Юлия позвонила Ладо. Не застала. Отложила.
Где она пропадала все эти дни?
Ладо лежала на кровати, болтая с Юлией. Наконец. Что-то не клеилось. Дело в настроении.
– Ладно, – Ладо решила прекратить. – Давай прощаться. Только я сначала на твой вопрос отвечу.
А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною жизнью, но жизнью одинокою. Её душа и разгоралась, и погасала одинаково, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял её, никто её не удерживал, а она рвалась и томилась. Всё, что окружало её, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чём никто не мыслит в целой России. Потом она утихала… беспечно проводила день за днём, но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладать не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, не взлетевшие крылья, но эти порывы не обходились ей даром (И.С. Тургенев).
– Где теперь ты будешь?
– Не знаю. Пока. Позвоню.
– Да, пока.
Рука, поддерживающая голову. Она ни о чём не думала. Нет, думала. О том, что ни о чём.
– Мечтаешь? – его мягкое предположение.
На её лице похожее выражение.
Вздрогнула. От неожиданности. Он пугал своими внезапными появлениями и заявлениями. Её осечки и ошибки – из-за нелепой боязни. Иногда хотелось наблюдать за ним издалека. Как прежде.
– Ой, извини, – Она встала и поправила покрывало. – Я не люблю мечтать. Я люблю цели.
– Я только возьму диски. Делай, что хочешь.
– Нет, я не хочу больше валяться без дела. Мне пора идти.
– Поздно и темно. Как ты собираешься возвращаться?
– Как обычно.
– Я не в курсе, как обычно ты возвращаешься. Куда тебя отвезти?
– Не надо! Я сама! – Она заволновалась, а Он не упустил из виду.
Не всё же в мире имеет летальный исход.
– Сомневаюсь. Так куда едем?
– Туда, где я живу.
– Поехали.
Закрывая за Дианой дверь. Знакомое.
Созерцатель дотронулся пальцами до виска. Отражение в зеркале.
Имитация? Случай? Непроизвольность?
Ладо потянулась за романом Тургенева «Накануне». Одно из двух его произведений, которые ей нравились. Ещё «Отцы и дети» – за главного героя. А «Накануне» за… Тургенев знал толк в настоящем чувстве. Надо думать, благодаря Полине Виардо?
Ладо открыла то место и прочла Юлии:
– Я всё ещё робею с господином Инсаровым. Не знаю, отчего; я, кажется, не молоденькая, а он такой простой и добрый. Иногда у него очень серьёзное лицо. Ему, должно быть, не до нас. Я это чувствую, и мне как будто совестно отнимать у него время. Андрей Петрович – другое дело. Я с ним готова болтать хоть целый день. Но и он всё говорит об Инсарове. И какие страшные подробности! Я его видела сегодня ночью с кинжалом в руке. И будто он мне говорит: «Я тебя убью и себя убью». Какие глупости!
– Всё? – спросила Юлия.
Ладо не ответила. Значит – конец.
– Не тяни резину, – заявила Юлия, – раз. Что это там у тебя за Андреи – два? А то, что вы друг друга перебьёте, – это, очевидно, три.
– Давай прощаться, – повторила Ладо.
– Где теперь ты будешь?
– Не знаю. Пока. Позвоню.
– Да, пока.
Диана читала роман Тургенева «Накануне».
Я сегодня подала грош одной нищей, а она мне говорит: отчего ты такая печальная? А я и не подозревала, что у меня печальный вид. Я думаю, что это от того происходит, что я одна, всё одна, со всем моим добром, со всем моим злом. Некому протянуть руку. Кто подходит ко мне, того не надобно; а кого бы хотела… тот идёт мимо. К чему молодость, к чему я живу, зачем у меня душа, зачем всё это? А ведь странно, однако, что я до сих пор никого не любила! Мне кажется, что у Д. (буду называть его Д.: Димитрий)… Кто отдался весь своему делу… тому горя мало, тот уж ни за что не отвечает. Не я хочу, то хочет. Мне с ним хорошо, как дома. Лучше, чем дома. Мне всё по-прежнему легко и только изредка, изредка немножко грустно. Я счастлива. Счастлива ли я? К чему писать? Он сегодня ушёл так скоро, а мне хотелось поговорить с ним… Он как будто избегает меня. Да, он меня избегает. Слово найдено, свет озарил меня! Боже! Сжалься надо мною… Я влюблена!
Вероятно, когда-то недавно. Они посещали тренировочный зеркальный зал. Один на двоих.
– Ведь мы друзья с вами, не правда ли?
– Нет, – сказал Инсаров.
– Как?..
Щёки её покрылись лёгким румянцем.
Если б в это мгновение Инсаров поднял глаза на Елену, он бы заметил, что лицо её всё больше светлело, чем больше он сам хмурился и темнел; но он упорно глядел в пол.
– Ну, прощайте, – начала она. – Но по крайней мере, так как мы уже встретились, дайте мне теперь вашу руку.
Инсаров протянул было руку.
– Нет, и этого я не могу.
– Не можете?
– Не могу. Прощайте.
И он направился к выходу часовни.
– Погодите ещё немножко. Вы как будто боитесь меня. А я храбрее вас, – прибавила она с внезапной лёгкой дрожью во всём теле. – Я могу вам сказать… хотите?.. Знаете ли, куда я шла? Я шла к вам.
– Ко мне?
– Вы хотели заставить меня сказать, что я…
Суеверный. Знаки. Символы.
Жди – всё ещё впереди.
Диана дождалась на Ленинском проспекте сто четырнадцатый автобус. И прямо до Елизарова.
Смятение. Оно сопровождало Диану.
Дома. Освободившись от зимнего одеяния. Она зябко поёжилась. Потёрла ладонь о ладонь.
– Холодно.
Дрогнувший плаксивый голос.
Хорошо ещё, что ветра нет.
Откуда она? С холода. От Славы.
«Ну вот, – Диана думала немного раздражённо, – сиди тут. А уже была бы там».
Да где там?
Она нетерпелива. Вечная мука ожидания. Одна болезнь. Был ещё Бутусов.
Смотрела телевизор. Вадим и Глеб Самойловы. Она выслушала недлинное интервью. Улыбнулась. Будет о чём написать Виталию.
Диана могла часами быть с музыками.
Когда в одно ухо влетает, в другое вылетает. Очень не нравилось. Ей требовались для общения люди высокоразвитых цивилизаций. Или построений.
Иногда с ней делились: «А вот в наше время была другая музыка. Мелодичная, красивая. Без всякого бестолкового современного «бум-бум-бум». Она желчно усмехалась: «Раньше мы слушали красивое пение, теперь же я испытываю папино терпение».
Правда, она любила разное. Отовсюду.
«И я пел десять лет и, наконец, стал известным лицом… в кругу друзей, – прибежало на ум. – Как сказал Гребенщиков».
За окном. Он собирался зайти за ней. Но она опередила.
«Да, женщина, – бросил он себе с горечью, но и с самодовольством опытного человека, глубоко изучившего жизнь. – Чему удивляться? Ведь это их миссия становиться поперёк дороги. Сейчас я её сплавлю».
Гелли растерянно смотрела на его неприязненное лицо (А. Грин).
– Заедем к моим друзьям, – сказал Лад. – Ты не против?
– Нет. Но уже поздно по гостям ходить.
Полуулыбнулся. Ладо даже преобразилась в ручную и покладистую.
– К тому же со мной… – Ладо кивнула на Карину.
– А это ничего, – Лад успокоил её.
– У вас так принято, да?
– Да. После десяти, часов до трёх.
– Ого! Ну и режим. Я в это время спать предпочитаю, – Ладо высказалась принципиально.
– Однажды я, – захотела рассказать Карина, – ночью проснулась, а там папа…
– Да-а, – протянула Ладо испуганно, она знала об истоках порока её отца, видела их про себя.
Бросила смущённо-насмешливый взгляд на Лада. Его лёгкое любопытство и неудовольствие. Недоразумение неловкого положения.
– Лад, – Ладо сказала с незаурядным спокойствием, – ты не злись. Ладно?
Её непроизвольная рука у него на колене.
– Я же понимаю, – ласково добавила Дивия. – С кем не бывает?
Не в оправдание сказала. Часто было.
– А что, со мной тоже будет? – Карина генетически уклонилась.
– Нет, – вмешался он, – с девушками такого не бывает.
– Бывает. И девушек это не обходит стороной. Пьяная женщина – это то же, что мужчина- дурак в трезвой реальности, – Дивия не удержалась.
– Диана, – сказала Тоня, прочитав данный отрывок, – пообещай не презирать меня.
В тоне Тони было что-то жалкое.
Диана сказала:
– Ну, ладно. Я постараюсь.
То есть сделаю вид.
Она не могла упомнить всё, что когда-то где-то написала.
– Ну, в общем, Ладо правильно говорит, – Лад согласился – надо же. – Но чего-то она больно жестока.
– Особенно к себе, – с гордостью отозвалась она.
– Не знаю, – сомнение Лада выразилось в том, что он остановился на красный. – Предстоит узнать. А тебе на будущее: у нас тут особый менталитет. Но, понимаешь, и в питейном деле существуют нормы. Нужно знать меру.
– Кто бы говорил, – проворчала Ладо.
– Совсем, совсем нельзя? – Карина удивилась.
– Ну, по праздникам, – пошутил Лад, – можно.
– Ага, – пробурчала Ладо, – а праздники чуть ли не каждый день – менталитет же особый.
– Я не так выразился, – Лад исправился.
– Ну и хватит, – Ладо прервала его. – Она ещё маленькая. Ей далеко ещё, ей после расскажут.
– Хорошо, – Карина согласилась с Ладами.
– Она тебе на примере покажет, как действует спиртное на организм человека. Точнее, на женский.
– И совсем не смешно, – Ладо обиделась.
– Тем более, что мы приехали, – закончил Лад. – Пойдём со мной.
– Вот и не пойду, – Ладо завредничала.
– Почему?
– Потому что. Неудобно, – и засмеялась. – Если ненадолго, а то у меня менталитет обособленный.
– Хорошо, – сказал Нок. – Вы можете ехать со мной. Но, предупреждаю, я человек мрачный и не кавалер. Со мной едва ли вам будет весело (А. Грин).
Вероятно, собирались ужинать. Ладо как раз проголодалась.
– Вы специально, что ли, к столу? – Друг в шутку.
Он выглядел по-настоящему гостеприимным. Ладо не ожидала. Он прямо-таки сиял.
– Вы в порядке? – отчего-то он обратился к Ладо.
– Я – в полном, – она смутилась самую малость.
– Да, – продолжил Лад, – только поужинаем и уйдём.
Друг проводил народ в комнату. Оттуда неслись навстречу детские голоса.
«И одинокая мигрень – подруга дней моих, меня любила целый день за двоих», – Ладо потёрла висок.
Болело слева. Как чаще всего. Окружающее – какое-то расплывчатое. Несколько нереальное. Однако пришлось очнуться. Когда вошла женщина. Со светлыми волосами. Очень красивая.
«Ничего себе, – Ладо чуть ли не присвистнула. – А что она могла найти в этом Друге?»
– А это… – он представил, не объяснив, кто она.
Потому что не имел понятия, как это сделать.
– Сегодня я – Ладо.
У неё нет ослепительной красоты. Внешней оболочки.
– Привет, – Ладо тайно улыбнулась. Больше глазами.
Светловолосая тоже. Но свободнее.
Ладо признала за ней родственное.
Несмотря на возражения, она отправилась помочь ей. У мужчин был разговор друг к другу.
Они разговорились. Ладо умела и увлечь, и увлечься.
– Ты очаровательна, – поделилась Светловолосая.
Ладо улыбнулась. И опровергла:
– Я вредная.
– Не думаю, что это твоя единственная характеристика.
– А вот твой друг с тобой не согласился бы. Он меня терпеть не может.
– Наоборот. Простая ревность. Чистая психология.
– Ты психолог?
– Почти.
– А, ну тогда скажи, кто я по темпераменту.
– Меланхолик.
Ладо засмеялась.
– Я так и знала. Даже Лад сперва запутался.
– Значит, холерик.
– Но меланхоличный. У меня своя точка зрения по вопросу о темпераментах. Как-нибудь расскажу потом.
– А почему не сейчас? Каковы основные принципы? Концепция?
– Неужели ты серьёзно отнеслась к моим словам? – Ладо всех и вся подозревала – в лицемерии.
– К холерикам нельзя несерьёзно относиться.
– Да какие концепции? Я вообще против наук разных, – Ладо забыла о подозрениях. – Я бы хотела поучаствовать в эксперименте. В каком-нибудь исследовании о болезни ХХ века – фанатизме. А то я не могу написать свой «Взгляд с экрана».
– Это… про…
– Я отнесу тарелки, – предложила Ладо.
«Романтично! – съязвил про себя Нок, отталкивая веслом лодку. – Моему мёртвому сердцу безопасны были бы даже полчища Клеопатр, и вообще о сердце следовало бы забыть всем» (А. Грин).
Лад посчитал, что пора идти домой. Ладо предпочла бы остаться. Теперь. Но своё желание она ничем не высказала.
Лад встал перед ней. Она приподнималась на носки. Выглядывала из-за его плеча. И радостно улыбалась.
Непонятное предчувствие – о себе любимом и о ней.
Как буду в Питере в следующий раз.
Зацелую.
Приступ смеха.
Поэтами рождаются и становятся. Такие дела.
– Иногда лучше молчать, чем говорить, – Светловолосая предупредила Друга небольным ущипновением.
– Иногда лучше жевать «Stimorol», чем говорить, – Ладо предложила телевизионную версию.
И Лады вышли.
С присутствием женщины Нока примиряло его господствующее положение.
Её деятельной душе требовалось, хотя бы мысленно, делать что-то.
– Час ночи, – сказал он, подставив к спичке часы. – Вы, если хотите, спите.
– Но как же руль?
– Я умею управлять вёслами, – настоятельно заговорил Нок, – а от вашего сонного управления часа через два мы сядем на мель. Вообще я хотел бы, – с раздражением прибавил он, – чтобы вы меня слушались. Я гораздо старше и опытнее вас и знаю, что делать. Можете спать.
– Вы… очень добры. Если нужно будет, пожалуйста, разбудите меня.
«Неужели думаете, что не разбужу? Ясно, что разбужу. Здесь не гостиная, здесь… Как они умеют опутывать паутиной! Это всё инстинкт пола, – решил Нок, – бессознательное к мужчине» (А. Грин).
– Тебе что-нибудь привезти? – Лад неожиданно для себя поинтересовался.
Ладо – вся обратилась к нему. Мужское внимание обязывает.
«Если скажу, чтобы он привёз мне то, пятое, десятое? Я же максималистка. И он подумает? – задалась она вопросом. – Если аленький цветочек – у него получится шутка».
– Мне – ничего. Не нужно. Сам приезжай поскорее, – Ладо говорила второпях, чтобы не перемениться.
Ладо говорила второпях. Не очень правильно. У неё – проблемы с земными языками.
Лад не поверил. Поправлять тоже не стал.
– Девушки особенно любят получать подарки.
– Угу, подношения, – она кивнула.
– Им всегда что-то нужно. Всегда чего-то хочется.
– Это другие жаждут, а не я, – Ладо уже отвлеклась на девушку нетяжёлого поведения. – Взять бы у неё интервью.
– Ну, разумеется, – Лада не задело её мимолётное исчезновение.
– Вы спите? – спросил Нок.
Ответом ему было нечто среднее между вздохом и сонным шёпотом.
– Ну и довольно о ней, – сказал Нок, бросая спичку. – Когда женщина спит, она не вредит.
Он вновь задумался о печальном прошлом. Ему хотелось зажить, если он уцелеет, так, чтоб не было места самообманам, увлечениям и раскаяниям. Не так ли увенчанный славой и сединами доктор обходит палату безнадёжно больных, сдержанно улыбаясь всем взирающим на него со страхом и ропотом?.. Думать о приговорённых, так сказать, бесполезно. Они ему не компания.
«Ну, что же, – враждебно подумал он, – не воображаешь ли ты, что я попался на эту нехитрую удочку? Что я раскисну под твоим взглядом? Девчонка, не мудри! Ничего не выйдет из этого» (А. Грин).
Дверь открыли. Свет не зажгли. Кота чёрного пропустили. Он спрятал глаза. Юркнул внутрь. Замирая, направился в комнату Карины. Шмыгнул под кровать. Притаился до того момента, пока всё не успокоится.
Карину оставили в Карине. Убедились, что все правила соблюдены. И отправились дальше.
Кот выбрался из-под кровати. Мягкой поступью по коврам – полновластный хозяин. Он вернулся после долгого отсутствия. Всё по-прежнему. Миску свою не нашёл. На кухне не нашёл.
Зато – дух незнакомки. На месте прежней женщины. Которую он, кстати, недолюбливал.
Кот сидел у кровати, где спала Карина. Несколько минут назад он, как собака, обнюхивал комнату. Не осмелился прыгнуть на кровать. Она испугается и переполошит всех остальных. Догадывается ли она о своих поучительных путешествиях?
Если рядом с Ладо – кот спокоен. Как было бы уверенно тому, кто приютил его ещё котёнком.
Чёрный кот верил в возможность совершенства.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.
2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
1){Никого из сотрудников в офисе не оказалось}, и{ студенты и родители ожидали в фойе}.
2)Наш поезд останавливался как на больших, так и на маленьких станциях.
3)Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
4)А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5)Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
В первом предложении ЗПТ между частями ССП, далее идут однородные подлежащие, связанные НЕповторяющимся союзом И.
Правильный ответ указан под номером 2 и 1
Ответ: 21|12
Актуальность: 2016-2017
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.
Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Проводить каждый вечер около четверти часа у окна своей комнаты вошло у ней в привычку. Она беседовала сама с собою в это время, отдавала себе отчет в протекшем дне. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие: она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. В последнее время она обходилась с матерью, как с больною бабушкой; а отец, который гордился ею, пока она слыла за необыкновенного ребенка, стал ее бояться, когда она выросла, и говорил о ней, что она какая-то восторженная республиканка, бог знает в кого! Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, — а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. Гувернантка, которой Анна Васильевна поручила докончить воспитание своей дочери, — воспитание, заметим в скобках, даже не начатое скучавшей барыней, — была из русских, дочь разорившегося взяточника, институтка, очень чувствительное, доброе и лживое существо; она то и дело влюблялась и кончила тем, что в пятидесятом году (когда Елене минуло семнадцать лет) вышла замуж за какого-то офицера, который тут же ее и бросил. Гувернантка эта очень любила литературу и сама пописывала стишки; она приохотила Елену к чтению, но чтение одно ее не удовлетворяло: она с детства жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала об них всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, с невольною важностью, почти с волнением. Все притесненные животные, худые дворовые собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи и даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими. Мать не мешала ей; зато отец очень негодовал на свою дочь за ее, как он выражался, пошлое нежничанье и уверял, что от собак да кошек в доме ступить негде. «Леночка, — кричал он ей бывало, — иди скорей, паук муху сосет, освобождай несчастную!» И Леночка, вся встревоженная, прибегала, освобождала муху, расклеивала ей лапки. «Ну, теперь дай себя покусать, коли ты такая добрая», — иронически замечал отец; но она его не слушала. На десятом году Елена познакомилась с нищею девочкой Катей и тайком ходила к ней на свидание в сад, приносила ей лакомства, дарила ей платки, гривеннички — игрушек Катя не брала. Она садилась с ней рядом на сухую землю, в глуши, за кустом крапивы; с чувством радостного смирения ела ее черствый хлеб, слушала ее рассказы. У Кати была тетка, злая старуха, которая ее часто била; Катя ее ненавидела и всё говорила о том, как она убежит от тетки, как будет жить на всей божьей воле; с тайным уважением и страхом внимала Елена этим неведомым, новым словам, пристально смотрела на Катю, и всё в ней тогда — ее черные, быстрые, почти звериные глаза, ее загорелые руки, глухой голосок, даже ее изорванное платье — казалось Елене чем-то особенным, чуть не священным. Елена возвращалась домой и долго потом думала о нищих, о божьей воле; думала о том, как она вырежет себе ореховую палку, и сумку наденет, и убежит с Катей, как она будет скитаться по дорогам в венке из васильков: она однажды видела Катю в таком венке. Входил ли в это время кто-нибудь из родных в комнату, она дичилась и глядела букой. Однажды она в дождь бегала на свиданье с Катей и запачкала себе платье; отец увидал ее и назвал замарашкой, крестьянкой. Она вспыхнула вся — и страшно и чудно стало ей на сердце. Катя часто напевала какую-то полудикую солдатскую песенку; Елена выучилась у ней этой песенке... Анна Васильевна подслушала ее и пришла в негодование. — Откуда ты набралась этой мерзости? — спросила она свою дочь. Елена только посмотрела на мать и ни слова не сказала: она почувствовала, что скорее позволит растерзать себя на части, чем выдаст свою тайну, и опять стало ей и страшно и сладко на сердце. Впрочем, знакомство ее с Катей продолжалось недолго: бедная девочка занемогла горячкой и через несколько дней умерла. Елена очень тосковала и долго по ночам заснуть не могла, когда узнала о смерти Кати. Последние слова нищей девочки беспрестанно звучали у ней в ушах, и ей самой казалось, что ее зовут... А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у ней не было: изо всех девиц, посещавших дом Стаховых, она не сошлась ни с одной. Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто ее не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда сама себя не понимала, даже боялась самой себя. Всё, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. «Как шить без любви? а любить некого!» — думала она, и страшно становилось ей от этих дум, от этих ощущений. Восемнадцати лет она чуть не умерла от злокачественной лихорадки; потрясенный до основания, весь ее организм, от природы здоровый и крепкий, долго не мог справиться: последние следы болезни исчезли наконец, но отец Елены Николаевны всё еще не без озлобления толковал об ее нервах. Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России. Потом она утихала, даже смеялась над собой, беспечно проводила день за днем, но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладеть не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, не взлетевшие крылья; но эти порывы не обходились ей даром. Как она ни старалась не выдать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее «странностей». В день, с которого начался наш рассказ, Елена дольше обыкновенного не отходила от окна. Она много думала о Берсеневе, о своем разговоре с ним. Он ей нравился; она верила теплоте его чувств, чистоте его намерений. Он никогда еще так не говорил с ней, как в тот вечер. Она вспомнила выражение его несмелых глаз, его улыбки — и сама улыбнулась и задумалась, но уже не о нем. Она принялась глядеть «в ночь» через открытое окно. Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки; потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами.Задание № 1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5) Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать сразу стало легче.
Ответ:_____
Задание № 2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
3) На сад опустился сумрак и погас уже едва дрожащий золотой свет солнца.
4) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
5) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Ответ:_____
Задание № 3 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ночью поезд мчался в неясную даль и мне вспоминался зимний день в горах Ала-тау.
2) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
3) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
4) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.
5) Сверкнула молния и послышался удар грома.
Ответ:_____
Задание № 4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.
2) Туман редел и становилось темнее.
3) За окном рос раскидистый вековой вяз и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.
4) Пушку нужно осмотреть да хорошенько вычистить!
5) Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.
Ответ:_____
Задание № 5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
3) Вечером ветер перешёл в ураган и царство тишины превратилось в кромешный ад.
4) Ученица не отвечала и пауза затянулась.
5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
Ответ:_____
Задание № 6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки и в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.
Ответ:_____
Задание № 7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями.
2) Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то приглушённые крики.
5) К утру относительное затишье наконец установилось и появилась надежда у уставших людей на отдых.
Ответ:_____
Задание № 8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Художники конца XX века проявляли особый интерес к патриархальному русскому укладу и на их полотнах появился образ воссозданной легендарной Руси.
2) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
3) На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
4) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.
5) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.
Ответ:_____
Задание № 9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Земляникой да черникой полны наши леса!
2) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора он издавался трижды.
3) С трудом различаю цвет и очертания и людей и животных и предметов.
4) Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом.
5) По вечерам хозяин или читал или играл в шахматы.
Ответ:_____
Задание № 10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) Дважды ему попадались маленькие полянки и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
4) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Ответ:_____
ЗАДАНИЕ 15
№ задания | Ответ |
Главной героиней романа И. С. Тургенева «Накануне» является Елена Стахова.
Эта девушка с раннего детства общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни «на этой божьей воле», представляла себя с посохом в руках. Она «жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, почти с волнением». Все животные и насекомые, нуждавшиеся в помощи, «находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими». Елена выделялась в семье, потому что общалась с народом, а жалость к тем, что слабее ее, она пронесла через всю свою жизнь, всегда помогала им тем, чем могла.
«А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Ее постоянно что-то томило, порой она сама себя не понимала», иногда не могла осознать своих желаний и намерений. «Как она ни старалась не видать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее «странностей». Елена была эмоциональной девушкой, в ней было нечто, что отталкивало некоторых. Она - максималистка, от людей требовала слишком многого, не делала снисхождения к человеческим слабостям.
По словам ее отца, «она какая-то восторженная республиканка, Бог знает в кого!». «Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь». Елена жила в семье собственной жизнью, но жизнью одинокой. Отца и мать она давно «переросла на голову». Елена была сильным по натуре человеком, но только не могла найти применения своим способностям и возможностям в окружающем ее мире.
Однажды Берсенев рассказал ей о своем друге Инсарове и его судьбе. По словам Берсенева, Елена представляла Дмитрия необычным человеком, но при встрече «он произвел на нее не то впечатление, которого ожидала она». Но все-таки она поняла, что он не похож на других, которые окружали ее до этого момента. Инсаров поразил воображение Елены своими поступками.
Она долго не могла найти объяснение тому, что испытывает к Дмитрию, но вскоре поняла, что полюбила его всей душой. Елена не предполагала, что ждет ее впереди, но готова была идти за своим возлюбленным всюду.
Инсаров помогает ей найти то, что она не имела все эти годы, а именно - цель в жизни. Его цель в жизни становится ее целью. Судьба распоряжается так, что Дмитрий умирает. Елена остается в Болгарии после этого горя. Такой поступок главной героини подтверждает, что она действительно нашла свою цель в жизни и уже не изменит ей. Она - самоотверженная женщина.
Благодаря Инсарову она обретает больше, чем любовь, - она обретает веру в себя, веру в то, что сможет совершать полезные дела даже без Дмитрия.