Верещага

«А еще очки надел!» - часто говорили раньше, когда хотели упрекнуть человека в интеллигентности, а значит, начитанности, ведь зрение, как правило, ухудшается в первую очередь у много читающих и пишущих. Выражение "А ещё очки надел!.." сложилось, скорее всего, в годы Октябрьской революции, когда шла борьба и с интеллигенцией. Сегодня, когда вокруг столько возможностей зрение подрастерять, когда так много людей, в том числе детей, носящих очки, эта фраза не оскорбительная и не обидная, а, скорее, констатирующая факт, что человек носит очки - более 2 миллиардов человек на нашей планете постоянно носят очки. Между прочим, и сами очкарики на насмешки и обзывания не реагируют. И правильно делают. «А еще очки надел» сегодня - это просто-таки элементарная зависть от тех, кто сам далеко «не очкарик» и поэтому не он отмечает 4 марта Всемирный день очкарика. Но лето приближается. Скоро на каждом, извините, углу будут продаваться очки, правда, солнцезащитные, как говорится, от солнца: в бутиках, в ТРЦ, в ТЦ, в сетевых магазинах, на рынках и.. на каждом углу. А мы будем капризничать, очки выбирая, морщить носы, на которые эти самые очки наденем, и покупать, предварительно выбросив прошлогодние. И все мы дружно весь ярко-солнечный будем примазываться к почетному званию «очкарик». О том, почему почетным, я уже верещала, а сейчас поверещу о том, как и когда возникли очки, как изменялся их вид в течение всего времени их использования. Существуют несколько версий о времени возникновения очков: 1. Во время раскопок в Египте в гробнице египетского фараона Тутанхамона были обнаружены солнцезащитные очки (1330 г. до н.э.). 2. Линзы были найдены еще при раскопках Трои (1260 г. до н.э.), правда, они смахивали на украшение. 3. По преданиям, римский император Нерон (37 г.-68 г.) использовал оптическую линзу из изумруда для коррекции зрения. 4. очкам, в современном понимании, около 600 лет, именно с конца XIII века в медицинских трактатах упоминаются стеклянные линзы для коррекции зрения. В 13 веке английский ученый, философ и преподаватель Оксфордского университета Роджер Бекон (1214-1292) впервые начал работу по изучению преломления изображения в линзах. В это же время внимание на свойства стекла увеличивать предметы обратил как ни странно, стекловар флорентиец Сальвино Д’Амартэ Пиза. Случилось это в 1280 году. Ему на глаза попалась капля застывшего стекла, которую он взял в руку и стал разглядывать. Эта капля (прообраз очков) и подсказала стекловару, что при помощи стекла, которое увеличивает предметы, можно улучшить старческое зрение. Все это было зафиксировано документально. Примерно в этот же период создали первые очки в Китае. Это сегодня мы знаем и привыкли к тому, что очки́ — самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий. Очки состоят из линз, стеклянных или пластиковых, удерживаемых оправой, с прикрепленными к ней дужками. Изредка вместо дужек, которые закрепляются за ушами, используется лента или ремешок, охватывающий голову. А какими были первые очки, и как менялся их вид с течением времени? Именно Сальвино Д’Амартэ первым организовал производство очков из собирающих линз, вставленных в оправу, то есть для корректировки дальнозоркости. Для предотвращения сколов по краям линз были созданы специальные ободки: деревянные, а затем роговые. Они присоединялись к рукояти со штифтом и больше напоминали собой ножницы. Такая конструкция была неудобной, но благодаря ей, линзы могли держаться на носу. В XIV веке был изобретён монокль как оптический прибор. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XV веке были изобретены очки для близоруких с вогнутыми линзами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица Монокль в неиспользуемом виде носился в жилетном кармане. В 1508 году Леонардо да Винчи впервые высказал идею использовать контактную коррекцию зрения. В XVI веке как оптический прибор для коррекции зрения появилось пенсне, очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу. Первоначально его стекла закреплялись на медной или железной пружине, позже, чтобы не травмировать металлом кожу носа, под него начали крепиться кожаные прокладки. Пенсне получили широкое распространение с XVII века. В XVI веке к ободкам оправы привязывали веревочки, которые затем зацепляли за ушами. Джеймс Айског в 1752 году изобрел очки, которые имели навесные опоры. Он же придумал первые солнцезащитные очки с тонированными (зелеными или синими) линзами. Лондонский оптик Эдвард Скарлетт в начале XVIII века добавил к очкам дужки. Бенджамином Франклином в 1775 году были изобретены бифокусные очки, в которых сочетались выпуклые и вогнутые линзы. Они предназначались как для близоруких, так и для дальнозорких людей. которые теоретически можно было использовать как оптический прибор для коррекции зрения. В середине ХХ века появились контактные линзы — небольшие изготавливаемые из прозрачных материалов линзы, надеваемые непосредственно на глаза для коррекции зрения. В 1888 году Адольф Гастон Евгений Фик описал первую стеклянную линзу, обладающую оптической силой. Изготовил же первую линзу и внедрил во врачебную практику немецкий изобретатель Август Мюллер. В 1960 г. чешский ученый Отто Вихтерле синтезировал новый полимер (НЕМА) и изготовил из него первую мягкую контактную линзу. Контактные линзы, по мнению специалистов, носят около 125 миллионов человек в мире. Какое двусмысленное название - контактная линза. Или из-за контакта между глазом и линзой? Или из-за контакта между людьми, которые в линзах видят друг друга лучше, нравятся друг другу больше и ничто не мешает им целоваться дольше?

На постановку затрачено свыше семи миллионов долларов. Композитор — лауреат премии «Эмми» Януш Стоклоса. Автор идеи и режиссер - обладатель двух «Золотых масок» и номинант американской «Тони» Януш Юзефович. В его послужном списке мюзиклы «Метро», «Питер Пэн», «Ромео и Джульетта», «Иствикские ведьмы». На сей раз режиссера вдохновила история польской золушки - Аполонии Халупец. Или Полы Негри - этим именем украшена ее звезда на голливудской «Аллее славы».

Секс-символ немого кино дебютировала в «Рабе страстей, рабе порока», продолжила карьеру драмой «И все поругано… осмеяно… разбито…», затем - «Бестией» и, наконец, прославилась ролью любовницы Людовика XV мадам Дюбарри.


Если судить по почти непристойному амплуа и бурной биографии, у настоящей Полы изъянов хватало. Но в интерпретации Юзефовича она недотрога. И зритель оказывается в роли сочувствующего свидетеля успехов безвестной польской девушки с нелегкой судьбой. Спектакль открывает душещипательная сцена, в которой маленькая Полита в трогательном исполнении юной Софии Кварацхелии молит своего ангела-хранителя, чтобы тот оставил девочку и улетел к беззащитному папе (его ссылают в Сибирь за революционную деятельность).

Взрослая Пола (Теона Дольникова) любит маму, стихи и танцы. И совсем не похожа на женщину-вамп, какой запомнилась киноманам. Хотя в списке ее поклонников и графы, и князья, и Чарли Чаплин, а также отвергнутые Рудольфо Валентино и Гитлер. А единственная и безответная любовь Полы на всю жизнь - режиссер, сделавший ее знаменитой - Эрнст Любич (Гоша Куценко). Но его сердце занято одним лишь кинематографом...

В характере Полы нет конфликта, и, в сущности, героиню сложно назвать интересной. Поэтому увлекательнее не следить за сюжетом-байопиком (тем более что он весьма прост и не отличается крутыми виражами), а оценивать красочные спецэффекты. История жизни актрисы, скандальной и вожделенной, меркнет на фоне огромной стереопроекции.


Именно это - главное ноу-хау Юзефовича. Он надел на зрителей 3D-очки и заменил картонные и фанерные декорации на впечатляющий объемный видеоряд. Учитывая масштаб зала Театра Армии, эффект получился почище всякого IMAX. Полуобнаженные танцовщицы раскачиваются в золотых клетках прямо над партером. Из-за кулис выбиваются потоки пламени. Сибирским снегом заметает амфитеатр. Вот оживают сны, и вереницу призраков уносит гигантский водоворот. Из ниоткуда на сцене вырастают дворцы, города, трансатлантические лайнеры. И все это населено артистами - нарядными, поющими, танцующими в лучших бродвейских традициях. Выглядит действительно круто. Похоже на аттракцион, каким кино в эпоху своей юности стало для первых зрителей. Как будто ты снова маленький и попал на новогоднюю елку с трезвым Дедом Морозом.

Видеоряд дополняют живые декорации. Огромная сцена строилась с расчетом, чтобы выдержать танк. Бронемашины в мюзикле не появляются, зато по подмосткам скачут настоящие кони, ездят шикарные ретро-кабриолеты, а над всем этим парит самолет с Гошей Куценко. Кстати, актер в постановке - на должной высоте. Спеть в мюзикле было его давней мечтой. И звучит он неплохо даже рядом с голосистой Теоной Дольниковой.

Стереоизображение искупило многие огрехи, казалось бы, для мюзикла непростительные - скучное либретто и незапоминающуюся музыку. За технологией - будущее театра, уверен режиссер. Его идеей уже заинтересовались немцы и китайцы - ходят слухи о покупке франшизы.

Он «посмел петь со сцены слово «оргазм», когда в зале сидели женщины», и вообще в предательстве идеалов бардовской песни.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848) – русский писатель и литературный критик революционного толка. За свои пламенные работы заработал прозвище «Неистовый Виссарион».
«А ещё очки надел!» – подобная фраза использовалась для того, чтобы пристыдить интеллигента. В советское время очки считались признаком интеллигентного человека, которому не пристало делать «низкие» поступки.
«Спеть бы про палатку и костёр» – В 60 – 70-е годы бардовская песня была практически неразрывно связана с самоорганизованным туризмом; палатки, костер, природа и сопутствующая романтика – типичный антураж бардовских песен того времени.
Солитёр (цепень) – ленточный червь, паразит, обитающий в кишечниках животных (иногда и человека). В просторечии – глист.
«Это я бомбил Балканы» – в конце XX века войска НАТО вели в Югославии военные действия, сопровождавшиеся массированными воздушными бомбардировками. В России эти действия и особенно бомбардировки встретили резкое неодобрение.
Корвалан Луис Альберто – лидер Коммунистической партии Чили. После пиночетовского путча в Чили в 1973 году попал в тюрьму, где провёл более трёх лет. В декабре 1976 года его освободили, а точнее – обменяли на советского диссидента Владимира Буковского.
Александр Мирзаян – известный бард, автор эссе «Авторская песня, как база русской национальной идеи»; один из авторитетов для автора в бардовской песне.
Политура – техническая жидкость, содержащая спирт (10 – 20%). Основное назначение – использование для нанесения на деревянные изделия, однако некоторыми людьми употребляется как алкогольный напиток (при добавлении поваренной соли очищается от содержащихся природных смол). Из-за наличия примесей питье политуры вредно и даже опасно для здоровья. Но, как правило, она достается бесплатно, и в глазах алкоголиков эта бесплатность зачастую перевешивает все остальные недостатки.
«Я – врач-вредитель» – это «чистосердечное признание» является вполне логичным для автора (врача по профессии) завершением цепочки признаний: понятие «врач-вредитель» возникло в 1952 году, во время подготовки политического процесса против высокопоставленных врачей (не состоявшегося только из-за смерти Сталина); впоследствии выражение приобрело иронический оттенок.
«Уксус сладкий» – намёк на поговорку «на халяву и уксус сладок».
«Наш строй гуманный, развитой туризм» – очевидно, намёк на «гуманный социализм» и «развитой социализм».
Ля-минор – музыкальная тональность, которую образуют так называемые «три блатных аккорда».
Ревизионизм – идейное течение в социал-демократии начала XX века, призывавшее к пересмотру (ревизии) основ теории социал-демократии. Партией большевиков ревизионизм был признан вредным течением, с которым следовало бороться.
Епитимья – в христианстве церковное наказание верующего за совершенные им грехи. Заключается обычно в чтении молитв, посте, воздержании от удовольствий и совершении других богоугодных дел.
«Серафим ты шестикрылый, Ну вырви грешный мой язык!» – намёк на стихотворение Александра Пушкина «Пророк» :

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык...

Афанасий Фет – русский поэт (1820 – 1892). По отзывам современников, часто во время пьянок кричал «Вы все хамы, а я – Фет», намекая на библейских персонажей – сыновей Ноя – Хама (чьё имя стало нарицательным) и Яфета (мягкого и приятного в общении).
Иван Семенович Барков – русский поэт, переводчик (1732 – 1768). Известен главным образом тем, что в своём творчестве свободно и без всякого стеснения использовал эротические темы и матерные слова.