Ягодин Геннадий Алексеевич | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
село Большой Вьяс, Пензенская область |
Научная сфера: | |
Учёная степень: |
доктор технических наук |
Учёное звание: |
профессор |
Альма-матер: |
МХТИ им. Д. И. Менделеева |
Награды и премии |
|
Ягодин Геннадий Алексеевич (родился 3 июня 1927 г., с. Большой Вьяс Пензенской обл.) - советский и российский государственный и общественный деятель. Член Верховного Совета СССР 11 созыва, член ЦК КПСС (1986-1990 гг.).
Биография
В 1950 г. окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «инженер-технолог». Избирался секретарем комитета комсомола института, первым секретарем Советского райкома ВЛКСМ г. Москвы. После окончания аспирантуры находился на научно-педагогической работе в МХТИ, затем занимал пост заместителя генерального директора Международного агентства по атомной энергии в Австрии.
В 1966-1973 гг. являлся доцентом, профессором, деканом факультета в МХТИ, а в 1973 г. возглавил этот институт в должности ректора.
В 1985 г. был назначен министром высшего и среднего специального образования СССР. В 1988 г. после преобразования трёх центральных министерств - высшего и среднего образования, просвещения и профессионально-технического образования - возглавил Государственный комитет СССР по народному образованию.
С 1991 по 2001 гг. - ректор Международного университета в Москве.
Г. А. Ягодин - член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук (1971 г.), профессор, лауреат Государственной премии СССР, почётный доктор Веспремского химико-технологического университета (Венгрия), Высшей химико-технологической школы (Болгария), Высшей химико-технологической школы (Прага, Чехия), Вроцлавской политехники (Польша), Южно-Корейского университета Кон Хи, Университета Фукуяма (Япония).
Научная деятельность
Крупный ученый в области неорганической химии и химической технологии неорганических веществ и редких элементов. Основатель двух действующих научных школ: в области химии экстракционных процессов и в области наук об окружающей среде.
Основные исследования относятся к химии редких металлов, общим проблемам физической химии. Разработал теоретические основы и технологию разделения, а также прецизионной очистки циркония и гафния. Установил существование устойчивых многоядерных соединений циркония. Разработал новые методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, обеспечивающие измерение констант скорости поверхностных реакций и определение механизма поверхностных явлений. Развил кинетику химических реакций извлечения и явлений, сопровождающих эти реакции на границе раздела фаз.
Посещение ТПИ
В сентябре 1985 г. в ТПИ побывал министр МВиССО СССР, член-корреспондент АН СССР Г. А. Ягодин. При посещении ХТФ, УНПК «Кибернетика», НИИ ЭИ и др. он интересовался применением новейших средств в обучении студентов.
Награды
- Государственная премия СССР (1985 г.);
- Орден Октябрьской Революции;
- Орден Трудового Красного Знамени;
- Премия Президента Российской Федерации в области образования (2000 г.).
Источники
4. Г. А. Сипайлов «Повесть в стихах о ректорах первого технического вуза Сибири». Томск: Изд-во ТПУ 2004. – 104 с.
Пензенской области.
В 1950 г. Г. А. Ягодин закончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «инженер-технолог». Избирался секретарем комитета комсомола института, первым секретарем Советского райкома ВЛКСМ г. Москвы . Еще будучи студентом в 1948 г. вступил в ВКП (б). После окончания аспирантуры находился на научно-педагогической работе в МХТИ, затем занимал пост заместителя генерального директора Международного агентства по атомной энергии в Австрии .
В 1966-1973 гг. Г. А. Ягодин являлся доцентом, профессором, деканом факультета в МХТИ, а в 1973 год возглавил этот институт в должности ректора.
В 1985 году Г. А. Ягодин был назначен министром высшего и среднего специального образования СССР. В 1988 году после преобразования трёх центральных министерств - высшего и среднего образования, просвещения и профессионально-технического образования - возглавил Государственный комитет СССР по народному образованию. Спустя три месяца при вновь сформированном комитете при непосредственной поддержке Г. А. Ягодина был создан временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» (ставший известным как ВНИК «Школа»), который возглавил Э. Д. Днепров . К концу лета 1988 г. коллективом, состоявшим из авторитетных ученых-педагогов, были подготовлены проект нового устава школы и концепция развития образования в СССР, ставившие целью гуманизацию учебно-воспитательного процесса и демократизацию управления учебными заведениями. Эти документы были полностью поддержаны Г. А. Ягодиным и внесены от имени Гособразования СССР на рассмотрение организованного при участии комитета Всесоюзного съезда работников народного образования, прошедшего в декабре 1988 г. В 1989-1991 гг. Г. А. Ягодин и руководимое им ведомство подвергались критике как со стороны сторонников реформ, так и со стороны их противников. Первые считали, что демократизация образования идет недостаточно быстро, вторые - что деятельность Г. А. Ягодина ведет к развалу советской школы.
Одним из первых нововведений Г.А. Ягодина стал вызвавший большой общественный резонанс принятый летом 1988 г. приказ №540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые неуспевали по одному или более предметам. Возглавляемое Ягодиным министерство стало одним из инициаторов и организаторов первого в СССР съезда работников образования, прошедшего в декабре 1988 г., на котором получил общественную поддержку, приняты документы ВНИКа.
В течение 1991 г. Г. А. Ягодина три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр В. Павлов , а в августе - ГКЧП. Несмотря на это, Ягодин сохранил свой пост вплоть до упразднения Гособразования в связи с коллапсом союзных органов управления. Интересно, что в последний раз решение о возобновлении работы Ягодина на посту главы Гособразования принял премьер-министр РСФСР И. Силаев , что не входило в сферу его компетенции.
С 1991 по 2001 - ректор Международного университета в Москве. Ныне профессор Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.
Г. А. Ягодин - член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук (1971), профессор, лауреат Государственной премии СССР, почётный доктор Веспремского химико-технологического университета (Венгрия), Высшей химико-технологической школы (
Судьбы реформаторов-либералов схожи. Попытки культурных преобразований обычно не завершаются, но последствия остаются на многие годы. Сходен и склад личности, чуждый бюрократии. Глава огромного ведомства (в замах ходили министры), Геннадий Алексеевич Ягодин мог сам поднять трубку, позвонить учителю, автору запомнившейся статьи - просто поблагодарить. Поддержать.Этот председатель Государственного Комитета по образованию перестроечных времён вызывал у меня ассоциации с министром, который в разгар первой мировой попытался провести уникальную реформу образования, от народного детского сада до университета. В реформе участвовали все слои общества. Жарко спорили. Министра звали П.Н.Игнатьев... Я тогда писал его историю и удивлялся, как все повторяется сто лет спустя. «Вот сейчас (думал я про просвещенческую реформу своего времени) на арену выйдут эти». И они выходили. «Сейчас (замечал я про Ягодина) его снимут». Правда, его почему-то не снимали. Но в конце концов сняли вместе со страной.
Фигура Ягодина была нетипичной для педагогического Олимпа. По роду службы встречался больше не с администраторами, а с учениками и студентами. Ничего особенного не сообщал, а звучало как надежда. Много ли в то время было нужно для надежды? Человеческий облик, речь. Это, пожалуй, поразило в первую очередь: то, что наверху заговорили по-человечески. Прошло десять лет, и теперь не знаешь - надолго ли?
* * *
- Очень простая. Родился 3 июня 1927 года, Пензенская область, село Б.Вьясс. Трудно? По буквам: большой, Василий, мягкий знак, Яков, два раза Семен. Родители - сельские учителя, папа преподавал химию, а мама - математику. Учились заочно, летом уезжали в институт, и все оставалось на нас с младшим братом - коровы, свиньи, козы... В селе у нас была большая библиотека, две с половиной тысячи книг, я все прочел...
- И пошли в университет?
- В «Менделеевку». Попал на отделение, связанное с атомной энергией. Но занимался охраной окружающей среды... Прошел всю ветку, от лаборанта до завкафедрой. Тринадцать лет был ректором...
- А министром как стали?
- Можно сказать, случайно. Выступил на одном совещании без бумажки. Заметили.
- Это уже при Горбачеве?
- Да. Потом, когда стал министром высшего образования, меня вызвали в ЦК и сказали: объединяйся со средним. Зачем - не помню. Я был против. Мне сказали: ты против до такой степени, что готов уйти из министров? Ну, до такой степени я был не готов.
- А как у Вас было с Горбачевым? Его интересовала школьная перестройка?
- Меня курировали секретари ЦК Е.К.Лигачев и А.Н.Яковлев. Что было крайне удобно, можно лавировать, когда один говорил «нет», другой - «да». Раз, когда я в школе экзамены по истории снял, Лигачев мне сказал: нам с тобой не работать. А Яковлев удивился: и ты хочешь облегчить ему жизнь? Третьим куратором был Гейдар Алиевич Алиев. Когда нужно, он мог принять неожиданное решение. Откуда, скажем, взять деньги на образование...
- А откуда?
- Тогда золотые кольца молодоженам продавали за полцены. Алиев придумал продавать за полную, и за счет этого студентам повысили стипендию.
- При всем том при Вас шла крупная реформа, хотя никто ее так не называл. Это в отечественных традициях: когда ничего, в сущности, не происходит, говорят историческая реформа, а когда что-то начинает происходить, замалчивают. Но предметы по выбору, негосударственная школа, автономия высшей - все это было заложено в конце 1980-х. Я думаю, это была первая и последняя гуманистическая реформа советского времени.
- Может, и перестройки никакой не было, а просвещение происходило. Короткая, прекрасная пора народного просвещения.
- Я помню, печатал тогда статьи по истории школы - ленинской, сталинской и т.д. Их тут же на уроках истории школьники изучали.
- Был запрос общества.
- Иллюзия была, что с этим государством можно что-то сделать, через образование. Вот Вы, как первое лицо в данной сфере, могли влиять как-то на другие: политику, экономику? На обмен денег по Павлову, - это при Вас было? Тбилиси, Баку, Вильнюс...
- Раз выступил - «не лезь не в свое дело». К 1988-му году я понял, что есть отдельные люди, которые отвечают за отдельные участки, а команды нет...
В ОБРАЗОВАНИИ-ТО команда имелась. В «Учительской газете» времен Владимира Матвеева, во ВНИКе - временном научно-исследовательском коллективе «Школа», а потом, когда завлаб, историк педагогики Эдуард Днепров стал министром, а временный коллектив - новым кабинетом Министерства образования - разве не команда? Еще какая...
Совсем недавно собрались ее остатки и стали анализировать: почему распалась? В чем были наши ошибки? Перепутали творческую компанию, клуб с министерством? Не захотели функционирования, но возможно ли в принципе министерство развития? Нужна ли ему оппозиция? Как получается, что возносимые обществом на гребень на другой день забывают, кому обязаны?
Эти вопросы школьной перестройки, в сущности, повторила общественная, начав с августа и закончив октябрем, у того же российского Белого дома, где вместо живого человеческого кольца теперь глухая стена. Так стоило ли?
* * *
- Я понимаю, почему. Из-за разрушений. Это время не только созидания, но и разрушения. Но самым главным дострижением была все-таки демократизация. Со всеми урывками, недомолвками, но демократизация. Позволили иметь свою точку зрения.
- Перестройка началась со школы, с просвещения. Мне приходилось писать: это закономерность русской истории.
- Первое, что мы сделали, объявили: за образование отвечают ученики и родители. А второе, когда я выступил в «Комсомолке» , сказав, что в высшей школе главная фигура - студент. Ректорам это не понравилось.
- Все потихоньку долбили авторитарную педагогику. Но одно дело где-нибудь в газете, другое - в Государственном Комитете по образованию. К Вашим словам, позиции прислушивались особенно внимательно. Но вот что, Геннадий Алексеевич, я думаю по поводу тех времен. Такие были жаркие схватки, учителя в Останкино крупным планом, жгучий интерес общества к школе, а на самом деле к ней ли? Не была ли школа ареной борьбы, чем-то вроде тренировочного зала для будущих серьезных схваток? Они начались, и интерес к школе кончился.
- Нет, это не так... Конечно, элемент скандала был. «12-й этаж», эпатаж... Но была и идея развивающегося образования...
- И во что оно развилось? Что получилось с перестройкой на примере ведомства просвещения? Вы своим приказом породили, узаконили временный творческий коллектив, ВНИК «Школу» (где, кстати, и я работал), оппозицию старой бесплодной педагогики, и что вышло? - ребенок стал новым министерством образования и вас съел. А его съели другие. Кто виноват? Вся перестройка - самосъедание...
- Я сегодня своим студентам читал Жака Превера, вот это:
- Можно списать слова?Не позволяйте интеллигентам играть со спичками!
Потому что интеллектуальный мир, господа,
Когда он, господа, остается совсем без присмотра,
То ведет себя далеко не похвально
И, оставшись один,
Начинает фатально
Действовать произвольно…
- Пожалуйста.
ИТАК, что же у нас получается... Не играть со спичками. Не иметь дело с властью. Не брать государственного министерства. Лучше, вот прекрасная идея - создать общественное (не теневое, а именно общественное, куда пойдут те, кто самодостаточен - без всякой власти). Стать, как Ягодин, ректором независимого университета. Или его президентом, как профессор Гавриил Попов. Интеллигент Попов (умница, поиграл со спичками и передал «не интеллигенту» Лужкову, с тем как-то спокойнее). И опять, куда ни посмотри, интеллигенция в России не во власти, хотя не скажешь вроде бы, что не в чести.
* * *
У меня папа был мягкий преподаватель, а мама жесткая, дралась за знания. А в деревне как на это смотрели? «Кем-кем, а училка всегда будет». Это вот страшно: училка всегда будет. Погляди, как в пастухи нанимают: «Ты, мил человек, за нашей-то погляди. Просим...» А училку? Приедет из города в самую дырявую избу. Через год убежит. Ну ничего - другую пришлют. К корове не пришлют, а к детям пришлют.
- Много ли изменилось с тех пор?
- Вот звонят, просят похлопотать, помочь устроить в школу Ямбурга, Караковского... Это, кстати, тоже в горбачевские времена изменили, что ребенок не крепостной - можно в разные школы. Так что кое-что мы сделали...
- Геннадий Алексеевич, Вы себя уютно чувствуете в этом времени? Где профессор, как в эпоху нэпа или военного коммунизма, продает на рынке...
- Спички?
- Вот-вот.
- Я вижу, что многие без работы. Мне совестно, но мне... хорошо.
- Вот, даже диктофон от удивления остановился.
- Мы сделали хороший университет. Это творческий университет. Развивающий университет. У нас замечательные ребята учатся...
- Новые русские?
- Самые новые, новейшие. Я совершенно нормально чувствую себя во времени. Может быть, потому что всегда оставался преподавателем. И когда был министром, читал в Менделеевке. Один год не читал и почувствовал, что не так ощущаю аудиторию.
- Какое свое качество считаете сильным?
- Никогда не боялся аудитории...
ПРОФЕССОР Ягодин торопился на лекцию. Мы договорились еще встретиться, но расписание занятий так плотно, а время жизни так скоротечно, что-то сегодня не сказал, завтра можешь не успеть.
Итак, Ягодин - министр времен демократизации. Когда, как поется в песне, мы были молодыми и чушь прекрасную несли. Теперь стали жестче и трезвей. Многим плохо. Бессовестно. Но есть и такие, которым совестно, но хорошо. И слава Богу.
Геннадий Алексеевич Ягодин родился в 1927 г. Г. А. Ягодин - выпускник кафедры технологии редких и рассеянных элементов инженерного физико-химического (ИФХ) факультета Менделеевского института. После окончания Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева в 1950 г. и аспирантуры МХТИ работал в этом институте в должности ассистента, доцента, профессора, был деканом инженерного физико-химического факультета. В 1963–1966 гг. был заместителем Генерального директора Международного агенства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Женеве (Швейцария).
C 1973 по 1985 год занимал пост ректора МХТИ. Работая ректором, Г. А. Ягодин активно продолжал заниматься научными исследованиями, являлся руководителем ряда международных и всесоюзных конференций и симпозиумов.
Будучи ректором Г. А. Ягодин придавал большое значение развитию культуры в институте. Сам вместе с коллегами часто участвовал в различных художественных и культурных событиях страны. В МХТИ, в Малом актовом зале устраивались свои, «менделеевские» художественные выставки.
Г. А. Ягодин активно развивал международные связи Менделеевского института. Этому способствовал его большой опыт работы в международных организациях ООН по атомной энергии (МАГАТЭ).
В 1986 г. по инициативе Г. А. Ягодина была организована первая в стране кафедра промышленной экологии. Г. А Ягодин стал ее первым заведующим и развернул работу по активизации природоохранных исследований, системы экологического образования, созданию в стране нового отношения к окружающей среде обитания человека. Важная роль при этом отводится подготовке и воспитанию студенчества.
В своей экологической деятельности ректор Г. А. Ягодин пользовался поддержкой академика И. В. Петрянова-Соколова, профессора Менделеевского института, главного редактора журнала «Химия и жизнь», известного в стране своей общественной деятельностью в защиту окружающей среды.
В 1985 году Г. А. Ягодин был назначен министром высшего и среднего специального образования, а затем в 1988 году Председателем Госкомобразования СССР. На этом посту Г. А. Ягодин успешно работал до конца 1991 г.
С 1992 г. Г. А. Ягодин - ректор Международного университета, где одновременно возглавляет экологическую школу.
Основные направления научной деятельности профессора Ягодина - физическая химия редких элементов, кинетика экстракционных процессов, влияние химических технологий на окружающую среду. Г. А. Ягодин - автор 500 научных публикаций, нескольких учебников, учебных пособий и монографий.
Большой вклад Г. А. Ягодин внес в разработку системы инженерной подготовки химиков-технологов и в организацию экологического образования в России.
) - советский и российский государственный и общественный деятель.
Глава правительства | Николай Иванович Рыжков Валентин Сергеевич Павлов Иван Степанович Силаев (де-факто) |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Предшественник | должность учреждена | |||||
Преемник | должность упразднена | |||||
|
||||||
Глава правительства | Николай Иванович Рыжков | |||||
Предшественник | Вячеслав Петрович Елютин | |||||
Преемник | должность упразднена | |||||
Рождение |
3 июня
(1927-06-03
)
|
|||||
Смерть |
4 января
(2015-01-04
)
(87 лет)
|
|||||
Место погребения |
|
|||||
Партия | КПСС с 1948 года | |||||
Образование | МХТИ имени Д. И. Менделеева | |||||
Учёная степень | доктор химических наук | |||||
Учёное звание |
член-корреспондент АН СССР член-корреспондент РАН |
|||||
Профессия | химик , инженер-технолог | |||||
Награды | ||||||
Место работы |
|
Биография
Одним из первых нововведений Г. А. Ягодина стал вызвавший большой общественный резонанс принятый летом 1988 года приказ № 540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые не успевали по одному или более предметам .
Возглавляемый Ягодиным госкомитет стал одним из инициаторов и организаторов первого в СССР съезда работников образования, прошедшего в декабре 1988 года, на котором получил общественную поддержку и были приняты документы ВНИКа.
В течение 1991 года его три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр В. С. Павлов , а в августе - ГКЧП . Несмотря на это, Ягодин сохранил свой пост вплоть до упразднения Гособразования в связи с коллапсом союзных органов управления. Интересно, что в последний раз решение о возобновлении работы Ягодина на посту главы Гособразования принял председатель Совета Министров РСФСР И. С. Силаев , что временно входило в сферу его компетенции , поскольку после событий 19-22 августа 1991 года он фактически возглавлял правительство СССР . 27 ноября постановлением Государственного Совета СССР Госкомитет по народному образованию был переименован в Комитет по образованию