Цель занятия: изучаем букву Ш, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ш, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ш по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Шары Шмель Шишки Шахматы

В Шурином доме отключили воду. Открывает Шура кран - воды нет, только воздух шипит: ш-ш-ш…

  1. Как шипит воздух в кране?
  2. Как звали девочку?
  3. Какой первый звук в слове ШУРА?
  4. Какой звук есть и в слове ШАПКА, и в слове МЫШКА, и в слове ДУШ?
  5. В начале, в конце или в середине слова звук [ш] в слове ШЛЯПКА? - ДУШ? - МЫШКА? - ШУБА? - КОШКА?

Когда мы произносим звук [ш], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ШШШ. И язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш].

  • Гласный или согласный звук [ш]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще согласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква Ш для дошкольников

Рассмотри букву Ш. Нашили букву Ш в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек).

Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему … (штанишки).

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (шары).

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка).

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

Мыша! Где мои вещи?! - грозно спрашивает папа.
- Я их съел… Нечаянно…
- Как съел? Ах ты шалопай!
- Ну что ты шумишь? - заступается мама.
- Он же пошутил.
- А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

Кошка!!! - визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

Змея…- шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок.
- Это не жизнь, а кошмар!- возмущается папа.
- Мы в свое время так не шалили.

Загадки для детей на букву Ш

Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку.
Будет платье вашей дочке.
(Швейная машина)

Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик воздушный)

На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)

Пословицы и поговорки на букву Ш

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знай больше, а говори меньше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
На мышку и кошка зверь.
Шила в мешке не утаишь.
Если не видишь - взойди на гору, если не понимаешь - спроси у старшего.
Ошибся, что ушибся,- вперед наука.
Поспешишь - людей насмешишь.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

Веселые стихи про букву Ш для детей

Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
(М. Яснов)

Шавка очень громко лает.
Шавка очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «гав»,
Тот всегда и будет прав!
(Б. Заходер)

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал,
А куда?
И не сказал.
(Ф. Бобылев)

Шарик свернутый лежал,
Чтоб в окно не убежал.
А теперь его надую,
С ним на улицу пойду я.
(Г. Сатир)

Шарфик
Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал.
- Эй, кто шарфик потерял?
(Г. Виеру)

Шила шубку -
Сшила юбку,
Шила шапку -
Сшила тапку!
Хороша швея Наташа!
(Е. Благинина)

Шмель продает шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки-нитки рвутся.
(Г. Сатир)

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил -
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)

Шпагоглотатель не шутил,
Пять шпаг бесстрашно проглотил.
Эй, шалуны! Прибавьте шагу!
Несите мне шестую шпагу.
(В. Берестов)

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны!
(А. Усачев)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект индивидуального занятия.

Выполнила студентка дефектологического факультета Усова Анна.

Тема: «Закрепление произношения звуков [ш] - [ж] в загадках, скороговорках».

Цели: - образовательные: - закреплять звуки [ш], [ж] в загадках и скороговорках, упражнять в определении места звука в слове;

Коррекционно-развивающие: - развивать память, внимание, речь, мелкую моторику;

Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, внимательность, умение вслушиваться в речь логопеда.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Работа по теме урока.

Посмотри на картинки, назови их. А теперь раздели их на два столбика - в первый столбик, картинки, в названии которых есть звук [ш], а во второй слова со звуком [ж].

Определи место звука в словах.

1) Разучивание скороговорок со звуками [ш] и [ж].

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Не живут ужи, где живут ежи.

Луша под душем мыла шею и уши.

Леша и Глаша едят пшенную кашу.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

Жутко жуку жить на суку.

2) Разучивание чистоговорок со звуками [ш] и [ж].

Ша - ша - ша - я качаю малыша.

Ше - ше - ше - утка в камыше.

Шу - шу - шу - свежим воздухом дышу.

Шо - шо - шо - на прогулке хорошо.

Ши - ши - ши - игры любят малыши.

Жа - жа - жа - прилетели два чижа.

Же - же - же - «Волга» в гараже.

Жу - жу - жу - я на тахте лежу.

Жи - жи - жи - очень славные ежи.

3) Автоматизация звуков в словах.

Слова: шапка, жаба, шайба, жасмин, жакет, шарф, шахтер, жалюзи, шоколад, жила, шина, желудь, шипы, жук, шиповник, журчит, шерсть, ширь, железо.

4) Упражнение «Назови ласково».

Голова - головушка (сторона, изба, борода, камень, горе, перо, зерно, крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня, шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - …);

Сапог - сапожок (друг, пирог, круг, долг, берег, творог, утюг, флаг, шаг, нога, порог).

5) Загадки.

Сейчас, я прочитаю тебе загадки, а ты попробуй их отгадать.

Два брюшка,

Четыре ушка.

Что же это?

(Подушка).

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка).

Пляшет крошка, а всего одна ножка.

(Волчок).

Лежал, лежал да в реку побежал.

(Снег). А как будет ласково? (снежок).

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(Петух). А ласково? (петушок).

Иголки лежали, лежали

Да под пол убежали.

(Еж).

Течет, течет -

Не вытечет,

Бежит, бежит

Не выбежит.

(Река). А ласково? (речушка).

Не огонь, а жжется.

(Крапива). А ласково? (крапивушка).

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.

(жук).

6) Закрепление произношения звуков в рассказах.

Ребенок читает рассказы. После каждого отвечает на мои вопросы и пробует пересказать данные рассказы.

Жук.

Жора играл на лужайке. На лужайке он поймал жука. Жора положил жука в коробочку. Жук громко жужжал. Жора пожалел жука. Он открыл коробку, и жук улетел.

Вопросы: где играл Жора? Кого Жора поймал? Куда положил Жора жука? Что делал жук в коробке? Кого пожалел Жора? Что сделал Жора, чтобы жук улетел?

Дядя Леша.

Миша и Маша шли в школу. Около школы они увидели дядю Лешу. Он работает в школе шофером. Дядя Леша хорошо водит машину. Он иногда катает на ней Машу и Мишу. Миша любит машины и мечтает быть шофером, как дядя Леша.

Вопросы: куда шли Миша и Маша? Кого они увидели около школы? Кем работает дядя Леша в школе? Как водит дядя Леша машину? Кого катает дядя Леша на машине? Кем мечтает быть Миша?

7) Сейчас я предлагаю выполнить такое задание. Тебе нужно будет посмотреть на картинки и раскрасить только те предметы, в которых есть звук [ш].

8) Следующее задание. Теперь картинки, в которых есть звук [ш], раскрась красным карандашом, а картинки, в которых есть звук [ж] - синим.

9) Помоги девочкам найти свои вещи. (Наташа - звук [ш], Жанна - звук [ж])

4) Итог занятия.

Что сегодня делали на занятии?

Какие задания показались трудными?

Оценка деятельности ребенка.

виктория батурина
Картотека загадок-добавлялок на шипящие звуки [ш]-[ж]

Загадки - добавлялки на шипящие звуки Ш ,Ж.

Данные загадки позволят потренироваться в произношении шипящих звуков в словах и предложениях.

По желанию ребенка можно выучить загадки и загадывать их друзьям .

Звук Ш

1. Голове зимою зябко.

Пригодиться в стужу… (Шапка)

2. Среди всех зверей малышка

Эта серенькая… (Мышка)

3. Форма новая у Оли

Ей пора учиться в … (Школе)

4. Строим дружно домик наш

От дождя спасет… (Шалаш)

5. Новенькие шины

У моей … (Машины)

6. Любит пшёнку петушок.

Дам ему пшена… (Мешок)

7. Жарким летом на опушке

Куковали две… (Кукушки)

8. Хорошо лежать старушке

На перине и … (Подушке)

9. Наливаю квас в графин

Молоко налью в … (Кувшин)

10. Во дворе у детворы

Разноцветные … (Шары)

Звук Ж

1. “Нужно спать! – сказала мама.

Вот держи, одень (Пижаму)

2. Очень твёрдые коржи

Дайте острые (Ножи)

3. Жёлтый клён. Зима всё ближе.

Покупай скорее (Лыжи)

4. На камнях лежат ужи.

А на льдинах кто?. (Моржи)

5. У медведицы - ребёнок

Неуклюжий (Медвежонок)

6. На дубу, среди ветвей,

Видно много (Желудей)

7. Молоко лакает кошка

Не нужна ей даже (Ложка)

8. Всюду лужи. Нет дорожек.

Ежедневно льётся (Дождик)

9. Дождик шёл и вырос вмиг

Гриб съедобный (Дождевик)

10. Мимо ёлок и сосёнок

Скачут конь и … (Жеребёнок)

Публикации по теме:

Развитие логического мышления с помощью загадок Одной из основных задач ДОУ является развитие интеллектуально – ценностных способностей детей, как предпосылка к начальному образованию.

Игра «Свистящие и шипящие звуки» Цель игры: автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков в словах (предложениях) Задачи: 1.

Картотека загадок. Картотека загадок по лексическим темам: овощи, фрукты, осень, деревья, ягоды, одежда, обувь, посуда, продукты питания, дикие и домашние.

Конспект занятия «Путешествие в страну Загадок» Конспект Занятия «Путешествие в страну Загадок» Подготовила: Вечкаева. Е. Г Цели и Задачи: Научить детей средней группы четко выделять для.

Консультация «История возникновения загадок» Загадка – жанр народно-поэтического творчества у всех народов мира; замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,.

Цель мастер - класса: развитие познавательного интереса родителей - участников мастер – класса, в процессе активной беседы, по проблеме.