• выполнить портрет сказочного героя;
  • создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут актуализировать свои знания и умения (анализировать, участвовать в творческом обмене мнениями).
  • 1) формировать эстетическое отношение к сказочным героям,

    2) учить отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев;

    3) развивать творческую активность;

    4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: рисование по представлению.

    Метод: объяснительно-иллюстративный.

    Приемы: педагогический показ, сравнение.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Материалы: бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти.

    Слайды:

    2. И.Я. Билибин “Баба Яга”

    3. И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”, “Всадник Ночь”

    4. В.М Васнецов “Аленушка”

    5. В.М Васнецов “Баба Яга”

    6. В.М Васнецов “Богатыри”

    7. В.М Васнецов “Сирин и Алконост”

    8. М. А. Врубель “Царевна Лебедь”

    9. М. А. Врубель “Пан”

    10. М. А. Врубель “Богатырь”

    11,12. Схемы

    I. Организационный момент

    II. Вводная беседа

    Откуда к нам пришла сказка? Почему многие столетия взрослые рассказывают детям сказки, а дети с упоением слушают? “Так ведь это же интересно – слушать сказки!” - ответят все не задумываясь. “Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок”, - вспомнят пушкинские строки те, кто начитан. Но в древние времена сказка входила еще и в магический обряд “посвящения во взрослые”. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в символический потусторонний мир – мир мертвых, учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки и благополучно возвращались обратно.

    Сегодня мы с вами ознакомимся с произведениями великих русских художников, которые изображали сказочных героев, иллюстрировали сказки. И сами попробуем изобразить сказочного героя.

    Для начала вспомним определение жанра “портрет”.

    ПОРТРЕТ - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна. Приступим к анализу произведений художников.

    И.Я. Билибин “Баба Яга”

    Взглянув на эту картину, скажите, как вы думаете, Баба Яга является добрым персонажем или нет? Правильно, Баба Яга, является отрицательным персонажем. Художник это показал устрашающим лицом, длинными костлявыми руками серого цвета. Развивающиеся тонкие волосы и наклон ступы создают движение, Баба Яга как бы нападает из темного леса с пестом в руках. Создается ощущение, что она летит на нас. Так же художник изобразил мухоморы, которые являются ядовитыми поганками и часто применяются в различных отравляющих зельях колдуньи.

    И.Я. Билибин “Всадник Утро”, “Всадник День”, “Всадник Ночь”.

    На страницах сказки “Василиса Прекрасная”, проиллюстрированной художником, превращения происходят на глазах читателя. В предрассветном лесу вдалеке появляется белый витязь – вестник Утра. Красный всадник на следующей странице скачет как бы прямо на зрителя – День разгорается. А на следующей странице читатель замирает от страха: прямо на него из глубины леса конь выносит черного всадника – наступает Ночь, таящая новые испытания и превращения.

    Слайд 4 “Аленушка”, картина, в которой Васнецов наиболее полно и проникновенно воплотил лирическую поэзию родного народа. “Аленушка, - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее”. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

    В картине В. М. Васнецова “Баба Яга” восходящий месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болтом несется в ступе ведьма. Кажется, мы слышим скрежет зубов Бабы Яги и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. Белое пятно рубашки Иванушки пронзительно светится. Он будто взывает о помощи. Неужели к его крика никто не услышит.

    В.М. Васнецов “Богатыри”

    Скажите, кто из витязей самый старший “по званию” и какими приемами художник это выделил? По жесту, по стати богатырской догадайтесь об их характерах. Кто спокоен, уверен? Кто суров, дальновиден? А кто удал, да лукав? Пусть подскажет верный ответ цвет коней ретивых. Один конь – что ветер в чистом поле, другой – что огонь, а третий – тяжел и могуч, как сыра земля?

    В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен “благости, великодушия и добродушия”. Богатырь справа, самый младший, “напуском смелый” - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он “душа-парень”, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

    Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.

    В.М. Васнецов “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали”

    Взгляните на эту картину. Определите, где изображена птица радости, а где – птица печали. Почему вы так решили? Что вам помогло? Какой колорит использует художник для изображения каждой птицы.

    М.А. Врубель “Царевна Лебедь”

    “Царевна-Лебедь” - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником. На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны Лебедь. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства.

    Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.

    Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

    В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.

    Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.

    Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом, словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.

    Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.
    Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...

    Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде.

    Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. В картине нет действия, жеста. Царит покой.

    Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

    Художник пленил нас магией своей волшебной музы.

    М.А. Врубель “Пан”

    Низкий, над самым горизонтом стоящий полумесяц с его неясными очертаниями, каким он действительно бывает только в летний период, прячась за кустами и случайно показываясь где-нибудь из-за большого пня или кочки – одно из “открытий” Врубеля.

    Только после появления “Пана” мы стали замечать в полумесяце его тяжелую рыхлую фактуру и то, что он не дает никакого света, тяготеет к земле, меланхолически стремясь скрыться за горизонт. В таких болотистых местах по вечерам человеком овладевает беспричинная тоска, и душу полнит приток той безысходной грусти, которая сквозит в выцветших старческих остекленевших глазах Пана… Он сидит, согнувшись, около кривой березки, и все тело его срослось с землей, слилось с влажным воздухом, и нет никакой возможности мыслить ни Пана отдельно от этих топких болотистых мест, ни слепого косматого полумесяца без козлоногого старого фавна.

    Фактура его сильного тела сливается в одно органическое целое с землей, травами, воздухом и водой. Здесь и изобразительно-поэтическое олицетворение образа эллинской мифологии и его необычайная русификация. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Мшистая фактура его тела приспособлена к влажным низинам, звуки его цевницы сливаются со скрипучим криком дергача и теми шорохами, что наполняют северный вечер.

    М.А. Врубель “Богатырь”

    Сказочный богатырь словно высечен из драгоценной горной породы или выложен из приглушенно поблескивающей мозаики. Он как будто “вырастает” у тебя на глазах и не умещается в рамках картины, “проламывая” ее вверху шлемом, - отсюда и необычный формат полотна. Мощный конь под богатырем также не вмещается в формат картины, что говорит о величии и силе.

    • Какой колорит художник использует в своей картине?
    • Какой характер
    • Богатыря передал художник?

    III. Формулировка задания практической работы

    Задание. Выполнить портрет сказочного героя. Но, прежде чем приступить к заданию, вспомним, как выполняется портрет.

    IV. Инструктаж

    Прорисовка частей лица

    Чтобы правильно нарисовать голову человека, необходимо знать её пропорции.

    Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части.

    Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

    Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

    Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

    Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

    Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм.

    Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

    Форма головы бывает разных типов.

    А теперь посмотрите, как зарисовать разное выражение лица человека.

    Выбор черт лица при изображении сказочного героя определяется характером героя, его литературным описанием. Так же необходимо учитывать характер героя, его положительность или отрицательность при выборе цветовой гаммы. Некоторые части лица могут быть нарочито увеличены, либо уменьшены.

    Я вам прочитаю описание сказочного персонажа, ваша задача, используя полученную информацию, изобразить героя.

    Леший

    Леший похож на человека, но внешность его описывают по-разному. По одним данным, волосы у лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.

    Также может явиться к человеку косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Если на лешем есть одежда, то она вывернута наизнанку, запахивается левой полой на правую, обувь перепутана, и сам он обязательно не подпоясан.

    По другим источникам это обычный старичок, маленький, сутулый, с белой бородой. Новгородцы уверяли, что этот старичок носит белую одежду и большую шляпу, а когда садится, закидывает левую ногу на правую.

    Согласно поверьям, внешний вид лешего зависел от местности: в лесу его рост сравним с высотой деревьев, в поле он не выше травы.

    Пристрастие к карточным играм и вину - характерная черта этого существа.

    Леший обитал в дремучих лесных чащах, зарослях камыша, дуплах старых деревьев. Среди всех лесных обитателей любимец хозяина леса - медведь. Леший делился с ним вином, а медведь охранял его покой.

    Леший - главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.

    V. Практическая работа

    Во время работы звучит музыка из сказок.

    VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

    Литература

    1. М.В. Казиева. Энциклопедия живописи для детей. Сказка в русской живописи. Москва, 2008.
    2. Википедия.
    3. http://kidsmoy.su

    И снова вопрос - «жалость унижает»?

    Если этот вопрос, постоянно задается, значит эта «фраза» не вызывает доверия у людей! Опросы на форумах чаще в пользу: «жалость НЕ унижает». Так может пришло время, наконец, вернуть слову «ЖАЛОСТЬ» его «ДОБРОЕ» значение, и истинное предназначение?! Кто? Когда? И за что? Обесценил и унизил это «слово»? Я искала первоисточник, но точного ответа, так и не нашла.

    Почему я решила написать эту статью? Только потому, что невыносимо смотреть на людей, которые живут в согласие со своей природой, они органичны и гармоничны! Они любят своих близких, жалеют их и сами принимают жалость. У них все отлично! Им повезло! Они не одиноки и они не боятся своего естественного проявления заботы друг о друге. Но....эта безумная стороняя фразочка «жалость унижает», которая врывается в их жизнь, не дает им покоя, мучает, вгоняет в сомнения, внося хаос в сердца и смятение в сознание.

    Они меня спрашивают: - Если я принимаю жалость, я что жалкий? Или! - А можно ли жалеть ребенка, не вырастит ли он жалким?

    Мне становится так больно! И невыносимо, что порой хочется встать на самую высокую вершину горы и крикнуть на весь мир:

    Люююююююдииии, не бойтесь слово - «жалость».

    читайте также:

    Обида на родителей За всю мою практику мне почти не попадалось людей, которые бы не обижались на своих родителей. Наверное, это одна из самых сложных тем нашего времени...

    Как перестать сожалеть? Механизм сожалений и вины Сожаления на самом деле очень полезны. Они нужны нам для того, чтобы переосмыслить прошлую ситуацию, сделать выводы. Но как перестать сожалеть, если вы застряли?

    Это «слово» кто-то, несправедливо опорочил и обесценил. Не бойтесь самих себя! И своих искренних чувств! Эта «фраза» - чудовищная ошибка и путаница в словарном лексиконе, либо вырванное из контекста словочетание. Унижать и оскорблять может не «жалость», а как раз «безжалостность» или сокрытое негативное чувство, выдаваемое под видом «жалости».

    Кто и когда написал это словосочетание: - «жалость (РАВНО) унижение»?Поставив знак равенство, и сделав это утверждением? Если уже и говорить об унижении, то хотя бы так: - «жалость (МОЖЕТ) унижать».

    Возможно и может, но если она будет не к месту, или не от действительно - близкого человека, который на самом деле не испытывает добрых чувств. Но это уже на самом деле и НЕ ЖАЛОСТЬ, это уже другое чувство, например «злорадство» или «притворство». Тогда при чем тут слово «жалость»?!? Унижает - видимость жалости получается, а не истинная «жалость».

    Заглядываем в словарь, что такое ЖАЛОСТЬ?

    Жалость:

    1. Сострадание, соболезнование
    2. Печаль, сожаление

    Абсолютно челочвечные, сердечные качества! Как они могут унижать?! А если кого-то чьи-то действия унижают, то эти действия, видимо, не проявление «истинной жалости». Это другие чувства. Надо наконец-то, обелить это слово, вернуть ему, его первозданное(!) значение. Кто и когда внес эту чудовищную путаницу, в «русскоязычное сознание»?

    Предполагаю, что эта «фраза», была вырвана из контекста, возможно автор писал, что жалость МОЖЕТ унижать, если предположим её проявляют неуместно или злоупотребляют ею... Так это итак понятно, и лекарство может «убивать», важна дозировка. Во всем должна быть мера! Тоже самое и с жалостью! Если это своевременное и естественное проявление участия - это «лекарство и спасение», при чрезмерной опеке - «яд»! Только и всего!

    И если этот вопрос, задается постоянно, значит в утверждении «жалость - унижает», есть нестыковка, иначе бы, никто не задумывался об этом. Когда и кому, пришло в голову, это выражение - сделать «утверждением»?

    Знаете? Что тревожит? Что это «убеждение» - переворачивает с «ног на голову» саму жизнь(!) - её природное проявление! Человек с рождения - растет в среде «жалеющих» его родителей, и родных. Роженицу жалеют - близкие, роженица - рожденного младенца, родители ребенка, ребенок родителей и этот взаимообмен - естественное проявление любви и сострадания!

    Когда ребенок упал, любящая мама зовет:- Иди я тебя пожалею... Когда хотят, чтобы ребенок рос добрым, ему говорят:- Пожалей сестру, маму, брата, бабушку, куклу, и так далее.

    Мир добра вокруг - воспринимается и соприкосается, именно с понятием «жалеть». И вот ты вырастаешь - и тебе вдруг на твою голову обрушивается это чудовищное убеждение что «жалость унижает»!

    Значит весь мир в котором ты рос - был враждебным монстром?!? Жалеющая мама, папа, сестра, брат, проявляя нежность и заботу - не любили, а унижали? Это утверждение - на самом деле «разрушение и уничтожение мира добра». Как обухом по голове! Получается, всё становление человечества с самого рождения - взращивается «унижением»? А ведь в старину говорили: - «жалеет, значит любит»! Когда же произошел этот сбой? Кто же поставит точку, в этой чудовищной путанице? Давая возможность, жить согласно - «естеству»? Внегласный закон жизни - создал мир таковым, что «жалея», мы проявляем любовь и сострадание, и это естественное проявление заботы друг о друге.

    Возможно кто-то, когда-то просто что-то перепутал? Подменив значение этого слова? Нельзя же заставлять людей - отказываться от самих себя? Дети рождаются на свет - они кричат, напуганы, и с первого мгновения попадают в «жалеющие» руки, любящей матери... Что ей движет взять плачущего ребенка на руки? ЛЮБОВЬ и ЖАЛОСТЬ. Так почему, вдруг такое естественное проявление чувств - обозвали «унижением»? Как проявление заботы - может унижать?!

    Унижает - равнодушие и безсердечие! Злорадство и грубость!
 А не жалость (когда она, действительно необходима)!

    И я, не хочу слышать о разделения понятий, мол «жалость» унижает, а вот «сострадание» - нет. Да бросьте вы! Это синонимы на самом деле! Хватит одно слово «обелять», а другое (синоним причем) «принижать». Мы же не говорим - «Малыш иди ко мне, я тебе посострадаю»?!

    Сострадание = жалость!

    К чему эта - «подмена-замена слов»? И целая вереница, искусственно созданных, якобы «доказательств» - что одно мол «лечит, другое калечит». Калечит - отсутствие «чувств жалости» в душах людских. Опасен «безжалостный человек», а не наоборот. Жалость - врожденное доброе чувство! Которое свойственно людям, и которое проявляют к близким и родным! И чем это плохо, уметь жалеть, и принимать ее от других? У каждого бывали тягостные и невыносимые жизненные ситуации, нам хотелось побыть маленькими и безжащитными, когда поддержка близких была просто необходимостью, и получив порцию «нежности» ты чувствовал прилив сил и желание вновь двигаться вперед! Жалость не опасна, если она дозирована и пропорциональна случившемуся. Если она от действительно близких людей и с любовью. Ею нежелательно злоупотреблять, это да! Но это уже немного другая и емкая тема...

    По опыту же скажу - бояться принимать «жалость» те, у которых очень маленький «кредит доверия к людям», они не верят в добрые проявления окружающих людей, поэтому и боятся «жалеющих», так как не доверяют миру, им кажется что «мир враждебен», что другие над ними, либо издеваются, либо смеются. Им «холодно» и «одиноко» среди людей, а жалость ими воспринимается - с опаской и с отторжением. Так может - это они "жалкие", как раз?!...

    ПС. Всем оппонентам:
 Да! Да! Все что вы скажите, уже сказали до вас! Все доводы, читала, слушала больше сорока лет! И что? Не убедили! Против мира природы не попрешь! Прописав «шаблон-убеждение», что «жалость унижает» и подведя под него, сомнительную «доказательную базу», нельзя запретить любящей матери бежать - к упавшему и плачущему ребенку и заставить её отказаться его жалеть. Нельзя вычеркнуть ВСЕХ ЛЮДЕЙ с добрым сердцем, в угоду, какой-то «бессмысленной фразочке», неизвестно откуда взявшейся и кем придуманной? Которая насильственно уничтожила - простое доброе слово и опорочила - людей с жалеющим сердцем...

    СКАЗКА о «ЖАЛОСТИ»

    Жило-было доброе слово «жалость»,
    Жило не тужило, всем служило...!
    Но откуда не возьмись,
    Появился «злобный монстр»,
    Кто он? Откуда? Нам не ведомо...
    Да только уничтожил он,
    Доброе имя «жалости»,
    Обозвав его действия - «жалкими»,
    А всех жалеющих - «жалящими»...

    И пошла жалость, скитаться по свету -
    Пытаясь вернуть своё доброе имя,
    Да только, как его вернуть?
    Если все боятся её теперь...
    Она пытается и приобнять и приласкать,
    А люди кто стесняются её, кто презирает,
    "Монстр" от своего не отступает,
    А пуще прежнего - грязные пасквили,
    О ней сочиняет и по миру распространяет...

    Отчаялась жалость, и в небо взмолилась
    Говорит, как же так люди?
    С древних времён, я с вами "жила"
    С детства с вами росла,
    За руку плачущих держала,
    Слезы - вытирала,
    Падающих - поднимала,
    Болеющих - целовала,
    Страждущих - обнимала,
    Проигравших - выручала,
    Умирающих - спасала,
    Всегда я вам - сопереживала!
    Спасите и вы меня!
    Погибаю я...

    С тех пор, не мало времени прошло,
    «Монстр», который жизнь «жалости» загубил,
    И сам давно пропал,
    Да никто его, на самом деле,
    И в глаза-то, не видал,
    Не видал, не помнил и не знал...
    А вот взял народ и её - предал!
    И смельчака, который осмелился бы,
    - «жалость» наконец спасти!
    Так и не нашлось😔

    Давайте спасём «ЖАЛОСТЬ» вместе!
    Реабилитируем её! Вернём слову «ЖАЛОСТЬ» - его доброе, истинное и человечное предназначение!

    Добра, любви и мира! 
Любите, жалейте и доверяйте друг другу! 
И не отказывайтесь от себя самих! 
Слушайте свое сердце!

    Жалость НЕ унижает! Это её унизили.

    © Иоланта Алексенко, 2018

    Где находится та грань, которая отделяет жалость, унижающую достоинство человека, мешающая ему развиваться и брать ответственность на себя, и позитивное сострадание, способное дать ему силы преодолеть трудности? Всегда ли нужно жалеть человека? И так ли уж безобидна жалость?

    – Жалко его, не могу бросить. Без меня сопьется совсем, пропадет…

    – Жаль будить ребенка по утрам. Пусть поспит. Детство быстро пройдет. Еще узнает, что такое хронический недосып.

    – Не могу ей отказать. Жаль ее – у нее было трудное детство. Придется жениться.

    Наверное, вы встречали таких людей, которые в отношениях с другими руководствуются чувством жалости. В обществе жалость в целом воспринимается позитивно, а люди, жалеющие других, считаются хорошими и добрыми. Никогда не пройдут мимо чужого горя, будут возиться со всяким, кто слабее, кто по каким-то причинам не может сам за себя постоять, находится в трудной ситуации.

    Однако где находится та грань, которая отделяет жалость, унижающую достоинство человека, мешающую ему развиваться и брать ответственность на себя, и позитивное сострадание, способное дать ему силы преодолеть трудности? Всегда ли нужно жалеть человека? И так ли уж безобидна жалость? Давайте ответим на эти вопросы с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

    Кто эти сострадательные люди?

    Сострадание, сочувствие, эмпатия – это способности людей, обладающих, согласно системно-векторной психологии, . У носителя этого вектора зрительный анализатор является самой чувствительной зоной.

    С древности обладательница самых зорких глаз имела свою видовую роль в человеческой стае. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей. Именно она испытывала первую человеческую эмоцию – страх смерти. Завидя среди однородных красок саванны притаившегося в кустах хищника, она сильно пугалась за свою жизнь, вскрикивала, выделяла феромоны страха и таким образом предупреждала всех остальных об опасности.

    Впоследствии по мере развития человека, развивались и его эмоции. Зрительник научился выносить свою корневую эмоцию страха за себя наружу, в страх за других, в сострадание ближнему. Сегодня его огромная эмоциональная амплитуда, отличающая его от других людей, располагается между полюсами «страх смерти – любовь». По-прежнему все зрительники рождаются со страхом смерти, который нужно до окончания пубертата успеть развить в сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь к людям – высшие эмоциональные проявления зрительного вектора.


    Незрелая эмоция проявляется как слепая жалость, когда человек проявляет свою потребность в чувствах эгоистично, для наполнения собственных нехваток, желая получить в себя, а не отдать, не обращая внимания на то, что жалостью своей унижает другого, не дает ему развиваться, усиливает его слабость и неспособность изменить свою жизнь. За такой жалостью скрывается не желание помочь другому, а необходимость наполнить свои эмоциональные пустоты, страх за себя, за свою жизнь, который не всегда осознается.

    Так, жена тянет на себе пьяницу-мужа, несостоявшегося в жизни. Содержит его, терпит от него побои, дает выпить, когда его «ломает». «Жалеет». А он тем временем деградирует дальше. Хотя в данной ситуации более правильно было бы понять, отчего у него появилось это пагубное пристрастие, и помочь ему реализоваться в жизни. Это была бы настоящая помощь.

    Как правило, в этом случае и сама жалостливая жена находится в не очень хороших состояниях зрительного вектора – в страхах, эмоциональных раскачках. Она боится остаться одна, боится разрыва пусть и уродливой, но устоявшейся эмоциональной связи. И конечно же, не задумывается, к каким последствиям может привести ее слепая жалость.

    Часто говорят: «Жалеет – значит любит». Это не так. Зрительная женщина, по природе нацеленная на создание эмоциональной связи и сострадание, не осознает свои врожденные бессознательные устремления и по той или иной причине не реализует их в должной мере. Для того чтобы создать эмоциональную связь с успешным состоявшимся человеком, нужно приложить усилия. А к пришибленному пьянице жалость возникает сама собой. Так женщина попадает в ловушку собственных чувств.

    Последствия слепой жалости

    Люди, которых по жизни ведет такая жалость, часто чувствуют себя использованными, обессиленными. Выхолащивая себя в подобных отношениях, они часто приходят к ощущению эмоциональной пустоты.

    При наличии в психическом еще и , одной из ценностей которого является благодарность, адекватная оценка их труда, такие люди теряют стимул для жизни. Ведь их «добрые» дела никогда не бывают оценены по достоинству.

    Так, анально-зрительная мама с ранних лет жалеет своего ребенка: выполняет за него все дела, которые он по возрасту уже вполне в состоянии делать сам. Всегда следит, чтобы он «не переутомился». Она делает это из лучших побуждений: из желания быть доброй, самой лучшей мамой на свете, а возможно, исходя из своего плохого опыта, который она пережила в детстве. Ведь прошлый опыт для человека с анальным вектором очень значим.


    Одно дело, если мама жалеет ребенка, когда он ушибся или болеет. В такой ситуации ему необходимы ее усиленное внимание и забота. Другое дело, когда она постоянно балует ребенка, потакает его лени из жалости. В этом случае она забывает о благе ребенка, ведь для того, чтобы его свойства развились, ему нужно приложить усилия. Иногда это не очень приятно, вызывает напряжение, но без этого из него не вырастет счастливый, реализованный человек.

    Отношения, построенные на жалости – однобокие, деструктивные, приносящие обеим сторонам значительный психологический ущерб. В отличие от подлинного сострадания, суть которого раскрывает нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.

    Сострадание, которое лечит

    Сострадание, прежде всего, должно быть направлено на тех, кому это действительно нужно – инвалидов, одиноких пожилых людей, детей, оставшихся без родителей. В обществе всегда есть социальные слои, которые объективно нуждаются в деятельном сострадании. Именно здесь человек со зрительным вектором может по-настоящему реализовать свою потребность в проявлении чувств наиболее созидательно. И в этом его высшая реализация.

    Да и в обычной жизни всегда найдется повод, чтобы почувствовать себя нужным. Поддержать того, кто оказался в сложной ситуации, посочувствовав ему, сказав доброе слово. Поплакать вместе с человеком, пережившим горе. Стать ему опорой на какое-то время, пока душевная боль перестанет быть такой острой. Просто быть рядом, чтобы человек не чувствовал себя одиноким. Вот те простые действия, для которых и предназначен этот самый эмоциональный человек и от которых он получает настоящее удовлетворение. В таких душевных движениях он осмысливает жизнь, ощущает, что живет не зря.

    Деятельно сострадая, человек никогда не ждет благодарности или ответного чувства. Он получает удовлетворение от самого процесса проявления своих эмоциональных порывов. Поэтому он никогда не чувствует себя использованным или обессиленным.

    Состраданию надо учиться. Проще всего развивать этот навык в детстве, читая зрительным малышам литературу, вызывающую эмоции сострадания . При этом важно обращать внимание детей на те ситуации, в которых можно кому-то посочувствовать, посопереживать.

    А затем можно постепенно переходить к обучению ребенка сострадать окружающим людям. Например, позаботиться о больной бабушке, поддержать друга в трудной ситуации. Слезы сострадания ближнему, которые проливает зрительник, оказывают на него позитивное действие, вызывая облегчение и умиротворение. При этом формируется навык вынесения своих эмоций наружу: зрительный ребенок обучается не бояться за себя, а сопереживать другому.

    Драматическое кино часто вызывает у зрительников слезы. Хорошо, если это фильм, поднимающий серьезные нравственные проблемы, требующий душевных усилий для просмотра. На таком примере мы можем понять, что такое сопереживание. Однако сострадать по-настоящему можно только живым людям, проживая яркие эмоции сопереживания в перипетиях реальной жизни.


    Понять на отличиях

    Часто человеку бывает трудно понять, когда он ведом слепой жалостью, а когда подлинным состраданием. Он бывает искренне уверен, что им движут доброта и святой долг помощи людям. Однако это не всегда так.

    Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает отличить жалость от сострадания. Мы начинаем видеть мотивы своих действий: где нас ведут наши нехватки и неудовлетворенность, попытки использовать другого человека для решения собственных эмоциональных проблем, а где – подлинное сопереживание человеку, которое всегда созидательно для всех участников отношений.

    С другой стороны, нам становятся понятны причины поведения других людей, поэтому наша помощь им становится по-настоящему действенной. Знания о векторах психического – это реальный инструмент, позволяющий изменить жизнь к лучшему. Помочь другому человеку – это значит дать ему в руки этот инструмент. Дать ему удочку, а не рыбу.

    Если вы действительно хотите так помогать людям, чтобы вызывать в них ощущение счастья, а в их жизни перемены к лучшему, получите эти столь необходимые для жизни знания. Начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по .

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »