Татьяна Сафронова
Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша

Цель :

1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам : цвету, форме, размеру.

Задачи :

1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Развивающая среда : логические блоки Дьенеша , письма, сделанные в виде разных геометрических фигур, лист с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок, мешочек, два обруча, коробки для подарков, два подноса.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ребята, сегодня приходил почтальон и принёс в группу письма . Одно из писем было адресовано вам, ребята. Случайно, я перепутала письма и теперь не знаю, какое из них ваше (на столе лежат конверты разной формы, размера и цвета) . Что же делать?

У меня есть карточки, которые помогут вам найти нужное письмо. (Выложить карточки, на которых зашифровано письмо : квадрат, большой, жёлтого цвета.) Давайте проговорим, как должно выглядеть письмо.

Дети : квадрат, большой, жёлтый.

Давайте подойдём к столу и найдём письмо. Почему вы считаете, что это ваше письмо. Объясните свой выбор. (Ответы детей) .

Молодцы, ребята, правильно нашли письмо. Давайте я его прочитаю.

«Здравствуйте ребята. Пишут вам Хрюша и Степашка. У нашей подружки Каркуши скоро день рождения. Нам очень хочется подарить ей подарки. Мы сделали красивые бусы и засадили клумбу любимыми цветами Каркуши. Но случилась беда : бусы порвались, а цветы на клумбе завяли. Мы очень расстроились. Помогите нам, пожалуйста, пересадить цветы и собрать бусы. Хрюша и Степашка» .

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь. (Да) Давайте сделаем для Каркуши бусы.

Игра «Чудесный мешочек» .

(На столе лежит лист с нарисованной верёвочкой, для нанизывания бусинок - блоков .) У меня есть чудесный мешочек с бусинками. Чтобы достать бусинку из мешочка, нужно определить форму и величину бусинки на ощупь.

Молодцы, ребята. Мы сделали очень красивые бусы для Каркуши и теперь можем приступить к посадке цветов.

«Клумбы» .

(Обручи – клумбы, блоки – цветы .) На клумбах лежат карточки – схемы (цвет, форма, величина) . Дети «сажают» цветы, любуются, рассказывают, какие цветы выросли на клумбе.

Молодцы, мы посадили цветы для Каркуши. Ребята, вы работали, устали, теперь нужно отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы у клумбы прогулялись

И немножко запыхались. Шагаем на месте.

Встанем, глубоко вздохнем,

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед, Развели руки в стороны, вперед.

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети, Присели.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем Хлопаем в ладоши.

И ногами топаем! Топаем ногами.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! Шагаем на месте.

Ребята, давайте сделаем подарок и для Хрюши со Степашкой. Отправим им угощения : Хрюше – печенье, Степашке – конфеты.

«Подарки» .

Коробки для подарков. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети кладут в коробки печенье и конфеты по признаку цвета и формы.

Вы быстро собрали сладости для Хрюши и Степашки. Я думаю они обрадуются вашим гостинцам.

Ребята, сегодня мы смогли помочь Хрюше и Степашке? (Да) Как мы это сделали?

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.

Золтан Дьенеш

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться - не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики».

Значение «Логических блоков Дьенеша»

для всестороннего развития дошкольников

Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно - это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления - залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Набор «Логические блоки Дьенеша»

Классический вариант логических блоков Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур:

1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2. Трех цветов (красные, синие, желтые)

3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами - цветом, формой, величиной и толщиной.

Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

В настоящее время в магазинах возможно приобрести различные варианты игры с блоками Дьенеша. Желательно для игр с дошкольниками покупать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также может входить комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Начальная система игровых занятий

с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста.

Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий для малышей даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно поэтому в каждое занятие кроме игр с блоками Дьенеша включены элементы различных видов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д. Пожалуйста, не исключайте их из занятий, они необходимы детям!

В игровых занятиях используются:

1. Блоки Дьенеша только тонкие или только толстые (набор из 24 фигур).

2. Комплект карточек с символами свойств (цвет, форма, величина).

Целесообразно проводить данные игровые занятия один раз в неделю, а полученные на занятиях знания и умения возможно закреплять в течение недели в совместных играх взрослых с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Игровое занятие 1.

«Цвет, классификация по одному признаку».

Оборудование:

2. Комплект карточек с символами цвета.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик и поросенок.

Ход занятия:

- К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки.

Игрушки называются фигуры . Вынимаем поочередно по одной фигуре из корзинки.

- Какого цвета фигура?

- Синяя! и т.д., пока не разложим на столе все фигуры.

- Сколько всего мишка, зайчик и поросенок принесли фигур?

- Много!

- Какого они цвета?

- Красные, синие и желтые! (выставляем символы цвета)

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки. Предложить детям построить паровозик самим. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).

- Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!

А круглые колесики

(стучать кулачком о кулачок)

- Мишке, зайчику и поросенку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!

Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.

- Какого цвета фигуры?

Игровое занятие 2.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

- Какого цвета у Мишки фигуры?

Зайчик удивляется, почему у него все игрушки одного цвета, но все равно разные, не похожие друг на друга. Остальные игрушки объясняют ему, что все фигуры разной формы. Есть фигуры круглые, есть квадратные, есть треугольные и есть прямоугольные (одновременно выставляются символы формы). Зайчик говорит: «Не хочу сегодня в желтые фигуры играть, я хочу играть в круглые фигуры!» Ставим около зайчика символ круга. Остальные игрушки выбирают с помощью детей каждый свою форму, но остается лишний символ формы. Что же делать. Позовем котенка, он будет с нами играть!

Собираем все формы в корзинку. Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).Аналогично предлагается построить паровозик, у которого каждая фигура - вагончик, но рядом могут лежать вагончики только разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по форме).

- Паровозик построен, поедем кататься!

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу - чу, чу - чу, далеко я укачу.

(двигаться друг за другом с круговыми движениями согнутых в локтях рук)

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

(топать, стоя на месте, руки на поясе)

А круглые колесики

(указательным пальцем правой руки начертить в воздухе большой круг)

Тук - тук, тук - тук, тук - тук.

(стучать кулачком о кулачок)

- Приехали вместе с нашими игрушками на полянку лесную! Будем осенние букеты из листьев собирать!

Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (Загибаем большой палец)
Листья рябины, (Загибаем указательный палец)
Листики тополя, (Загибаем средний палец)
Листья осины, (Загибаем безымянный палец)
Листики дуба мы соберем, (Загибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

- Собрали букеты красивые, возвращаемся в детский сад. Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

Игровое занятие 3.

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

(выставляем символы формы)

Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одной формы (около каждой игрушки выставляется символ формы). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

- Какой формы у Мишки фигуры?

- Круглые!

- Какой формы фигуры у Зайчика?

- Квадратные!

- Какой формы фигуры у Котенка?

-Треугольные!

- Какой формы фигуры у Поросенка?

-Прямоугольные!

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).

- Паровозик построен, он очень красивый получился! А теперь вместе с нашими гостями - игрушками мы можем веселые стихи выучить:

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Вот веселая игра!

- Ой, почему-то наши игрушки испугались, кто это их пугает? А это, оказывается, гуси!

Идем гуськом, растопырили руки - крылья, шипим: «Ш - ш - ш…» - долгий выдох, сердимся (повтор 2 - 3 раза).

- Посмотрите, гуси, всех вы испугали. Не шипите, улыбнитесь нам. Мы - добрые, хорошие ребята, хотим с вами дружить.

Заулыбались гуси, перестали сердиться, замахали крыльями и улетели!

- Наши гости игрушки тоже прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

Игровое занятие 4.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).

Построили паровозик, поехали на нем кататься (сидим на стульчиках), едем, в окошки смотрим.

- Ой, смотрите, кролик! (проводится пальчиковая игра):

Веселый кролик Банни

Резвился на поляне,

(Указательный и средний пальцы = ушки, остальные пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки)

Как шорох он услышит, замрет он и не дышит,

(Прижать к себе «зайчика»)-

А на его макушке растут как стрелки ушки!

(Пошевелить прямыми «ушками»)

И у него есть норка под елкой на пригорке,

(Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки)

Он к норке подбегает,

(Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»)

Прыг - и в нее ныряет!

(«нырнуть зайчиком» в норку!)

Приехали обратно в детский сад! Складываем фигуры в корзинку, но игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Дети помогают им выбрать, в какие игрушки они сегодня играют (красные круглые, синие треугольные и т.д). Около каждой игрушки ставим 2 символа - формы и цвета. Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.

- Какие игрушки у мишки?

- Красные круглые!

- Какие игрушки у котенка?

- Желтые квадратные! И т.д.

(складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам - круглая красная, квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

Игровое занятие 5.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные (выставляем символы формы)

- Посмотрите внимательно, оказывается, наши фигуры еще и по величине разные. Есть маленькие, есть большие

- Давайте подарим Мишке все большие фигуры, а Зайчику все маленькие!

Дети поочередно берут по одной детали и выкладывают около игрушек (классификация по одному признаку: по величине).

- Котенок и поросенок тоже хотят поиграть. Подарим котенку большие желтые фигуры, а поросенку - маленькие синие.

Дети раскладывают фигуры в соответствии с символами рядом с котенком и поросенком. После выполнения задания фигуры складываются в корзинку.

- Больше всего наши игрушки любят строить паровозики. Давайте поиграем вместе с ними! Сегодня рядом могут лежать вагончики только разной величины и разной формы.

Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по величине).

- Какой замечательный паровозик у нас получился! Поехали на нем кататься!

«Едем» (сидим на стульчиках), «в окошки смотрим".

- Посмотрите, какие замечательные цветы в окошки видны! Как они чудесно пахнут! (проводится дыхательное упражнение):

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыха-ние и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!» (повтор 2 - 3 раза).

- Ой, погода портится, тучки появились! (проводится гимнастика для глаз):

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

(смотреть глазами вправо — влево)

Легких — две штучки, тяжелых — три штучки.

(смотреть глазами вверх — вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало.

(Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.

(Поморгать глазками).

- Приехали мы обратно в детский сад! Игрушки приглашают нас опять с фигурами играть. Зайчик просит найти его самую любимую фигуру - желтую, прямоугольную, большую!

Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам: по цвету, форме и величине).

Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры .

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Игровое занятие 6.

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Игрушки приглашают детей с фигурами поиграть. Котенок просит найти его самую любимую фигуру - желтую, прямоугольную, большую (около Котенка выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам).

Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обручи. Сначала они предлагают поиграть с одним обручем.

- Положим в обруч любой символ, например - «Большой».

- Какие фигуры мы положим в обруч?

- Только все большие!

- Какие фигуры мы положим вне обруча?

- Все не большие!

Дети раскладывают фигуры в обруч и вне обруча согласно символу в обруче. Игра повторяется 3 раза, поочередно с символами цвета, величины и формы. Символы возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.

Зайчик показывает второй обруч и спрашивает, на что похожи обручи?

На мяч, на колесо, на тарелку, на воздушный шарик и т.д.

- Давайте все превратимся в воздушные шарики! (проводится дыхательная гимнастика).

- Шарики сдулись (расслабленный наклон).Мы их медленно надуваем (дети распрямляются, поднимают руки вверх), шарики надуваются, вот они стали большие-пребольшие, полетели высоко (дети медленно раскачивают руками). А теперь шарики сдулись через маленькую дырочку (медленный, долгий выдох через рот). Давайте их снова надуем!(Повтор 2-3 раза).

Мишка предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный - «Круг».

- Все большие, но не круги!

- Все круги, но не большие!

- Все большие круги!

- Какие фигуры вне обручей?

Игрушки хвалят детей и предлагают поиграть в веселую игру.

Как у наших у ребят ножки весело стучат!

(топать ногами)

А устанут ножки, хлопаем в ладошки!

(хлопать в ладошки!)

А потом вприсядку пляшут наши детки,

Вниз - вверх, раз - два - вот как пляшет детвора!

(приседать!)

А как пустятся бежать, никому их не догнать!

(бегать врассыпную!)

Мы - народ удаленький, хоть и очень маленький!

(сесть на стульчики!)

- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Игровое занятие 7.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

4. 2 обруча (синий и красный).

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Игрушки рассказывают, что они снова принесли для игры обручи. Положим в 2 обруча по символу (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Например, в синий обруч «Маленький», а в красный - «Квадрат».

- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?

- Все маленькие, но не квадраты!

- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?

- Все квадраты, но не маленькие!

- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?

- Все маленькие квадраты!

- Какие фигуры вне обручей?

- Все не маленькие и не квадраты!

Заменяем символы и повторяем игру 2 - 3 раза.

- Давно мы на сказочной полянке не были! Давайте сегодня туда на самолете полетим! (релаксационное упражнение)

Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

Улетает самолет. Впереди огни зажглись,

К облакам мы поднялись.

Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Парашюты все раскрылись,

Мы легонько приземлились.

- Ой, кто это на полянке? Это - зайчик! (пальчиковая гимнастика)

Из пальцев правой руки складываем «зайчика».

Быстро с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Большой палец левой руки прижат к ладони, остальные пальцы растопырены. На каждый слог «носик зайчика» « прыгает» по 2 раза на каждом пальце левой руки, кроме большого.

Вниз спустился, повернулся,

И опять назад вернулся.

Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» спускается по пальцам на левую ладонь, чертит круг и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.Большой палец левой руки снова прижат к ладони.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

На каждый слог «носик зайчика» « прыгает» по 1 разу на каждом пальце левой руки кроме большого.

Снова вниз и снова вверх…

Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» быстро спускается по пальцам на левую ладонь и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.

Прыгнул зайчик выше всех!

Левая рука - кулак с оттопыренным большим пальцем, кулак поднять вверх. «Носик зайчика» « прыгает» на кончике большого пальца левой руки.

Игра с пальчиками проводится повторно, «зайчик» теперь складывается из пальцев левой руки, он скачет по пальчикам правой руки.

- Давайте спросим у нашего Зайчика, а какая игрушка у него самая любимая.

Зайчик просит найти для него красную, круглую, большую фигуру (около Зайчика выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам).

Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Игровое занятие 8.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с тремя обручами)».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

4. 3 обруча (синий, желтый и красный).

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Зайчик предлагает детям поиграть с двумя обручами (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Положим в обручи символы. Например, в желтый обруч «Большой», а в красный - «Круг».

- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне красного?

- Все большие, но не круги!

- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне желтого?

- Все круги, но не большие!

- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно?

- Все большие круги!

- Какие фигуры вне обручей?

- Все не большие и не круги!

Заменяем символы и повторяем игру 2 - 3 раза.

Игрушечный медвежонок хвалит детей и предлагает им отдохнуть, сделать веселую зарядку:

Раз, два, три, четыре - топаем ногами.

Раз, два, три, четыре - хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире - раз, два, три, четыре!

Наклониться - три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку - все мы делаем зарядку!

Котенок рассказывает, что у него есть еще один, третий, обруч. Он предлагает детям снова поиграть с обручами и с фигурами. Расположить обручи необходимо таким образом, чтобы обручи частично перекрывали друг друга. Положим в каждый обруч по одному символу. Например, в синий обруч - «Красный», в красный - «Треугольник», а в желтый - «Большой».

- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне синего и красного?

- Все большие, но не треугольные и не красные!

- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего и желтого?

- Все треугольные, но не большие и не красные!

- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного и желтого?

- Все красные, но не большие и не треугольные!

- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно, но вне синего?

- Все большие треугольные, но не красные!

- Какие фигуры внутри желтого и синего обруча одновременно, но вне красного?

- Все большие красные фигуры, но не треугольные!

- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно, но вне желтого?

- Все красные треугольные, но не большие!

- Какая фигура находится внутри синего, красного и желтого обруча одновременно?

- Большая, красная, треугольная!

Заменяем символы и повторяем игру еще один раз.

- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

- Ой, а это что такое?

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем - полное расслабление.

Релаксационное упражнение повторяется 2 раза.

Игровое занятие 9.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.

4. 4 обруча.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Игрушки предлагают детям поиграть с обручами. Проводится игра с тремя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 8. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи. Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.

Игра с тремя обручами повторяется 2 - 3 раза с заменой символов.

- Как весело мы поиграли! А сейчас мы все пойдем гулять. Но что это? Дождик начинается! Протяните ладошки, будем капельки ловить!

Дождик, дождик, кап - кап - кап!

Мокрые дорожки!

Все равно пойдем гулять, надевай сапожки! (Топаем ногами).

На полу раскладываются 4 обруча рядом друг с другом по одной линии.

- Это камушки! Мы идем по ним, чтобы в лужах ножки не замочить! (Проводится релаксационное упражнение).

- Мы идем большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идем обратно (вновь мышечное напряжение). Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова дети в группе, на стульчиках красиво сидим.

Игрушки снова предлагают поиграть.Зайчик говорит, что любит только треугольные фигуры (ставим символ). Котенок играет только в большие фигуры (ставим символ). Но им очень хочется поиграть вместе (положить между ними обруч). Медвежонок тоже любит играть, но он играет только в красные фигуры (ставим символ). И ему одному играть скучно (положить обруч между мишкой и зайчиком, между мишкой и котенком.

- В какие игрушки могут играть вместе зайчик и котенок?

- В большие треугольные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и котенком).

- В какие фигуры могут играть вместе зайчик и мишка?

- В красные треугольные (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и мишкой).

- В какие фигуры могут играть вместе котенок и мишка?

- В большие красные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между котенком и мишкой).

Поросенок говорит, что тоже хочет поиграть. Он приглашает в свою игру всех: мишку, зайчика и котенка (в середине между тремя обручами располагается четвертый, в него ставим поросенка).

- В какую игрушку могут играть все игрушки вместе?

- В большую красную треугольную! (Дети находят такую фигуру и располагают ее в центральный обруч вместе со всеми игрушками).

Игрушки благодарят детей и просят помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Занятие заканчивается хороводной игрой. Движение в хороводе начинается медленно, затем убыстряется и вновь замедляется. На последних двух строках стихотворения дети останавливаются и хлопают в ладоши - хлопок на каждый слог.

Еле - еле, еле - еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Игровое занятие 10.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с четырьмя обручами)».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.

4. 4 обруча.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

(выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Проводится игра с четырьмя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 9. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи (в какие фигуры играют игрушки). Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.

Игра с четырьмя обручами повторяется 2 - 3 раза с заменой символов.

- Как ловко вы, ребята, фигуры в обручи раскладывали! Какие вы умные и сообразительные! А какие пальчики у вас ловкие! Давайте теперь поможем пальчикам отдохнуть, они, наверное, устали, спрячем их в мягкие кулачки! (Проводится пальчиковая гимнастика).

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять!

Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть!

Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей ,

Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять -

Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все!

Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь,

Шесть калачиком свернулся,

Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один,

Круглый кулачок, как апельсин.

Загнуть пальцы правой руки, покрутить двумя кулачками.

Игрушки просят детей помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

- Молодцы, ребята! Вы сегодня в такие интересные игры играли, сами их придумывали! А теперь пришло время отдохнуть! (Дети встают, проводится физминутка).

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Потягиваемся.

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два - присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два - вперед нагнуться,

Раз и два - назад прогнуться.

Движения в соответствии со словами.

В играх стали мы умней,

Здоровей и веселей!

Хлопаем в ладошки!

Заключение.

Уважаемые взрослые!

Я надеюсь, что данное учебно-методическое пособие, созданное для того, чтобы рассказать Вам о том, как надо начинать использовать блоки Дьенеша для всестороннего развития детей дошкольного возраста, будет не только прочитано Вами, но и использовано в совместной игровой деятельности с малышами. Надеюсь, что на этом Ваши совместные с детьми игры с блоками Дьенеша не закончатся, что Ваша фантазия подскажет Вам в дальнейшем еще целое множество интересных и разнообразных игр.

Я желаю Вам многих увлекательных моментов в играх с этим замечательным дидактическим материалом. Пусть блоки Дьенеша научат Ваших детей логически мыслить, творчески решать стоящие перед ними проблемы. Пусть эти игры помогут развить у Ваших детей стройное математическое мышление, познавательную активность, творческую фантазию, пусть научат нестандартно отвечать на различные вопросы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. И пусть все эти навыки и умения помогут в дальнейшем Вашим детям идти по жизни успешно!

Литература

1. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.

2. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.

3. А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М., Просвещение, 1988 г.

4. Из сборника «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду»: статья Носовой Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте», Лениздат, 1990 г.

5. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.

6. Касабуцкий Н.И. и др. «Математика"О"», Минск, «Народная асвета» 1983 г.

7. Столяр А. А. «Методические указания к учебному пособию "Математика "О"», Минск, «Народная асвета», 1983 г.

8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.

Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Виды детской деятельности:

познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная, игровая, коммуникативная.

Цели:

  1. Закрепить различать и называть геометрические фигуры; основные признаки предметов: цвет, форму, величину.
  2. Развивать память, воображение, логическое мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, доброжелательные отношение друг другу.

Материалы и оборудование: ИКТ, блоки Дьенеша, карточки с заданиями, бумага, трафареты геометрических фигур, восковые мелки, письмо.

Ход занятия: Письмо

Дети играют на ковре. Воспитатель приносит письмо.

Воспт.: Дети, сегодня утром я получила письмо. Предлагаю открыть и прочесть его вместе. Согласны.

Воспт.: Хорошо. Вот что здесь написано: «Здравствуйте, дети. Мы жители города математических игр Формандия приглашаем вас на праздник Дня города. Приезжайте, очень ждем.» Ребята, поедем в гости?

Дети: Да-а.

Воспт: Хорошо, мы сегодня с вами поедем в волшебный город математических игр. А чтобы пойти в гости какое у нас должно быть настроение?

Дети: Хорошее...

Воспт.: А какое у вас настроение?

Дети: Хорошее

Воспт.: Отлично. Значит мы готовы отправиться в путь.

  • Поезд

Воспит.: Что же нам ещё нужно, чтобы добраться до города математических игр?

Дети: Транспорт.

Воспит.: Верно, город Формандия находится далеко. Я предлагаю добраться до него на поезде. И как вы все знаете, места в поезде пронумерованы. А номера вагонов необычные, а состоят из геометрических фигур. У каждого из вас также будут билеты, на которых отмечен ваш вагон, но они зашифрованы. Нам необходимо разгадать шифр и тогда мы узнаем под каким номером находится наш вагон. А чтобы было легче разгадать шир вспомним геометрические фигуры. (презентация геометрических фигур на компьютере) .

Воспит.: Все фигуры мы повторили. А теперь я раздам вам билеты, в которых зашифрован нужный номер вашего вагона. Но сначала мы немного потренируемся.

Дети расшифровывают на карточках номер вагона.

Воспит.: Отлично. Все разгадали шифр и узнали, какой нужен вагон. А теперь занимайте места. (Дети рассаживаются на стульчики-вагончики)

Воспит.: Дети, рассаживайтесь по вагонам. Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется. (Слышится гудок и тихий стук колес поезда) . Чтобы не скучать в пути, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» . (Игра «Четвертый лишний» из геометрических фигур)

  • Презентация-игра «Четвертый лишний»
  • Физкультминутка

Воспит.: Молодцы! Мы и в эту игру сыграли. А теперь пора немного передохнуть:

Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Дети выполняют движения и считают.)

  • Классификация

Воспит.: Вот мы и приехали в город Математических игр. Но, к сожалению, оказалось все геометрические фигуры в этом городе перемешались и нам необходимо им помочь. (Игра «Классификация» по цветам, по величине, по форме)

  • Подарок

Воспит.: Вы очень хорошо справились со всеми трудностями и очень понравились жителям Формандии. А мы с вами должны им сделать подарок, ведь у них сегодня праздник. Какой же подарок самый лучший? Конечно тот, который мы сделаем своими руками. Для этого нам необходимо нарисовать одну из геометрических фигур и превратить её в какой-нибудь предмет. (дети под музыку и с помощью трафаретов рисуют понравившуюся геометрическую фигуру и с помощью восковых мелков превращают в какой-нибудь предмет)

МАДОУ»Детский сад № 418»

Конспект НОД

по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе

"Путешествие в город геометрических фигур "

Подготовила и провела С.К.Сазыкина

г.Пермь 2014г.

Программное содержание.

  1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.
  2. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине), развивать восприятие, внимание.
  3. Упражнять в узнавании цифр от1 до5.
  4. Развивать внимание, воображение, логику.

Ход занятия:

Дети играют на ковре. Помощник воспитателя вносит посылку.

  • Посылка

Воспитатель: Ребята, нам прислал посылку, а в ней письмо! Давайте прочитаем его: «Ребята, потерялись геометрические фигуры. Помогите им попасть обратно в страну геометрических фигур. Поможет вам путешествовать ваш ковёр-самолёт.»

Что же ребята делать? (Помочь фигурам)

«Надо сесть на ковёр-самолёт, взяться за него, сказать заклинание:

Наш ковер-самолет! Отправляйся в полет!» (Звучит музыка - полетели.)

Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.

Вот попали мы в волшебную страну. Давайте посмотрим вокруг, что мы видим?

  • Замок

Ой! На двери замок. Волшебный. Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но в письме о нём ничего не написано.

Давайте подумаем, как его открыть?

*предложения детей.

Попробуем открыть, набрав какой-нибудь код. (Воспитатель называет код, дети показывают названную цифру на своих карточках.)

Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? Назовите одним словом? (Фигуры)

Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?

Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие? (Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.)

Чем ещё она отличается? (У всех фигур есть углы, а неё нет.)

Нажимай, Катя, скорее!

Вот дверь и открылась!

  • Карта

Заходите в волшебную страну! А вот и карта страны геометрических фигур!

Квадрат: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное, волшебниками будете.

Квадрат: Вот план города геометрических фигур. Посмотрите на наш город. Как вы думаете, почему этот город так называется? (Здесь живут геометрические фигуры.)

Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?

Маленьких или больших? (показывает условный знак: справа - маленький, слева - большой)

Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.

У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:

Эта какая улица? Цветом? (Синяя, желтая и красные.)

Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая?

На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики для разных геометрических фигур. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру? (большие)

На красной улице живут какие фигуры? (красные).А на желтой? Синей?(показывают указкой)

Квадрат: Ребята, вы взяли фигуры с собой, которые заблудились. Помогите им найти свои домики. (Дети раскладывают фигуры по домикам.)

Квадрат: Вы, молодцы, помогли фигурам вернуться домой. Покажу я вам за это наши поезда и волшебную полянку. Поехали на станцию на машине. Заводим машину: бр-р-р-р; берём руль, поехали.

Приглашает детей за столы; на столах блоки Дьенеша и паровозики на каждого ребёнка.

  • Поезд

Квадрат: Каждый из вас сейчас построит паровозик, но будьте внимательны, я буду называть-описывать каждый вагон.

Положите паровозик слева. Первый вагон – синий и круглый, второй – красный и треугольный, третий – жёлтый и квадратный, четвёртый – синий и прямоугольный, пятый- жёлтый и круглый. (Воспитатель на доске выкладывает вагончики.)

Посчитайте сколько всего вагончиков у вас в поезде. (Пять)

Молодцы! Можете работать машинистами поезда. Раз вы справились с таким трудным заданием. Покажу я вам ещё волшебную поляну.

  • Волшебная поляна (На ковре лежат квадраты Воскобовича)

Живут здесь волшебные квадраты, которые умеют во всё превращаться. Сейчас все станете волшебниками и превратите их во вкусные конфетки. (показ воспитателя, дети повторяют, загибая два противоположных угла у квадрата.)

Конфетки превращаются в прекрасные лодочки. (Дети превращают конфетки в лодку, сгибая конфету пополам.)

Ну, ребята прощайте, меня ждут в другой группе. Вам понравилось в городе геометрических фигур? Подарю вам волшебные квадраты. Они помогут вернуться обратно в группу. Досвидания ребята. (Квадратик уходит.)

Давайте отправимся обратно на лодках.

Звучит фонограмма течения реки.

Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку.

Наклонились вправо, влево!

Вот, мы приплыли.

Понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось? (Выслушать ответы детей.)

План и конспект занятия по математике в средней группе

Путешествие с Микки – Маусом в волшебную страну

Программное содержание

1. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам (по цвету, форме и величине).

2. Упражнять в отсчете предметов из большего множества в пределах шести.

3. Упражнять в количественном счете в пределах шести.

4. Закрепить представления детей о геометрических фигурах.

1. Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства.

2. Приучать использовать в речи слова, характеризующие количественные и пространственные отношения.

1. Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.

2. Развивать восприятие, внимание, умение анали­зировать и сравнивать предметы по самостоятельно выде­ленным свойствам, обобщать.

3. Развивать комбинаторику, пространственное мышление.

4. Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога.

Методические приемы

Внесение посылки от Микки-Мауса

Чтение письма с приглашением в волшебную страну.

Полет на ковре-самолете.

Задачи № 1,4

На дверях в зал изображение замка с 4 геометрическими фигурами, одна из которых отличается цветом и величиной. Детям предлагается найти лишнюю фигуру на кодовом замке, открыть его.

Дети попадают в город Геометрических фигур.

Задача №1

На полу схематическое изображение города геометрических фигур: с помощью цветных ленточек выложено логическое древо. Блоки Дьенеша разделены по размеру, цвету и форме. Под каждым блоком помещена картинка-зверушка.

Детям рассказывается о принципе классификации фигур, условном обозначении их свойств, затем предлагается найти домик- блок по названным свойствам или самим назвать свойства указанного блока.

Дети отправляются в Город Мастеров. Их встречает Палочкин-Считалочкин.

Физминутка:

Дети плывут на лодке по реке, делают наклоны.

Дети приплывают в таинственный лес, встречают Сороку с блестящим мешочком в клюве.

Задача 3,4

В мешочке письмо от мишки и лисички с просьбой собрать их из фигур, которые рассыпал по всему лесу злой колдун,готовые изображения зверей. 2 магнитные доски.

Дети собирают фигуры, классифицируют их по цвету, размещают в ряд на магнитной доске, пересчитывают количество фигур на «фотографии» и на доске, составляют изображения медведя и лисы.

Итог занятия.

Анализ работы детей от имени Микки-Мауса.

Полет на ковре-самолете в д/сад.

Конспект занятия

Воспитатель вносит в группу посылку. Дети играют на ковре.

Нам Микки – Маус прислал посылку! А в ней еще есть письмо.

Давайте прочитаем его:

«Ребята, приглашаю вас к себе в гости - волшебную страну. Я покажу Вам много интересного»

Примем приглашение Микки-Мауса?

Встанем, возьмемся за ковер-самолет, скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Музыка-полетели.

Пролетаем город, над полями мы летим. Держим ковер крепко. Можно упасть, если мы его отпустим.

Подходят к музыкальному залу.

Вот попали мы в волшебную страну. Давайте ковер рядом аккуратно положим.

Ой! На двери замок. Волшебный.

Наверное, чтобы его открыть тоже нужно заклинание сказать. Но нам Микки-Маус ничего не написал.

Давайте подумаем, как его открыть?

*предложения детей.

Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? А одним словом?

Давайте подумаем, наверное, нужно нажать на какую-то фигуру, чтоб открылся замочек? А какую?

Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все другие?

*Лишняя маленькая фигура! Все фигура большие, а эта фигура маленькая.

Какая это фигура?

*Маленький красный круг!

Или все фигура желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?

* Величиной. Она маленькая, а другие фигуры большие.

Нажимай, Катя, скорее!

Вот дверь и открылась!

Заходите в волшебную страну! А вот и Микки-Маус вас встречает!

М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что сумели открыть дверь в волшебную страну! Догадались! Наверное волшебниками будете.

М:Я хочу вас пригласить в город геометрических фигур.

Как вы думаете, почему этот город так называется?

Что вы здесь видите:

Посмотрите, это главная дорога в этой стране.(Показывает указкой) А справа и слева - районы. Как вы думаете, вот это (справа) район каких фигур?

Маленьких или больших?(показывает условный знак:маленький, потом большой)

Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы.У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят:

Эта какая улица? Цветом?

*Синяя, желтая и красные.

Давайте теперь пройдем в район больших фигур. Где красная улица? Синяя? Желтая? Покажите указатель на желтой улице.

На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру?

*большие!

На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета?

*красные.

А на желтой? Синей?(показываю указкой)

А кто же живет в этих домиках? Хотите узнать? Вот послушайте, я вам скажу.

Саша, найди мне домик круглый, стоит он на желтой улице в районе больших домов. Где такой домик?

Подними эту фигурку. Кто там живет?

Закрой домик, пусть он там отдыхает.

А теперь, найдет домик Анечка.

Синий квадрат, на синей улице в районе маленьких домов.

Кто там живет?

Наташа, в районе маленьких домов на красной улице найди прямоугольный домик.

Кто здесь живет?

Открой любой домик. Кто там живет? Объясни, где домик находится. На какой улице? В районе каких домов? Какой формы домик? Треугольный.

М:А хотите узнать где я живу?

Микки-Маус живет в районе больших домиков на красной улице, в квадратном домике.

*Никого нет.

Правильно, потому что Микки-Маус сейчас с нами.

Понравилось вам городе геометрических фигур? Пойдемте дальше - в город Мастеров. К Палочкину-Считалочкину.

(Размещаю детей вокруг столов, на которых в подносах лежат счетные палочки).

Надо взять ножовку и фанеру,

гвозди взять и молоток.

Не беда, что мы не инженеры,

час прошел и дом уже готов!

П-С: Здравствуйте ребята, я рад видеть вас в нашем городе. На столе лежат палочки. Отсчитайте по 6 палочек и положите их перед собой. А я посмотрю, как вы считаете. 6 палочек лежит у всех на столе. Лишние палочки положите обратно в поднос.

У меня вчера был день рождения. Мне подарили подарки: письмо, бантик и телевизор.

Сделайте из своих палочек мои подарки: письмо, бантик и телевизор.

Что у тебя, получилось?

*телевизор.

Получился бантик?

(Дети конструируют по представлению. Образец может быть показан, лишь в случае затруднения отдельных детей.)

П-С:А у меня для вас есть тоже подарок. Берет 6 больших гимнастических палок.

П-С: Сколько у меня палочек? Какие они по размеру? Вот из этих больших палочек я сделаю лодку. И вы поплывете по реке.

Вот какая большая получилась лодка.

Давайте встанем в лодочку. Попрощаемся с Палочкиным-Считалочкиным!

Звучит фонограмма течения реки.

Быстрая река, сильное течение. Качает нашу лодочку. Наклонились вправо, влево!

Вот, мы приплыли в таинственный лес. Выйдем из лодочки и погуляем по лесной опушке.

Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?(у сороки в клюве блестящий мешочек)

Достаю письмо:

Я мишка косолапый, веселый и лохматый

В лесу спокойно жил

С лисичкою дружил.

А злой колдун однажды

всех нас погубил.

Вы, ребята, помогите,

из фигур нас соберите!

Вот фотография мишки и лисички. (достаю из мешочка)

Походите – ка по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!

Дети размещают фигуры на магнитную доску. В 2 ряда. -Садитесь вокруг на поляночку, смотрите на фотографию.

Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки.

Какого цвета фигурки?

* коричневые

А как называются эти фигуры?

*квадраты и прямоугольники.

А сколько фигур мы нашли?

*6. Все 6 фигур нашли.

Давайте по фотографии сделаем мишку.

А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички?

Показывает фигурки пониже. Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?** Ищем оранжевый треугольник.

Ну вот, расколдовали мы лесных зверюшек, молодцы!

Ребята, а нам ведь уже пора возвращаться в д/сад. Погостили мы в волшебной стране. Давайте попрощаемся с Микки-Маусом!

*До свидания!

М-М: До свидания! С вами было интересно. Вы знаете фигуры, умеете считать, даже как настоящие волшебники расколдовали зверюшек. Молодцы! Прилетайте еще! Пишите мне письма и рисуйте картинки!

Полетим домой на нашем ковре – самолете. Пойдемте. Беритесь за ковер.

Скажем заклинание:

О ковер-самолет!

Отправляйся в полет!

Музыка - полетели в группу.