Домашнее задание

Правильное положения органов артикуляции при произношении звука Л

    Губы улыбаются

    Язычок в форме лопаточки упирается передние зубы или находится между передними зубами

    Повтори слоги. (взрослый произносит, ребенок повторяет)

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

    Где в словах прячется звук Л, если звук Л прячется в начале слова, то раскрась синим цветом первый квадратик, если звук Л прячется в середине слова, то раскрась синим цветом второй квадратик, а если звук Л прячется на конце слова, то раскрась синим цветом последний квадратик. Раскрась картинки. (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь ребенку, произнося вслух слова, выделяя голосом, звук Л. Следите за правильным произношением звука Л.

Домашнее задание

    Найди и вклей только те картинки в названии которых есть звук Л. Определи места звука Л в слове. Если звук Л стоит в начале слова то раскрась синим цветом первый квадратик, если в середине слова то раскрась синим цветом второй квадратик, если на конце слова, то раскрась синим цветом третий квадратик. (взрослый оказывает ребенку в случаи необходимости помощь, но не выполняет задание за него)

Образец: (стул)

В слове стул звук Л стоит в конце слова, значит, раскрашиваем последний квадратик синим цветом.


Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Где в слове прячется звук Л? Если звук Л прячется в начале слова, то раскрась, синим цветом первый квадратик, если в середине, раскрась синим цветом синий квадратик, если в конце раскрась синим цветом последний квадратик. (Если необходима, то оказать ребенку помощь, но не выполнять задание за него)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

    Назови и раскрась только те предметы, в названии которых есть звук Л

Следить за тем, чтобы ребенок правильно произносил звук Л и не пропускал его в произношении слова.)

Домашнее задание

    Артикуляционная гимнастика (упражнения для органов участвующих в образовании звуков) Выполнять ежедневно в течении 5 минут перед зеркалом. Упражнения на стр. 1 Особое внимание уделить упражнениям: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Маляр»

    Массаж кончиков пальцев рук. Кончик каждого пальца хорошенько растереть (выполнять каждый день)

Постоянно следить за речью ребенка, за правильностью произношения звука Л в словах. Если ребенок произносит слово не правильно, обращать на это его внимания, просить повторить правильно!!!

    Скажи на оборот. (ребенок произносит а взрослый записывает)

Пьеро печальный, а Буратино … ______________________ (веселый)

Дедушка старый, а парень … _________________________ (молодой)

Кощей худой, а царь …______________________________(толстый)

Чай тёплый, а мороженное …_________________________(холодное)

Перец горький, а торт … ____________________________(сладкий)

    Составь предложение о Ларисе по образцу. (ребенок составляет предложение взрослый записывает)

Образец: Лариса…ландыш – Лариса сорвала ландыш

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Л

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги.

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

    Сделай звуковую схему слов. Раскрась картинки. Придумай с каждым из этих слов предложения (взрослый в случаи необходимости оказывает помощь. Ребенок составляет предложение, а взрослый записывает его в тетрадь.)

СЛЕДИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА РЕЧЬЮ РЕБЕНКА, ИСПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА, ЕСЛИ ОН В СЛОВАХ НЕ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Л

Домашнее задание

Учимся слышать выделять и произносить звук Л

    Артикуляционная гимнастика на стр.1 в тетради

    Массаж кончиков пальцев на руке.

    Прочитай слоги и слова. (следить за правильным произношением звука Л)

ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ ЛУ-ЖА

ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ ЛОБ

ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ МЕЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЛЫ-ЖИ

    Назови ласково

ЛОБ –

ЛУК –

ЛОДКА –

ЛАМПА-

ЛОЖКА –

МЕЛ –

ВИЛКА –

    С тремя словами составь предложение (ребенок составляет, а взрослый записывает)

    Выучи чистоговорку (следить за правильным произношением слов со звуком Л)

Ла-ла-ла – осень к нам пришла

Ул-ул-ул – ветерок подул

Ло-ло-ло – на улице еще тепло

Речевой материал для автоматизации звука "Л".

Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Л" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Л". Эти чистоговорки можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие по звукопроизношению. Мои дети с большим интересом и удовольствием проговаривают эти стишки, заучивают их. А потом мы с ними на данном материале устраиваем конкурс "Чтецов". Победитель тот, кто расскажет стихотворение и правильно произнесет все звуки. Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Автоматизация твердого звука "Л"
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Л" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "На улице тепло", ребенок - "Ло-ло-ло"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла - туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло - стелем одеяло.
Ло-ло-ло - внизу речка и село.
Ил-ил-ил - стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл - бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил - лампу лось купил.
Ел-ел-ел - дятел улетел.
Ол-ол-ол - в углу стоит стол.
Ал-ал-ал - я достал пенал.
Ил-ил-ил - блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал - едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол - Володя в школу шел.
Ил-ил-ил - подмел палас Данил.
Ала-ала-ала - лшадка побежала.
Лат-лат-лат - Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка - это слово галка.
Ула-ула-ула - говорю акула.
Илка-илка-илка - на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок - побелили потолок.
Ела-ела-ела - ласточка запела.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - я люблю футбол.
Ал-ал-ал - мяч в окно попал.
Ил-ил-ил - вот так гол забил!
Ал-ал-ал - меня папа наказал.
Ул-ул-ул - посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка - себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал - у нас будет бал.
Ол-ол-ол - в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол - в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул - у стола поставим стул.
Ал-ал-ал - вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал - Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу - лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы - надо подмести полы.
Ал-ал-ал - ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Л". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
- Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот - плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

Автоматизация мягкого звука "Л"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Л" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.

Ли-ли-ли - малину мы нашли.
Ля-ля-ля - это круглая земля.
Ле-ле-ле - лента на столе.
Лю-лю-лю - я лису леплю.
Ли -ли-ли - нам гудели корабли.
Лю-лю-лю - пельмени я солю.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ель-ель-ель - я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль - получи медаль.
Оль-оль-оль - эта цифра ноль.
Ель-ель-ель - воду лью под ель.
Оль-оль-оль - покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель - Коля постелил постель.
Ель-ель-ель - полосатый толстый шмель.
Али-али-али - Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель - Павел лег в постель.
Оля-оля-ля - колол полено Коля.
Лин-лин-лин - к нам идет павлин.
Или-или-или - бабу снежную лепили.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.

Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.

Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
- Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.

Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.

Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].


к[Л]ассная сог[Л]асная

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.

Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

Правила и нюансы

Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие - 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.

Выполнение артикуляционных упражнений - это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Звук [л]

Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.

Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая - ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.

Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» - «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.

Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л"] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.

Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.

Упражнение

Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.

Звук [л"]

После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Недостатки произношения звуков [л], [л"] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).

Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.

Замена звуков [л], [л"] другими звуками называется параламбдацизмами.

Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Искажения звуков [л], [л"]

Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.

Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».

Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».

Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».

Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».

Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».

Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».

Игры для подготовки к произношению звука [л]

Блинчик

Цель: вырабатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.

Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.

Пароход гудит

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).

Качели

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкаем!

Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Проговаривание слогов с движениями

Слова в движении

Лампа

Лам - Вращательное движение кистями рук («фонарик»).

па - Прижимаем кулачки к груди.

Лампочка

Лампочка перегорела. - Делаем «фонарики».

Вероятно, заболела. - Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.

Чистоговорка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Ласточка гнездо свила.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло!

Ласточке в гнезде тепло.

Скороговорка

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.

– звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам.

Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.

Нарушение звука Л бывают разнообразные:

  • Как полное отсутствие звука «Л»,
  • Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
  • Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм .

Основными причинами нарушения звука Л называют:

  • короткая подъязычная связка;
  • слабость мышц языка;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.

Методика постановки звука Л

В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы:

Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л , и подкрепляют зрительно:

«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».

Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].

Закрепляем в упражнении «Звук Л путешествует по дорожкам»: логопед пишет 3 буквы Л и от них дорожки.

С ребенком придумываем, куда придет звук Л по каждой дорожке. Ребенок ставит пальчик на дорожку, а язык на место правильной артикуляции звука Л. Даем инструкцию: «Сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поем «Л-Л-Л».

Наклеиваем ребенку в тетрадь 3 картинки со звуком Л:

Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.

ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы

Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

ал – ал – ал

Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы:

Бал, вал, дал, жал, зал, мал, стал, спал, упал, устал, бокал, стучал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, металл, вол, гол, кол, пол, стол, укол, чехол, щегол, футбол, гул, дул, стул, аул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, ныл. Был, выл, мыл, забыл, завыл, мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил и т.д.

Примечание: не мене 80 слов, которые отрабатываться на занятии и записываются для повторения дома. Родителям показывают, что в конце каждого слова ребенок поднимает кончик языка за верхние зубы.

Этап автоматизации Л в словах с обратным слогом в середине слова:

Галка, палка, скалка, фиалка, холм, булка гулко, обулся, тянулся, мылся т.д.

Следующий этап автоматизации – словосочетания в которых есть слова со звуком «Л» в конце слов:

Музейный зал
Канатный узел
Вымыть пол
Стоит осел
Галка птица
Новая полка
Рыжая белка и т.д.

Требования к словосочетаниям: звук Л встречается только в одном слове, стоит только в обратном слоге, порядок слов значения не имеет.

Когда материал с словосочетаниями в обратном слоге усвоен, следующим этапом становиться автоматизация прямого слога с звуком «Л» :

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

А также по слоговой таблице в определенной последовательности:

Ла ал ала
Ло ол оло
Лу ул улу
Лы ыл ылы

Слова со звуком Л в начале слова:

Лапа, лама, лаз, лопат, лак, ласточка, ландыш, лоб, лом, лось, лодка, локоть, лошадь и т.д.

Эффективность автоматизации звука Л напрямую зависит не только от качественно подобранных слов, но также от количества базового материала. Рекомендуем использовать не менее 80 слов каждой автоматизируемой группы.

Слова в интервокальной позиции:

Юла, зола, вела, дела, жила, пила, кулак, калач, салат и т.д.

Повторяем так же, количественно соблюдая нормы.

Автоматизации в словах со стечениями согласных:

кла кло клу клы
пла пло плу плы
тла тло тлу тлы
шла шло шлу шлы
склад
склон
клубок
сплав
стлать
сплутовать

Автоматизация в словосочетаниях (40-45 словосочетаний):

Лоб лошади
Лоцман в лодке
Локоны у Лоры
Ломтик в ложке
Ловкий лодочник

Автоматизация в предложениях: 20-25 предложения.

Мила долго мыла полы.
На лошадь надели седло
Стул упал.

Автоматизация в рифмовках, пословицах и поговорках (не мене 10-15 для повторения и заучивания):

Павел мал — с лавки упал.
Полная луна на небе одна.
Данила боиться мыла.
Где много слов, там мало дела.
Кто не глуп, тот на слова скуп.

Автоматизация в стихотворениях (3-4 для заучивания и проговаривания):

Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.

Автоматизация в коротких рассказах и сказках (3-4 произведения):

Например:

«Лев и мышь» Л. Толстой
«Лиса и козел» сказка
«Косточка» Л. Толстой

Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.

В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.

Маленькие хитрости:

  • Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
  • Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
  • Если «Л» всегда мягкий:

А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.

Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.

Примерная структура логопедического занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут.
  2. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал.
  3. Фонематическая работа – 10 минут.

Нина Ровнягина

Карточка № 1

1 Игра «Скажи последний звук»

Я буду говорить слова, а ты будешь добавлять к ним «песенку индюка» («Л» в межзубном положении языка)

Пена. Козё.

Вокза. По.

Осё. Дяте.

2 Добавь слог - ЛА-

Добавь слог -ЛО-

3 Проговори слоги и слова

Ла – ла-ла - лапа

Ло-ло-ло – локоть

Ла-ла-ла – лавка

Ло-ло-ло – ложка

Карточка № 2

1 Скажи последний звук

Козё. Муску.

Котё. Щего.

Новосё. Пепе.

Бока. Футбо.

Рассо. Марша.

2 Добавь слог -ЛЫ-

Бока. Обва.

Канику. Ви.

Кана. Вокза.

Добавь слог -ЛУ-

Зо. Михаи.

Ос. К сто.

3 Проговорить шутки - чистоговорки:

Ла – ла – ла – лопата и пила,

Ло – ло – ло – в осине дупло,

Лу – лу –лу – купили мы пилу,

Лы –лы – лы - купили мы полы.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 3

1 Добавь слог ЛА или ЛЫ

Бока. Шко.

2 Попросите ребёнка ответить на вопросы:

На чём можно покататься по воде?

Чем мы едим суп?

Чем мы едим мясо?

Чем забивают гвозди?

Чем мы пилим?

Какими бывают листья осенью?

Чем мы копаем землю?

Какого цвета ландыш?

3 Игра «1 – 2 – 5 – 7» (кукла, весло, стол)

Одна пила, две пилы, пять пил, семь пил

4 Выучи чистоговорку:

Тёплый халат Маланье маловат.


Карточка № 4

1 Произнеси слоговые ряды:

Ла – ло – лу - лы

Ул – ол – ыл – ел

Лы – ла – ло – лу

2 Повтори и запомни слова: кукла, стул, молоко, лопата, осёл, одеяло, палка

Про какие из этих слов можно сказать: МОЙ, МОЯ, МОЁ

3 Повтори слова:

Кол бокал

Вокзал баскетбол

Буйвол дятел

Павел алфавит

Алмаз колдун

Колготки долго

Заколка булка

Вулкан пчела

Яблоня кулак

4 Составь предложения

Лада, кукла, у, - У Лады кукла.

Малыш, у, колготки –

У, Лола, волосы, длинные –

Ел, Володя, яблоко –

Дом, галка, на, села –

5 Выполните задания на рабочем листе.

Карточка № 5

1 Игра «Наоборот»

Взрослый ЛА Ребёнок АЛ

2 Повторить шутки – чистоговорки:

Ал – ал – ал – тёмный подвал,

Ол – ол – ол – чистый пол,

Ул – ул – ул – высокий стул,

Ыл – ыл – ыл - охлади пыл.

3 Повтори словосочетания:

Белое одеяло

Ела салат

Взяла лопатку

Молочная лапша

Вымыла ладони

Полола лук

Глубокий колодец

Спелые яблоки

Сладкие яблоки

Смелый пловец

Белый платок

Голубые глаза

Жёлтый халат

Глубокое болото

Волнистые волосы

4 Игра «Путаница»

Лада, Луша, и, кататься, лыжи – Луша и Лада катаются на лыжах.

Свить, гнездо, ласточка –

Яблоко, со, упало, стол –

На, Слава, кататься, салазки -

5 Выполните задание на рабочем листе.

Карточка № 6

1 Спряжение в прошедшем времени

Видеть голубого слона

Я видел (а) голубого слона. Ты видел (а….

Рисовать лыжника

(я, ты, он, она, они)

Пенал, булка

3 Один - много и много – один

Мускул - лодки –

Дятел - лыжники –

Пенал - улыбки –

Стол - фиалка –

Осёл - пчёлки –

4 Выучи чистоговорку:

Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осёл.

5 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 7

1 Повтори слоговые ряды

Ла – ло – лу – лы

Лу – ла – лы – ло

Ал – ол – ыл – ул

2 «Магазин Л»

Нарисуйте подарки, которые купили в магазине Клаве её родители (в названиях должен быть звук «Л», не менее 5)

3 Игра «1 – 2 – 5 – 7» со словами ЛАМПА, МЕЛОК, ЛАПА

4 Выучи чистоговорку:

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил как долотом.

5 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 8

1 «1 – 2 – 5 -7» со словами СТОЛ, ГЛАЗА, ЛУЧ

2 Спряжение в настоящем времени

Ем лук (я ем лук, ты, он, она, мы, вы, они)

Я люблю футбол

Я плыву на лодке

Я видел клоуна

3 Выучи стихотворение «Яблоко»

Что за яблоко! Оно

Соку спелого полно.

Так румяно, золотисто,

Так свежо и так душисто,

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь.

Выдели из стихотворения слова со звуком «Л»

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 9

1 Вспомни слова, включающие в себя слоги:

ЛА – лак, палас, ….

ЛО – галоши, зло, ….

ЛУ – тулуп, лупа, …

ЛЫ – ослы, лыжи, ….

На каждый слог НЕ МЕНЕЕ 5 СЛОВ

Сумка, табурет, лошадь, занавес

Осёл, лук, козёл, стол

Лампа, лавка, булочка, лапоть

Ребёнок должен объяснить свой выбор

3 Выучи чистоговорку:

Кот молоко лакал, а Вася булку в молоко макал.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 10

1 Произнеси слоги и слова

Пла – пла – пла – платок

Гло – гло – гло – глоток

Слу – слу – слу – слух

Клы – клы – клы – клыки

2 Посчитай от 1 до 10 и обратно

БАЛАЛАЙКА, КОЛОКОЛ

3 Повтори предложения

Луша ела луковый суп, а Алла манную кашу.

Павел жевал яблоко, а Николай апельсин.

Светлана мыла клубнику, а Мила землянику.

Мама шила платье, а папа чинил велосипед.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 11

1 Проговори слоги с изменением ударения

ЛА – ла – ла

ла – ла – ЛА

ла – ЛА – ла

2 Повтори предложение:

Котёнок лакает молоко.

Маша ела спелое яблоко.

Таня причесала волосы.

Коля вымыл ладони с мылом.

Луша ела салат.

Михаил играл в футбол.

Облако заслонило собой солнышко.

3 Выучи стихотворение

Белый цвет, белый мел.

Белый заяц тоже бел…

А вот белка не бела

Белой даже не была.

4 Выполни задание на рабочем листе.

Карточка № 12

1 Произнеси с изменением ударения:

ла – ЛА – ла

ЛО – ло – ло

лу – лу – ЛУ

2 Повтори за взрослым (или прочитай сам) рассказ.

«Мила и пчела»

Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчёлы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила плов. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка, сейчас мы её прогоним.» Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.

Ответь на вопросы:

Какая погода была на улице?

Что делала Мила?

Что она видела из окна?

Что произошло?

Как поступила Мила?

3 Выполни задание на рабочем листе. Отгадай слова по последним звукам этих слов.