Дарья Салтыкова родилась в семье столбового дворянина Николая Автономовича Иванова от брака его с Анной Ивановной Давыдовой. Её дед, Автоном Иванов, был крупным деятелем времён царевны Софьи и Петра I. Вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии Конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова (ум. около 1755), дядю будущего светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова. У них родилось два сына, Фёдор и Николай, которые были записаны на службу в гвардейские полки.
Городской дом Салтычихи в Москве находился на углу улиц Большая Лубянка и Кузнецкий Мост, то есть на месте, где позже были построены доходный дом Торлецкого - Захарьина и здания, принадлежащие ныне ФСБ России. На берегу реки Пахры супруги Салтыковы владели большой усадьбой Красное. Усадьба же, где Салтычиха чаще всего совершала истязания и убийства, находилась на территории посёлка Мосрентген (Троицкий парк) рядом с МКАД в районе Тёплого стана.

Овдовев в возрасте двадцати шести лет, получила в своё полное владение около шестисот крестьян в поместьях, расположенных в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Следователь по делу вдовы Салтыковой, надворный советник Волков, основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой, составил список из 138 фамилий крепостных, судьбу которых предстояло выяснить. Согласно официальным записям 50 человек считались «умершими от болезней», 72 человека - «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков» в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек.

Следствие по делу Салтычихи длилось шесть лет, были исписаны десятки томов и опрошены сотни свидетелей, и все они рассказывали, что после смерти мужа новая хозяйка поместья словно с цепи сорвалась. Никто не мог и подумать, что некогда робкая и набожная 26-летняя женщина станет самым жестоким образом не только издеваться над своими крепостными, но и зверски расправляться с каждым, кто совершит хоть малейшую ошибку в ведении домашнего хозяйства.
Основными поводами для наказания были недобросовестность в мытье полов или стирке. Истязания начинались с того, что она наносила провинившейся крестьянке удары попавшимся под руку предметом (чаще всего это было полено). Салтычиха могла облить жертву кипятком или опалить ей волосы на голове. Также она использовала для истязаний горячие щипцы для завивки волос, которыми хватала жертву за уши. Жертв морили голодом и привязывали голыми на морозе. В ноябре 1759 г. в ходе растянувшейся почти на сутки пытки был убит молодой слуга Хрисанф Андреев, а в сентябре 1761 г. Салтыкова собственноручно забила мальчика Лукьяна Михеева.

В одном эпизоде досталось от Салтычихи и дворянину. Влюбившись в офицера Николая Андреевича Тютчева – деда великого русского поэта Фёдора Тютчева, жестокая и бездушная помещица на время успокоилась. Познакомились они случайно в лесу, когда барыня услышала выстрелы. Она была возмущена, что кто-то посмел хозяйничать в её владениях. Она решила жестоко расправиться со смельчаком и приказала привести его. Какого же было удивление Салтычихи, когда она увидела перед собой своего дальнего родственника и соседа. Несмотря на это, она приказала запереть его в подвале. Несколько дней держала его в плену, наведываясь в темницу, чтобы поиздеваться и унизить бравого секунд-майора. Николай Тютчев не выдержал наглого поведения помещицы и в приступе ярости нанес ей несколько ударов. Это возымело обратное действие. Салтычиха успокоилась и даже пригласила его в свои покои, где они стали любовниками. Их роман продолжался долго. Салтыкова не желала расставаться со своим любовником и думала о замужестве. Но такая женщина не могла быть достойной женой молодому дворянину Тютчеву. Он, похоже, уже был наслышан о зверствах любовницы и решил от неё избавиться, сбежав подальше от душегубки. Салтычиха почувствовала измену и велела подстеречь и посадить его в подвал. После нескольких ночей, проведённых в темнице, Николаю удалось сбежать от кровожадной и мстительной любовницы.
Спустя некоторое время, Николай Тютчев женился на Пелагее Панютиной – небогатой соседской помещице. Салтычиха узнала об этом и приказала поджечь дом бывшего возлюбленного. Тютчев с женой, узнав о коварных планах мстительницы, решили уехать из Москвы и поселиться в своём брянском имении. Дарья устроила засаду на дороге, решив поймать и убить неверного возлюбленного вместе с женой, но просчиталась. Молодые уехали другой дорогой.

В доме Салтычихи появился самый настоящий «конвейер смерти» - когда хозяйка выбивалась из сил, дальнейшее истязание жертвы поручалось особо приближённым слугам - «гайдукам». Конюху и дворовой девке поручалась процедура избавления от трупа. Основными жертвами Салтычихи становились прислуживавшие ей девушки, но иногда расправа учинялась и над мужчинами. Большинство жертв после зверского избиения хозяйкой в доме попросту засекали до смерти на конюшне. При этом Салтычиха лично присутствовала при расправе, наслаждаясь происходящим. Многие почему-то полагают, что эти зверские расправы помещица чинила в преклонном возрасте. На самом деле бесчинствовала Дарья Салтыкова в возрасте от 27 до 32 лет - даже для того времени она была достаточно молодой женщиной.
От природы Дарья была очень сильной - когда началось расследование, у погибших от её руки женщин следователи практически не находили волос на голове. Оказалось, Салтычиха их попросту вырывала голыми руками. Чем дальше, тем более изобретательными становились убийства, совершаемые помещицей. Девушек привязывали голыми к столбу на морозе, морили голодом, обваривали кипятком.
Убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха сожгла ей свечой волосы на голове. Когда женщину умертвили, подельники барыни выставили гроб с телом на мороз, а на труп положили живого грудного ребёнка убитой. Младенец замёрз насмерть. Крестьянку Петрову в ноябре месяце загнали палкой в пруд и продержали стоя в воде по горло несколько часов, пока несчастная не скончалась. Среди жертв помещицы было несколько девушек, собиравшихся скоро выйти замуж, беременные женщины, две девочки в возрасте 12 лет. Лишь единицы замученных Дарьей Салтыковой были отпеты в церкви и похоронены на сельском кладбище, как того требуют христианские обычаи. Тела же остальных пропали бесследно. А в хозяйственных книгах было указано, что «один сбежал, трое отправлены в наши вологодские и костромские поместья, а еще около десятка проданы по 10 рублей за душу». Впрочем, в ходе расследования не удалось отыскать ни одного человека из этого списка.

Жалоб на жестокую помещицу всегда шло много и при Елизавете Петровне, и при Петре III, но Салтычиха принадлежала к известному дворянскому роду, поэтому все дела о жестокостях оказывались решенными в её пользу. Кроме того, она не скупилась на подарки властям. Доносчиков наказывали кнутом и ссылали в Сибирь.

Весной 1762 года крепостные Савелий Мартынов и Ермолай Ильин совершили побег, задавшись целью добраться до Петербурга и передать жалобу на свою хозяйку самой императрице. Не страшили мужиков ни полицейские облавы, ни возможный поход по этапу в Сибирь. Савелию так и вовсе терять было нечего. После того, как Салтыкова хладнокровно убила трех его жен подряд, крестьянин потерял надежду на спокойную и счастливую семейную жизнь.
Может, произошло чудо расчудесное или небеса услышали молитву доведенных до крайней степени отчаяния крепостных, но только «письменное рукоприкладство» – так именовалось письмо к Екатерине II – все-таки попало в руки императрицы. Государыню не смутил ни дворянский титул обвиняемой, ни ее многочисленные покровители, и уже через несколько дней после прочтения жалобы было возбуждено уголовное дело против Салтыковой Дарьи Николаевны, которую обвиняли в многочисленных убийствах и жестоком обращении со своими крепостными.

Эта страшная женщина находилась в тесном родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Толстыми, Строгановыми, вращалась в высших кругах общества, имела самые влиятельные связи, но при этом была абсолютно безграмотна и не умела даже писать. Доподлинно известно, что троицкая помещица была очень религиозна. Она несколько раз совершала паломничества к христианским святыням и никогда не жалела средств на пожертвования. Но жестокая Салтычиха была полной противоположностью той Дарье Николаевне, которую с почетом и уважением принимали в лучших домах Москвы и Санкт-Петербурга.

Все московские чиновники опасались браться за столь сомнительное дело, в котором крепостные шли против своей барыни, да еще столь влиятельной и титулованной. В конце концов папка оказалась на столе у следователя Степана Волкова. Он, человек безродный и не светский, отличался беспристрастностью и упорством, и с помощью князя Дмитрия Цицианова смог успешно довести дело до конца.
Сколько препятствий ни чинила Салтыкова следствию, но выйти сухой из воды ей так и не удалось. Каждая новая улика влекла за собой целую цепочку преступлений. Выяснилось, что задолго до того, как крепостные передали жалобу Екатерине II, в архивах московских инстанций спокойно себе пылились более 20 таких же жалоб, написанных ранее. Но ни одной из них власти не дали ход. А повальные обыски в имениях Салтыковой и изъятые счетные книги указывали на то, что чиновники этих ведомств получили от Дарьи Николаевны богатые подарки или некую финансовую помощь. Может, поэтому сама помещица, на протяжении всего следствия, была не только уверена в благополучном освобождении, но и продолжала всяческими способами запугивать своих крепостных.

На второй год следствия Салтыкову взяли под караул. Только тогда запуганные крестьяне стали неохотно рассказывать обо всех ужасах, свидетелями которых им приходилось некогда быть. Были полностью доказаны 38 случаев смертей от рук помещицы: жертвами стали 36 женщин, девушек и девочек, и лишь двое молодых мужчин.
Были и двойные убийства, когда помещица избивала беременных женщин, пока у тех не случался выкидыш, а позже расправлялась и с самой матерью. 50 человек умерли от всяческих болезней и переломов, ставших результатами побоев. Конечно, оставались еще десятки бесследно исчезнувших крестьян, чьи тела не были найдены, а следы терялись, но имевшихся доказательств хватило для самого жестокого приговора.

При допросах применялась угроза пытки (разрешение на пытку получено не было), но она ни в чём не созналась. Малоэффективной оказалась и пытка известного разбойника в присутствии Салтычихи с извещением, что она будет следующая. Возможно, она была осведомлена о том, что пытки к ней применены не будут. Не сработали и уговоры раскаяться священника московской церкви Николая Чудотворца Дмитрия Васильева. Затем был произведён повальный обыск в московском доме Салтычихи и в Троицком, сопровождавшийся опросом сотен свидетелей. Были обнаружены бухгалтерские книги, содержавшие информацию о взятках чиновникам московской администрации, а опрошенные рассказали об убийствах, сообщили даты и имена жертв.
Взятки получили начальник полицеймейстерской канцелярии Молчанов, прокурор Сыскного приказа Хвощинский, присутствующие Сыскного приказа Вельяминов-Зернов и Михайловский, секретарь Тайной конторы Яров, актуариус Сыскного приказа Пафнутьев.

Весной 1765 года следствие в московской Юстиц-коллегии было формально окончено и направлено для дальнейшего рассмотрения в 6-й Департамент Правительствующего сената. По итогам следствия Волков пришёл к заключению, что Дарья Салтыкова «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти ещё 26 человек.
Судебное разбирательство длилось более трёх лет. В конце концов, судьи признали обвиняемую «виновной без снисхождения» в тридцати восьми доказанных убийствах и пытках дворовых людей. Однако, сенаторы не стали выносить конкретного приговора, переложив бремя принятия решения на царствующего монарха - Екатерину II.
В архивах уцелели четыре черновика-наброска по делу Салтыковой, собственноручно написанные императрицей. Регулярно в течение шести лет она получала отчеты с подробным описанием всех злодейств помещицы. В протоколах же допросов самой Салтыковой следователь Степан Волков вынужден был писать одно и то же: «Вины за собой не знает и оговаривать себя не будет».
Императрица поняла, что шансом на раскаянье помещица не воспользовалась, а за свою непоколебимость поблажек не получит. Надо было продемонстрировать, что зло остается злом, кто бы его ни творил, и закон в государстве для всех один. Приговор, составлением которого Екатерина II занималась лично, заменив при этом фамилию «Салтыкова» на эпитеты «бесчеловечная вдова», «урод рода человеческого», «душа совершенно богоотступная», вступил в силу 2 октября 1768 года.

Салтыкова Дарья Николаевна была приговорена: к лишению дворянского звания; к пожизненному запрету именоваться родом отца или мужа (запрещалось указывать своё дворянское происхождение и родственные связи с иными дворянскими фамилиями); к отбыванию в течение часа особого «поносительного зрелища», в ходе которого осуждённой надлежало простоять на эшафоте прикованной к столбу с надписью над головой «мучительница и душегубица»; к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения (свет дозволялся только во время приёма пищи, а разговор - только с начальником караула и женщиной-монахиней). Помимо этого, императрица своим указом от 2 октября 1768 года постановила вернуть двум сыновьям всё имущество матери, до той поры находившееся в опекунском управлении. Также указывалось предать наказанию ссылкой на каторжные работы сообщников Дарьи Салтыковой (священника села Троицкого Степана Петрова, одного из «гайдуков» и конюха помещицы).

Наказание осуждённой «Дарьи Николаевой дочери» было исполнено 17 октября 1768 года на Красной площади в Москве. В московском Ивановском женском монастыре, куда прибыла осуждённая после наказания на Красной площади, для неё была приготовлена особая камера, названная «покаянной». Высота отрытого в грунте помещения не превышала трёх аршин (то есть 2,1 метра), оно полностью находилось ниже поверхности земли, что исключало всякую возможность попадания внутрь дневного света. Узница содержалась в полной темноте, лишь на время приёма пищи ей передавался свечной огарок. Салтычихе не дозволялись прогулки, ей было запрещено получать и передавать корреспонденцию. По крупным церковным праздникам её выводили из тюрьмы и отводили к небольшому окошку в стене храма, через которое она могла прослушать литургию. Жёсткий режим содержания продлился 11 лет, после чего был ослаблен: осуждённая была переведена в каменную пристройку к храму с окном. Посетителям храма было дозволено смотреть в окно и даже разговаривать с узницей. По словам историка, «Салтыкова, когда бывало соберутся любопытные у окошечка за железною решёткой её застенка, ругалась, плевала и совала палку сквозь открытое в летнюю пору окошечко». После смерти заключённой её камера была приспособлена под ризницу. Провела в тюрьме тридцать три года и умерла 27 ноября 1801 года. Похоронена на кладбище Донского монастыря, где была похоронена вся её родня. Надгробье сохранилось. Дарья Салтыкова лишалась дворянского титула, материнских прав, а также всех земель и имущества. Приговор обжалованию не подлежал. Вторая часть приговора предусматривала гражданскую казнь. Накануне мероприятия по городу были расклеены афиши, а титулованным особам разосланы билеты на казнь их бывшей приятельницы. 17 ноября 1768 года, в 11 часов утра Салтычиху вывели на Лобное место Красной площади. Там она была привязана к столбу с табличкой «мучительница и душегубица» на глазах у большой толпы москвичей, которые съехались на площадь задолго до того, как туда привезли осужденную. Но даже часовое «поносительное зрелище» не заставило Салтыкову раскаяться. Затем ее отправили на вечное заключение в тюрьму Донского монастыря. Первые одиннадцать лет она была буквально заживо похоронена в вырытой в земле «яме покаянной» глубиной в два метра и заложенной сверху решеткой. Свет Дарья видела только дважды в день, когда монахиня приносила ей скудную еду и огарок свечи. В 1779 году Салтычиха была переведена в одиночную камеру, которая располагалась в монастырской пристройке. В новых апартаментах было небольшое окно, через которое осужденная могла смотреть на свет. Но чаще приходили смотреть на нее. Говорят, что Салтычиха плевала через решетку на визитеров и пыталась добраться до них палкой. Говорят также, что она родила ребенка от тюремщика. После 33 лет заключения Дарья Салтыкова умерла в стенах Донского монастыря и была похоронена на монастырском кладбище. Могила помещицы-убийцы существует и по сей день, вот только имя злодейки совсем стерлось, а вместо надгробной плиты остался большой каменный кол.

Бывшее имение Салтычихи Троицкое и деревня Тёплый Стан, в котором бесчинствовала «Людоедка», были проданы мужу её родной сестры, а затем их купил бывший возлюбленный Николай Тютчев, который вместе с женой занимался скупкой участков земель и крестьян.

Алексей I Комнин перед храмом.
Книжная миниатюра (фрагмент)

Алексей I Комнин - византийский император в 1081-1118 гг. Родился около 1048 г., умер 15 августа 1118 г. Происходил из провинциальной военной аристократии, опираясь на которую захватил власть. Преследовал богомилов, подавил многочисленные мятежи знати, отбил натиск норманнов во главе с Робертом Гвискаром , удачно воевал против турок и печенегов. С помощью крестоносцев вернул империи часть Малой Азии. В 1108 г. вынудил Боэмунда Тарентского, князя Антиохии , признать себя вассалом византийского императора. Алексей I считается основателем династии Комнинов, хотя фактически начало династии положил его дядя император Исаак I Комнин (1057-1059).

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 66.

+ + +

Алексей I Комнин (1057-1118) Племянник императора Исаака I (1057-1059), имеющий родственные связи по материнской линии с известной семьей Далассинов. Этот аристократ из Малой Азии женился на Ирине Дука, происходившей из последней царствующей семьи. Государственный переворот, осуществленный его родом, позволил Комнину войти в Константинополь 1 апреля 1081 года. В то время положение казалось почти безнадежным: турки занимали значительную часть Малой Азии, а норманны из Южной Италии высадились на Балканах. Алексею пришлось за очень высокую цену обеспечить помощь венецианского флота. Он сумел отбросить норманнов и без значительных затруднений провести крестоносцев в Малую Азию. При их помощи он возвратил себе почти треть Малой Азии, но не сумел заставить их отдать Антиохию. Унаследовав обесцененную валюту, он обновил денежную систему, положив в ее основу гиперпер. Он также составил законодательные акты, касающиеся духовенства.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 388-389.

Другие биографические материалы:

Удальцов З.В. Преследовал павликан и богомилов (Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961 ).

Дашков С.Б. Алексей из Комны (Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997 ).

Рыжов К. Византийский император (Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 ).

Буганов Р.Б. Основатель династии Комнинов (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015 ).

Далее читайте:

Анна Комнина (1083-1153), византийская принцесса, дочь Алексея Комнина, и писательница.

Иоанн II Комнин (1087-1143), Византийский император, сын Алексея.

Иоанн Комнин - [ отец Алексея ] младший брат императора Исаака I Комнина (1057- 1059), сын близкого к императору Василию II (960-1025) вельможи Мануила Эротика Комнина. Браком с представительницей знатного рода Далассинов, занимавших важные места в администрации итальянских фем, Иоанн укрепил положение своей семьи. Анна Далассина родила Иоанну пять сыновей - Мануила, Исаака, Алексея, Адриана и Никифора - и трех дочерей. Из них Алексей в 1081 г. стал императором в результате военного переворота. Дочери Иоанна вышли замуж за представителей знатнейших родов империи. (Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011 ).

Византия (краткая справка).

История древней Церкви

Антиеретическая деятельность императора Алексея I Комнина

Прежде чем говорить об антиеретической деятельности имп. Алексея I Комнина, сначала стоит несколько слов сказать о нем самом.

1. Личность имп. Алексея I Комнина

Родился он ок. 1057 г. Путем государственного переворота в начале апреля 1081 г. Алексей Комнин стал императором. На протяжении всего правления вел непрерывные войны и сложную дипломатическую игру с норманнами, сельджуками, печенегами и половцами. Для борьбы с сельджуками имп. Алексей обратился к папе Римскому с просьбой – помочь в борьбе с мусульманами. 26 ноября 1095 г. папа Урбан II на Клермонском соборе призвал христиан направиться на Ближний Восток и отвоевать Иерусалим. В начале 1118 г. здоровье императора сильно ухудшилось, и его отправили в Манганский дворец, под опеку его жены. Ночью 15 августа император Алексей I Комнин скончался.

2. Начало антиеретической деятельности. Ересь Иоанна Итала

В подавляющем числе византийских источников, особенно в «Алексиаде», император Алексей Комнин представлен строгим ревнителем благочестия, уделяющим много времени богословским проблемам. Уже в 1082 г., на следующий год после воцарения Алексея, состоялся суд над Иоанном Италом.

Тут стоит отметить, что большинство ересей этого времени было связано с деятельностью Иоанна Итала, а точнее с теми философскими тенденциями, которые он воспринял и развил в своих сочинениях. «Философское движение XI века подкапывалось под основной христианский догмат о воплощении Спасителя». Итал учил, что, ὁ Θεὸς λόγος φσει ἐθέωσε τὸ πρόσλημμα. Эта формулировка получила рецепцию у многих других авторов эпохи Алексея I Комнина. Исходя из этого, можем сделать вывод, что догмат об ипостасном соединении во Христе божественного и человеческого естества был «камнем преткновения и соблазна, который обратил внимание Церкви на современную философию»,о чем свидетельствует целый ряд отлучений, возглашенных против Иоанна Итала и лиц, которые имели с ним более или менее близкие отношения.Сюда стоит отнести и митрополита Халкидонского Льва, и митрополита Никейского Евстратия, и наконец монаха Нила, с которым были близки константинопольские армяне.

3. Борьба с павликианством

Название «павликиане» предположительно происходит от имени апостола Павла. Эта ересь зародилась в VII веке на Востоке Византии (в Западной Армении). Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург.

Павликиане придерживались дуалистической антропологии. В их представлении, человеческая природа состоит из двух сущностей: сотворенной демиургом телесной, состоящей из материи, и духовной, имеющей божественное происхождение. При этом зародыш божественной жизни содержится в каждом человеке, и каждый при благоприятных условиях способен в той или иной форме воспринять послание божественной правды. Демиург, «сотворив» человека путём соединения его духовной и телесной сущностей, пытался удержать первого человека в абсолютном рабстве. Отсюда – и повеление не есть от дерева познания добра и зла. Но Адам ослушался повеления демиурга, и его непослушание разорвало оковы рабства; таким образом он и его род достигли осознания своей высшей природы. Павликиане не считали грехопадение в Эдеме грехом, а наоборот, благом и необходимой предпосылкой для будущего искупления.

Каждая душа, согласно павликианам, содержит Божественное откровение, и благодаря этому способна противостоять влиянию демиурга.

Спаситель, согласно учению павликиан, пришёл на Землю в качестве небесного существа, и после выполнения Своей земной миссии возвратился в Своё небесное обиталище. Тело Спасителя напоминало обычное только внешним видом, на самом же деле состояло из некоего «тонкого» вещества, привнесенного из Высшего мира, что дало Ему возможность совершить чудеса, описанные в евангелиях. Исходя из этого, павликиане придавали распятию Христа символическое значение и не почитали Креста Господня. Также павликиане не почитали Богородицу, не признавали Таинства, отвергали церковную иерархию, осуждали почитание святых и икон, выступали за социальное равенство.

4. Борьба с богомильством

Богомилы названы по имени (или прозвищу) первого ересиарха – попа Богомила. Ересь возникла, по-видимому, среди сельского населения Болгарии в начале X в. Впервые упоминается в письме Патриарха Константинопольского Феофилакта (933 – 956) болгарскому царю Петру.

Учили богомилы о существовании двух начал в мире – Небесного Отца и Сатанаила. Первый причастен всему доброму, светлому, духовному и будет иметь власть только в будущей жизни, а второй причастен всему злому, темному, материальному и является творцом и правителем видимого мира . Небесный Отец, или Высочайший Бог, как его еще называли богомилы, создал огромную невидимую Вселенную до Седьмого Неба и основные стихии и управлял ими вместе со своим первородным сыном Сатанаилом. Последний, завидуя Отцу, решил стать независимым от Него и поставить трон на Седьмом Небе. Он привлек на свою сторону часть подчиненных ему ангелов. Бог узнал об этом и низверг их с Неба. Тогда он с помощью неотнятого божественного дара создал из хаоса видимые небо и землю с морями и океанами, небесные светила, растения и животных, а затем сотворил и человеческие тела (Адама и Еву), но не смог вдохнуть в них душу и был вынужден обратиться к Отцу с просьбой послать свое божественное дыхание для оживления их. Бог сжалился и оживил первых людей. Поэтому, по учению богомилов, тело человека – от злого творца, а душа – от доброго Бога. На протяжении всего периода Ветхого Завета людьми управляли именно силы Сатанаила. Небесный Отец произвел из Себя второго (младшего) Сына, Иисуса, или Слово, который явился в мир в эфирном теле, имевшем только вид человеческого. Иисус через три дня после своей призрачной смерти явился перед Сатанаилом во всем своем величии, отсек из его имени слог «ил», тем самым лишив его божественности. Затем Иисус вознесся на Небо и занял 2-е после Отца место. После этого Высочайший Бог произвел из Себя Святой Дух, который действует на души людей. Те, кто ощутил на себе действия Святого Духа, а это прежде всего богомилы, не умирают, а переселяются в царство Небесного Отца. Царство же Сатаны на Земле продлится до Второго пришествия, когда он и его служители будут отправлены в ад.

Мы сказали, во что верили богомилы, теперь поговорим о том, во что они не верили. Богомилы отвергали Ветхий Завет, не посещали храм, отрицали молитву, за исключением «Отче наш», не считали Деву Марию Богородицей, не почитали Креста Господня, не признавали Воскресение Христово, церковные Таинства, не почитали святые мощи, иконы, праздники. Богомилы считали, что между Богом и человеком не нужен посредник (духовенство). Не признавали решения Вселенских и Поместных Соборов и сочинения церковных авторов, отвергали светскую власть и царя, осуждали богатство.

В Константинополе проповедовал ересь богомильства некий монах Василий. Он имел двенадцать учеников или, как он их назвал, апостолов, которые ему помогали. Многие прельстились ересью богомильства за ее аскетичность.

В связи с этим император Алексей начал борьбу с богомилами . Чтобы Василий раскрыл свое учение, император вызывал его к себе во дворец под предлогом желания стать его учеником. Комната, в которой император принимал ересиарха, была разделена на две половины занавесом, за которым находился писец и записывал все, что говорил еретик. Таким образом, Василий был обличен в ереси, но он отказался принести покаяние, за что был приговорен к сожжению. До исполнения приговора император Алексей посадил Василия в темницу, откуда часто его призывал и предлагал отказать от своих заблуждений, но еретик был непреклонен.

Тогда Алексей Комнин вызвал к себе двенадцать апостолов Василия, чтобы узнать о их вере, но те полностью во всем были согласны со своим учителем. Все они также были приговорены к сожжению. Также были вызваны и другие единоверцы Василия, некоторые из них также упорствовали в ереси, другие отрицали все обвинения. Чтобы не осудить никакого истинного христианина как богомила, и, наоборот, чтобы никто из богомилов не смог притвориться православным, император придумал для этого следующую уловку.

Взойдя на свой трон, Алексей начал процесс против богомилов. Император приказал распалить два костра, а в центре одного из них вбить крест. Таким образом, непритворно придерживающиеся православной веры, должны были выбрать костёр с крестом, чтобы пострадать за свою веру, как подобает истинному христианину. «Ведь, – как сказал Алексей Комнин, – лучше самому умереть как христианину, чем, оставаясь жить, подвергнуться преследованиям как богомил и возмущать совесть многих людей» . Обвиняемые поделились на две группы, и как только пришло время им войти в огонь, император приказал остановить казнь. Отличив истинных христиан от богомилов, император освободил их, а еретиков приказал вновь поместить в темницу. Чтобы и далее не возмущать души людей, Василий был помещен в отдельную камеру. Остальные богомилы призывались к покаянию и наставлялись в истинной вере. Некоторые из еретиков покаялись и были освобождены, а упорствующие богомилы закончили свою жизнь в тюрьме.

Что касается Василия, то он был окончательно приговорен к сожжению. Ему также дали выбрать между простым костром и костром с крестом, но еретик умер не раскаявшись.

5. Борьба с армянской ересью

Теперь перейдем к следующей ереси, с которой боролся Алексей Комнин. Потребность возвращения к полемике с армянами восходит к нескольким событиям, одно из которых – Константинопольский Собор 1087 г. Необходимость Собора была вызвана деятельностью некоего монаха по имени Нил, который учил о ипостасном соединение во Христе двух природ в монофизитском духе. Как сообщает Анна Комнина: «Человек этот, ловко носивший маску добродетели, пришел – не знаю откуда – в столицу, где жил замкнуто, в неустанном изучении священных книг… Не имея наставника, который с самого начала раскрыл бы ему сокровенный смысл священного писания, он прилежно изучал сочинения святых отцов, но так как не был искушен в словесных науках, то извратил смысл писания» . Также Анна утверждает, что Нил не разбирался в богословской терминологии, потому не понимал, что такое «ипостасное соединение», и даже не понимал, что в отдельности собой представляют понятия «ипостась» и «соединение» .

Дело в том, что на тот момент в столице проживало большое количество армян. И Нил, найдя общий язык, видимо, с наиболее видными армянами Тиграном и Арсаком, начал открыто проповедовать, что «τῷ φύσει θεωθὴται τὸ πρόσλημμα» . Это вызвало соблазн в народе, многие стали внимать лжеучению Нила и армян.

Император Алексей, как великий религиозный деятель, вызвал Нила на аудиенцию, в ходе которой объяснял ему образ ипостасного соединения природ во Христе согласно святоотеческому учению. Но Нил остался тверд в своей ереси, потому император принимает решение созвать в Константинополе Собор епископов во главе с патриархом Николаем III Грамматиком. На Соборе Нил провозгласил свое учение, твердо отстаивая его и приводил аргументы в его пользу, за что был предан вечной анафеме. Также синод посчитал необходимым напомнить всем догмат об ипостасном соединении природ во Христе в свете святоотеческого учения Церкви . Так как армяне были возбуждены ересью Нила, но их лидеры Тигран и Арсак не были осуждены на Соборе, император написал к армянам послание, в котором изложил образ соединения природ во Христе, используя образ проникновения огня в железо. Подробнее это сочинение рассмотрим позже.

Но это не единственное событие, заставшее императора Алексея I Комнина возвратиться к полемике с армянами.

6. Армяне и другие еретики в Филиппополе

В 1114 г. император с войском отправляется в Филиппополь из-за войны с половцами . Так как здесь проживало множество еретиков различных направлений, император начал в свободное от военных дел время процесс по искоренению местных ересей: богомильства, павликианства, а также ереси армян, то есть монофизитской ереси . Для этого Алексей проводил публичные дискуссии, в которых также участвовали епископ Филиппополя, Никифор Вриений, и митрополит Никейский Евстратий. Сам император Алексей, при непосредственном участии Никифора, очень много времени уделял подобным беседам, в частности дискуссиям с павликианами . Как свидетельствует Анна Комнина: «Прения нередко продолжались с утренней зари до глубокой ночи, Алексей не прекращал беседы и часто оставался без пищи» .

Но основная роль в богословском диалоге с армянами была возложена на митрополита Евстратия. Его деятельность оказалась безрезультатной, так как он сам впал в заблуждение, за что был осужден на Константинопольском Соборе в 1117 г.

В связи с таким ходом дел, императору пришлось взять под личный контроль борьбу с ересями в Филиппополе. Если учесть тот факт, что богомилы и павликиане, как уже было сказано ранее, учили о двух враждующих началах: Небесном Отце и демиурге или Сатанаиле , становится очевидно, что они были ересями особо опасными для православного христианства, так как их учение в корне противоречило традиционной православной доктрине и при этом легко распространялось. Также богомилы и павликиане отвергали церковную иерархию и выступали за социальное равенство, от чего часто бунтовали, что, естественно, было опасно для Византийского государства. А так как в Филиппополе по различным причинам оказалось множество богомилов и павликиан, то Алексей Комнин всех упорствующих еретиков заключал в темницу и периодически вызывал на беседу, а если они и после этого не отказывались от своих заблуждений, то через какое-то время император прекращал свои беседы, и еретики проводили остаток дней в заточении, точно так же, как это было в Константинополе .

Всем же отказавшимся от заблуждений император покровительствовал и даровал титулы и земли.

7. Евфимий Зигабен и его «Догматика паноплия»

Еще одной заслугой имп. Алексея является написание православного сборника по описанию и опровержению существующих на тот момент ересей. По поручению императора Евфимий Зигабен написал сборник «Догматика паноплия».
Евфимий Зигабен (Ζιγαβηνός или Ζυγαδηνός, в рукописях встречаются Ζηγαβηνός, Ζιγαβινός, Ζυγαβηνός, Ζηγαμβρηνός) родился ок. 1050 г. в малоизвестной деревне Зигада (Ζύγαδα), или Зигадон (Ζύγαδον). Евфимий Зигабен (в миру Иоанн) был монахом расположенного в Константинополе моностыря Богородицы Перивлепты. Он получил хорошее образование. Учителем Евфимия был Иоанн Итал. По предположению А. Папавасилиу, Евфимий Зигабен знал древнееврейский язык и, возможно, арабский . При дворе имп. Алексея I Комнина он был в должности протасикрита . По свидетельству дочери имп. Алексея I Анны Комнины, Евфимий Зигабен был знаком с высшим духовенством. В 1110 г. он, как уже было упомянуто, выпускает в свет «Догматическую паноплию». Евфимий принимал деятельное участие в разоблачении еретических взглядов главы богомилов монаха Василия. После царствования имп. Алексея I Комнина данные о его жизни отсутствуют. Скончался ок. 1122 г.
Теперь рассмотрим главный труд Евфимия Зигабена. «Догматическая паноплия» состоит из 28 глав, которые составлены способом компиляции отдельных отрывков из святых отцов. Предварительная работа по отысканию соответствующих святоотеческих мест, как указано в прологе, была проведена разными лицами, и лишь объединение собранных отрывков было поручено Евфимию Зигабену, а также настоятелю монастыря на горе Ганос Иоанну Фурну. Первые семь глав посвящены изложению православного вероучения. С 8-й главы начинается опровержение различных еретических учений.

8. Выводы

Исходя из всего сказанного, можем сделать следующие выводы:

  • имп. Алексей Комнин был великим ревнителем и защитником православной веры;
  • принимал активное участие в борьбе с ересями своего времени;
  • писал богословские сочинения;
  • по его инициативе был написан сборник, описывающий и опровергающий существовавшие и существующие на тот момент ереси, под названием «Догматическая паноплия».

Григорян Арсен Артурович

Успенский Ф.И . Богословское и философское движение в Византии XI и XII веков // Журнал министерства Народного Просвещения. 1891. Ч. 277. С. 127.


Бог Слово природно обожил человеческое естество. [См. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. СПб., 1891. С.186.]

лексей происходил из богатого и знатного рода Комнинов. По отцу он доводился племянником императору , а через мать был связан с влиятельным семейством Далассинов. Детство и юность его пришлись на время кризиса и упадка империи: мятежи и перевороты следовали один за другим, враги со всех сторон теснили ромеев, нанося им сокрушительные поражения, так что у людей доблестных было много возможностей проявить и показать себя. По свидетельству всех историков, слава удачливого полководца пришла к Алексею удивительно рано. Еще не дождавшись совершеннолетия, он упросил мать отпустить его вместе со старшим братом на войну и показал такие примеры доблести, что скоро заставил говорить о себе всех.

Случилось так, что старший брат его, Исаак Комнин, назначенный в 1073 г. старшим стратигом в походе против турок, был разбит и попал в плен. Враги подступили к лагерю ромеев, но Алексей собрал вокруг себя оставшихся воинов и целый день успешно отбивался от них. Ночью солдаты бежали, бросив своего юного полководца. Алексей после этого с большим трудом и со многими приключениями добрался до столицы. Это был первый и единственный раз в его жизни, когда он участвовал в походе в качестве младшего стратига, находившегося в подчинении у старшего полководца. Скоро он вернулся и повел войну как стратиг-автократор.

Положение в Азии тогда было очень тяжелым. Турки овладели большей частью земель. В то же время поднял мятеж франк Русель, управлявший отрядом наемников; Император объявил Алексея стратопедархом и поручил ему в 1074 г. выступить против Руселя. Комнин отправился в поход, не получив от императора ни денег, ни военной поддержки, ни достаточно войска. Поэтому он долгое время избегал решительной битвы, изматывая врага стремительными набегами и засадами. Потом он вступил в переговоры с турецким эмиром Тутахом, уговорив его за большую сумму денег захватить Руселя. Турок исполнил его просьбу и передал ему мятежника. (Алексею стоило затем больших трудов собрать обещанные деньги.) Чтобы лишить франков всякой надежды на возвращение их полководца, он сделал вид, что ослепляет Руселя. После этого мятежники потеряли надежду на успех и сдали Комнину все свои крепости.

В 1077 г. престол захватил . Против него, собрав все македонские и фракийские войска, двинулся Никифор Вриенний. Вотаниат возвел Алексея в сан Доместика западных схож и поручил ему войну с мятежниками. Несмотря на высокое звание, у Алексея было очень мало своих войск: он имел отряд норманнских наемников и фалангу "бессмертных". Все надежды ему пришлось возложить на вспомогательные отряды турок. В начале 1078 г. две армии встретились у города Каловария во Фракии. Битва началась неудачно для Алексея: мятежники ударили на "бессмертных" и заставили их отступить. В то же время союзные Никифору печенеги обратили в бегство турок. Но победители не спешили преследовать императорские войска, и это позволило Алексею вырвать победу. Он вновь собрал своих солдат. Как раз в это время подошел еще один отряд турок, посланный Вотаниатом. Поднявшись на холм, турки увидели, что солдаты Вриенния наступают в полном беспорядке, нарушив строй. Один отряд турки оставили в засаде, а двумя другими напали на мятежников. После короткого боя они сделали вид, что отступают, заманили врага в засаду и таким образом одержали полную победу. Сам Вриенний попал в плен.

Едва Алексей успел сообщить в столицу о своем успехе, как получил приказ двинуться против другого мятежника - дуки Диррахия Никифора Василаки, который присоединил к себе все иллирийские и болгарские войска, занял Фессалонику и провозгласил себя императором. Сильно уступая врагу численностью своей армии, Алексей прибег к следующей хитрости: ночью он тихо вывел своих солдат из лагеря, оставив палатки и горящие костры. Мятежники ворвались в лагерь, рассыпались без всякого порядка и бросились его грабить. Тогда Комниy внезапно напал на них и легко одержал победу. Василаки попал в плен. Алексей возвратился в столицу и был возведен в сан севаста.

В 1079 г. в Азии поднял мятеж Никифор Мелиссин. В следующие годы из-за его измены турки овладели всеми азийскими, фригийскими и галатскими городами. Наконец, они заняли Никею и вышли к берегам Босфора.

В этих обстоятельствах, когда императорская власть ослабла, а самому существованию державы ромеев, казалось, приходит конец, братья Комнины решили совершить переворот. Причиной тому, по словам Анны Комнины, стали происки вольноотпущенников императора Борила и Германа, имевших при огромное влияние на государственные дела. Они видели, что расположение Вотаниата к Комнинам растет с каждым днем, и потому постоянно измышляли способы опорочить и погубить их. После долгих размышлений братья пришли к выводу, что опасность близка, и потому у них есть лишь одна надежда на спасение - восстание. Как раз в это время Алексею была поручена война против турок, захвативших Кизик. Воспользовавшись этим предлогом, он стал стягивать отовсюду войска. Когда же все было готово, Комнины в феврале 1081 г. бежали из столицы в фракийскую деревню Схизы, неподалеку от Афиры, и здесь расположились лагерем. Комнинов сразу же поддержали многие знатные роды и полководцы. Оставалось решить, кто из двух братьев получит верховную власть. Исаак был старше, но у Алексея оказалось намного больше сторонников. Имя его давало успех всему предприятию, поэтому Исаак сам одел на ногу брата пурпурную сандалию, и с одобрения всего войска Алексей был провозглашен императором.

Теперь предстояло захватить столицу. Это представлялось Комнинам нелегким делом. Поэтому Алексей решил лестью и обещаниями привлечь на свою сторону кого-нибудь из городской стражи и с их помощью захватить Константинополь. Он отправил человека к предводителю немецких наемников, и тот после долгих переговоров согласился пропустить мятежников внутрь укреплений. Ночью 1 апреля воины Комнина вступили в столицу через открытые немцами Харисийские ворота. Преданный со всех сторон Никифор сначала предлагал Алексею стать его соправителем, но потом должен был отречься от престола и отдать всю власть в руки нового императора.

Взяв на себя управление Ромейским государством, Алексей сразу окунулся в гущу дел. Он видел, что империя находится в состоянии агонии: восточные земли подверглись опустошительным набегам турок. Не лучше обстояли дела на западе, где вождь сицилийских норманнов герцог усиленно вооружался и готовился к переправе в Диррахий. Печенеги уже много лет хозяйничали на севере в придунайских землях. Предстояла целая череда тяжелых войн, между тем, когда император приступил к сбору войск, он нашел в столице не более трехсот солдат. А чтобы набрать наемников и вызвать союзников из других стран, в казне не было денег.

Алексей обратился прежде всего к восточным делам. Он объявил набор в армию, посадил на суда легковооруженных воинов и приказал им по ночам плавать вдоль азиатского берега, скрытно высаживаться в тех случаях, когда число турок ненамного превышает их собственное, нападать на них, а затем сразу возвращаться обратно. Воины делали это в течение нескольких дней, и варвары мало-помалу стали отступать из приморских областей в глубь страны. Узнав об этом, император приказал посланным им войскам захватить городки и поместья, которые раньше занимали турки, и из них нападать на турецкие отряды. Вскоре варвары отступили еще дальше, и ромейская конница уже смело преследовала врага, совершая днем и ночью набеги на их земли. Таким образом, положение варваров ухудшилось, а затухавшая было искра могущества Ромейской державы вновь стала разгораться. Комнин далеко отогнал турок не только от Боспора и приморских областей; он вытеснил их из Вифинии, из предместий Никомедии и вынудил султана настойчиво просить о мире. Алексей с радостью принял эти просьбы, ибо к нему со всех сторон поступали сообщения о неудержимом натиске Роберта. Вот почему весной 1081 г. он заключил с турками мир.

После этого в августе Алексей выступил против норманнов. Целиком сосредоточившись на военных делах, он поручил матери распоряжаться всем остальным. Он вообще чрезвычайно любил мать и ни в чем не отступал от ее воли. Так как силы его не составляли даже малой доли войск , Алексей призвал на помощь союзных турок. Он вызвал к себе также флот венецианцев, пообещав им деньги и торговые льготы. В октябре неподалеку от Диррахия произошло сражение. Поначалу успех был на стороне ромеев. Варяжский отряд Намбита стал теснить воинов и загнал их в море. Однако он двигался слишком быстро и далеко оторвался от остального строя. Жена Роберта Гаита остановила бегущих и вновь повела их в атаку. Варяги, утомленные преследованием, были перебиты. После этого Роберт бросил в бой тяжелую конницу. Ромеи не выдержали и обратились в бегство. В этом сражении пало много известных воинов и родственников императора. Сам Алексей был окружен врагами и пробился сквозь них с огромным трудом. В начале 1082 г. норманнам сдался Диррахий.

Необходимо было создавать новую армию. Алексей стал отовсюду созывать союзников, а матери и брату поручил достать денег. Последние, не найдя другого выхода, отправили для переплавки на императорский монетный двор все имевшиеся у них золотые и серебряные вещи. Так как этого оказалось недостаточно, Исаак забрал из храмов часть драгоценной церковной утвари и, несмотря на сильное сопротивление священников, велел ее тоже пустить в переплавку. Таким образом были собраны необходимые средства. Сам Алексей упорно занимался обучением новобранцев. Между тем Роберт был отвлечен войной в Италии. Он покинул Иллирию, оставив вместо себя сына Боэмунда. В мае 1082 г. Алексей потерпел от него поражение под Яниной, а осенью того же года был разбит в третий раз. Весной 1083 г. норманны захватили Эпир и осадили Лариссу.

Осенью Алексей с новым войском подошел на выручку осажденным. Зная по опыту как искусны в бою норманны, он решил на этот раз действовать хитростью. Части войск он приказал вступить в бой с врагами, а затем обратить тыл и сделать вид, что стремительно отступают. Сам он вместе с самыми доблестными воинами укрылся в засаде. На рассвете Боэмунд атаковал фаланги ромеев и начал упорно преследовать бегущих. Увидев, что тот удалился на значительное расстояние, император сел на коня, приказал то же самое сделать своим воинам и подъехал к лагерю норманнов. Войдя туда, он многих перебил и захватил большую добычу. Затем он отправил конницу в погоню за Боэмундом. Не вступая в рукопашную битву, искусные стрелки перебили стрелами рыцарских коней и таким образом нанесли их коннице большой урон. Боэмунду пришлось снять осаду с Лариссы, а Алексей победителем вернулся в Константинополь.

Осенью того же года ромеи подступили к взятой норманнами Кастории, стали упорно осаждать ее и вынудили норманнов просить свободного пропуска к морю. Многие графы перешли на службу к Алексею. Боэмунду ничего не оставалось как отплыть в Италию с известием о поражении. Осенью 1084 г. Роберт собрал флот и во второй раз высадился в Иллирии. Война развернулась на суше и на море. Сначала одержал победу вблизи острова Корфу над объединенным флотом ромеев и венецианцев, но потом неподалеку от Бутринто потерпел поражение. Летом 1085 г. он заболел лихорадкой и умер, а Алексей легко овладел Диррахием и победой завершил тяжелую войну.

Однако вражеские нашествия, по словам Анны Комнины, подобно морским волнам следовали одно за другим. Не успел Алексей отразить норманнов, как пришло известие о том, что множество печенегов перешли Дунай и разбили доместика Запада Бакуриани. Летом 1087 г. Алексей выступил против кочевников к Андрианополю, а оттуда направился к Силистрии. Неподалеку от этого города произошло решительное сражение, продолжавшееся с утра до вечера. К концу дня на выручку своим подоспело 36 000 печенегов. Ромеи, не имея сил сопротивляться столь многочисленному врагу, повернули назад. В невообразимой сумятице, когда одни бежали, а другие преследовали, варвары окружили императора, но он пробился сквозь их строй, поразив множество врагов. Печенеги, однако, не смогли воспользоваться своей победой: они подверглись нападению половцев и должны были просить у императора мира.

Мир был дан, но едва половцы ушли из их пределов, печенеги возобновили войну и взяли Филипполь. После первого поражения император избегал открытого боя, война приняла затяжной характер. Ромеи устраивали засады, нападали на врага при каждом удобном случае и не давали ему овладеть крепостями. Но под натиском кочевников военные действия постепенно переместилась из Болгарии к Андрианополю, а весной 1090 г. печенеги подступили к Хариополю. Одновременно возобновилась война с турками, овладевшими в это время многими прибрежными городами в Азии. Кольцо врагов сжималось вокруг столицы, и приходилось напрягать все силы для того, чтобы разорвать его. Вблизи Русия Алексей вступил в бой с печенегами, но те опять наголову разбили его войско. Алексей, не теряя присутствия духа, отступил, собрал разбежавшихся воинов, на другой день вновь вступил в битву и на этот раз одержал победу.

Но она лишь на короткое время задержала нашествие. Император отошел к Цурулу, печенеги шли за ним по пятам и осадили его в этой крепости. Не имея достаточно сил, чтобы в открытую сразиться с таким множеством варваров, он придумал следующую хитрость: забрав у жителей города их повозки, велел снять с них колеса и привязать те к зубцам стен. Ромеям он велел сначала начать бой, но потом расступиться и ложным отступлением завлечь печенегов к стенам. План его был с успехом выполнен, и как только враги приблизились к стенам, император велел рубить веревки и пускать на них колеса. Благодаря покатости местности колеса с силой врезались в неприятельский строй. Ромеи с обоих сторон напали на смешавшихся печенегов, опрокинули их и нанесли сильное поражение. Кочевники отступили к Булгарофигу, а Алексей с триумфом возвратился в столицу.

Но он не мог позволить себе ни минуты отдыха. Даже не вымывшись в бане и не стряхнув пыль войны, он стал собирать новобранцев и готовить их к обороне столиwы. Зимой 1091 г. печенеги подошли к Хировакхам. Алексей сам отправился в эту крепость и заперся там с небольшим гарнизоном. Заметив однажды, что большой отряд кочевников отправился на поиски провианта, он стал уговаривать воинов напасть на оставшихся. Сначала те отказывались, но император сумел их убедить. Ромеи сделали вылазку, одних перебили, других взяли в плен. Затем Алексей приказал своим солдатам переодеться в костюмы убитых врагов, поднять их знамена и стал поджидать тех, которые отправились в набег. Когда те возвратились и без страха приблизились к лагерю, ромеи вдруг ударили на них и многих перебили.

Однако никакие поражения не могли обуздать беспредельной дерзости захватчиков. Бесчисленное множество их рассеялось по всему Западу. То там, то здесь они занимали городки и грабили селения под самыми стенами столицы. Весной Алексей подступил к Эносу. Вскоре пришло известие о приближении огромной печенежской армии. Когда она подошла к городу, императора охватили отчаяние и страх - так велики были силы врагов и так незначительны по сравнению с ними силы ромеев. Но спустя четыре дня с другой стороны явились 40 000 половцев, во главе с ханами Боняком и Тугорканом. Алексей призвал к себе половецких ханов, преподнес им богатые дары и предложил вместе сразиться с печенегами. Те согласились, и 29 апреля 1091 г. состоялась решительная битва при Левунионе у стен Константинополя (точнее, возле города Энос у устья реки Марицы, ныне турецкая провинция Эдирне). По данному сигналу ромеи и половцы разом обрушились на вражеский строй и сошлись в рукопашной схватке. Началась жестокая резня. К вечеру большая часть печенегов, включая женщин и детей, была перебита. По словам Анны Комнины, случилось нечто необычайное: в один день был истреблен целый народ, в течение многих лет наводивший ужас на всех своих соседей. Множество врагов было взято в плен, но, поскольку их число намного превосходило численность ромеев, на последних напал сильный страх, и ночью большая часть пленников была убита. Сделано это было вопреки воле императора, и он потом сильно негодовал на своих солдат за эту жестокость.

С отражением печенежской угрозы Комнин стал править в более спокойной обстановке. Страна медленно выходила из кризиса. В последующие годы Алексей много сил и внимания отдал восстановлению городов, возрождению ремесел и укреплению армии. Поскольку старое фемное ополчение совершенно изжило себя, император сделал основной упор на отряды наемников, а также на ополчение прониаров (подобно рыцарям Западной Европы они получали земельные наделы на условиях военной службы). Таким образом он создал большое и боеспособное войско. В скором времени ему пришлось испытать его во многих сражениях.

В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать первые отряды рыцарей, участников крестового похода. Алексей принимал их и с каждого брал клятву верности. Он надеялся, что с помощью крестоносцев ему удастся отвоевать у турок азиатские владения империи. Вместе с тем огромное скопление рыцарей вблизи столицы заставляло его постоянно быть настороже. Несколько раз между ромеями и крестоносцами вспыхивали ожесточенные схватки. Но в конце концов Алексей благополучно переправил всех пришельцев на азиатский берег. В июне 1097 г. объединенная армия ромеев и крестоносцев взяла Никею. В соответствии с договором, город этот был передан Алексею. Затем также захвачены были Сарды, Смирна, Эфес, Филадельфия и весь южный берег Черного моря. Во все это время отношения с крестоносцами оставались неприязненными. Когда рыцари после взятия Антиохии были осаждены в ней турецким войском и, терпя большие лишения, молили императора о помощи, он не оказал им никакой поддержки.

В 1104 г. ромеи напали на Лаодику, занятую их старым врагом норманнским герцогом Боэмундом, сыном . Не имея возможности в Азии противостоять силам Алексея, Боэмунд отплыл в Италию, набрал там войска и в октябре 1107 г. высадился в Иллирии. Диррахий вновь был осажден норманнами. Весной сам Алексей прибыл в Иллирию, чтобы наблюдать за военными действиями. Теперь Боэмунду на себе пришлось испытать возросшую силу ромейского государства. Все его войско было осаждено в лагере и блокировано с моря флотом. Припасы и фураж доставлялись с большим трудом Испытав несколько поражений, герцог в сентябре 1108 г. вынужден был заключить с императором мир. Боэмунд признал вассалом императора себя самого и своего племянника Танкреда, владевшего Антиохией.

В последние годы Алексей много воевал с турками, безуспешно пытавшимися вернуть себе свою столицу. В 1113 г. ромеи во главе с императором одержали победу над вражеской армией неподалеку от Никеи. В 1116 г. Алексей разорил окрестности новой султанской столицы - Икония. На обратном пути турки без успеха атаковали на марше ромейское войско, но не добились никакого успеха. Султан должен был заключить мир. Через полтора года после этой последней победы Алексея постигла тяжелая болезнь сердца, от которой он и скончался.

Константин Рыжов: «Все монархи мира: Греция. Рим. Византия»

Алексе́й I Комни́н (греч. Αλέξιος Α" Κομνηνός) (ок. 1048 — 15 августа 1118) — византийский император в 1081—1118. Основатель династии Комнинов, племянник императора Исаака I Комнина.


При дворе императора


Продолжались дворцовые интриги в Византии. В 1077 византийский престол захватил Никифор III Вотаниат, но против него, собрав все македонские и фракийские войска, двинулся Никифор Вриенний.


Алексей пользовался при дворе императора большим уважением и доверием. Престарелый император возвел Алексея в сан доместика западных схол и поручил ему войну с мятежниками. Несмотря на высокое звание, у него было очень мало своих войск: он имел отряд норманнских наемников и фалангу «бессмертных». Все надежды приходилось возлагать на отряды турок.


В начале 1078 две армии встретились у города Каловария во Фракии. Битва началась неудачно для Алексея: войска мятежника разбили «бессмертных» и обратили в бегство турок. Однако, посчитав, что враг разбит, Никифор решил его не преследовать. Этот ход дал возможность Алексею победить. Он вновь собрал своих солдат. Как раз в это время подошли ещё турки-сельджуки, посланные Вотаниатом. Поднявшись на холм, турки увидели, что солдаты Вриенния наступают в полном беспорядке, нарушив строй. Один отряд турки оставили в засаде, а двумя другими напали на мятежников. После короткого боя они сделали вид, что отступают, заманили врага в засаду и таким образом одержали полную победу. Главарь мятежников был взят в плен.


Затем Алексей сразу же отправляется разбивать другого мятежника, дуки Диррахия Никифора Василаки, который заручился поддержкой иллирийских и болгарских войска, захватил Фессалонику и провозгласил себя императором. Армия у Алексея была малочислена и плохо обучена и не могла тягаться с двумя армиями врага. Поэтому он пошёл на хитрый тактический ход. Ночью он тихо вывел своих солдат из лагеря, оставив палатки и горящие костры. Враги ворвались в лагерь, беспорядочно рассыпались и начали его грабить. Тогда войска Комнина внезапно напали на них и легко одержали победу. Глава мятежников, Василаки попал в плен. Алексей Комнин возвратился в столицу и был возведен в сан севаста.


В 1079 в Азии был поднят большой мятеж во главе с Никифором Мелиссином. В следующие годы из-за его измены турки овладели всеми оставшимися у византийцев городами в Малой Азии (Фригия, Галатия). Наконец, они заняли Никею и вышли к берегам Босфора. Совсем рядом был Константинополь. Обстановка становилась критической.



Взятие власти


Императорская власть за годы смуты сильно ослабла, казалось, что скоро прийдёт конец империи. Чтобы хоть как-то стабилизировать положение и сохранить империю, братья Комнины решили совершить переворот с целью захватить престол.


Как раз в это время Алексею была поручена война против турок, захвативших очередной византийский город в Малой Азии, Кизик. Воспользовавшись этим предлогом, Алексей стал стягивать войска с каждого уголка страны.


Когда всё было готово, Комнины в феврале 1081 бежали из столицы в фракийскую деревню Схизы и расположили здесь свой лагерь. Комнинов сразу же поддержали многие знатные роды и полководцы. Оставалось решить, кто из двух братьев получит верховную власть. Исаак был старше, но у Алексея оказалось намного больше сторонников. Имя его давало успех всему предприятию, поэтому Исаак сам надел на ногу брата «пурпурную сандалию». С одобрения всего войска Алексей был провозглашен императором Византийской империи.


Теперь главной целью предстоялось захватить столицу. Алексею такое предприятие казалось сложным и достаточно сложно исполнимым, поэтому Алексей решил лестью и обещаниями привлечь на свою сторону кого-нибудь из городской стражи, а затем захватить (с их помощью) Константинополь. Он отправил человека к предводителю германских наёмников, и тот после долгих переговоров согласился пропустить мятежников внутрь укреплений. Ночью 1 апреля воины Комнина вступили в столицу через открытые немцами ворота. Никифор был повержен. Сначала он пытался всеми возможными путями сохранить власть: он предлагал Алексею стать его соправителем, но уговоры не были приняты. Никифор отрёкся от престола и отдал всю власть в руки нового императора.



Правление


Алексей вёл успешные войны в Малой Азии. Начиная с 1081 византийские войны производили высадки в Малой Азии и постепенно уничтожали и сильно повреждали турецкие отряды. Постепенно военная инициатива перешла в руки византийцев и им удалось освободить Вифинию, предместья Никомедии, многие приморские области. Султан запросил мира, Алексей принял эти просьбы, т.к. он уже давно ожидал рещающей схватки с норманнами. Весной 1081 он заключил с турками мир.


Другая существенная угроза империи — печенеги активизировались в 1091 году. Зимой они осадили город. Но с помощью половцев Алексею удалось разгромить печенегов наголову в решающей битве 29 апреля 1092 у Константинополя. Таким образом один из главнейших врагов империи был повержен.


В 1096 в Константинополь стали прибывать первые рыцари-крестоносцы. В июне 1097 Византии была возращена Никея. Затем крестоносцами и византийцами были захвачены крупные города на западе Малой Азии: Сарды, Смирна, Эфес, Филадельфия, а также весь южный берег Чёрного моря (Понт).


В последение годы жизни император вновь воевал с турками-сельджуками. в 1113 они даже осадили Никею, но были разбиты Алексеем.



Семья


Алексей был женат на Ирине Дука, дети:


  • Анна Комнина, вышла замуж за Никифора Вриенния

  • Мария Комнина (1085 - после 1136)

  • Иоанн II Комнин, византийский император в (1118—1143), жена - Пирошка Венгерская (св.Ирина) (1087 - 1134)

  • Андроник Комнин (ок. 1090 - 1130)

  • Исаак Комнин (1093—1152), отец Андроника I Комнина, императора Византии в 1183-1185 гг.

  • Евдокия Комнина

  • Теодора Комнина, жена Константина Ангела

  • Мануил I Комнин, византийский император в (1143—1180)

  • Зое Комнина.