Индия, как говорилось в начале, тесно связана с религией и традициями, и должно пройти еще немало десятилетий, чтобы женщины не только официально, но и неформально стали обладать всеми гражданскими правами.

В.В. Тищенко*

Российское государство и общество, обладая богатейшей историей, имеет собственный путь конституционного развития. Одним из ярких этапов развития по части конституционных проектов стала первая четверть XIX в.

С.А. Авакьян, на мой взгляд, верно отмечает, что "идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX в., они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. В российском обществе в начале XIX в. термин «конституция» ассоциировался, прежде всего, с североамериканскими и европейскими революционными тенденциями, и движениями, что придавало ему негативную окраску. Считается, что в начале XIX в. попытки создать писаную конституцию предпринимались только заговорщиками (декабристами), но данное утверждение сложно назвать верным.

Деятельность по проведению конституционной реформы велась и до, и после Отечественной войны 1812 г. Инициатором идеи введения Конституции, как бы странно это не звучало, являлся сам император. О представительном правлении как наиболее справедливом политическом устройстве Александр I неоднократно говорил своим многочисленным собеседникам. Это же убеждение он пытался реализовать, поручая М.М. Сперанскому в 1809 г. разработать обширный план государственных преобразований. Однако этот план потерпел неудачу, чему способствовали объективные и субъективные причины. Но мысль о необходимости коренных политических реформ он не оставлял.

Великое княжество Финляндское с 1908 г. имело свою конституцию, учреждавшую принцип разделения властей, однопалатный парламент, самоуправление, собственную армию, свободы печати, денежную единицу (финская марка) и т. д. С 1815 г. Конституцию имела и Польша, 9 мая 1815 г. был оглашен Манифест о присоединении Герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского, а уже 13 мая жителям Царства Польского было объявлено о даровании им конституции, самоуправления, собственной армии и свободы печати. Александр I 15 ноября 1815 г. утвердил конституцию Царства Польского, текст которой опубликовали в Варшаве. Отмечу, что она была более прогрессивной, чем в странах, где существовал буржуазный правопорядок.

Уже сама постановка вопроса о необходимости реформ была огромным шагом вперед в развитии конституционных идей. Одним из наиболее радикальных проектов второй половины царствования Александра I был конституционный проект Н.Н. Новосильцева.



В отечественной литературе сложилось представление об Александре I как о двуличном и нерешительном государственном деятеле. Обычно в качестве доказательства приводят деятельность М.М. Сперанского в 1908 г. Однако история свидетельствует о другом.

В марте 1818 г. Александр I прибыл в Польшу на открытие сейма, где произнес речь, которая произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. Первым дошедшим до настоящего времени вариантом конституции можно считать "Краткое изложение основ конституционной хартии Российской империи", которое сохранилось благодаря копии, отправленной в Берлин в донесении Шмидта. Данный документ примечателен тем, что был одобрен Александром I как основные принципы конституционного устройства. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Затем еще в течение года шла доработка.

В 1820 г. был составлен проект русской конституции "Государственная уставная грамота Российской империи". Он был составлен в двух экземплярах: один на французском языке, другой - на русском. "Уставной грамотой" предполагалось введение в России двухпалатного парламента, принципиально нового для России органа власти. Народное представительство должно было "состоять в государственном сейме (государственной думе), составленном из государя и двух палат". Помимо общероссийского парламента, учреждались "наместнические" сеймы, призванные действовать в каждом наместничестве, на которые предполагалось разделить страну. "Уставная грамота" предоставляла сейму право вето в ограничении законодательной власти императора. Она объявляла разделение страны на 12 округов или наместничеств. Каждое наместничество включало 3 - 5 губерний. Губернии, входящие в наместничества, сохраняли прежнее деление на уезды, уезды делились на округа, что было новшеством. Органы власти в наместничестве в целом совпадали с общеимперскими. "Уставная грамота", предполагала введение в России федеративного территориального принципа государственного устройства, децентрализовала аппарат государственного управления, с сохранением дифференцированной автономии (от конституционной для Польши и Финляндии до законодательной для остальных территорий с особым выделением статуса Москвы и Петербурга). Правительственные кабинеты наместничеств, которые должны были обсуждать местные вопросы, упорядочивали структуру управления страной, позволяли быстро решать возникающие проблемы. Она провозглашала введение свободы слова, свободы вероисповедания, равенство всех перед законом, свободы печати, неприкосновенность личности. Особое внимание в документе уделялось праву частной собственности. Также провозглашалась независимость судебной власти.

Таким образом, подготовленные документы ясно свидетельствуют, что в 1820 г. император Александр I действительно был близок к радикальному переустройству государственной системы, к введению конституции. Однако теперь царь решил, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Он стал думать, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений в стране, еще более страшных и непредсказуемых.

Вступление на престол молодого императора Александра I было воспринято в обществе как начало новой либеральной эпохи в истории России. Среди многих проблем внутренней жизни особое значение имел вопрос о форме государственного правления. Своеобразие ситуации состояло в том, что инициатором ограничения самодержавия стал сам монарх. Еще в 1809 году Александр I поручил М.М.Сперанскому разработать обширный план государственных преобразований. Автору проекта представлялись два пути решения проблемы: ограничение самодержавия внешними формами закона или «ограничить его внутреннею и существенною силою установлений». Он писал, что «рабство политическое есть, когда воля одного или многих составляет закон всех» /1/.

Поддерживая и направляя на первых порах Сперанского, государь со временем меняет свою точку зрения и отказывается от масштабных преобразований. Среди причин можно выделить ряд факторов. Прежде всего, следует отметить, что разработка проектов велась Сперанским в глубокой тайне, общественность жила слухами и не могла получить достоверную информацию и принять участие в обсуждении столь важной проблемы. Кроме того, Сперанский столкнулся с недовольством и противодействием аристократии и высшего чиновничества, которые выражали мнение влиятельных кругов.

Ответом на инициативы императора стала записка «О древней и новой России» Н.М.Карамзина. По мнению ряда исследователей, в ней историк воплотил чаяния так называемых консервативных кругов. Он критиковал Александра I за реформаторские начинания, призывал отказаться от тех преобразований, которые могут ослабить самодержавие. Опираясь на знание исторического прошлого страны, Карамзин доказывал, что только самодержавное правление может спасти Россию. При этом автор отмечал, что государь должен быть осторожнее в новых замыслах и думать больше о людях, чем о формах. Политическая платформа историка предполагала не отказ или неприятие замыслов молодого императора, а призыв к соединению, сочетанию западноевропейских правовых норм и русских исторических традиций.

Таким образом, в первый период царствования вопрос о государственных преобразованиях был обозначен властью и встречен в обществе с настороженностью. Именно реакция последнего и не позволила Александру I пойти до конца в поддержке программы М.М.Сперанского. Вопрос о пределах самодержавной власти остался открытым.

Следующим, уже практическим, решением стало обнародование Конституции в Царстве Польском. Александр I рассматривал это событие как первый шаг на пути дарования законного порядка и России. Противоречивые впечатления произвело заявление императора на русское общество. Декабрист С.Г.Волконский писал: «…Слова его о намерении распространить и в России вводимый им конституционный порядок управления сильное произвели впечатление в моем сердце…» /2/. Другой автор, А.А.Закревский, писал П.Д.Киселеву: «Речь государя, на сейме говоренная, прекрасная, но последствия для России могут быть ужаснейшие…» /3/. Подобные суждения не остановили императора, и в скором времени началась работа над проектом конституционного переустройства России.

В 1820 году Александр I был близок к введению ограниченной конституции. Согласно документу, император провозглашался главой исполнительной власти. Законодательная власть передавалась общероссийскому сейму. Но этот проект так и остался примером несостоявшихся надежд. Причиной тому были как события внутри страны, так и в Европе. Указывая на ситуацию в Испании и в Италии в 1820 году, Александр I отмечал: «Я люблю конституционные учреждения и думаю, что каждый добропорядочный гражданин должен любить их, но могут ли они быть утверждены во всех странах без исключения? Не все народы готовы в одинаковой степени для их принятия» /4/.

В этот же период тайными обществами обсуждался и по-разному решался вопрос о правовых основаниях власти, о судьбе самодержавия и будущего политического устройства России, разрабатывались документы Н.Муравьев в проекте «Конституции» писал, что власть самодержавия губительна и для правителей и для общества. Поэтому Россия должна была стать, по мнению автора, конституционной монархией, источником же всей государственной жизни провозглашался народ. Согласно проекту П.Пестеля «Русская Правда», Россия объявлялась республикой. Как писал автор, «народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства» /5/.
Проблема необходимости государственных преобразований и, прежде всего, ограничения самодержавной власти, действительно являлась насущной и актуальной для страны. Она активно обсуждалась в разных общественных кругах, вызывая к жизни исторические, философские и политические сочинения. В то же время император, считавший решающей силой общественной мнение, ошибочно принял за таковое суждение узкого круга дворян и отказался от реформаторских идей. Как отмечал Н.И.Тургенев, «Александр, судя по всему, умер деспотом, но родился он, чтобы стать чем-то лучшим» /6/.

Примечания:

  1. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961. С.837.
  2. Цит. По: Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
  3. Цит. по: Экштут СМ.А. В поиске исторической альтернативы: Александр I. Его сподвижники. Декабристы. М., 1994. С. 123.
  4. Цит. а
  5. р: Хартли Дж. М. Александр I. Ростов на Дону, 1998. С. 213.
  6. Избранные социально-ролитические м философские произведения декабристов. М. 1951. Т. 2. С. 145.
  7. Тургенев Н.И. Россия и русские. М., 2001. С. 519.

Бурные коллизии эпохи наполеоновских войн 1812–1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о реформах государственного устройства и крепостных отношений вновь оказался в центре внимания общества и самого императора.

Своего рода экспериментом по соединению самодержавия с конституционными началами стало дарование Александром I Конституции Царству Польскому – вошедшей на основании решений Венского конгресса в состав Российской империи части территории Польши. Император, лично редактировавший текст проекта, в ноябре 1815 г. утвердил польскую Конституцию. Оставляя решающее слово за самодержавной властью, она предусматривала создание двухпалатного представительного органа (сейма), содержала положения об ответственности правительства перед сеймом, гарантировала свободу печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. Обещание ввести конституцию в России фактически прозвучало в речи Александра I на открытии польского сейма в марте 1818 г. Он заявил, что надеется распространить «законно свободные учреждения» на все страны, вверенные его попечению, и «явить моему отечеству то, что я уже с давних лет приуготовляю». В апреле 1818 г. Александр I установил автономное самоуправление в Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, решения которого были окончательными. Часть членов Верховного совета (как и других учреждений) назначалась, часть избиралась от дворянства. Собственный четырехсословный сейм имела и присоединенная в 1808 г. к России Финляндия. Она существовала как автономное государство в составе Российской империи и управлялась по своим внутренним законам.

Еще по теме 1815 г. Дарование Конституции Польше.:

  1. 17 октября 1905 г. «Высочайший Манифест» о даровани «незыблемых основ гражданской свободы».
  2. I. ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (ЦАРСТВО) В КОНСТИТУЦИОННУЮ ЭПОХУ (1815-1831 гг.)
  3. 1815–1855 гг. Консервативный курс в государственном строительстве.

17.11.1815 (30.11). – Император Александр I даровал Конституцию Царству Польскому

Присоединение Польши

Так называемые между Германией, Австро-Венгрией и Россией диктовались с российской стороны возвращением исконно русских земель, ранее отторгнутых поляками. Лишь после , в которой поляки активно поддержали армию Наполеона, по решению Венского конгресса 1815 г. России были переданы собственно польские территории.

На , открывшемся осенью 1814 г. основные противоречия между державами вскрылись именно при обсуждении польского вопроса. Австрия, Пруссия (на первом этапе), Франция и главным образом Англия оспаривали выдвинутый проект присоединения территории Княжества Варшавского к России. Острые разногласия вызвал вопрос о размерах территории, которая будет присоединена к России, и о статусе этой территории – будет ли она провинцией или конституционным Королевством.

3 мая 1815 г., наконец, были подписаны договоры между Россией, Пруссией и Австрией о Варшавском княжестве, а 9 июня – генеральный акт Венского конгресса. Пруссия получила Познанский и Быдгощский департаменты Варшавского княжества, из которых образовалось Великое княжество Познанское, а также город Гданьск; Австрия получала район Велички. Краков и его окрестности стали "вольным городом" под протекторатом Австрии, Пруссии и России. Оставшаяся территория была присоединена к России и составила Королевство (Царство) Польское с территорией около 127 700 кв. км и населением 3,2 млн. человек. Этот успех российской дипломатии объяснялся прежде всего статусом России как победительницы на тот момент: русские войска были основной силой, разгромившей Наполеона, и Европа должна была с этим считаться.

Желая заручиться расположением польского общества, Император Александр I сразу же после окончания военных действий амнистировал польских офицеров и солдат, воевавших у Наполеона против России. В 1814 г. польское войско вернулось домой из Франции. Восстановление суверенного Польского государства в составе Российской империи (по образцу ) вызывало сочувствие среди влиятельных кругов польской шляхты, которые в этом усматривали необходимое условие сохранения своих сословных преимуществ.

17 ноября 1815 г. Император Александр I даровал полякам статус суверенного Царства (Королевства) Польского с собственной Конституцией. Конституция сохраняла традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в выборности администрации и судей. Польша сохраняла свое правительство, армию (она была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования), национальную денежную единицу – злотый. Польский язык по-прежнему носил статус государственного. Важнейшие правительственные должности занимались поляками. Высшей законодательной властью был Сейм Царства Польского, который был торжественно открыт в 1818 г. самим Императором Александром I в доказательство возможности мирного развития польской нации в рамках Империи как западно-славянского звена, связующего Россию с Западной Европой.

Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус – свыше 100 тыс. человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом. В Центральной Европе после 1815 г. Польское Королевство было единственной страной с парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.

В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено (по российскому образцу), что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию. Иудеи отныне были лишены политических прав как приверженцы антихристианской религии.

Конституция провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией, общностью царствующей династии. Российский Император становился польским королем и вступал на польский трон в соответствии с порядком наследования престола, существовавшим в Российской империи. Однако в Польском Царстве Император-король был конституционным, его власть ограничивал изданный им самим конституционный закон.

Законодательная инициатива принадлежала Императору-королю, но он свою законодательную власть он должен был осуществлять вместе с сеймом. Правда, при утверждении конституции Александр I внес в ее текст поправку: он оставил за собой право изменять предлагаемый сеймом бюджет и на неопределенное время откладывать его созыв. Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы. В соответствии с ранее существовавшим порядком в Сенат входили члены королевской фамилии, назначаемые королем епископы, воеводы и другие высшие должностные лица в количестве, которое бы не превышало половину числа избираемых депутатов Посольской избы, которая состояла из 128 членов. Сейм в основном занимался изменениями в области гражданского и уголовного права. Административные и хозяйственные вопросы чаще всего регулировались постановлениями наместника, а позднее Административного совета.

Заместителем Императора-короля в Польше являлся наместник, исполняющий свои функции в отсутствие монарха в Королевстве. Центральным органом управления при наместнике был Государственный совет, который делился на Общее собрание и Административный совет. В состав Административного Совета входили царский наместник, пять министров, а также другие члены, назначаемые Императором-королем. Это был высший орган исполнительной власти, консультативный орган короля и наместника в делах, которые выходили за пределы полномочий, предоставленных министрам. Он же внедрял в жизнь королевские постановления и постановления наместника. После фактической ликвидации должности наместника в 1826 г. Административный совет преобразовался в высший правительственный орган. Изменения в правительственных законопроектах могли производиться после соглашения комиссий Сейма с Административным советом.

В Варшаве был учрежден высший суд Царства Польского, который рассматривал в последней инстанции все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. Дела о государственных преступлениях и о преступных деяниях, совершенных правительственными чиновниками рассматривал Верховный суд Королевства, в составе из всех членов Сената.

Большинство шляхетского общества с удовлетворением приняло конституцию 1815 г. Ее считали вполне отвечающей сословным интересам польского дворянства. Хуже обстояло дело с "общественностью": стали появляться и укореняться либеральные воззрения, создавались новые органы печати, тайные антиправительственные организации. Этого было достаточно, чтобы ввести вопреки конституции цензуру на газеты и журналы, а затем на все печатные издания. Критике все больше подвергалась российская власть в лице наместника, Великого князя Константина Павловича, которая в стремлении удержать порядок де факто отодвинула на задний план все другие органы государственной власти.

Так уже с момента возникновения Королевства Польского, появилась и в 1820-х гг. достигла значительного уровня нелегальная оппозиция – тайные революционные организации. Сеймовую и нелегальную оппозицию объединяло стремление к восстановлению прежних польских границ, главным образом за счет утраченных вследствии первых трех "разделов" земель , Белоруссии и Украины. Общность этого стремления в сочетании с неодинаковыми социально-политическими программами различных течений отразилось на характере , которое привело к утрате Конституции.

Материалы в календаре Святая Русь, имеющие отношение к Польше.

Александр I Историки очень хорошо знают: когда в конце XVIII века Пруссия, Австрия и Россия в три приёма разделили Польшу, собственно польские земли достались Пруссии и Австрии, а России - только и исключительно земли бывшего Великого княжества Литовского и Русского, которые были прежде подчинены Польше в ходе многосотлетней экспансии. Россия присоединила к себе земли, где польской была только шляхта, а абсолютное большинство народа, находившегося у неё в рабской зависимости, было той основой, на которой вскоре сформировались этносы литовцев, белорусов и украинцев. Но до самого последнего времени в исторической мифологии Польши эти земли ныне уже независимых Литвы, Белоруссии и Украины у России требовали «вернуть», а их собственное развитие - «отменить» Царская власть в России - независимо от того, какое сейчас стоит клеймо - либеральное на Александре Первом или охранительное на Николае Первом - очень долго шла навстречу империалистическим настроениям польской шляхты, позволяя ей, уже даже в составе России, сохранять почти во всей западной части России свою «внутреннюю империю» конфессиональную, языковую, образовательную, экономическую, правовую, политическую монополию - и мощное лобби в Санкт-Петербурге. Россия шла на уступки. Польша требовала большего - не только независимости, но и восстановления польской империи Речи Посполитой за счёт России, за счёт тех, кого внутри России она продолжала считать своими рабами. Учись, невежественный паркетный «умиротворитель»! Не отдавай свой народ в рабство. Не торгуй тем, что не тобой создано и завоёвано! 27 ноября исполняется двести лет со дня подписания Александром I конституции Царства Польского - самого первого конституционного акта России и, пожалуй, самой прогрессивной на то время конституционной хартии в Европе. Вместе с тем, к польской конституции 1815 года подходит современный политический афоризм - «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Итак, присягнувшая на верность Наполеону Польша после его поражения закономерно оказалась заложником большой геополитической игры. На Великое герцогство Варшавское, являвшееся на ту пору прогнившим французским протекторатом, претендовали все участники антинаполеоновской коалиции: Пруссия на севере, Австрия на юге и Россия. Умышленно не акцентирую внимание на «польскую долю» для России, поскольку, в отличие от союзников, которые просто растворили в себе польские окраины, Москва строила более тонкие и одновременно масштабнейшие планы. «Я надеюсь осуществить возрождение вашего храброго и почтенного народа, - писал в те годы Александр I уже пожилому Тадеушу Костюшко, ещё не так давно сражавшемуся с Россией за польскую независимость. - Я взял на себя эту священную обязанность. Ещё немного, и поляки посредством благоразумной политики вернут себе родину и имя». Факт остаётся фактом - русский царь решился на эксперимент по созданию прообраза федеративного государства. Он создавал автономное Царство Польское, «соединённое с Российской империей». Читая сегодня конституцию 200-летней давности, ловишь себя на мысли, насколько хартия была передовой для поляков. Наполеон, обещавший панам восстановление государственности в случае победы над Россией, как говорится, и рядом не стоял. Итак, конституция Александра I: сохраняла вооружённые силы Польши, численность которых не ограничивалась, а зависела от доходов госбюджета; учреждала Сейм с народным представительством «на вечные времена»; признавала католицизм национальной религией Царства Польского; закрепляла польский язык в качестве государственного; предоставляла исключительное право полякам занимать государственные и иные должности; обеспечивала в Польше свободу печати, личности, собственности. Что касается выборов в сейм, то здесь конституция Царства Польского была чересчур революционна. Документ декларировал избирательную систему, основанную на широких прямых выборах благодаря умеренности избирательного ценза. Уже в 1820 году в выборах в «посольскую избу» приняли участие до 100 тысяч избирателей при населении в 3,5 млн. человек. Для сравнения: в тогдашней Франции с 26 млн. человек в выборах участвовали не более 80 тысяч избирателей. А в ещё более «продвинутой» Англии 75% членов Палаты общин попросту назначались крупными капиталистами. После такого царского подарка поляки повсеместно ликовали. Даже вчерашний смутьян Костюшко написал Александру I, что «я сохраню до самой смерти чувство справедливой благодарности к государю за то, что он воскресил имя Польши» (спустя два года «польский Лафайет» скончался, оставшись верным русскому царю). Почему же спустя 15 лет с конституцией и «либеральными ценностями» Польши было покончено? На этот счёт в польской публицистике есть масса мнений о самодурстве и тирании великого князя Константина, ставшего наместником польского царя (читай Александра I), и личного императорского ко? Источник