МБДОУ детский сад № 21 «Дюймовочка»

г. Сафоново Смоленской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Заучивание стихотворения П. Воронько

«Есть в лесу под ёлкой хата»

Старший дошкольный возраст

Образовательные области «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы»

Воспитатель:

Петрова Н.П.

2012 г.

Заучивание стихотворения П. Воронько

«Есть в лесу под ёлкой хата»
Цели.

1. Разучивание стихотворения с использованием иллюстраций

2. Обучение правильной дикции и интонации при чтении стихотворения.

3. Работа со словами сложной слоговой структуры.

Оборудование.

Серия иллюстраций по содержанию слихотворения.

Фишки, шапочки медведей, платок.
Ход деятельности.

I . Загадка о медведе
Косолапый, неуклюжий.

Любит мёд, не любит стужу.

До весны привык храпеть

Что за зверь такой?

(Медведь)

1. Как называется у медведей мама?

2.Кто детёныши у медведицы?

3. Если он один? Кто он?
II . Чтение стихотворения
О том, как живут медвежата зимой в своей берлоге, украинский поэт Воронько написал стихотворение. На русском языке его сочинила Зоя Александрова.

Послушайте стихотворение: «Есть в лесу под ёлкой хата»


Есть в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый просит:

«Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Мёду, рыбки из пруда».


«Баю-баю, надо спать –

Напевает сыну мать –

Ты уснёшь, и сон придёт –

Всё в корзине принесёт!»

Эмоциональная пауза.
III . Игра «Кто был внимательным?»
1. У медведицы один медвежонок или несколько?

2. Где уснули медвежата?

3. Кто не хочет спать?

4. Кто такой меньшой?

5. Как его ласково называют в стихотворении?
Словарная работа. Отхлопывание и произнесение хором слова «капризуля», «косолапый».
6. Покажи, (один ребёнок) как ходит мишка?

7. Что же хочет маленький мишка?

8. Как вы понимаете слово «состряпай»? (Приготовь еду).

9. Какая у медвежат мама?

10. Что она поёт меньшому?

11. Вам понравилось стихотворение? Почему?

13. Услышали ли вы слова медвежонка? Как он просил? (Жалобно).

14. Какая речь у медведицы? (Напевная).

Объяснение: Это стихотворение надо читать вначале обыкновенным спокойным голосом. В конце фразы голос понижается. Потом надо сделать паузу. Затем, как упрашивает Мишутка, немного капризничая, чтобы мама его пожалела больше других.

А заканчиваем размеренным, убаюкивающим голосом медведицы. Медведица в стихотворении говорит ласково, как ваша мама или воспитательница, когда укладывает деток спать.
Зарядка. 1. Наклоны головы влево – вправо.

2. Повороты головы.

3. Покажите походку медведя.
IV . Второе чтение стихотворение
(Все подошли к мальберту и слушают стоя)
Демонстрация картинок. Ребёнок фишками отмечает четверостишие.

Картинки-иллюстрации открывать постепенно.

V . Заучивание
1. Произносим обычным голосом, говорим о том, что есть в первом куплете.

2. Второй куплет – интонация просьбы. Давайте попробуем сказать за

капризулю.

а) Пропевание: а –а – а;

баю – баю – бай. С имитацией действий.

3. Третий куплет произносим протяжно, убедительно, ласково слова

медведицы.

4. Проговаривание детьми про себя, с опорой на иллюстрации. (Головки

держат руками).

5. Повторение хором по куплетам. (Надеть шапочки, платочки)

6. Инсценирование (чтение по ролям). Следить за своим голосом!

(В это время запись инсценировки на магнитофоне).

7. Прослушивание записи в исполнении детей.

VI . Итог
- Вы прочитали выразительно, красиво.

Когда мишка проснётся, вы ему ещё раз расскажите старательно это стихотворение.
Сюрприз. Мама медведица прислала вам настоящий бочонок мёда.
Распределить роли поможет игра «Жмурки»

1. Дети встают в круг. Ребёнок с завязанными глазами крутится, протягивает руку, кого заденет, то будет автором.

2. Он говорит: «Ой, задели по спине, значит быть ведущим мне».

3. Этот же ребёнок завязывает глаза и таким же образом выбирает медвежонка, приговаривая вместе со всеми:

«Не обидно никому:

Медвежонком быть ему».
Затем медведицу:

«Покружусь и встану прямо –

Быть тебе медвежьей мамой».

Валентина Гордобина
Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата» в старшей логопедической группе

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных. Уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-) .

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, речевого слуха, чувства ритма, координации речи с движением, тонкой моторики, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели.

Прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Просмотр мультфильмов по теме, беседы о диких животных, посещение зоопарка, разучивание пальчиковой гимнастики «Зайка серенький сидит» , физминутки «Как – то раз лесной порой.» , чтение художественной литературы.

Материал.

Малосюжетные картинки, текст стихотворения , таблицы для рисования строк стихотворения .

1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадки :

Есть у меня работники ,

Во всем помочь охотники.

Целый десяток

Верных ребяток! (Пальцы)

У двух матерей

По пяти сыновей

И всем одно имя. (Рука и пальцы) .

А чем могут помочь вам ваши руки? Что они умеют делать?

(дети называют слова- действия, что могут руки) .

Много дел позволяют вам выполнить ваши руки, они ваши постоянные и верные помощники. Ваши руки делают многое : и обнять, и поднять упавшего друга, дать корм голодным птицам и зверям красиво накрыть стол и еще очень многое. Они творят чудеса.

Создание проблемной ситуации. Знаете ли вы, ребята, что руки помогают заучивать стихи . Как мое высказывание можно проверить? (ответы детей)

Давайте проверим опытным путем :

Если мы сегодня выучим стихотворение с помощью рук , то мое высказывание верно.

Сообщение темы.

Я вам прочитаю стихотворение украинского поэта П . Воронько

«Есть в лесу под елкой хата » . Слушайте внимательно (выразительное чтение) .

Есть в лесу под елкой хата ,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать,

Капризуля - косолапый просит :

«Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда,

Меду, рыбки из пруда»

«Баю – баю надо спать»

Напевает сыну мать

«Сон придет и все в корзине принесет»

Объяснение новых слов.

Хата , состряпай.

Физминутка «Как – то раз лесной порой.»

Игра «Чудесные превращения»

При повторном чтении стихотворения дети самостоятельно придумывают выразительные движения руками к каждой строчке стихотворения . Покажите :

Где находится хата ?

Как спят медвежата?

Как капризничал меньшой?

Что просил капризуля косолапый?

Что ответила мама? Как?

Кто принесет корзину?

Игра «Наоборот»

Ребенок показывает руками движения, а дети читают стихи .

А потом наоборот, дети показывают руками движения, а ребенок читает стихотворение .

Воспитатель читает стихи тихо , а дети громко.

(ответы детей) .

Вывод. Наши руки помогают нам запоминать стихи .

Ребята, давайте сыграем в игру «Можно и нельзя»

Педагог «Я буду говорить, чему могут научиться наши руки, а вы хлопайте, если это действительно нужно. Будьте внимательны!»

Нужно научиться :

Пришивать пуговицы;

Разбрасывать мусор;

Плавать;

Рвать книги;

Застилать постель;

Бить посуду;

Рисовать;

Обижать животных;

Кормить птиц;

Драться;

Гладить друга;

Думать прежде, чем что-то сделать!

Учить стихи !

В таблицах, я вас попрошу нарисовать стихотворение , чтобы помочь родителям его выучить.

Богданова Ирина
Экология. Проект «Дуб дождя и ветра вовсе не боится»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 города Светогорска»

ПРОЕКТ

ТЕМА : Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов через экологическое воспитание

«Дуб .»

КПК : Современные технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка- дошкольника.

Выполнил : Богданова Ирина Васильевна

Девиз проекта .

Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.

Выше, выше деревце над землей расти.

Пусть с любовью вырастит деревца росток.

Паспорт проекта

Тема : «Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Тип проекта : проектно - исследовательский .

Вид проекта : творческо - исследовательский.

Участники проекта : дети 6лет, воспитатель, родители.

По продолжительности : краткосрочный

Предмет исследования : деревья на нашем участке.

Актуальность :

Экологическое образование дошкольников – формирование у дошкольников экологического сознания , экологической культуры , способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Проблема :

1. Деревьяокружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных

2. Дерево- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревьяиграют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку , в которой они обитают.

4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных» , легче представить его другом.

Цель проекта :

Исследовательская деятельность по изучению жизни дуба, деревьев во взаимосвязи с его экосистемой.

Формировать у дошкольников представления о жизни дуба, деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед.

Задачи :

Обучающие :

Формировать у детей представление о деревьях, дубе;

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие :

Развивать умственные операции сравнения и обобщения;

Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные :

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты :

Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

Формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

Основные формы реализации проекта :

Визуальные наблюдения, опыты, эксперименты, индивидуальная исследовательская деятельность. Цикл бесед, цикл целевых прогулок, природоохранные акции, создание видеорепортажей и фотоальбомов, сочинение рассказов и сказок, продуктивная деятельность, развлечения.

План действий :

1. Постановка цели;

2. Поиск формы реализации проекта ;

3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5. Определение направлений поисковой практической деятельности;

6. Организация совместной творческой поисковой практической деятельности с родителями и детьми;

7 .Коллективная реализация проекта , его демонстрация.

Этапы проекта :

1. Подготовительный :

Цель : формирование экологической грамотности ребенка .

Задачи :

1) Развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие) .

2) Охрана и укрепление здоровья детей.

3) Воспитание любви к природе родного края.

Методы исследования : наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование, аппликация, ручной труд, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи.

2. Исследовательский :

Поиск ответов на поставленные вопросы. Работа с детьми : беседа о деревьях.

Цель : заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о дубе, их отношение к нему.

Вопросы :

1. Чем дерево дуба отличается от других деревьев?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего детского сада? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Почему считают, что дуб самый могучий и сильный?

10. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?

3. Заключительный :

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

интеграция образовательных областей

Коммуникация

Свободное общение

Познание

Рассказ воспитателя

- Рассматривание : фото, репродукций, иллюстраций

Исследовательская деятельность :

Обследование и рассматривание листьев; коры, ствол, кроны

-определять форму : круглые, овальные, резные;

-окраску : оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость) ;

Величину – использовать в определении более точные градации : мелкие, крупные, средние листья;

-поверхность листа : гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Загадывание загадок

Рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-личностное развитие

Социализация

- Экскурсии : по участку детского сада и в парк

Наблюдения

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Подборка материалов для изготовления гербария, конструирования

Подборка классической и народной музыки, хороводные танцы

Физическое развитие

Подвижные игры, физкультминутки

Здоровье

Свободное общение «Могут ли деревья лечить?» , «О пользе деревьев и кустарников»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Наблюдения за деревьями, их обследование

Беседа : «Деревья нашего двора» ;

Аппликация способом отрыва : «Деревья» ;

Психогимнастика : «Дуб» ;

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников;

Дидактические игры : «Назови дерево» , «Парные картинки» , «Какого дерева не стало» ;

Рисование : «У Лукоморья дуб зелёный» ;

Подвижные игры : «Беги к тому дереву, которое назову» ;

Гербарий : «Деревья на территории детского сада» ; Коллекция семян и плодов;

Коллажи «Строение дуба» , «Как дуб связан с животными» , «Кто дружит с дубом» ;

Рассказы «Моё любимое дерево» ;

Алгоритм посадки жёлудей и лист наблюдений за ростом дубочков;

Видеоматериал «От жёлудя до дуба» ;

Росток дубочка, помещённый в сосуд для наблюдения за ростом корневой системы;

Выращенные дубки для посадки весной на территории детского сада;

Макет дерева дуба;

Экологические знаки «Нельзя ломать ветки деревьев» , «Осторожно! Молодые саженцы!»

Знакомство с литературными произведениями : В. Зотов из книги «Лесная мозаика» : «Берёза» , «Дуб» ; «Деревья - украшение нашей планеты» .

Работа с родителями :

Консультации : «Прогулки в природу» , «Зеленый мир за окном»

Участие в совместном экологическом празднике ;

Изготовление книжки – малышки : «Экологические сказки »

Изготовление макета дерева дуба

Оформление фотовыставки «Зеленый дуб»

Заключительный этап :

Изготовление альбома «Береги лес» .

Физкультурно-экологический праздник .

Развлечение «У Лукоморья»

Фотовыставка «Лесная сказка»

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.