I. РСВ

Восприятие вопросов обиходно-разговорного характера:

1.Куда прибывают поезда?

2.Ты летал на самолёте?

3.Где можно купить билет на поезд?

4.Сколько времени ты выполняешь домашнее задание?

5.Какие передачи ты смотришь по телевизору?

6.На какой кружок ты ходишь?

7.Ты летом будешь работать?

8.Какие продукты ты покупаешь в магазине?

9.В каких городах ты бывал?

10.Как ты помогаешь родителям?

Восприятие учебного материала по физике:

Давление

Физическая величина

Паскаль

Площадь поверхности

Сила

Трение

Сила трения не зависит от площади

Сила давления на поверхность

Материал поверхности

Состояние поверхности

«Рассказ о верности».

Отара овец спускалась с гор с пастбищ на зимовку в долину. На полдороге старший чабан вдруг вспомнил, что на пастбище осталась его сторожевая собака. «Карабаш!» - звал чабан собаку. Эхо далеко отдавалось в горах, но собака не отзывалась.

Чабан подумал, что собака, наверное, издохла . Собаки, чувствуя свою кончину , уходят от хозяина.

Погоревал, погоревал чабан, а там и забылось. Через много дней после пропажи собаки чабан не нашел своей бурки . Должно быть, позабыл на летней стоянке. Чабан пожалел и о бурке.

Ранней весной стадо снова поднялось в горы на летнее пастбище. И здесь чабан увидел свою бурку, а возле нее Карабаша, пропавшую собаку. Чабан понял, что собака осталась сторожить бурку. Вокруг бурки вся трава была измята и обгрызана. И сама собака была другая, остались от нее кожа да кости, да клочьями торчала бурая свалявшаяся шерсть.

«Карабаш!» - кинулся к собаке чабан, доставая из сумки хлеб. Но собака не приняла ни хлеба, ни ласки . Она отчужденно ощерила желтые зубы. Потом ушла, поджав хвост, не оборачиваясь на зов. Она не простила обиды.

Задание к тексту:

Почему мы можем говорить о верности Карабаша?

Почему верный Карабаш не принял ни хлеба, ни ласки хозяина?

Объясни выделенные в тексте слова.

Цитаты о собаках

" Боги не засчитывают время жизни, проведенное на прогулке с собакой". Народная мудрость

"Без кошки нет дома, без собаки - двора". Пословица

" В доме без хозяина собака хозяин". Пословица

"Быть может, когда нас называют СОБАКОЙ, это не такое уж большое оскорбление". Джон Ричард Стивенс.

" Не бывает никаких неприятностей у того, кто говорит с людьми только о своей СОБАКЕ". Лев Корнеев

" СОБАКА - единственное существо на этой планете, которое любит вас больше, чем себя". Джош Биллингс

"Каждая СОБАКА должна иметь свою косточку". Би Дорси Орли

" Только человек, у которого есть СОБАКА, чувствует себя человеком". Пшекруй

"Цифры не лгут. Посчитай, сколько людей тебя облаяло и сколько СОБАК!" Пшекруй

"Вот жизнь человека: в двадцать лет - павлин, в тридцать - лев, в сорок - верблюд, в пятьдесят - змея, в шестьдесят - СОБАКА, в семьдесят - обезьяна, в восемьдесят - ничто... ". Балътасар Грасиан-и-Моралес

"Хочешь узнать характер женщины - понаблюдай за ее СОБАЧКОЙ". древнеримская поговорка

"Не живи в городе, где не слышно лая СОБАК". Талмуд

" Человек заводит СОБАКУ, чтобы не было чувства одиночества. СОБАКА в самом деле не любит оставаться одна". Карел Чапек

"У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает СОБАКА". К.Г. Паустовский

II. ФП

Звуки М — Н
Позиция обратного слога:
семь, восемь, грамм, килограмм, емкость, в первом (во втором,...) ряду, в каждом ряду; один.
Семь плюс один будет восемь.

Позиция между гласными:
дециметр, слагаемое, делимое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, стоимость; одиннадцать, двенадцать, тринадцать, ... девяносто, тонна, сложение, вычитание, убывание, возрастание, деление, уменьшение, увеличение, порядок убывания (возрастания), 11 + 12 =
Расставь(те) цифры в порядке возрастания (убывания). В тонне 1000 килограммов. В килограмме 1000 граммов. Вычитание проверяется сложением.

Позиция прямого слога:
математика, мера (длины), метр, минус, миллиметр, минута, миллион, время, вычитаемое; нуль.
Восемь минус восемь равно нулю. Назовите меры длины (веса, времени).

Стечение согласных:
семьдесят, восемьдесят, семьсот, восемьсот, семьдесят семь (...), емкость, умножение, уменьшение суммы чисел, уменьшаемое;
сантиметр, уравнение, неравенство, центнер.
От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 800 + 700 +
Умножение проверяется делением. Назови(те) уменьшаемое: 77 — 17 = В метре 100 сантиметров. Реши(те) уравнение...

Дифференциация звуков:
М - Н:
множитель, минута, семнадцать, восемнадцать, восемьсот семнадцать, прямоугольник, многоугольник, измерения, сантиметр;
математический диктант, неизвестное, слагаемое, мера времени, мера длины, нумерация чисел, математический знак (больше — ">", меньше — "<"), единицы массы, прямая линия, ломаная линия. Нахождение суммы длин сторон многоугольника.

Нумерация чисел служит для счета предметов.
В сложении наибольший из компонентов сумма.
Разность чисел всегда меньше уменьшаемого.
От перестановки множителей произведение не изменяется. В метре сто сантиметров. М - П - Б:
Примеры со скобками, примеры без скобок. В килограмме много граммов В бегемоте килограммов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, М и др.

Структура пособия

Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Уточнение правильной артикуляции звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

После уточнения правильной артикуляции и постановки дефектно произносимого звука, начинают его автоматизацию. Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При автоматизации в словах отрабатывается произнесение звука в разных позициях; в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.

На заключительном этапе автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки и пословицы следует проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки сначала произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторять её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно заучивать. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читаются спокойно, выразительно, чтобы ребенок смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук М

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.

Постановка звука

По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.

Практический материал по автоматизации звука М

1. Повтори слоги.

Ма - мо

Ма - мо - му

Ам - ом - ум - ым

Мо - ма

Му - мы - ма

Ум - ом - ам - ым

Му - мы

Мо - ма - му

Ым - ом - ам - ум

Мы - му

Му - ма - мы

Ом - ум - ым - ам

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.

Звук в середине слова: Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.

Звук в конце слова:

Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.

3. Повтори предложения.

Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В замке много мрамора. В замке маленький ключ. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Мы - мы - мы - погуляли мы. Мо - мо - мо - едим эскимо.

Много снега - много хлеба. Много воды - много травы. Москва - всем городам мать.

6. Повтори скороговорки.

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

7. Повтори загадки.

Красная девица сидит в темнице,

Голова на ножке,

А коса на улице.

(Морковь)

В голове горошки.

(Мак)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)

8. Выучи стихотворения.

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я морскому кораблю

Дам названье «Мама!».

(Я. Аким)

Можно мне? - Спросила мышка?

Что ты? Ты еще малышка.

(Г. Сатир)

9. Игра «Подскажи словечко»

Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

И шалить без передышки

Целый день могли...(мартышки).

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой...(мыли).

Прицепившись к задней шине,

Маша едет на...(машине).

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка).

10. Игра «Наоборот»

Взрослый просит ребенка назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука М.

Глупый - (мудрый)

Много - (мало)

Большой - (маленький)

Сухой - (мокрый)

11. Перескажи рассказ

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.

На, Мурка молоко.

Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Звук Мь

Артикуляция звука

См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.

Постановка звука. По подражанию.

1. Повтори слоги.

Мя - ме - мю

Мя - мя - мя

Мя - мю - ме

Ямь - ямь - ямь

Ми - мя - мю

Ми - ми - ми

Мю - ме - ми

Ме - ме - ме

Мё - ми - мя

Имь - имь - имь

Мю - мю - мю

Емь - емь - емь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.

Звук в середине слова:

Имя, замять, знамя; домик, комик, камин, домино, витамин, замирать; комета, камень, поменять, заметка, замена, камелия, перемена; намёк, помёт.

Стечение согласных звуков в слогах и словах: Тме, дме, бме, вме, сме. Отмена, отменить, отмести; подменить, подметать; обмен, обменять; вместе; смета, смелый.

3. Повтори предложения.

У Милы медаль. Мила метает мяч. Мишка любит мёд. Миша мигает Миле. Мяч летит минуту. Мила бросила мяч метко. Миша ест мясо. В доме камин. На доме висит знамя. Комета летит мимо домика Милы. Митя заметил камень. Комик понял намек. Митя несет знамя. У мяты мятный вкус. На улице метёт метель. Миша пьёт витамины. Медведь любит мёд. Митя рисует мелом.

4. Повтори чистоговорки.

Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.

6. Повтори загадки.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

(Мяч)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Рогатый, а не бодается.

(Месяц)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла).

7. Выучи стихотворение.

Мячик.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной,

Этот мячик очень мил:

Стёкол он еще не бил!

(Г. Виеру)

8. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.

Не влезает в книжку

Косолапый... (мишка).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку... (мячик).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь).

9. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука МЬ.

Война - (мир)

быстро - (медленно)

Ссориться - (мириться)

твердый - (мягкий)

10. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком МЬ, которые в нём встречаются.

У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!

Дифференциация звуков М – МЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, МЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков М - МЬ

1. Повтори слоги.

Ма - мя

Му - мю

Мы - ми

Мя - ма

Мю - му

Ми - мы

Ма - мя - ма

Му - мю - му

Мы - ми - мы

Мя - ма - мя

Мю - му - мю

Ми - мы - ми

2. Повтори слова.

Мал - мял

Мама - мята

Мотмёд

Моль - миля

Мать - мять

Зима - знамя

Комод - камин

Кума - имя

Маг - мягкий

Мыс - тмин

Мыло - мило

Кумыс - камин

Мала - мяла

Ломать - замять

Масло - мясо

Мороз - минус

3. Повтори предложения

Маленькая Мила любит мед. Мама Милы купила масло и мясо. Митя смотрит на камин. Маша несет знамя. Мама моет Милу мятным мылом. Мама замесила тесто. В саду у Маши растет мята. Мила слушает музыку. Мария - красивое имя. Марат играет в мяч. У Милы дома живет маленький котенок. В море плавают медузы. У Мани любимая игрушка - мишка. Зимой часто метет метель. Медведь ест малину. Макар несет мешок с мандаринами.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - мя - ма - я пишу сама.

Ми - мы - ми - мы читаем сами.

Му - мю - му - я иду к дому.

Мя - ма - мя - у тебя красивое имя.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Доброму и добрая память. Миром и горы сдвинем. Мало хотеть, надо уметь.

6. Повтори скороговорки.

На мели мы налима поймали.

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

Что ты плачешь, наша Мила?

Я выплакиваю мыло.

7. Повтори загадки.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(Мышь)

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

(Метро)

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

8. Выучи стихотворения.

Мой конь.

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня, -

Я поехал к маме.

(М. Клокова)

Март месяц,

А метель, мороз...

Купили маме мы мимоз. Умники!

(Е. Благинина)

9. Игра «Доскажи фразу»

Взрослый просит ребенка закончить фразу подходящим по смыслу словом.

Конь ржет, а корова... (мычит). Собака лает, а кошка... (мяукает). Луна светит, а звезды... (мерцают).

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Маша - мед

Марк - мяч

Мила - магазин

Мама - мясо

Маня - домино

Мила - дом

11. Перескажи рассказ.

Мила с мамой пошли в лес за грибами. Мила взяла большую корзину. «Мама, я хочу собрать много грибов», - сказала девочка. В лесу Мила искала грибы под каждым кустиком, под каждым пеньком, заглядывала под листочки. Очень быстро корзина, наполнилась грибами. Мила показала корзинку маме, а там одни мухоморы. «Мила, это же несъедобные грибы. Их нельзя есть, а то в больницу попадешь. Не расстраивайся, Мила, я поделюсь с тобой своими грибами», - сказала мама.

Звук Н

Артикуляция звука

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. Приложить один палец ребенка к носу логопеда, другой к его собственному. При этом нужно показать ребенку положение языка.

2 способ: на базе звука М. Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению звука Н в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.

Практический материал по автоматизации звука Н

1. Повтори слоги.

На - но - ну - ны

Ан - он - ун

Ны - на - ну - но

Ын - он - ун

Но - ны - ну - на

Ун - ан - он

Ну - на - ны - но

Он - ун - ын

На - на

Ну - но

Но - на

Ну - ны

Но - ну

Ны - ну

2. Повтори слова.

Звук в начале слова.:

Нам, нас, наш, Ната, Надя, Наф-Наф, навага, надеть, надевать, накапать, нагибать, написать, набор, народ; ныть, нытик, нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, носить, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

Звук в середине слова:

Она, Дина, тина, Лена, ванна, канат, бананы, дубина, комната, весна, десна, калина, малина, картина; даны, воины, батоны, бизоны, телефоны, слоны; кино, Вано, дано, окно; тонуть, кинуть, дунуть, сунуть.

Звук в конце слова:

Он, кон, вон, фон, тон, Дон, пан, сон, сан, воин, наган, закон, слон, патефон, телефон, магнитофон, граммофон, ворон, кран.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Нка, нки; нты; мно; сны, зна. Манка, гонка, дубинка, песчинка, соринка, воронка, картинка, крынка; танки, гонки, тонкий, санки; унты, винты, зонты, кранты; темно; сны, знать, знамя, знание, значок,знахарь.

3. Повтори предложения.

Вон Ната и Нонна. У Наты батон. У Нонны банка. В банку налили суп. У Антона унты. У Наты бант. Ната несет банан. Нина и Нонна у окна. У Наты грязные ноги. Ната носит воду. Она моет ноги. Антон поет по нотам. Нина видит канавы. У Нонны апельсины. У Нины мандарины. Лена носит бантик. У Нонны пенал. У Наты длинные ноги. Нонна и Ната подруги. Настя носит платье. Нонна носит юбку. Ната у Насти дома. У Насти новая юбка. У Нонны новый дом. Нонна моет окно. Антон надел новые носки. У Антона белый телефон. Воин несет вахту. Кот надел на ноги сапоги. У Нины ботинки. У канала - Нонна. Нонна моет банку. Нина носит очки. Ната и Нонна едут в новый дом. Нонна носит куклу на руках. Антон и Настя живут в новом доме. У Антона новая игрушка.

4. Повтори поговорки.

На.- на - на - Ната у окна. .

Ну - ну - ну - идет Ната к окну.

Но - но - но - моет Ната окно.

Ны - ны - ны - Нате снятся сны.

Но - но - но - в нашей комнате темно.

Ан - ан - ан - папа чинит кран

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много снега - много хлеба.

Гость не много гостит, да много видит.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Наделано наспех - и сделано насмех.

Хоть ноги длинные у смеха, но не доводят до успеха.

Один в поле не воин.

6. Повтори скороговорки.

Пан пану дал бананы.

Наш Полкан попал в капкан.

Дон, дон, дон - загорелся кошкин дом.

7. Повтори загадки.

Одна нога и та без сапога.

(Гвоздь)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

(Луна)

Но морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.

(Волна)

Всю жизнь ходят в обгонку, а догнать друг друга не могут.

(Ноги)

Меж двух светил посередине один.

(Нос)

На пальце одном ведерко вверх дном.

(Напёрсток)

8. Выучи стихотоворения.

Старый слон.

Спит спокойно

Старый слон,

Стоя спать

Умеет он.

(С. Маршак)

Сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

В переулке ходит слон

Старый, серый, сонный слон.

Дон-дон, дон-дон!

(И. Токмакова)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Часовщик, прищурив глаз,

Чистит часики для... (нас).

Кто один имеет рог?

Отгадайте!.. (Носорог).

А петух с колючим ежиком

Режут сало острым... (ножиком).

10. Игра «Наоборот».

Взрослый предлагает ребенку назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука Н.

Налево - (направо)

Высушить - (намочить)

Под - (над)

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком Н, которые в нём встречаются.

Около села лес. Девочки играли в прятки. Наташа искала Алину, Нонну, Алёну. Алина - у ели. Алёна - у сосны. Где Нонна? А она стоит у куста. Наташа нашла её позже всех.

Звук Нь

Артикуляция звука

См. звук Н. Разница в том, что при произнесении звука НЬ кончик языка опущен за нижние резцы.

Постановка звука

1 способ: по подражанию.

2 способ: от звука Н. В момент произнесения звука Н логопед шпателем опускает кончик языка за нижние резцы.

Практический материал по автоматизации звука НЬ

1. Повтори слоги.

Ня - не - ню

Ня - не

Не - ни

Ань - онь - унь

Ню - не - ня

Не - ня

Ню - ня

Ынь - онь - ань

Ни - ня - не

Ню - не

Ня - ню

Инь - янь - ень

Ню - ня - ни

Ню - ни

Не - ню

Ёнь - инь - янь

Ня - ни - не

Ни - ню

Юнь - янь - инь

Ню - не - ня

Ни - не

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Ням-ням, няня; нить, Нина, Никита, нитки, Нил; нет, небо, немой, негде, недотёпа, Неимейка, Незнайка, небось, небосвод, невыносимый, небыль, невидаль; нёбо, нёс; Нюта, Нюся, Нюра.

Звук в середине слова:

Дыня, Аня, Ваня, Моня, Тоня, Даня, Таня, Соня, Сеня, понять, занять, занятия; они, кони, пони, дыни, мани, сани, сени, песни, понимать, понимание; унесли, понесли, вынесли, занесли.

Звук в конце слова:

Конь, дань, день, тень, пень, Вань, Тань, Тонь, Сонь, осень, песнь, лень, очень.

Стечение согласных в слогах и словах:

Нька, ньки.

Дынька, Ванька, Манька, Танька, Данька, доченька; коньки, маленький, удаленький, тоненький.

3. Повтори предложения.

Нина не виновата. Нюся немая. Няня нянчит Нину. Няня моет Нину. Нюся несет сани. Няня несет нитки. Никита не умеет ходить. Незнайка не умеет писать. У Нины болит нёбо. У Нины нет ниток. Нюси нет дома. Нюся едет на коне. Нина несет сумку на спине. Кони унеслись от волка. Недавно Никита видел коней. На небе нет облаков. Никита несет коньки. Нюра несет маленькую дыньку. Нюра поет песни. В небе несется самолёт. Нина не любит дыни. Недотепа не хочет работать.

4. Повтори чистоговорки.

Ня - ня - ня - я веду коня.

Ню - ню - ню - воду дам коню.

Ни - ни - ни - не пьют кони.

Не - не - не - едем на коне.

Нём - нём - нём - мы идём с конём.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Взглянет - лес повянет.

День, как день, да год не тот.

Не бросай друга в несчастье.

6. Повтори скороговорки.

У Ваньки у Встаньки несчастные няньки.

У маленькой Сани сани едут сами.

7. Повтори загадки.

Голубая простыня весь свет покрывает.

(Небо)

Не пух, не мех, а оденет всех.

(Хлопок)

Слаще меда, легче пуха.

Отдохни! - всё шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить.

(Лень)

8. Выучи стихотворение.

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

И сказала няня Нине:

«Видишь солнце на картине?

И в такой весенний день

Пень отбрасывает тень».

(О. Егорова)

9. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребёнку назвать ласково следующие предметы (объекты):

Нитка - (ниточка)

день - (денёк)

Няня - (нянечка)

Даня - (Данечка)

Дыня - (дынька)

Анюта - (Анюточка)

10. Игра «Составь предложение».

Взрослый предлагает ребёнку составить предложение по следующим опорным словам:

Никита - конь

Небо - самолет

Тоня - нитки

Соня - песня

Ваня - коньки

Аня - дыня

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком НЬ, которые в нём встречаются.

У Тани и Ани няня. Няня купает Таню и Аню в ванне. В ванне тёплая вода. Няня поёт девочкам песни. Таня и Аня веселятся

Дифференциация звуков Н – НЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Н, НЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Н - НЬ

1. Повтори слоги.

На - ня

Ну - ню

Ны - ни

Но - не

Ня - на

Ню - ну

Ни - ны

Не - но

Ня - на - ня

Ню - ну - ню

Ни - ны - ни

Не - но - нё

На -ня -на

Ну - ню - ну

Ны - ни -ны

Но - не -но

2. Повтори слова.

Нам - ням

Носки - нести

Тина - тень

Ната - няня

Ноты - нет

Народ - невод

Ныть - нить

Набор - небо

Настил - Нил

Нытик - нитки

Нам - нем

Ноги - нёбо

Нос - нёс

Тонна -Тоня

Она - они

Сонный - Соня

Пена - пень

Норка - Нюрка

3. Повтори предложения.

У Наты болит нёбо. У Ани теплая накидка. Наседка никак не сядет на насест. Нина насилу доедает пудинг. Нюсю наказали, а она не виновата. У Никиты наган. Недавно на коней напали волки. Нюся моет окно. Лена ленится. Дина купила нитки. Няня купает Нату. Тоня и Лена несут малину. Нюся разговаривает по телефону. Даня нарисовал картину. Надя катается на коньках. Ваня катается на санках. Соня убирается в комнате. Надя несет дыню. Наф - Наф и Ниф - Ниф - поросята. Лена спешит на занятия. Дина смотрит в небо.

4. Повтори чистоговорки.

Ни - ны - ни - маленькие пони.

Ны - ни - ны - красивые сны.

Ну - ню - ну - вижу Лену.

Не - нэ - не - иду к Ване.

На - ня - на - наступила весна.

Ня - на - ня - поет няня.

5. Повтори пословицы, поговорки.

В осеннее ненастье семь погод на дворе. На чужой земле и весна не красна. Не знать - не страшно, страшно - не узнать. Одна пчела немного меду наносит.

6. Повтори загадки.

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка.

(Ноты)

У кого днем один глаз,

А ночью много?

(У неба)

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру.

Кто это?

(Конь)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.

(Слон)

7. Выучи стихотворение.

Нос сует свой Игорек

То в варенье,

То в медок.

Ой, боюсь я,

Как бы нос

К банке с медом не прирос.

(Ф. Бобылев)

8. Игра «Твердый-Мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Н, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук НЬ - зеленый квадратик.

Картина, паутина, нить, небо, насест, нет, нож, немой, нос, низко, нюхать.

Надя - песни

Нюся - сон

Маня - зонт

Алена - коньки

Витя - санки

Нюра - темнота

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Буратиний нос

На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается. Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

(Г.Юдин)

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

Ма - на

Ма - на - ма - на

На - ма

Мы - ны - мы - ны

На - ма - на

Мо - но - мо - но

Ма - на - ма

Му - ну - му - ну

2. Повтори слова.

Маша - наша

Мыть - ныть

Рамы - раны

Мил - нил

Мытье - нытье

Комок - конек

Миг - Ник

Мука - наука

Самки - санки

Дама - дано

Дом - Дон

Сама - Саня

Рама - рано

Ком - сон

Дима - Дина

Миша - ниша

Там - тон

Моль – ноль

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Нина - дом

Комар - нос

Маша - сон

Ната - мыло

Рома - ноты

Таня - морковь

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.

Список использованной литературы

1. Алифанова К. А., Кгорова Н. Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

2. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

3. Занимательное азбуковедение / Сост. В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1991.

4. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, - М.: Просвещение, 1971.

7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

8. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художественная литература, 1988.

9. Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

10. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

11. Т"уманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

12. Цвьштарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.-- СПб.: Лань, 1998.


Звук ТЬ

Звук Т

Дифференциация звуков М – Н

После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, Н, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал эти звуки.

Практический материал на дифференциацию звуков М - Н

1. Повтори слоги.

3. Повтори предложения.

Таня дома. Маша убирает комнату. Ната моет руки. Антон пьет молоко. Мама надела пальто. Маша написала письмо. Тема разговаривает по телефону. Нина собирает ромашки. Рома видел слона. Нонна купила сумку. Ваня рисует в альбоме. Галина увидела дым из трубы. Тома носит сарафан. Лена моет раму. Маша несет санки. Мама забыла зонт. Маша надела унты. Рома идет в кино. Маша любит калину. Рома ухаживает за конями. Миша видел носорога. Миша написал записку Нате.

4. Повтори чистоговорки.

Ма - на - ма - идет дама.

Ма - на - ма - наступила зима.

На - ма - на - поет Лена.

Мы - ны - мы - мы моем рамы.

Ны - мы - ны - мы едим бананы.

Ми - ни - ми - мы гуляем сами.

Много воды, много травы.

Умелого по словам, неумелого по глазам видать.

Век долог - всем полон.

Умение - половина дела.

Однажды солгал - навек лгуном стал.

6. Повтори скороговорки.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по калину.

7. Повтори загадки.

Как зовется кустик? Он

Выгоняет мусор вон.

(Метла)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

(Молния)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

8. Выучи стихотворение.

Не спорьте, это буква «ам»!

Нет, «му»!

Нет, «ме»!

Нет, «ам»! Ам! Ам!..

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву М...

(А. Шибаев)

9. Игра «Составь предложения».

10. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом его пересказать.

Мама купила Нине куклу. Нине очень понравилась новая игрушка. Она назвала куклу Машей. У Маши было много одежды, кроватка, соска. Нине очень нравилось кормить Машу, одевать, гулять с ней. Даже ночью девочка не расставалась со своей куклой. Маша спала рядом с Ниной на подушке и видела красивые сны. Маша стала Нине настоящей подругой.



Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.

2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.

Практический материал по автоматизации звука Т.

1. Повторислоги.

Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут
То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат
Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт
Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.

Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.

Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.

3. Повтори предложения.

Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.

4. Повтори чистоговорки.

Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.

5. Повтори пословицы и поговорки.

Трус и таракана посчитает за великана.

Труд кормит и одевает.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Повтори скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани

На платки Тане.

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

7. Повтори загадки.

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Туча)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.

(Топор)

8. Выучи стихотворение.

Весит слон триста тонн:

Тонна - ушко,

Тоннаножка,

Вот так крошка!

(Г. Цыферов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.

Долго-долго крокодил

Море синее... (тушил).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку).

По небесам оравою

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи).

10. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.

У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Артикуляция звука.

Губы в нейтральном положении, принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Мягкое небо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.

Постановка звука.

1 способ: по подражанию.

2 способ: ребёнок произносит слог ТА. Логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает его за нижние зубы, получается слог ТЯ.

Практический материал по автоматизации звука ТЬ.

1. Повторислоги.

Тя-тя-тя Тя-те-ти-те Ать-уть-оть
Те-те-те Ти-те-тя-те Ить-ять-ёть
Те-те-те Те-ти-тя-те Еть-ють-ять
Ти-ти-ти Ти-тя-те-те Ють-ить-еть

2. Повторислова.

Звук в начале слова: Тяпа, тяп-ляп, тяга, тянет, тянут, тяпка, тяпнуть; тик, Тит, Тима, тина, тихо, тикать, Тихон, тик-так, Тимка, Тишка, тишина, тир, тигр, Тимур; тени, тема, тень, темя, тело, темень, темно, теленок, телята, телятина, телефон, тесто, тесно, тесный, телевизор; Тема, тётя, тёмный, тёрка; тюк, тюки, тюфяк, тюль, тюлень, тюря.

Звук в середине слова: Петя, Витя, Катя, Митя, Мотя, Костя, Настя; дети, котик, ботинки, Костик, зонтик; котёнок, утёнок, платье.

Звук в конце слова: Пить, петь, путь, пять, мать, муть, мыть, мять, дуть, ныть, выть, купить, думать, ходить, бегать, поймать, махать,гулять, любить, лепить, плакать, плавать, суть, писать, устать, спать, успеть, месить, носить, косить, слушать, спешить, кушать, шагать, рать, рыть, рыдать, грустить, варить, говорить, решать.

3. Повторипредложения.

Витя получил пять. У Вити пять пятерок. Митя тянет сеть. Витя идет гулять. Петя работает тяпкой. Тяпкой окучивают картофель. Тяп-тяп-тяп работает тяпка. Митя любит братика Витю. У Кости новый костюм. У Вити пять монет. Тихон тихо поет. У Пети кошка родила пять котят. Котята есть хотят. У Пети котенок. У Кати утенок. Тихон идет в тир. Тише, тише, кот на крыше. У Кости пять телят. Тихон тихо поет. У Тихона пять тюков. Тима гуляет с Тяпой. Витя будет петь песню. Тимоша идет гулять во двор. Тетя Дуся может купить телевизор. Маму нужно любить. У Темы пять котят. Утята на пруду. Утята будут плавать. Утка следит за утятами. У тети на окне тюль. Тюль повесили на окно. Дима догнал Витю. Дима перегнал Костю. Настю и Митю повели на елку. Петю позвали домой кушать. У Тины новый костюм. В нашей семье пять детей. Митя написал тете письмо. Дети сидели тихо. Тетя Тина месила тесто. Тит, иди петь. Утюг стоит на плите. На воде утята. У меня есть тетя Настя. Тима сидит в тени. Тихо-тихо ходит Тима. Что тикает «тик-так»? «Тик-так» тикает будильник. У Пети тяпка. У Пети опята. Петя идет кушать. Настю нужно купать. У Насти котенок. У Мити зонтик. Настя, Витя, Тима - дети. Витя тянет тетю за платье. Тимка собрался гулять. Настя будет ходить и бегать.

Измени предложения.

Я (ты, он, мы, вы, они) гуляю с Тяпой.

Я (ты, он, мы, вы, они) должна месить тесто.

Я (ты, он, мы, вы, они) бегу за Витей.

Я (ты, он, мы, вы, они) буду плавать.

4. Повторичистоговорки.

Тя - тя - тя - вот идет Витя. Тя - тя - тя - идет Настя. Тя - тя - тя - поет Митя. Тя - тя - тя - вот мое дитя. Ти - ти - ти - съели кашу всю почти. Те - те - те - отложили мы шитье.

Ать - ать - ать - буду я летать. Ить - ить - ить - надо всех будить. Уть - уть - уть - собирайся в путь. Ать - ать - ать - мы идем гулять. Ать - ать - ать - нужно в комнате убрать.

5. Повторипословицу.

Где растяпа да тетеря -

Там не прибыль, а потеря.

6. Повторискороговорку.

Грабли - грести,

Весла - везти,

Полозья - ползти.

7. Повторизагадки.

Живет внем вся вселенная,

А вещь обыкновенная.

(Телевизор)

Поверчу волшебный круг,

И меня услышит друг.

(Телефон)

Без рук, без ног, а в гору лезет.

(Тесто)

8. Выучистихотворение.

Телка, телка, на хвосте метелка,

Розовый ротик, белый животик.

Где ты, телка, росла?

Как ты, телка, жила?

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова.

Заслоняет слон окно,

Стало в комнате… (темно).

Мы от страха все притихли:

На арену вышли... (тигры).

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна... (тетрадь).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь... (тишина).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый просит ребенка назвать ласково следующие предметы (объекты):

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказик и назвать все слова со звуком ТЬ, которые в нём встречаются.

Костя и Петя ходят в школу. В рюкзаках они носят тетрадки, пеналы, книжки. В классе они сидят тихо-тихо. Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Побегать и поиграть можно на перемене. Как хорошо и интересно в школе!

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Т, ТЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Т – ТЬ.

1. Повтори слоги.

Та-тя То-те Ти-ты Ту-тю
Тя-та Те-то Ти-ты Тю-ту
Тя-та-тя То-те-то Ти-ты-ти Ту-тю-ту
Та-тя-та Те-то-те Ты-ти-ты Тю-ту-тю

2. Повтори слова.

Тук - тюк Тома - Тема Кот - котенок
Тик - так Ната - Митя Рот - ротик
Тут - Тит Ходит - ходить Картон - картина
Ток - тень Бегает - бегать Думает - думать
Тук - тюк Несут - носить Готовит - готовить
Тот - тир Готовит - готовить Строит - строить

3. Повтори предложения.

Таня и Митя несут телевизор. Витя тянет Тоню за платье. Катя и Толя бегают. Митя кормит тигра. Толя идет в тир. Витя идет гулять. Настя любит тишину. Катя боится темноты. Тема несет зонтик Томе. Витя несет молоток. Ната и Митя дети. У тигра - рот, у кота - ротик. Толя любит готовить. Тут висит картина. Картину нарисовала Тома. Тома кормит котенка. Кот - большой, котенок - маленький.

4. Повтори чистоговорки.

Тя- та - тя - идет Митя. Ты – ти - ты - купили шорты. Ти - ты - ти - гуляют дети. Тю - ту - тю - вижу Катю. То - те - то - в доме чисто.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Трус своей тени боится.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы научиться трудолюбию, нужны годы,

Чтобы научиться лени - только три дня.

Тому тяжко жить, кто от работы бежит.

Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

6. Повтори скороговорки.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

С виду бабушка Улита

И сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

Да отведайте сластей.

7. Повторите загадки.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(Тетрадь)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(Троллейбус)

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа.

(Тень)

8. Выучи стихотворения.

Тигр - свирепый зверь.

Но все же

Тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с тигрицей,

Так как сам ее боится.

(В. Лунин)

Темноты боится Петя:

Трусоват он, видно, дети!

(Б. Тимофеев)

9. Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синие и зеленые квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Т, ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ТЬ - зеленый квадратик.

Кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, ток, тюк, ты, тут, тяга, Тома, просить, токарь, тина, картина, Тоня, тощий, тема.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

11. Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.

Тоня очень любила смотреть телевизор. С самого утра она включала разные телепередачи. То показывают интересный фильм, то, как правильно варить тыкву, то игру в теннис, Тоня смотрела телевизор с утра до ночи. И однажды у нее так разболелась голова, что пришлось пить таблетки. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять.

Тема: Дифференциация строчных рукопистных букв м-н.

Цели: - познакомить детей с буквами м-н ;

Научить детей соотносить звук, символ и букву;

Дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

Давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;

Уточнить знания об элементах букв занятия;

УУД: обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания; развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление

Ход занятия.

1.Самоопределение к деятельности.

а)Формирование звуковой культуры речи. "Клоун", "Котёнок", "Воздушный бой".

б) Работа с трафаретами.

2. Постановка учебной задачи.

а)"Докажи словечко"

* Мы щенка в воде и мыле * В подполье, в каморке

Два часа мочалкой (мыли) Живёт она в норке,

* В чёрном поле заяц белый Серая малышка

Прыгал, прыгал, петли делал. Кто же это? (мышка)

След за ним был ттоже бел.

Кто же этот заяц? (мел)

* А петух с колючим ёжиком * Кто один имеет рог?

Режут сало острым (ножиком) Отгадайте! (носорог)

* Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это коончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими (ногами)

Назовите первые буквы в словах- отгадках.

б) Игра "Эхо"- назови первый звук в словах

Ната-н муха

нос- носок-

мак- народ-

мост- молоко-

насос- мышь-

магазин- ножницы-

в)Напиши названия картинок, выдели буквы занятия.

3. Построение проекта выхода из затруднений.

Работа с буквами м-н и звуками [м]- [н].

а) Сравнение букв занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных и строчных рукописных букв.

б) Конструирование и реконструирование букв занятия.

*сбор из разрезанных частей букв;

* работа с трафаретами букв: обвести, заштриховать;

* сбор букв из ниток, палочек

в) сравнение артикуляционой характеристики звуков и печатным их обозначением.

г)«Дразнилки»

Я проговариваю слоги и чистоговорки, а вы за мной повторяете.

Ма-на-ма-на

Ма-на-ма- наступает зима.

Мы-ны-мы- мы моем рамы.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Дифференциация в слогах.

а) письмо под диктовку

* ма, мо, на, но, ун, ом, им, ын, ым, ем, ен, ям, ём, ян, ём, ми, ни, нё, мё

б) чтение слоговых таблиц

в) назвать и записать слова в 2 столбика, выделяя разным цветом (по картинкам)

медуза ножницы

муравей небо

медведь нитки

гном телефон

мороженое вагон

г)ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите звук [м], хлопайте, а услышав звук [н] – топайте. Будьте внимательны.

М, Н, А, К, Н, О, Д, М

МА, ПА, НА, ВА, МУ, НУ

НОС, МАМА, СОН, СОМ.

д) Чистоговорки для различения м-н.

Запишите слова парами, выделяя буквы, отличающие одно слово от другого.

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

В норке мыши,

Норка в нише.

5. Самостоятельная работа.

а) Составьте словосочетания: подбери признаки и действия к словам.

б) Назови и запиши слова- названия предметов, выдели м-н.

6. Физ. минутка.

Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе(в наклоне вперёд)

Мы польём его водой, (присесть, поднять ведро и выливая воду -2 раза)

Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо-влево. руки на поясе)

Ком за комом мы кладём (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один)

Вот и вылепили дом (потянуться на носочках, руки вверх(большой дом))

7. Включение в систему знаний и повторений.

а) Записать предложения и выделить м-н разным способом.

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

б) "Подбери пару" -д.и.

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

в) Работа с загадками.

Напишите отгадки, выделите с словах-отгадках буквы занятия разным способом.

* Бусы красные висят, * Великан стоит в порту,

Из кустов на нас глядят. Освещая темноту,

Очень любят бусы эти И сигналит короблям:

Дети, птицы и медведи. "Заходите в гости к нам!"

(малина) (маяк)

* Раскалённая стрела * Есть всегда он у людей,

Дуб свалила у села. Есть всегда у караблей.

(Молния) (нос)

* Пять ступенек-лесенка, * Всю жизнь ходят в обгонку,

На степеньках - лесенка. А обогнать друг друга не могут.

(ноты) (ноги)

8. Рефлексия.

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

мясо музыкальный

Карточка № 1

Упражнение 1

СА…ОЛЁТ, - КАРА…ДАШ.

Карточка № 2

Упражнение 2

Вставьте слоги

НО или МО МА или НА

Ты ___ма

Локо вес___

Ябрь­­ ___бор

Роз зи___

Карточка № 1

Упражнение 1

Вставьте пропущенную букву Н или М

ИР, - …ОГА, - …ОРОЗ, - ЛИСЁ…ОК,

СА…ОЛЁТ, - КАРА…ДАШ.

Карточка № 2

Упражнение 2

Вставьте слоги

НО или МО МА или НА

Ты ___ма

Локо вес___

Ябрь­­ ___бор

Роз зи___

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

В норке мыши,

Норка в нише.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа AM, MA.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Перед — между — после».

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы, дни недели он помнит; просит произнести их по порядку. Затем взрослый задает вопросы: какой первый месяц года? последний? перед мартом? после марта? между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3 . Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ...,

затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7 . Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8 . Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9 . Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

в начале слов: мак, муха, маска, марка;

в конце слов: дом, сом, альбом;

в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10 . Вспомнить вместе с ребенком:

месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11 . Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь... , х арактеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мь; мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14 . Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15 . Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.)

«Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и вое становить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [M] — [М"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...;ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...,

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [M], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком , возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [M] ():

Миша, Марк, Марина, Мирон...

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и . (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 19 . Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.

Задание 20 . Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, -

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Выполнять соответствующие движения.

Мы писали, мы писали, - Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем —

И опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд — смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные — сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21 . Анализ слогов: AM, MA. Составление схем из кружков. (Согласный звук — синий кружок с колокольчиком, гласный звук — красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов AM, MA. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.