Кровавые атаки террористов на Лондон и Шарм-эш-Шейх, которым не смогли помешать ни одна из лучших в мире спецслужб (британская), ни дорогостоящие усилия египетского государства по созданию "оазиса безопасности" на отдельно взятом курорте, вновь ставят вопрос о том, как остановить катящуюся по миру волну смерти. Еще после захвата школы в Беслане большинство россиян (61% - по данным ВЦИОМа) пришло к выводу, что одних только усилий государства для обеспечения безопасности граждан недостаточно, террор можно победить лишь усилиями всего общества. Но что конкретно может сделать обычный человек? С этим вопросом "Известия" обратились к активистам гражданского общества, представителям религии, деятелям культуры и спорта.

Элла Памфилова, председатель Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека: "Главное - не поддаваться панике"

Ой..., сложный вопрос. Главное, наверное, не поддаваться панике. Наши соотечественники проявляют удивительную стойкость, достойную уважения, - уезжают последними с курортов, где взрывают, и приезжают первыми, но это, конечно, черный юмор. Надо быть внимательными и бдительными и не переходить ту грань, которая отделяет внимательность от всеобщей нервозности, - ведь террористы только этого и добиваются. А еще необходимо усилить влияние общества над властью в борьбе с терроризмом.

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата: "Отвергать всех, кто оправдывает террор"

Словом и делом, отвергая все и всех, кто оправдывает террор, - идеологически, религиозно и т.п. Когда террористы пользуются поддержкой интеллектуалов, когда те, кто обосновывает террор, оправдывает его, остаются безнаказанными, террор остановить очень сложно. Только единство поможет.

Исмаил Шангареев, глава Центрального духовного управления мусульман Оренбургской области, муфтий "Надо просить помощи у Всевышнего"

Надо быть очень внимательным, проявлять бдительность. Надо увеличивать охрану детских садов и школ, тратить на это средства. Надо сообщать о подозрительных вещах в милицию, даже если люди не очень хорошо относятся к милиции. И мы, мусульмане, уповаем на Всевышнего. Мой покойный отец был фронтовик. Дошел почти до Берлина. Он рассказывал, что на фронте даже комиссары, очень строгие к солдатам, когда начиналась бомбежка, начинали взывать к Богу: "Боже, помоги!" Надо просить помощи у Всевышнего.

Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин "Нельзя мириться с нетерпимостью"

Мне кажется, мы не должны мириться с нетерпимостью. Любой - национальной, религиозной, классовой. Общество должно быть нетерпимым к нетерпимости. Ведь терроризм - это последняя стадия нетерпимости. А на бытовом уровне - сомневаюсь, что террор можно победить. В Израиле граждане очень активны, но взрывы все равно случаются. С терроризмом можно справиться только всем миром, а обычному человеку это не под силу. Боюсь, даже отдельно взятой стране это не под силу.

Валентина Мельникова, лидер Союза комитетов солдатских матерей "Не терять своих "звериных" инстинктов"

Бороться можно двумя путями. Первый - научиться смотреть по сторонам. Оценивать обстановку. Не терять своих "звериных" инстинктов - чувствовать опасность. И второй - быть активным гражданином. Если видите в действиях властей причину террора - бороться с этими причинами.

Давид Мусульбес, олимпийский чемпион по вольной борьбе, во время штурма школы в Беслане участвовал в освобождении заложников "Бороться с террористами можно воспитанием"

Думаю, что бороться с терроризмом простым людям можно только одним способом: воспитывать молодое поколение. Посмотрите на возраст террористов - это молодые парни от 18 до 30 лет, то поколение, которое было потеряно в 1990-х, во время безработицы и так далее. Это уже не люди, а зомби, с ними трудно что-то поделать. А тех, кто идет за ними, то есть сегодняшних подростков можно чем-то заинтересовать, найти им какое-то более-менее полезное занятие. Но это должна быть не только задача простых людей по отношению к собственным детям, но и государственная политика.

Юрий Савенко, мэр Калининграда "Победить поможет осознанная, а не парадная толерантность"

На идеологическом фронте однажды оказались мы все. И это война без границ. Давайте вспомним выражение булгаковского профессора Преображенского: «Террор нельзя победить террором». Мы живем в многоконфессиональном и многонациональном мире. Но в первую очередь должны знать и понимать живущих рядом. Их религию, обычаи, традиции. Именно глубокая и осознанная, а не парадная толерантность поможет победить это зло.

Вера Глаголева, актриса "Нужно постараться воздержаться от поездок на отдых"

В принципе, нужно, наверное, постараться меньше куда-то ездить. Жить, конечно, не надо обособленно, но нужно постараться воздержаться от поездок на отдых. Хотя, конечно, это тоже не спасет.

Дмитрий Харатьян, актер "Верить, надеяться, любить и молиться"

Как может оградить себя простой человек от террора? Не знаю... Верить, надеяться, любить и молиться.

Максим Суханов, актер "Невозможно все время быть начеку"

Быть все время начеку или анализировать весь свой день из расчета на то, что где-то что-то может взорваться, - невозможно. Самый правильный путь - это выбирать места отдыха и своего жилья и житья как можно дальше от тех мест, где это может произойти. И здесь нужно рассчитывать, наверное, на свои знания геополитической ситуации и свою интуицию. Думаю, что для наших людей взрыв где-либо и последующее сразу же хождение на работу более органично, чем для европейского человека, потому что мы постоянно находимся в такой системе выживания. Это можно проследить по тому, как все ходят по улицам и ездят на дорогах, реализуя свои комплексы.

Но исправлять ситуацию должны политики. И нужно искать людей, которым выгодно это исправление - именно с меркантильной точки зрения. Тогда и начнет что-то получаться. Потому что пока кому-то эти теракты выгодны сильно и, я думаю, этих "кому" не так уж мало.

Анатолий Кучерена, адвокат "Массовый психоз хуже терроризма"

Я категорически против того, чтобы люди, не имеющие специальной подготовки, навыков, пытались бороться с терроризмом. Это же не уличный воришка. Что один человек может сделать против терроризма? Ничего. Хорошо, если оказавшись в месте, где что-то происходит, человек успеет, не испугается предпринять какие-то действия. Поняв, что перед ним бомба, например, человек должен позвать милицию. Но это не решение проблемы.

Кроме того, нас призывают сообщать о подозрительных фактах. Вот вы сообщили о подозрительном человеке, а он не виноват. Массовый психоз хуже терроризма. В Лондоне уже застрелили невиновного человека. И главные лица страны говорят, что все правильно. Но это же невероятно! Я не говорю, что полицейского надо в тюрьму на всю жизнь посадить, но он должен ответить. Конечно, надо учитывать, в каких условиях он работал. И все же, прежде чем бороться с терроризмом, надо подумать о правах людей. Я против того, чтобы бремя борьбы с терроризмом перекладывать на плечи простых людей. Вместо этого государство должно не жалеть денег на финансирование служб, призванных бороться с этим злом, и предупреждать его действия. Я думаю, что российской оперативной школы должно хватить для борьбы. Какие были советские разведчики! Куда все это делось? Где эти люди, где учебники?

Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека" "Нужно выбирать ответственную власть"

Самое важное для простых людей - это опосредованное участие в борьбе с терроризмом: нужно пытаться выбирать ответственную власть, добиться от нее использования всех возможностей государства для борьбы с терроризмом, при этом с минимальным ущемлением прав человека. Принципиально важно, чтобы с терроризмом боролись нетеррористическими методами.

Бдить и вооружаться

Главным вкладом борьбу с терроризмом, который готовы лично внести россияне, является тотальное увеличение бдительности, свидетельствуют результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Усилить собственную наблюдательность в родном дворе, в транспорте и в местах массового скопления людей готово подавляющее большинство - 70% граждан. Остальные предложения, которые выдвигали сами участники опроса, готова поддержать в лучшем случае треть населения. Так, 27% россиян не прочь вспомнить советские годы и пройтись по улицам в компании народных дружинников. Каждый четвертый в принципе готов поучиться навыкам поведения в экстремальной ситуации и оказания первой медицинской помощи (не за свой счет, конечно). А каждый пятый считает, что лучший рецепт против террористической угрозы - просто продолжать жить обычной жизнью. Столько же граждан - почти 20% - не прочь прикупить оружие.

Георгий Ильичев

Избегание

Я не борюсь с террором, я стараюсь его избегать. Как можно реже выхожу из квартиры, а когда вижу компанию более чем из трех человек - перехожу на другую сторону улицы. Если вам кажется, что пьяные хулиганы и террористы - это не одно и то же, то вы правы. Террористы если и убьют меня, то один раз, а пьяные нелюди присутствуют в моей жизни каждый день.

Екатерина Свидлова, Новосибирск

Тук-тук-тук

В России "стукачество" осуждается. Потому как власть - это нечто враждебное, противостоящее слову "мы". Но единственный способ если не победить, так уменьшить террор - "стучать". Увидел подозрительного гражданина или гражданку - проинформируй представителей органов. Будь настойчив, потому как "представителям" работать не очень хочется. Иного способа участия в "антитерроризме" я не вижу.

Сергей Митрохин, Санкт-Петербург

Поскольку не услышали

Террор - это крайняя форма реакции на "неуслышанность". Я хочу что-то рассказать, а вам, гадам, это безразлично. Раз - безразлично, два - безразлично, а потом человек срывается. Я в Москве живу, в метро езжу, каждый день вижу много-много "потенциальных террористов", для которых главное - самореализация или хотя бы "услышанность". Поговорите с ними. Они этого ждут. И даже на это надеются.

Виктор Леонидов, Москва

Фаталист

Я - фаталист. Не готов я бороться с терроризмом (как и с цунами, например, бороться не готов). Террор менее страшен, чем ДТП. Он "громкий", а происшествия на дорогах - каждый день. Просто надо понять, что террор существует, и научиться жить, не очень обращая внимание на него.

Александр Никитин, Москва

Готов потерпеть

Отдельно взятый гражданин может поучаствовать в борьбе с террором, только поддерживая власть в этой борьбе. Мне, мягко говоря, неприятен "фейс-контроль", которому я периодически подвергаюсь на улицах столицы (черен и коротко стрижен), но я готов потерпеть, если это терпение позволит изловить хоть одного террориста (возможно, длинноволосого блондина).

Магомед Магомедов, Махачкала

Главная

Как бороться с терроризмом 25.05.2015

Как бороться с терроризмом.

Международный терроризм - это враг №1 мирового сообщества. Он коварен и жесток, силён и опасен. Никто не будет чувствовать себя в безопасности, пока терроризм не будет побеждён. Не зря его называют чумой двадцать первого века. Ведь он сравнялся в разрушительной силе с этой болезнью. По данным статистики, теракты происходят на нашей планете, один раз в два дня. В результате этого появляется огромное количество жертв, гибнут невинные люди. С каждым годом неуклонно увеличивается жестокость, число жертв, организованность и подготовленность террористов.

Никого не оставили равнодушными руины взорванных домов в Москве, рухнувшие небоскрёбы Всемирного торгового центра, события в театральном центре на Дубровке. К сожалению, этот список можно продолжать долго.

Для многих эти происшествия стали трагедией. Мы не знаем, где и в какой момент, террористы снова нанесут удар, и какие последствия от этого будут.

Как победить терроризм?

Только всем миром. Прежде всего, нужно бороться с причинами возникновения терроризма, ведь зачастую, это реакция общества на несправедливость.

Понятие "терроризм", появилось ещё во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, которая проводилась революционерами против своих врагов. Если конкретнее, то терроризм - это насилие, для достижения политических целей. Намеренное убийство невинных людей, прикрываемое фальшивыми лозунгами о справедливости. Деятельность таких террористических группировок, как незаконные бандформирования в Чечне, может послужить этому примером.

Эти группировки координируют свои действия, тесно сотрудничая между собой, более тщательно готовятся к своим преступлениям и повышают дисциплину внутри организаций. Поэтому большинство терактов удаётся.

В настоящий момент все поняли, что в борьбе с терроризмом, необходимо применять самые решительные и жесткие меры. Ведь фактически террористы объявили нам войну.

Как бороться с терроризмом?

Силовыми и правовыми мерами, внутренними и внешними.

1. Силовые меры.

Большинство стран борется с терроризмом силовыми методами.

Такие методы малоэффективны, используются более 30 лет, а терактов меньше не стало. Потому, что силовыми мерами борются с проявлениями терроризма, а не с ним самим. Причины возникновения терроризма силовые методы не устраняют.

2. Правовые меры.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о международном терроризме. Она призывала страны всячески препятствовать терактам.

В России с терроризмом официально борется ФСБ. Но отряды, которые могут при необходимости вступить в борьбу с террористами, созданы при всех силовых структурах. В Уголовном Кодексе РФ есть статьи, в которых предусматривается наказание за терроризм. Но наказания, за эти преступления очень мягкие. Нужно установить более длительные сроки за такие преступления. Может, тогда потенциальные террористы задумаются.

3. Внутренние меры.

Это меры для предупреждения терактов. Они являются наиболее эффективными, потому, что теракт легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Узнать, где произойдёт следующий теракт, практически невозможно. Получить спецслужбам своевременную информацию о новом ударе террористов, достаточно тяжело. У террористов утечка информации происходит очень редко, а с предателями они расправляются жестоко. Хотя в СМИ было написано о том, что ФБР знало о готовящихся 11 сентября событиях, но не успели или не смогли ничего предпринять.

4.Внешние меры.

Включают в себя принятие специальных антитеррористических законов, при взаимодействии государств, борющихся с терроризмом. Оказывают экономическое давление на страны, оказывающие поддержку терроризму. К таким относят Иорданию, Сирию, Ливию, Ирак, Кубу, Ливан, Афганистан и Судан.

Наиболее эффективным в борьбе с террором является синтез силовых и правовых мер. Террористические группировки нужно уничтожать физически. Но нельзя забывать о регулировании правового законодательства. Параллельно с этими мерами, нужно устранять причины возникновения терроризма.

Теракт на борту российского самолета () привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства - кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

Найти и уничтожить

После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение. В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты - чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли "окольцевать" все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин. Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить - во всяком случае, так передал слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов. Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

"Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента" - об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам , по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах. Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких. Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" появился в России в 1998 году. Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

Новый закон "О противодействии терроризму" появился после одного из крупнейших российских терактов - захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек. Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным "борцом" на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму" разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной Концепцией противодействия терроризму , а в 2012 году в свет вышел указ "О порядке установления уровней террористической опасности…", вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" . Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов "при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества". Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей.

Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году - после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие "террористический акт". Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15-20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

Тогда же появился и небезызвестный "Закон о блогерах" . Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс. руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет.

О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится: "В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика "уничтожения" подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово", - говорит Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" .

Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом. Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд - проводимый по ускоренной схеме - признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой. Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс. египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

Франция: строгость не сработала

Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней. Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает. Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в "сговоре с террористическими целями" при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор. С 1986 года - закон "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм - французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено.

Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция занимает первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня. Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали).

Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие "преступного сообщества, связанного с терроризмом", а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства. Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года. Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях. Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ.

Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года "О борьбе с терроризмом". Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.

Великобритания и Германия: превентивные меры

Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное - даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз. Применялись они главным образом к ирландскому терроризму. Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов. Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года. Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г. в США - после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. "О финансировании борьбы с терроризмом". Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога. Действие закона, который многие считали "ужасом для прав человека", тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме - от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов. Эти данные могут храниться до 15 лет. Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел.

Израиль: богатый опыт

Израиль представлял собой объект для террористических атак уже с момента основания. Сообщения о терактах оттуда воспринимаются скорее как правило, а не исключение, а доказательством эффективности антитеррористической политики является само существование Израиля. В 1948 г. Временный государственный совет Израиля издал Указ "О предотвращении терроризма". В 70-х годах XX века в стране появились специальные антитеррористические подразделения: одно - в составе полиции, второе - в составе спецназа Генерального штаба Армии обороны Израиля, третье - в составе спецназа ВМС страны. В 1985 г. была создана еще и школа антитеррористической борьбы, централизовавшей подготовку специалистов по противодействию террористической деятельности. Действия спецслужб по предотвращению терактов, как правило, характеризуются жесткими контрударами и предупреждающими операциями на фоне практически полного отсутствия ограничений в полномочиях. Законодательно терроризм в Израиле стараются уничтожить на начальных этапах его формирования: так, поддержкой террористов считается выражение одобрения насильственным действиям и демонстрация солидарности с террористами в любой форме. Бороться с терроризмом пытаются и через контроль за оружием: тем, кто хочет вынести нож за пределы дома и двора, придется объясняться с сотрудниками полиции, причем неудачное объяснение может закончиться 5-летним тюремным сроком. Наказание последует и за попытку посеять панику среди населения.

США: нулевая толерантность

Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов. Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете - в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников.

Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные. Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года - но ненадолго. Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2019 года. За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

Когда в стране ЧП

В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок - более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, - например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах - действуют по сей день. Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, - на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия. Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер.

Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ. В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов.

Едва ли стоит исключать и наращивания роли силовых ведомств. В пользу такого варианта развития событий говорят и последние заявления французского президента об увеличении численности полиции, и бельгийские попытки справиться с радикализмом, и заявления европейских политиков о необходимости создания в ЕС армии. В целом стоит ожидать ужесточения законодательства по образцу США и приближения к тоталитарному варианту действий спецслужб, что многим видится логичным при нынешнем уровне террористической опасности.

Группировка ИГ взяла на себя ответственность за брюссельские теракты, заявив об этом через подконтрольные ей новостные агентства, например «Амак» (وكالة أعماق). Однако мониторинг аккаунтов исламистов и каналов в Telegram за сутки, показал что таковые содержат сообщения, провоцирующие пользователей на взаимные оскорбления или угрозы. Примером являются и , не способные общаться без мата. Неспроста акцентирую ваше внимание на этом, уважаемые читатель. Ибо само руководство ИГ кратко и никогда не спешит с заявлениями. Но их сторонники в Twitter активно расшаривают хэштег #Брюссель_горит (#بروكسل_تشتعل). Так и во время парижской трагедии исламисты юзали хэштег #Париж_горит так, что администрация соцсети отключила по нему поиск. Оттого вчера исламисты и их адепты вполне грамотно делились впечатлениями уже с помощью хэштега #поход_на_Брюссель (#غزوة_بروكسل) на который, к сожалению, админ Twitter не отреагировал. Первое сообщение о взрывах в Брюсселе появилось на каналах исламистов лишь в 18:00 по мск., а официальное обращение в котором грозят устроить Европе «черные дни», в 20:00 по мск. Все стратегически выдержано, и в стиле информационной войны.

Написав эту статью сперва думал. что даю излишнюю инфу рекламируя ИГиловские медиа. Но вера в адекватность читателя, его понимание что мир не делится примитивно на белое и черное, позволила мне оставить текст без изменений. Итак, каким образом россияне собираются бороться с терроризмом? В основном нецензурностями в соцсетях. Впрочем, на большее невротичный обыватель не способен. Не думает, что сливая негатив в инет только разжигает рознь, подыгрывая исламистам. Но терроризм отнюдь не примитивен. Примитивно его пушечное мясо - бунтующая молодежь, ищущая экстрима. Такая молодежь была всегда, но исламисты научились использовать ее радикальный настрой в своих целях.

Интеллектуальный потенциал кукловодов терроризма высок. Это обширная докторантура взрощенная на средства Wall Street . Ученые и религиозные деятели зарабатывают имя и деньги на нефтяном поприще. Эакая усиленная романтичностью и религиозностью фанатиков группировка ИГ и составляет реальную угрозу обывателям. Тем, кому исподволь навязывают примитивный, а то и пренебрежительный подход к проблемам терроризма. Разумеется, это обусловлено не только слабоинформированностью, но по большей части психическими состояниями пользователей , их тягой к неадекватному общению. А что вы хотите? Информационная война кому и не видна́ , а кому - мать родна́ . Но всякая террористам лишь на пользу. Посеять зло, ненависть и страх среди пользователей соцсетей и есть одна из целей террористов.

Высокий интеллектуальный уровень кукловодов ИГ и агрессивный запал моджахидов либеральностью , истерией "пятой колонны" , лозунгами, умильным возлаганием гвоздик и маршами мира не победить. Да и наивно провозглашаемое сплочение против террора лишь катализатор процесса, ведь Запад сам использует террористов . Да и американскому обывателю некогда - он . Разве что завтра капиталист и мировой шериф проснутся, и скажут: « »

Однако история подсказывает, что сколько бы мы не спасали мир помогая да , те будут смотреть волком. Ибо «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому».
"Философия и намерения". Tомас Джозеф Даннинг 1860г. (TJ Dunning, lc, pp. 35, 36.)

Конечно не надо диктовать миру как ему жить, как это делает мировой шериф. Но стоит начать с себя, ведь ЧСВ и Эго - главные террористы разума, действующего на радость исламистам, провоцирующим атмосферу неуверенности и массового психоза. Следовательно в борьбе с терроризмом и отморозками не стоит самоустраняться. Особенно когда рядом мусорят , нарушают ПДД или ругают Россию. Да и какой толк кого-то ругать, трусливо спрятавшись за монитором?

Не человек есть мерило всего, а Сознание . Если хотите, его адекватность как продукт осознанности. Сегодня порой сокращают военные школы и МВД, чтобы отчитаться за экономию бюджета. А обыватель ноет про трату денег на Сирию. Сегодня пестуется новая религия человекобожия, которая как показали опасна для современной. Однако сегодня, как и всегда у человека безнравственного не может быть прав.

Ислам не менее человечная религия чем Христианство. Потому через религию бороться с терроризмом бессмысленно. Не стоит искать пути решения в религии, но ищите в фанатизме и неврозах. К сожалению, демократия либералов провоцирует террор. И здорово, что против мусульманского экстремизма у России есть хорошее противоядие в виде Чечни.

Featured Posts from This Journal

  • Что сделает вас счастливыми.

    Речь пойдёт о совершенно очевидном. Другое дело захотите ли вы избавиться от некоторых привычек. Сможете ли преодолеть ленность ума своего.…

  • Определение жизни с позиции сознания.

    Написать статью побудило отсутствие внятных определений понятия Жизнь. Вот и любимая теоретиками вики предлагает потрясающий софизм: «Жизнь…

  • Сирия – вывод сделан.

    Белый дом отказался прогнозировать результаты вывода российских сил из Сирии. Однако, попробуем. Ведь слабоинформированные журналисты пишут, что…

  • Украинская радиоактивная техника в зоне АТО.

    Наткнулся на это фото на одном из японских сайтов. Знаю, что в Японии тщательно и профессионально следят за уровнем радиации. Справедливости…

  • F-35 худший американский истребитель.

    Благодаря CNN все уже знают, что сознание покинуло генерал-майора ВВС США Джеймса Мартина в разгар доклада о стоимости проекта истребителя F-35.…

Методы борьбы с террористической угрозой, которые сейчас предлагаются в России и на Западе, являются, по сути, лишь попыткой бороться с симптомами. Борьба с причиной болезни требует от всех стран недостижимого пока уровня сознательности и политической воли.

Теракты во Франции уже породили бурные дискуссии на различные темы, начиная от отставки Олланда и заканчивая необходимостью пересмотра европейского подхода к правам человека. Но одна из основных - какие меры нужно принимать для того, чтобы аналогичная трагедия не повторилась в Париже или любом другом городе цивилизованного мира, войну которому объявила запрещенная в России террористическая группировка ИГ и ей подобные организации.

Множество российских политиков и экспертов рассматривают французский теракт либо как недоработку, либо как свидетельство слабости французских спецслужб. Говорят о том, что при Олланде французские контрразведчики резко сдали, что социалисты привили им беспечное отношение к существующим во Франции гетто. И, соответственно, рекомендации по предотвращению дальнейших терактов сводятся к усилению возможностей спецслужб по контролю за обществом, а также в повышении бдительности самих граждан и уровня их взаимодействия с органами правопорядка. Рекомендации, безусловно здравые и нужные, ведь любой стране нужны сильные и адекватные спецслужбы. Вот только они не решают проблему.

Спецслужбы не спасут

Возможности любых спецслужб предотвращать любые теракты наподобие парижских крайне ограничены. Говоря о этих трагических событиях, большинство экспертов и политиков сравнивают их с 11 сентября, причем не только с точки зрения эффекта, но и с точки зрения организации. А это глубокое заблуждение. Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне в 2001 году тщательно и скрупулезно готовились, к организации было привлечено значительное число людей, требовалось совершить крайне сложные мероприятия (наподобие подготовки летчиков). И, учитывая все это, спецслужбы могли на одном из этапов перехватить информацию (через агентуру, прослушку или электронную разведку) и предотвратить теракт. Парижские же события являются по сути новым типом терактов (аналогичным событиям в Мумбаи в 2008 году), для проработки которых нужна минимальная подготовка. Стоящие за терактами люди отказались от технически или организационно сложных мероприятий, например, закладки бомбы в концертном зале или же поиску мер по проникновению террориста-смертника непосредственно на трибуны Стад-де-Франс (взрыв на котором в присутствии президента Олланда имел бы колоссальный эффект). По сути организация теракта потребовала лишь нескольких смертников, набранных в культурных гетто Европы (например, в эмигрантских районах Брюсселя, жители которых живут в своем маленьком мирке, не интегрируются в бельгийское общество, и уязвимы перед радикальной пропагандой, говорящей о необходимости отомстить за страдающих от рук неверных братьев в Сирии и Ираке). Им дали в руки обычные автоматы, снарядили собранными на коленках поясами шахидов, после чего отправили убивать и умирать.

Предотвратить организацию такого рода терактов спецслужбы смогут только при тотальном контроле за обществом, включая наличие информаторов в каждой из эмигрантских группировок а также жесточайший контроль за оборотом стрелкового оружия в стране. Но оправданны ли такие меры? Сразу же встает вопрос о дилемме свобода/безопасность, а также менее известной дилемме безопасность/развитие? До каких пределов нужно усиливать возможности спецслужб по контролю за обществом в ущерб свободам граждан? До уровня «Патриотического акта»? Или же до уровня антиутопий и «Большого брата»? И до какой степени нужно чрезмерным контролем замораживать развитие и эволюцию общественной системы? Ведь чем больше контроля, тем меньше эволюции и тем выше шанс на то, что развитие этой системы пойдет не по эволюционному, а по революционному пути.

Нужна эволюция режимов

Безусловно, это не значит, что меры по контролю за безопасностью не надо усиливать - надо. В частности, реализовывать (естественно, без перегибов) предложение французского премьер-министра Мануэля Вальса по отлову, посадкам или депортации радикальных исламских имамов, проповедующих внутри этих гетто. Однако нужно четко отдавать себе отчет в том, что эти меры могут снизить частоту терактов, но не предотвратить их. Ведь они являются, по сути, борьбой с симптомами болезни, а не с причиной ее возникновения. А возникла эта болезнь из-за тупиковости социально-политического развития в большинстве мусульманских стран. Власти этих стран не могут предложить населению свободу, социальные лифты, право на развитие, нужный набор ценностей, модернизацию а зачастую и элементарный базовый уровень экономического благосостояния. Более того, они лишают людей даже надежды на то, что эти режимы со временем трансформируются. В результате люди не ощущают себя сопричастными со своими национально-государственными проектами, и ищут иные формы сопричастности, а также иные проекты, которые способны принести с их жизнь цель и справедливость. Зачастую этими проектами становятся наднациональные исламские террористические группировки, которые базируют свою идеологию на традиционалистских трактовках Корана. Именно так и возникла ИГ - как ответ исламского общества, как поиск им нового пути развития.

Поэтому по-настоящему бороться с терроризмом можно лишь через трансформацию этих режимов и стимулирование модернизации ислама в сторону более конформистских версий (своего рода исламскую реформацию). Но, естественно, трансформацию не путем военного вторжения или гуманитарных интервенций (как это делали американцы в Ираке, или сейчас делают в Сирии). И не свержением авторитарных режимов - нужно понимать тонкость момента, ведь способствующие притоку рекрутов к террористам авторитарные режимы являются одновременно и силами, сдерживающими приход этих исламистов к власти. Свержение авторитарных лидеров в Ираке и Ливии развязало руки исламистам, поэтому речь должна идти не о переворотах и шоковых демократизациях, а о последовательной, постепенной эволюции режимов в сторону более открытых и человечных форм правления.

Безусловно, задача выглядит как из категории утопичных. Как минимум потому, что для достижения такой тонкой и аккуратной эволюции нужны совместные последовательные действия всех центров силы современного мира. Нужны гарантии того, что эти центры поумерят свои региональные амбиции (например, по использованию террористов против своих противников) ради достижения общей цели. Очевидно, что коллективный Запад и прежде всего США не готовы на такое открытое сотрудничество с Россией, а тем более с Ираном. Поэтому и настоящая борьба с терроризмом откладывается на неопределенный срок, до которого страны могут лишь продолжать бороться с симптомами.

С другой стороны, Москва имеет все возможности для того, чтобы самостоятельно или с группой обеспокоенных товарищей бороться с причинами, но не во всем мире, а в отдельных его регионах. Не на Ближнем Востоке, но хотя бы в Средней Азии, где местные режимы своей политикой точно так же принуждают людей уходить в исламистское подполье. До сих пор Кремль фактически закрывал на это глаза, опасаясь вмешиваться во внутренние дела среднеазиатских государей. Например, молчал, когда таджикский президент Рахмон взял курс на пересмотр Московских соглашений (завершивших гражданскую войну в Таджикистане через политический компромисс между противоборствующими силами) и начал преследование умеренной Партии Исламского Возрождения Таджикистана, назвав ее чуть ли не филиалом ИГ.

В Кремле должны понять, что дестабилизация Средней Азии через какое-то время приведет к серьезным внешнеполитическим и даже внутриполитическим проблемам России (беженцам, разрыву экономических связей, нестабильности в южном подбрюшье и радикализации российских мусульман). И поскольку эти проблемы грозят не только Москве, но и Китаю, а также Ирану, эти страны могут попытаться решить проблемы возникновения терроризма в отдельно взятом, важном для них регионе. Одновременно, естественно, ведя диалог с Западом о совместной борьбе с причинами возникновения терроризма в глобальных масштабах. И надеясь на то, что со временем западные партнеры будут подходить к этому диалогу более ответственно.

Гигабайты прилетят с орбиты

Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска - спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ

Страну разверстали по-новому

Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития