Ибо хочу быть человеком

Лариса Бузина

К. Трутовский.
Федор Достоевский. 1847

Совсем еще молодой человек, учащийся Петербургского Инженерного училища Федор Достоевский писал брату Михаилу в Ревель (Таллинн), излагая вполне зрелые философские мысли:


    «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»; «...Природа, душа, бог, любовь... познаются сердцем, а не умом»; «Мысль зарождается в душе. Ум - орудие, машина, движимая огнем душевным».

Прошло примерно десять лет, и вечером 22 декабря 1849 года, в день казни петрашевцев, после того как смертный приговор ему заменили каторгой, Достоевский писал Михаилу:

    «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть - вот в чем жизнь, в чем задача ее...

    Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, - так кровью обливается сердце мое. Жизнь - это дар, жизнь - счастье, каждая минута могла быть веком счастья».

Почерк этого письма какой-то небывало ликующий, свободный, летящий. Кажется, что пером его водила сама жизнь, только что избавившаяся от смерти, только что родившаяся заново, - новая, вторая жизнь. Достоевский открыл бесконечную ценность жизни, бесконечную ценность живого времени, каждой минуты, пока мы существуем в этом мире.

Не этой ли встречей со смертью (при которой он не сморгнул) объясняется то, что в своих произведениях все вопросы он ставил в самой беспредельной остроте, как вопросы жизни и смерти; личную судьбу своих героев он переживал как свою собственную и рассматривал в перспективе судьбы общечеловеческой.

Ф. М. Достоевский - писатель на все времена, ибо нравственные, духовные качества человека, больше всего занимавшие писателя, как и дух, бессмертны. Достоевский современен и в наши дни, ибо время, в которое он творил и которое описывал, очень похоже на наше - время внедрения капитализма. Но Достоевский и писатель будущего. Главное преимущество он видел не только вокруг себя, но и далеко впереди себя.

Ограда Омского острога,
в который был сослан Федор Достоевский в 1850 году

В эпоху духовного брожения, когда «общественный идеал» воспринимают только внешне и поверхностно, когда одни грабят, убивают, губят других и гибнут бесплодно и бесславно сами, а другие или теряются в умственном хаосе, или погрязают в своекорыстии, - являются лишь немногие люди, которые, не удовлетворяясь внешними целями и идеалами, чувствуют и возвещают необходимость глубокого нравственного переворота и указывают условия нового духовного рождения России и человечества. Одним из немногих предвестников русской и вселенской будущности был Достоевский.

Общий смысл всей его деятельности состоит в разрешении двойного вопроса: что есть высший идеал общества и каков путь к его достижению, или проще - для чего жить и что делать?

Спрашивать прямо: «Что делать?» - значит предполагать, что есть какое-то готовое дело, к которому нужно только приложить руки, значит пропускать другой вопрос: готовы ли сами делатели? Ведь плохой или непригодный работник может испортить самое лучшее дело. Представьте себе толпу людей слепых, глухих, увечных, бесноватых, и вдруг из этой толпы раздается вопрос: «Что делать?» Единственный разумный ответ: ищите исцеления; пока вы не исцелитесь, для вас нет дела, а пока вы выдаете себя за здоровых, для вас нет исцеления.

Федор Михайлович Достоевский.
1862

Федор Михайлович сознательно отвергал всякий внешний общественный идеал, то есть такой, который не связан с внутренним миром человека или его рождением свыше. Он слишком хорошо знал все глубины человеческого падения, он знал, что злоба и безумие составляют основу нашей низшей природы. Пока эгоизм в своем стремлении все присвоить и все определить собою не побежден, не сокрушен - невозможно никакое настоящее дело.

По общему признанию, Достоевский был истинным гуманистом, ибо, зная все человеческое зло, он верил во всечеловеческое добро. Его вера в человека не была идеалистической, односторонней.

В своих произведениях он изображал человека во всей его полноте и действительности, не обманывая ни себя, ни других. Он открывал такие закоулки души, куда не многие решаются заглянуть. Но в том-то и заслуга, значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. У них есть духовная сила веры в истину и добро - в то, что должно быть.

Не искушаться господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Творят жизнь люди веры. Это те, которых называют мечтателями, утопистами, юродивыми, - они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества.

Так во что же верил Федор Михайлович? Прежде всего в бесконечность души человеческой. Полная действительность бесконечной человеческой души была осуществлена в Иисусе Христе, в человеке, и, значит, это возможно и для каждого стремящегося к этому. Достоевский показал на своих любимых героях, что во всякой душе человеческой, даже на самой низкой ступени, существует возможность, искра этой бесконечности и полноты существования.

Рабочий стол Достоевского

Иисус Христос для Достоевского - высший нравственный идеал, которому надо стараться подражать, учиться у него любви, милосердию, подвигу и самопожертвованию. Не смущаясь антихристианским характером всей нашей жизни и деятельности, он верил в действительность Бога как сверхчеловеческое Добро и в Христа как Богочеловека, он проповедовал христианство живое и деятельное, истинное учение Христа.

Для Федора Михайловича истинная церковь - это всечеловеческая, в которой должно исчезнуть разделение человечества на соперничающие и враждебные между собой племена и народы. Все народы должны воссоединиться в одном общем деле всемирного возрождения. Главная идея, которой Достоевский служил всей своей деятельностью, была христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово.

Достоевский считал, что именно Россия должна сказать миру новое слово. Он верил в Россию и предсказывал ей великое будущее. Призвание России, ее назначение и обязанность состоит в примирении Востока и Запада. Истина едина, она и объединит все народы. Обладание истиной не может быть привилегией одного народа или отдельной личности. Истина может быть только вселенскою, и от народа требуется подвиг служения этой вселенской истине, даже с пожертвованием своего национального эгоизма. Истинное дело возможно, только если в человеке есть свободные силы света и добра, но без Бога человек таких сил не имеет.

Личность, в понимании Федора Михайловича, есть самостоятельно мыслящий человек, безличность - это подражатель. Самостоятельное мышление - одно из важнейших измерений личности. Достоевский считал, что в плане самостоятельности мышления личностью может стать каждый, независимо от уровня образования. Личностью может быть простой крестьянин, безличностью может быть и академик.

Человек может менять свои убеждения, оставаясь личностью, если было что менять, если это что - свое, а обмен происходит не под влиянием моды или выгоды. В записной книжке Федор Михайлович пишет:


    «Неужели независимость мысли, хотя бы и самая малая, так тяжела?» А в письме: «Нет, видно, всего труднее на свете самим собою стать».

У Достоевского есть еще одно измерение человеческой личности - ценностная жизненная ориентация. Фактически это проблема смысла жизни человека. Безличность видит смысл жизни в обладании материальными благами (богатство, власть), личность - в сохранении и совершенствовании себя, то есть своего духовного мира. Безличность ориентируется на «иметь», а личность - на «быть». При этом личность в плане самостоятельности мышления может оказаться безличностью в плане ценностной ориентации.

Анна Григорьевна Достоевская,
супруга Федора Михайловича. 1868

О смысле жизни Достоевский писал довольно часто, особенно в «Дневнике писателя», и его позиция по этому вопросу выражена ясно и четко: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной ее вытекают». Федор Михайлович пишет о том, что духовные накопления человека не умирают вместе со смертью тела.

Человек должен самостоятельно осмыслить себя и свое назначение в мире. «Жизнь задыхается без цели». Личность существует не для себя. Но торжество безличности так велико, что живущие ради «быть» кажутся аномалией, «идиотами». Однако Достоевский верит в торжество личности человека: «ѕсамовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по-моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли». Предел утверждения личности - самопожертвование и самоотверженность.

Дал Федор Михайлович и вполне четкое понятие о «лучших людях». В одной из записных тетрадей сказано: «Не сильные лучше, а честные». Далее: «Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием». В «Дневнике писателя» за 1876 год в главе, специально посвященной лучшим людям, Достоевский писал: «В сущности, эти идеалы, эти "лучшие люди" ясны и видны с первого взгляда: "лучший человек", по представлению народному, - это тот, который не преклонится перед материальным соблазном, тот, который ищет неустанно работу на дело Божие, любит правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнью». Лишь такие люди способны оказать благотворное влияние на общество.

В понимании Достоевского «улучшить» - значит приблизиться к идеалу, приблизиться к Христу, к его образу жизни, «стать самим собой во-первых и прежде всего», то есть таким, каким Бог создал, отбросив всю фальшь, всю внешнюю шелуху.

Сам Достоевский самосовершенствовался до последних дней своей жизни. Уже будучи больным, зная, что жить ему осталось недолго, он писал жене с курорта, где лечился:

    «...тем больше будем дорожить тем кончиком жизни, который остался, и, право, имея в виду скорый исход, действительно можно улучшить не только жизнь, но даже себя».
Чуть позже Федор Михайлович формулирует эту мысль еще определеннее:

    «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие.

Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие». Так же как в молодые годы на Семеновском плацу перед расстрелом, Достоевскому вновь грозит небытие, но теперь уже приговор отменен быть не может. В декабре 1880 года, почти за месяц до своей кончины, он писал А. Н. Плещееву: «Я теперь пока еще только леплюсь. Все только еще начинается».

Дом Достоевских в Старой Руссе

Будучи человеком религиозным в высшем смысле этого слова, Достоевский был вместе с тем вполне свободным мыслителем и могучим художником. Он никогда не отделял истину от добра и красоты, никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. Эти три живут только своим союзом. Добро, отделенное от истины и красоты, есть только неопределенное чувство, бессильный порыв, истина отвлеченная есть пустое слово, а красота без добра и истины есть кумир. Открывшаяся в Христе бесконечность человеческой души, способной вместить в себя всю бесконечность Бога, - эта идея есть вместе и величайшее добро, и величайшая истина, и совершеннейшая красота. Именно оттого, что красота неотделима от добра и истины, именно поэтому она и спасет мир.

Красота также неотделима от любви, но любовь есть труд, и даже ей надо учиться.

    «Ищите же любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

Постоянно находясь среди людей, наблюдая их кривляния, порожденные желанием выглядеть лучше, чем есть, но не желающих приложить усилие для совершенствования, Федор Михайлович думал, что, если б все эти почтенные господа захотели хоть на один миг стать искренними и простодушными? «Ну что, если б каждый из них вдруг узнал весь секрет? Что, если б каждый из них вдруг узнал, сколько заключено в нем прямодушия, честности, самой искренней сердечной веселости, чистоты, великодушных чувств, добрых желаний, ума, - куда ума! - остроумия самого тонкого, самого сообщительного, и это в каждом, решительно в каждом из них!» Достоевский хотел сказать им:

    «Да, господа, в каждом из вас все это есть и заключено, и никто-то, никто-то из вас про это ничего не знает! ...Клянусь, что каждый из вас умнее Вольтера, чувствительнее Руссо, несравненно обольстительнее... Дон-Жуана, Лукреций, Джульетт и Беатричей! ...Но беда ваша в том, что вы сами не знаете, как вы прекрасны! Знаете ли, что даже каждый из вас, если б только захотел, то сейчас бы мог осчастливить всех в этой зале и всех увлечь за собой? И эта мощь есть в каждом из вас, но до того глубоко запрятанная, что давно уже стала казаться невероятною. И неужели, неужели золотой век существует лишь на одних фарфоровых чашках? ...А беда ваша вся в том, что вам это кажется невероятно».

      Так верить в человека может только тот, кто сам отлично знает, что даже на самой низкой ступени существует возможность вновь возродиться и устремиться к Свету. Не доходит только тот, кто, споткнувшись, разуверился в своих силах и потому не смог подняться, чтобы вновь двигаться по пути.

(366 слов) Великий русский писатель Ф. М. Достоевский однажды сказал: «Жизнь задыхается без цели». А ведь сложно с этим не согласиться. Каждый человек нуждается в жизненном ориентире, точке опоры, в личной путеводной звезде. Без этого незачем справляться с трудностями, претерпевать боль, становиться лучше. Если бытие утрачивает цель, то не понятно, зачем все эти рутинные действия день за днем? Мысли о тщетности жизни, становясь навязчивыми, сводят человека с ума, и наступает то самое внутреннее ощущение «удушья», о котором говорил классик. В литературе немало примеров, подтверждающих эту мысль.

Например, в романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не может найти своим способностям применения. Он пробует различные занятия, развлечения, пристрастия, но все тщетно: он не находит в жизни желаемого смысла. Весьма показательно его бегство в деревню. Там он попытался заняться хозяйством, облегчить жизнь своим крестьянам, стать деятельным помещиком. Но вскоре это ему наскучило, потянуло в свет, однако в местных «салонах» манеры и обхождение дворян вызывали в нем лишь ироничную усмешку. Эта цель не подошла, как и десятки предыдущих. После убийства Ленского Евгений пускается в путешествие, хочет разыграть роль одинокого и гордого странника, но для поэтической свободы ему не хватило поэзии, и вот он опять в столице – никто и ни с чем. Он, когда-то холодный и бесстрастный, бросается к замужней Татьяне с горящими глазами и безрассудным порывом. Но данное раскаяние лишь означает то, что герой в отчаянии, жизнь его «задохнулась без цели».

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» у Печорина такая же беда: его бытие бесцельно. Он скитается по жизни, играя чужими судьбами, бросаясь своей, но своего высокого происхождения он так и не находит. Григорий талантлив, обаятелен и умен, ему, казалось бы, все дороги открыты, однако он стоит на распутье и никуда не идет, довольствуясь случайными приключениями вроде знакомства с контрабандистами и похищения Бэлы. Проблема Печорина в том, что он не может найти себе достойной, всепоглощающей цели. Герой видит ничтожность популярных стремлений, поэтому они не могут его увлечь. Не видя выхода, он бросается в авантюру, где погибает, как мотылек в огне.

Очевидно, что бесцельная жизнь героев «задохнулась». Ей не хватило свободы, вдохновения, направления – всего того, что является воздухом для души. Достоевский хотел сказать, что нить судьбы не вьется без предназначения, которое человек должен разгадать, иначе его судьбой будет не фортуна, а злой рок.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дневная норма хлеба в блокадном Ленинграде

27 января мы празднуем прорыв Блокады Ленинграда , который позволил в 1944 году закончить одну из самых трагических страниц мировой истории. В этом обзоре мы собрали 10 способов , которые помогли реальным людям выжить в блокадные годы . Возможно, кому-то эта информация пригодится и в наше время.

Ленинград попал в окружение 8 сентября 1941 года. При этом в городе не было достаточного количества припасов, которые могли бы сколь-нибудь долго обеспечить местное население продуктами первой необходимости, в том числе, едой. Фронтовикам во время блокады выдавали по карточкам 500 граммов хлеба в день, рабочим на заводах – 250 (примерно в 5 раз меньше реально требуемого количества калорий), служащим, иждивенцам и детям – вообще 125. А потому первые случаи голодной смерти были зафиксированы уже через несколько недель после того, как кольцо Блокады было сомкнуто.

В условиях острой нехватки продуктов люди были вынуждены выживать, кто как может. 872 дня блокады – это трагическая, но при этом и героическая страница в истории Ленинграда. И именно про героизм людей, про их самопожертвование мы хотим рассказать в данном обзоре.

Невероятно сложно во время Блокады Ленинграда было семьям с детьми, особенно, с самыми маленькими. Ведь в условиях нехватки продуктов у многих матерей в городе перестало вырабатываться грудное молоко. Тем не менее, женщины находили способы спасти своего малыша. История знает несколько примеров тому, как кормящие матери надрезали соски на своей груди, чтобы младенцы получили хоть какие-то калории из материнской крови.

Известно, что во время Блокады голодающие жители Ленинграда вынуждены были есть домашних и уличных животных, в основном, собак и кошек. Однако нередки случаи, когда именно домашние питомцы становились главными кормильцами целых семей. К примеру, существует рассказ про кота по имени Васька, который не только пережил Блокаду, но и приносил практически ежедневно мышей и крыс, коих в Ленинграде развелось огромное количество. Из этих грызунов люди готовили еду, чтобы хоть как-нибудь утолить голод. Летом же Ваську вывозили на природу, чтобы он охотился на птиц.

Кстати, в Ленинграде после войны установили два памятника котам из так называемой «мяукающей дивизии», которая позволила справиться с нашествием грызунов, уничтожающих последние запасы продовольствия.

Голод в Ленинграде достиг такой степени, что люди ели все, что содержало калории и могло быть переварено желудком. Одним из самых «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, чтобы затем смешивать с кипятком и делать таким образом хоть немного питательный суп. Подобным образом в ход шел и строительный клей, бруски которого продавали на рынках. В него добавляли специи и варили желе.

Желе также делали из кожаных изделий – курток, сапог и ремней, в том числе, и армейских. Саму эту кожу, часто пропитанную дегтем, есть было невозможно из-за невыносимого запаха и вкуса, а потому люди наловчились сначала обжигать материал на огне, выжигая деготь, а уж потом варить из остатков питательный студень.


Но столярный клей и кожаные изделия – это лишь малая часть так называемых пищевых заменителей, которые активно применялись для борьбы с голодом в блокадном Ленинграде. На заводах и складах города к моменту начала Блокады находилось достаточно большое количество материала, который можно было использовать в хлебной, мясной, кондитерской, молочной и консервной промышленности, а также в общественном питании. Съедобными продуктами в этом время стали целлюлоза, кишки, технический альбумин, хвоя, глицерин, желатин, жмых и т.д. Их использовали для изготовления еды как промышленные предприятия, так и обычные люди.

Одной из фактических причин голода в Ленинграде является уничтожение немцами Бадаевских складов, на которых хранились продовольственные запасы многомиллионного города. Бомбежка и последующий за ней пожар полностью уничтожил огромное количество продуктов, которые смогли бы спасти жизни сотен тысяч людей. Однако жители Ленинграда умудрялись даже на пепелище бывших складов находить какие-то продукты. Очевидцы рассказывают, что люди собирали землю на месте, где сгорели запасы сахара. Данный материал они потом процеживали, а мутную сладковатую воду кипятили и пили. Эту калорийную жидкость в шутку называли «кофе».

Многие выжившие жители Ленинграда рассказывают, что одним из распространенных продуктов в городе в первые месяцы Блокады были капустные кочережки. Саму капусту на полях вокруг города собрали в августе-сентябре 1941 года, но ее корневая система с кочережками оставалась на полях. Когда проблемы с продовольствием в блокадном Ленинграде дали о себе знать, горожане начали ездить в пригороды, чтобы выкапывать из мерзлой земли казавшиеся еще недавно ненужными растительные огрызки.

А теплое время года жители Ленинграда питались в прямом смысле подножным кормом. В ход благодаря небольшим питательным свойствам шла трава, листва и даже кора деревьев. Эти продукты перетирали и смешивали с другими, чтобы делать из них лепешки и печенье. Особой популярностью, как рассказывали пережившие Блокаду люди, пользовалась конопля – в этом продукте много масла.

Удивительный факт, но во время Войны Ленинградский Зоопарк продолжал свою работу. Конечно, часть животных из него вывезли еще до начала Блокады, но многие звери все-таки остались в своих вольерах. Некоторые из них погибли во время бомбежек, но большое количество благодаря помощи сочувствующих людей пережило войну. При этом сотрудникам зоопарка приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы накормить своих питомцев. К примеру, чтобы заставить тигров и грифов есть траву, ее упаковывали в шкуры мертвых кроликов и других зверей.

А в ноябре 1941 года в зоопарке даже случилось пополнение – у гамадрила Эльзы родился малыш. Но так как у самой матери из-за скудного рациона не было молока, молочную смесь для обезьянки поставлял один из ленинградских роддомов. Малышу удалось выжить и пережить Блокаду.

***

Блокада Ленинграда длилась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Согласно документам Нюрнбергского процесса, за это время от голода, холода и бомбежек умерло 632 тысяч человек из 3 миллионов довоенного населения.

Аннотация. В статье на основе изучения и обобщения архивных материалов исследуется опыт организации продовольственного обеспечения военнослужащих и гражданского населения в период блокады Ленинграда; рассказывается о дополнительных источниках пополнения пищевых ресурсов, разработанных советскими учёными и специалистами в осадных условиях.

Summary . The article based on the study and generalisation of archival materials studies the experience of food supply of military personnel and civilians during the siege of Leningrad; describes additional sources of replenishment of food resources developed by Soviet scientists and experts in the siege conditions.

МЕДВЕДЕВ Алексей Алексеевич - начальник кафедры продовольственного обеспечения Вольского военного института материального обеспечения Министерства обороны РФ, полковник, кандидат педагогических наук, профессор

(г. Вольск. E-mail: [email protected]);

ШИШКОВ Виталий Викторович - профессор кафедры продовольственного обеспечения Вольского военного института материального обеспечения Министерства обороны РФ, полковник в отставке, кандидат военных наук, профессор

(г. Вольск. E-mail: vitvik-1952@ mail.ru)

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ СНАБЖЕНИЕ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

В приказе начальника военно-морского штаба фашистской Германии № 1601/41 от 29 сентября 1941 года было сказано: «Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Проблема жизни населения и снабжения его является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. В этой войне… мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города»1.

В тяжелейших условиях ленинградской блокады особенно остро встал вопрос продовольственного обеспечения войск действующей армии, защищавших осаждённую Северную столицу, и её мирных граждан. Решительные действия советского и армейского руководства, максимальные усилия и неординарные решения учёных и производственников города на Неве помогли избежать более глобальной гуманитарной катастрофы и спасти сотни тысяч наших бойцов и ленинградцев-блокадников от голодной смерти.

В годы Великой Отечественной войны довольствие личного состава действующей армии производилось по нормам, установленным Правительством СССР 20 сентября 1941 года. Эти нормы были изложены в приказе наркома обороны СССР от 22 сентября 1941 года № 312. Калорийность пайка солдат боевых частей составляла 3450 ккал2. Блокада Ленинграда отразилась на нормах питания военнослужащих, участвовавших в обороне города. В наибольшей степени подверглись сокращению нормы довольствия по хлебу, мясу и рыбе. Ответственность за продовольственное снабжение Ленинграда ЦК ВКП(б) и ГКО возложили на заместителя председателя СНК А.И. Микояна. Уполномоченным ГКО по продовольственному снабжению города и войск фронта был назначен нарком торговли РСФСР Д.В. Павлов, а созданную при Военном совете фронта продовольственную комиссию возглавил секретарь горкома партии и член военного совета фронта А.А. Кузнецов.

В период блокады Ленинграда действовала следующая схема организации снабжения. Отдел торговли Ленгорисполкома и продовольственные отделы Ленинградского фронта и Балтийского флота составляли заявки на необходимое количество продуктов питания с указанием календарных сроков их завоза. Эти заявки рассматривались Военным советом фронта, а затем представлялись на утверждение Правительству СССР. Правительство СССР специальными решениями определяло, какое количество продовольствия, из каких городов и областей, в какой срок должно быть направлено в Ленинград, и, соответственно, устанавливало твёрдые задания своим управлениям, предприятиям и базам.

Особое значение в обеспечении блокадного города продовольствием имела Дорога жизни. Ледовая трасса действовала 152 дня - с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942 года. За это время по ней в Ленинград доставили 361 103 т грузов, из них 270 976 т продовольствия. Подвоз продовольствия по Дороге жизни дал возможность создать к весне 1942 года для войск и населения города неприкосновенные двухмесячные запасы продуктов питания и переходящие запасы в пределах 6-8 суток. В результате возросшего подвоза продовольствия в конце декабря 1941 года была увеличена норма выдачи хлеба, а затем и мяса личному составу войск Ленинградского фронта. С 8 февраля 1942 года горячую пищу в войсках стали готовить регулярно три раза в сутки. Со снятием блокады продовольственный паёк был доведён до общих норм, принятых в Вооружённых силах.

Однако в гораздо худших условиях находилось гражданское население, особенно в первые месяцы осады. Несмотря на помощь с Большой земли, требовались мобилизация всех имевшихся внутренних продовольственных ресурсов и изыскание новых источников их регулярного пополнения.

Ленинград перед войной обладал высокоразвитой пищевой промышленностью, которая не только обеспечивала потребности города и области, но и удовлетворяла запросы других регионов. Однако значительных запасов на складах города не имелось. На 21 июня 1941 года ленинградские продовольственные резервы составляли: муки - на 52 дня, круп - на 89 дней, мяса - на 38 дней, масла животного - на 47 дней, масла растительного - на 29 дней3.

В соответствии с постановлением СНК СССР решением Ленгорисполкома от 17 июля 1941 года № 66 с 18 июля в городах Ленинграде, Колпино, Кронштадте, Пушкине и Петергофе была введена карточная система на продажу хлеба, муки, крупы, макарон, сахара, кондитерских изделий, животного и растительного масла, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов4. Нормы снабжения устанавливались для четырёх групп: 1) рабочие и инженерно-технические работники; 2) служащие; 3) дети до 12 лет; 4) иждивенцы. Однако введение карточной системы не привело к большой экономии продовольственных ресурсов. В последующие периоды проводилось неоднократное сокращение норм снабжения.

Поэтому главным бедствием ленинградцев был незримый и коварный враг - голод. По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в результате блокады голодной смертью умерли 641 803 человека5. В те тяжёлые дни в пищу жителей города шло всё: конопляные зёрна для корма канареек, дроздов и попугаев; мучной клейстер, смывавшийся с обоев и из переплётов книг; вываренные приводные ремни и другие кожаные изделия; всякого рода технические масла. В качестве добавок использовали олифу, лекарства, вазелин, глицерин, всевозможные отходы растительного сырья. Ели кошек, собак и ворон.

В «Блокадной книге» А. Адамович и Д. Гранин написали про «бадаевскую сладкую землю»6. В сентябре 1941 года фашистская авиация подожгла продовольственные склады завода имени Бадаева. Огонь уничтожил около 3 тыс. т муки и примерно 2500 т сахара-рафинада, которые превратились в густой сироп, смешанный с землёй. Эту субстанцию продавали на продовольственных рынках. Качество и цена «бадаевского продукта» зависели от того, какой это был слой земли - верхний или нижний. Употребляли такое месиво по маленькому кусочку: глотали и запивали кипятком.

Меню столовой одного из цехов Кировского завода, датированное весной 1942 года, красноречиво свидетельствует, что в пищу шёл весь подножный корм: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, котлеты из свекольной ботвы, биточки из лебеды, шницели из капустного листа, печень из жмыха, торты из дуранды, соус из рыбокостной муки, оладьи из казеина, суп из дрожжей, соевое молоко (по талонам).

По сохранившимся архивным данным в ноябре-декабре 1941 года в ленинградских столовых готовились преимущественно первые блюда. На порцию супа использовались 10 г альбумина, 5 г соли и немного лаврового листа. Порция дрожжевого супа содержала 50 г дрожжей, 7 г картофеля и 5 г соли7.

Вера Инбер в своём ленинградском дневнике записала: «…6 июня 1944 года. Утром решила пойти на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Раздел общественного питания. Продукты и меню ленинградских столовых в дни блокады: корьевая мука, сметки (т.е. сметённые отовсюду остатки) - шла на лепешки; белковые дрожжи - на первые блюда; декстрин (технические отходы) - на оладьи, запеканки, биточки, котлеты; мука льняного жмыха - на вторые блюда; альбумин - на первые блюда; целлюлоза - на оладьи, биточки, котлеты; гонка (отработанная деталь текстильной машины, изготовленная из свиной кожи) - на суп, студень, котлеты; столярный клей и мездра - на студень. Особенно долго стояла я перед витриной, оформленной в виде булочной. Это было окно, густо заросшее льдом, только в центре неровно оттаявшее от скудного тепла двух коптилок.

В одном просвете весы: на одной чашке четыре мелкие гирьки, на другой - 125 граммов хлеба, то, что большинство ленинградцев получало с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Над весами в стеклянной колбе мука того времени. В её состав входило: мука ржаная дефектная - 50 проц.; соль - 10 проц.; жмых - 10 проц.; целлюлоза - 15 проц.; соевая мука - 5 проц.; обойная пыль - 5 проц.; отруби - 5 проц.»8.

По воспоминаниям очевидцев, в первую весну блокады 1942 года, как только взошла трава, население воспользовалось и этой растительной добавкой для приготовления пищи. За короткий срок в городе не осталось ни одной травинки.

Позднее все окрестности Ленинграда, городские сады, скверы и пустыри были распаханы ленинградцами под огороды. На Марсовом поле, Исакиевской площади, в Летнем саду выращивались капуста, лук, морковь, картофель и другие овощи. Некоторое увеличение продовольственных запасов было достигнуто и за счёт заготовки дикорастущих съедобных растений. В Ленинградской области их имелось более 100 видов (крапива, лебеда, щавель, одуванчик, хмель, шиповник и другие). Такие растительные добавки использовались для приготовления супов, вторых блюд и напитков.

В решении продовольственной проблемы важную роль сыграли созданные учёными пищевые заменители. В качестве одного из основных компонентов примеси к муке группа специалистов под руководством профессора Лесотехнической академии В.И. Шаркова предложила использовать целлюлозу, известную ранее только как сырьё для бумажных фабрик. Гидроцеллюлоза не содержит ничего питательного, но позволяет увеличить припёк, т.е. выход хлеба. В конце ноября пищевая целлюлоза стала поступать на хлебозаводы. Её производство было налажено на шести городских предприятиях. Всего же за годы блокады ленинградские пекарни выработали около 16 тыс. т пищевой целлюлозы9.

Профессор Сельскохозяйственного института М.Н. Княгиничев разработал copт дрожжей, который требовал наименьшего количества сухой муки для выпечки. Это также позволило повысить выход хлебной продукции на 1 проц., что в условиях голодной блокады дало заметный экономический эффект10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов: В 7 т. / Под общ. ред. Р.А. Руденко. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С. 37.

2 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред. С.К. Куркоткина. М.: Воениздат, 1977. С. 194.

3 Карасёв А.В. Ленинградцы в годы блокады. М.: Изд. Академии наук, 1959. С. 127.

4 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся г. Ленинграда в 1941-1944 гг. М: Наука, 1966. С. 227.

5 Карасёв А.В. Указ. соч. С. 185.

6 Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М.: Советский писатель, 1979. С. 135.

7 Худякова Н.Д. Вся страна с Ленинградом. Л.: Лениздат, 1960. С. 86.

8 Инбер В. Почти три года (ленинградский дневник). М.: Советская Россия, 1968. С. 53.

9 Соболев Г.Л. Учёные Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1966. С. 61.

Бучкин «Остался один»

Что меня больше всего потрясло из блокадных рассказов и что запомнилось.

1 Уважительное отношение к хлебу , к каждой крошечке. Я еще застала людей, которые аккуратно собрав крошки на столе, сметали их к себе в ладонь и съедали. Так и моя бабушка делала.Так же она постоянно по весне варила супы из крапивы и лебеды, видимо никак не могла забыть те времена..

Андрей Дроздов Хлеб войны. 2005 г.


2. Не знаю что поставить вторым пунктом. Наверно все-таки ту информацию, которая меня шокировала пожалуй больше всего: то что люди кушали совсем непригодные вещи.
Люди ели гуталин, жарили обувные подошвы, ели клей, варили суп из кожаных ремней, ели обои...

Из воспоминаний одной женщины:

Блокадное меню.

«Кофе из земли»

«В самом начале блокады мы с мамой частенько ходили на горящие Бадаевские склады, это разбомбленные продовольственные запасы Ленинграда. От земли шел теплый воздух, и мне тогда казалось, что он с запахом шоколада. Мы с мамой набирали эту черную землю, слипшуюся с «сахаром». Народу было много, но в основном женщины. Принесенную землю мы складывали по мешочкам в шкаф, мама их тогда много нашила. Потом эту землю мы растворяли в воде, а когда земля оседала и вода отстаивалась, то получалась сладковатая, коричневая жидкость, похожая на кофе. Этот раствор мы кипятили. А когда родителей не было, мы его пили сырым. По цвету он был похож на кофе. Этот «кофе» был чуть сладкий, но, главное, в нем был настоящий сахар».

«Котлеты из папье-маше»

«Папа до войны очень любил читать и у нас в доме было много книг. Переплеты книг раньше делали из папье-маше - это спрессованная бумага серого или песчаного цвета. Из нее мы и делали «котлеты». Брали обложку, резали на мелкие кусочки и клали в кастрюлю с водой. В воде они лежали несколько часов, а когда бумага разбухала, отжимали воду. В эту кашу всыпали немножко «муки из жмыха».

Жмых, его еще тогда все называли «дуранда», - это отходы от производства растительного масла (подсолнечного масла, льняного, конопляного и др.). Жмых был очень грубый, отходы эти были спрессованы в плитки. Длиной эта плитка была сантиметров 35-40, шириной сантиметров 20, а толщиной - 3 см. Они были крепкие, как камень, и отколоть от такой плитки кусочек можно было только топором.

«Чтобы получить муку, надо было этот кусочек тереть на терке: трудная работа, терла жмых обычно я, это была моя обязанность. Полученную муку мы всыпали в размокшую бумагу, размешивали ее, и «фарш для котлет» был готов. Потом лепили котлеты и обваливали в этой же «муке», клали на горячую поверхность буржуйки и воображали, что поджариваем котлеты, ни о каком жире или масле речи и быть не могло. Как же мне трудно было проглотить кусочек такой котлеты. Держу во рту, держу, а проглотить никак не могу, гадость ужасная, а есть-то больше нечего».

Потом мы стали варить суп. Всыпали в воду немного этой «муки из жмыха», кипятили, и получалась тягучая, как клейстер похлебка».

Блокадный десерт: «желе» из столярного клея

«На рынке можно было выменять столярный клей. Плитка столярного клея была похожа на шоколадную, только цвет ее был серый. Эту плитку клали в воду, и размачивали. Потом в этой же воде мы ее варили. Мама туда еще добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику, вот их- то дома почему-то было полно. Готовое варево мама разливала по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Когда я в первый раз съела это желе, то чуть не плясала от радости. Ели мы это желе с охотки с неделю, а потом я уже глядеть на него не могла и думала «лучше я умру, но больше есть этот клей не буду».

Кипяченая вода – блокадный чай.

Кроме голода, бомбежек, артобстрелов и холода была еще проблема - не было воды.

Кто мог и кто жил ближе к Неве, брели на Неву за водой. «А нам повезло, рядом с нашим домом был гараж для пожарных машин. На их площадке был люк с водой. В нем вода не замерзала. Жильцы нашего дома, да и соседних, ходили сюда по воду. Я помню, воду начинали брать с шести часов утра. Очередь стояла большая за водой, как в булочную.

Люди стояли с бидонами, с чайниками и просто с кружками. К кружкам привязывали веревочки и ими черпали воду. Ходить за водой была тоже моя обязанность. Мама будила меня в пять утра, чтобы быть первыми в очереди.

За водой. Художик Дмитрий Бучкин.

По какому-то странному правилу, можно было зачерпнуть и поднять кружку только три раза. Если не сумели достать воды, то молча, отходили от люка.

Если не доставалось воды, а такое случалось часто, топили снег, чтобы согреть чай. А помыться уже не хватало, мы об этом мечтали. Не мылись мы, наверное, с конца ноября 1941 г. Одежда просто прилипала к телу от грязи. А вши просто заедали».

Сфинкс у Академии художеств. Дмитрий Бучкин


3. Норма хлеба 125 гр.


В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус.А сколько это 125 грамм хлеба? Это приблизительно 4 или 5 «столовских» кусочков толщиной в палец, отрезанных от буханки «кирпичика». В 125 граммах современного ржаного хлеба приблизительно 270 к. калл. По калорийности, это один маленький «сникерс» - одна десятая часть суточной нормы взрослого человека. Но это современный ржаной хлеб, испеченный из нормальной муки, калорийность блокадного хлеба наверняка была, минимум, в два раза ниже, а то и в три.

Дети блокадного Ленинграда,

Баландина Мария, 1«Б » класс, школа № 13

ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ.БЛОКАДА 1956 г.


Виктор Абрамян Ленинград. Память детства. 2005 г.


Рудаков К.И. Мать. Блокада. 1942 г



Ленинград. Блокада. Холод,

Пименов Сергей, 1«Б » класс, школа № 13

4.Ольга Берггольц. «Ленинградская поэма»
о шофере грузовика, который вез зимой хлеб через Ладогу. На середине озера у него заглох мотор, и чтобы согреть руки, он облил их бензином, поджег и починил мотор.


Ольга Берггольц (1910-1975) - русская поэтесса, прозаик.
Лучшие стихотворения/поэмы: «Бабье лето», «Ленинградская поэма», «29 января 1942», "
5. Меня поразило то, что в блокадном Ленинграде рождались дети.


Все эти страшные 872 дня в городе продолжалась жизнь – в условиях голода и холода, под обстрелами и бомбежками люди работали, помогали фронту, спасали попавших в беду, хоронили умерших и заботились о живых. Страдали и любили. И рожали детей – ведь законы природы отменить невозможно. Все роддома блокадного Ленинграда были отданы под госпитали, и только единственный – продолжал работать по своему прямому назначению. И здесь по-прежнему раздавался плач новорожденных.

Вот так здорово могли покушать родившие женщины в роддоме (на фоне тех, кто ел клей и обои).