«Занимательная ботаника для малышей» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе.

Мы любим природу, но порой не знаем, что такое ясень, как выглядит ольха. А грибы знаем только те, кто ярче всех окрашен: лисички, мухоморы…

В нашем «путеводителе по царству растений» – «Занимательной ботанике для малышей» мы постарались восполнить этот пробел – теперь как дети, так и их родители смогут – практически с книгой в руках! – ходить по лесу, вдыхать аромат трав и цветов, собирать ягоды и узнавать то, что было им хорошо знакомо, но практически оставалось неизвестным… И, конечно, родители, прочитав нашу книгу, смогут лучше помочь в этом своим детям.

В книге много забавных подробностей о жизни самых разных представителей флоры – от водорослей до гигантских баобабов и секвой… Природа начнёт открывать вам свои секреты, превращая вашу жизнь и жизнь ваших детей в чудесную сказку.

Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

Картины русских художников, фотографии, рисунки – все есть в нашей книге. Иллюстрации в ней играют не второстепенную роль, а едва ли не главную – смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» – и учись распознавать язык природы!

Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребёнку постичь «начала» наук, тех, что ему придётся впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

Автор «Ботаники для малышей», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил… Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребёнок полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет её защитником.

«Занимательная ботаника для малышей» в рамках проекта «Моя первая книга» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов, и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

Эта книга для детей и взрослых. Она может быть полезной учителям и воспитателям в детском саду – «уроки природы» можно проводить теперь предметно и весело, поскольку автор не формально подошёл к разговору о природе.

Об авторе. Лаврова Светлана Аркадьевна родилась 23 января 1964 года в семье служащих. В 1981 закончила среднюю школу и поступила в Свердловский государственный медицинский институт (факультет педиатрии), который закончила в 1987 году с красным дипломом. В 1986 году работала лаборантом на кафедре внутренних болезней СГМИ. В 1987 году училась в интернатуре. В 1991–93 годах работала врачом-инфекционистом в Детской городской больнице № 3. В 1995–2001годах – работала врачом функциональной диагностики в Детской городской больнице № 5. Совмещала работу в Детской городской больнице № 8 и в центре «Особый ребёнок» по той же специальности. В 2001 году перешла на работу в Онкологический центр, затем в Межрегиональный нейрохирургический центр, где и работает в настоящее время врачом-нейрофизиологом. В 2006 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности «нервные болезни». Тема: «Электрофизиологические критерии прогноза стереотаксической хирургии эпилепсии».

Печатается с 1997 года. Вела постоянные рубрики в газете «Телемир», Екатеринбург (2002–2003), журналах «Ёжик», Екатеринбург (2000–2002), «Летучий кораблик», Екатеринбург (2003–2006). Публиковалась в газете «Уральский рабочий», Екатеринбург (2000), «Кукумбер», Москва (2001), «Костер», Санкт-Петербург (2002), «Жили-были», Санкт-Петербург (2002), «Тихая минутка», Екатеринбург (2002–2005). Постоянно сотрудничает с издательством «Белый город», Москва (пишет книги для серий «Энциклопедия тайн и загадок», «История России», «Детский исторический роман»).

В 2004 году Лаврова С. А. за книгу «Увлекательные истории о правах» (вместе с Е. Кропаневой и И. Романовой) получила специальную грамоту. В 2005 году за книгу «Требуется гувернантка для детей волшебника» получила призы «Алиса» в Москве (на фестивале фантастики «Роскон») и «Камертон» в Екатеринбурге. В 2007 году стала призёром литературной премии «Заветная мечта-2007» в номинации «За самое смешное произведение». В 2005 году снялась в документальном фильме «Пока бегут лошадки» (Свердловская киностудия).

Лаврова С. А. Занимательная ботаника / Ред. Н. Жукова; Худож. Ю. Абрамова. – М.: Белый город, 2008. – 144 с.: ил. – (Серия «Моя первая книга»).

«Занимательная ботаника» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребенку постичь «начала» наук, тех, что ему придется впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

Автор «Ботаники», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил… Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребенок полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет ее защитником.

«Занимательная ботаника» в рамках проекта «Моя первая книга» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов, и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

Чем кошка отличается от березы? Где растет дерево с тысячей стволов? Зачем листьям форточки? Почему на клене не растут яблоки? Как растения стреляют и взрываются?

Ответы на эти и множество других вопросов маленький читатель получит в «Занимательная ботанике для малышей». Новая книжка серии «Моя первая книга» познакомит дошкольников и учеников младших классов с царством растений. Эта книжка – не просто перечисление забавных фактов и интригующих подробностей из жизни наших зеленых друзей, а действительно «начала» науки ботаники. Задачу автора по изложению материала облегчало полученное ею биологическое образованием и многолетний опыт работы в детских медицинских учреждениях. Иногда детям сложно и не нужно давать многие биологические понятия, однако, основные закономерности вполне способен освоить даже шести-семилетний ребенок. А это нужно не только для общего развития ребенка, расширения его кругозора, формирования у него логического мышления и подготовки к более сложным школьным дисциплинам в старших классах. Главное – книга помогает сформировать убеждение, что мир вокруг нас прекрасен, радостен и интересен. Его можно изучать. Им можно любоваться. Но не нужно его портить! Пусть растения планеты Земля останутся такими же чудесными для тех, кто придет за нами.

«Занимательная ботаника» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. В книге содержатся много интересных подробностей из жизни и таких гигантов, как баобабы и секвойи, и самых маленьких представителей флоры — водорослей и мхов. «Ботаника» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Особое внимание обращает занимательная сторона книги. Эта «Ботаника» — смешная! Она полна забавных заметок, веселых сказок и ненавязчиво вводит ребенка в мир биологии.

Лаврова Светлана Аркадьевна родилась 23 января 1964 года в семье служащих.В 1981 закончила среднюю школу и поступила в Свердловский государственный медицинский институт (факультет педиатрии), который закончила в 1987 году с красным дипломом. В 1986 году работала лаборантом на кафедре внутренних болезней СГМИ.В 1987 году училась в интернатуре.В 1991–93 годах работала врачом-инфекционистом в Детской городской больнице №3.В 1995–2001годах – работала врачом функциональной диагностики в Детской городской больнице № 5. Совмещала работу в Детской городской больнице № 8 и в центре «Особый ребенок» по той же специальности.В 2001 году перешла на работу в Онкологический центр, затем в Межрегиональный нейрохирургический центр, где и работает в настоящее время врачом-нейрофизиологом.В 2006 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности «нервные болезни». Тема: «Электрофизиологические критерии прогноза стереотаксической хирургии эпилепсии».

Печатается с 1997 года.Вела постоянные рубрики в газете «Телемир», Екатеринбург (2002–2003), журналах «Ежик», Екатеринбург (2000–2002), «Летучий кораблик», Екатеринбург (2003–2006).Публиковалась в газете «Уральский рабочий», Екатеринбург (2000), «Кукумбер», Москва (2001), «Костер», Санкт-Петербург (2002), «Жили-были», Санкт-Петербург (2002), «Тихая минутка», Екатеринбург (2002–2005).Постоянно сотрудничает с издательством «Белый город», Москва (пишет книги для серий «Энциклопедия тайн и загадок», «История России», «Детский исторический роман»).

В 2004 году Лаврова С.А. за книгу «Увлекательные истории о правах» (вместе с Е.Кропаневой и И.Романовой) получила специальную грамоту. В 2005 году за книгу «Требуется гувернантка для детей волшебника» получила призы «Алиса» в Москве (на фестивале фантастики «Роскон») и «Камертон» в Екатеринбурге.В 2007 году стала призером литературной премии «Заветная мечта-2007» в номинации «За самое смешное произведение».В 2005 году снялась в документальном фильме «Пока бегут лошадки» (Свердловская киностудия).Является соавтором монографии «Хирургическое лечение эпилепсии» и методического пособия «Использование депакина для инъекций в лечении эпилепсии».

  • «Путешествие без верблюда». Екатеринбург, БКИ, 1997.
  • «Пираты Настольного моря», Москва: «Дрофа», 2001..
  • «Сказки на краю земли», Екатеринбург, БКИ, 2001 (в сборнике «Сказки нового Екатеринбурга»).
  • «Отстаньте от людоеда», Москва: «Дрофа», 2002.
  • «Прогулки с говорящим котом», Москва: «Дрофа», 2002.
  • «Первоклассные истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2003.
  • «Сказка о волшебном кольце», Москва: «Белый город», 2004.
  • «Занимательная анатомия и медицина», Москва: «Белый город», 2004.
  • «Увлекательные истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2004.
  • «Требуется гувернантка для детей волшебника», Екатеринбург: «Сократ», 2004.
  • «Правдивые истории о правах и правилах», Екатеринбург: «Сократ», 2005.
  • «Япония», Москва: «Белый город», 2005.
  • «По странам и континентам», Москва: «Белый город», 2005.
  • «Истории о правах», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Замок между мирами», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Кошка до вторника», Екатеринбург: «Сократ», 2006.
  • «Загадки и тайны обычных вещей», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Загадки и тайны архитектуры», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Загадки и тайны старых картин», Москва: «Белый город», 2006.
  • «Урал», Москва: «Белый город», 2007.
  • «Компот из молодильных яблок», Москва: «Дрофа». 2007.
  • Что такое растение?
    Самое главное растение 2
    Когда деревья были богами 4
    Три имени 6
    Чем кошка отличается от берёзы? 8
    Еда — это главное 10
    Все клетчатое! 12
    Что внутри клетки? 13
    Опять о кошке и берёзе 14

    Корни, стебли и прочее
    Что есть у растения? 16
    Трудная жизнь обычного корня 17
    Волшебные корни 20
    Дорога между землёй и небом 22
    Какие бывают стебли? 24
    Стебли надевают маски 26
    Самый драгоценный стебель 27
    Одно дерево с тысячей стволов 28
    Какая бывает кора? 30
    Какая бывает древесина? 32
    Кровь дерева 34
    Зачем листьям форточки? 36
    Водопровод в зелёном листе 37
    Зелёные холодильники 38
    Лифт для воды 40
    Самое главное 41
    Какие бывают листья? 42
    Не только для красоты 46
    Что внутри цветка? 47
    Зачем цветку красота? 48
    Ромашка-обманщица 49
    Почему цветы пахнут? 52
    Добрый ветер 54
    Любимый цвет для друга 56
    Не пускайте чужих! 57
    Какие бывают цветы? 58
    Часы на клумбе 60
    Язык цветов 62
    Одно цветочное недоразумение 64
    Что возникло из цветка? 66
    Почему яблоко вкусное? 68
    Почему на клёне не растут яблоки? 70
    Колючие наездники и храбрые пловцы 72
    Растения «стреляют» и «взрываются» 74
    Какие бывают плоды? 75

    Какие бывают растения?
    Зачем делить растения на группы? 76
    Водоросли большие и маленькие 80
    Растут ли на водорослях груши? 82
    Виноград для моряков 83
    По приказу императора 84
    Самые знаменитые водоросли 86
    Что такое планктон? 87
    Лён для кукушки 88
    Чем похожи разные мхи? 89
    Мох на войне 90
    Как мох делает болото? 91
    Цветок, которого нет 92
    Папоротник и его братья 94
    Семечко голое и семечко одетое 96
    В лесу родилась ёлочка… 97
    Травянистых ёлок не бывает 98
    Какие бывают шишки? 100
    Ёлка, притворившаяся пальмой 101
    Ёлка, притворившаяся осьминогом 102
    Ёлка, притворившаяся лианой 102
    Ёлка, притворившаяся кустиком 102
    Дерево для динозавров 103
    Цари нашего времени 103
    Дети грома и чёртовы пальцы 104
    Не животные и не растения 105
    Что больше — гриб или слон? 106
    Что едят грибы? 107
    Зачем лесу грибы? 108
    Какие бывают грибы? 110
    Два в одном 112
    Какие бывают лишайники? 113

    Какого ученого называют «отцом ботаники»
    В какой природной среде началась история растений?
    Какие природные условия нужны для развития растений?
    Какое растение называют «корень жизни»? Чем он полезен?
    Для чего растению нужны корни и стебли?
    Какой формы листья бывают у растений?
    Из каких растений «добывают» сахар?
    Какие растения «стреляют», «взрываются» и «ползают»?
    Какие «природные создания» – и не животные, и не растения?
    Что больше – гриб или слон?

    Занимательная ботаника для малышей » познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе.

    Мы любим природу, но порой не знаем, что такое? ясень, как выглядит ольха. А грибы знаем только те, кто ярче всех окрашен: лисички, мухоморы…

    В нашем «путеводителе по царству растений» - «Занимательной ботанике для малышей» мы постарались восполнить этот пробел - теперь как дети , так и их родители смогут – практически с книгой в руках! – ходить по лесу, вдыхать аромат трав и цветов, собирать ягоды и узнавать то, что было им хорошо знакомо, но практически оставалось неизвестным... И, конечно, родители, прочитав нашу книгу, смогут лучше помочь в этом своим детям.

    В книге много забавных подробностей о жизни самых разных представителей флоры – от водорослей до гигантских баобабов и секвой... Природа начнет открывать вам свои секреты, превращая вашу жизнь и жизнь ваших детей в чудесную сказку.

    Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

    Картины русских художников, фотографии, рисунки – все есть в нашей книге. Иллюстрации в ней играют не второстепенную роль, а едва ли не главную – смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» – и учись распознавать язык природы!

    Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребенку постичь «начала» наук, тех, что ему придется впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

    Автор «Ботаники для малышей», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил... Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребенок. полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет ее защитником.

    «Занимательная ботаника для малышей» в рамках проекта «Моя первая книга » открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов , и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

    Эта книга для детей и взрослых. Она может быть полезной учителям и воспитателям в детском саду – «уроки природы» можно проводить теперь предметно и весело, поскольку автор не формально подошел к разговору о природе.

    Аннотация автора

    Ботаника для малышей

    Чем кошка отличается от березы? Где растет дерево с тысячей стволов? Зачем листьям форточки? Почему на клене не растут яблоки? Как растения стреляют и взрываются?

    Ответы на эти и множество других вопросов маленький читатель получит в «Занимательная ботанике для малышей». Новая книжка серии «Моя первая книга» познакомит дошкольников и учеников младших классов с царством растений. Эта книжка – не просто перечисление забавных фактов и интригующих подробностей из жизни наших зеленых друзей, а действительно «начала» науки ботаники. Задачу автора по изложению материала облегчало полученное ею биологическое образованием и многолетний опыт работы в детских медицинских учреждениях. Иногда детям сложно и не нужно давать многие биологические понятия, однако, основные закономерности вполне способен освоить даже шести-семилетний ребенок. А это нужно не только для общего развития ребенка, расширения его кругозора, формирования у него логического мышления и подготовки к более сложным школьным дисциплинам в старших классах. Главное – книга помогает сформировать убеждение, что мир вокруг нас прекрасен, радостен и интересен. Его можно изучать. Им можно любоваться. Но не нужно его портить! Пусть растения планеты Земля останутся такими же чудесными для тех, кто придет за нами.

    «Занимательная ботаника для малышей» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе. В книге содержатся много интересных подробностей из жизни и таких гигантов, как баобабы и секвойи, и самых маленьких представителей флоры - водорослей и мхов. «Ботаника для малышей» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др.

    Особое внимание обращает занимательная сторона книги . Эта «Ботаника» - смешная! Она полна забавных заметок, веселых сказок и ненавязчиво вводит ребенка в мир биологии.

    112

    Что такое растение?

    Самое главное растение 2
    Когда деревья были богами 4
    Три имени 6
    Чем кошка отличается от берёзы? 8
    Еда - это главное 10
    Все клетчатое! 12
    Что внутри клетки? 13
    Опять о кошке и берёзе 14

    Корни , стебли и прочее

    Что есть у растения? 16
    Трудная жизнь обычного корня 17
    Волшебные корни 20
    Дорога между землёй и небом 22
    Какие бывают стебли? 24
    Стебли надевают маски 26
    Самый драгоценный стебель 27
    Одно дерево с тысячей стволов 28
    Какая бывает кора? 30
    Какая бывает древесина? 32
    Кровь дерева 34
    Зачем листьям форточки? 36
    Водопровод в зелёном листе 37
    Зелёные холодильники 38
    Лифт для воды 40
    Самое главное 41
    Какие бывают листья? 42
    Не только для красоты 46
    Что внутри цветка? 47
    Зачем цветку красота ? 48
    Ромашка-обманщица 49
    Почему цветы пахнут? 52
    Добрый ветер 54
    Любимый цвет для друга 56
    Не пускайте чужих! 57
    Какие бывают цветы? 58
    Часы на клумбе 60
    Язык цветов 62
    Одно цветочное недоразумение 64
    Что возникло из цветка? 66
    Почему яблоко вкусное? 68
    Почему на клёне не растут яблоки? 70
    Колючие наездники и храбрые пловцы 72
    Растения «стреляют» и «взрываются» 74
    Какие бывают плоды? 75

    Какие бывают растения?

    Зачем делить растения на группы? 76
    Водоросли большие и маленькие 80
    Растут ли на водорослях груши? 82
    Виноград для моряков 83
    По приказу императора 84
    Самые знаменитые водоросли 86
    Что такое планктон? 87
    Лён для кукушки 88
    Чем похожи разные мхи? 89
    Мох на войне 90
    Как мох делает болото? 91
    Цветок, которого нет 92
    Папоротник и его братья 94
    Семечко голое и семечко одетое 96
    Какие бывают лишайники? 113

    5 причин завести «зеленых» друзей

    1. Правильно подобранные растения одинаково благотворно влияют на тело, разум и душу. В Китае даже говорят: «Тот, кто сажает сад, сажает счастье».
    2. Растения улучшают микроклимат в квартире. Ведь они поглощают вредные вещества (углекислый газ) и насыщают воздух фитонцидами. А регулярный полив и опрыскивание значительно увеличивают влажность воздуха.
    3. Растениеводство – это отличный способ воспитать у ребенка ответственность, привить ему любовь и бережное отношение ко всему живому. Сформировать желание стать частью природы, ее другом и защитником, а не хозяином.
    4. Знакомство ребенка с удивительным миром растений. Это особенно актуально в условиях современного города, когда дети порой имеют весьма отдаленное представление о том, откуда берутся горошек, морковь, другие овощи и зелень.
    5. Превращение из семечка в крохотный зеленый росток, а затем и во взрослое растение завораживает детей. Кроме того, это целомудренный способ объяснить ребенку, как зарождается жизнь.

    Секреты успешного растениеводства

    • Определите свои возможности. Например, как часто и долго бывает освещен солнечными лучами ваш подоконник (или балкон). Большинство растений предпочитают хорошо освещенные, но скрытые от прямых солнечных лучей места. Хотя есть любители пожариться на солнце и есть тенелюбивые растения.
    • Выберите растения с учетом особенностей вашего жилья (см. Естественный отбор). Узнайте, какие условия считаются для них благоприятными.
    • Растения продаются в легких пластиковых контейнерах минимального размера и с мизерным количеством земельного субстрата, что недостаточно для нормального развития. Поэтому сразу после покупки пересадите его в новый горшок и землю.
    • Обеспечьте растениям тщательный уход (см. Объем работ). Объясните ребенку, что растения – живые. Они дышат, пьют, питаются, спят, растут и радуются солнцу. Они могут заболеть и даже погибнуть.

    Естественный отбор

    Волнуетесь, что растения не выживут при вашей занятости? Напрасно. Поверьте, главное – подобрать подходящие именно вам растения. Итак, растения должны быть:

    • Безопасные, то есть без колючек (откажитесь от кактусов, алоэ, роз). И, конечно, ни в коем случае не заводите ядовитые растения. Перечислим некоторые: плющ, олеандр, эхмея, неорелегия, синадениум (молочай), диффенбахия, глаонема, алоказия крупнокорневая, юкка, монстера.
    • Неприхотливые, то есть не требующие тщательного ухода. Во многих случаях такие растения прощают и обильный (скудный) полив, и неподходящий субстрат, и другие возможные ошибки.
    • Быстрорастущие. Большинство детей нетерпеливы. Им скучно и неинтересно, если придется долго ждать результата своих трудов. Поэтому сажайте те растения, которые легко и быстро развиваются.

    Объем работ

    Полив
    Потребность в воде во многом зависит от самого растения. Основное правило – соблюдать определенный режим полива. Чтобы не забыть день полива, придумайте вместе с ребенком какую-нибудь подсказку. Например, поливать только по четным дням (заодно и выучите), а если надо два раза в неделю, то по средам и субботам (дни недели начинаются на букву «с»).
    Другое правило: воду следует лить не на само растение, а рядом. Можно использовать воду из-под крана, но обязательно постоявшую хотя бы два дня. Важно также, чтобы вода была комнатной температуры.

    Подкормка
    Чтобы растения радовали вас здоровьем, одной воды недостаточно – нужна еще и регулярная подкормка. Весной и летом приблизительно один-два раза в месяц. Зимой же, в период покоя, подкормка нежелательна. Внимание! Отмерять необходимый объем и растворять удобрение в воде должны только взрослые. Следите, чтобы удобрение не попало на нежную кожу ребенка. Если это все-таки произошло, то как можно скорее обильно промойте теплой водой с мылом.

    Очищение
    А вот занятие как раз для тонких пальчиков крохи – обрывать желтые, засохшие листья растения. Регулярно протирать листья влажной тряпочкой – чтобы удалить с них пыль и грязь. А примерно раз в две недели аккуратно промывайте растения в ванне под теплым душем.

    Пересадка
    Будьте готовы пересаживать растения в новую землю и горшки большего размера (на 3–5 см) приблизительно раз в два-три года. Как правило, этим ответственным делом лучше заниматься взрослым. Ребенку же можно объяснить, почему растению стало тесно в его старом горшке.

    Что потребуется?

    • Симпатичная небольшая лейка с длинным узким носиком, маленькие грабли и лопаточка. И договоритесь, что после использования все надо будет помыть, почистить и убрать в специальное место для хранения.
    • Экипировка: фартук, резиновые перчатки, а для работ на свежем воздухе – еще и резиновые сапожки.
    • Горшки, ящики, контейнеры с поддонами. Во всех емкостях должны быть отверстия, через которые будет стекать лишняя вода.
    • Дренаж и подходящий вашим растениям по кислотности питательный грунт.

    Растительный мир

    На подоконнике
    Неприхотливых в уходе комнатных растений много. Как правило, это растения с толстыми мясистыми листьями. Они могут длительное время обходиться без воды. А вот растения с резными, тонкими листьями, наоборот, капризны, требуют тщательного ухода и часто подвержены болезням. Одним из рекордсменов по живучести является декабрист (Варварин цвет). Очень неприхотлива, имеет красивые яркие цветы и приятный аромат герань. Дома можно вырастить также свое собственное денежное дерево (его называют крассула или толстянка). Считается, что оно является символом процветания. Поливать денежное дерево нужно примерно раз в неделю, зимой два раза в месяц.
    Можно также попробовать вырастить дома на подоконнике петрушку, укроп, кресс-салат, базилик. А также мяту, чабрец, розмарин, шалфей, кустики земляники или клубники. А из обычной косточки – цитрусовые деревца (лимонное, апельсиновое, мандариновое, грейпфрут). Правда, урожая придется ждать долго, так что лучше купить уже привитое деревце.

    На балконе
    Для балкона идеально подойдут бархатцы, маргаритки, петуния, виола (анютины глазки), настурция, ночная фиалка (будет благоухать в ночное время), примула, бегония. Если хотите быстрее увидеть результат, то используйте цветочную рассаду, которую можно купить в садовых центрах.

    На даче
    У маленького дачника должен быть свой фронт работ – небольшой участок земли под его собственную грядку. Причем земля должна быть плодородной, а место – солнечным. Придумайте для грядки необычную форму, в виде сердечка или змейки. Семена можно посеять в форме спирали или заглавной буквы имени ребенка. Сделайте деревянные таблички с надписями (дата посадки, сорт), постройте заборчик, смастерите пугало. Классический набор для детской грядки: фасоль, горох, морковь, различная зелень (зеленый лук, шпинат, петрушка, укроп) и, конечно, цветы.

    Учимся, играя

    Обязательно заведите дневник наблюдения, где малыш будет отмечать (заодно выучит буквы и цифры) все важные события вашего растениеводства. Например, дату посадок (посева), название сорта, дату всходов, частоту полива, подкормку удобрениями. Ребенок может зарисовывать, как прорастают семена, появляются листочки и многое другое.

    Учите названия цветов, тренируйтесь их узнавать. Расскажите крохе о строении растений (корень, стебель, листья, цветы, лепестки). Объясните, зачем нужна каждая их часть. Попросите рассказать, чем, по мнению малыша, цветы отличаются от деревьев, кустарников, животных (а чем похожи). Знания, добытые на практике, лучше сохранятся в памяти. Однако важно не просто наполнить ребенка информацией, а пробудить в нем любознательность, научить задавать вопросы, думать и анализировать.

    Учите наблюдательности и вниманию к деталям. Подарите крохе лупу и вместе внимательно рассматривайте в мельчайших подробностях, как выглядят растения. Развивайте тактильные ощущения, максимально включайте органы чувств, активизируйте внимание и память. Например, пусть ребенок осторожно гладит листочки, вдыхает запах влажной земли, ароматы цветов и трав.

    Расширяйте кругозор ребенка с помощью красочных книг, наборов открыток, журналов по садоводству. Обязательно купите энциклопедию!

    Устраивайте викторины и веселые конкурсы , загадывайте шарады и загадки (можно собственного сочинения). Обязательно посмотрите замечательный мультфильм «Вершки и корешки», а потом сами поиграйте в игру «Съедобное – несъедобное». Нарисуйте овощи (морковь, свеклу, репу, лук, картофель и др.), разрежьте картинки (чтобы вершки и корешки были отдельно) и перемешайте их. А теперь пусть малыш найдет и соединит верх и низ рисунков и расскажет, что в овоще съедобное – вершки или корешки (корнеплод).

    Собирайте гербарий – засушивайте цветы, травинки, листики, лепестки. Засушенные цветы можно также использовать для создания картин, изготовления открыток, коллажей, украшения всего, что придумает ваш юный творец.

    Посещайте вместе Ботанический сад , выставки, фестивали цветов, мастер-классы флористов.

    Занимательная ботаника

    Поддерживайте тягу ребенка к познанию всего нового, совершению открытий, пусть небольших, но столь важных для него.

    Покажите ребенку, как велика сила набухающих семян. Для этого возьмите мешочек из тонкой ткани, положите в него семена (гороха или фасоли), крепко завяжите мешочек и опустите в банку с теплой водой. Через несколько дней можно обнаружить, что сила набухающих семян столь велика, что разорвет мешочек. Расскажите, что весной все растения радуются солнцу и начинают пускать зеленые ростки, даже те, которые хранятся в ящике для овощей (например, клубни картофеля или лук). А теперь возьмите одну такую проросшую луковицу и поставьте ее в воду в стеклянную банку – и пусть ребенок понаблюдает. Через несколько дней он увидит, как начнут расти корни, как еще больше зеленых стрелок выбираются из луковицы, становятся длинными, а сама луковица «худеет».

    Предложите ребенку понаблюдать, как растения «пьют». Для этого приготовьте подкрашенную воду (в стакан с водой добавьте пищевой краситель и тщательно размешайте до полного его растворения). Чем концентрированнее будет раствор с красителем, тем очевиднее будут результаты. Опустите в стакан, например, стебли сельдерея (при этом срезать их надо под водой – так вы уберете воздух). Через несколько дней станет заметно, как прожилки листочков окрасятся, ведь вместе с водой они впитывают и краситель. Летом понаблюдайте за своими цветами на балконе, и вскоре вы убедитесь, что с их помощью можно определять время. Ведь цветы раскрывают и закрывают свои бутоны в строго определенное время. Эту особенность цветов более 260 лет назад подметил известный шведский ботаник Карл Линней и создал знаменитые цветочные часы в виде большой клумбы в городе Упсала в Швеции. На его клумбе росли цветы, бутоны которых раскрывались в определенной последовательности с 5 часов утра до полуночи.

    Александр Васильевич Цингер

    Занимательная ботаника

    От редактора

    Выпускаемая новым изданием книга А. В. Цингера «Занимательная ботаника» является первым посмертным изданием. Эти «бесхитростные любительские беседы», как называл их сам автор, физик по специальности и любитель ботаники, к которой он имел очень серьёзные «родственные чувства», были по достоинству и высоко оценены читателями. Поэтому нет необходимости говорить о значении «Занимательной ботаники» и о превосходном изложении и структуре книги, написанной автором, блестящий популяризаторский талант которого всеми признан.

    Поскольку последнее, четвёртое издание «Занимательной ботаники» вышло в 1934 г., нам пришлось тщательно просмотреть весь текст книги, внеся в него фактические поправки и те изменения, которые вытекали, непосредственно из достижений, обогативших советскую биологическую науку за последние 12–15 лет, прошедших после выхода в свет четвёртого издания.

    Однако, мы взяли на себя смелость сделать ряд дополнений к тексту автора, стараясь построить их по возможности в том же стиле, в каком написана «Занимательная ботаника». Конечно, сделать это было чрезвычайно трудно, и сколь это удалось, об этом уже будут судить читатели этого нового издания. Такие дополнения были сделаны для эвкалиптов, для секвойи, о цитрусах, подсолнечнике и белладонне; во всех этих местах новый текст выделен квадратными скобками.

    Кроме этих дополнений мы включили две беседы, написанные заново: 1) «Ещё о пигмеях», (Волга цветёт) и 2) «К охотникам за растениями». Эта последняя глава помещена вместо главы «Флора СССР как источник сырья», написанной в своё время научным редактором последнего издания.

    В конце книги дано также небольшое послесловие «О „Занимательной ботанике“ и её авторе», в котором мы попытались осветить подробнее это несколько необычное явление в истории ботаники, когда профессор физики так удачно и ярко разрешил трудную задачу «сагитировать юных натуралистов», для которых прежде всего написана эта книга, на глубокое и вдумчивое изучение природы.

    Сложность всех указанных дополнений заключалась ещё и в том, что мне, как специалисту-ботанику не всегда легко было стать на «точку зрения непритязательного любителя»… Одно лишь может служить мне надеждой на оправдание, что если бы, у нас было, больше таких любителей ботаники, как покойный А. В. Цингер, тогда успех и серьёзное увлечение ботаникой наших молодых натуралистов были бы обеспечены в ещё большей степени, чем сейчас.

    С. Станков.

    Вафля (Телегин): «Я питаю к науке не только уважение, но и родственные чувства. Моей жены двоюродный брат, изволите ли знать, был магистром ботаники».

    А. Чехов. «Дядя Ваня».

    Я лишь скромный, непритязательный любитель ботаники, но сохраняю любовь к растительному миру и течение всей своей жизни, с самого раннего детства. Мои «родственные чувства» к ботанической науке имеют несколько большие основания, чем у чеховского Вафли. Пусть читатель простит меня, если я несколько задержусь на своих «родственных» связях с ботаникой. В моём рассказе о прошлом, может быть, найдется кое-что интересное и для теперешнего молодого поколения любителей флоры.

    Отец мой был профессором математики. Всю молодость свою он провёл в Москве, вдали от природы; только лет с 35 начал он довольно регулярно проводить летние месяцы среди полей и лесов. Первое время растительный мир был ему совершенно чужд: по собственным его рассказам, он с трудом отличал рожь от овса. Однако мало-помалу он настолько увлёкся ботаникой, что через несколько лет из него выработался опытный, авторитетный знаток нашей флоры, впоследствии отмеченный званием почётного доктора ботаники. Это был, насколько мне известно, единственный случай соединения в одном лице доктора ботаники с доктором математики.

    Что же дало первый толчок, побудивший моего отца от формул и геометрических построений перенести свои интересы к формам и жизни растений? По собственному признанию отца, этот толчок дали совместные прогулки и беседы с тогдашним московским профессором ботаники Н. Н. Кауфманом, автором известного в своё время определителя «Московская флора». «Когда я посмотрел, как Кауфман собирает и исследует растения, - говаривал отец, - когда я послушал его рассказы, у меня точно открылись глаза: и трава, и лес, и почва представились мне в совершенно новом свете, полные самого глубокого интереса».

    Увлёкшись ботаникой на всю жизнь, отец мой умел увлекать и других. Не говорю о многих его последователях и почитателях. Академик С. Г. Навашин в юности готовился быть химиком, но по его собственным рассказам увлёкся ботаникой в значительной мере под влиянием профессора математики В. Я. Цингера. Один из лучших знатоков нашей флоры, Д. И. Литвинов (б. хранитель гербария Академии наук СССР), по образованию и первоначальной деятельности был инженером; в его увлечении ботаникой огромную роль сыграло знакомство с моим отцом.

    Что касается меня, то я в те времена относился к делу совершенно по-мальчишески. Мне всё хотелось найти что-нибудь необыкновенное, никем не виданное. Я наивно полагал, что в этом - главная суть дела. Среди проявления растительной жизни меня привлекали такие курьёзы, как движущиеся тычинки барбариса, взрывающиеся плодики «Не тронь меня» , пыльники орхидей, в виде грибочка прилипающие к хоботку насекомого, и т. п.; но подробнее вникнуть в такие явления меня не тянуло, а главное - я оставался равнодушным к тысячам менее эффектных, но иногда гораздо более интересных деталей, которые более вдумчивому наблюдателю открываются повсюду. Ещё мальчишкой я мог назвать более сотни различных растений их научными, латинскими именами; но сколько-нибудь толкового представления о системе растений у меня совсем не было. Помню, мне было уже лет 15, когда отец поручил мне разложить один гербарий, хоть приблизительно, по семействам. Что у меня получилось!.. Нечего уже говорить, что чистотел (Chelidonium mаjus) попал у меня в Крестоцветные, а дымянка (Fumaria officinalis) очутилась близ Губоцветных; я не усомнился белую водяную лилию (Nymphaea alba) занести в семейство Лилейных. Лишь позднее я стал понимать, что узнать латинское название ещё не значит определить растение, что