РУССКИЕ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга откроет впервые для многих из нас удивительный, почти неизведанный, воистину чудесный мир тех верований, обычаев, обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки - славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.

Русы… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря - до Адриатики и от Эльбы - до Волги, - просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому в нашей энциклопедии встречаются упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.

История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка - яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров? Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваяний, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.

Мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, - заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), «упырям» и «берегиням», затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле - божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV–III тысячелетия до н. э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н. э. - время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре - победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX–X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун - первобогом.

Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией…

Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками… Мир языческих богов был величавым - и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие - наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца - и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. М. Снегирев, славянское язычество - это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев:

«Язычники породнили душу со стихиями…»

И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки - и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..


Елена Грушко,

Юрий Медведев , лауреат Пушкинской премии

АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ

Всем камням отец

Поздним вечером вернулись охотники из Перуновой пади с богатой добычей: двух косуль подстрелили, дюжину уток, а главное - здоровенного вепря, пудов на десять. Одно худо: обороняясь от рогатин, разъяренный зверь распорол клыком бедро юному Ратибору. Отец отрока разодрал свою сорочку, перевязал, как мог, глубокую рану и донес сына, взвалив на могучую спину, до родного дома. Лежит Ратибор на лавке, стонет, а кровь-руда все не унимается, сочится-расплывается красным пятном.

Делать нечего - пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришел седобородый старец, рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы. Оставшись вдвоем с Ратибором, знахарь склонился над раной и зашептал:

На море на Окияне, на острове Буяне

Лежит бел-горюч камень Алатырь.

На том камне стоит стол престольный,

На столе сидит красна девица,

Швея-мастерица, заря-заряница,

Держит иглу булатную,

Вдевает нитку рудо-желтую,

Зашивает рану кровавую.

Нитка оборвись - кровь запекись!

Водит знахарь над раною камушком самоцветным, в свете лучины гранями играющим, шепчет, закрыв глаза…

Две ночи и два дня проспал беспросыпно Ратибор. А когда очнулся - ни боли в ноге, ни знахаря в избе. И рана уже затянулась.

По преданиям, камень Алатырь существовал еще до начала мира. На остров Буян посреди моря-окияна он упал с неба, и на нем были начертаны письмена с законами бога Сварога.

Остров Буян - возможно, так в средние века называли современный остров Рюген в Балтийском (Алатырском море). Тут возлежал волшебный камень Алатырь, на который садится красная девица Заря, прежде чем расстелить по небу свою розовую фату и пробудить весь мир от ночного сна; тут росло мировое древо с райскими птицами. Позднее, в христианские времена, народное воображение поселило на том же острове и Богородицу вместе с Ильей-пророком, Егорием Храбрым и сонмом святых, а также самого Иисуса Христа, царя небесного.

Под Алатырь-камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет. «Голубиная книга», объясняющая происхождение мира, утверждает, что из-под него истекает живая вода. Именем этого камня скрепляется чародейное слово заклинателя:

«Кто сей камень изгложет, тот мой заговор превозможет!»

Одно из преданий связано с праздником Воздвижения (14/27 сентября), когда все змеи скрываются под землю, кроме тех, что укусили кого-нибудь летом и обречены замерзнуть в лесах. В этот день змеи собираются кучами в ямах, яругах и пещерах и остаются там на зимовье вместе со своею царицей. Среди них является пресветлый камень Алатырь, змеи лижут его и с того бывают и сыты, и сильны.

Некоторые исследователи уверяют, что Алатырь - это балтийский янтарь. Древние греки называли его электрон и приписывали ему самые чудодейственные лечебные свойства.

Светящиеся черепа

Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз говорит она девушке:

Хватит тебе задаром хлеб есть! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица нужна. Сама себе на жизнь будешь зарабатывать. Иди прямо сейчас и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина изба.

А на дворе ночь, темно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала сама не зная куда. Вдруг видит - забрезжил впереди лучик света. Чем дальше идет, тем светлей становится, словно костры невдалеке разожгли. А через несколько шагов стало видно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.

Глядит девушка: кольями поляна утыкана, а посреди поляны стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабка - не кто иная, как сама Баба-яга.

Повернулась бежать куда глаза глядят - слышит, плачет кто-то. Смотрит, у одного черепа из пустых глазниц капают крупные слезы.

О чем ты плачешь, кощь человеческая? - спрашивает она.

Как же мне не плакать? - отвечает череп. - Был я некогда храбрым воином, да попался в зубы Бабе-яге. Бог весть, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, видно, не знать мне погребения, словно последнему злодею!

Пожалела их девушка, взяла острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном прикрыла.

Поклонилась девушка до земли могилке, взяла гнилушку - и ну бежать прочь!

Баба-яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать.

А девушка бежала до тех пор, пока не погасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропе с молодым охотником. Приглянулась ему девица, взял он ее в жены. Жили они долго и счастливо.

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Попариться захотелось

Один мельник вернулся домой с ярмарки за-полночи и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок - и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.

А, попариться захотелось! - прорычал баенник. - Забыл, что после полуночи баня - наша! Нечистая!

И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.

Когда уже к рассвету пришли в баню домочадцы, встревоженные долгим отсутствием хозяина, еле-еле привели его в чувство! Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:

Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но потусторонним силам. Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище - место, где баня стояла, - почиталось опасным, и строить на нем жилое, избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник - особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Банник со всеми своими гостями и челядью любит попариться после двух, трех, а то и шести смен людей, а моется он только грязной водой, стекшей с людских тел. Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь - ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, - будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Полезно также оставлять в кадушках немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу - веник: баенники любят внимание и заботу!

Хрустальная гора

Один человек заблудился в горах и уже решил, что настал ему конец. Обессилел он без пищи и воды и готов был кинуться в пропасть, чтобы прекратить свои мучения, как вдруг явилась ему красивая синяя птичка и начала порхать перед его лицом, удерживая от опрометчивого поступка. А когда увидела, что человек раскаялся, полетела вперед. Он побрел следом и вскоре увидел впереди хрустальную гору. Одна сторона горы была белая, как снег, а другая черная, как сажа. Хотел человек взобраться на гору, но она была такая скользкая, словно покрыта льдом. Пошел человек кругом горы. Что за чудо? С черной стороны дуют свирепые ветры, клубятся над горой черные тучи, воют злые звери. Страх такой, что жить неохота!

Из последних сил влез человек на другую сторону горы - и от сердца у него тотчас отлегло. Здесь стоит белый день, поют сладкоголосые птицы, на деревьях растут сладкие плоды, а под ними струятся чистые, прозрачные ручьи. Путник утолил голод и жажду и решил, что попал в самый Ирий-сад. Солнышко светит и греет так ласково, так приветливо… Рядом с солнцем порхают белые облака, а на вершине горы стоит седобородый старец в великолепных белых одеждах и отгоняет облака от лика солнечного. Рядом с ним увидел путник ту самую птичку, которая спасла его от смерти. Птица спорхнула к нему, а вслед за ней явился крылатый пес.

Садись на него, - сказала птица человеческим голосом. - Он донесет тебя домой. И больше никогда не дерзай лишить себя жизни. Помни, что удача всегда придет к смелому и терпеливому. Это так же верно, как то, что на смену ночи придет день, а Белбог одолеет Чернобога.

Белбог у славян - воплощение света, божество добра, удачи, счастья, блага.

Первоначально его отождествляли со Святовидом, но затем он сделался символом солнца.

Обитает Белбог на небесах и олицетворяет светлый день. Своим волшебным посохом сгоняет стада белых облаков, чтобы открыть путь светилу. Белбог непрестанно борется с Чернобогом, подобно тому, как день борется с ночью, а добро - со злом. Никто и никогда не одержит окончательной победы в этом споре.

Согласно некоторым сказаниям, Чернобог обитает на севере, а Белбог - на юге. Они дуют поочередно и порождают ветры. Чернобог - отец северного ледяного ветра, Белбог - теплого, южного. Ветры летят навстречу друг другу, то один одолевает, то другой - и так во все времена.

Святилище Белбога в дремучей древности находилось в Арконе, на балтийском острове Руген (Руян). Оно стояло на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка. Жертвы Белбогу приносили веселием, играми и радостным пированием.

На старинных фресках и картинах изображали его в виде солнца на колесе. Солнце - голова бога, ну а колесо - тоже солярный, солнечный символ - его тело. В песнопениях в его честь повторялось, что солнце - это око Белбога.

Однако это отнюдь не было божество безмятежного счастья. Именно Белбога призывали славяне на помощь, когда отдавали какое-то спорное дело на разрешение третейского суда. Именно поэтому его часто изображали с раскаленным железным посохом в руках. Ведь частенько на божьем суде правоту свою приходилось доказывать, беря в руки раскаленное железо. Не оставит оно на теле огненного следа - значит, человек невинен.

Служат Белбогу солнечный пес Хорс и птица Гамаюн. В образе синей птицы Гамаюн выслушивает божественные прорицания, а потом является людям в виде птицедевы и пророчит им судьбу. Поскольку Белбог - светлое божество, то и встреча с птицей Гамаюн сулит счастье.

Подобное божество известно не только славянам. У кельтов был такой же бог - Белениус, а сына Одина (германская мифология) звали Бальдр.

БЕРЕГИНЯ

Золото берегинь

Пошел пригожий молодец в лес - и видит: на ветвях большой березы качается красавица. Волосы у нее зеленые, будто березовые листья, а на теле и нитки нет. Увидала красавица парня и засмеялась так, что у него мурашки по коже побежали. Понял он, что это не простая девушка, а берегиня.

«Плохо дело, - думает. - Надо бежать!»

Только поднял руку, надеясь, что перекрестится - и сгинет сила нечистая, но дева запричитала:

Не гони меня, жених ненаглядный. Слюбись со мною - и я тебя озолочу!

Начала она трясти березовые ветки - посыпались на голову парня круглые листочки, которые превращались в золотые и серебряные монетки и падали на землю со звоном. Батюшки-светы! Простак отродясь столько богатства не видал. Прикинул, что теперь непременно избу новую срубит, корову купит, коня ретивого, а то и целую тройку, сам с ног до головы в новье обрядится и присватается к дочке самого богатого мужика.

Не устоял парень перед искушением - заключил красавицу в объятия и ну с ней целоваться-миловаться. Время до вечера пролетело незаметно, а потом берегиня сказала:

Приходи завтра - еще больше золота получишь!

Пришел парень и завтра, и послезавтра, и потом приходил не раз. Знал, что грешит, зато в одну неделю доверху набил золотыми монетами большой сундук.

Но вот однажды зеленовласая красавица пропала, будто и не было ее. Вспомнил парень - да ведь Иван Купала миновал, а после этого праздника в лесу из нечистой силы только лешего встретишь. Ну что ж, былого не воротишь.

Поразмыслив, решил он со сватовством погодить, а пустить богатства в оборот и сделаться купцом. Открыл сундук… а он доверху набит золотыми листьями берез.

С той поры сделался парень не в себе. До самой старости бродил от весны до осени по лесу в надежде встретить коварную берегиню, но больше она не появлялась. И все слышался, слышался ему переливчатый смех да звон золотых монет, падающих с березовых ветвей…

И поныне кое-где на Руси опавшую листву так и зовут - «золото берегинь».

Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая все сущее.

Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «пръ(здесь ять)гыня» - «холм, поросший лесом». Но вероятно и происхождение от слова «берег». Ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек.

Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяниц, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев.

Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет.

Откуда взялись бесы?

Когда Бог сотворил небо и землю, он жил один. И стало ему скучно.

Однажды увидел он в воде свое отражение и оживил его. Но двойник - его имя было Бес - оказался упрямцем и гордецом: немедленно вышел из-под власти своего создателя и стал приносить только вред, препятствуя всем добрым намерениям и начинаниям.

Бог сотворил Беса, а Бес - бесенят, чертят и прочую нечисть.

Долго сражались они с ангельским воинством, но наконец Богу удалось справиться с нечистой силой и свергнуть ее с небес. Одни - зачинщики всей смуты - угодили прямиком в пекло, другие - шкодливые, но менее опасные - были сброшены на землю.

Бес - старинное наименование злобного божества. Происходит оно от слова «беда», «бедствовать». «Бес» - приносящий беду.

Бесы - общее название всех нечистых духов и чертей (старославянское «черт» означает - проклятый, заклятый, перешедший черту).

Народное воображение издревле рисует бесов черными или темно-синими, с хвостами, рогами, крыльями, а обыкновенные черти обычно бескрылы. На руках и ногах у них когти или копытца. Бесы востроголовы, как птицы сычи, а также хромы. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения с неба.

Живут бесы повсюду: в домах, омутах, заброшенных мельницах, в лесных чащобах и болотах.

Все бесы обыкновенно невидимы, но они легко обращаются в любых зверей или животных, а также в людей, но непременно хвостатых, которым приходится тщательно прятать эти хвосты от проницательного взора.

Какой бы образ ни принимал на себя бес, его всегда выдает сильный, очень громкий голос с примесью устрашающих и зловещих звуков. Иногда он каркает черным вороном или стрекочет проклятой сорокой.

Время от времени бесы, бесихи (или бесовки) и бесенята собираются на шумные празднества, поют и пляшут. Именно бесы изобрели на погибель роду человеческому и вино, и табачное зелье.

БОЛОТНИКИ и БОЛОТНИЦЫ

Земля со дна океана

Давным-давно, когда Белбог боролся с Чернобогом за власть над миром, Земли еще не было: всю ее сплошь покрывала вода.

Однажды ходил Белбог по воде, смотрит - навстречу ему плывет Чернобог. И решили два врага на время примириться, чтобы создать в этом безбрежном океане хоть островок суши.

Стали они по очереди нырять и наконец-то отыскали на глубине немного земли. Белбог нырял усердно, он поднял на поверхность много земли, а Чернобог скоро оставил эту затею и только сердито смотрел, как обрадованный Белбог начал разбрасывать землю, и всюду, куда она ни падала, возникали материки и острова.

Но Чернобог часть земли затаил за щекой: он по-прежнему хотел создать свой мир, где будет царить зло, и только и ждал, чтобы Белбог отвернулся.

В это мгновение Белбог начал творить заклинания - и на всей земле стали появляться деревья, проклюнулись трава и цветы.

Однако, повинуясь воле Белбога, начали прорастать растения и во рту Чернобога! Крепился он, крепился, надувал, надувал щеки, но наконец не выдержал - и начал выплевывать спрятанную землю.

Так и появились болота: земля пополам с водой, корявые деревца и кусты, жесткая трава.

Болотник (болотяник, болотный) - злой дух болота, где он живет с женой и детьми. Женой его становится дева, утопшая в болоте. Болотник - родич водяного и лешего. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу, пугать идущих через болото то резкими звуками, вздохами; выдувая воздух водяными пузырями, громко причмокивает.

Болотник ловко подстраивает ловушки для несведущих: кинет лоскут зеленой травы или корягу, или бревно, - так и манит ступить, а под ним - трясина, глубокая топь! Ну а по ночам выпускает он души детей, утонувших некрещеными, и тогда на болоте перебегают-перемигиваются блудячие синие огоньки.

Болотница - родная сестра русалкам, тоже водяница, только живет она на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной. Она неописуемо прекрасна, бесстыдна и прельстительна, а в цветке сидит, чтобы спрятать от человека гусиные свои ноги, вдобавок - с черными перепонками. Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить, но стоит сделать к ней хоть шаг по болотине, как злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину.

Чародейная сила

Жила-была в одном селении прекрасная девушка Жданка. От женихов у нее отбою не было! Но самые близкие подружки знали, что больше всех был ей по сердцу Свиреп, сын богатой вдовы-знахарки Невеи. Но отец красавицы прогнал сватов со двора, крикнув им вслед:

Да лучше я отдам ее уродливому, нищему калеке, чем сыну ведьмы!

Понял Свиреп, что Жданка для него навеки потеряна, да и утопился с горя. Жданка по своему милому убивалась страшно! И вот однажды решила навестить несчастную мать Свирепа.

Вошла - да так и ахнула! Лежит на кровати худая, изможденная старушонка. С трудом узнала Жданка красавицу Невею. Пожалела ее, зачерпнула воды резным ковшиком. Приняла Невея ковшик иссохшей рукой, выпила до дна и подает его обратно Жданке:

Возьми, дитятко.

Ох, нельзя, нельзя ничего брать от умирающей ведьмы! Но Жданка этого не знала. Протянула руку - и взяла ковш.

И вдруг… Крыша избы треснула, и в щелях увидела Жданка звездное небо, по которому вихрем мчались черти и нагие бабы с распущенными волосами, верхом на черных кошках да на помелах.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие - языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие - принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

В нашей книге, несомненно, нельзя было обойтись без преданий из «Повести временных лет» (XI в.), некоторых заимствований из церковной литературы, «Абевеги русских суеверий» (1786). Но именно XIX век был ознаменован бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии - не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в различных формах народного творчества.

Древнейшая вера наших предков похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых можно установить по обрывкам. Полной картины не установил еще никто. До XIX века русские мифы никогда не служили материалом для литературных произведений, в отличие, например, от античной мифологии. Христианские писатели не считали нужным обращаться к языческой мифологии, поскольку их целью было обращение в христианскую веру язычников, тех, кого они считали своей «аудиторией».

Ключевыми для национального осознания славянской мифологии стали, безусловно, широко известные «Поэтические воззрения славян на природу» (1869) А. Н. Афанасьева.

Учеными XIX века исследовались и фольклор, и церковные летописи, и исторические хроники. Они восстановили не только целый ряд языческих божеств, мифологических и сказочных персонажей, которых великое множество, но и определили их место в национальном сознании. Русские мифы, сказки, легенды исследовались с глубоким пониманием их научной ценности и важности сохранения их для последующих поколений.

В предисловии к своему собранию «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880) М. Забылин пишет: «В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается веь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Легенды и мифы оказали воздействие и на развитие художественной литературы. Примером тому может служить творчество П. И. Мельникова-Печерского (1819–1883), в котором переливаются, как драгоценные жемчужины, легенды Поволжья и Приуралья. К высокому художественному творчеству несомненно относится и «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) С. В. Максимова (1831–1901).

В последние десятилетия переизданы забытые в советский период, а ныне заслуженно пользующиеся широкой популярностью: «Быт русского народа» (1848) А. Терещенко, «Сказания русского народа» (1841–1849) И. Сахарова, «Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских» (1872) и «Московские окрестности ближние и дальние…» (1877) С. Любецкого, «Сказки и предания Самарского края» (1884) Д. Садовникова, «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) Аполлона Коринфского.

Многие из приведенных в книге легенд и преданий взяты из редких изданий, доступных только в крупнейших библиотеках страны. К ним относятся: «Русские предания» (1838–1840) М. Макарова, «Заволоцкая чудь» (1868) П. Ефименко, «Полное собрание этнографических трудов» (1910–1911) А. Бурцева, публикации из старинных журналов.

Изменения, внесенные в тексты, большая часть которых относятся к XIX веку, незначительны, носят чисто стилистический характер.

Из книги Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 автора Фляйшхауэр Ингеборг

ПРЕДИСЛОВИЕ Не только книги, но и их замыслы имеют свою судьбу. Когда моло­дой историк из Бонна д-р Ингеборг Фляйшхауэр в середине 80-х годов задумала исследовать генезис советско-германского договора о ненапа­дении от 23 августа 1939 года, ничто не открывало ей особых

Из книги Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 автора Голдстоун Джек

ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ - единственная постоянная величина в истории. Двадцать лет назад вся мировая политика основывалась на противостоянии коммунизма и капитализма. Конфликт этот, в сущности, завершился в 1989–1991 гг., с падением коммунизма в Советском Союзе и Восточной

Из книги Трагедия русского Гамлета автора Саблуков Николай Александрович

Предисловие Одна из вопиющих и темных страниц русской истории последних двух столетий - трагическая кончина императора Павла Петровича в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. В иностранных источниках находим множество описаний страшных событий в мрачных стенах Михайловского

Из книги Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе автора Мельникова Елена Александровна

Предисловие Лето 1939 г. - второй сезон раскопок небольшой группы курганов поблизости от местечка Саттон-Ху в графстве Суффолк - ознаменовалось поразительным открытием. Находки превзошли все ожидания. Даже самая предварительная оценка результатов раскопок показала,

Из книги Тайны масонства автора Иванов Василий Федорович

Предисловие В предисловиях принято говорить, что автор предлагает свое произведение на суд общества.- Не суда общества я требую этой книгой! Я требую внимания русского общества к поднимаемым мною темам. Нельзя судить, покамест не пересмотрены сами основания, на

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

ПРЕДИСЛОВИЕ В 1902 году Великобритания подписала соглашение об ограниченном альянсе с усиливавшей свое мировое влияние Японией. Надо заметить, это было сделано главным образом для того, чтобы приобрести мощного военного союзника в Восточной Азии, который бы пристально

Из книги Все великие пророчества автора Кочетова Лариса

Из книги Гапон автора Шубинский Валерий Игоревич

ПРЕДИСЛОВИЕ Начнем с цитаты.«Еще в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих - „Собрание русских фабрично-заводских рабочих“. Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга.

Из книги Я послал тебе бересту автора Янин Валентин Лаврентьевич

Предисловие В этой книге рассказывается об одном из самых замечательных археологических открытий XX века - находке советскими археологами новгородских берестяных грамот.Первые десять грамот на березовой коре были обнаружены экспедицией профессора Артемия

Из книги Анна Комнина. Алексиада [без номера] автора Комнина Анна

Предисловие Памяти отца, Любарского Николая Яковлевича, посвящаю В начале декабря 1083 г. византийский император Алексей Комнин, отвоевав у норманнов крепость Касторию, вернулся в Константинополь. Он застал свою супругу в предродовых муках и вскоре, «ранним утром в

Из книги Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941-1944 автора Барышников Николай И

ПРЕДИСЛОВИЕ В течение второй половины минувшего столетия написано уже значительное количество книг о блокаде Ленинграда. Рассмотрению событий, связанных с героической обороной города в годы Великой Отечественной войны и суровыми испытаниями, которые пришлось

Из книги Воцарение Романовых. XVII в автора Коллектив авторов

Предисловие 17 век принес множество испытаний Российскому государству. В 1598 году прервалась династия Рюриковичей, правившая страной более семисот лет. Начался период в жизни России, который называют Смутой или Смутным временем, когда само существование российской

Из книги Отто фон Бисмарк (Основатель великой европейской державы - Германской Империи) автора Хилльгрубер Андреас

ПРЕДИСЛОВИЕ Представить читателю жизнеописание Отто фон Бисмарка в форме биографического очерка - предприятие довольно рискованное, поскольку жизнь этого человека была до краев наполнена событиями, а решения, которые он принимал, имели исключительное значение как для

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

Предисловие По христианскому летосчислению Бабур родился в 1483 году, в одной из долин, расположенных в горных районах Центральной Азии. Кроме этой долины, у его семьи не было другого достояния, если не считать двойной традиции власти. По линии матери род мальчика восходил

Из книги Герои 1812 года [От Багратиона и Барклая до Раевского и Милорадовича] автора Шишов Алексей Васильевич

Предисловие Отечественная война 1812 года, или иначе, как она называется во французской историографии, – Русский поход Наполеона в военной истории государства Российского, являет собой нечто исключительное. Это был первый случай со дня объявления Петром I Великим России

Из книги Русь и монголы. XIII в. автора Коллектив авторов

Предисловие В 30-х годах 12 века Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Грозные признаки этого процесса были заметны уже во времена Ярослава Мудрого, в середине 11 века. Междоусобные войны не прекращались, и, видя это, Ярослав Мудрый перед смертью

Для того чтобы попасть на территорию ЗАТО, нужен специальный пропуск. Легче всего его получить тем, у кого в закрытом городе проживают близкие родственники. Пропуск также выдают тем, кто устроился в ЗАТО на работу или нашел себе мужа или жену из местных жителей.

Но, конечно, существуют и обходные пути. В некоторых ЗАТО время от времени проходят культурные и спортивные мероприятия, на которые приглашаются посторонние участники. Самые же отчаянные просто находят дырки в заборе или пробираются в город секретными тропами. Правда, при этом нужно учитывать, что незаконное проникновение на территорию ЗАТО чревато административным наказанием в виде штрафа и немедленным выдворением за забор.

10 закрытых городов России

1. Железногорск (Красноярск-26, Соцгород, Атомград), Красноярский край

Фото: Сергей Филинин

Причина особого статуса: На территории города находится Горно-химический комбинат (ГХК), где производился оружейный плутоний (плутоний-239), а также ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», выпускающее спутники.

В свое время проектировщики Железногорска придерживались концепции максимального невмешательства в природный ландшафт, поэтому с высоты птичьего полета кажется, будто жилые кварталы находятся прямо в лесу. Недалеко в горном массиве находятся уран-графитовые реакторы по производству плутония. Один из них действовал до недавнего времени - он не только производил плутоний, но и снабжал теплом и электричеством жителей города. Расположены реакторы в километровых тоннелях в толще гранитного монолита - на случай ядерной войны. Еще один из тоннелей проложен от ГХК на другой берег Енисея.

В советские времена статус ЗАТО притягивал к городу агентов иностранной разведки, которых, впрочем, бдительные местные жители вычисляли почти сразу. Однако особенно популярна среди них байка не об иностранном агенте, а о своем же земляке: в 1980-е один из работников ГХК изловчился пронести через проходную немного плутония и хранил его дома в обычной стеклянной банке. Позже, когда вора засекли с помощью специальной техники, он говорил, что всего-навсего хотел отравить тещу. В итоге его признали невменяемым и отправили лечиться.

Кстати, в городе есть Парк культуры и отдыха им. Кирова, где работают аттракционы «Солнышко», «Колокольчик», «Орбита» и находится Городское озеро.

2. Зеленогорск (Заозерный-13, Красноярск-45), Красноярский край

Причина особого статуса: На территории города находится ОАО «Производственное объединение «Электрохимический завод», где производят низкообогащенный уран.

Зеленогорск был возведен на реке Кан на месте небольшой деревни Усть-Барга. Жителей деревни, которая фактически была стерта с лица земли, привлекли к строительству города.

В Зеленогорске действует кадетский корпус при центре «Витязь», причем военной подготовке здесь обучают не только мальчиков, но и девочек. На базе центра работает небольшой Музей боевой славы. Также в городе есть Музейно-выставочный центр, расположенный напротив храма преподобного Серафима Саровского.

Основные развлечения зеленогорцев - посиделки на берегу реки Кан и походы в ночной клуб «Город», открывшийся буквально пару месяцев назад. За культурным досугом местные жители предпочитают ездить в Красноярск, несмотря на то что до него более 150 км. Приезжего наверняка удивит тот факт, что Зеленогорск, в отличие от большинства ЗАТО, отнюдь не выглядит как типичный городок из советского времени - тут широкие проспекты, кирпичные многоэтажки, бесчисленные газоны и скверы; никакой серости и уныния. Впрочем, о советском прошлом напоминает вездесущий памятник Ленину.

3. Знаменск (Капустин Яр - 1), Астраханская область

Причина особого статуса: Город является административно-жилым центром военного полигона Капустин Яр.

Военный полигон Капустин Яр, построенный в 1946 году, предназначался для проведения испытаний первых советских боевых баллистических ракет. А вполне миролюбивое свое название он получил от одноименного села, которое впоследствии стало открытым пригородом закрытого Знаменска. Впрочем, на деле последний оказался не таким уж и закрытым: сюда периодически приезжают на экскурсии школьники и студенты из ближайших населенных пунктов. Так что желающим попасть в город можно попробовать собраться в экскурсионную группу и подать соответствующий запрос - не исключено, что особенно настойчивых примут.

Первый начальник полигона Капустин Яр генерал-майор Василий Вознюк, заступивший на службу в 1946 году, до сих пор пользуется у местных жителей уважением, в кабинетах администрации можно увидеть его портреты. Есть его портрет и в местном Музее космонавтики. Именно из Знаменска отправились в полет первые космические собаки, и звали их не Белка и Стрелка, а Дезик и Цыган. Рядом с музеем находится открытая площадка, где представлены образцы военной техники, например, ракетные установки и радары.

4. Город Лесной (Свердловск-45), Свердловская область

Причина особого статуса: На территории города находится ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», предназначенный для сборки и утилизации ядерных боеприпасов, а также для производства изотопов урана.

Строительство значительной части Лесного легло на плечи узников ГУЛАГа: в общей сложности над секретным объектом работали более 20 000 заключенных. Несмотря на то что Совет министров СССР отправлял руководить работами на будущих ЗАТО лучших специалистов, без трагических инцидентов не обходилось. Так, возведение Лесного унесло жизни нескольких десятков человек, которые погибли во время взрывных работ и так и не были должным образом похоронены - их тела находятся в братских могилах.

Город Лесной очень похож на другие закрытые города Росатома: 3-х этажные дома первых лет строительства (начало 50-х годов), солидные «сталинские» здания и пестрые многоэтажки на светлых проспектах, симпатичный сквер им. Гагарина, памятник Ленину. Впрочем, досуг можно разнообразить, ведь Лесной расположен всего в нескольких километрах от соседнего городка Нижняя Тура: одна из его центральных улиц упирается прямо в КПП Города Лесного. В Нижней Туре для приезжих есть, например, исторический и экологический музеи.

5. Мирный, Архангельская область

Причина особого статуса: Является административным и жилым центром космодрома Плесецк.

На том месте, где сейчас стоит город Мирный, во времена царской России проходила так называемая «государева дорога» к Белому морю. По легенде, именно по ней вслед за обозом шел в Москву Михайло Ломоносов. Никакого памятного столба, правда, нет, и все главные достопримечательности Мирного связаны с историей освоения космоса: первый государственный космодром «Плесецк» долгое время был мировым лидером по количеству запусков.

Мирный изобилует монументами и обелисками. В памятник превратили даже камень, с которого началось строительство города. Здесь установлен обелиск «Космос-1000» в честь запуска первого советского навигационного космического аппарата. В 1989 году на орбиту был выведен спутник «Космос-2000» - это событие тоже отмечено памятником, который за сходство с представителями внеземных цивилизаций прозвали «инопланетянином».

Пройти в Мирный можно по секретной тропе, которая начинается у последнего поворота соседнего поселка Плесецк, если добираться до города на маршрутном такси. Правда, стоит уточнить топографию у кого-то из местных, а также быть готовым к тому, что есть риск наткнуться на военный патруль.

6. Новоуральск (Свердловск-44), Свердловская область


Фото: zzaharr

Причина особого статуса: На территории города находится ОАО «Уральский электрохимический комбинат», где производят высокообогащенный уран.

Новоуральск стоит на берегу Верх-Нейвинского пруда, в верховьях реки Нейва. Говорят, что пробраться в город можно и через лес рядом с так называемой белореченской проходной - неподалеку от деревни Белоречка. Однако приезжему легко заблудиться, поэтому стоит подыскать себе проводника.

Окрестности Новоуральска изобилуют природными памятниками. К ним относятся, например, скала Висячий камень и гора Семь братьев. С происхождением последней связано множество легенд: по одной версии, Ермак превратил в каменных истуканов семерых колдунов, которые мешали ему покорять Сибирь; по другой - это все, что осталось от братьев-золотоискателей, которые всю ночь неусыпно охраняли свою добычу от разбойников и под утро обратились в камень. Существует даже такая байка: в советские времена была объявлена облава на старообрядцев, прятавшихся в уральских лесах. Семеро из них в попытке спастись от преследования бежали в горы, где в камень их заковали не какие-то сверхъестественные силы, а обычный страх.

В центре города есть краеведческий музей и театр оперетты, артистов для которого воспитывает в том числе новоуральская музыкальная школа.

7. Озерск (Челябинск-40, Челябинск-65)

Причина особого статуса: На территории города находится ФГУП «Производственное объединение «Маяк», где производят радиоактивные изотопы.

Несмотря на то что в строительство и работу «Маяка» были вложены огромные технические и человеческие ресурсы, без аварий здесь не обходилось. Причем одна из них лишь немногим уступает Чернобыльской трагедии. В результате взрыва, который произошел в хранилище радиоактивных отходов 29 сентября 1957 года, в зоне загрязнения оказалась территория размером около 300 км в длину и 10 км в ширину. Здесь проживало в общей сложности 270 000 человек. Большая часть была переселена, а их имущество и скот уничтожены.

Специалисты, входившие в первую партию работников комбината №817 (так раньше называлось «Производственное объединение «Маяк»), подверглись строжайшему многоступенчатому отбору; более того, после прибытия на секретный объект они в течение нескольких лет были лишены не только встреч с родными, но и права переписки с ними. Сегодня озерчане воспринимают жизнь в ЗАТО не как ограничение, а как привилегию. Поэтому в их отношении к приезжим можно усмотреть некоторую снисходительность.

8. Саров (Шатки-1, Москва-300, Кремлев, Арзамас-75, Арзамас-16), Нижегородская область

Причина особого статуса: На территории города находится Российский федеральный ядерный центр Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).

Саров - удивительный город: с одной стороны, он является местом создания атомной бомбы, с другой, здесь находится одна из самых почитаемых православных святынь, Саровская пустынь. В 1778 году одним из послушников монастыря, в котором был особенно строгий устав, стал Прохор Исидорович Мошнин, в прошлом - сын богатого купца, в будущем - преподобный Серафим Саровский.

Под Саровской пустынью находится настоящий подземный город, куда монахи-отшельники спускались в поисках уединения. Трехуровневые катакомбы представляют собой запутанную систему узких, плохо освещенных коридоров. Местная легенда гласит, что раньше на самом нижнем уровне подземной церкви было небольшое озеро, по которому послушники катались на лодке.

Именно религиозный мотив может облегчить постороннему доступ в Саров: в Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь, который начиная с 2006 года снова благополучно функционирует, периодически организовываются паломнические туры. Для тех же, кого больше интересуют достижения советских ядерщиков, на базе РФЯЦ-ВНИИЭФ работает Музей ядерного оружия. Его главный экспонат - так называемая царь-бомба, она же «кузькина мать», которую Хрущев обещал показать Америке. Большая часть экспонатов музея, естественно, копии.

9. Североморск, Мурманская область

Причина особого статуса: Является крупной военно-морской базой.

Североморск, в прошлом поселок Ваенга, стоит на берегу Кольского залива в Баренцевом море. Изначально эту территорию заселяли саамы и поморы, позже, уже в ХХ веке, сюда пришли финны и русские. Строительство базы ВМФ началось здесь в середине 30-х годов прошлого века, однако статус закрытого город получил уже после распада Советского Союза - в 1996 году.

Памятные места Североморска посвящены морякам и истории флота. Так, на Приморской площади стоит памятник героям-североморцам - гигантский матрос с автоматом и в бескозырке с развевающимися ленточками. Местные жители ласково называют его Алешей. На площади Мужества установлен памятник торпедному катеру ТК-12, который в годы Второй мировой войны потопил четыре вражеских корабля. Здесь же расположен музей Подводная лодка К-21, где представлены основные предметы быта подводников: начиная с гальюна и заканчивая консервированной питьевой водой.

Североморск находится за полярным кругом, поэтому зимой тут наступает полярная ночь, которая длится с начала декабря до середины января. Настоящие арктические морозы в Североморске бывают редко, однако из-за ледяного ветра и высокой влажности приезжему адаптироваться к местному климату тяжело.

10. Снежинск (Челябинск-70), Челябинская область

Причина особого статуса: На территории города находится Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина (РФЯЦ-ВНИИТФ).

Лучше всего в Снежинск приезжать летом, когда город просто утопает в зелени. В Снежинске находится несколько озер, и в жаркий день можно искупаться и позагорать на одном из городских пляжей. Те же, кто попадает в город зимой, развлекают себя катанием на горных лыжах - неподалеку от города на склонах Вишневых гор проложены трассы. Там же есть база проката и починки оборудования и санаторий«Сунгуль».

На первый взгляд кажется, что современный Снежинск - это уютный чистый городок, в котором есть даже собственный Бродвей (так снежинцы называют бульвар Циолковского). На самом же деле город полон таинственных артефактов, сохранившихся с советских времен: сооружения неизвестного назначения, вентиляционные трубы, которые торчат из земли в самом центре города, тоннели, ведущие в неизвестность. Несколько лет назад в местной газете появился фантастический рассказ о наличии в городе системы подземных коммуникаций. Помимо вполне правдоподобных деталей там фигурировали еще и гигантские барсуки. Общественность до сих пор спорит о том, насколько обоснованны слухи о снежинском метро. А местные диггеры время от времени организовывают экспедиции в поисках секретных подземных ходов.

Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7. Что означают эти цифры, приписанные к областным центрам СССР? Города закрытого типа в СССР - засекреченные места, не отмеченные ни на одной карте. Как жили эти города в советское время, и что изменилось для них сейчас.

ЗАТО в СССР

Почему некоторые города в СССР обладали уникальным статусом, объясняется легко: там находились объекты государственной важности из энергетической, космической или военной отрасли. Знать о существовании ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование) могли только те, кто имел право доступа к секретной информации. Под строжайшей секретностью там происходило все – от научных испытаний с вирусом лихорадки Эбола до рождения первой советской ядерной бомбы. Звучит страшно, но на деле жизни населения закрытых городов в СССР можно было только позавидовать.

Просто так в закрытый город заехать было невозможно - только при наличии разового пропуска или командировочного предписания, которые проверяли на пункте КПП. Постоянные пропуска имели лишь лица, прописанные в закрытом городе или поселке. Нумерация автобусных маршрутов, домов и учреждений в ЗАТО велась не с начала, а продолжала введенную в областных городах, к которым относились ЗАТО. Население городов с охранным патрулем на въезде, за колючими проволоками и стенами, высота которых зависела от степени секретности города, было вынуждено конспирироваться, приписываясь к ближайшим областным центрам.

Распространяться о месте своего проживания жители ЗАТО тоже не могли - они давали расписку о неразглашении, и ее нарушение могло привести к ответственности, вплоть до уголовной. За пределами города жителям предлагалось немного искажать реальность в общении с другими гражданами с помощью собственной "легенды". Например, если человек жил в секретном Челябинске-70 (ныне Снежинск), в ответе на вопрос о месте жительства он отбрасывал несущую в себе тайны цифру и, можно сказать, практически не врал.

За терпение и выдержку хранителям гостайн полагались определенные бонусы в виде льгот и привилегий. Звучит неплохо для того времени: дефицитные товары, недоступные для остальных граждан страны, 20% надбавки к окладу независимо от сферы деятельности, процветающая социальная сфера, медицина и образование. Повышение уровня жизни компенсировало неудобства.

ЗАТО в РФ

После распада СССР туман секретности немного рассеялся: список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утвержден специальным законом России. Города получили отдельные названия (раньше они были лишь пронумерованы). Многие из ЗАТО сегодня открыты для посещения, несмотря на особый режим защиты. Нужно всего-то получить приглашение от местного жителя, который при этом еще и должен быть твоим родственником (что естественно нужно доказать).

Сегодня на территории России расположены 23 города закрытого типа: 10 "атомных" (Росатом), 13 относятся Министерству обороны, в ведении которого еще 32 ЗАТО с поселками. Секретные города России сконцентрированы в основном в Уральском регионе, Челябинском, Красноярском крае и Подмосковье.

Совокупное население ЗАТО составляет более миллиона человек: почти каждый 100-й гражданин РФ сегодня проживает в закрытом городе или поселке и может открыто об этом заявлять. Государственной тайной остается лишь деятельность промышленных предприятий и военных объектов на изолированной территории - об этом жителям лучше умолчать.

Загорск-6 и Загорск-7

Всем хорошо известный подмосковный Сергиев Посад, который скорее ассоциируется с паломничеством, чем с наукой, до 1991 года назывался Загорском и включал себя несколько маленьких закрытых городков. В Загорске-6 располагался Вирусологический центр НИИ микробиологии, а в Загорске-7 Центральный физико-технический институт МО СССР. В Загорске-6 изготавливали бактериологическое оружие, а в открытом с 2001 года Загорске-7 - радиоактивное.

Именно в Загорске-6 было создано оружие на основе вируса натуральной оспы, который завезли в СССР туристы из Индии в 1959 году. Помимо этого здесь разработали смертельное оружие на основе южноамериканских и южноафриканских вирусов, а еще - проверяли вирус знаменитой лихорадки Эбола. Неудивительно, что город закрыт и по сей день. Что интересно, поработать на загорских предприятиях могли только люди с самой кристальной биографией - не только личной, но и всех своих родственников.

Сейчас в Загорске-6, который в народе зовут "шестеркой", более 6000 жителей. В большинстве своем бывшим военным и членам их семей, фактически оторванным от мира, живется довольно несладко. Они жалуются на свой статус "заложников", на дефицит продуктов и нестабильную сотовую связь. Дороги чистят редко, проблемами ЖКХ практически не занимаются. Командировочные части самостоятельно решают, каких предпринимателей пускать на территорию, а каких нет. Выбор продуктов питания довольно ограничен, в связи с чем жители поселка преодолевают десятикилометровые расстояния до магазинов с широким ассортиментом товаров.

Родина атомной бомбы: Арзамас-16 (сейчас - закрытый ядерный центр Саров)

В этом городе на месте поселка Сарова в Нижегородской области шли первые разработки советской атомной бомбы под секретным названием КБ-11. Ядерный центр был одним из самых закрытых городов и превращался для местного населения в ядерную тюрьму: до середины 50-х годов из города нельзя было выходить даже во время отпуска, исключение делалось только для командировок. Находился он под серьезной защитой: ряды колючей проволоки, контрольная полоса, современные средства слежения, досмотр транспорта.

Заточение компенсировалось средней зарплатой в 200 рублей и изобилием на товарных прилавках: колбаса и сыр, красная и черная икра. Жителям областных центров такое и не снилось. Сегодня на первую советскую ядерную бомбу можно посмотреть в Музее ядерного оружия. В наши дни население города составляет почти 90 тысяч человек. О научных достижениях города напоминают в музее, где можно увидеть копии оборудования и ядерного оружия.

Саров - город контрастов. Научные институты соседствуют здесь с известной святыней - Дивеевским монастырем, который основал преподобный Серафим Саровский. Закрытость была характерна для этих мест задолго до деятельности советских ученых: под монастырем расположены целые подземные города - катакомбы и коридоры, где монахи находили покой и уединение.

Свердловск-45 (сейчас - Лесной)

Город располагался вокруг завода, который занимался обогащением урана, где согласно некоторым источникам у подножия горы Шайтан трудились заключенные ГУЛАГа. Говорят, без трагических инцидентов не обходилось: возведение города унесло жизни нескольких десятков человек, погибших во время взрывных работ.

По товарному изобилию город уступал Арзамасу-16, зато славился своим уютом и благоустроенностью, чему завидовали жители близлежащих городов. По слухам, жители секретного города даже подвергались нападениям на границе со стороны завистливых соседей. В 1960 году именно рядом со Свердловском-45 был сбит американский самолет-шпион У-2, а его пилот Пауэрс взят в плен.

Сейчас город Лесной находится под покровительством "Росатома" и тоже открыт для любопытных глаз. Добраться до него можно на автобусе из Екатеринбурга, который идет до соседнего городка Нижняя Тура.

Новоуральск (Свердловск-44)

На городском предприятии ОАО "Уральский электрохимический комбинат" производят высокообогащенный уран. Город также славится своим природным богатством: скалой Висячий камень и горой Семь братьев. Обязана названием эта гора либо Ермаку, либо преследуемым старообрядцам. По легенде, Ермак превратил в каменных истуканов семерых колдунов, которые мешали ему покорять Сибирь. Вторая же легенда гласит, что советские времена была объявлена облава на старообрядцев, прятавшихся в уральских лесах. Семеро из них в попытке спастись от преследования бежали в горы, где в камень их заковал страх.

Правда, чтобы полюбоваться на легендарные красоты, придется преодолеть немало трудностей: попасть в город можно только через лес неподалеку от деревни Белоречка.

Мирный. "Город колясок"

Военный городок в Архангельской области стал закрытым лишь в 1966 году благодаря испытательному космодрому Плесецк. Жителям благоустроенного и комфортного для жизни города повезло - они могли дышать свободно и не чувствовать себя в заточении. Мирный не был огражден колючей проволокой, а проверка документов осуществлялась только на проездных дорогах. За свою открытость город так и не поплатился, разве что за дефицитными товарами прибегали нежданные грибники и нелегалы.

Интересно, что Мирный получил название "город колясок", из-за того, что выпускники военных академий стремились быстрее заводить в этом процветающем месте семью и детей, чтобы обосноваться надолго.

Челябинск-65 (сейчас – Озерск)

Несмотря на все привилегии, жизнь в некоторых закрытых городах была большим риском из-за близкого расположения опасных объектов. В 1957 году в Челябинске-65, секретность которого обусловлена предприятием по производству радиоактивных изотопов, произошла крупная утечка радиоактивных отходов, поставившая под угрозу жизнь 270 тысяч человек.

На производственном объединении "Маяк", где впервые в СССР был создан плутониевый заряд для атомных бомб, взорвалась одна из емкостей, в которой хранились высокоактивные отходы. После взрыва поднялся столб дыма и пыли высотой до километра. Пыль мерцала оранжево-красным светом и оседала на зданиях и людях.

Радиационная авария на Урале поставила перед наукой и практикой целый ряд совершенно новых задач: необходимо было разработать мероприятия радиационной защиты населения. Специалисты этого предприятия проходили строжайший многоступенчатый отбор, а в случае успешного прибытия на тайный объект в течение нескольких лет не могли даже вести переписку с родными, не говоря уже о встречах.

Сегодня в Озерске проживают более 85 тысяч человек. Город до сих вносит свою лепту в отечественную промышленность: на его территории функционирует более 750 предприятий.

Североморск

Город Североморск, бывший поселок Ваенга, в Мурманской области – крупная российская военно-морская база, которая находится на берегу Кольского залива в Баренцевом море. Строительство базы ВМФ началось в середине 30-х годов, а закрытым город стал уже после распада СССР, в 1996 году.

Особенно понравится здесь любителям моряков и истории флота: гигантский моряк-североморец Алеша на главной площади, памятник торпедному катеру ТК-12, который в годы Второй мировой войны потопил четыре вражеских корабля, музей Подводной лодки К-21.

Зимой, с начала декабря до середины января, в Североморске за полярным кругом можно полюбоваться настоящей полярной ночью. Однако стоит опасаться местного климата: к ледяному ветру и высокой влажности не так просто адаптироваться.

Снежинск - родина водородной бомбы

На территории самого молодого закрытого города в СССР Снежинска находится Российский ядерный центр – институт технической физики имени Е. И. Забабахина.

Первым посетителем ядерного центра Снежинска в ранге министра иностранных дел стал госсекретарь США Бейкер в 1992 году, а в 2000 году именно сюда совершил свою первую поездку в качестве президента Владимир Путин.

В Снежинске была создана крупнейшая в мире термоядерная бомба, известная, как "Кузькина Мать", или "Царь-бомба". Испытания советской супербомбы прошли 30 октября 1961 года. "Кузькина Мать" сработала на высоте 4 километров над землей, а вспышка от взрыва составила 1% от "мощности" солнца. Взрывная волна трижды обогнула земной шар. Заряд "Царь-бомбы", которому посвящена отдельная глава книги рекордов Гиннеса, составлял 51,5 мегатонн. Для сравнения: самая большая американская водородная бомба, в марте 1954 года стершая с лица Земли остров Бикини, имела мощность "всего" 25 мегатонн.

Некоторые верят, что в Снежинске существует подземный город или даже подземное метро. Самые смелые осуществляют диггерские подземные прогулки, а для тех, кто любит более традиционный отдых, недалеко от города расположен санаторий, где можно покататься на лыжах по склонам Вишневых гор, а летом – покупаться в озерах и позагорать.