ТАМ, ГДЕ ВАРИТСЯ
АСФАЛЬТ
Начать решила с асфальтобетонного завода, откуда вереницей в разные стороны отправляются машины, гружённые горячим асфальтом. И прибыть туда нужно было ранним утром.
...Для меня встать в пять утра, скажу откровенно, весьма трудно. Я - чистая сова. Но в этот день поднялась быстро. Женское любопытство прогнало сон: «Как всё пройдёт? Что увижу интересного?». В предвкушении необычной командировки села в служебную машину. Солнце вовсю палило, и, казалось, что за окном уже начался рабочий день. Однако часы показывали 5.50.
…Возле диспетчерской ДРСУ было многолюдно. Водители, механики, мастера. Все готовы к трудовому процессу.
- Прибыли? Оперативно. Сейчас определимся, с каким КамАЗом поедете. А пока можете пройти на завод, - поприветствовал меня главный инженер В.Н.Мухин.
На заводе я уже не первый раз. И всё-таки интерес к производству с каждой поездкой возрастает.
Моим своеобразным гидом по территории стал С.В.Мартысюк. С ним прошли в самое «сердце» АБЗ. Поднялись по лестнице в небольшое помещение (это стало стартовым испытанием, так как очень боюсь высоты!).
- Вот здесь в компьютерной программе и запускается завод. По нескольким рецептам готовится разный асфальт. Видите, на территории лежит щебень. Его привозим из разных мест. Есть первоуральский, асбестовский. Тут находятся четыре фракции, куда погрузчик подвозит щебень. Он идёт по элеватору, попадает в сушильный барабан. Нагревается до ста восьмидесяти градусов. Далее по горячему элеватору поднимается вверх, там снова всё делится по фракциям, смешивается с битумом. А затем в скипе - такая своеобразная тележка - доставляется в большой накопитель. Уже из него горячий готовый асфальт загружается в машины, - рассказывает Сергей Васильевич.
Я глубоко вдыхаю терпкий запах асфальта. Наблюдаю за происходящим, постоянно щёлкаю фотоаппаратом, стараясь запечатлеть самое главное, интересное.
- Вы поедете на федеральную трассу? В сторону Абатска мы ведём строительство шести километров дороги Тюмень-Омск. Там многое увидите своими глазами, - задаёт вопрос С.В.Мартысюк.
- К сожалению, не располагаю таким большим объёмом свободного рабочего времени. А так бы с удовольствием там побывала! Поэтому поеду на муниципальные объекты, в Сладково, - отвечаю я.
- Тогда минут через десять отправитесь, сейчас подойдёт машина, на которой Вы попутешествуете, - улыбается мой собеседник.

ЭХ, ПРОКАТИЛАСЬ
С ВЕТЕРКОМ!
…КамАЗы один за другим выстраивались в очередь за многотонной порцией асфальта. Оранжевая техника казалась ещё ярче под июньским жарким солнцем.
- С Михаилом Андреевичем Даниловым поедете. Вон его машина, - говорит С.В.Мартысюк и машет рукой водителю.
- Не против журналиста в качестве рабочей компании? - спрашиваю я.
- Да нет, - снисходительно пожимает плечами водитель-стажист.
Кое-как взбираюсь в кабину. Эх, с моим-то ростом тяжеловато! Усаживаюсь поудобнее. Микрофон, диктофон - наизготовку!
В кузов с шумом падает двенадцать тонн горячей асфальтовой массы. Самосвал вместе со мной отправляется в путь.
…Тяжеловоз довольно шуст-ро «бежит» по дороге. На спидометре 70 км/ч. «Минут за сорок доберёмся до райцентра», - размышляю про себя.
- Сколько лет за рулём? - начинаю я разговор с М.А.Даниловым.
- Общий трудовой стаж сорок четыре года. В Маслян-ском ДРСУ тружусь уже тридцать лет. Сначала был «ЗИЛ», а в 2006-ом сел за руль КамАЗа. Летом вожу щебень, асфальт. Зимой работаю на расчистке снега, щётку цепляю, - рассказывает Михаил Андреевич.
- Тяжелая у Вас работа? - интересуюсь.
- Иногда да. Особенно в жару трудно. Машина нагревается быстро. Мне уже до пенсии недалеко, так что скоро отдыхать буду, - смеётся мой собеседник.
…Я была права. Через сорок минут мы были уже в Сладкове. Сразу же отправились на объект - улица Гурьева. Там ремонтируются участок дороги и съезды к домам.

И В ЗНОЙ, И В СТУЖУ
На место оперативно прибыл мастер Н.Н.Мурашов. Я покинула КамАЗ и со стороны наблюдала, как из кузова сыплется чёрный асфальт. Тут же подъехал мини-погрузчик, захватил небольшую порцию и повёз к одному из домов. Бригада из шести человек, в оранжевой рабочей форме и с лопатами в руках, начала рассыпать горячую массу по утрамбованному щебню. Даже стоя на расстоянии, чувствовала высокую температуру. Да ещё всё происходило под палящим солнцем. Стрелка часов показывала 8.40, и небесное светило вовсю припекало. Однако дорожники, привыкшие к любым погодным условиям, ловко орудовали инструментом, перебрасываясь шутками. Казалось, они даже и не замечают знойных лучей. Работа есть работа.
- Подходит к концу ремонт этого участка улицы Гурьева. Сделали ещё в одном месте уширение, здесь будет остановочный комплекс. Также ведутся ремонтные работы на улице Степной. И заканчиваем делать тротуары по Ленина, - поясняет Н.Н.Мурашов.
- Заметила, что Вы надели перчатки…Собрались помогать? Думала, что мастер лишь руководит… - чуть растерянно говорю я.
- Мы можем выполнить любую работу, в том числе взять и лопату, - улыбается Николай Николаевич.
- Интересна работа дорожника? - снова спрашиваю.
- Конечно. С людьми ведь общаемся! Бывает, подойдут, хвалят, благодарят, что теперь их улица обновилась, пройти по ней приятно, - отвечает водитель погрузчика А.С.Филиппов.
…Снова загудела техника. Вновь замелькала оранжевая форма. И в зной, и в стужу дорожники на своём посту. Будь это сельская улица, или федеральная трасса, или дорога между деревнями. Трудятся с раннего утра и до позднего вечера. Без нормированного рабочего времени. Не поглядывая на часы. Потому что так надо. Проверено.

Нас обычно ругают, — сказал начальник Холмогорского участка ОАО «Автодороги» Евгений Зуев, когда корреспондент обратился с просьбой рассказать о работе предприятия в зимний сезон. — У нас 80 километров федеральной трассы, где очень строгие требования по условиям содержания. Короткий срок на очистку, на подсыпку, асфальт зимой и летом должен быть чистым.
На участке три дорожных мастера. Илья Макаров — ответственный по переправам, занимается документацией, установкой знаков, замеры делает. Алексей Кузнецов и Александр Короткий — дежурные мастера, которые следят за погодой, состоянием проезжей части. У нас две Газели и один УАЗик. Бригады дорожных рабочих чистят остановки, павильоны, посадочные площадки. Зимой от снега, а летом КамАЗами, тоннами мусор вывозим. Полоса отвода должна быть чистой вдоль федеральной трассы, ни одной бумажки не должно валяться.
Мы содержим 135 километров региональных дорог. На Новодвинск, на Усть-Пинегу, весь Кур-остров и все примыкания: Большая и Малая Товры, Новинки, Вороновское, Палово, Канзово, Пухтаковка, Орлецы, Ступино.
Этой зимой кроме своих дорог ещё чистили дороги по договорам с муниципальными образованиями. Естественно, после снегопадов в первую очередь чистим свои дороги, а уже потом переходим на муниципальные. Свои дороги постоянно поддерживаем: убираем валы, чтоб не заметало. Устраиваем траншеи для снегозадержания параллельно дороге на открытых участках. А муниципальные образования обращаются время от времени, поэтому подъезды к деревням трудно чистить. Иногда на территории Ракульской, Холмогорской, Койдокурской администрации в некоторые деревни даже Т-150К не мог пробиться. А люди звонят, жалуются. Например, в Великий Двор долго не могли дорогу прочистить.
Шнекоротор Д-210 на базе ЗИЛ-131 у нас старенький, работает с 1990 года. Я поднимал вопрос на совещаниях: или договоры не заключаем, или давайте технику покупать. Пообещали нам на следующий год новый тяжёлый шнекоротор на базе Урала.
- Многие водители из Холмогор предпочитают ехать в Архангельск через Новодвинск. Но перед Новодвинском почти всегда глубокие колеи.
- Там дорога неровная, плиты. Наш участок — до поворота на Беломорье, но организация у нас одна, поэтому договорились с Архангельским участком, что берём на себя эти пять километров до Мечки. А дальше до Новодвинска должен город содержать.
- Какой техникой располагает сегодня Холмогорский участок?
- Техника обновляется. У нас четыре машины КДМ, которые работают на федеральной трассе, чистят отвалами и подсыпают на дорогу песчано-солевую смесь. В наличии четыре автогрейдера, два 150-ых, один 2007 года, а второй — 1989 года выпуска — ездит на близкие расстояния. Шнекоротор и три МТЗ-82.
У нас отличный механик Сергей Змётный, дай Бог такого каждому предприятию. У Сергея Петровича надёжный помощник Евгений Сивков, специалист с многолетним стажем. Евгений Александрович и к токарному станку встанет, и в ремонте двигателей прекрасно разбирается. Слесарей у нас нет, ремонтом техники занимаются те, кто на ней работает, за кем она закреплена.
- Евгений Альбертович, расскажите о людях, которые на содержании дорог работают.
- Коллектив подобрался хороший. При необходимости работают и день, и ночь, без вопросов. Много лет работает на КДМ и технику содержит в надлежащем состоянии Виктор Александрович Русанов. Михаил Степанович Корытов много лет работает на Т-150К. Мастера своего дела Александр Альбертович Миронов, Сергей Александрович Данилюк. На тракторах МТЗ неплохо работает молодёжь, например, Михаил Миронов.
- А кто работал на том направлении, что заслужили похвалу нашего читателя?
Сергей Борисович Мышов на Т-150К. Практически он и содержит зимой дороги на острове, а также Владимир Николаевич Тышов на автогрейдере. На шнекороторе — Леонид Викторович Ефремов.
Пока позволяла погода, содержали пять ледовых переправ. Дело хлопотное, надо почистить и валы убрать обязательно. При малейшем ветерке всё сравнивает. Чем выше вал, тем больше снега наметает.
К сожалению, нашу работу часто не ценят. Случай был: на переправе шлагбаумы только поставили, а ночью тракторист чистил дорогу и увидел, что шлагбаум спилен. А пьяные «вандалы» пилу потеряли. За ней и вернулись из Ломоносово. Зачем спилили шлагбаум? Объяснить не могут. Тракторист их заставил вернуться на место, и они сколотили шлагбаум кое-как.
- А заявление в полицию Вы не писали?
- Нет, с этой волокитой только время терять. Из-за небольшой суммы ущерба был бы отказной материал. У нас десятки дорожных знаков за лето своровали по направлениям на Новодвинск и на Усть-Пинегу! А воруют их из-за стоек. Трубы оцинкованные из земли вытаскивают или спиливают. Кто на ограждение у дома или дачи, кто на погреб материал присматривает.
Подавал я заявления, но ни одного знака не вернули, ни одного вора не уличили. Нашли бы хоть кого, чтобы другим неповадно было, ведь ответственность уголовная: убирая знаки, похитители создают аварийные ситуации. В заявлении в полицию я так и указывал, что возможны смертельные случаи.
- Может быть, наши читатели после Ваших слов сообщат о похитителях дорожных знаков, если случайно окажутся свидетелями. Возможно, у кого-то на видеорегистраторах зафиксирован момент преступных действий.

Северо-Восточная хорда протяженностью 26,6 км соединит по периферии юго-восток и север Москвы. Ее начали строить как продолжение единственного уже возведенного участка Четвертого транспортного кольца в районе шоссе Энтузиастов.

Хорда пройдет от платной дороги Москва - Санкт-Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги, вдоль Малого кольца МЖД до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки - Люберцы. Трасса соединит крупные автомобильные магистрали северо-восточной части Москвы: Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе.

Я уже как-то привык, что в районе шоссе Энтузиастов идет нескончаемая стройка. Сверху возводятся эстакады, что-то там открывают или закрывают. Но что там развернулось такое строительство я осознал только увидев сверху. Давайте посмотрим на строящийся (и частично действующий) участок от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе.

1. Общая схема трассировки хорды.

2. Строящаяся развязка с шоссе Энтузиастов.

3. И ее схема.

4. Но масштаб этого понимаешь только сверху.

5. «Ой». Это то, что сказал я, когда увидел эти кадры на экране.

6. Между нефтезаводом, мазутным хранилищем, кучей жд-путей возводится новая развязка.

7. Общий вид.

.::кликабельно::.

8. А что слева два жд пути, которые на насыпь поднимаются?

9. Фантастическая развязка.

10. Частично движение по ней было открыто в сентябре 2012 года.

11. На сайте стройкомплекса есть огромная ПДФ со схемой этого участка. Осторожно, файл очень тяжелый и сложный .

12. Удивительно, но не тронули Московский электродный завод. Кстати, если верить карте, то но на нем остался обособленный жд участок. Понятное, дело, что он не используется, но космоснимке он хорошо просматривается .

13. Тот участок, который открыли в 2012 году упирается в такой смешной выезд на Вторую улицу Измайловского Зверинца.

14. Весьма симпатичные новые мосты окружной железной дороги.

15. Впереди - Щелковское шоссе.

16. А там - шоссе Энтузиастов.

17. Здесь во всю идет перекладка коммуникаций. Где свободно или уже переложили - начинают возведение эстакады.

18. Обратите внимание, сколько разрыто котлованов для коммуникаций.

19. Самое начало возведение эстакады.

20. Вот перенести все эти коммуникации стоит чортову кучу денег:(

21. Мост окружной жд и станция на ней.

22. И напоследок будущая развязка с Щелковским шоссе.

23. Помню, промзона и гаражи тут были...

24. Общий вид.

.::кликабельно::.

25. Здесь хорда Щелковское шоссе будет пересекать в тоннеле.

26. Интересно, а проектировщики ларька учитывали что здесь будет тоннель или сейчас пришлось ломать голову, как развязать этот узел?

27. Буква Зю.

28. Вот тут грустно в час пик. :(

30. Терпим. Скоро достроят.

31. Бывший Черкизон.

33. Бывший Центральный стадион СССР им. И. В. Сталина. Начал строиться в 1932 году по проекту архитектора Н. Я. Колли. Проект осуществлён частично. Стадион должен был вмещать 100 тыс. зрителей и проектировался таким образом, чтобы там могли проходить военные парады. Предполагалось, что танки смогут свободно проходить на стадион и уходить с него колоннами. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено. По легенде от стадиона к станции метро «Партизанская» есть тоннель. По мере увеличения градуса выпитого тоннель из пешеходного превращается в танковый, который идет аж до Кремля. На вопрос «зачем?» рассказчики так и не смогли ответить.