Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.

Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».

Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.

Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.

Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.

За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.

Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.

Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:

Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.

Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.

- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.

Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.

Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:

Что с Катей? Где она?

- «После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…

Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…

Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

Зеленко Екатерина Ивановна родилась 12 сентября 1916 года в с. Корощино (Украина), погибла 12 сентября 1941 года около г. Ромны Сумской области . Старший лейтенант, летчица, единственная в мире женщина, которая совершила воздушный таран, Советского Союза (посмертно 1990 г.).

Подвиг Екатерины Зеленко.

О подвигах украинки Екатерины Зеленко можно много раз писать с применением слов "первая" или "единственная" . Она была:

Первой женщиной, поступившей и с отличием закончившей в 18 лет 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (1934);

Единственная из женщин-летчиц, которая участвовала в Советско-финской войне; на легком бомбардировщике Р-Z совершила 8 успешных боевых вылетов, уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена орденом Красного Знамени;

Первой женщиной, которая стала испытателем легкого бомбардировщика Су-2, выпускавшегося в на заводе №135, затем в качестве летчика-инструктора учила полетам и принимала экзамены для руководящего состава 9 авиационных полков, получивших Су-2. Она умела в 24 года поставить по стойке "смирно" летчиков-мужчин значительно старше себя по возрасту и выше по званию, показав им в небе то, чего на тот момент не умели они;

В числе немногих женщин-летчиков на фронте с 1941 совершила 40 боевых вылетов, попав на своем Су-2 в 12 воздушных боев, когда немецкие истребители Фокке-Вульф FW-190 и Мессершмитт Bf-109 расстреливали советские бомбардировщики, в большинстве случаев летавшие на задания без прикрытия;

Единственный летчик, совершивший таран на бомбардировщике Су-2, имевшем значительно меньшую скорость, чем протараненный ею немецкий истребитель Me-109.

12 сентября 1941 г. , возвращаясь с разведывательного полета на Су-2 над г. Ромны была атакована одновременно вражескими истребителями Мессершмит-109. Несмотря на то что по скорости и маневренности Су-2 не шел ни в какое сравнение с истребителем, ведомый Су-2 был сбит в первой атаке, а Зеленко приняла бой, сначала сбив один Me-109 (невероятно для бомбардировщика), а когда закончился боекомплект, протаранила (фактически отрезала винтом) крыло другого Me-109. Зеленко даже сумела посадить свой израненный Су-2, но будучи тяжело раненой скончалась от ран. утверждает , что после тарана Зеленко пыталась пойти на второй таран, Me-109 увернулся, и именно он подбил и расстрелял легендарную летчицу.

Таран, совершенный старшим лейтенантом Екатериной Зеленко в бою под г. Ромны Сумской области, по сей день остается единственным в истории авиации, совершенным летчицей-женщиной.

Екатерина Зеленко Была замужем за летчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943.

О предвоенной службе Зеленко сохранилось немного. Вот что писал о Зеленко Герой Советского Союза полковник Н. Каманин: "Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания cтарший лейтенант. На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчетлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объема задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой".

Екатерина Зеленко, будучи 10-летней девочкой, лучше всех мальчишек лазила по деревьям, не плакала и не ябедничала, а когда все пацаны с ее улицы договорились прыгать с зонтиками с крыш сараев, изображая при этом парашютистов, Катерина отважно прыгнула первой. "Я буду летчицей!" - сказала она. Старшие два брата Кати были в авиации и, узнав о мечте сестренки, посоветовали поступать в авиационный техникум в Воронеже, где жила старшая сестра Софья.

Награды Екатерины Зеленко.

1940 год - орден Красного Знамени;

Декабрь 1941 года - орден Ленина (посмертно);

5 мая 1990 года - медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (посмертно) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Екатерина Зеленко и социальные сети.

Ни одной страницы или сообщества, которые были бы посвящены памяти Екатерины Зеленко, в " ", " " и обнаружено не было.

Биография Екатерины Зеленко.

1933 год - окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска;

1934 год - окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова;

Член ВЛКСМ;

1939-1940 - участница Советско-финской войны, единственная женщина среди летчиков;

Май 1940 года - служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве летчика-инструктора;

Июль 1941 года - командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшиейя назад без потерь;

12 сентября 1941 года Екатерина Ивановна Зеленко погибла при выполнении воздушного тарана в районе села Анастасьевка Сумской области.

Местные жители похоронили летчицу, а после окончания войны ее останки были перевезены в Курск.

Увековечивание памяти Екатерины Зеленко.

Памятник в Курске;

Памятник в Берестовке (Сумская область), здесь находился аэродром, с которого Зеленко совершила свой последний боевой вылет;

Мемориальная доска в Курске на доме № 23 по улице Горького, где проживала Зеленко;

Улицы, названные в честь Зеленко, существуют в Курске, Воронеже, Ромнах и Сумах;

Несколько школ названо в честь Екатерины Зеленко;

В честь Екатерины Зеленко названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша;

В Курске в школе № 10, в которой училась Екатерина Зеленко, создан музей ее имени;

Сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова, названо в честь Зеленко;

Ежегодный волейбольный турнир проводится в Олевском районе Житомирской области, на родине Зеленко;

1998 год - в Воронеже аэродром был назван в честь Екатерины Зеленко.

Памятник в Курске
Мемориальная доска в Курске
Аннотационная доска в Сумах
Памятный стенд в Ромнах
Мемориальная доска в Воронеже


З еленко Екатерина Ивановна - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка 16-й смешанной авиационной дивизии военно-воздушных сил 6-й армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.

Родилась 1 (14) сентября 1916 года в селе Корощин ныне Бельского района Ровенской области (Украина). Украинка. С 1921 года проживала в Курске, окончила 7 классов неполной средней школы № 10. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова.

В Красной Армии с 1933 года. В декабре 1934 года с отличием окончила авиационную школу и была направлена в Харьков в 19-ю лёгкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолётов.

Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная женщина среди лётчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го лёгко-бомбардировочного авиационного полка (ВВС 8-й армии). Совершила восемь боевых вылетов на самолёте «Р-2» на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве лётчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новый самолёт «Су-2».

На фронтах Великой Отечественной войны с первого её дня. Совершила 40 успешных боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

12 сентября 1941 года, в ходе воздушного боя, израсходовав боекомплект, старший лейтенант Е.И.Зеленко таранным ударом, ценой собственной жизни, уничтожила вражеский «Me-109».

У казом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, старшему лейтенанту Зеленко Екатерине Ивановне присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждена 2 орденами Ленина (29.12.1941; 5.05.1990, посмертно), орденом Красного Знамени (1940).

Е.И.Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Курске ей открыты памятник и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Воронеже, где она жила в молодости, так же установлена мемориальная доска. В Берестовке, где находился аэродром и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В честь её малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Её имя носили морское судно, улицы в Воронеже, Курске, Сумах, школы и пионерские дружины. Её комсомольский билет долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а затем был передан в Оренбургское высшее лётное военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков имени И.С.Полбина. Музеи лётчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе № 10, в которой она училась. В городе Ромны Сумской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд Е.А.Зеленко.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под её командованием в районе города Пропойска [ныне город Славгород Могилёвской области Белоруссии] уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете её Су-2 был повреждён. После обеда поступило сообщение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было срочно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко вместе с лётчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолёте заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их атаковали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши лётчики приняли неравный воздушный бой, но в облаках потеряли друг друга. Вскоре самолёт Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна против семи врагов. Немцы взяли её самолёт в кольцо. Как только один из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошёл к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему покинуть самолёт, а сама продолжила вести бой. Вскоре и у неё патроны кончились. Тогда она вышла на курс атаковавшего её фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился пополам, а Су-2 взорвался, при этом лётчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолётов упали на землю возле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М. Хоменко, А.М. Марченко, И. Сильченко, В. Петриченко, М. Бутко, С. Балыкиным и опознано по комсомольскому билету № 7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. За свой подвиг в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Её муж - командир 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко погиб в воздушном бою в 1943 году.

Зеленко Ekarerina Zelenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 14.9.1919
В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

Екатерина Ивановна Зеленко старшой лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин нынче Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы 10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная дама посреди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новоиспеченный авиалайнер Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона боец противника и без потерь вернулась вспять.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило извещение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было спешно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко сообща с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их штурмовали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный мордобой, но в облаках потеряли приятель друга. Вскоре авиалайнер Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна супротив семи врагов. Немцы взяли ее авиалайнер в колечко. Как только единственный из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему оставить авиалайнер, а сама продолжила новости мордобой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на вектор движения атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился наполовину, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю подле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету 7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в град Курск. За свой геройский поступок в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен монумент и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэропорт и откель она ушла в свой окончательный боевой вылет, установлен монумент. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский квиток долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а потом был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе 10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее супруг - начальник 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Екатерина Буданова Ekarerina Budanova

Буданова Екатерина Васильевна - летчица-истребитель 73 гвардейского истрибительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная..

Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941).

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. Он был произведен 12 сентября 1941 года близ села Анастасьевка, Роменского района, Сумской области на легком бомбардировщике Су-2 .

К воздушному тарану, или к тарану совершенному в воздухе, относятся по разному. Некоторые считают, что это неумение по-полной использовать бортовое оружие, другие считают таран мерой отчаяния, третьи — желание любой ценой выполнить поставленную задачу.

Как бы то ни было, таран это поступок очень смелых и целеустремленных и отважных людей. Для пилота самолет не только возможность находится в воздухе, в небе. Во время войны это твое боевое оружие, которое надо беречь, ведь от него зависит твоя жизнь. И пойти сознательно на уничтожение врага таким крайним методом как повреждение своего оружия, поступок, требующий не только точного и мгновенного расчета, но и психологической подготовки, смелости. Тем более если речь идет о самолете, от исправности которого зависит твое здоровье и твоя жизнь.

Несмотря на то, что с момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже практически 72 года, не все еще достаточно хорошо известно о некоторых эпизодах этой страшной войны. Конечно, я не беру в расчет историков, архивариусов и прочих людей, которые по долгу своей работы должны знать больше чем простой человек, даже интересующийся историей. И если про воздушные тараны совершенные пилотами мужчина достаточно много писали и пишут, то про таран совершенный 24-х летней летчицей Екатериной Зеленко, знают немногие.

Екатерина Ивановна Зеленко, родилась в 14 сентября 1916 года в селе Корощино Олевского района Житомирской области. Дата гибели: 12 сентября 1941 года. Место последнего боя: село Анастасьевка, Роменский район, Сумской области (УССР).

Судьба молодых людей 20-30 годов в Светском Союзе была во многом похожа. Призывы «Комсомолец на самолет!», «Даешь Воздушный Флот!», романтика первых рекордов и дальних перелетов, первые Герои Советского Союза, никого не оставляли равнодушными. Тысячи, сотни тысяч юношей и девушек осваивали небо, на планерах на самолетах. И если у мужчин дальнейшая судьба была определена вполне четко и ясно, девушкам было много сложнее.

Екатерина Зеленко у самолета У-2.

По окончании обычной семилетки, Катя поехала поступать в воронежский авиационный техникум, здесь же, в Воронеже поступила в аэроклуб. Небо оказалось сильнее чертежной доски. Здесь, в воронежском аэроклубе, Екатерина познакомилась с Ниной Русаковой (впоследствии ставшей единственной женщиной заслуженным летчиком-испытателем!).
Утренние полеты, изучение теории и матчасти, учеба в техникуме и снова полеты – они успевали все и везде. Курсантка Екатерина Зеленко одной из первых в своей группе вылетела самостоятельно.

В 1933 году, в аэроклуб приехала комиссия летчиков-инструкторов Оренбургского военного училища летчиков. Из шести девушек курсанток отобрали только двоих: Катю Зеленко и Нину Русакову. Обучение в училищах летчиков происходило по индивидуальным программам. Это означало, что выпуск курсанта и присвоение ему звания происходило тогда, когда его инструктор считал подготовку оконченной. Екатерина окончила курс обучения за 11 месяцев. Уже в декабре 1934 года, 18-и летняя девушка получила звание военного летчика и поехала к месту службы – в Харьковскую авиабригаду.

Ночные, дневные и полеты в сложных метеоусловиях. Первое место по огневой подготовке. Освоение шести типов машин. Получение звания «старший лейтенант» и назначение командиром звена. О такой карьере военного летчика мог мечтать каждый в то время, и не только девушки, но и многие молодые люди.
С самого начала советско-финской войны Екатерина забрасывает руководство ВВС рапортами об отправке на фронт. По всей вероятности (женщин не привлекали тогда к военным действиям из политических соображений) по ошибке, ее рапорт был подписан. В личном деле было указан послужной список (весьма впечатляющий), налет в различных условиях и значилось: ст. лейтенант Е.И. Зеленко. Никому и в голову не могло прийти, что это 20-и летняя девушка. Так Катя Зеленко стала единственной девушкой летчицей не только в 11-м легкобомбардировочном полку, но и на всем Карельском перешейке. Ее самолет Р-Z всегда был одним из первых при всех боевых заданиях. Орден Боевого Красного Знамени она получала в Кремле, из рук Калинина.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. Была заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го ЛБАП (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). До 12 сентября 1942 года, в составе 135 ЛБАП, Екатерина провела 12 воздушных боев в 40 боевых вылетах. Она была одной из лучших на (новых тогда) легких бомбардировщиках Су-2. Была летчиком-инструктором и затем инспектором по пилотированию.
12 сентября, в паре с экипажем Лебедева, Зеленко вылетела на бомбардировку механизированной колонны. Прошло уже 45 минут (обычное полетное время для Су-2), а о вылетевшей паре не было никаких известий. Из звонка ведомого пары капитана Лебедева, которому удалось добраться до аэродрома Лебедин Сумской области, стало известно что пара Су-2 приняла бой с семеркой «Bf-109». В бою и в низкой облачности пара потерялась. Экипаж Лебедева израсходовав боеприпасы вышел из боя. Из рассказа штурмана Зеленко выяснилось что после того как был сбит один из самолетов противник, Су-2 Зеленко получил серьезные повреждения. Штурману удалось выпрыгнуть по приказу командира.

Позднее, очевидцы этого боя рассказали о последних минутах жизни Екатерины Зеленко. В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:
«Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский — на лес, а наш — на край поля.»

Екатерина Ивановна Зеленко — единственная женщина, применившая воздушный таран. На месте её гибели установлен обелиск. В Берестовке, где находился аэродром, и откуда она ушла в свой последний боевой вылет, установлен памятник. В Курске улица Весёлая называется теперь её именем.

В 1971 году на месте гибели Е.И.Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара.

Звание «Героя Советского Союза» Екатерина Ивановна Зеленко получила 5 мая 1990 года (посмертно).