Научиться просыпаться рано утром – задача не из лёгких, однако это того стоит. Во-первых, в ранние часы человек очень быстро может сосредоточиться, этому способствует максимальная мозговая активность, а также одиночество – в эти часы нас окружает минимум людей способных отвлечь. Во-вторых, вне зависимости от того жаворонок Вы или сова, в любом случае утром будет наблюдаться большая к сложным и кропотливым заданиям. В-третьих, ранний подъём улучшает настроение, тем самым задавая тон всему дню.

16 секретов о том, как приучить себя вставать рано

  1. Сформулируйте цель раннего подъёма. Вы вряд ли захотите рано просыпаться, если не будете точно знать ради чего это нужно делать. Подумайте о том, чем Вы будете заниматься в эти лишние 2-3 часа времени: работой, спортом, интеллектуальным развитием, выполнением домашних обязанностей и т.д. Постарайтесь включить в это время те дела, о которых Вы постоянно забываете или на которые попросту не хватает времени, хотя на самом деле они очень важны. Проще всего сформулировать цель подъёма - индивидуальным предпринимателям или людям, работающим исключительно на себя, так как у них появляется возможность работать ещё больше и при этом сил тратить гораздо меньше, что соответственно сулит большим заработком и перспективой в развитии. Постарайтесь выбрать цель не только ту, которая полезна, но которая ещё, и желаема, в таком случае подъем будет проходить более бодро.

  2. Изучите, куда Вы тратите большую часть своего дня. Зачастую мы тратим всё свое время очень нерациональным образом: подолгу смотрим ТВ, фильмы или сериалы (что они аж надоедают), общаемся с друзьями (несмотря на время), выполняем те виды работ (по дому или на предприятии), которые проще, а не те, которые важнее. Изменить ситуацию поможет журнал времени, он может представлять собой обычный блокнот или тетрадку, в которую мы будем записывать все дела, которые выполняем в течение дня. Причем фиксировать нужно не в конце дня (много можно забыть), а непосредственно в процессе. В конце недели Вы будете, скорее всего, шокированы итогами – узнаете о том, что большую часть дня тратите на глупые и ненужные вещи. И уже в первое утро следующей недели, когда мозговая активность на максимуме, Вы не будете заниматься ненужными делами, так как чистое сознание Вам просто не позволит тратить время впустую.

  3. Будьте последовательными и терпеливыми. Стоит смириться с тем фактом, что быстро приучить себя рано вставать – вряд ли получится, особенно если Вы привыкли спать до обеда. В новый режим дня следует вливаться постепенно. К примеру, если Вы привыкли вставать в 10:00, то, поставив будильник на 5:00, Вы вряд ли проснётесь, а если и сделаете это, то весь день будете ходить разбитым, уставшим и совершенно не выспавшимся. Вместо этого мы рекомендуем начать просыпаться каждый день на 5-10 минут раньше обычного. Да, возможно в таком случае быстро у Вас не получится научиться рано вставать, зато приобретённая привычка будет полезной, и Вы действительно сможете сами рано просыпаться без будильника. Такое терпение нужно не только для привыкания, но и для принятия организмом новых условий жизни.

  4. Создайте идеальные условия для подъёма. Порой нам многое мешает (или лучше сказать, не способствует раннему бодрствованию). Во-первых, это температура в квартире, она не должна быть слишком высокой (жара будет раздражать), но и не слишком низкой, иначе вылезти из-под тёплого одеяла Вам просто не захочется. В зимнее время, постарайтесь иметь тёплые вещи рядом с кроватью, чтобы быстро в них укутаться, после пробуждения. Во-вторых, на кухне должен быть всегда в наличии любимый чай или кофе, вместе с вкусным (приготовленным заранее) завтраком. В-третьих, подготовьте всё необходимое для работы или для тех занятий, которыми Вы займётесь. То есть составьте план задач на утро и на день в целом (заранее вечером), приготовьте нужные документы на столе, а также одежду, которую оденете. Если будете заниматься спортом, то и для этого потребуется приготовить необходимый инвентарь, одежду и план физических упражнений.

  5. Раньше ложитесь и проводите день активно. Всё просто, чтобы проснуться раньше – нужно уснуть раньше, однако заставить себя рано ложиться спать – также очень сложно, ведь, как правило, именно в это время мы находим для себя тысячу интересных занятий, от которых не можем оторваться, хоть они могут и не нести в себе никакой ценности. Исправить ситуацию довольно просто, в течение дня Вы должны работать не только головой, но ещё и физически уставать: делать упражнения, чаще ходить и не лениться выполнять задания, требующие от Вас физических усилий. В таком случае, в конце дня Вы будете просто-напросто уставшими, и Вам будет хотеться исключительно спать.

  6. Секрет в будильнике. Можно поступать проще – просто каждый день ставить будильники на то время, в которое Вам нужно просыпаться. Однако если будильник будет стоять непосредственно возле кровати, Вы его будете с легкостью выключать и продолжать досматривать свои сновидения. Исправить ситуацию можно довольно просто – расположив будильник в таком месте, в котором Вам было бы сложно его выключить быстро. К примеру, на шкафу в дальнем углу, под кроватью или в прикроватном столике, закрыв его на ключ (а ключ попросить спрятать кого-нибудь из «домашних»). В общем, суть этого способа заключается в том, что каждое утро Вас будет будить будильник, который сложно выключить сразу же, а пока Вы до него достанете – то успеете проснуться.

  7. Попросите кого-то Вам позвонить. Если Ваш будильник не обладает достаточно убедительным сигналом, то вместо него Вы можете использовать возможности мобильного телефона. Попросите кого-нибудь из родных Вас разбудить по телефону, причём не просто позвонить, а именно позвонить и поговорить с вами. Телефонный разговор довольно быстро приводит в чувства сонного человека, особенно если его постоянно о чём-либо спрашивают и просят рассказать что-либо. В Интернете даже разрабатывали подобный сервис, на котором можно было оставить свой номер телефона и дату/время, в которое Вам нужно, чтобы Вас разбудили. Если Вы учитесь просыпаться вместе с друзьями, то старайтесь вместе созваниваться и общаться по телефон в утренние часы, тем самым не давая друг другу уснуть, а вообще совместные усилия помогут Вам быстрее влиться в новый режим дня.

  8. Попросите близких – разбудить Вас. Если Вы живете не в одиночестве, то просите Ваших близких регулярно будить Вас. Причём не просто говорить фразу: «Вставай, соня!», а именно садиться рядом и начинать с Вами разговаривать, эффект примерно такой же, как и по телефону, однако здесь больше проблема в том, что согласится ли кто-то из родственников, с которыми Вы проживаете, так рано вставать, да ещё и общаться с Вами.

  9. Радикальный способ пробуждения. «Компьютерные гении» придумали оригинальный способ будить молодое поколение – они устанавливают на компьютер программу, которая в определенный момент запускает компьютер и начинает полностью форматировать весь жёсткий диск. Отключить форматирование можно лишь при помощи ввода ряда данных, в непрерывном режиме. Задумка метода в том, что практически каждый владелец ПК, имеет на жёстком диске ряд важных файлов, которые ни в коем случае нельзя терять, поэтому хочешь – не хочешь, но встать с кровати придётся, а ввод данных окончательно отгонит сон.

  10. Не кушайте перед сном! Употребление пищи перед сном сулит беспокойную ночь, в которую Вы вряд ли выспитесь, а под утро будете чувствовать себя «разбитым» и уставшим. Если у Вас безвыходная ситуация, то постарайтесь скушать лишь лёгкую пищу (фрукты или овощи), но никак не мясные изделия, сладости или жирные блюда.

  11. Спите днём! В первые месяца регулярного раннего пробуждения, Вы будете чувствовать себя весь день немного неуютно и вечно будет клонить в сон, чтобы избежать этого, постарайтесь днём выделять хотя бы один час на дневной сон. Он взбодрит, и вечер Вы проведёте в хорошем настроении, а также будете полны сил.

  12. Создайте утренний ритуал. К примеру, Вы встаёте, идёте в ванную, умываетесь, выпиваете, стакан холодной воды и становитесь под душ. Если будете эти шаги выполнять ежедневно, то со временем выработаете в себе привычку, и даже если ещё плохо проснулись – Вы на автомате будете идти в ванную, на кухню, а потом в душ, который и станет окончательной точкой пробуждения. Настоятельно не рекомендуем долго залёживаться в кровати, пытаясь себя заставить встать. Ничего у Вас не получится, да и вообще это опасно, ведь если Вы, таким образом, проснётесь на важное мероприятие, а потом случайно уснёте (пытаясь проснуться), в итоге велика вероятность того, что Вы уснёте.

  13. «Кнут и пряник». Придумайте для себя систему штрафов и поощрений, к примеру, за невыполнение режима штрафуйте себя на деньги (отдавая их в детский дом), либо на работу (отправляясь к бабушке на дачу копать огород). Если Вы наоборот следуете режиму, то обязательно «шикуйте» – больше отдыхайте, покупайте себе желаемые вещи или больше общайтесь с друзьями.

  14. Не берите в руки планшет перед сном и не смотрите телевизор. Большая проблема современных людей в том, что они перед сном – читают новости в Интернете, смотрят фильмы, сериалы или телевизионные программы. Всё перечисленное заставляет мозг активно перерабатывать полученную информацию, то есть впоследствии он не может успокоиться и уснуть. Если Вы не можете засыпать в тишине или темноте – попробуйте почитать книги, но опять же, это не должны быть остросюжетные романы, выберите что-то более спокойное. Читать лучше всего именно книги, а не планшет или электронную книгу, так как экраны также будут излучать свет, который, в свою очередь, раздражает сетчатку глаза. Можно ещё поставить релаксирующую музыку, чтобы она играла тихо и где-то на фоне, однако обязательно её отключите, когда почувствуете что засыпаете, иначе проснетесь утром, а голова будет, будто чугунная от ночного шума.

  15. Используйте народные методы для засыпания. Чтобы раньше уснуть и раньше проснуться, народные знахари советуют пить перед сном тёплое молоко, а также съедать несколько столовых ложек мёда. Мы бы ещё посоветовали принимать контрастный душ, однако последним этапом поливания должна быть тёплая струя воды. Душ поможет Вам снять эмоциональное напряжение, и Вы ещё лучше заснёте. На ночь не рекомендуем пить чай или кофе, а вот утром это вполне приемлемо, если только не имеете проблем (заболеваний) с ЖКТ (желудочно-кишечным трактом).

  16. Просыпайтесь в одно и то же время! Вводя новый режим – помните, что теперь Вы должны будете выбрать конкретный диапазон времени, в который будете регулярно вставать. Если же Вы будете постоянно «прыгать» в часах (просыпаться то в 5:00, то в 7:00, то в 9:00), в конечном итоге так и не приучите себя рано вставать по утрам.

А во сколько Вы просыпаетесь утром?!

Викторина

« Знаешь ли ты историю»

Разработчик: Шабакова Л.З.

2017

Викторина

Викторина проводится в рамках предметной недели гуманитарного цикла.

Цели и задачи:

Обобщить и систематизировать знания обучающихся по истории, повысить интерес учащихся к истории;

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей обучающихся;

Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям и достижениям других стран, формирование чувства ответственности за свою учебную деятельность и деятельность команды.

Преподаватель. В нашей игре участвуют две команды. Команды приглашаем на сцену.

Представление команд(название команды).

Правила игры. Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ команды получают по 2 балла. Жюри оценивает ответы команд.

1 тур- разминка

1. Первый президент СССР, инициатор перестройки, лауреат Нобелевской премии мира (М. Горбачев).

2. Первый в мире летчик-космонавт (Ю.Гагарин).

3. Конструктор первых советских косми­ческих кораблей (С. Королёв).

4.Выдающийся полководец, Маршал Советского Союза, под его руководством бы­ли разработаны и проведены многие успеш­ные операции в ходе Великой Отечествен­ной войны (Г. Жуков)

6. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
7. При каком российском правителе случилось Пугачевское восстание? (При Екатерине II)

8. Какой титул присвоил себе Иван Грозный в 1547г.? (Царь).

9. В греческой мифологии: герой, совершивший 12 подвигов
(Геракл)
10. В старину у запорожцев длинный клок волос, оставленный на бритом темени
(Чуб, оселедец)

2-тур.Блиц -турнир

1. Как назывался первый русский свод законов? (Русская правда).

2. Когда была отмена крепостного права в России? (В 1861г.).

3 Кто командовал русским войском в битве на Чудском озере? (Александр Невский).

4. С кем сражалось войско Дмитрия Донского на Куликовом поле? (С татаро-монголами).

5. В царствование какого царя была опричнина? (При Иване Грозном).

6. С воцарением какого правителя закончилось Смутное время? (Михаила Романова).

7. Кто был первопроходцем Сибири и покорителем сибирских народов при Иване Грозном? (Ермак).

8. Почему выступление декабристов в 1825г. называется восстанием декабристов? (Произошло в декабре).

9. Как назывался период частой смены власти в России, после смерти Петра I? (Эпоха дворцовых переворотов).

10. Кто основал северную столицу России Петербург? (Петр I).

11. С кем воевала Россия в Отечественную войну 1812г.? (Франция, Наполеон).

12. Кто из царей одержал победу над шведами в Полтавской битве? (Петр I).

13. В каком году было принято христианство на Руси? (988г)

14. Кто был последним русским царем в истории России? (Николай II).

15. Как называется война советского народа с немецко-фашистскими захватчиками? (В.О.В.).

16. Какое судьбоносное событие произошло в августе 1991г.? (Распад СССР).

3 тур. Фильмы о войне

Командам необходимо вспомнить названия художественных фильмов о войне.

4 тур. Загадки истории

1. При Петре I в Санкт-Петербурге был построен завод по производству "зелья". Улица, на которой он стоял, сейчас называется Большая Зеленина. Заводы, подобные этому, назывались мельницами. Датский посол Юль по поводу русского зелья отмечал: "Вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготавливали в таком количестве и где бы по качеству и силе это могло бы сравниться со здешним." Смертность на этих заводах была выше, чем на других. Что производили на этих заводах?

Ответ : Порох.

2. На этой пышной свадьбе можно было увидеть сразу трех русских царей. Жених уже царствовал, а вот двум свидетелям жениха царствование только предстояло, причем одному через 18 лет, а другому через 26 лет. Назовите всех троих царей.

Ответ: Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский.

3. По одной из версий, русское название этого народа произошло от того, что для его представителей были характерны жесткие волосы светло-желтого цвета. Назовите этот народ.

Ответ: Половцы.

4. В России нижние полицейские чины делились на три группы по масштабу их деятельности. Первые две группы были городовые и околоточные, которых отменили после февраля 1917 г. А каким был третий, самый младший полицейский чин?

Ответ: Дворники.

5. Американцы называют русских, как правило, Иванами. Мы называем немцев Фрицами и Гансами, французы называют их Михелями. А как древние славяне называли варягов, которые не понимали ни слова по-русски?

Ответ: Олухи (от Олафы).

6. 27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?

Ответ: О снятии блокады Ленинграда.

9. Самый первый документ о В.И. Ленине (Ульянове) был подписан священником Василием Умовым и дьяконом Вл. Знаменским. О чем этот документ?

Ответ: О его рождении.

10. Всем известно выражение "тютелька в тютельку", то есть очень и очень точно. А что же такое "тютелька"?

Ответ: Древнерусская мера веса драгоценных камней.

5-тур.Творческое задание «Письмо в будущее»

Это было домашнее задание. Командам предложили написать письмо в будущее. Каким вы молодое поколение представляете Россию в будущем.

Капитаны команд читают письмо в будущее.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Вопросы для зрителей.

1.Как в Древней Руси называли Балтийское море? (Варяжское море.)

2.Что на Руси называли ломаными числами? (Дроби.)

3.Какую науку на Руси называли «любомудрие»? (Философия.)

4.Толмач или басмач был на Руси переводчиком во время беседы и переговоров? (Толмач.)

5.Как прежде на Руси называли письменную жалобу или письменный донос? (Ябеда.)

6.Кого на Руси звали представщиками? (Актёров.)

7.Как в старину называли театральную маску? (Личина.)

8.Как на Руси называлась библиотека? (Книговник.)

9.Переведите на современный язык старинное русское слово жребоигрие? (Лотерея.)

10.Кого в старину называли «офенями»: торговцев или женихов? (Торговцев, в разнос продающих галантерейные товары, книжки, лубочные картинки.)

11.Что означает старое русское слово жилобой? (Пульс.)

12.Как наши предки лет 100-200 назад назвали бы чернокожего человека? (Арап.)

13.Раньше на Руси люди ходили в ошейниках. Так ли это? (Да, ошейниками назывались галстуки.)

14.Как мы называем ту часть тела, которую раньше называли «выя»? (Шея.)

15.Кто на Руси говорил подлинную правду, а кто выкладывал всю подноготную? (Те, кого пытали кнутами-длинниками, говорили подлинную правду, а кому загоняли под ногти иголки – подноготную.)

16.В зажиточном русском доме было по нескольку самоваров. Для чего служили «обычный» и «праздничный» вполне понятно. А вот для чего предназначался «бельевой»? (Кипятить воду для стирки белья.)

Задачи:

  • актуализировать приобретенные знания, умения и навыки по курсу “Введение в историю”;
  • прививать интерес к науке – истории, к прошлому своего народа, Родины;
  • формировать чувство уважения к историческому прошлому России и ее народов.

Подготовкой к викторине является решение организационных вопросов: дети сами определяют, кто в какой команде будет выступать, выбирают капитана команды.

“Домашней заготовкой” является задание творческого характера, связанное с программой курса “Введение в историю”: придумать название своей команде как самостоятельному государству со своей государственной символикой (герб, девиз команды-государства); начертить карту своего “государства”, отразив на ней особенности природных условий, дав названия географическим и историческим объектам, используя условные знаки.

На урок приглашаются родители учащихся, из числа которых выбирается жюри.

Оформлением класса становятся плакаты-карты трех команд, украшенные гербами и девизами. На доску выносится название викторины “Знаешь ли ты историю?”.Команды размещаются за специально приготовленными столами, на которых лежат чистые листы бумаги и ручки. Все задания ребята получают по ходу викторины. За отдельным столом располагается жюри. Сбоку от жюри ставится стол, за которым будут выполнять задание капитаны (блицтурнир).

Результаты конкурсов оцениваются по 5-балльной системе. Время на выполнение заданий не превышает трех минут, кроме выполнения домашнего задания – представления команд-государств, отгадывания кроссвордов и блицтурнира капитанов.

Ход урока-викторины

1. Вступительное слово учителя:

– Сегодня мы проводим игру-викторину “Знаешь ли ты историю?”. Мы с вами не только изучали, какие бывают исторические науки и как они помогают узнать прошлое человечества, но и много читали исторических рассказов, в том числе книгу Н. Головина “Моя первая русская история”, ходили на экскурсии, связанные с историей нашей страны, города, науки и техники. Ваши знания помогут вам успешно выполнить задания викторины. У нас в классе сегодня присутствуют гости – ваши родители, которые по достоинству оценят не только ваши познания в истории, но и ваше умение работать в единой сплоченной команде, умение быть внимательными и чуткими друг к другу.

Желаю всем командам удачи!

2. Представление жюри и ознакомление с условиями викторины.

3. Интеллектуальная разминка (беседа). Звучит музыкальный отрывок из оперы М. Глинки “Иван Сусанин” “Славься”.

– Кто из вас знает, из какого музыкального произведения этот отрывок, кто его написал? Как называется эта торжественная песня?
– К кому обращены слова: “Славься!”? (К России, ее народу, героически защищавшему родину от польских захватчиков.)
– Как вы думаете, почему именно эту музыку хотели сделать гимном России?
– Приведите примеры мужества и героизма народов России в защите Отечества.
– Для чего надо знать историю?
– Читая исторические рассказы, узнавая прошлое нашей страны, какие чувства вы испытывали?
– Александр Сергеевич Пушкин написал: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно!” И сегодня мы с вами еще раз вспомним героическое прошлое нашего народа.

4. Представление команд (“домашнее задание”).

Один из членов команды рассказывает о своем вымышленном государстве, расшифровывая легенду карты, объясняя символику герба и девиз своей команды-государства, раскрывает особенности занятий населения и законы, по которым живут и работают свободные граждане этого государства. Жюри учитывает полноту ответа и богатство фантазии ребят.

5. Конкурс капитанов. Блицтурнир.

Учитывается скорость и правильность выполнения заданий. Каждый капитан получает тест на отдельном листе, выполняет его за отдельным от команды столом.

Вопросы блицтурнира.

1. Как переводится с греческого слово “история”:
а) раскапывать, б) расследовать, в) рассказывать

2. Кто сказал о героизме русских воинов слова: “Здесь я увидел, что русские непобедимы”:
а) хан Мамай, б) Наполеон, в) Карл XII

3. Какой город назван “городом русской славы”:
а) Киев, б) Рязань, в) Севастополь

4. Как называется наука, изучающая историю родов:
а) геральдика, б) генеалогия, в) геометрия

5. Как называется многочисленный коллектив родственников:
а) племя, б) дружина, в) род

6. В каком году началась Великая Отечественная война:
а) 1941, б) 1812, в) 1939

7. Кому принадлежат слова “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”:
а) М.И. Кутузову, б) В.Г. Клочкову, в) Наполеону

8. Герб Москвы – это изображение:
а) медведя, б) льва, в) всадника, поражающего копьем змея

9. Как называется принудительная обязанность побежденного народа платить дань государству-захватчику:
а) оккупация, б) рабство, в) иго

10. Как звали славянских просветителей, создателей славянской письменности:
а) Кирилл и Мефодий, б) Борис и Глеб, в) Петр и Павел

6. Командный конкурс. Отгадывание исторического кроссворда.

Конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов. На его проведение дается время в ходе выполнения задания одной из команд, но не больше 10 минут. Учитываются время, полнота и правильность решения кроссворда.

По горизонтали:

1. Материал, на котором писали в старину (пергамент) .
2. Наука, изучающая историю общества по остаткам древних предметов, открываемых на раскопках (археология) .
3. Наука, изучающая историю родов (генеалогия) .
4. “Второй день рожденья” (именины) .
5. Первый российский император (Пётр) .
6. Ящик для хранения вещей, ценностей, заменявший в старину шкаф (сундук).
7. Самый большой период летоисчисления (эра) .

По вертикали:

8. Наука, изучающая гербы.
9. Запись исторических событий по годам, принятая на Руси.
10. Историческая наука, изучающая старинные монеты.

7. Конкурс “Кто правил на Руси?”.

Вступительное слово учителя:

– Кто такой правитель? Замените это слово другим, сходным по значению. (Князь, государь, царь…)
– Вспомните, за что восхваляли летописцы русских князей. (За то, что те оберегали Русь от вражеских набегов, сохраняли мир.)
– Каждый правитель имел свое прозвище, данное ему народом за его дела.

Команды должны в течение одной минуты на карточке линиями соединить имена русских князей с их прозвищами. (Все прозвища даны в начальной форме).

“Кто правил на Руси?”

7. Конкурс эрудитов – общекомандный.

Проводится в форме беседы, за каждый правильный ответ команда получает по одному очку.

– Кто сказал эти слова, по какому поводу?

8. Общекомандный конкурс “Продолжи цепочку”. Установить взаимосвязь и продолжить цепочку.

Время выполнения 1 минута.

9. Конкурс эрудитов “След в истории”.

Можно провести (как общекомандный) в форме беседы, а можно для разнообразия в форме индивидуального опроса, выбрав по одному представителю от каждой команды.

– Не все имена остаются в народной памяти, сохраняются историей. Как вы думаете, что должен сделать человек, чтобы его имя, дела остались в истории страны, человечества?

“След в истории”

а) Первым открыл путь человечеству в космос, свой полет сопроводил шутливым: “Поехали!”. (Ю.А. Гагарин.)

б) Ученик А.В. Суворова, талантливый полководец, в одном из боев был ранен в голову и ослеп на один глаз, в преклонном возрасте принял командование русской армией ради спасения России, одержал победу над Наполеоном. (М.И. Кутузов.)

в) Возглавили народное ополчение, отразившее польскую интервенцию и освободившее Москву от поляков; первый скульптурный памятник в Москве, установленный на Красной площади в честь защитников Отечества, изображает этих героев. (К. Минин, Д. Пожарский.)

г) Пешком пришел в Москву из Архангельска, движимый желанием учиться, талантливый ученый, сделал много открытий в разных областях науки и искусстве, создал первый российский университет – Московский государственный, носящий его имя. (М.В. Ломоносов.)

10. Подведение итогов викторины по истории.

Выступление жюри.

11. Заключительное слово учителя:

– Вы показали хорошие знания по истории нашей страны, но вам предстоит еще так много узнать об истории как о науке и о прошлом не только нашей страны, но и всего человечества. Древние говорили, что история – учительница жизни. Как вы понимаете эти слова?
– Учите историю, и тогда перед вами откроется не только прошлое, но и станет понятным настоящее, вы сможете предвидеть будущее развитие человеческого общества.

Историческая викторина.

«Знаешь ли ты историю?»

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Повторить пройденный материал, умение работать в группах и самостоятельно.

Участники: студенты. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1 . «Разминка»

« Покажи знания!»

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).
  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).
  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).
  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).
  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).
  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).
  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).
  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).
  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).
  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

«Удиви знаниями»

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4 . «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

Святой

Темный

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.