Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения Пьер отвечал: — Да, да, согласен, — и с сияющей детской улыбкой, с открытой жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и, наконец, привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей-то басистый голос (глаза Пьера все были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился и т. п. Потом его опять повели куда-то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому-то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шепотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтоб он был проведен по какому-то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что-то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер, как во сне, увидал в слабом свете спиртового огня несколько людей, которые, в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него, и ему тотчас же опять надели повязку. — Теперь ты видел малый свет, — сказал ему чей-то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку, и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец-аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был один весьма важный сановник и один швейцарец-гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой стороны было что-то вроде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было семь больших, вроде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма. — Он прежде должен получить лопату, — сказал шепотом один из братьев. — Ах! полноте, пожалуйста, — сказал другой. Пьер растерянными близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение: «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил все, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно, чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтоб он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях, и, наконец про третьи, женские, перчатки сказал: — Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменщицу. — Помолчав несколько времени, прибавил: — Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых. — В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться, и произошло неловкое молчание. Молчание это было прервано одним из братьев, который, подведя Пьера к ковру, начал из тетради читать ему объяснение всех изображенных на нем фигур: солнца, луны, молотка, отвеса, лопаты, дикого и кубического камня, столба, трех окон и т. д. Потом Пьеру назначили его место, показали ему знаки ложи, сказали входное слово и, наконец, позволили сесть. Великий мастер начал читать устав. Устав был очень длинен, и Пьер от радости, волнения и стыда не был в состоянии понимать того, что читали. Он вслушался только в последние слова устава, которые запомнились ему. — «В наших храмах мы не знаем других степеней, — читал великий мастер, — кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком. Берегись делать какое-нибудь различие, могущее нарушить равенство. Лети на помощь к брату, кто бы он ни был, настави заблуждающего, подними упадающего и не питай никогда злобы или вражды на брата. Будь ласков и приветлив. Возбуждай во всех сердцах огнь добродетели. Дели счастье с ближним твоим, и да не возмутит никогда зависть чистого сего наслаждения. Прощай врагу твоему, не мсти ему, разве только деланием ему добра. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящешь следы древнего, утраченного тобой величества», — кончил он и, привстав, обнял Пьера и поцеловал его. Пьер со слезами радости на глазах смотрел вокруг себя, не зная, что отвечать на поздравления и возобновления знакомств, с которыми окружили его. Он не признавал никаких знакомств; во всех людях этих он видел только братьев, с которыми сгорал нетерпением приняться за дело. Великий мастер стукнул молотком, все сели по местам, и один прочел поучение о необходимости смирения. Великий мастер предложил исполнить последнюю обязанность, и важный сановник, который носил звание собирателя милостыни, стал обходить братьев. Пьеру хотелось записать в лист милостыни все деньги, которые у него были, но он боялся этим выказать гордость и записал столько же, сколько записывали другие. Заседание было кончено, и по возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из какого-то дальнего путешествия, где он провел десятки лет, совершенно изменился и отстал от прежнего порядка и привычек жизни.

Термин «метафизический» Тейяр употребляет в смысле "стремящийся к познанию бытия с его принципами, началами, причинными механизмами и т. д.", в противоположность «феноменологическому», то есть ограничивающемуся описательными задачами. Метафизический подход, как его понимает Тейяр, отвечает на вопрос «почему», феноменологический - на вопрос «как». К отказу от «метафизики» Тейяр прибегает (прием, заимствованный у позитивистов) в случаях, когда стремится избежать обсуждения онтологических вопросов. На усмотрение читателя предоставляется выбор той или иной онтологии под «феноменалистскую» картину фактов (см. примеч. 15). При этом Тейяр допускает и антропоморфизацию, восходящий к средневековой и ренессансной (Парацельс) картине мира параллелизм между "феноменом человека" и "феноменом космоса" как между микрокосмом и макрокосмом. Еще в 1931 году Тейяр сформулировал свой "давно усмотренный" им принцип, что "только исходя из человека, может человек разгадать (dechiffrer) мир" (Р. Teilhard de Chardin. Images et paroles. Paris, 1966, p. 98). Декларируя феноменологичность своего метода, Тейяр тем не менее на деле (как естествоиспытатель) не может не использовать причинных объяснений. Так, он отнюдь не довольствуется «описанием» того факта, что около ископаемых останков синантропа найдены следы огня и обработанные орудия, но делает выводы о причине их появления: образе жизни и уровне организации синантропов (отвергая в то же время альтернативные причинные же объяснения: см. примеч. 20). Другим отступлением от феноменологичности служат нередкие у Тейяра, в особенности в последних разделах "феномена человека", причинные объяснения, исходящие из "внутреннего вещей" и "радиальной энергии". К тейяровскому «антиметафизическому» подходу применимо, таким образом, замечание Маркса (по поводу феноменологии Гегеля) о том, что в феноменологии в качестве возможности "уже заключен в скрытом виде… некритический позитивизм и столь же некритический идеализм" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 42, с. 157). - Здесь и далее прим. переводчика.

Представление об атомизме Эпикура (341–270 гг. до н. э.), древнегреческого философа-материалиста, у Тейяра неточно. Эпикуровские атомы неделимы, как это предполагается и этимологией слова «атом», и как это мыслится у всех античных материалистов, но Эпикур не считает свои атомы инертными. Он ввел в учение об атомах тезис о произвольном отклонении ("клинамене") атомов от движения по прямой и обосновал на этом тезисе учение о неизбежности порождения атомами бесчисленного множества миров. Маркс подчеркивал диалектичность идеи «отклонения», изгнавшей инертность из представлений об атоме благодаря тому. что в этой идее"… осуществлено противоречие, заложенное в понятии атома" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 40, с. 176).

Тейяр намекает на идею неисчерпаемости атома, сформулированную французским философом и естествоиспытателем Блезом Паскалем (1623–1662) в его посмертно опубликованных «Мыслях». Паскаль берет клеща как "одно из мельчайших среди ведомых людям существ", показывает сложнейшее строение его организма несмотря на крохотный размер, выделяет в этом организме все более и более мелкие части, вплоть до "капель соков", "пузырьков газа" и атомов и, наконец, предлагает: "Пусть человек представит себе неисчислимые Вселенные в этом атоме, и у каждой - свой небесный свод, и свои планеты, и своя Земля, и те же соотношения, что в зримом мире. и на этой Земле - свои животные и, наконец, свои клещи, которых опять-таки можно делить, не зная отдыха и срока, пока не закружится голова от второго чуда, столь же поразительного в своей малости, как первое - в своей огромности" (Б. Паскаль. Мысли. Пер. Э. Липецкой. В кн.: Ф. Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. Ж. Лабрюйер. Характеры. М., 1974, с. 122). Под "первым чудом" Паскаль разумеет здесь бесконечный размер Вселенной, по сравнению с которым человек и все, что он может охватить своей мыслью, есть лишь «атом».

Судя по обращению в этом разделе к античной натурфилософии (ср. примеч. 2), Тейяр имеет здесь в виду вихри Демокрита (460–370 гг. до н. э.), возникающие в результате отталкивания и столкновения атомов. Однако не исключено, что Тейяр вспоминает здесь и об учении о вихрях своего соотечественника Р. Декарта (1596–1650), весьма популярном (как основа механики) во Франции даже в посленьютоновское время. Вихри в представлении Декарта действительно имели силовой или энергетический характер и порождали планеты, кометы, "сферу неподвижных звезд" и едва ли не (пользуясь выражением Тейяра) "все. что в мире имеет форму".

О "двух безднах" Б. Паскаля, т. е. о бесконечности Вселенной и бесконечной делимости вещества, см. выше, примеч. 3.

Pari passu (лат.) в том же ритме, параллельно, одновременно.

В этом споре, развернувшемся по поводу конкурсной темы Парижской академии наук на 1858 г. ("Экспериментально осветить новыми данными вопрос о самозарождении"), Л. Пастер (1822–1895), основатель современной биохимии и иммунологии, доказал, что всегда, когда устранялась возможность проникновения бактерий, простейших и т. д. в предварительно стерилизованный растительный или животный настой, в нем не зарождалось никаких организмов. В эксперименте оппонента Пастера, врача и эмбриолога Ф.-А. Пуше, стерилизация не доводилась до конца, чем и объясняется полученный им в ряде случаев «положительный» результат, якобы указывавший на самозарождение в современных условиях. В ходе своих опытов Пастер не только опроверг этот результат, но и разработал методику количественного определения сравнительного богатства (по числу видов и особей) микрофауны различных местностей. Неоднократно делались попытки необоснованного распространения данных, полученных Пастером, на самозарождение вообще.

Предположение Тейяра не обоснованно. В ряде опытов, предпринятых в ходе полемики с Пуше (см. предыдущее замечание), Пастер принимал специальные меры предосторожности против «порчи» (при стерилизации) отобранных проб воздуха.

Имеется в виду "парадокс трансформизма", раскрытый Тейяром еще за несколько лет до того. как он начал писать "феномен человека". Начало, «черешок» каждой филы или эволюционного ствола само еще не является ее типичным компонентом и обычно сливается в восприятии палеонтолога или эволюциониста с филой-источником. либо же вообще ускользает от внимания исследователя в силу скудости сохраняющегося и дошедшего до нас материала (Р. Teilhard de Chardin. Le paradoxe transformiste. "Rev. Quest. Sci.". 1925, № 7. p. 53–80).

Здесь Тейяр ссылается на идею французского философа-феноменолога. математика и экономиста Ангуана Огюстена Курно (1801–1877). изложенную в его "Очерке об основах наших знаний и об особенностях философской критики" ("Essai sur les fondements de nos connaissance et sur les caracteres de la critique philosophique", Paris. 1851).

Имеется в виду эволюционно-палеонтологическое направление, созданное в США Генри Фейрфилдом Осборном (1857–1953), автором многих работ по филогенезу млекопитающих. Цитируемая в тексте идея высказывалась Осборном в 10–30-х годах XX в., когда он отошел от первоначально отстаивавшегося им ламаркизма и предпринял попытку синтезировать (для объяснения эволюции) виталистические и энергистские концепции с элементами неодарвинизма. Осборновская концепция «аристогенов» или "генов прогресса" послужила одним из источников учения Тейяра о радиальной энергии.

В своей общей схеме эволюции Тейяр во многом опирается на работы одного из первых французских генетиков Люсьена Кено (1866–1951). развивавшего концепцию преадаптации и «антислучайности» в противовес якобы основанному лишь на факторе «случайности» дарвиновскому естественному отбору. Приводимая Тейяром схема Кено была в 30–40-е годы принята практически всеми французскими эволюционистами как классическая и имеет то преимущество перед многими другими "филогенетическими деревьями", что в ней иллюстрирована множественность направлений освоения суши и воздушной среды в различных эволюционных стволах животного мира. В § 2 "Подъем сознания" главы III ("Мать-Земля") данного раздела Тейяр применяет концепцию «антислучайности» Кено для разделения двух "зон эволюции - дарвинистской. где закономерность пробивается сквозь массу случайностей, и ламаркистской. где она "ощутимо доминирует". К второй зоне Тейяр относит прежде всего эволюцию человека: практически различие между «зонами» соответствует различию между биологической и культурной эволюцией. Тейяр вслед за Кено явно недооценивает закономерного характера эволюции под действием естественного отбора.

Закономерность, характеризующая «дарвиновскую» эволюцию, не имеет ничего общего с "неоламаркистским антислучаем", включающим прямое приспособление, наследование приобретенных признаков и прочие умозрительные конструкты. О влиянии на Тейяра в данном вопросе взглядов Л. Кено см. предыдущее примечание.

См. примеч. 11.

Здесь Тейяр подошел к идее генезиса сознания на базе раннесоциальных структур, но потерпел неудачу в силу недостатков своей методологии. Он признает, что появление сознания каким-то образом есть результат возрастания материальной сложности. но в то же время отмечает ("парадокс человека"), что анатомическое отличие человека от других антропоидов несравненно слабее, чем его "умственное превосходство". Допуская межиидивидуальное происхождение мысли, Тейяр не может сделать решающего шага к разъяснению этой межиндивидуальности, поскольку у него отсутствует трудовая теория антропогенеза. В результате он вынужден отказаться от анализа "более глубоких причин, направляющих всю игру", и скрыться под "феноменалистическим покрывалом": ему представляется достаточным позволить читателю поместить под факты генезиса сознания из интеракции любое онтологическое строение мира. "которое ему заблагорассудится". то есть как материалистическое, так и идеалистическое (ср. примеч. 1).

Термин «гермен» для обозначения «зародышевого» (франц. germe зародыш) или наследственного вещества заимствован Тейяром у Л. Кено (см. примеч. 12).

Имеется в виду вышедший в 1883–1909 гг. трехтомный труд австрийского геолога Эдуарда-Фридриха Зюсса (1831–1914) "Лик Земли", где подробно разработано понятие биосферы как особой оболочки Земли (наряду с литосферой, гидросферой, атмосферой). Ранее это понятие было теоретически обосновано Зюссом в его работах конца XIX века, впервые же оно встречается (под другими терминами) еще в работах Ж.-Б. Ламарка.

Уильям Кинг Грегори (1876–1952), американский палеонтолог, работал в Нью-Йоркском музее естественной истории, в 1907–1943 гг. профессор палеонтологии Колумбийского университета (Нью-Йорк). Основные работы: по эоценовым приматам; по морфологии и эволюции черепа и локомоторной системы млекопитающих и других позвоночных; по филогении рыб.

Гейдельбергский человек. Homo heidelbergensis, вид ископаемого человека, установленный на основании единственной нижней челюсти, которая была в 1907 г. найдена немецким антропологом О. Шётензаком на глубине 24 м в долине р. Эльсенц у деревни Мауэр близ Гейдельберга (ныне ФРГ, земля Баден-Вюртемберг). Позже в той же местности был найден ряд кремневых обломков, носящих следы искусственной обработки. Ее характер и строение челюсти позволяют ориентировочно сближать гейдельбергского человека (жившего 400 тыс. лет назад, т. е. в раннем плейстоцене) с питекантропом и синантропом.

Марселлен-Пьер Буль (1861–1942), французский геолог и антрополог. профессор геологии в университете города Клермон-Феррана, а затем (1902–1936) в парижском Национальном музее естественной истории, где под его руководством в двадцатые годы работал Тейяр. Первым (в 1908 г.) реконструировал полностью скелет неандертальца. После открытия синантропа выдвинул не подтвердившуюся впоследствии и критикуемую Тейяром гипотезу о том, что орудия, остатки костров и прочие следы жизнедеятельности синантропа в действительности принадлежат не ему, а другому виду людей, возможно, стоявшему на уровне развития, более близком к неандертальцам.

Ключевой момент антропогенеза, восходящий к раннему палеолиту, освещен Тейяром бегло и явно недостаточно. Этот момент или, точнее, этап характеризовался качественным переходом от биологической эволюции к формам социально-культурного прогресса как явления, отсутствовавшего на всех более ранних этапах. На этом переходном этапе факторы социально-культурного порядка и прежде всего труд выступают также и как факторы антропогенеза, включающего и биологическое (например, анатомическое, функциональное и т. д.) совершенствование человеческого организма. Именно на этом этапе рука, строение которой явилось первичным стимулом для выделения человека из животного мира, уже является, как пишет Ф. Энгельс, "не только органом труда, она также и продукт его" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 488). Начиная с этого этапа, человек становится существом, имеющим собственно человеческую и общественную (а не просто биологическую, видовую, природную) историю: "Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, с. 19). Преимущественно в связи с этим этапом встает и вопрос о формировании речи, которого Тейяр не затрагивает. Между тем только для существа, обладающего членораздельной речью, то есть для человека, становится возможным развитие понятийного аппарата мышления и создается ситуация (раскрытая, например, в трудах С. Л. Рубинштейна), когда в каждом единичном факте или наборе обстоятельств содержится смысловое значение, а предметы приобретают независимость от контекста, в котором они непосредственно даны.

Анри-Эдуард-Проспер Брей (1877–1961), французский археолог, один из пионеров исследования палеолитического искусства. Автор многих монографий по пещерным и скальным изображениям Франции, Испании, Южной и Юго-Западной Африки. В 1912 г. описал ориньякскую культуру, существовавшую около 20–35 тысяч лет назад и признаваемую в настоящее время одним из важнейших этапов позднего европейского палеолита. Был ближайшим другом Тейяра с двадцатых годов и до его смерти, а затем одним из инициаторов посмертного издания собрания сочинений Тейяра.

Имеются в виду геологические работы французского естествоиспытателя Жоржа-Луи-Леклерка Бюффона (1707–1788), в том числе его "Теория Земли" (1749 г.), геологические разделы "Естественной истории" (тт. 1–36, 1749–1788 гг.) и в особенности "Эпохи природы" (1778 г.). В последней из перечисленных работ дана попытка разделения истории Земли на периоды (на семь эпох), а общий возраст Земли определен в 75 тысяч лет, что для того времени было почти фантастически смелым.

ipso facto - тем самым (лат.).

Б. Паскаль в своих «Мыслях» доказывает невозможность рациональными доводами подтвердить или опровергнуть бытие бога и далее предлагает решить этот вопрос с помощью бросания монеты. "Давайте взвесим ваш возможный выигрыш или проигрыш, если вы поставите на орла, то есть на бога. Выиграв, вы обретаете все, проиграв, не потеряете ничего… Таким образом, если не играть нельзя, лучше отказаться от разума во имя жизни, лучше рискнуть им во имя бесконечно большого выигрыша, столь же возможного, сколь возможно и небытие" (Б. Паскаль. Мысли. - В кн.: Ф. Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. Ж. Лабрюйер. Характеры. М., 1974, с. 155).

Леон Брюнсвик (1869–1944), французский философ, представитель школы "критического рационализма". Тейяр имеет в виду его работы "Введение в жизнь духа" (1900 г.) и "Прогресс сознания в западной философии" (1927 г.), где утверждается тезис о том, что научное знание и мораль образуют некоторое единство высшего порядка, венчающее собой мировой эволюционный процесс.

"Eppur si muove!" (итал.) "А все-таки она вертится!". Слова, приписываемые легендой Галилею и якобы сказанные им, когда он выходил из судилища инквизиции после своего вынужденного отречения от принципа вращения Земли вокруг Солнца (21 июня 1633 г.).

Имеется в виду прежде всего диалог Платона «Пир»: "любовью называется жажда целостности и стремление к ней" (Платон, Сочинения в трех томах. Т. 2. М., 1970, с. 120). Один из участников диалога, врач Эриксимах (историческое лицо), говорит, что бог любви Эрот разлит по всей природе: "… живет он не только в человеческой душе и не только в ее стремлении к прекрасным людям, но и во многих других ее порывах, да и вообще во многом другом на свете - в телах любых животных, в растениях, во всем, можно сказать, сущем, ибо он бог великий, удивительный и всеобъемлющий, причастный ко всем делам людей и богов" (Там же, стр. 112).

Николай Кузанский (1401–1464), философ раннего Возрождения, излагает свою теорию связующей роли любви, например в трактате "Охота за мудростью": "… любовь, связь единства и бытия, в высшей степени природна. Она исходит от единства и равенства, в которых ее природное начало: они дышат своей связью, и в ней неудержимо жаждут соединиться. Ничто не лишено этой любви, без которой не было бы ничего устойчивого; все пронизано невидимым духом связи, все части мира внутренне хранимы ее духом, и каждая соединяется им с миром. Этот дух связывает душу с телом, и она перестает животворить тело, когда он отлетает. Интеллектуальная природа никогда не может лишиться духа связи, поскольку сама соприродна этому духу; единство и бытие интеллектуальной природы интеллектуальны и потому скрепляются интеллектуальной связью, и эта связь, интеллектуальная любовь, не может ни кончиться, ни ослабнуть, пока жизнь интеллекта, понимание, питается бессмертной премудростью. Природная связь в интеллектуальной природе, тяготеющей к премудрости, не только сохраняет поэтому интеллектуальную природу в ее существовании, но и приближает ее к тому, что она по своей природе любит, вплоть до соединения с ним". (Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1980, с. 386–387).

Уильям Диллер Мэттью (1871–1930), американский палеонтолог. Основные работы по ископаемым позвоночным Нового Света. Работал в Музее естественной истории в Нью-Йорке; с 1927 г. профессор палеонтологии в Калифорнийском университете. Мысль, приводимая Тейяром, развита Мэттью в работах "Климат и эволюция" (1915 г.) и "Эволюция млекопитающих в эоцене" (1927 г.).

Алексис Каррель (1873–1944), французский биолог и хирург-экспериментатор. Лауреат Нобелевской премии по медицине за 1912 г. (за разработку новых методов лечения и заживления ран). С 1904 года работал в США (в Физиологическом институте в Чикаго и затем в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке). Приведенная Тейяром фраза представляет собой заглавие научно-популярного труда Карреля, изданного в 1935 г.

Одним из ярчайших шедевров в русской прозе является роман-эпопея «Война и мир». Четырехтомное произведение, которое отличается разноплановостью сюжетных линий, разветвленной системой персонажей, количество которых достигает пяти сотен героев, является прежде всего не только отражением картин исторической действительности, а романом идей. К окончательному варианту произведения Толстой шел путем идейных и сюжетных исканий, что напоминает и образ Пьера Безухова «Война и мир» Толстого.

Идейные искания автора и героя

Изначально Лев Николаевич не планировал писать историю данного персонажа, создав его в образе декабриста, борющегося за гражданскую равность и свободу. Однако постепенно по ходу осмысления исторических событий и написания романа идейная направленность Толстого меняется. В финале произведения мы четко видим, что истинную сущность предназначения деятельного героя заключается не в борьбе, а в обретении духовной гармонии и личного счастья через сближение с народом. Свои идейные поиски Толстой отразил через образ главного героя – Пьера Безухова.

Развитие образа Пьера Безухова

В начале произведения герой противопоставляется современному ему высшему обществу, в котором господствует неискренность, лесть, поверхностность. Молодой же Безухов с первых страниц романа предстает открытым и честным человеком, который во что бы то ни стало пытается найти истину и свое призвание в жизни – такова характеристика Пьера в романе толстого «Война и мир».

Внезапно оказавшись богатым, Пьер становится жертвой собственного материального положения и попадает в путы несчастливого брака. Женитьба на Элен Курагиной заставила разочароваться Пьера в духовности и чистоте института брака и семьи. Пьер все же не опускает рук. Он старается найти свое место в жизни, чтобы делать добро, помогать людям, чувствовать свою необходимость обществу. Он верит, что обязательно найдет свое правое дело: «Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Эти стремления стали причиной вхождения героя в ряды масонского движения. Проникнувшись идеями равенства и братства, взаимопомощи и самопожертвования, Пьер с высокой идейной страстью разделяет взгляды масонства. Однако и этот период его жизни принес разочарование. Герой снова оказывается на распутье.

Чтобы он ни делал или ни помышлял, было вызвано желанием осуществлять деятельность, полезную для общества, для России. Шансом наконец поступить правильно и послужить своему народу стала для него война 1812 года. Главный герой романа «Война и мир» Пьер Безухов с прежней страстью и рвением загорается идеей разделить участь своего народа и внести свою посильную помощь для общей победы. С этой целью он организовывает полк и полностью финансирует его обеспечение.

Не будучи военным, Пьер не может непосредственно участвовать в военных действиях, но и роль пассивного наблюдателя такому деятельному герою также не мила. Он решает, что именно ему необходимо осуществить важнейшую миссию, которая позволит избавить Россию от французских захватчиков. Отчаянный Пьер задумывает покушение на самого Наполеона, которого некогда считал своим кумиром. Идя на поводу у своих пылких идей, Безухов не задумывается о возможных последствиях. В конечном итоге его план провалился, а сам герой попал в плен.

Осознание сущности истинного человеческого счастья

Наступает очередная пора разочарований. На этот раз герой всецело разочаровывается в вере в людей, в доброту, в возможность взаимопомощи и дружбу. Однако встреча и беседа с Платоном Каратаевым полностью изменяет его мировоззрение. Именно этот простой солдат оказал максимальное влияние на перемену взглядов героя. Простота и некая примитивность речи Каратаева сумела раскрыть всю духовную мудрость и ценность человеческой жизни больше, чем замысловатые масонские трактаты.

Таким образом, пребывание Пьера в плену стало решающим в формировании его гражданского и личностного сознания. Наконец, Пьер осознает, что сущность счастья на самом деле была так проста и всегда находилась на поверхности, он же искал ее смысл в философских глубинах, личных страданиях, стремлениях к активным действиям. Герой осознал, что истинное счастье – это иметь возможность духовной и физической свободы, жить простой жизнью в единстве со своим народом. «Есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». Осознание таких простых человеческих ценностей привело, наконец, главного героя к душевному равновесию, внутренней гармонии и личному счастью.

Осуществление идеи романа героем

В конце своих идейных исканий автор награждает Пьера жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой любимой супруги и счастливыми голосами четырех детей. Образ Пьера Безухова является олицетворением героя, через духовые и идейные искания которого и путь их осознания раскрывается главный замысел произведения.

Как видим, подобно Пьеру Безухову автор и сам отрекается от своих первоначальных убеждений. Так, в основе романа «Война и мир» главной идеей стало не служение гражданскому долгу или участие в общественных движениях. Главная мысль произведения и моего сочинения на тему: Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир», – в изображении идеала человеческого счастья в семейном кругу, в жизни на родной земле, в отсутствии войны, в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Теоретико-методические задания для 9-10-11 классов.
1. Пьер де Кубертен был удостоен на конкурсе искусства золотой медали за …

а) олимпийскую клятву спортсменов

б) олимпийскую клятву судей

в) проект олимпийской хартии

г) «Оду спорту»

2. Всемирные юношеские Игры, являющиеся Олимпийскими играми для подрастающего поколения, впервые проводились…

а) в Москве в 1998 г.

б) в Киеве в 1996 г.

в) в Санкт-Петербурге в 1994 г.

г) в Берлине в 1992 г.

3 . Понятие «олимпийский талисман» официально было утверждено…

а) в 1908 году в Лондоне

б) в 1972 году в Мюнхене

в) в 1980 году в Москве

г) в 1924 году в Шамони

4 . Какой праздник ежегодно отмечается 23 июня в десятках стран мира, в том числе с 1990 года и в России?

а) День мира и спорта

б) День физкультурника

в) Олимпийский день

г) День бегуна

5 . Российский олимпийский комитет был создан…

а) в 1916 году

б) в 1912 году

в) в 1911 году

г) в 1908 году

6 . Звание «Герой России» за спортивные достижения на зимних олимпийских играх получили…

а) Г.Кулакова, В Веденин

б) Л.Козырева, Л.Скобликова

в) А.Тихонов, Е. Вяльбе

г) Л.Егорова, Л.Лазутина

7 . Звание «Герой России» за спортивные достижения на летних олимпийских играх получили …

а) В.Сальников

б) А Карелин

в) А. Немов

г) Е. Исинбаева

8 . Спортсмен России, установивший наибольшее количество мировых рекордов…

а) Ю. Власов

б) В. Брумель

в) Е.Исинбаева

г) В. Алексеев

9 . Владимир Куц, Валерий Борзов, Виктор Санеев, Валерий Брумель – чемпионы олимпийских игр в …

а) легкой атлетике

б) плавании

в) борьбе

г) хоккее

10 . Любовь Козырева (Баранова), Евгений Дементьев, Юлия Чепалова, Лариса Лазутина – чемпионы олимпийских игр в …

а) фигурном катании

б) биатлоне

в) лыжных гонках

г) конькобежном спорте

11 . Наиболее неудачное выступление спортсменов России на зимних олимпийских играх было в …

а) 2010 г. (Ванкувер)

б) 1994 г. (Лиллехаммер)

в) 2002 г. (Солт-Лейк-Сити)

г) 2006 г. (Турин)

12 . Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки» в главе «Сохранение здоровья» указал, что главным для сохранения является…

а) режим сна

б) режим питания

в) спортивный режим

г) двигательный режим
13 . Итальянский учёный, инженер и поэт Леонардо да Винчи изучал…

а) пропорции тела человека и механику его движений

б) нервную систему человека

в) анатомическое строение человеческого тела

г) законы кровообращения и физиологию человека

14. Наиболее ярко в спорте высших достижений выражена функция …

а) спортивно-оздоровительная

б) эстетическая

в) соревновательно-эталонная

г) коммуникативная

15 . Функция, определяющая спорт как фактор широкого развития международных связей, упрочения мира на земле – это…

а) эстетическая (зрелищная) функция

б) коммуникативная функция

в) функция социальной интеграции

г) воспитательная функция

16. Какое из названных качеств (способностей) является физическим?

а) работоспособность

б) настойчивость

в) трудолюбие

г) выносливость

17. На каком физическом качестве базируется формирование устойчивости к гипоксии?

а) на быстроте

б) на общей выносливости

в) на гибкости

г) на ловкости

18. Упражнения, содействующие развитию выносливости, целесообразно выполнять …

б) в начале основной части

19. Упражнения, содействующие развитию быстроты, целесообразно выполнять …

а) в конце подготовительной части занятия

б) в начале основной части занятия

в) в середине основной части занятия

г) в конце основной части занятия

20. В группу координационных способностей не включаются способность…

а) сохранять равновесие

б) точно дозировать величину мышечных усилий

в) быстро реагировать на стартовый сигнал

г) точно воспроизводить движения в пространстве

21 . По какому показателю можно судить о функциональных возможностях внешнего дыхания?

а) по величине жизненной ёмкости лёгких

б) по частоте сердечных сокращений

в) по максимальному потреблению кислорода

г) по величине артериального давления

22 . С помощью какого теста можно определить приспособляемость организма к физической нагрузке?

а) при помощи пробы Штанге

б) используя пробу Генчи

в) с помощью теста Руфье

г) с помощью теста Шаповаловой

23 . На чём основана психомышечная тренировка?

а) на воздействии слов и соответствующих мысленных образов

б) на использовании дыхательной гимнастики

в) на применении гипноза и лекарственных препаратов

г) на применении массажных приёмов

24 . Под физическим развитием понимается …

а) процесс изменения морфо-функциональных показателей организма человека на протяжении жизни

б) повышение физической работоспособности

в) процесс развития физических качеств

г) процесс регулярного занятия физическими упражнениями

25 .Физическое воспитание это …

а) урок физической культуры в школе

б) овладение знаниями в области физической культуры и спорта

в) педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, развитие физических и психических способностей г) регулярное выполнение утренней физической зарядки

26 .Величина нагрузки физических упражнений зависит …

а) от объёма и интенсивности двигательных действий

б) от степени преодолеваемых при их выполнении трудностей

в) от утомления, возникающим в результате их выполнения

г) от частоты сердечных сокращений во время их выполнения

27 . Какие группы задач решаются на уроках физической культуры в школе?

а) повышение физической работоспособности, переключение с умственной деятельности на физическую

б) ознакомление школьников с техникой различных видов спорта, развитие физических качеств средствами различных видов спорта

в) повышение возможностей дыхательной системы

г) комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных

28 . Техникой при выполнении физических упражнений принято называть…

а) состав движений при выполнении упражнений

б) способ организации движений при выполнении упражнений

в) системы движений, действий и приёмов при выполнении упражнений, наиболее целесообразно приспособленных для решения двигательных задач

г) последовательность движений при выполнении упражнений

29 . Высокомолекулярные органические вещества, построенные из остатков аминокислот, соединённых в определённой последовательности, называют… .

30 . Циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений в организме называют… .

31 .Процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к дорабочему состоянию, называют … .

32 . Преимущество в условиях при состязаниях, предоставляемое более слабому сопернику с целью уравновесить шансы на успех называется … .

33. Волевое качество, обусловливающее активность действий в опасных и трудных ситуациях при осознании возможности тяжёлых для себя последствий обозначается … .

34 . Передвижение по специальным гимнастическим снарядам с помощью рук или рук и ног называют … .

35 . Активные действия спортсмена или команды с целью достижения результата или получения преимущества над соперниками называют … .

36 . Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как … .

37 . Комплекс упражнений, выполняемый непосредственно перед стартом или в начале тренировки – это … .

38 . Объединённые в одно целое отдельные элементы движения, упражнения, часть комбинации в гимнастике - … .

39 . Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является … соревнования.

40 . Обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое тренером, называют … .

^ КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

9-10-11 классов


п/п


Правильный ответ

п/п


Правильный ответ

Вопрос 1.

Г

Вопрос 21.

А

Вопрос 2.

А

Вопрос 22.

В

Вопрос 3.

Б

Вопрос 23.

А

Вопрос 4.

В

Вопрос 24.

А

Вопрос 5.

В

Вопрос 25.

В

Вопрос 6.

Г

Вопрос 26.

А

Вопрос 7.

Б

Вопрос 27.

Г

Вопрос 8.

Г

Вопрос 28.

В

Вопрос 9.

А

Вопрос 29.

белки

Вопрос 10.

В

Вопрос 30.

биоритм

Вопрос 11.

А

Вопрос 31.

восстановление

Вопрос 12.

Г

Вопрос 32.

гандикап

Вопрос 13.

А

Вопрос 33.

смелость

Вопрос 14.

В

Вопрос 34.

лазание

Вопрос 15.

Б

Вопрос 35.

нападение

Вопрос 16.

Г

Вопрос 36.

самочувствие

Вопрос 17.

Б

Вопрос 37.

разминка

Вопрос 18.

Г

Вопрос 38.

связка

Вопрос 19.

Б

Вопрос 39.

судьёй

Вопрос 20.

В

Вопрос 40.

страховка

Герой романа эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863 1869). Прототипами образа П.Б. служили вернувшиеся из Сибири декабристы, жизнь которых дала Толстому материал для первоначального замысла, преобразовавшегося постепенно в эпопею об… … Литературные герои

пьер - а, м. Pierre. Галлицизированное русское мужское имя Петр. Пьер Безухов, герой роман Л. Толстого Война и мир. Это такое облегчение, Пьер, видеть вас здесь с Татой. Боровская Дворян. дочь 314. А я не хочу видеть его <губернатора> в моем доме … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- … Википедия

Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова Пётр Кириллович (Пьер) Безухов один из центральных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Внебрачный сын графа Кирилла Владимировича Безухова (его прототип канцлер Российской империи граф Безбородко) … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия

Война и миръ … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Опера Война и мир Композитор Сергей Прокофьев Автор(ы) либретто Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон Прокофьева … Википедия

Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Русская литература и психоанализ , Дениэл Ранкур-Лаферьер. Дениэл Ранкур-Лаферьер - современный американский литературовед, русист. В его книгу вошли работы, посвященные самым известным русским писателям: Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Достоевскому,…
  • Война и мир. Том 4 (аудиокнига MP3) , Л. Н. Толстой. Лев Николаевич Толстой - русский писатель, классик отечественной и мировой литературы. "Война и мир" - всемирно известный роман-эпопея Л. Н. Толстого - ни по своим масштабам, ни по своей…