовики. И тут это случилось. Ствол дерева несли на плечах. Я находился с «неправильной» стороны. При погрузке ствола в кузов грузовика моя голова была зажата между двух стволов. Я лежал без сознания в кузове машины. Из ушей, рта и носа текла кровь. Грузовик доставил меня обратно в лагерь. На этом месте моя память отказала. Дальше я ничего не помнил.

Лагерный врач, австриец, был нацистом. Об этом все знали. У него не было нужных медикаментов и перевязочных материалов. Его единственным инструментом были ножницы для ногтей. Врач сказал сразу же: «Перелом основания черепа. Тут я ничего не могу сделать...»

Неделями и месяцами я лежал в лагерном лазарете. Это была комната с 6-8 двухэтажными нарами. Сверху лежали набитые соломой матрасы. При хорошей погоде возле барака росли цветы и овощи. В первые недели боль была непереносимой. Я не знал, как мне лечь поудобнее. Я едва мог слышать. Речь напоминала бессвязное бормотание. Зрение заметно ухудшилось. Мне казалось, что предмет, находящийся в поле моего зрения справа, находится слева и наоборот.

За некоторое время до несчастного случая со мной в лагерь прибыл военврач. Как он сам говорил, он приезал из Сибири. Врач ввел множество новых правил. Возле ворот лагеря была постороена сауна. Каждые выходные в ней мылись и парились пленные. Еда также стала лучше. Врач регулярно посещал лазарет. Однажды он объяснил мне, что я буду находится в лагере до того времени, пока меня нельзя транспортировать.

В течение теплых летних месяцев мое самочувствие заметно улучшилось. Я мог вставать и сделал два открытия. Во-первых, я осознал, что остался в живых. Во-вторых, я нашел маленькую лагерную библиотеку. На грубо сбитых деревяных полках можно было найти все, что русские ценили в немецкой литературе: Гейне и Лессинга, Берна и Шиллера, Клейста и Жан Пола. Как человек, который уже успел махнуть на себя рукой, но которому удалось выжить, я набросился на книги. Я прочитал вначале Гейне, а потом Жан Пола, о котором я в школе ничего не слышал. Хотя я еще чувстовал боль, переворачивая страницы, со временем я забыл все происходящее вокруг. Книги обволакивали меня словно пальто, ограждавшее меня от внешнего мира. По мере того, как я читал, я чувствовал прирост сил, новых сил, прогонявших прочь последствия моей травмы. Даже с наступлением темноты я не мог оторвать глаз от книги. После Жана Пола я приступил к чтению немецкого философа по имени Карл Маркс. «18. Брумера Луи Бонапарта» погрузила меня в атмосферу Парижа середины 19-го века, а «Гражданская война во Франции» - в гущу сражений парижских рабочих и Коммуны 1870-71 гг. Моя голова словно была снова ранена. Я осознал, что за этой радикальной критикой скрывается философия протеста, выраженная в непоколебимой вере в индивидуальность человека, в его способности добиться самоосвобождения и, как говорил Эрих Фромм, «в его способность выразить внутренние качества.» Мне словно кто-то снял завесу отсутствия ясности, и движущие силы общественных конфликтов приобрели стройное понимание.
Я не хочу замалчивать тот факт, что чтение давалось мне непросто. Все то, во что я до сих пор верил, было разрушено. Я начал понимать, что с этим новым восприятием связана новая надежда, не органиченная лишь мечтой о возвращении домой. Это была надежда на новую жизнь, в которой будет место самосознанию и уважению человека.
Во время чтения одной из книг (кажется, это были «Экономико-философские записки» или может «Немецкая идеология») я предстал перед комиссией из Москвы. Ее задачей был отбор больных пленных для дальнейшей отправки для лечения в Москву. «Ты поедешь домой!» - сказал мне врач из Сибири.

Через несколько дней, в конце июля 1946 г., я ехал на открытом грузовике вместе с несколькими , как всегда стоя и тесно прижавшись друг к другу, через знакомую дамбу в направлении Москвы, до которой было 50 или 100 км. Несколько дней я провел в своего рода центральном госпитале для веоннопленных под присмотром немецких врачей. На следующий день я сел в товарный вагон, выложенный изнутри соломой. Этот длиный поезд должен был доставить меня в Германию.
Во время остановки в чистом поле нас обогнал на соседних рельсах один поезд. Я узнал двухметровые стволы берез, те самые стволы, которые мы массово валили в плену. Стволы были предназначены для топки локомотива. Вот для чего они применялись. Я едва мог бы придумать более приятного прощания.
8 августа поезд прибыл на сборочный пункт Гроненфельде возле Франкфурта-на-Одере. Я получил документы об освобождении. 11 числа того же месяца я, похудевший на 89 фунтов, но новый свободный человек, вошел в дом моих родителей.