Теория для Задания №15 ЕГЭ 2019 по русскому языку
Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.
Алгоритм работы:
- Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
- Определите часть речи.
- Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
- В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.
Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное:
-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
-может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков (а,о,ы)?»
Причастие:
-совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
-образовано от глагола совершенного вида
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
-делится на действительные и страдательные.
Действительные причастия
(действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?
Например:
читающий человек (человек сам читает)
Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.
Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные
— это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).
Отпричастные образования , (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий
1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет -н , и в непроизводных прилагательных;Юбилей-юбилейныйСиний, зеленый-ан- , -ян- , -ин- :Песок-песчаныйКожа-кожаныйИскл: оловянный, стеклянный, деревянный |
1. В отыменных прилагательных с основой на -н ;Сон – сонныйДлина – длинный2. В отыменных прилагательных с суффиксами-енн- , -онн-Искусство-искусственный,Лекция-лекционныйУтро-утренний |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не- ) и зависимых словКрасить(гл НВ без приставки) -крашеныйПугать – пуганыйЗвать-званыйНе меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный |
3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не- ) и/или с зависимыми словами:Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюмИскл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человекВ некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. В кратких причастиях:Засеянный -засеян(а,о,ы)Отраженный — отражен(а,о,ы) |
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:Балованный, циклеванныйИскл: кованый, жёваный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-Юная девушка – девушка юнаЗеленые деревья – деревья зелены |
В кратких прилагательных, если в полных было -нн-Ценная вещь – вещь ценнаДлинная дорога – дорога длинна |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запомните . В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. 2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна. 4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение. 5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку. Пояснение (см. также Правило ниже). Приведем верное написание. 1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных. 2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна. 3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи. 4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение. 5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку. Одна запятая необходима: в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая. Правильный ответ указан под номером 2 и 5. Ответ: 25|52 Актуальность: 2016-2017 Сложность: обычная Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16. Цель Условные обозначения: ОЧ - однородные члены. Например: рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны . Обратите внимание : Общая схема : О , О , О . Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки. Общая схема : О и/да/либо/или О . Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки. Пример 2 : . Пример 3 Пример 4 Общая схема : О , О и О . Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки. ИИ Общая схема : О , и О , и О . Общая схема : и О , и О , иО . Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Пример 2 : На натюрморте изображены яблоки. Более сложные примеры : Пример 3 : Пример 4 : Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом Обратите внимание : Рассмотрим примеры. Пример 1 : дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали Пример 2: перечитывать письмо и писать ответ. Схема: О , а/но/да О Пример 1: Пример 2: Пример 3: Мал золотник, да дорог . Схема: О , илиО , или О Пример 1: Чем и другие. Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых . Грин был не только но был еще и очень тонким психологом . Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна . Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно. Он был не столько расстроен , сколько Пример1: . Пример 2: Пример 3: А снег шёл и шёл. Если в предложении есть неоднородные определения Пример: безличной частью , со сказуемым в . Например:
[О Сказ и О Сказ]. Листья багряные, золотые общего второстепенного члена . Пример 1 : . через год только начало предложения Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Теперь более сложный пример 1 : На окраине города запятая поставлена Пример 2 запятая ставится . ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ В этом задании проверяются знания двух пунктограмм: 1. Запятые в простом предложении с однородными членами. 2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И. Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем. Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34. Условные обозначения: ОЧ - однородные члены. ССП - сложносочинённое предложение. Алгоритм выполнения задания должен быть таким: 1. Определяем количество основ. 2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу. 3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2). Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение. 15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХОднородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него. Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы. В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения. В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны . Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила. Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых. 15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.Общая схема : О , О , О . Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится. Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки. 15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИОбщая схема : О и/да/либо/или О . Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится. Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки. Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно . Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме. Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов . 15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.Общая схема : О , О и О . Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится. Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки. 15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дваждыПравило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами Общая схема : О , и О , и О . Общая схема : и О , и О , иО . Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки. Более сложные примеры : Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени. Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ. Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него. Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания. Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении. Рассмотрим примеры. Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2. Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать. 15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)Схема: О , а/но/да О Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся. Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд. Пример 3: Мал золотник, да дорог . 15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИСхема: О , илиО , или О Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда: Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь. Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины. После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4) 15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие. Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых . Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом . Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна . Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно. Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией. Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами. 15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарноОбщая схема: Схема: О и О , О и О Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп): Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде . Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий . Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии. 15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены. А снег шёл и шёл. Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными Сказал так сказал, пойду проверю. Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и. Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель. 15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИСложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое. Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: 1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и); 2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли); 3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). 15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом: а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал . Схема: [предстоит ], и [он знал ]. В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места. Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ]. б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни. Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ]. в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ]. 15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложенииВ школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена . Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи: Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу . Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу. Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения. Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать. Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую. Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится . Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются. Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал. Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языкуПунктуация при однородных членах предложения
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Алгоритм выполнения задания
Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языкуПятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Алгоритм выполнения задания:
Ответ: 2, 4. Первый вариант задания
Алгоритм выполнения задания:
Ответ: 2, 4. Второй вариант заданияРасставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Алгоритм выполнения задания:
Ответ: 2, 5. Третий вариант заданияРасставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Алгоритм выполнения задания:
|