Документы для анализа на уроке

Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.

Очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России - «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М.М. Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным - Сенат.

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Вопросы для анализа:

      Какие идеи Просвещения нашли свое отражение в проекте?

      Составьте схему управления государством в соответствии с этим проектом.

      Какое учреждение представляло законодательную власть?

      Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы?

      Какими правами наделялось население страны?

      Ограничивалась ли власть императора, в какой степени?

      Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства, был ли он по-настоящему радикален?

      Почему проект не был полностью реализован?

Проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева .

В 1811 г. прибалтийские помещики обратились к царю с предложением освободить крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Лишь в 1816-1819 гг. Александр I утвердил этот закон в отношении крестьян в Эстляндии, Лифляндии, Курляндии. Такие же предложения поступили от белорусских, псковских, петербургских помещиков. Александр поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительности.

Составляя проект, Аракчеев помнил указание царя "не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер". В начале 1818 г. Аракчеев представил царю проект, в основе которого лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этого потребовалось бы ежегодно отпускать 5 млн. рублей. Выкупленные земли распределялись между крестьянами, которые должны были арендовать ее у помещиков. По проекту Аракчеева, освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет.

Вопросы для анализа:

      Чьи интересы защищал в первую очередь проект?

      Получали крестьяне при освобождении землю?

      Был ли проект реален в условиях России первой четверти XIX века?

4) Почему этот проект составлялся в условиях секретности и не был принят?

Конституционный проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи»

В 1815 г. была разработана Конституция Польши - самый прогрессивный Основной закон того времени. Она гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, отменяла конфискацию имущества, ссылку. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю. В 1818 г. на открытии сейма, император сообщил о намерении создать Конституцию всей России . Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Проект предусматривал провозглашение свободы слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы ее с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, но император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными.

Вопросы для анализа:

    Какие гражданские свободы даровались населению?

    Появлялось ли по проекту сословно-представительное учреждение?

    Если бы проект был принят, можно было бы говорить о ликвидации самодержавия?

    Какие события помешали воплощению проекта, а по-вашему, почему он не был принят?

Государственная деятельность А.А. Аракчеева

После окончания Отечественной войны 1812 г. многие в России ожидали перемен. Прежде всего, на эти перемены надеялись крепостные, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие в глаза смерти.

Проект Аракчеева по освобождению крепостных крестьян

Александр I понимал необходимость перемен. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Проект освобождения крестьян царь поручил составить Аракчееву, оговорив при этом, что не должно быть никаких «стеснительных и насильственных» для помещиков мер. В основе проекта лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать 5 млн. рублей. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получать земельный надел не менее двух десятин (по существу это был нищенский надел).

Обсуждение проекта происходило в обстановке секретности. Министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно. Тогда, в 1818 г., был создан специальный комитет для разработки нового плана. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Этим дело и кончилось. Царь ознакомился с проектами и запер их в своем письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.

Цели:

  1. охарактеризовать деятельность А. А. Аракчеева в период правления Александра I;
  2. развивать навыки анализа исторических документов, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы;
  3. развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

“В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами – никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и силы мои службе царской”.
А. А. Аракчеев

Урок практическое занятие с элементами лабораторной работы.

Метод: поисково-исследовательский.

Новые понятия: “аракчеевщина”, военные поселения.

Средства обучения: таблица “Жизнь военных поселений”, портреты Александра I, А. А. Аракчеева.

План семинара.

  1. А. А. Аракчеев: особенности характера и взаимоотношения с царем.
  2. Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права.
  3. Военные поселения – второе детище А. А. Аракчеева.
  4. Отношение общества к А. А. Аракчееву и проводимому им курсу.
  5. Отставка А. А. Аракчеева.
  6. Последние годы А. А. Аракчеева.

Литература для учителя:

  1. Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.
  2. П. А. Баранов. О. Н. Журавлева История России XIX века. Контрольные и проверочные работы. М., 2002.
  3. О. Н. Журавлева. Тесты по истории России XIX века. М., 2005.
  4. Е. В. Колганова, Н. В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России. XIX век. М., 2007.
  5. А. Г. Важенин История России. XIX век. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. М., 2001.

Литература для учащихся:

  1. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России XIX века: 8 кл. М., 2000.
  2. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина Рабочая тетрадь к учебнику “История России”. XIX век. 8 класс. М., “Просвещение”, 2001.
  3. Имена из отечественной истории. Книга 1. Составитель А. П. Прохоров. М., “Школа-Пресс”, 1992.
  4. История Отечества: Справочник школьника. М., 1996.
  5. История России в портретах: В 2 т. Смоленск, Брянск, 1996.
  6. Российские самодержцы. 1801-1917. М., 1993.
I. Вступительное слово учителя.

В последние десять лет царствования Александра I вместо государя, впавшего в мистицизм и не склонного к тяжелому повседневному труду, Россией правил суровый артиллерийский генерал Аракчеев. Его ненавидела вся Россия – и за крайний консерватизм, и за то, что незнатный любимец императора, сосредоточивший в своих руках огромную власть, третировал сановных аристократов. Однако современные историки приходят к выводу, что Аракчеев был блестящим военным организатором и талантливым реформатором.

Наша с вами задача на уроке выяснить, кем же был А. А. Аракчеев: всесильным властителем или покорным исполнителем?

Вопросы и задания учащимся:

  1. Что означает понятие “аракчеевщина”? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?
  2. На основе текста источников выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношения с Александром I?

Документ 1.

Внутренними делами в России заведовал в то время Аракчеев, и заведовал самовластно, так что без него и мимо него ничего сделаться не могло…Бездушие, презрение к человечеству, часто жестокость, суровость всегда, отсутствие всякого лоска образованности, непреодолимая наклонность к тиранству и грубость в обхождении, достигавшая таких размеров, что когда по случайному стечению обстоятельств ему приходилось кому-нибудь сделать добро или оказать услугу, то весьма часто облекал он свой поступок благодеяния в такие формы, что охлаждал чувство благодарности”.
П. Долгоруков

Документ 2.

“…Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести…”
А. С. Пушкин.

Документ 3.

“Надменный временщик, и подлый, и коварный…”
К. Ф. Рылеев

Документ 4.

“Государь – мой друг, и жаловаться на меня можно только Богу”.
А. А. Аракчеев

Документ 5.

“Аракчеев хотел из России построить казарму, да еще поставить фельдфебеля к дверям”.
В. О. Ключевский

Документ 6.

“Аракчеев никогда не решался учить Александра… Он был старше Александра на восемь лет, но он трепетал перед ним, как мальчишка. Входя в кабинет, он бледнел, вздрагивал и крестился, как…робкий посетитель, в первый раз попавший во дворец”.
Историк Г. И. Чулков

Документ 7.

“Все приказания начальника надлежит исполнять в срок и наилучшим образом”.
А. А. Аракчеев

Документ 8.

“Без лести предан” – девиз А. А. Аракчеева.

II. Проект Аракчеева об отмене крепостного права
  1. Чьи интересы защищал в первую очередь проект отмены крепостного права А. А. Аракчеева? (Помещиков. Продажа крестьян была для помещиков делом добровольным, необязательным.)
  2. Крестьяне по проекту освобождались бы с землей? (Количество земли – 2 десятины, которые давались освобожденным крестьянам, – было столь мало, что они были вынуждены арендовать дополнительную землю у бывшего помещика.)
  3. Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

“Насколько же реален был этот проект? Приходится признать, что однозначного ответа, видимо, просто не существует. Проект был реален, потому что экономический кризис, поразивший страну после Отечественной войны 1812 года, привел к резкому упадку помещичьего хозяйства. Росла задолженность, все большее число помещиков вынуждено было закладывать свои имения, проживая и проматывая проценты по закладным и вновь закладывая имения. Ежегодно за неуплату государственных и частных долгов объявлялись к продаже с публичных торгов десятки тысяч крепостных крестьян. Кстати, с большой долей вероятности можно предположить, что, предполагая выделять на покупку крепостных 5 млн. руб. в год, Аракчеев как раз и исходил из количества крепостных, ежегодно объявляемых к продаже за долги. Так что вряд ли в первые годы могли бы возникнуть затруднения в это деле. Но в дальнейшем поток неминуемо должен был иссякнуть, а никаких мер, которые заставили бы помещиков продавать крестьян, проект не предусматривал. Какие меры приняло бы правительство в этом случае – неизвестно. Но главное даже не в этом. Ведь и в том фантастическом случае, когда все помещики добровольно решили расстаться с крепостными, процесс освобождения растянулся бы не менее чем на две сотни лет…Двигаясь такими темпами, правительство не освободило бы все крепостных и к 2018 году. Совершенно очевидно, что решение крестьянского вопроса в России не могло ждать так долго”.
(Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. М., 1990)

1. Был ли принят проект Аракчеева? Почему?

(Проект Аракчеева не был принят. Министр финансов заявил, что денег на выкуп крестьян нет. К тому же в результате войны государство оказалось в тяжелом финансовом положении. Расходы на войну составили более 200 млн. рублей, общая сумма материальных потерь – более 1 млрд. рублей. Революционные события в Италии, Испании, боязнь, что реформы принесут революцию в Россию, заставили отказаться от задуманных изменений),

Вывод: Надежды и разочарование общества в политике властей в 1818 году выразил А. С. Пушкин в своем стихотворении “Сказки”:

От радости в постели
Распрыгалось дитя:
“Неужто в самом деле?
Неужто не шутя?”
А мать ему:
“Бай-бай! Закрой свои ты глазки;
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец
Рассказывает сказки”.

III. Военные поселения – второе детище Аракчеева.
  1. Кому принадлежит идея создания военных поселений? Назовите цели создания военных поселений.
  2. Когда стали создаваться военные поселения? Как они создавались?

Материал для учащихся .

Первая попытка создания военных поселений относится к 1810 году, но война 1812 года прервала этот эксперимент. В 1816 году Аракчеев вновь приступил к выполнению задания царя. Солдат селили вместе с государственными крестьянами. Военные поселяне должны были учиться военному делу и выполнять сельскохозяйственные работы.

– Расскажите о жизни военных поселян. Составьте таблицу, показывающую жизненный путь военных поселян.

Рассказ учителя.

Военные поселения массово начали вводиться в 1817–1818 гг. с целью сокращения расходов на армию в экономически тяжелое послевоенное время. Инициатива учреждения военных поселений исходила от Александра I, который поручил их разработку, учреждение и управление А. А. Аракчееву. Первоначально Аракчеев возражал против их введения, но как только этот вопрос был окончательно решен царем, стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры.

Решено было часть армии перевести на “самоокупаемость”: посадить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Формирование военных поселений проходило следующим образом. Жители мест, предназначенных под военные поселения, обращались в военных поселян и получали наименование “поселян-хозяев”. К ним подселялись солдаты действующей армии – по два солдата на семейство. Вся жизнь военных поселян строго регламентировалась: по команде военные поселяне должны были вставать, зажигать огонь, топить печь, выходить на работу, что коренным образом ломало их прежний привычный быт. Особенно тяжелым для военных поселян оказались обширные строительные и дорожные работы, поглощавшие массу труда, здоровья и времени.

Введение военных поселений воспринималось обществом как тяжелая, реакционная мера и приводила к сопротивлению со стороны крестьян и казаков (восстание военных поселян летом 1819 года в Чугуеве).

Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра I, общество связывало их с именем Аракчеева.

С устройством военных поселений во многом было связано появление термина “аракчеевщина”, символизирующего все реакционное и жестокое.

Материал для учащихся.

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процветала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные начальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому уровень производства был низким. В результате хозяйства поселян были убыточными и требовали больших государственных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия начальства, а иногда и по указанию, и имели целью не создание счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восстания, которые жестоко подавлялись.

Прочитайте документ:

“Военные поселения”.

“Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но представьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение – смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сожжены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною доставкою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места – все царское. В больнице полы доведены до паркетов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка – богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами – они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление”.

Из “Записок” генерал-майора С. И. Маевского

Задание к документу:

  1. Что возмущало генерала С. И. Маевского в военных поселениях? Приведите фрагменты из текста.
  2. Чем вы объясните подмеченную генералом особенность жизни поселян: у них “все царское”, но пользоваться им “не смеет” никто?
  3. Как вы думаете была ли эффективной организация труда в военных поселениях?

(Труд военных поселян не был эффективен, так как большая часть времени посвящалась военной муштре, что отрывало их от работы на земле. Сельскохозяйственные работы проводились по указке офицеров, которые ничего не понимали в этом деле.)

Последнее десятилетие царствования Александра I это период создания военных поселений, вызывавших нарекания со стороны общественности, влияния и всевластия Аракчеева, как казалось обществу.

Отношение общества к Аракчееву и проводимому им курсу нашло яркое отражение в эпиграмме А. С. Пушкина:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель;
А царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести –
Кто он? Преданный без лести,
…………… грошовый солдат.

В1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.