Задание 25.

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает услуги для личных целей. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение);

2) одно предложение с информацией о целях потребителя, например: «Целью потребителя является извлечение максимальной полезности от использования товаров и услуг»;

3) одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода, получаемого потребителем, например: Одним из источников дохода потребителей является заработная плата.

2.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об источниках права, и одно предложение, раскрывающее особенности права в системе социальных

1) смысл понятия, например: «право – один из регуляторов общественных отношений»;

2) одно предложение с информацией об источниках права, опирающейся на знания курса, например: «Различают следующие основные источники права: 1) нормативный правовой акт; 2) правовой обычай; 3) правовой прецедент; кроме того, к источникам права относятся общие принципы права: правовая доктрина, нормативный договор»;

3) одно предложение, раскрывающее с особенности права в системе социальных норм, например: «Право обеспечивается властью и представляет собой единственную систему социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства».

3.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда, и одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.

смысл понятия, например: «Разделение труда - дифференциация трудовой деятельности, приводящая к устойчивой специализации субъектов производственного процесса»;

2) одно предложение с информацией о видах разделения труда, например: «Различают отраслевое, географическое, технологическое и другие виды разделения труда»;

3) одно предложение с информацией о роли разделения труда, например: «Разделение труда служит увеличению его производительности, что намного повышает эффективность и темпы производства».

4.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «сфера (подсистема) общественной жизни»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одной из подсистем общества, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь сфер общественной жизни.

1) смысл понятия, например: «Сфера общественной жизни - это выделившееся в процессе исторического развития общества направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их существования»;

2) одно предложение с информацией об одной из подсистем общества, например: «Социальная сфера включает коммуникативную деятельность, в результате которой люди объединяются в социальные группы и общности по различным основаниям»;

5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «сфера (подсистема) общественной жизни»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одной из подсистем общества, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь сфер общественной жизни.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Сфера общественной жизни - это выделившееся в процессе исторического развития общества направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их существования»;

2) одно предложение с информацией об одной из подсистем общества, например: «Социальная сфера включает коммуникативную деятельность, в результате которой люди объединяются в социальные группы и общности по различным основаниям

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: «Взаимосвязь сфер общественной жизни проявляется в том, что изменения в одной из них приводят к последующим изменениям в остальных».

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Социальная динамика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной динамики, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих видов.

В ответе может быть указано следующее определение и составлено два предложения:

1. Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

2. К видам социальной динамики относится реформа, революция, эволюция, стагнация.

3. Под революцией понимается коренное преобразование всех сфер жизни общества.

7.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Эмансипация несовершеннолетних»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об условиях, необходимых для эмансипации, и одно предложение об органах власти, принимающих решение об эмансипации

Эмансипация несовершеннолетнего - признание лица полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.

1) Возможность эмансипации наступает в том случае, если подросток, не достигнувший совершеннолетия, собирается вступить в официальный брак или уже состоит в нем.

2) Эмансипация подростка происходит на официальном уровне, и окончательный вердикт выносит суд на определенных основаниях

8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Правовая семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правовых семей, и одно предложение о признаках одного из этих видов.

Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

1) Обычно выделяют следующие основные правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская, религиозная.

2) Одним из признаков англо-саксонской правовой семьи является то, что основным источником права выступает судебный прецедент

9.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно об основных фазах экономического цикла, другое - о причинах экономических циклов.

понятия, например: экономический цикл - это периодические колебания деловой активности в стране.

Одно предложение о фазах экономического цикла: экономический цикл включает следующие периоды: подъём (оживление), экономический бум (пик), спад (рецессия), кризис (нижняя точка спада).

Одно предложение о причинах экономических циклов: причины экономических циклов связаны с внешними (войны, нефтяные шоки и т. д.) и внутриэкономическими факторами (монетарная политика государства, реструктуризация экономики и т. д.).

10.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:

одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс

обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;

2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социально-экономический конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах социально-экономического конфликта, и одно предложение о сторонах социально-экономического конфликта.

1) Раскрыт смысл понятия, например:

Социальный конфликт, предметом которого является экономическое благо.

2) два предложения, например:

Наиболее распространенной причиной социально-экономических конфликтов является уровень заработной платы, а также уровень цен на товары и услуги;

В социально-экономических конфликтах основными противоборствующими сторонами являются работодатели и наемные рабочие.

12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных условиях реализации свободы, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих условий

В ответе может быть указано:

1. Свобода- умение познавать объективную необходимость, и, опираясь на то познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность

Предложения:

Социальными условиями реализации свободы являются социальные нормы, место человека в обществе, формы общественной деятельности, уровень развития общества, степень социализации личности, личный выбор человека.

Принимая законы и процессы природы и общества, человек действует не слепо, инстинктивно, а с осознанием дела, свободно.

13.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоохранительные органы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных правоохранительных органах РФ, и одно предложение, раскрывающее функции одного из них.

В ответе может быть указано: 1. Правоохранительные органы – это государственные органы, призванные охранять законность и правопорядок.

2. Предложения: - К правоохранительным органам в РФ относят полицию, прокуратуру, нотариат.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов и поддерживает обвинение в суде.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;

3)Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственно- территориального устройства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм государственно-территориального устройства, и другое предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.

1) смысл понятия, например: «Форма государственного правления отражает систему взаимоотношений центральных и региональных органов власти»;

2) одно предложение с информацией о разновидностях форм территориально-государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: «Одной из форм государственного правления является федерация».

3) одно предложение, характеризующее любую из разновидностей форм правления, например; «В унитарном государстве территориальные образования не имеют политической самостоятельности»

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

В двадцать пятом задании ЕГЭ по обществознанию, за верное выполнение которого можно получить 3 первичных балла, нужно давать характеристику какого-либо понятия и составлять 2 предложения, раскрывающих его суть. Это задание уже не связано с текстом. На экзамене может попасться абсолютно любое понятие – от «морали» до «политического лидера», однако все эти понятия обычно хорошо знакомы тем, кто сдает обществознание.

Составить два предложения тоже не так трудно, как кажется. Например, в первом можно очень кратко сказать о том, как классифицируется это понятие (например, социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной), а во втором – раскрыть смысл одной из классификаций, или рассказать о выполняемых функциях, или описать признаки. Если так сделать не получается, можно рассказать о причинах явления (например, политического абсентеизма) и о его последствиях, или же просто более подробно раскрыть сущность явления.

Иногда в самом задании указано, какие аспекты нужно раскрыть. Максимальный балл дается, если верно раскрыт смысл понятия и написаны два правильных предложения, отражающих разные аспекты понятия. Два первичных балла дают в том случае, если написаны два предложения, отражающие один аспект понятия, и верно раскрыт смысл понятия, или же написаны два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия, а смысл понятия раскрыт, но в ответе присутствуют неточности.

Один первичный балл можно получить, даже если не написать предложения вообще, а только правильно раскрыть смысл понятия. Не нужно дословно заучивать определения всех понятий обществознания – сделать это все равно практически невозможно; лучше всего объяснять смысл понятия своими словами, демонстрируя, что вы понимаете, о чем идет речь.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических партий, и одно предложение, раскрывающее особенности кадровых партий.

Для начала нужно вспомнить определение политической партии. Это организованная группа единомышленников, которые стремятся достичь каких-либо политических целей и представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления. Можно написать и по-другому, например: организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Возможны и другие варианты – главное, чтобы было указано, что партия имеет направленность на непосредственное участие во власти и распоряжение ей (иначе это не партия, а группа давления), поддержка какой-либо части населения, а также – общая идеология (которая составляет программу партии).

Критериев выделения типа партии есть достаточно много. Давайте составим несколько предложений, каждое из которых удовлетворяет условию задания. В ответе можно написать не один критерий, а несколько.

  • Критерием выделения типов партии является идеологическая ориентация. (По этому критерию партии бывают консервативные, либеральные, коммунистические)
  • Критерием выделения типов партии является отношение к социальным преобразованиям. (Радикальные и реформистские, прогрессивные и реакционные)
  • Критерием выделения типов партии является их отношение к власти. (Правящие и оппозиционные партии)
  • Критерием выделения типов партии является организационное строение. (Массовые и кадровые)

Теперь нам нужно написать о кадровых партиях. Мы знаем, что в них, в отличии от массовых, участвуют профессиональные политики – такие партии немногочисленны и активно ведут свою деятельность только во время проведения избирательных кампаний. В них отсутствует фиксированное членство; цель их деятельности – победа выдвинутого ими кандидата на выборах (а не захват власти, как у массовых партий). Источником их существования являются не членские взносы, а средства спонсоров.

Давайте составим варианты предложений.

  1. Кадровые партии обычно немногочисленны и существуют за счет спонсорских средств, а, поскольку их целью является победа выдвигаемого ими кандидата на выборах, они активизируют свою деятельность в период проведения избирательной кампании.
  2. Кадровые партии, как правило, немногочисленны по составу, в них участвуют в основном профессиональные политики, а фиксированное членство в таких партиях отсутствует.
  3. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Один из возможных вариантов ответа выглядит так:

Политическая партия - организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Критериями выделения типов партии могут быть: их отношение к власти, их идеологическая направленность, их организационное строение. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Второй вариант задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Вспомним определение социальной группы: объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. Или: объективно существующая устойчивая совокупность индивидов, имеющая только ей присущие признаки.

В первом предложении мы можем написать о том, как классифицируются социальные группы.

  • Социальные группы могут классифицироваться в зависимости от их численности, характера взаимодействия их членов между собой, способа организации и регулирования взаимодействия, принадлежности к ним индивидов.
  • В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами.

Во втором предложении можно, как вариант, подробнее рассказать о каких-либо двух типах социальных групп, например:

  • В первичной социальной группе взаимодействие членов отличается высокой эмоциональностью и имеет межличностный характер, а во вторичной взаимодействие носит формальный характер и подчинено достижению определенной общей цели.
  • Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
  • В малой социальной группе немногочисленные члены хорошо знают друг друга и находятся в прямых взаимоотношениях, а к большим социальным группам могут относиться незнакомые люди, которые занимают одинаковое положение в структуре общества.

Также можно написать о том, что совокупность социальных групп образует социальную структуру общества, или о том, что в течении жизни человек принадлежит к большому числу социальных групп, среди которых – семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив друзей.

Ответ может выглядеть так:

Социальная группа - объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами. Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.

Третий вариант задания

Какой смысл эко­но­ми­сты вкладывают в по­ня­тие «инфляция»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щих информацию об инфляции.

Инфляция – процесс обесценивания денег, который сопровождается ростом цен на товары и услуги, в то время как их качество не повышается. Или: инфляция – процесс снижения покупательной способности денег, который проявляется в повышении цен на товары и услуги, не обеспеченном улучшением их качества.

В первом предложении можно написать о типах инфляции, или о ее видах, или о ее источниках… Давайте рассмотрим несколько вариантов:

  • Источниками инфляции могут являться повышение налогов, увеличение цен на энергию и сырье и повышение номинальной заработной платы.
  • Различают инфляцию спроса, которая возникает при полной занятости и влечет за собой избыточный совокупный спрос, и инфляцию предложения, которая происходит вследствие увеличения заработной платы и вызывает увеличение цен на товары и услуги.
  • Виды инфляции могут классифицироваться по характеру протекания, по темпу роста цен, по степени различия роста цен на различные товары.
  • В зависимости от классификации инфляция может быть открытой и подавленной, естественной, умеренной, галопирующей и гиперинфляцией, сбалансированной и несбалансированной.

Во втором предложении можно подробнее раскрыть какие-нибудь виды инфляции или написать о ее последствиях и антиинфляционной политике.

  • Рост цен при естественной инфляции составляет менее 10% в год, при умеренной – 10-20% в год, при галопирующей – более 20% в год, а при гиперинфляции – более 200% в год.
  • При сбалансированной инфляции цены разных товаров по отношению друг к другу не меняются, а при несбалансированной – изменяются постоянно.
  • Инфляция влечет за собой обесценивание фонда накопления и доходов населения, сокращение текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы.
  • Вследствие инфляции деньги, потеряв ценность, не могут выполнять функцию меры стоимости, что является причиной финансового краха.
  • Государство может как вести политику приспособления к инфляции, контролируя уровень доходов и цен, так и принимать антиинфляционные меры, ограничивая денежную массу, сокращая госрасходы и социальные программы, повышая норму обязательных резервов для банков.

Возможный вариант ответа:

Инфляция – процесс снижения покупательной способности денег, который проявляется в повышении цен на товары и услуги, не обеспеченном улучшением их качества. В зависимости от классификации инфляция может быть открытой и подавленной, естественной, умеренной, галопирующей и гиперинфляцией, сбалансированной и несбалансированной. Инфляция влечет за собой обесценивание фонда накопления и доходов населения, сокращение текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы.

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию

Определение признаков, явлений и понятий по контексту


Рассмотрим задание 25

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.


  • Вначале нужно решить первую часть задания: какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “политический режим”? Это тоже вопрос, на который обязательно необходимо ответить. Первое ваше предложение – это как раз определение понятия “политический режим”.
  • Причем это должно быть определение грамотное с обществоведческой точки зрения. Если смысл понятия в принципе раскрыт верно, но не совсем четко – бал может быть снижен.
  • Вот поэтому максимально четко постарайтесь ответить на этот вопрос, а уже потом дополнительно к этому первому предложению, содержащему определение, вы пишете еще два предложения в соответствии с заданием.

1. Итак, какое понятие политического режима можно дать?

  • политический режим – это совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает воздействие на общество, регулирует общественную жизнь.

  • Обратите внимание, что ответить на вот этот первый вопрос крайне важно.
  • Дело в том, что есть пояснение для проверяющих задания второй части, для экспертов ЕГЭ: ноль баллов выставляется, если смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
  • То есть если вы два следующих предложения напишете правильно, но смысл понятия не раскрыли или вообще проигнорировали (прочитали вопрос, вспомнили, что политический режим это то-то и то-то, и начали сразу писать два следующих предложения), то по условию вам должны будут выставить ноль баллов. Видите, насколько это важно! Три, два или один балл может быть выставлен только в том случае, если вы правильно раскрыли смысл понятия.

Одно предложение, содержащее информацию о критериях (-и) выделения типов политических режимов .

  • Что значит эта оговорочка в скобках? Это значит, что на ваше усмотрение оставляется, будете вы давать информацию о нескольких критериях или об одном. Это не может повлиять на вашу оценку.
  • Главное, чтобы эти критерии были названы правильно. Например, тот вариант, который предлагается в самой демоверсии ЕГЭ. Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества.


Если вспомнить все, что изучается в курсе обществознания по данной теме (то есть по политическим режимам), какие в принципе можно выделить критерии их типов?

  • Гарантированность прав и свобод личности. То есть не просто провозглашение прав и свобод, а наличие механизма их реализации и защиты.
  • Можно также написать, что важнейшим критерием для выделения различных типов политических режимов является степень реального участия населения в политической жизни.
  • Или, например, так: о типе политического режима может свидетельствовать доминирование, то есть преобладание, определенных методов при осуществлении политической власти - убеждения либо принуждения.


И последнее: одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

  • Здесь сведения про другой – авторитарный или тоталитарный режим – не подойдут. Только про демократический.
  • Как пример:
  • Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
  • Или вспомнить классическое определение демократии как народовластия и ответить, что особенностью демократического режима является признание народа единственным источником власти в государстве. То есть формирование органов государственной власти в результате всеобщих свободных альтернативных выборов.



1. Смысл понятия

  • Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах;
  • Чувственное познание - это ступень познания, которая формирует непосредственное знание о предметах.
  • Чувственное познание - это субъективный образ объективного мира, полученный при помощи органов чувств.
  • То есть любое из этих трех определений вы можете привести. Можете два через запятую написать..

2. Составить два предложения.

  • Одно, содержащее информацию о формах чувственного познания.

Три формы чувственного познания

  • ощущение
  • восприятие
  • представление.

одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания

  • К формам чувственного познания принято относить ощущение, восприятие и представление.

Другое, содержащее информацию об одной из этих форм.

  • Восприятие – это целостный образ предмета, формируемый при его непосредственном воздействии на органы чувств человека.

информацию, которая поясняет, как формируется восприятие.

  • Восприятие возникает в результате одновременной согласованной работы всех органов чувств.

Задание 25

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, и одно предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности.

1. Смысл понятия

  • Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение

2. Предложение, содержащее информацию о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ

  • Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям

3. Предложение, раскрывающее сущность принципа гуманизма юридической ответственности

  • Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.


1. Смысл понятия

  • Экономический цикл – это регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности.

1. Смысл понятия

  • Экономический цикл –это повторяющиеся в длительном периоде подъемы и спады в хозяйственной деятельности людей, имеющие общую тенденцию к экономическому росту

2. Предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла

  • «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»
  • Четырехфазная структура цикла, называемая обычно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема .
  • Современная двухфазная модель экономического цикла состоит из нисходящей волны (сокращение производства) и восходящей волны (подъем производства)

3. Предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма

  • «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».

Задания на дом

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
  • Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном суверенитете.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме.
  • Одним из институтов права является юридическая ответственность. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о юридической ответственности.

Последнее задание из тестовой части ОГЭ по обществознанию – двадцать пятое – по своей сути идентично двадцать четвертому. В нем выпускникам девятых классов также нужно работать с таблицами, графиками и диаграммами, построенными на основании социологических опросов. Однако формулировки положений, представленных для анализа, зачастую не столь прямые, как в предыдущем номере, поэтому читать их нужно еще внимательнее. Правильный ответ на задание дает выпускнику 1 балл.

Разбор типовых вариантов задания №25 ОГЭ по обществу

Первый вариант задания

В 2010 году в стране Х провели социологический опрос среди совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы считаете, зачем люди из нашей страны ездят за границу на длительный срок?». Результаты даны в таблице:

Какие из данных ниже выводов непосредственно вытекают из результатов опроса? Укажите в ответе верные варианты.

  1. В стране Х нет условий для профессионального роста специалистов.
  2. Граждане страны Х стремятся посетить другие страны и увидеть мир.
  3. Граждане довольно низко оценивают систему образования в стране Х.
  4. Государство в стране Х обеспечивает общественный порядок, ситуация там стабильна.
  5. Возможности заработка в стране Х ограничены.

О возможностях для профессионального роста специалистов по данному опросу судить сложно – для этого не хватает данных. А вот то, что граждане стремятся увидеть мир, сказать можно – ведь это 3 по значимости причина отъезда людей за границу. Насчет оценки системы образования тоже ничего определенного сказать нельзя; это же относится и к обеспечению общественного порядка государством. Зато можно сделать вывод о том, что возможности для заработка в стране Х довольно ограниченные: эта причина отъезда за границу является самой популярной. Итак, ответ – 2,5.

Второй вариант задания

В разных городах страны Н провели социологический опрос, связанный с оценкой экологической ситуации в городе. Результаты (ответы на вопрос «Как вы оцениваете экологическую обстановку в своем городе?») даны в таблице:

Какие выводы из приведенных ниже непосредственно вытекают из результатов опроса? Запишите цифры верных утверждений в ответ.

  1. Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в хорошей экологической обстановке.
  2. Экология является самой острой проблемой в стране Н.
  3. Правительству страны Н можно дать совет увеличить финансирование экологических программ.
  4. Среди населения страны Н нет единства мнений насчет экологической обстановки.
  5. При развитии производства необходимо усиливать экологический контроль.

Первое положение верно: более половины опрошенных охарактеризовали экологическую ситуацию как «скорее плохую» и «очень плохую». Насчет того, что экология – самая острая проблема страны, сказать что-то определенное сложно. А вот посоветовать правительству увеличить финансирование экологических программ можно, ведь большая часть населения недовольна экологией в своих городах. Однако и единства мнений среди опрошенных нет – почти одинаковое количество людей проголосовали за столь разные варианты, как «скорее хорошая» и «скорее плохая». Пятое положение – общая фраза, которая не имеет ничего общего с опросом. Запишем ответ: 1, 3, 4.

Третий вариант задания

Статистические службы государства Х изучили динамику продаж бытовой техники в период с 2002 по 2012. Результаты представлены в диаграмме:

Выберите утверждения, непосредственно вытекающие из результатов исследования, и укажите в ответе цифры, под которыми они даны.

  1. Бытовая техника отечественного производства востребована меньше той, что произведена за границей.
  2. Предприятия по производству бытовой техники в стране Х активно осваивают выпуск новых моделей.
  3. Зафиксирован рост продаж новой бытовой техники иностранных производителей.
  4. Спрос на бытовые товары в стране Х сократился.
  5. Протекционистская политика в стране Х привела к тому, что спрос переориентировался с продукции иностранных производителей на продукцию отечественных.

Анализируя первое положение, нужно обращать внимание только на белые и серые столбики: видно, что доля техники иностранного производства всегда выше, значит, оно верно. Процент продаж новой бытовой техники производителей из страны Х неуклонно падает, значит, нельзя сказать, что они активно осваивают выпуск новых моделей (2 – неверно). Продажи техники иностранных производителей постоянно растут, значит, 3 – верно. Сказать о том, что спрос на бытовые товары в стране упал, нельзя; то же относится к пятому положению – переориентации спроса на отечественную продукцию не происходит. Ответ: 1, 3.