1) Такой нации как азербайджанцы не существует.-То что существует это какой-то дурной сон.
2) Азербайджанцы потомки тунгусов и монголов.-По вкусу можно добавить эвенков,чукчей и нанайцев.
3) Звери азери-турки-это стандартное определение для азербайджанцев.-Можно также азерасты,азербараны (список постоянно пополняется).
4) В Азербайджане повсеместно распространен инцест.-Наверное из-за этого азербайджанцы самая многочисленная нация на Кавказе.
5) Азербайджанцы очень трусливы.-Пугливы и застенчивы.
6) Все нацменшинства в Азербайджане подвергаются угнетению и ассимилируются азербайджанцами.-Вечно ищут кого бы еще ассимилировать.
7) В Азербайджане рано или поздно распространится исламский фундаментализм.-А пока там поклоняются Доллару.
8) Единственное что объединяет азербайджанцев-это ненависть к армянам.Поэтому правительство вынуждено поддерживать эту ненависть.-Не то все как-то разбегутся.
9) Армяне подвергались в Азербайджане ужасной дискриминации и если бы не война с азербайджанцами то ни одно армянина не осталось бы в Азербайджане,в том числе и в Карабахе.-Но и с войной тоже не осталось.Более того почему то в самой Армении все меньше становится армян.Скоро появится новая профессия быть армянином в Армении.Платить зарплату занятым в этой профессии будет как всегда диаспора.
10) Армяне и азербайджанцы генетически одно и тоже.То есть азербайджанцы когда то были армянами,потом их ассимилировали- И сейчас они мучают своих же генетических двойников.
11) Идею создать свое государство и искусственно создать несуществующую нацию,азербайджанцам подал русский националист Величко.Вся официальная идеология азербайджанцев основана на его идеях и трудах.-Тогда скорее всего мы дети Величко и Тунгусского метеорита.
12) В Азербайджане астрономический уровень коррупции.-То есть Альфа Центавра и Крабовая Туманность также страдают от нашей коррупции.
13) В Азербайджане нет ничего кроме нефти.Нефть – это единственное что есть в Азербайджане.

14) В Азербайджане существует легендарный Азерпроп (или Азерагитпроп).Этот орган выполняет 3 основные функции:
- разжигает ненавитсь к армянам,чтобы получилась азербайджанская нация
- подкупает зарубежных журналистов чтобы они писали только хорошее об Азербайджане
- распространяет ложь и клевету по любой заданной ему теме.
15) Азербайджанцы-больной народ и чтобы вылечиться они должны отдать еще земли армянам и уйти за правый берег Куры.
16) Весь запад Азербайджана это Восточная Армения весь восток Турции –это Западная Армения.
17) В последнее время Азербайджан обнаглел.Затащил к себе с помощью взяток Евровидение,отстраивает свою мазутную столицу Баку,стал союзником США и Израиля в борьбе с иранскими наркоманами в чалмах и т.д.
18) Азербайджанцы как-то совсем сдружились с грузинами,скупили всю Грузию и взяли себе древний грузинский храм.-Кошмар.Султанат поглощает демократическую республику.
19) И для армян и для азербайджанцев лучше было-бы если не стало бы азербайджанцев.
20) Грузины тоже надоели.О турках и говорить нечего.-Иран-вот это здорово.Нет ничего лучше обкуренного и пьяного исламского фундаментализма

Небольшой вступление от KCity:

Лет 6 читаю азербайджанские форумы. Был day.az, сейчас появился disput.az - самый большой русскоязычный форум Азербайджана. Там очень много русофобов, есть и лояльные. Естественно там тролят и русские, которых в прочем очень быстро банят, которые вступают в дискуссии и указывают на место азербайджанцев.

Основные русофобы- это азербайджанцы живущие в России. Похожие на наших либералов, твердят одинаковые мантры и не отличаются умом и сообразительностью, впрочем как и все приматы.

В основном азербайджанцы живущие в России её и ненавидят. Мышление приматов. Как нибудь найду самые сочные комментарии о России и русских, где они призывают к убийству русских. Русский пользователь их собирал и на одной из тем, где они восхваляли себя (какие они толерантные), выложил накопившиеся цитаты.

Хочу вам показать статью Гамида Гамидова. Он учился в МГУ на журфаке и несколько лет прожил в Москве.
KCity

Гамид Гамидов

Итак...

1. Местные (назовем их просто - москвичи) больше всего ненавидят чеченцев. Ненавидят, но боятся. Ненавидят, но не презирают. То есть, отдают должное чеченской смелости, мужественности и т.д.

2. Чуть меньше они боятся дагестанцев. И уважают соответственно меньше.

3. Азербайджанцев - не боятся, не уважают. Частично презирают. Увы, в сравнении с теми, кто влияет на образ азербайджанцев негативно, тех, кто может имидж азербайджанца повысить, ничтожно мало.

4. Армян - не боятся, в большинстве своем уважают.

5. Грузин - не боятся, уважают, и, что поразительно для меня, очень любят, несмотря ни на что.

6. Узбеков, таджиков, киргизов - не уважают, не боятся. Не презирают. Скорее, брезгуют.

Поразительно, что местные совершенно не воспринимают дагестанцев и чеченцев своими соотечественниками, такими же россиянами, как они сами...

Естественно, сказанное про азербайджанцев касается далеко не всех наших соотечественников, проживающих в РФ. На себе, например, я негативного отношения почти ни разу не испытал. Правда, подозреваю (а в некоторых случаях, подозрения эти оправдывались), что большинство тех москвичей, кто видел меня раз в жизни, общался редко, были уверены, что я не азербайджанец. При том, что, по нашим меркам, я - ярко выраженный азербайджанец.

Несколько раз, заговаривая о своей национальности, я видел, как глаза людей округлялись. Один раз даже нам с другом пришлось убеждать собеседника в том, что мы не прикалываемся.

Стереотипы. Увы. В головах местных давно и прочно засел стереотип – азербайджанец – либо торгаш на базаре, причем почти всегда «кидала», либо бомбила, который готов везти тебя дешевле других, не зная при этом дороги, ну, или большой миллионер, который, почти всегда (вообще такое отношение ко всем миллионерам, вне зависимости от национальности) нажил свое добро нечестно в неспокойные 90-е.

А главное, говорить по-русски чисто, по мнению большинства местных, азербайджанец не может. Мне даже как-то пришлось спорить с одной дамой, которая говорила, что чище других кавказских народов на русском говорят армяне.

Заблуждение. Полнейшее. И у армян, и у грузин всегда, даже по прошествии многих лет, остается ярко выраженный акцент, выдающий в них армян и грузин. Наш человек, говорящий по русский чисто, делает это без акцента, или почти без акцента. В любом случае чище и в большинстве своем грамотнее представителей соседних стран.

Насколько справедливо к нам подобное отношение, как давно о нас так думают и почему, уже не так важно. Куда важнее другое. Как исправить эту ситуацию? И кто должен начать действовать первым? Кто должен задать тон, показать пример, преподнести урок всех остальным?

В РФ на сегодня мы имеем сотни и сотни ведущих азербайджанцев-ученых, азербайджанцев-чиновников, азербайджанцев-врачей, азербайджанцев-бизнесменов, азербайджанцев-преподавателей, азербайджанцев-спортсменов, азербайджанцев-деятелей культуры. Меньше журналистов. Зато каких? Наргиз Асадова, Ирада Зейналова, Азер Мурсалиев, Рустам Арифджанов и т.д.

При желании, с помощью специально написанной программы, и при грамотной работе мы сможем не только сломать стереотип относительно азербайджанцев в РФ, но и кардинально изменить отношение россиян к азербайджанцам, Азербайджану, а значит, по-другому взглянуть на наши проблемы, в том числе карабахскую.

Так кто должен первым начать работу в этом направлении? Считаю, что больше остальных в этом должна быть заинтересована диаспора – азербайджанцы, которые живут в РФ и каждый день сталкиваются с негативным отношением к себе и своей нации.

Но наша диаспора, вне зависимости от страны проживания, почти везде – структура гиблая. Надеяться на нее в чем-то бесполезно. Повторю, за исключением пары стран и пары диаспорских структур все остальные не стоят и гроша ломаного. Кстати, в этой связи я абсолютно не понимаю, чем таким полезным, РЕАЛЬНО полезным занимаются в Госкомитете по работе с азербайджанцами, живущими за рубежом? Но речь не об этой структуре сейчас. Надеюсь, о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз.

А пока вернемся в РФ. О диаспоре мы уже упомянули, с нее никакого спроса.

Остается посольство. Но тут понимаешь: неизвестно, от какой структуры пользы меньше.

Каковы достижения нашего посольства в этом направлении? Каковы вообще достижения нашего посольства за последние годы? Объединило ли оно азербайджанцев? Попыталось ли? Какую работу по изменению имиджа азербайджанцев в РФ проводит посольство, кроме регулярных встреч в узком кругу с одними и теми же приглашенными гостями?

В общем, господа, ответы, увы, пока что неутешительные. А когда понимаешь, что именно в РФ у нас самая большая диаспора, и что именно в РФ нам в первую очередь надо иметь твердую и, желательно, единую позицию по многим актуальным вопросам, становится совсем грустно.

Комментарии

Азербайджанец? На каком базаре торгуешь?
Увы...

цитата: Наш человек, говорящий по русский чисто, делает это без акцента, или почти без акцента. В любом случае чище и в большинстве своем грамотнее представителей соседних стран.

Как э - без акцента?

Потому что таких там большинство

Да ее да. Зато наших любит ОМОН, где поймает там и любит.

Когда я в РФ говорил что азербайджанец тоже все до единого не верили.Правда не такой я и черный даже в Баку часто думают что я лезгин но все же.

по-моему, давно пора забить на то, кто и как к нам относится. их проблемы. пусть других волнует то, как к ним относимся мы..

Жила в Москве долгое время и не видела к себе вообще никакого негативного отношения. Жила в момент обострения отношений России с Грузией. Подружка - грузинка, та да, постоянно была в проблемах. каждый патрульный пост обязательно останавливал её. а меня никогда... Также согласна с тем, что негативное отношение складывается из-за наших торгующий граждан. Я, вот честно, когда ходила на рынок, старалась к нашим вообще не подходить. Поскольку, как только узнавали, что я тоже азербайджанка, сразу же обвешивали.
и ещё случай. Жила я практически в центре. Однажды вечером, возвращаясь домой, услышала звуки знакомой азербайджанской мелодии. Долго не могла найти источник звука, завернув в соседний двор, увидела белый мерседес, с затемнёнными стёклами из которого орала (да да именно орала) музыка. Если честно - мне стало стыдно. Было уже почти 9. и это просто некорректно вот так себя вести.
и вообще, находясь в чужой стране, надо вести себя по правилам страны, а не по тем, к кот ты привык. всё это чисто ИМХО конечно.

До тех пор пока власть полу-империи будет к нам относится так, народ будет относится плохо.Грузин зауважали после конфликта, когда оказалось что маленькие но гордрые, как и чеченцы, а армян с такой гос поддержкой было бы странно если бы их не любили.

Да помоему им по барабану кто какой нации -для них все на одно лицо кавказкой национальности...)

относятся как к рычагу давление... если надо что-то выторговать давят на мигрантов (рынки, паспортный режим итд).

Адонирам

Азербайджанцы бывают разные.
У меня и в Москве и в Питере есть друзья - очень солидные ребята, которых русские очень уважают.. Но нужно сказать, что ребята заслужили это уважение. Они приехали в Россию в середине 90-ых и постепенно поднялись. Сейчас занимаются нехилым бизнесом, постоянно создают новые рабочие места и немало помогают людям.. Есть только одно «но» - они стараются как можно меньше общаться с азербайджанцами. Особенно с теми, кто из новых... Потому что именно из-за этих новых уважение к азербайджанцам упало ниже плинтуса.. Я сам служил в армии в Москве в конце 80-ых и утверждаю, что в те времена наших уважали гораздо больше...

Никогда за азербайджанцев не принимали ни меня ни мужа с детьми. Принимали либо за евреев, либо меня за армянку. Подходили армяне и спрашивали как всегда - вы армяне? Русские в массе своей, даже люди в возрасте, как будто не слышали про азербайджанцев и Баку. Если свободно говоришь на русском и нормально одет-никто за азербайджанцев не принимает. К сожалению.

Не владею пером, как господин Гамидов, но написала бы по сути тоже самое... Не любят наших и мы не в силах что-то изменить, так как сами в своем городе возмущаемся поведению тех, представители которых представляют нашу нацию в России. А какого им, тем кто сталкивается с невоспитанностью и примитивизмом чужаков на своей территории, и я их понимаю. Ну что же поделаешь, пока наши власть имущие серьезно не займутся образованием своего народа, будет еще хуже....

И ко мне тоже относились и относятся какк своему, но не сразу... МОсквичи тоже ведь расные. Те, с кем я обшался и общаюсь, это интелигентнейшие люди, мы говорим на одном языке, цитируем одних поэтов...Ну есть другие москвичи... с ними тяжелее, они обозлены тем, что понаехали, обозлены экономической обстановкой... да много чем...

Но в общем, надо согласится, что нас не любят. К армянам относятся лучше, и то в последние годы. К грузинам относятся нехорошо. Считают неблагодарными)) Не раз спорил.
Но отношение к азербайджанцам упало не с неба. Практически любой базар заполнен абсолютно безграмотными невоспитанными, неумеющими разговаривать на русском языке представителями нашей с вами нации. И здесь не прохляет любимая фраза многих наших: «зачем мне знать русский, я же азербайджанец, мне надо знать свой язык». И ведут себя достаточно агресссивно.

По поводу чеченцев и дагов. Их реально ненавидят. И есть за что. Ведут они себя отвратительно. Да, они смелые, мужественные люди. Но стоит им появится где либо, сразу нарастает напряжение. Ведут себя чересчур нагло, очень нагло, вызывающе, очень агрессивно. И мне очень понятна позиция москвичей по отношению к ним. Если, доспустим, наши соотечественники, там работают, плохо, хорошо, легально или нелегально, но работают. То северокавказцы в основной своей массе занимаются криминалом.

импульс to Фернандо Альтамирано

)))))
Допустим россияне не особо разделяют чеченцев,ингушей,дагестанцев и кабардинцев и т.д..,для них это Кавказ.))Скорее всего их не понимают,по этому немного побаиваются и обходят стороной,делать равенство между боятся-уважают не правильно,просто видят что творится на Сев.Кавказе,видят не покорность людей и стараются обходить стороной.))
Грузины им ближе,не смотря на недавние разногласия,во первых любят выпить и песни попеть,правда не до такой степени,во вторых осталось ещё поколение называющее всех кавказцев без исключения грузинами и считавших Кавказ щедрым и гостеприимным народом.))
Между армянами и нами,особой разницы не видят,иногда даже путают,кто мусульманин,кто христианин,если не объяснишь.))Разница между нами, в особом поведении самих армян,мы не лезем с «любовью»,не навязываем себя,они это делают постоянно.))
Что касается нас,то это опять стереотипы сложившиеся годами,нас больше,чем всех остальных кавказцев,а большинство не любят ни где.))Будет в России засилие поляков или финнов,будут ненавидеть их,пока наших больше,будет и негатив,останутся единицы,ни кто не будет обращать на нас внимание,перекинуться на других.))
К среднеазиатам отношение потребительское,а брезгует всеми,кто плохо одет и ниже по статусу,вы думаете,что в Советские времена дворниками и подсобниками не брезговали?)))
Национализм,был и будет всегда,в большей,или меньшей степени,раньше не любили евреев,сейчас не любят кавказцев,закончиться кавказский вопрос,начнут не любить кого то другого.)))Обычно ненавидят толпой,нос к носу уважают,или нет,как личность.))
П.С.Весь Кавказ ведёт себя вызывающе,это ответная реакция на национализм.))Это как видишь недруга и невольно задираешь голову,говоришь громче и ведёшь себя агрессивней и т.д..,как только СМИ,перестанут мурыжить тему кавказцев,всё встанет на круги своя.))А если на рынках будут торговать исключительно мужики из Тулы,начнут не любить туляков,а лет эдак через пятьдесят,называть их торгашами и бог знает кем.))

Много раз бывал в России,и совершенно не испытал на себе негативного отношения.Все зависит от человека самого,от его культуры общения и воспитания.Иногда конечно наши соотечественики ведут себя «по свинский» и даже стыдно за Азербайджан.Вот в Тюмени наблюдал такую картину.Азербайджанец торгует фруктами и рядом в коробке лежат мятые апельсины который он уже готовиться выкинуть,подходит бабуля и просит сынок можно возьму,в ответ НеТ НЕЛЬЗЯ а когда уже выходил с рынка увидел как он эти апельсины с коробкой выкинул прям под свой газель.Ну что тебе жалко было их отдать???

импульс to Ruslan Sabitov

Глупости не говорите,бабушки наших любят и даже обожают.)))Только наши и дают им то,чем торгуют.))Пройдись бабушка по рядам со словами:«Сынок,у меня денег нет»,так по яблоку и апельсину,целую сетку выносят.))Так что про мятые и гнилой товар не надо,побойтесь бога.)))

гнида.. если такого забьют скины или менты - его будет совершенно не жалко..

Выражу свою точку зрения. Дело в том, что как бы то не было, наши люди это все таки народ живущий под знаменем алвера. Редко кто тратит время на самосовершенствование, на повышение собственной культуры и образования. Нам хочется только ДЕНЕГ! и побыстрее. Армяне как ни крути в этом плане ХИТРЕЕ. где надо и подлижут и и подмажут и на центральное телевидение выйдут. Кстати, мне тоже многие не верили что я из Азербайджана, когда я общалась на российских форумах. В Россию в большинстве едут выходцы из сёл, впрочем в самих российских сёлах дело обстоит не лучше. большой уровень безграмотности, скудоумие, первобытные инстинкты, алкоголизм. достаточно каждый вечер смотреть Пусть говорят Малахова.

Habicht to HR agency

В Наших селах дела обстоят получше.. у нас народ работающий, а у них бухающий. В Россию едут чтоб работать.. работа грязная, но всеж работа. Сидеть на шее у родителей и у жены в России распространено несравнимо больше и именно эти мудаки брыгают на наших торговцев-работяг.

Наша проблема - недостаточное самоуважение. «Алверчи» - это звучит гордо! Только идиоты думают, что это оскорбление.

На рынках иметь 2-3 точки, жить в сезон в бараках и дома на родине содержать семью, пастроить дом, провести все коммуникации в село за кровные - это по нашенски! Это круто! Мы живем для своих семей, для родины, а что думают о нас алкашня нам не интересно.

Нуууууу, видя количество наших в РФ,я бы сказал,что........... хорошо.Даже любят.

В России,как и среди отписавшихся на этой теме есть адекватные,культурные уважающие себя и этим заставляющие уважать себя люди,так и не адекваты,быдло,хамы и не умеющие себя вести,не уважающие себя и при этом вызывающие отвращение к себе люди!!!
И не важно какой они нации

Везде, а не только в России, цивилизованные местные относятся нормально к цивилизованным же иностранцам. А мнение быдла меня никогда не интересовало.

Для них все мы хачи. (Хач - крест по армянски. Азербайджанцы называют армян хачиками)

Я уважаю торговцев на рынках, одетых в лохмотьях, больше, чем торговцев украшениями или хламом в дорогущих бутиках, но при этом одетых с иголочки. Почему? Объясняю!

Чтоб торговать быстропортящимися товарами из южных широт нужно быть мастерами логистики. Это умение и ноу хау! Я уверен, что ни один из вас, тех кто тявкает на наших алверчи и пренебрежительно относятся к их профессии, не в состоянии организовать этот процесс. Я еще умалчиваю, что многие из них выращивают на родине те культуры, которые продают в Москве. Вы только тявкать умеете, педики мля.

Люди не зацикливайтесь на России, наплевать как они к нам относятся. Относятся также как к русским относятся во всем остальном мире.

В далекие 70-е имел несчастье проживать в Москве, был молод но воспоминания ужасные, очень часто слышал в свой адрес «черно……», приходилось часто конфликтовать из-за этого, хотя в то время еще никто и никуда не понаехал и т.д., это тут совсем не причина. Я думаю, что ненависть к инородцам закладывается в их семьях, другого объяснения такого отношения к себе ровесников я до сих пор не нахожу. Не утруждайте себя путями решений этой проблемы, ее просто нет в природе. Для себя я это решил очень просто, призираю всех их, без исключения, они не стоят даже моей ненависти. В россии не был с тех пор и стараюсь даже транзитом не летать. Очень удивлен классификацией, видно все очень изменилось с тех времен, тогда мы были для них чернож….. или пиздогла…… Ну Вам там виднее.

Нежность чувств

Россия что авторитет?? С России сделали пуп страной,да они для начало,пусть сами к себе научатся относится по доброму,потом уже к кавказцам.............
Для того что бы наши не вежи торговцы,не позорили нашу страну,пусть наша глава,даст им нормальную работу и зарплаты по больше.......Не от хорошей жизни они там........

Platynum Egoiste

определенно чеченцев и дагестанцев русские боятся как огня,так как они единственные кто достойно дает отпор русским националистам.

Этот пиз---бол типичный представитель выскочка эмигрантуры которая живет там на дашбашах,цветах и алверах. Ни один нормальный образованный азербайджанец не позволит себе такой лексикон и такое обращение к оппоненту. Служил в Москве и много там бывал по делам и точно могу сказать, внимание москвичей в первую очередь привлекают те, которые безобразно себя ведут. Орут,ругаются, срут, задевают девушек, не соблюдаю очередь и хамят как скоты. А такими, к сожалению, оказваются наши больше.
Позорят народ и создают идиотский стереотип чобана и быдла!
Часто с ними сталкиваюсь на рынках, толкучках и прочих торговых центрах.
Никто не хочет учиться, знать язык, научиться приличной специальности, быть опрятным и вежливым. Поэтому, когда москвичи общаются с русскоговорящими азербайджанцами живущими в Москве, то удивляются, что есть грамотные. Не хотят азербайджанцы интегрироваться в общество. Как он крутит баранку такси, так и всю жизнь будет крутить или продавать помидоры. И дети по наследству будут продавать. И пяткой в грудь ударять на форумах, что какие они на базаре уважаемые...

ISESCU ve UNESCU

Как относятся к нашим в России, в Турции или, скажем, в Англии - это тоже, конечно, важно, но меня всегда больше беспокоил вопрос, почему наши сами не уважают друг друга. Разве мы сможем кого-то убедить в том, что нас можно и нужно уважать, пока мы не начнем сами этого делать по отношению к самим себе.

А вопрос «уважать самих себя» - это не только и не столько уважение на бытовом уровне, типа, уступил место соотечественнику в обществуенном месте или не перебил его речь. Это большая проблема по строительству максимально справедливого и гуманного общества.

Это и демократия (настоящая, а не псевдо-демократия, которая сейчас царит у нас) в общественной и политической жизни, это и честность и порядочность в личных отношениях, это и воспевание и, более того, следование принципам гуманизма и справедивости в семейных или гендерных отношениях, это и целесообразность в рыночной экономике и многое многое другое.

Желать уважения других к себе -это тоже своего рода уровень прозрения и, возможно, признак пробуждения национального самосознания, но мне видится более важным и ценным желание и потребность в уважении своих соотечественников друг к другу. Последнее может инициировать первое, но необорот.

Азербайджанцы, уважайте себя, не комментируйте эту тему!!!

Меня лично не интересует что о нас думают урусы, бушмены, зулу, дагестанцы, чечены, индейцы чероки и прочие.. Меня может интересовать, что обо мне думает турок, ибо он брат, он друг.. на остальных нассс+*#ть

Товарищ Гамидов я понимаю это ваше субъективное мнение,но я сама несколько лет прожила в Москве и прекрасно знаю как к кому там относятся.Вы забыли упомянуть молдаван))
Во первых в некоторых случаях азербайджанцы сами о себе портят мнение.Но живя там я всегда ругалась и защищала видя несправедливость.
Например представьте вы москвич,у вас появились соседи с Кавказа.Которые, в 21.00 садятся в машину возле блока и часов так до 00.00 на полную мощность включают мугам.Вам бы это понравилось?
С другой стороны была свидетелем того как в очереди,бабульки не заслуженно хаяли женщину которая покупала себе шоколадные конфеты.«Ведь только они могут себе такое позволить» молвили старушки.
На самом деле также как и вы не очень любите русских и даете им определенные ярлыки,также и вам вешают ярлыки и вы также можете не нравится.От этого не плохо не вам ни русским.
А важна еще одна деталь.В Москве коренных единицы,туда со всей огромной страны съезжаются люди чтоб кормить семьи.У кого получается у кого то нет.Кто то остается человеком а кто то гниет изнутри.Отсюда и злость и словесная диарея.
Не обращайте внимание и не принимайте близко к сердцу.
На счет грузин еще пару слов.Их любят за их сладкий язык.Редко встретишь грузина который, как заклятый ненавидит русских.Я таких не встречала.

За свои 22 года пребывания в РФ, могу сказать только то, что многие русские, или «россияне» (татары, чуваши, ингуши, итд итп...)не особо отличают азербайджанцев от грузин, армяней, и других кавказских наций. Для них все одинаково - КАВКАЗ! Некоторые знакомые, бывшие одноклассницы, однокурсницы спрашивают как ты там живешь? Наверно вся в черной длинной одежде ходишь, не понимающие смысла слова говорят -маджахеды, паранжа, талибы)))наслышались по новостям. Некоторые даже спрашивали а где Биробиджан находится))))Говоря что я живу в Баку, они спрашивали и как там грузинки красивые? Поэтому пришла к одному выводу, для русских людей не важно какая нация все это одно - КАВКАЗ.

Как В России Относятся К Азербайджанцам? - Каждый получает то отношение, которое он заслужил. В 2011 отвез маму на операцию в Москву в интитут нейрохирургии им. Бурденко. Добился, чтобы ее прооперировал сам директор института, 73 летний Н. Коновалов, без какой либо взятки и тапша. Он в Москве редко проводит операции, в основном в разъездах. Весь персонал уважительно относился к нам, к нашим просьбам, от мед.сестер, до глав.врачей. Никто меня не боялся, никто не презирал, и даже больше чувствовал к себе уважение, чем к русским. Хотя врачей армян там было больше, чем азербайджанцев. После выяснилось, что заместитель директора института 70 летний азербайджанец. Уверен, это уважение было не только ко мне, но и ко всему народу в целом. Одна из мед.сестер к маме подошла и сказала «я очень люблю азербайджанцев, не из-за того, что мой муж из Хачмаза, а просто» И в Московском офисе нашей компании все очень хорошо относились, больше всего со мной заговаривали 2 армянки из офиса. Я уже не говорю о том, как прекрасная половина России неравнодушно дышит в нашу строну..

фигня все
сам жил долго в россии
если к русским хорошо относиться (чужой огород меселеси)
они тебе добром отплатят
а идиотов в каждой нации хватает
и у нас
и у русских

В Москве москвичей давно нет.

Я тоже жила в Москве сначала на Кунцевк затем недалеко от Шаболовки. Кавказцев они не любят и не уважают. Чиченцы просто сами себе цену знают. Никогда чиченец своего не сдаст. Они гордый народ. Что не скажу про дагестанцев.Дагестанцы как и мы любят выпендриваться.А чиченцы очень уважительно относятся к нашим женщинам.В массе нохчи мне по духу очень близки.А про таджиков и узбеков - они по натуре своей трусы. Но в каждой квартире г. Москва которую мы снимали я начинала с того что чистила квартиру от домашних животных на букву Т.Которых у них в изобилии.В массе Москвичи не любит убить квартиру. А про своих могу сказать они вести себя не могут.

А вообще братцы кролики ни один ли хрен разница как к нашим относятся в РФ?Этот вопрос должен стоять на самом последнем месте в списке наших национальных интересов.Наше дело завоёвывать бескрайние и безхозные российские просторы и ассимилировать местное полуспившееся население.Как то так

Конкретно многое зависит от самого человека. Хотя в России, особенно сейчас, очень много неадекватов. Готовых броситься в драку только от слова «азербайджанец»
Впрочем, хрен с ними
Один американский товарищ выложил своё фото на фоне памятника Гейдару Алиеву, и спросил мнением своих земляков. Всем понравилось, все в восторге. Ни одного отрицательного коммента, сплошной позитив

Вот это я понимаю, вот это действительно классный народ

Уже на одной теме писала и еще раз повторю.
В России не любят никого (даже русских), а уважают очень немногих.

Но в принципе топикстартер в целом прав по пунктам, хотя на внешний вид или на слух) мало кто из русских определит кто перед ним азербайджанец, армянин, грузин или чеченец.

А по поводу грамотности и безакцентности, извините, БРЕД!
Любой человек на неродном языке будет так или иначе говорить с акцентом.
Да, что там неродной язык, даже если язык родной, возьмем русских из разных областей, то и там все говорят по-русски с разным выговором и сразу видно кто из Москвы, кто из Питера, кто из Костромы. Так же и русские (или рускоязычные азербайджанцы) из Баку, они говорят иначе чем те кто родился и вырос в Москве.

Во первых бабы наших очень даже любят. Ну не базарников. Хотя и их тоже не обделяют вниманием.Во вторых зависть. У них о нас представление что мы богатый народ.Ведь они судят по ТВ или по рассказам наших. Которые так описывают что у нас МОЛЧНЫЕ РЕКИ КИСЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА. И сами сидим ЭЛЛЭРИМИЗ БАЛДА АЙАГЛАРЫМЫЗ СМЕТАНДА ДЫР

Под Россией все подразумевают Москву и Питер. Но вот в других городах пример на севере люди добрые отзывчивый и им все равно кто ты по национальности и какой цвет кожи.Единственное что там имеет место быть это их трагедия пьянство.Не люблю Москву наверное потому что там долго жила.Но люблю северные народы. Вообще не люблю националистов. А там где экономика в хвосте всегда поднимается нац. вопрос. Для того чтобы отвлечь и занять молодежь. Им внушают что враги это кавказцы и азиаты.. Ну вообщем как у господина Гитлера

slayer_ll to gylya

Полнейшая глупость.Назовите хоть одно государственное СМИ в РФ которое внушает,что враги это-азиаты и кавказцы.
Наоборот все конфликты с местным население,в том числе и уголовные квалифицируются как преступления на бытовой почве.Хотя и ежу понятно,что эти преступления имеют межнациональную окраску.После Кандопоги, когда сняли президента Карелли,все главы субьектов РФ любой межнациональный конфликт,пытаются изобразить в ракурсе бытового конфликта.Типичная позиция страуса.Но народ не обдуришь.Нарыв не может нарывать вечно,он лопнет и тогда мало не покажется всем...и власти и оборзевшим гамадрилам.

gylya to slayer_ll

а скинхеды что сами собой организовались? И что означает последнее слова я не поняла.

slayer_ll to gylya

Я много слышал про скинхедов,но вживую не видел.Хотя вру.Один раз позвонил мне сын и сказал,что его и его друзей задержали и отвезли в РОВД,Приезжаю в РОВД и выясняю,что шьют ст.282 ч.2.Начинаю разруливать и выясняю,что причиной задержания послужило то,что один товарищь из их компании стрельнул сигарету у негра возле общаги иностранцев.ЧОП позвонил на 02 приехала ПМГ и их задержала.Потом бодро отрапортавали в ГУВД.Короче я все разрулил и по башке получили все,кто этого заслуживал.Вот такие вот псевдоскинхеды.
Гамадрилы-это подвид павианов.

Barbarosa (о видео про проституток в России)

Я же говорю менталитет такой у них любвеобильный и дело вовсе не в нас как многие сами себе любят повторять как мантру.

До конца 50-х Азербайджан являлся основным регионом Советского Союза по переработке углеводородного сырья и сохранял этот статус, пока не началось освоение богатых нефтью территорий Запдной Сибири и интерес к нашей нефти резко снизился. Но наши специалисты и в Западной Сибири показали себя с наилучшей стороны. Да и не только в Сибири. Это я к тому что, нас знали не только как продавцов фруктов и овощей.
В Самаре как-то зашел в магазин и продавщица спросила:«А вы откуда?». «Из Баку»- говорю. «А у моей подруги парень тоже из Баку, он на рынке торгует» Хотел сказать, что многие сойдя с поезда оказываются бакинцами. Желания поехать на базар и проверить русский у того парня не было, поверил на слово).
А давайте спросим себя:«Готовы ли мы подойти к тому же торгашу на базаре и спросить как дела, как дети?» Нет, не готовы. Мы выше. Мы- азербайджанцы студенты, бизнесмены, врачи и т.д. Мы лучше их. А они- не наши, они торгаши. Правда, азербайджанцы, но- не наши! Странно, не правда ли?
Автор прав. Потому что чем дальше, тем более мы разрознены. Каждый сам по себе.

Статья мне понравилось..близко..но наших иногда тоже брезгуют,честно говоря,есть за что..такие экземпляры попадались.

Да, есть среди наших такие, которых и мы сами брезгуем, но и в россии полно тех, кто вызывает брезгливость.

Почему азербайджанцы не любят армян? Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к истории.

Причиной этому этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987-1988), а в 1991-1994 годах привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Во взаимоотношениях азербайджанцев и армян есть много странного. Не понятно считают ли армяне и азербайджанцы друг друга врагами или нет. Исходя из реалий сегодняшнего дня, то вроде бы должны. А как же? Армяне отобрали у азербайджанцев часть земли, нагло назвав ее «исконно армянским Арцахом». Но почему они позволили им это? Почему имея даже численное преимущество, была проиграна эта война? Почему чеченцы, палестинцы, курды и другие нации готовы годами защищать свою землю, а азербайджанцы так поспешно отступили?

Конечно, можно найти отдушину, чтобы оправдаться – армянам помогали русские, снабжали их оружием, наемниками, но нужны ли оправданья? Азербайджанцы проиграли. И у народа появился враг, враг который много лет притворялся другом и хорошим соседом, а потом вмиг предал.

Армянские националисты пытаются убедить мировое сообщество в том, что Азербайджан, а не Армения выступила агрессором и развязала войну. Но сути это не меняет.

История, конечно, имеет значение в жизни каждого народа. Но ужасные события прошлого, между двумя народами, должно также служить уроком для обеих (народов). Ведь когда оба поймут, что надо жить в мире и согласии, тогда у них будет совсем другое будущее.

Писатель и публицист Сеймур Байджан из Азербайджана в 2011 году издал в каком-то смысле революционную новеллу « Гугарк ». В нее вошли материалы, которые автор собрал во время десятилетних поездок с миротворческими миссиями в Нагорный Карабах. Сам он тоже родом из Карабаха. В 1992 году там началась война между азербайджанскими, армянскими и карабахскими вооруженными формированиями.


Сеймур Байджан, азербайджанский писатель. Родился в городе Физули в Нагорном Карабахе. Награжден премией Media Key за эссе «Воскресенье в Раю». Самые известные его книги - «Гугарк», «18,6 см», «Мясо и мясопродукты». Рассказы переведены с азербайджанского на русский, украинский, грузинский, армянский и казахский языки.
Фото: Нурлан Гусейнов

В «Гугарке» он описал историю любви азербайджанца к армянской девушке. В условиях армяно-азербайджанского конфликта такая ситуация кажется чем-то из области фантастики и по сей день. Да и сам его приезд в Армению в рамках миротворческой миссии, описанный в книге, - сродни чему-то удивительному: некоторые армяне видели азербайджанца впервые.

Через несколько недель после столкновений в Карабахе в апреле 2016 года, мы встретились с Сеймур Байджаном в Тбилиси, где он сейчас живет. И узнали, о его взглядах на конфликт, как воспринимают в Азербайджане человека, который так много раз был в Армении, и сумела ли его родная страна расстаться с советским прошлым.

- Почему вы живете не в Баку, а Тбилиси?

Для меня это родной город. Я понимаю грузинский менталитет, мне нравится их кухня, и здесь я чувствую себя более комфортно, чем в Баку.

Тбилиси всегда был культурным центром Кавказа. Здесь жила и работала наша интеллигенция в конце XIX - начале XX века, первый азербайджанский сатирический журнал тоже издавался в Тбилиси.

«Каждая война чем-то запоминается. У каждой войны есть свой символ. Карабахская война запечатлелась в моей памяти отрезанным ухом. Лично для меня оно и стало символом Карабахской войны. Самодельные примитивные самопалы, охотничьи ружья - все это постепенно уступало место вполне серьезному оружию, автоматам. С началом серьезных боев за позиции с обеих сторон стали появляться пленные. Остановить процесс было уже невозможно. Репетиция закончилась, началось основное действие. Спокойная, беззаботная жизнь осталась в прошлом. Обе стороны понимали, что прежнего соседства уже быть не может. На настоящей войне пленные обеих сторон лишались уха.

С чего началось отрезание уха? Этого я не знаю. Могу сказать только то, что во время армяно-мусульманской войны в начале прошлого века мусульмане отрезали ухо плененному армянскому генералу Андранику. И возможно, армяне, мстя за своего национального героя, отрезали уши мусульманам. Так бывает - в локальной войне одна из сторон легко повторяет действия другой. Традиция отрезания ушей не несла в себе смысл подвергнуть человека физическим страданиям. Скорее, это символизировало унижение, оскорбление пленного. Бывало даже, отрезав ухо, пленного и вовсе отпускали. В те времена, надев на себя «ожерелья» из отрезанных ушей, солдаты красовались перед всеми. Это были медали, которыми солдаты награждали сами себя и которые носили как можно дольше. И люди, видя это, не вздрагивали, не брезговали, не боялись, а смотрели на отрезанные уши как на некий оберег, или амулет"

«Гугарк»

Я могу вернуться в Баку, когда захочу, но здесь, как творческий человек, я чувствую себя лучше. Здесь другая среда.

- Как вас воспринимают в Азербайджане?

Кроме литературы я занимаюсь публицистикой, и большинство меня знает как публициста. Пишу на социальные темы, про традиции, азербайджанский менталитет. Именно публицистика зачастую и воспринимается негативно.

Поэтому большинство меня не понимает, есть люди, которые ненавидят. Но определенная часть общества, более прогрессивная, читает и уважает.

В одном из интервью я сказал, что у нас свободного человека называют или геем, или масоном, или агентом. Во многих постсоветских странах, например, в России, похожее отношение к свободным людям. Это меня не утешает, просто я считаю, что такое отношение существует не только в Азербайджане.

У нас многим кажется, что если человек свободный, не ходит на работу, в привычном понимании, занимается творчеством, верит в какие-то идеалы, то у него есть какие-то скрытые доход или намерения. Потому что с точки зрения большинства, такая жизнь неприемлема.

«Бой разгорался. А во дворе госпиталя воевали раненые солдаты. В любом месте, при любых условиях находится любитель поспорить. Один говорил, что это наши атакуют, другие - что армяне. Один говорил, что сейчас стреляет один пулемет, другой - что нет, это не пулемет, а другое оружие, недавно завезли. Звуки автоматной очереди, ясно отличающиеся от других, постепенно приближались к госпиталю. С каждой минутой звук становился яснее»

«Гугарк»

Вы десять лет ездили в Армению и Карабах в составе миротворческих миссий. Как после этого к вам относились на Родине?

Тогда я был молод, у меня было много энергии… Я был не офисным миротворцем, а реально ездил на место, общался с людьми, описывал то, что там происходит. Эти поездки помогли собрать материал, который я позже использовал и в книге «Гугарк», и других рассказах. Конечно, это были морально сложные поездки, потому что в Армении, как и в Азербайджане люди живут со своими мифами в голове.

А то, что я ездил в Армению, у нас очень плохо воспринималось. Когда вернулся, у меня были проблемы. Люди могли из-за этого тебя просто оскорбить на улице. Потому что для многих азербайджанцев Армения - вражеская страна. Удивительно, но я при этом не знаю народов, которые были бы так похожи друг на друга, как армяне и азербайджанцы. У нас схожие образ жизни, менталитет…

Наши народы - заложники своей истории, которую диктует пропаганда. При этом у нас эмоциональный подход к пониманию истории, и это очень мешает. Мы не хотим видеть историю такой, какая она есть. Ведь это тоже требует определенного уровня развития и самого человека, и общества.

После этого всего у меня появились проблемы со здоровьем, поэтому я перестал участвовать в миротворческих миссиях.

«Дядя O. разводил пчел. Одна из армянских бомб попала во двор дяди О. и разрушила пчелиные ульи. Напуганные и разозлившиеся пчелы, вылетев из ульев, разлетелись по всему кварталу. В тот день моя мама варила варенье. Когда упала бомба, мы побежали и спрятались в подвале. Мы думали, что подвал спасет нас от гибели. Возможности прикрыть варенье крышкой уже не было. Мама оставила таз со сваренным вареньем во дворе нашего маленького дома. В тот день армяне не часто стреляли. Несмотря на это, мы боялись выходить из подвала. Когда вышли, стали свидетелями странной картины. Пчелы дяди О. еще кружили в нашем дворе. Рассерженные пчелы съели все сваренное мамой варенье. Таз был таким чистым, словно его вылизали. Даже самая „отчаянная“ домохозяйка не смогла бы вымыть таз так чисто. Странная вещь - война. Будь это в другое время, то есть живи мы в мирное время, и если бы пчелы дяди О. съели все мамино варенье, мама пошла бы к дяде О. с проклятиями и руганью, и придушила бы его. Теперь же мама посмотрела на вычищенный пчелами таз, посмотрела, и сев на табуретку у дома, заплакала»

«Гугарк»

«Вспоминать прошлое в ярких цветах - это человеческая природа»

- Как вам кажется, общество в Азербайджане все еще советское или уже нет?

Советский союз ментально у нас еще не закончился. О нем есть очень много мифов и, к сожалению, мало написано правдивых и объективных книг. До сих пор люди верят в эти мифы, рассказывают о них своим детям и передают новым поколениям.

После распада Советского Союза в Азербайджане был массовый психоз, люди чувствовали эйфорию. Это трудно объяснить и описать. Потом начался хаос, беспорядки, люди упали духом, у них было очень сильное разочарование. И это заставило людей вспоминать о советском прошлом в ярких красках.

Если бы у нас была нормальная жизнь в бытовом смысле, хорошее образование, то такой ностальгии бы не было.

Но еще вспоминать прошлое в ярких цветах - это человеческая природа. И мне кажется, что эту советскую болезнь вылечить пока невозможно.



Фото: Нурлан Гусейнов

- Но молодежь же не знает жизни при Советах…

Даже у той молодежи, которая не видела это, тоже есть ностальгия. И она даже более сильная, чем у старшего поколения. Молодежь испортило наше телевидение, другие медиа, система образования и сами родители... Конечно, есть прогрессивные люди, которые сами себя воспитали, но их мало.

Я недавно читал интервью российского писателя Владимира Сорокина. И там была такая фраза, что нам надо было похоронить советского человека в начале 90-х годов, но мы не смогли это сделать.

На мой взгляд, советский человек - это страшный человек. Он до сих пор рисует образ Сталина как настоящего лидера. И даже если ты объясняешь такому человеку, что Сталин сделал не меньше плохого, чем Гитлер, он не верит.

«До того, как начались артиллерийские обстрелы, люди покидали свои дома без шума, втихомолку, стыдясь. С началом обстрелов уезжающих стало больше. Каждый оставлял свой дом по-разному, в присущей себе манере. Кто-то тихо уезжал вечером, с наступлением темноты, кто-то, принародно днем, кто-то отвозил семью в соседний район, а сам возвращался домой. Те, кто понимал, что уже все пропало, что война будет длительной, переезжали в Россию, Украину. Странно все складывалось. Люди, которые в мирное время дрались, били друг друга ножом и топором из-за метра земли, бросали свои дома, фруктовые сады, колодцы и уезжали из райцентра. Но некоторые воспринимали мысль о том, что надо бежать, как оскорбление и смеялись над теми, кто уезжал»

«Гугарк»

- Почему советский человек - страшный? Что вы имеете в виду?

У собирательного образа советского человека нет совести. Если человек врал тогда, то как он может говорить правду сейчас? Люди, которые во время СССР преподавали научный атеизм, после распада союза стали религиозными людьми. Мне кажется, что от такого человека можно ожидать чего угодно.

- Если бы в экономическом смысле не было проблем, ностальгия бы осталась?

Думаю, что ее было бы меньше.

«Наши люди мало читают и не хотят покупать книги»

- Что вы вспоминаете из своего советского прошлого?

Советский Союз, каким он был на Кавказе, отличался от того, каким он был в Средней Азии, России, Литве, Латвии и Эстонии… Когда мы в детстве смотрели фильмы про пионеров - это все казалось какой-то далекой от нас реальностью. Пионерская жизнь в России и на Кавказе отличалась. У нас пионеры могли не носить галстук не потому, что не любили Советский союз, а потому что просто это было неудобно: завязывать его каждый день. Поэтому на нас эти фильмы не действовали.

Еще я помню, как в школе нас возили собирать хлопок и виноград. Для меня это эксплуатация детского труда. Сейчас это тоже осталось, но немного в другой форме.

В советское время было взяточничество. Когда я учился в четвертом или пятом классе, уже знал, сколько нужно заплатить, чтобы попасть в медицинский университет.

- Когда вы были подростком, как вы это все оценивали?

Я не понимал, что происходит на самом деле. Когда повзрослел, читал разные книги, мнение сформировалось. Свое прошлое я оцениваю с позиции сегодняшнее мышление.

Когда распался союз, мне было 15 лет. Конечно, я многого не осознавал. Многие до сих пор не понимают, насколько это важная тема - распад империи. Старшее поколение, конечно, понимает больше, но они несвободные люди, поэтому не рассказывают об этом.

«Каждый покидал свой дом по-своему. Я провел ладонями по деревьям в саду, по камням и стенам, цветочным кустам, в последний раз выпил воды из нашего колодца. Я не хотел, чтобы хоть одно дерево, стена, куст были в обиде на меня. Каждое дерево, куст, камень были наполнены для меня смыслом, символом, историей. Насыпав в бассейн ведро песка, я долго смотрел на своих любимых рыб. Некоторых я поймал сам. Других откуда-то принес или получил в подарок от дедушки. Когда к нам приходила коллега моей матери, молоканка тетя Рая, она развлекалась тем, что кормила рыб хлебными крошками. Она всегда говорила: «Какие красивые рыбки! Я готова родить от этих рыб троих детей»

«Гугарк»

- Время может как-то изменить ситуацию?

Думаю, что пока нет. У нас во власти те же люди, которые были и при Советском Союзе. Или вот, например, ситуация в культуре, как мне кажется, осталось практически такая же, как и была в те времена. Писатели и художники, которых поддерживает государство, пропагандируют свое творчество, получают президентские премии. Нашим людям лень читать и самим решать: это хороший писатель или нет. У нас должны представители власти сказать, что этот человек - писатель, тогда его так и будут воспринимать.

Союзы писателей, художников и композиторов остались с советской эпохи. В Грузии, например, уже нет союза писателей. У них система перестроилась. А у нас до сих пор государство финансирует такие организации. У них есть свои медиа, через которые они доносят творчество до масс, их книги издаются большими тиражами.

- А ваши?

У моих книг тираж 500−1000 экземпляров. Но наши люди не хотят покупать книги. Для них немыслимо потратить пять манат (чуть больше трех долларов. - Прим. TUT.BY) на книгу. Они в принципе мало читают. Моя аудитория - молодежь. Да и меня самого до сих пор называют молодым и многообещающим писателем. Но чего от меня ждут - непонятно. Наверное, и в 70 лет так будут называть.

- Вы чувствуете себя счастливым человеком?

Такие вопросы обычно задают певцам (смеется) . Но думаю, что нет. Недавно мне исполнилось 40 лет. И я об этом много думал, было много мыслей начет того, что я делаю и как.



Фото: Ираклий Чикладзе

- В 35 лет у вас не было таких вопросов?

Тогда были другие вопросы. Сейчас я думаю о том, что в своих книгах в основном пишу о том, что вижу. И пока не понимаю, нужно это обществу или нет. Я человек сентиментальный. И эта сентиментальность мне мешает и в личной жизни, и в творчестве.

Сейчас я работаю над сборником рассказов, который хочу назвать «Опоздавшими рассказами». Я считаю, что и наш народ опоздал в своем развитии, и я как его часть. Ведь история прозы у нашего народа насчитывает всего сто лет. Это невозможно сравнить, например, с Германией, которая имеет такое богатое прошлое. Поэтому я и называю свое творчество опоздавшей литературой и при этом литературой местного назначения.Таких, как я, называют людьми известными в узких кругах.

- С кем вы в основном общаетесь в Азербайджане?

Можно сказать, что сейчас я остался без собеседника. В последние годы у нас была большая волна эмиграции. Многие мои друзья уехали в Америку и Европу.

- Почему туда не уехали вы?

Я не вижу в себе сил, чтобы жить в эмиграции. Я видел, с какими трудностями сталкиваются друзья. И я уже один раз из-за Карабахской войны потерял свой дом. Сейчас мне трудно все начать с нуля. Тем более я не знаю иностранного языка. Хотя, конечно, у меня была возможность уехать.

- Где ваш дом?

Нет у меня дома, и я его не ищу. Сейчас я ищу другое - ответ на вопрос: все то, что происходит в моей жизни - это судьба или мой сознательный выбор? Но найти однозначный ответ на этот вопрос невозможно.

Принято считать, что обострение обстановки вокруг Нагорного Карабаха началось с сессии областного Совета, где было принято решение об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР. Решение это противоречило Конституции СССР. Но суть даже не в этом. Почему было принято такое решение - вот в чем вопрос.

В Нагорном Карабахе положение осложнялось тем, что «территория» населена преимущественно армянами, а «начальство», Баку - это азербайджанцы. И вот уже претензии территории к центру обретают вид национальных претензий. Экономика оказалась густо перемешана с политикой. Прежнее руководство Азербайджанской ССР не желало этого замечать. Неконструктивную позицию занимало и прежнее руководство Армении. Как отметил в своем выступлении представитель ЦК КПСС в Нагорно-Карабахской автономной области А. И. Вольский, «истоки кризиса кроются прежде всего в грубейших извращениях национальной политики, которая осуществлялась прежним руководством республики. Сегодня друг против друга, по сути дела, стоят поколения, многие представители которых слова о дружбе двух народов начали воспринимать чуть ли не как лицемерие. И в этом корень всего драматизма обстановки».

Именно в такой ситуации стала возможной трагедия Сумгаита. А бездействие местных партийных, советских и, главное, правоохранительных органов лишь усугубило ее. Но после этой трагедии по Армении поползли слухи о том, что в Сумгаите погибли минимум сотни армян. В то же время Азербайджан был наводнен другими слухами: мол, в Нагорном Карабахе и в Армении были массовые избиения и даже убийства азербайджанцев, и Сумгаит - лишь «ответ» на бесчинства «той стороны».

Кому были нужны эти слухи, причем заведомо ложные? Прав оказался А. И. Вольский, заявивший на сессии: «Последние события особенно наглядно показали, что в руках разного рода кланов в Азербайджане и Армении по-прежнему остаются многие рычаги власти. Воспитанные и расставленные нами кадры до сих пор продолжают влиять на общую атмосферу, закулисно оказывать воздействие на принятие многих решений. И вывод напрашивается такой: Нагорный Карабах для них - лишь удобный повод, образно говоря, разменная монета…».

Такой монетой могла служить не только проблема Нагорного Карабаха. Например, митинги в Баку, начавшиеся в ноябре 1988 года, стали возможны потому, что на щит была поднята проблема Тапханы - исторического памятника природы, бастиона героической борьбы азербайджанского народа против иранских поработителей. И в вольном или невольном покушении на нее люди справедливо видели посягательств на дорогие сердцу ценности, на свою историческую память.

Дело в том, что в местечке под таким названием, расположенном в Нагорном Карабахе, началось было строительство кооперативного филиала Канакерского алюминиевого завода (завод расположен в Армении). Неправда, - тут же заявили в Армении, - Хачин Тан (армянское название Топханы) никогда не был никаким памятником. И в ход пошли доказательства, что вообще эта местность никакого отношения к азербайджанцам не имеет.

Не суть, у кого больше прав на это место - у азербайджанцев или армян. Важнее другое: обе стороны сегодня не хотели уступить друг другу ни слова, ни пяди.

Положение усугублялось тем, что и в Азербайджан, и в Армению с середины ноября 1988 года начали поступать сначала десятки, потом сотни, а затем уже тысячи беженцев. Всего за две недели «конца ноября - начала декабря из Азербайджана в Армению переселилось свыше 70 тысяч человек. Примерно в таких же масштабах шло переселение азербайджанцев из Армении. И там, и там переселенцам оказывали помощь, куда-то поселяли, устраивали на работу. И - обвиняли «противоположную сторону» в политике насильственной депортации. 5 декабря Центральному Комитету КПСС и Совету Министров СССР пришлось принять специальное постановление о прекращении ущемления прав с той и другой стороны. И только после этого постановления в Азербайджане и в Армении правоохранительные органы «очнулись от спячки» - стали привлекать к ответственности за нарушения закона, по сути дела - за проведение политики национальной розни.

Не снижалась напряженность и во многих районах обеих республик. Опять же при нерешительности правоохранительных органов в Азербайджане проходили столкновения между азербайджанцами и армянами, были во время этих столкновений и раненые, и жертвы. В Армении таких столкновений было меньше, но зато обстреливались колонны беженцев-азербайджанцев, покидающих города и села, где люди десятилетиями и веками жили вместе, в мире и добрососедстве. Причем каждая сторона старалась обвинить в этих инцидентах своих противников. Но и там, и там обвинения сыпались в адрес «гонителей» - там, в другой республике. А злость вымещали и даже стреляли у себя дома - в «гонимых».

Так продолжалось до 7 декабря, дня, который, казалось, разделил все события на «до» и «после». До - можно было выяснять отношения, враждовать и спорить, хотя лучше, конечно, было бы находить близкие позиции, начинать диалог. Но после 7 декабря оказалось: споры и раздоры должны, обязаны отойти в прошлое - столь страшное горе пришло на землю Армении. Землетрясение. Почти трое суток, по крайней мере на территории Армянской ССР, не было слышно ни одного националистического лозунга. Проблема взаимоотношений двух соседних республик, двух народов, казалось, отошла на самый задний план, и время поможет ее сгладить.

Не произошло. Уже 10 декабря в Ереване, у здания Союза писателей, собрались несколько сотен человек на митинг, где снова зазвучали слова проклятия в адрес соседей. Почему?

Сложно в этом разобраться. Видимо, потому, что чересчур велико было наше общее желание немедленно помирить два народа. Захотелось увидеть сусальную картинку, как азербайджанцы и армяне, забыв вчерашние раздоры, немедленно бросаются друг другу в объятья и клянутся в вечной дружбе. А понимания ситуации, простого такта не хватило ни идеологическим работникам, ни средствам массовой информации.

Ведь как развивались события? Вечером 7 декабря по радио и телевидению было передано соболезнование ЦК Компартии, правительства и народа Азербайджана армянскому народу, попавшему в беду. Это соболезнование было принято в Армении нормально. Более того: люди ждали реакции Азербайджана, и она оказалась адекватной ожиданиям. Затем стали поступать сообщения о том, что азербайджанский народ готов оказать помощь братскому армянскому народу - и эти сообщения тоже воспринимались как должное. Но поток таких сообщений нарастал. Потом пошла чуть ли не лавина комментариев к событиям, где усиленно педалировались «братские чувства обоих народов друг к другу».

А братских чувств-то не было. Еще не было. И пропагандистский пережим привел к обратной реакции. Более того. Понятно, что разные люди по-разному восприняли беду, свалившуюся на армянский народ. Очень многие искренне сочувствовали соседям. Но нашлись и злорадствующие. В Армении и особенно в Ереване мгновенно стало известно и о поступивших телеграммах «поздравительного» характера, и о телефонных звонках, и о надписях, с которыми приходили в охваченную горем республику поезда, пересекавшие соседний Азербайджан.

Наверное, такие факты были неизбежны. Но на них нужно было верно реагировать - предавать огласки и пытаться отыскать виновных, чтобы привлечь их к ответственности за разжигание межнациональной розни. «Негативные факты» замалчивались - и немедленно обрастали слухами. Говорилось уже не о единичных телеграммах, а о десятках и чуть ли не сотнях. Распускались слухи о том, что азербайджанцы собираются прислать для пострадавших зараженную кровь и отравленные продукты. Отпора эти сочинители небылиц не получали.

Но если бы дело было только в слухах. Не без помощи прежних активистов разжигания межнациональной вражды на границах с Азербайджаном выставлялись заслоны и пикеты, заворачивавшие назад колонны с медикаментами, техникой. А в это время в Спитаке, Ленинакане, Кировакане, в селах, разрушенных страшным землетрясением, каждый дополнительный подъемный кран мог принести спасение десяткам погребенных под обломками. Добровольные пикетчики в первые дни могли не знать о масштабах разрушений, о том, что, отвергая азербайджанскую технику, они обрекают на гибель своих соотечественников, ожидающих помощи. Ведь каждый час промедления в той ситуации приносил дополнительные двадцать смертей на тысячу замурованных заживо. Но об этом должны, обязаны были подумать те, кто выводил людей в пикеты. На их руках кровь неспасенных.

Должны были принять меры, навести порядок, разъяснить людям ситуацию местные партийные и советские органы. Обязана была четко и оперативно действовать милиция. Увы… Далеко не везде такие меры были приняты. А теперь уже умершим не поможешь. Но тогда своевременное разоблачение псевдопатриотов могло бы образумить тех, кто потом снова пошел за комитетом «Карабах», который выставил лозунг: «Не примем помощь из Азербайджана!»

Они и потом не упускали ни одной возможности сыграть на слабой информированности людей, на ошибках пропаганды, на плохой работе и некомпетентности некоторых руководителей, командовавших спасательными работами. Вот что было сказано о комитете «Карабах» в армянской республиканской газете «Коммунист»: «Лидеры комитета «Карабах», выискивая неизбежные в столь экстремальной обстановке промахи и неувязки, стремятся продемонстрировать трудящимся республики, что они и только они играют главную роль в ликвидации последствий землетрясения. Недостойная шумиха поднята комитетчиками в защиту детей-сирот, якобы вывозимых из региона для воспитания в неармянских семьях. Играя на самых гуманных чувствах людей, комитетчики пытаются внушить населению провокационную мысль, что вывоз детей якобы является частью некой «программы по переселению армян». И делают все, чтобы дестабилизировать обстановку, хотя прекрасно понимают, что лишь в условиях спокойствия и согласия можно на практике, а не на словах решать сложнейшие проблемы, вставшие перед нашим народом…».

В 1991-1994 годах конфликт спровоцировал глобальные военные действия. В 1994 году было подписано перемирие, но конфронтация обеих сторон де-факто продолжается до сих пор.