Каталаунская битва. Как аланы спасали Европу
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
К 451 году огромная азиатская армия гуннов захватила пол-Европы, и пыталась сделать последний рывок, чтобы захватить Галлию (Францию).

Для того, чтобы предотвратить захват Европы азиатами, римляне собрали коалицию народов - армию союзников из римлян, аланов и германцев.

Армия союзников встретилась с армией азиатов на Каталаунских полях (в северо-восточной Франции, западнее города Труа) в июне 451 года.

Здесь разгорелась одна из самых ожесточенных битв в истории древнего мира - значительной в мировой истории.

Аланская гвардия во главе с Сангибаном находились в центре Армии союзников, и поэтому встретилась с отборной гвардией азиатов (гуннов), которую возглавлял лично азиатский царь "Атилла с храбрейшими воинами".

Война с кабардинцами. 1563 год
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
К 1563 году западной территорией нашего народа остался Г1аппи Мохк (Лам Акка), львиная доля которой распологалась на горных территориях современной Осетии и Грузии.

Г1аппи Мохк населялся следующими вярами (тейпами):



10) Корохой 11) Лошхой 12) Эбиной (Обинхой) 13) Барчхой 14) Г1аппи (Вяппи) 15) Багачарой
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В 1475 году черкесы (кабардинцы) изгнаны турками из Крыма и Кубани, после чего черкесы появились на территориях современного Пятигорья, которым до нашествия монголов владели аланы. Здесь черкесы создали Кабарду.

Вскоре Черкессия (Кабарда) стала претендовать на господство во всем Центральном Кавказе.

Для достижения господства в этом регионе, кабардинцы вступили в союз с Московским царством и создали совместную кабардино-русскую армию.

Осенью 1563 года огромная кабардино-русская армия вторглась в Г1аппи Мохк (в древне-русских источниках называлась Сонская земля, Мщанская земля).

В Г1аппи Мохке развернулись яростные бои, война была очень жестокой. Пытаясь покорить г1аппинцев, русские и кабардинцы отравляли источники воды. Согласно нашим преданиям, от отравленной воды погибла ощутимая часть населения Г1аппи Мохка. Гибель г1аппинцев сохранилась и в осетинскх преданиях, как гибель народа "царциат", живщего в Осетии до осетин.

Согласно древне-русским источникам (Никоновская летопись) русские и кабардинцы унитожили в Г1аппи Мохке 164 наших селения (для сравнения, во всей современной Ингушетии всего 42 селения).

В Г1аппи Мохке погибло примерно 15-20 тысяч аланов (возможно, треть нашего народа). Часть аланов ушла из Г1аппи Мохка на восток:

1) Багачарой. Вяр (тейп) Багачарой переселился к реке Аргун, где основали село Багачарой.

2) Вяппи - этот вяр (тейп) переселился частью в Бацой Мохк (Тушетия), где влился в местных аланоязычных бацбийцев. Другая часть вяппи ушли в Аух (совр. Хасавюртоский район).

3) Барчхой - этот тейп также переселился в Аух (совр. Хасавюртоский район).

Общим переселением вяров (тейпов) Багачарой, Барчхой и Вяппи из Г1аппи Мохка (современная Осетия) в Аух (современный Хасавюртовский район Дагестана) к местным нохчи-мохкойхским тейпам, руководил Ших-Мурза Аккинский*, из г1аппи-мохкхойского тейпа Орцхой. Его родной брат Султан-Мурза остался в Г1аппи-Мохке, и руководил селом Ларс в Дарьяльском ущелье.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
От переселивщихся в Аух Г1аппи-Мохковцев (Вяппи, Барчхой), Аух получил название "Акки, Аккинская земля". Да, а почему Аккинская?

Дело в том, что Г1аппи-Мохк по другому назывался Акка (Лам Акка - Горная Акка). Поэтому переселивщиеся в Аух г1аппи-мохковцы принесли с собой свое название Аккинцы (Лам-Аккинцы). Отсюда идет и современное название дагестанских вейнахов - АККИНЦЫ (АРАР-АККИНЦЫ). Однако стоить отметить, что современные АККИНЦЫ в Дагестане, являются потомками как г1аппи-мохкхойских, так и местных нохчи-мохкойских тейпов, и переселивщихся сюда орстхойских и ламройских тейпов (за исключением части тейпов имеющих дагестанское происхождение).

После уничтожения кабардино-русской армией Г1аппи Мохка, равнинную часть Г1аппи Мохка захватили Кабардинцы и основали здесь Малую Кабарду.

Горную часть Г1аппи Мохка заселили союзные кабардинцам ироны (осетины) из Алагирского ущелья и создали здесь Тагаурию (Тагаурскую Осетию).

Оставщиеся в живых г1аппи-мохковцы в этом районе в течении 100 лет осетинизировались и вошли в состав осетинского народа (поэтому, у осетин много фамилий имющих одно происхождение с нашими - Калоевы, Абиевы и пр.).

Тирк-Чочан доу / Дарьяльское сражение.
Аланы vs Арабы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Предыстория.

Некогда аланское ущелье Тирке-Чоч являлась важным стратегическим плацдармом. Персы называли это ущелье Дар-и-Алан (Ворота Алан) - отсюда и русское название ущелья - Дарьял.

Многие империи (Хазария, Византия, Персия, Халифат) бились за контроль над этим ущельем, потому что через Дарьял можно безпрепятственно переходить с юга на Северный Кавказ и обратно, перебрасывать большие войска и вести торговлю.

Отбиваясь от натисков империй, аланы укрепили это ущелье, создали там комплекс оборонительных сооружений, известный как "Г1апе" - "Ворота, Крепостные ворота" (заимствованное тюркское слово).

Те аланы, которые жили в укреп-районе "Г1апе" назывались "Г1аппи / Г1аппархой" (то есть "Стражники Ворот"), это название за ними сохранили орстхойцы еще в 19-20 веках. По другому г1аппинцы назывались "лам-акки" ("горные дикие люди"), а также мах_алан/мах_елон (верхние аланы; отсюда и осетинское название ингушей "макъалон").

Г1аппинцами являлись следующие вяры (тейпы):

1) Хьулхой 2) Шоаной (Шоанхой) 3) Горокой 4) Салгирхой
5) Орцхой 6) Гелатхой 7) Бештой 8) Таршхой 9) Морчхой
10) Корохой 11) Лошхой 12) Эбиной (Обинхой) 13) Барчхой (ныне живут в Хасавюртовском районе) 14) Г1аппи (Вяппи; ныне живут в Хасавюртовском районе).

В арабских источниках г1аппинцы назывались "саны/санары" (см. аль Масуди, Якуби), в грузинских источниках - гардабанцы (?).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Битва.

В 852 году армянские горцы, жившие на склонах Сасуна (Сасана), убили наместника халифа в Армении. В том же году от халифата отложился тбилисский эмир Исхак бен Исмаил, провозгласивший независимость управляемой им области.

Чтобы наказать мятежников, халиф Джафар ал-Мутаваккиль (847-861) отправил в Закавказье громадную по тем временам армию в 120 тысяч человек во главе с Бугой аль-Кабиром.

Зимой 853 года огромная 120 тысячная арабская армия Буги ал-Кабира разромила Армению, затем Грузию, и устремилась к аланским владениям.

У южной горловины Дарьяльского ущелья арабскую армию встретили аланские стражники (г1аппинцы) - между аланами и арабами развернулось яростное сражение, во время которого пошел сильный снегопад.

В ходе ожесточенной битвы, г1аппинцы наголову разгромили арабскую армию и обратили арабов в бегство, как пишет арабский автор ал-Якуби:

«Буга двинулся против санарийцев, сражался с ними, но они разбили его и обратили в бегство».

Г1аппинцы потеряли убитыми около 16 тысяч воинов. Потери арабов неизвестны, но точно известно, что после этого арабы в Аланию не вторгались.

Для сильнейшей в то время арабской армии оказалось невозможным покорить аланов (прирожденных воинов) силой.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Внизу карта Закавказья времен Арабского Халифата. Красным квадратом обозначено место сражения между г1аппинцами и арабами.

1990-2009 гг. (Пригородная война, Чеченские войны)
1785-1861 гг. (Мансурова война, Кавказская война)
1563-1783 гг. (войны с кабардинцами, русскими, аварцами, кумыками)
1861-1990 гг. (эпоха абреков, депортация)
До 1500 года - Аланское государство (войны с римлянами, хазарами, византийцами, персами, арабами, тюркскими кочевниками, монголами, Тимуром)
Скандинавские предания «Саги об Инглингах» повествуют, как наши отцы ингушей- асы (аланы) - захватили Северную Европу 2100 лет назад.
```````````````````````````````````````` ```````````````````````````````````````` `````````````````````
Текст Скандинавских преданий - Оригинальный. Описываемый период - 2000-2100 лет назад.

«К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис [Дон]. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль... Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.

Страна в Азии к востоку от Танаквисля [Дона] называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином...

Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад. Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде [город на Кавказе], а сам отправился в путь и с ним все дии [жрецы] и много другого народа.

Он отправился сначала на запад в Гардарики [Русь; анахронизм, вставленный в текст в 13 веке], а затем на юг в Страну Саксов [Саксония, Германия]. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север [в Скандинавию], к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне...

Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии [жрецы] пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от пего люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух.

Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и

его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками...

Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей. Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль - он назывался Скидбладнир на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок. Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными.

Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. У него было два ворона, которых он научил говорить. Они летали над всеми странами и о многом рассказывали ему. Поэтому он был очень мудр. Всем этим искусствам он учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями. Поэтому Асов называют мастерами заклинаний.
аланы ингуши
"В тексте, написанном известным скандинавским историком XIII века Снорре Стурлуссоном, рассказывается о событиях, происходивших свыше двух тысяч лет назад. сам Снорре, видимо, пользовался утраченными ныне источниками. Если верить ему, за два поколения до Рождества Христова на КАВКАЗЕ жил король ОГДЕН [Один] и правил людьми, которые звались АСАМИ.
Иисиф Барбаро: Путешествуя на Кавказ писал на Кавказе правят Аланы сами себя они называют Асами, у них есть 2 гос-ва Аланских Алания и Асия).

В ходе яростного боя, аланы нанесли отборной армии азиатов сокрущительное поражение.

В ходе битвы погибло около 165 тысяч воинов с обеих сторон...

Интересно отметить, что впоследствии появились легенды про эту битву, одну из которых примерно 50 лет спустя передал греческий философ Дамаский:

«Когда тела погибших упали, их души продолжили сражаться в течение 3 дней и 3 ночей. Мёртвые бились с не меньшим ожесточением и мужеством, чем когда они были живые. Видели призраки воинов и слышали громкое клацанье от их оружия».

Спустя год через этой битвы, азиаты вновь вторглись в Галлию (Францию), но потерпели сокрущительное поражение от алано-германской армии у реки Лигер (Луара).
После этого поражения азиаты (гунны) отступили от Западной Европы на восток и основали Hun-gary (Хунгарию, т.е. страну гуннов; современная Венгрия).
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Армия союзников, в которой ключевую роль сыграли аланы, разгромили азиатские полчища, и тем самым спасли Европу от нашествия кочевников.

Совершенно точно, что если бы в той битве Армия союзников не уничтожила бы азиатскую армию - не было бы ни современной Европы, ни Франции, ни Германии.

Аланы во Франции 407-458 гг.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В 376 году примено 200 тысяч аланов, во главе с Джоаром (Гоаром), двинулись с Кавказа в Европу.

В 407 году аланы через Германию вошли в Галлию (Францию).

Отсюда в 409 году часть аланов (около 50 тысяч) во главе с Аддаком вторглась в Испанию, где до 418 года имели свое государство в элитной испанской области Картахена.

В 429 году испанские аланы и германское племя вандалы вторглись в Африку, где в 439 году основали Королевство Вандалов и Аланов (по германски: rex Wandalorum et Alanorum / Рейх Вандалов и Аланов), на территории современных Туниса, Ливии и Алжира.

Те аланы, которые остались на территории Франции образовали 5-ть аланских королевств (в области Орлеан, Гасконь, Бретань, у Женевского озера, и в Провансе).

Самое крупное Аланское Королевство, возглавляемое Джоаром со столицей в Орлеане существовало до конца 450-хх годов (можете прочитать официальную историю французского города Орлеан, там указан аланский период его истории).

Из-за малой численности, аланы современем забыли свой язык и вошли в состав французского народа, причем как военная элита (см. Бернард Бахрах, "Аланы на Западе").

Отсюда мы объяснем, что французское слово "сир" - "король", происходит от аланского слова "сир" ("честь имеющий"), а французское слово "маркиз" (аристократ) возводим к ченти-шаройскому (горно-чеченскому) слову "марк" ("страна").

И действительно, наше слово "Мохк" - "страна" произошло от более древнего варианта - "Мерк / Марк" - "Страна", которое сохранилось у горных чеченских тейпов.

До сих пор в Европе осталось около 300 названий, оставщихся от аланов - Аленвиль, Ален, Алан-Корт, Корт-Алан, Алансианус, Алансон, Алансе (Лансе), Молендинум-де-Алана (Мулин-де-Ланж), Алангавиенс (Лангейс), Вилла-де-Алан (Аланетум, Ланет), Алани-Монти, Аланж, Аква-де-Аландон (Ла-Алондон/Ла-Лондон; от аланского "алан-дог1н" - "аланский дождь, аланская вода") и др. во Франции.

Селения Аланис, Алано и Аланское ущелье в центральной Испании.

Селения Алано ди Пьяве, Вилла д`Алено (Верона), Алан д`Риано (Ландриано) и др. в северной Италии.

Все эти названия научно признаны, как происходящие от названия аланского народа. Более того, еврпопейское имя "Алан" появились от названия аланского народа - европейцы называли в своих детей Аланами, в честь аланов (к примеру у вейнахов есть имя Японц, Герман, Ног1о и пр. , появивщиеся в честь японцев (со времен русско-японской войны), германцев, ногайцев и др.).

ps. Раньше у меня был ник Маас Сампиев. Этот ник связан с названием аланское столицы Мааса, и имени Сампи - так назывался вождь аланов в Провансе в начале 440-хх гг.

Имя Сампи распространено у вейнахов, есть фамилии Сампиевы.

Во Франции от аланов осталось селение Сампиньи.

В 1961 году впервые в Чечено-Ингушетии были открыты памятники эпохи палеолита (древнекаменного века), свидетельствующие о том, что жизнь здесь появилась очень давно. Следует также напомнить, что палеолит — древнекаменный век, начинается примерно 1,75 млн. лет назад с появлением человека и древнейших орудий и продолжается в течение большей части ледникового периода плейстоцена до окончательного отступления ледников около 8300 г. до н. э. Он обычно подразделяется на нижний Палеолит, период древнейших людей (австралопитек и Номо ерестус) и преобладания адрищных галечных орудий, ручных рубил и чопперов, средний Палеолит (мустье), эру неандертальского человека и преобладания орудий на отщепах на большей части Евразии, и верхний Палеолит (начинается около 38000 лет до н. э.); к нему относится распространение Ном сапиенс, пластинчато-резцовых индустрии и пещерного искусства в Европе. Во время последней фазы человек заселил Новый Свет и Австралию. He хотелось бы забегать вперед, говоря о скифах. Но важно отметить и то, что на территории Чечено-Ингушетии еще до скифов существовала жизнь — жизнь первобытного человека. Кремневые орудия, найденные В. И. Марковиным и В. П. Любиным в окрестностях озера Кезеной-Ам и в долине р. Назранка, со всей убедительностью говорят, что эти места были заселены человеком еще в глубочайшей древности. Исключительную научную ценность представляет двуслойное поселение у селения Сержень-Юрт. Несколько раскопочных сезонов (с 1958 по 1962 г.) показали, что нижний, более древний слой в поселении относится к концу эпохи энеолита — началу ранней бронзы. Материал, добытый здесь, очень богат (каменные орудия труда, керамика, очажные подставки, остатки очагов и какого-то здания, сложенного из обожженных глиняных блоков и пр.). Он близок к одновременным комплексам соседних областей Кавказа и особенно — к памятникам т. н. куро-араксского неолита, а отчасти и к майкопской культуре. Продуктивно шли работы и по исследованию бронзового века на территории республики. Кроме нескольких десятков захоронений в курганах у ст. Мекенской, селения Бамут и в других местах, главным достижением явились раскопки В. И. Марковиным обширного могильника у селения Гатын-Кале (ныне Асланбек-Шерипово). Каменные ящики могильника дали обильный материал и набор вещей, показавших принадлежность памятника к северокавказской культуре и отразивших тесные контакты местного населения с племенами горного Дагестана. Активно разрабатывались и вопросы местной истории начала раннего железного леса. Второй (верхний) слой Сержень-Юртского поселения стал поистине всеобъемлющим источником по этой эпохе. И хотя раскопки памятника еще не завершены и окончательные выводы о нем еще к опубликованы, ясно, что Сержень-Юртское поселение — один из самых важных объектов на Кавказе. Его изучение даст возможность разрешить многие вопросы, касающиеся проблемы этногенеза народов Предкавказья, в том числе — чеченцев и ингушей. Прогресс был сделан в последнее время и в накоплении археологических источников по наименее изученной на территории Чечено-Ингушетии сарматской эпохе (III в. до н. э. — IV в. н. э.). Специальных исследований в этом направлении еще не производилось, но во многие местах были обнаружены отдельные захоронения как самих сарматов (курганы у ст. Мекенской, у хут. Новые Аршты и пр.), так и местных племен на рубеже н. э. (могильники у селений Бети-Мохк, Зондак и др.). А сарматы, как известно, были родственны скифам. «Армянская география» Моисея Хоренского В начале1990 году в СССР одной редколлегией, состоящей из известных ученых-историков, был подготовлен перевод на русский язык "Археологического словаря" Уорвика Брея и Дэвида Трампа. Этот словарь включает около 1600 статей и охватывает археологию всего мира, он выдержал на Западе несколько изданий на разных языках. У. Брей и Д. Трамп сумели дать необходимые сведения о всемирной археологии, охарактеризовать важнейшие археологические эпохи, периоды, культуры и наиболее известные памятники; в словарь включены статьи о древних народах, сведения о которых зафиксированы в исторических источниках. В этом словаре, который при русском издании был дополнен материалами, фотографиями и таблицами российских ученых, нет ни одного слова о нахах. Я нашел в словаре только краткое упоминание о кавказской мезолитической этнокультурной области. И все, даже ни слова о вайнахах. Вот такой пример своеобразного исторического замалчивания. Однако ученые Кавказа и Закавказья, других национальностей, проживающих рядом с чеченцами и ингушами, с пристальным вниманием рассматривали и рассматривают вопросы, касающиеся происхождения вайнахов. Так, например, о предках нахах упоминает "Армянская география", приписываемая Моисею Хоренскому, но относящаяся к VII веку нашей эры. Из перечисленных в ней народов часть относится к историческим, точно жившим на Кавказе народам:

2. сарматы

Другая часть названия относится к народам, и ныне живущим на Кавказе:

2. нахчаматяны

5. цховаты

6. гудомакарцы

7. дидойцы

8. Леки (лаки)

9. ширваны и другие

Интересны в этом плане названия трех народов:

1. нахчаматяны

3. цховаты

Несомненно, это названия трех нахских народов.

"Нахчаматяны" - чеченцы, "кусты" - кисты, или ингуши, и цховаты — бацбийцы, некогда выселившиеся из района Владикавказа в регион Алазнистави, где образовали поселение под названием Цовата (Горная Тушетия), а затем в Кахетию, где создали село Земо-Алвани. С местностью Цовата, как со своей прародиной, бацбийцы-цовтушины до сих пор не теряют связи. Вместо имени "схаматы", бывшего в тексте греческого оригинала, находит слово "нахчаматяны". Патканов разбил это слово на три части: "на-хча", "мат", "яны" (суффикс множественного числа древнеармянского языка).Рассматривая составные части термина "нахчаматяны", К. П. Патканов считает, что "нахча" соответствует вайнахам. К такому заключению он пришел вследствие того, что чеченцы сами именуют себя "нахчи". Академик И. А. Джавахишвили указывает, что догадка К. П. Патканова должна соответствовать действительности. Этим самым подтверждается давность данного национального имени. Употребление второй части "мат" — в армянском эквиваленте греческого "хаматон" — "нахчаматяны" очень распространено на Кавказе. Академик И. А. Джавахишвили по этому поводу пишет: "Слово "Матий" в различных фонетических разновидностях является распространенным на всей территории Северного Кавказа и даже южнее, в самой Грузии". Надо полагать, что значение "мат" имеет прямое отношение к вайнахским языкам, в которых слово "мат" означает "язык". Это предположение впервые было высказано в 1922 году Н. Я. Марром. Оно настолько убедительно, что не требует каких-либо доказательств, пишет академик И. А. Джавахишвили.

«Свод странных обычаев» Николая Дамасского и «География» Страбона.

Рассмотрим древние племена жившие на территории современного Кавказа. И попытаемся сравнить их с вайнахами. Анализ архивных материалов, археологических раскопок говорит о том, что чеченцы и ингуши произошли от скифских племен, а точнее, от скифов — одного из древнейших и загадочных народов, обитавших в Северном Причерноморье и на Кавказе. Нравы этого народа, его обычаи, верования, обряды и военные действия очень близки. Скифы никогда и никому не уступают в храбрости, они всегда готовы на совершение великих подвигов, любят заниматься военными делами, отличаются мужеством и силою. При этом они очень справедливы, ценят дружбу. Они сверхсправедливы, отмечает Николай Дамасский в "Своде странных обычаев". Они почитают старших и старших себя считают отцами, младших — сыновьями, а сверстников — братьями. Из них вышел великий философ мира Анахарсис. За честность и мужество скифов воспел Гомер. Скифы питаются только кобыльим молоком, из которого делают сыры, едят и пьют. С ними трудно бороться, так как они всегда имеют с собою пищу. В рукопашном бою им нет равных. У них неизвестен ни завидующий, ни ненавидящий, ни боящийся благодаря общности жизни и справедливости. У них женщины не менее воинственны, чем мужчины, и в случае надобности воюют вместе с ними. И поэтому их женщины-амазонки чрезвычайно мужественны и дошли походом до Афин и Киликии. Как отмечает Страбон в "Географии", Гомер называет справедливейшими и дивными мужами тех, которые совсем не занимаются торговыми делами или составлением капитала, но всем владеют сообща, кроме мечей и чаш для питья. Скифы были очень прямодушны, совсем бесхитростны и гораздо более других народов умеренны и довольны своим положением. Скифы из всех племен своего времени обладали наиболее благородными качествами, и все другие народы они превосходили справедливостью. О них очень много упоминают поэты. Гомер, сказавший, что Зевс созерцает и любит землю "доителей кобылиц и справедливейших людей", в этих своих словах он имел в виду скифов и преклонялся перед ними, но не преклонялся перед другими племенами того времени. Отмечая успехи, достигнутые исторической наукой в деле изучения древней истории Чечено-Ингушетии в период после окончания войны до 1957 года, приходится констатировать, что такой важный период, как средневековье, почти совершенно не был затронут научными исследованиями. Мало того, и это следует признать как неопровержимый факт, все воссоздание далекого прошлого вайнахского края сильно страдало от искусственного отрыва древнейших эпох от средневековья. Этот отрицательный для исторической науки факт объяснялся, по мнению многих ученых, полным замалчиванием всего, что было связано с настоящим и прошлым вайнахских народов. Однако, несмотря на все трудности, ученые, накапливая и анализируя беспристрастные и правдивые археологические источники, вносили ясность в историю развития местного населения с древнейших эпох, изучая историю отдаленных предков нынешних вайнахов, подготавливая тем самым базу для глубокого подхода к проблеме этногенеза коренного населения Чечено-Ингушетии. И здесь нередко упоминают скифов. Одни ученые называют их пришлыми народами, к которым относили также и сарматов, и аланов, и вайнахов, не говоря при этом от кого они произошли, не считали их коренными народами. Затем активно разрабатывалась точка зрения, в соответствии с которой связи между вайнахами и скифами были очень близкими, при этом раскрывалось все богатство их взаимоотношений и связей.

23 февраля 1944 года в Среднюю Азию с Кавказа отправились эшелоны, набитые людьми. В течение нескольких месяцев на Восток была депортирована основная масса чеченцев и ингушей — более полумиллиона человек. Для них депортация стала сильнейшей коллективной травмой, едва ли не самым страшным сюжетом их истории. Однако и для всего Советского Союза эта история имела далеко идущие последствия.

В ХХ веке Чечня и Ингушетия оставались беспокойным краем, в котором никогда не прекращались волнения, а то и вооружённые восстания. Разоружать Чечню советские власти пытались чуть ли не ежегодно, однако затишье никогда не длилось дольше нескольких лет. Одни и те же аулы прочёсывались много раз, однако успокоения не наступало. Речь идёт не столько о политически мотивированном насилии, сколько об обычной уголовщине. Обычай набега для обогащения, существовавший в этих краях с давних времён, воскрес и процветал. В Кабардино-Балкарии, Осетии и даже бурливой Ингушетии бандитов постепенно удалось в основном переловить, а местные жители вернулись к мирным занятиям. Однако в Чечне о покое не приходилось и мечтать.

Для борьбы против банд ОГПУ и Красная армия были вынуждены использовать в горах полноценные воинские контингенты с тысячами людей, с артиллерией и даже авиацией. Командование 9-го стрелкового корпуса, отвечавшего, в частности, за борьбу с вооружёнными группами в Чечне, резюмировало: "Чечня является букетом бандитизма". Причём налёты и грабежи совершались в основном за пределами самой горной области.

Парадоксальным образом 20-е и 30-е годы также стали временем интенсивного развития Чечено-Ингушской автономии. Целые отрасли хозяйства создавались буквально с нуля, довольно быстро распространялась грамотность. Однако "хищничество", как именовали обычай набега в царские времена, пустило слишком глубокие корни, чтобы можно было искоренить его за несколько лет. Советская программа модернизации худо-бедно работала и через несколько десятилетий, скорее всего, дала бы свои плоды. Однако десятилетий ни у СССР, ни у Чечено-Ингушской автономии не было.


В 1941 году началась Великая Отечественная война. Поначалу мобилизация в Чечено-Ингушской АССР шла в рамках приемлемого, и мобилизованные в первый год войны жители республики в подавляющем большинстве отправились воевать. Однако затем ситуация резко изменилась. В 1942 году подавляющее большинство призывников из ЧИАССР либо уклонились от призыва, либо дезертировали, уже будучи призванными. Мобилизация практически сорвалась, призыв был отменён.

А вот уровень вооружённой активности был не настолько высоким, как можно подумать. К 1942 году на территории республики было зарегистрировано 54 банды, однако их общая численность составляла только 359 человек. На пике численность вооружённых групп составляла две-три тысячи боевиков. Эти группы действовали активно и доставляли властям много проблем, однако в сообщениях с мест степень угрозы дополнительно преувеличивалась. В целом с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1944-го в результате бандитских нападений было убито 56 военнослужащих и сотрудников НКВД, более 140 человек погибли в боевых операциях против них. То есть говорить о крупномасштабной партизанской войне не приходится.

В Чечено-Ингушетию забрасывались немецкие кадровые военные, сколачивавшие из разбойничьих отрядов диверсионные группы. Их общей целью была организация полномасштабного восстания. Всего в Чечню забросили 77 парашютистов, из которых более 40 были убиты или захвачены органами правопорядка. Эти события происходили в 1942 году, когда вермахт прорывался к Кавказу. К тому же Чечня на тот момент была важным районом нефтедобычи, и сложившаяся ситуация не только раздражала Кремль, но и вызывала вполне конкретные опасения.


Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

В 1943 году вермахт уже был отброшен от Кавказа, прямая угроза нефтепромыслам отсутствовала. Вопрос о том, насколько чеченцы действительно поддерживали вермахт, был гораздо более спорным, чем можно подумать: партизанщине в горах предавалась очень небольшая доля населения — до трёх тысяч боевиков. Кроме того, десятки тысяч чеченцев и ингушей уже воевали — и воевали честно — в рядах РККА. Однако принципиальное решение по поводу чеченцев и ингушей уже было принято. Свою роль сыграли раздувавшие угрозу доклады с мест: так, уклонившиеся от призыва и скрывающиеся скопом записывались в организованные бандиты, а сама организованность местного криминала традиционно преувеличивалась. Как бы то ни было, предстоящая депортация становилась самым массовым одновременным принудительным перемещением народов в рамках СССР.


Кадр видео: youtube/vainakh38

Операция получила кодовое наименование "Чечевица". В её рамках основную массу вайнахов переселяли главным образом в Казахскую и Киргизскую ССР. Для этой акции выделялись более 14 тысяч вагонов, автотранспорт, более 120 тысяч солдат и офицеров НКВД и НКГБ. Кроме того, привлекались дагестанские и осетинские колхозные активисты — для охраны жилья, скота и имущества депортируемых. Войска ввели в Чечено-Ингушскую автономию заблаговременно, однако официально речь шла об учениях. Лишь немногие из будущих изгнанников догадывались, что произойдёт.

23 февраля 1944 года внезапно для чеченцев и ингушей началось их перемещение. Рано утром солдаты начали обход домов. Людям давали два часа на сборы, затем собирали, грузили в автомобили и свозили к станциям, где переводили в теплушки. Скорость, с которой провели захват и погрузку, поражает: в первые сутки 333 тысячи человек были уже вывезены из населённых пунктов, из них 176 тысяч человек — погружены в эшелоны. В 11 часов утра нарком госбезопасности Лаврентий Берия сообщил Сталину: "Выселение проходит нормально, заслуживающих внимания происшествий нет". В течение какой-то недели 478 тысяч человек — основная масса чеченцев и ингушей — уже отправили к новым местам проживания. Общее число депортированных доходит до полумиллиона.


Актёры Чеченского государственного театра им. Ханпаши Нурадилова показывают сцену депортации чеченского и ингушского народов в Казахстан и Киргизию. Фото: РИА Новости/Саид Царнаев

Такая чёткость действий была обусловлена скрупулёзной подготовкой. Дороги, состояние переправ, мостов, пропускная способность станций изучались предельно тщательно. На горных тропах устраивались засады на возможных беглецов. Детально разрабатывались инструкции по обыску.

Депортация шла в жёстких условиях. Формально было разрешено взять до полутонны имущества на семью, однако в каждый вагон должно было поместиться 45 человек со всеми вещами, так что большая часть имущества осталась на месте.

Сопротивление переселению было слабым. Тем более солдаты получили инструкцию действовать жёстко и пресекать попытки к бегству огнём без предупреждения. Однако бандиты, и "политические", и обычные преступники, часто отбивались отчаянно: им грозило нечто худшее, чем простое переселение. Во время облав и перед погрузкой было убито около 50 человек.

Избежать отправки в Среднюю Азию удалось немногим. С некоторых вайнахов статус спецпереселенцев снимался за заслуги перед страной. Так, герои войны лишались права проживать на Кавказе, но в остальном могли выбирать место жительства. Не трогали также замужних чеченок и ингушек, чьи супруги были других национальностей. Некоторые избежали депортации, сменив национальность в документах. Более того, национальность задним числом менялась даже погибшим на войне солдатам — героям СССР, вайнахам по национальности.


Направления переселённых чеченцев и ингушей в Советском Союзе. Фото: wikipedia.org/Дагиров Умар

Говоря об обстоятельствах депортации, нельзя не коснуться одной громкой истории. До сих пор в печати регулярно упоминается трагедия села Хайбах, население которого якобы было поголовно уничтожено. Вне зависимости от отношения к самой депортации следует придерживаться фактов. Вывоз чеченцев документировался крайне тщательно, однако никакого отражения в документации такое событие не нашло. Между тем речь идёт о сотнях людей (якобы до 750), и такое событие не могло пройти мимо глаз компетентных органов. Единственное "документальное" свидетельство представлено "рапортом полковника Гвишиани".

Однако этот текст является очевидной позднейшей и очень грубо сделанной фальшивкой. "Рапорт" составлен с нарушением всех норм документооборота своего времени, фигурирующие в нём офицеры носят не те звания, что в реальности, и как венец всего — используемый в нём гриф секретности "Только для ваших глаз" не применялся в НКВД, зато использовался (и используется)… в документообороте США. В начале 90-х была предпринята попытка провести независимое расследование этой истории, однако она производит просто смехотворное впечатление: показания "свидетелей" опровергают друг друга, а ключевой очевидец трагедии — ранее судимый за бандитизм — сообщал фантастические подробности о стрельбе по его дому из тяжёлых орудий и о собственном расстреле двадцатью пулями. Дальнейшее расследование истории Хайбаха не состоялось по причине начавшейся в Чечне войны. В реальности в этом селе, конечно, не произошло ничего хорошего, но массового убийства не случилось: население Хайбаха депортировали на общих основаниях.

Между тем депортированные вайнахи отправлялись к месту ссылки. Условия жизни в дороге были откровенно скверными. Горячую пищу выдавали раз в сутки, на дворе была зима, и многие болели. От холода и лишений в пути умерло около полутора тысяч человек.


Ингушская семья оплакивает смерть своей дочери в Казахстане. Фото: wikipedia.org

Чечня не полностью обезлюдела. Там уже проживали представители других национальностей, в частности русские, составлявшие подавляющее большинство городского населения. Кроме того, на место изгнанных частично поселили осетин, некоторые территории достались другим народам. Так, Новолакский район современного Дагестана получил название после того, как в покинутый чеченцами район переселили лакцев. Современные осетино-ингушские трения также восходят к временам депортации.

На новом месте спецпереселенцев распределяли по колхозам. Работоспособное население использовали в качестве рабочей силы, причём воспрещался уход с места проживания. К тому же в конце войны и сразу после неё в СССР многие голодали, многие переселенцы оказались выброшены в голую степь. Интересно, однако, что на новом месте чеченцы оказывались зачастую более образованными и квалифицированными работниками, чем сами жители затерянных в глубине Азии краёв. Вообще, образ "народа-бунтаря" в ссылке несколько померк. Наиболее свирепые боевики так и остались в Чечне и Ингушетии, кто-то ушёл ещё глубже в горы и леса, кто-то погиб. К тому же комендатуры поддерживали очень строгий режим жизни поселенцев. Поэтому основная масса людей провела годы в глубине Азии в тяжёлом труде за скудное вознаграждение.


Вайнахцы вернулись на Кавказ в 1957 году. Фото: wikipedia.org

В 1957 году, после смерти Сталина, началось возвращение чеченцев и ингушей на родину. Однако отмена запрета на выезд в Чечню и Ингушетию не означала, что всё пройдёт гладко. Многие дома и даже сёла были уже разрушены, вдобавок часто возвращающиеся вайнахи обнаруживали новых людей на старом месте. Само собой, межнациональному миру это также не способствовало. В Чечне и до депортации жило много людей не чеченской национальности, но к моменту возвращения в новой Грозненской области проживало 540 тысяч человек. Теперь в край вернулось ещё 432 тысячи. Предстояло найти им жильё и трудоустроить. Благо за время отсутствия вайнахов в республике было построено много промышленных объектов, которым требовались рабочие руки.


Памятник жертвам депортации 1944 года в городе Назрани. Фото: РИА Новости/Саид Царнаев

Депортация оказалась сомнительным решением чеченской проблемы. Годы изгнания неизбежно озлобили переселенцев, но и люди, встретившие возвращающихся домой вайнахов в Чечне, со смешанными чувствами наблюдали этот процесс. К тому же тема депортации по понятным причинам мало обсуждалась в советском обществе. Между тем она стала сильнейшим ударом для групповой психологии некогда изгнанных народов и впоследствии оказала очень серьёзное влияние на их мировосприятие. Однако, как мы знаем теперь, депортация стала не самым большим потрясением, которое приготовил этой земле ХХ век.

Всплывает периодически следующая цитата, якобы из какой-то речи Гитлера:

«Там, на Востоке, сохранился след древней германизации Северного Кавказа. Чеченцы - арийское племя».

Если поискать по поисковикам, в принципе, наиболее дальний источник - это (вроде бы) публикация Х.Х.Бокова в "Советской России" 13.06.1970.

Поскольку я далек от мысли, что Боков лично общался с фюрером:) или получил данные от людей "лично общавшихся", источник, соответственно, мог быть:
- рассекреченные архивные документы, трофейные например,
- данные советской разведки,
- книг Раушнинга и т.п. авторов.

На форуме Рейберт сделали интересное дополнение:

Упоминание о данном вопросе всплывает не в 1970, а в книге изданной в 1991 в ингушетии, которая в свою очередь ссылается на статью 1970 года, которую никто не видел :D
1991 год - ага, самый всплеск национализма на кавказе.
Делайте выводы.
Подождите, через пару лет эти новочеченские историки докажут, что Гитлер был потомком Шамиля и боролся против "рюских" из кровной мести...

Либо Мовлади Удугов это сочинил либо кто-то из его коллег.В 90-е это было модно.Профессор А.Д. Мачигов выпустил книгу "Чеченцы-основатели Руси"."В первом историческом упоминании о нохчматах(самоназвание чеченцев-нохчи)их племя было локализовано в низовьях Дона(Дънна-чеченская река)Лингвист Вагапов установил,что до трети чеченских корневых слов перешло в древнеруссий язык еще 1000 лет назад.И далее-"имя половца помогающего Игорю-Овлур-вайнахское,иранские, и тюрские языки сами испытали на себе действие чеченского" ,"В Чечене древнее селение Кий очень напоминает антропологию полян-Кий и название Киева,что лишний раз подтверждает влияние чеченского языка на топонимику древней Руси" и далее-"само слов Русь имеет на тысячу лет более древнюю основу в античных Аорсах-Русь не германское,а чеченское слово","жившие городами галлы переводимы,как горожане на чеченском.Энтоним галагайцев ингушей от Ангуш сопоставим с кельтским именем Ангус."Харон Вастигов пишет-"Газета Путь Джохара"-"Чеченский язык-мат-мати является родоначальником всех остальных языков".Ну и так далее.

Более того, по свидетельству Абдурахмана Авторханова, тот Боков, автор злополучной статьи, кстати то ли чеченец, то ли ингуш, писал в той самой статье нечто совсем другое:

Теперь на первое место выдвигают другое обвинение: чеченцы и ингуши организовались в банды и стреляли в спи­ну Красной Армии. Находят даже «свидетелей» из среды чечено-ингушского народа, которые доказы­вают, что Сталин был прав, выселяя их с родных мест. Одним из таких «свидетелей» является некий Боков, который даже стал «кандидатом историче­ских наук», обосновав тезис о справедливости акта геноцида над собственным народом. Причем он умудрился доказать, что как раз сталинские депор­тации и спасли чеченцев и ингушей от более худшей участи – от гитлеровского геноцида. Чтобы дока­зать это, по заданию ЦК КПСС он пустил в «научный оборот» фальшивку, в которой говорится, что 8 де­кабря 1941 года Вермахт издал директиву, где сказано: «Когда Грозный, Малгобек и другие рай­оны будут в наших руках, мы сможем ввести в горы необходимые гарнизоны, и, когда в горах наступит относительное спокойствие, всех горцев уничтожим. Горского населения в Чечено-Ингуше­тии не так уж много, и десяток наших зондеркоманд может за короткое время уничтожить все мужское население» (газета «Советская Россия», 13.06.1970).

Ну не мог же аффтар статьи 1970 года одновременно писать о планах гитлеровцев по уничтожению вайнахов и о том, что Гитлер считал чеченцев и ингушей - арийцами (sic!)