Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи. Крамари под ятками сидели с кучами кремней, огнивами и порохом. Армянин развесил дорогие платки. Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом. Жид, выставив вперед свою голову, цедил из бочки горелку. Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги. Тарас Бульба не мог не остановиться и не полюбоваться на него.

Эх, как важно развернулся! Фу ты, какая пышная фигура! - говорил он, остановивши коня.

В самом деле, это была картина довольно смелая: запорожец как лев растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения. Полюбовавшись, Бульба пробирался далее по тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, тут же отправлявшими ремесло свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие Сечи, которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей.

Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.

Тарас осторожно проехал с сыновьями между них, сказавши: "Здравствуйте, панове!" - "Здравствуйте и вы!" - отвечали запорожцы. Везде, по всему полю, живописными кучами пестрел народ. По смуглым лицам видно было, что все они были закалены в битвах, испробовали всяких невзгод. Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!

Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!

Путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада.

На большой опрокинутой бочке сидел запорожец без рубашки: он держал в руках ее и медленно зашивал на ней дыры. Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в средине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чертом и вскинувши руками. Он кричал только: "Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!" И Фома, с подбитым глазом, мерял без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке. Около молодого запорожца четверо старых выработывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и, вдруг опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. "Да сними хоть кожух! - сказал наконец Тарас.

Видишь, как парит!" - "Не можно!" - кричал запорожец. "Отчего?" - "Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью". А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; все пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движенья, как все отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.

Эх, если бы не конь! - вскрикнул Тарас, - пустился бы, право, пустился бы сам в танец!

А между тем в народе стали попадаться и степенные, уваженные по заслугам всею Сечью, седые, старые чубы, бывавшие не раз старшинами.

В 2009 году поклонники отечественного кинематографиста Владимира Бортко (Блондинка за углом, Собачье сердце) смогли насладиться его новой картиной, над которой он потрудился как режиссер и автор адаптированного сценария. В основу сюжета исторической драмы легла известная повесть Николая Гоголя. Бюджет киноленты составил 15,7 миллионов долларов. Только в первую прокатную неделю фильм Тарас Бульба посмотрело более 3,7 миллионов человек.

Действия картины развиваются в период войны казачества с Речью Посполитой. Одним из полковников запорожцев является Тарас Бульба - уважаемый и отважный человек. Продолжая Тарас Бульба онлайн смотреть, можно увидеть, как вскоре герой и его родные оказываются в эпицентре военных и политических событий. Теперь глава рода вынужден переживать не только за своих сограждан и судьбу родной земли, но и бороться с расколом в собственном семействе. Его сын Андрий влюбляется в Эльжбету, аристократку польского происхождения, и теперь хочет предать родных, сбежав с ней.

Образ центрального героя киноленты воплотил популярный украинский артист Богдан Ступка (Свои, Дом). В картине были задействованы и многие другие кинозвезды. Если смотреть онлайн Тарас Бульба, можно увидеть таких актеров, как Игорь Петренко (Кармен, Водитель для Веры), Ада Роговцева (Овод, Вечный зов), Владимир Вдовиченков (Человек у окна, Левиафан), Любомирас Лауцявичюс (Сталинград, Мастер и Маргарита), Михаил Боярский (Мама, Старший сын). Что касается последнего, то многие критики, оценивая драму, назвали роль запорожца Шило одной из наиболее ярких в карьере Боярского.

Кинолента была удостоена большого числа наград. Она получила премии «Золотой Орел» и «Блокбастер», призы «Золотой Прометей» и «Золотая медаль», награду международного форума «Золотой витязь». Картина также приняла участие в фестивалях «Виват, кино России!» и «Созвездие». Кроме того, режиссер драмы был отмечен премией имени Ленина от украинской Коммунистической партии.

Съемки фильма проходили на территории Польши, Украины и России. В создании некоторых эпизодов принимали участие более 1000 актеров массовки. Также в работе над картиной было задействовано около 100 каскадеров.


3 серийная версия Тарас Бульба

В 2009 году поклонники отечественного кинематографиста Владимира Бортко (Блондинка за углом, Собачье сердце) смогли насладиться его новой картиной, над которой он потрудился как режиссер и автор адаптированного сценария. В основу сюжета исторической драмы легла известная повесть Николая Гоголя. Бюджет киноленты составил 15,7 миллионов долларов. Только в первую прокатную неделю фильм Тарас Бульба п...

– А с чем приехали? – спросил кошевой, когда паром приворотил к берегу.

Все рабочие, остановив свои работы и подняв топоры и долота, смотрели в ожидании.

– С бедою! – кричал с парома приземистый козак.

– С какою?

– Позвольте, панове запорожцы, речь держать?

– Говори!

– Или хотите, может быть, собрать раду?

– Говори, мы все тут.

Народ весь стеснился в одну кучу.

– А вы разве ничего не слыхали о том, что делается на гетьманщине?

– А что? – произнес один из куренных атаманов.

– Э! что? Видно, вам татарин заткнул клейтухом уши, что вы ничего не слыхали.

– Говори же, что там делается?

– А то делается, что и родились и крестились, еще не видали такого.

– Да говори нам, что делается, собачий сын! – закричал один из толпы, как видно, потеряв терпение.

– Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши.

– Как не наши?

– Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править.

– Что ты толкуешь?

– И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя.

– Врет он, паны-браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал значок на святой пасхе!

– Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте! еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие дела водятся на Украйне, панове! А вы тут сидите на Запорожье да гуляете, да, видно, татарин такого задал вам страху, что у вас уже ни глаз, ни ушей – ничего нет, и вы не слышите, что делается на свете.

– Стой, стой! – прервал кошевой, дотоле стоявший, потупив глаза в землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли грозную силу негодования. – Стой! и я скажу слово. А что ж вы – так бы и этак поколотил черт вашего батька! – что ж вы делали сами? Разве у вас сабель не было, что ли? Как же вы попустили такому беззаконию?

– Э, как попустили такому беззаконию! А попробовали бы вы, когда пятьдесят тысяч было одних ляхов! да и – нечего греха таить – были тоже собаки и между нашими, уж приняли их веру.

– А гетьман ваш, а полковники что делали?

– Наделали полковники таких дел, что не приведи бoг и нам никому.

– А так, что уж теперь гетьман, зажаренный в медном быке, лежит в Варшаве, а полковничьи руки и головы развозят по ярмаркам напоказ всему народу. Вот что наделали полковники!

Всколебалась вся толпа. Сначала пронеслось по всему берегу молчание, подобное тому, как бывает перед свирепою бурею, а потом вдруг поднялись речи, и весь заговорил берег.

– Как! чтобы жиды держали на аренде христианские церкви! чтобы ксендзы запрягали в оглобли православных христиан! Как! чтобы попустить такие мучения на Русской земле от проклятых недоверков! чтобы вот так поступали с полковниками и гетьманом! Да не будет же сего, не будет!

Такие слова перелетали по всем концам. Зашумели запорожцы и почуяли свои силы. Тут уже не было волнений легкомысленного народа: волновались всё характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упорно и долго хранили в себе внутренний жар.

– Перевешать всю жидову! – раздалось из толпы. – Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!

Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов.

Бедные сыны Израиля, растерявши всё присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили.

– Ясновельможные паны! – кричал один, высокий и длинный, как палка, жид, высунувши из кучи своих товарищей жалкую свою рожу, исковерканную страхом. – Ясновельможные паны! Слово только дайте нам сказать, одно слово! Мы такое объявим вам, чего еще никогда не слышали, такое важное, что не можно сказать, какое важное!

– Ну, пусть скажут, – сказал Бульба, который всегда любил выслушать обвиняемого.

– Ясные паны! – произнес жид. – Таких панов еще никогда не видывано. Ей-богу, никогда. Таких добрых, хороших и храбрых не было еще на свете!.. – Голос его замирал и дрожал от страха. – Как можно, чтобы мы думали про запорожцев что-нибудь нехорошее! Те совсем не наши, те, что арендаторствуют на Украине! Ей-богу, не наши! То совсем не жиды: то черт знает что. То такое, что только поплевать на него, да и бросить! Вот и они скажут то же. Не правда ли, Шлема, или ты, Шмуль?

– Ей-богу, правда! – отвечали из толпы Шлема и Шмуль в изодранных яломках, оба белые, как глина.

– Мы никогда еще, – продолжал длинный жид, – не снюхивались с неприятелями. А католиков мы и знать не хотим: пусть им черт приснится! Мы с запорожцами, как братья родные…

– Как? чтобы запорожцы были с вами братья? – произнес один из толпы. – Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове! Всех потопить, поганцев!

Урок 31 Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА» Анализ 10, 11, 12-й глав

02.02.2012 30450 1954

Урок 31 Н. В. Гоголь. «тарас бульба» А нализ 10, 11, 12-й глав

Цел и: подвести к осмыслению героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новых глав.

1. Беседа по вопросам.

– Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

– Он раскаялся? («…Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

Задание: чтение гл. 9 (пленение Остапа и Тараса Бульбы.)

2. Анализ главы 10.

Задание: пробуждение т араса.

– Как автор описывает его страдания? (Зачитать со слов: «Напрасно старались…» до: «Остап мой!» «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». «Он уходил в луга…, и слеза капала одна за другою».)

3. Анализ главы 11.

– Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже… не промолвил ни одного слова». С. 207.)

– Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий… Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

– Услышал он слово мужа? (С. 207.)

4. Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

– Какая казнь была придумана ему? (И присудили… сжечь… Но не на костер глядел Тарас… С. 209.)

– На что же он глядел? («К берегу… не было погони». С. 209.)

– Каково его предсмертное желание? (С. 209. «Прощайте… погуляйте!»)

Вывод . Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

III. Подведение итогов урока.

Викторин а:

1. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова.

«Терпи, казак, – атаманом будешь!»

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

«Есть еще порох в пороховницах?»

2. При каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

3. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Иллюстрации каких художников к повести «Тарас Бульба» более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

Домашнее задание: закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки , а также такие явления как слабая и сильная редукция .

10 букв русского алфавита называются гласными , т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].

Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:

1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья );

2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя );

3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно ).

Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь ). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский ), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь : семья — семьи, соловья — соловьи.

Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го ); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.

Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:

а) в абсолютном начале слова: она [АНА] ;

б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).

В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].

Сильная редукция наблюдается:

а) в любом заударном слоге (запад, вечером)

б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).

Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ] ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].

Запомним:

1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].

2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.

3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].

4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.

5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.