Ягодин Геннадий Алексеевич
Дата рождения:
Место рождения:

село Большой Вьяс, Пензенская область

Научная сфера:
Учёная степень:

доктор технических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

МХТИ им. Д. И. Менделеева

Награды и премии


Государственная премия СССР (1985 г.)

Ягодин Геннадий Алексеевич (родился 3 июня 1927 г., с. Большой Вьяс Пензенской обл.) - советский и российский государственный и общественный деятель. Член Верховного Совета СССР 11 созыва, член ЦК КПСС (1986-1990 гг.).

Биография

В 1950 г. окончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «инженер-технолог». Избирался секретарем комитета комсомола института, первым секретарем Советского райкома ВЛКСМ г. Москвы. После окончания аспирантуры находился на научно-педагогической работе в МХТИ, затем занимал пост заместителя генерального директора Международного агентства по атомной энергии в Австрии.

В 1966-1973 гг. являлся доцентом, профессором, деканом факультета в МХТИ, а в 1973 г. возглавил этот институт в должности ректора.

В 1985 г. был назначен министром высшего и среднего специального образования СССР. В 1988 г. после преобразования трёх центральных министерств - высшего и среднего образования, просвещения и профессионально-технического образования - возглавил Государственный комитет СССР по народному образованию.

С 1991 по 2001 гг. - ректор Международного университета в Москве.

Г. А. Ягодин - член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук (1971 г.), профессор, лауреат Государственной премии СССР, почётный доктор Веспремского химико-технологического университета (Венгрия), Высшей химико-технологической школы (Болгария), Высшей химико-технологической школы (Прага, Чехия), Вроцлавской политехники (Польша), Южно-Корейского университета Кон Хи, Университета Фукуяма (Япония).

Научная деятельность

Крупный ученый в области неорганической химии и химической технологии неорганических веществ и редких элементов. Основатель двух действующих научных школ: в области химии экстракционных процессов и в области наук об окружающей среде.

Основные исследования относятся к химии редких металлов, общим проблемам физической химии. Разработал теоретические основы и технологию разделения, а также прецизионной очистки циркония и гафния. Установил существование устойчивых многоядерных соединений циркония. Разработал новые методы изучения нестационарной массопередачи в процессах экстракции, обеспечивающие измерение констант скорости поверхностных реакций и определение механизма поверхностных явлений. Развил кинетику химических реакций извлечения и явлений, сопровождающих эти реакции на границе раздела фаз.

Посещение ТПИ

В сентябре 1985 г. в ТПИ побывал министр МВиССО СССР, член-корреспондент АН СССР Г. А. Ягодин. При посещении ХТФ, УНПК «Кибернетика», НИИ ЭИ и др. он интересовался применением новейших средств в обучении студентов.

Награды

  • Государственная премия СССР (1985 г.);
  • Орден Октябрьской Революции;
  • Орден Трудового Красного Знамени;

Источники

4. Г. А. Сипайлов «Повесть в стихах о ректорах первого технического вуза Сибири». Томск: Изд-во ТПУ 2004. – 104 с.

Пензенской области.

В 1950 г. Г. А. Ягодин закончил Московский химико-технологический институт имени Д. И. Менделеева по специальности «инженер-технолог». Избирался секретарем комитета комсомола института, первым секретарем Советского райкома ВЛКСМ г. Москвы . Еще будучи студентом в 1948 г. вступил в ВКП (б). После окончания аспирантуры находился на научно-педагогической работе в МХТИ, затем занимал пост заместителя генерального директора Международного агентства по атомной энергии в Австрии .

В 1966-1973 гг. Г. А. Ягодин являлся доцентом, профессором, деканом факультета в МХТИ, а в 1973 год возглавил этот институт в должности ректора.

В 1985 году Г. А. Ягодин был назначен министром высшего и среднего специального образования СССР. В 1988 году после преобразования трёх центральных министерств - высшего и среднего образования, просвещения и профессионально-технического образования - возглавил Государственный комитет СССР по народному образованию. Спустя три месяца при вновь сформированном комитете при непосредственной поддержке Г. А. Ягодина был создан временный научно-исследовательский коллектив «Базовая школа» (ставший известным как ВНИК «Школа»), который возглавил Э. Д. Днепров . К концу лета 1988 г. коллективом, состоявшим из авторитетных ученых-педагогов, были подготовлены проект нового устава школы и концепция развития образования в СССР, ставившие целью гуманизацию учебно-воспитательного процесса и демократизацию управления учебными заведениями. Эти документы были полностью поддержаны Г. А. Ягодиным и внесены от имени Гособразования СССР на рассмотрение организованного при участии комитета Всесоюзного съезда работников народного образования, прошедшего в декабре 1988 г. В 1989-1991 гг. Г. А. Ягодин и руководимое им ведомство подвергались критике как со стороны сторонников реформ, так и со стороны их противников. Первые считали, что демократизация образования идет недостаточно быстро, вторые - что деятельность Г. А. Ягодина ведет к развалу советской школы.

Одним из первых нововведений Г.А. Ягодина стал вызвавший большой общественный резонанс принятый летом 1988 г. приказ №540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые неуспевали по одному или более предметам. Возглавляемое Ягодиным министерство стало одним из инициаторов и организаторов первого в СССР съезда работников образования, прошедшего в декабре 1988 г., на котором получил общественную поддержку, приняты документы ВНИКа.

В течение 1991 г. Г. А. Ягодина три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр В. Павлов , а в августе - ГКЧП. Несмотря на это, Ягодин сохранил свой пост вплоть до упразднения Гособразования в связи с коллапсом союзных органов управления. Интересно, что в последний раз решение о возобновлении работы Ягодина на посту главы Гособразования принял премьер-министр РСФСР И. Силаев , что не входило в сферу его компетенции.

С 1991 по 2001 - ректор Международного университета в Москве. Ныне профессор Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Г. А. Ягодин - член-корреспондент РАН, действительный член РАО, доктор химических наук (1971), профессор, лауреат Государственной премии СССР, почётный доктор Веспремского химико-технологического университета (Венгрия), Высшей химико-технологической школы (

Судьбы реформаторов-либералов схожи. Попытки культурных преобразований обычно не завершаются, но последствия остаются на многие годы. Сходен и склад личности, чуждый бюрократии. Глава огромного ведомства (в замах ходили министры), Геннадий Алексеевич Ягодин мог сам поднять трубку, позвонить учителю, автору запомнившейся статьи - просто поблагодарить. Поддержать.
Этот председатель Государственного Комитета по образованию перестроечных времён вызывал у меня ассоциации с министром, который в разгар первой мировой попытался провести уникальную реформу образования, от народного детского сада до университета. В реформе участвовали все слои общества. Жарко спорили. Министра звали П.Н.Игнатьев... Я тогда писал его историю и удивлялся, как все повторяется сто лет спустя. «Вот сейчас (думал я про просвещенческую реформу своего времени) на арену выйдут эти». И они выходили. «Сейчас (замечал я про Ягодина) его снимут». Правда, его почему-то не снимали. Но в конце концов сняли вместе со страной.
Фигура Ягодина была нетипичной для педагогического Олимпа. По роду службы встречался больше не с администраторами, а с учениками и студентами. Ничего особенного не сообщал, а звучало как надежда. Много ли в то время было нужно для надежды? Человеческий облик, речь. Это, пожалуй, поразило в первую очередь: то, что наверху заговорили по-человечески. Прошло десять лет, и теперь не знаешь - надолго ли?

* * *

- Геннадий Алексеевич, у Вас сложная биография?
- Очень простая. Родился 3 июня 1927 года, Пензенская область, село Б.Вьясс. Трудно? По буквам: большой, Василий, мягкий знак, Яков, два раза Семен. Родители - сельские учителя, папа преподавал химию, а мама - математику. Учились заочно, летом уезжали в институт, и все оставалось на нас с младшим братом - коровы, свиньи, козы... В селе у нас была большая библиотека, две с половиной тысячи книг, я все прочел...
- И пошли в университет?
- В «Менделеевку». Попал на отделение, связанное с атомной энергией. Но занимался охраной окружающей среды... Прошел всю ветку, от лаборанта до завкафедрой. Тринадцать лет был ректором...
- А министром как стали?
- Можно сказать, случайно. Выступил на одном совещании без бумажки. Заметили.
- Это уже при Горбачеве?
- Да. Потом, когда стал министром высшего образования, меня вызвали в ЦК и сказали: объединяйся со средним. Зачем - не помню. Я был против. Мне сказали: ты против до такой степени, что готов уйти из министров? Ну, до такой степени я был не готов.
- А как у Вас было с Горбачевым? Его интересовала школьная перестройка?
- Меня курировали секретари ЦК Е.К.Лигачев и А.Н.Яковлев. Что было крайне удобно, можно лавировать, когда один говорил «нет», другой - «да». Раз, когда я в школе экзамены по истории снял, Лигачев мне сказал: нам с тобой не работать. А Яковлев удивился: и ты хочешь облегчить ему жизнь? Третьим куратором был Гейдар Алиевич Алиев. Когда нужно, он мог принять неожиданное решение. Откуда, скажем, взять деньги на образование...
- А откуда?
- Тогда золотые кольца молодоженам продавали за полцены. Алиев придумал продавать за полную, и за счет этого студентам повысили стипендию.
- При всем том при Вас шла крупная реформа, хотя никто ее так не называл. Это в отечественных традициях: когда ничего, в сущности, не происходит, говорят историческая реформа, а когда что-то начинает происходить, замалчивают. Но предметы по выбору, негосударственная школа, автономия высшей - все это было заложено в конце 1980-х. Я думаю, это была первая и последняя гуманистическая реформа советского времени.
- Может, и перестройки никакой не было, а просвещение происходило. Короткая, прекрасная пора народного просвещения.
- Я помню, печатал тогда статьи по истории школы - ленинской, сталинской и т.д. Их тут же на уроках истории школьники изучали.
- Был запрос общества.
- Иллюзия была, что с этим государством можно что-то сделать, через образование. Вот Вы, как первое лицо в данной сфере, могли влиять как-то на другие: политику, экономику? На обмен денег по Павлову, - это при Вас было? Тбилиси, Баку, Вильнюс...
- Раз выступил - «не лезь не в свое дело». К 1988-му году я понял, что есть отдельные люди, которые отвечают за отдельные участки, а команды нет...

В ОБРАЗОВАНИИ-ТО команда имелась. В «Учительской газете» времен Владимира Матвеева, во ВНИКе - временном научно-исследовательском коллективе «Школа», а потом, когда завлаб, историк педагогики Эдуард Днепров стал министром, а временный коллектив - новым кабинетом Министерства образования - разве не команда? Еще какая...
Совсем недавно собрались ее остатки и стали анализировать: почему распалась? В чем были наши ошибки? Перепутали творческую компанию, клуб с министерством? Не захотели функционирования, но возможно ли в принципе министерство развития? Нужна ли ему оппозиция? Как получается, что возносимые обществом на гребень на другой день забывают, кому обязаны?
Эти вопросы школьной перестройки, в сущности, повторила общественная, начав с августа и закончив октябрем, у того же российского Белого дома, где вместо живого человеческого кольца теперь глухая стена. Так стоило ли?

* * *

- Геннадий Алексеевич, сейчас многие прозрели, сожалеют, смотрят на то время по-другому.
- Я понимаю, почему. Из-за разрушений. Это время не только созидания, но и разрушения. Но самым главным дострижением была все-таки демократизация. Со всеми урывками, недомолвками, но демократизация. Позволили иметь свою точку зрения.
- Перестройка началась со школы, с просвещения. Мне приходилось писать: это закономерность русской истории.
- Первое, что мы сделали, объявили: за образование отвечают ученики и родители. А второе, когда я выступил в «Комсомолке» , сказав, что в высшей школе главная фигура - студент. Ректорам это не понравилось.
- Все потихоньку долбили авторитарную педагогику. Но одно дело где-нибудь в газете, другое - в Государственном Комитете по образованию. К Вашим словам, позиции прислушивались особенно внимательно. Но вот что, Геннадий Алексеевич, я думаю по поводу тех времен. Такие были жаркие схватки, учителя в Останкино крупным планом, жгучий интерес общества к школе, а на самом деле к ней ли? Не была ли школа ареной борьбы, чем-то вроде тренировочного зала для будущих серьезных схваток? Они начались, и интерес к школе кончился.
- Нет, это не так... Конечно, элемент скандала был. «12-й этаж», эпатаж... Но была и идея развивающегося образования...
- И во что оно развилось? Что получилось с перестройкой на примере ведомства просвещения? Вы своим приказом породили, узаконили временный творческий коллектив, ВНИК «Школу» (где, кстати, и я работал), оппозицию старой бесплодной педагогики, и что вышло? - ребенок стал новым министерством образования и вас съел. А его съели другие. Кто виноват? Вся перестройка - самосъедание...
- Я сегодня своим студентам читал Жака Превера, вот это:
Не позволяйте интеллигентам играть со спичками!
Потому что интеллектуальный мир, господа,
Когда он, господа, остается совсем без присмотра,
То ведет себя далеко не похвально
И, оставшись один,
Начинает фатально
Действовать произвольно…
- Можно списать слова?
- Пожалуйста.

ИТАК, что же у нас получается... Не играть со спичками. Не иметь дело с властью. Не брать государственного министерства. Лучше, вот прекрасная идея - создать общественное (не теневое, а именно общественное, куда пойдут те, кто самодостаточен - без всякой власти). Стать, как Ягодин, ректором независимого университета. Или его президентом, как профессор Гавриил Попов. Интеллигент Попов (умница, поиграл со спичками и передал «не интеллигенту» Лужкову, с тем как-то спокойнее). И опять, куда ни посмотри, интеллигенция в России не во власти, хотя не скажешь вроде бы, что не в чести.

* * *

У меня папа был мягкий преподаватель, а мама жесткая, дралась за знания. А в деревне как на это смотрели? «Кем-кем, а училка всегда будет». Это вот страшно: училка всегда будет. Погляди, как в пастухи нанимают: «Ты, мил человек, за нашей-то погляди. Просим...» А училку? Приедет из города в самую дырявую избу. Через год убежит. Ну ничего - другую пришлют. К корове не пришлют, а к детям пришлют.
- Много ли изменилось с тех пор?
- Вот звонят, просят похлопотать, помочь устроить в школу Ямбурга, Караковского... Это, кстати, тоже в горбачевские времена изменили, что ребенок не крепостной - можно в разные школы. Так что кое-что мы сделали...
- Геннадий Алексеевич, Вы себя уютно чувствуете в этом времени? Где профессор, как в эпоху нэпа или военного коммунизма, продает на рынке...
- Спички?
- Вот-вот.
- Я вижу, что многие без работы. Мне совестно, но мне... хорошо.
- Вот, даже диктофон от удивления остановился.
- Мы сделали хороший университет. Это творческий университет. Развивающий университет. У нас замечательные ребята учатся...
- Новые русские?
- Самые новые, новейшие. Я совершенно нормально чувствую себя во времени. Может быть, потому что всегда оставался преподавателем. И когда был министром, читал в Менделеевке. Один год не читал и почувствовал, что не так ощущаю аудиторию.
- Какое свое качество считаете сильным?
- Никогда не боялся аудитории...

ПРОФЕССОР Ягодин торопился на лекцию. Мы договорились еще встретиться, но расписание занятий так плотно, а время жизни так скоротечно, что-то сегодня не сказал, завтра можешь не успеть.
Итак, Ягодин - министр времен демократизации. Когда, как поется в песне, мы были молодыми и чушь прекрасную несли. Теперь стали жестче и трезвей. Многим плохо. Бессовестно. Но есть и такие, которым совестно, но хорошо. И слава Богу.

Геннадий Алексеевич Ягодин родился в 1927 г. Г. А. Ягодин - выпускник кафедры технологии редких и рассеянных элементов инженерного физико-химического (ИФХ) факультета Менделеевского института. После окончания Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева в 1950 г. и аспирантуры МХТИ работал в этом институте в должности ассистента, доцента, профессора, был деканом инженерного физико-химического факультета. В 1963–1966 гг. был заместителем Генерального директора Международного агенства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Женеве (Швейцария).

C 1973 по 1985 год занимал пост ректора МХТИ. Работая ректором, Г. А. Ягодин активно продолжал заниматься научными исследованиями, являлся руководителем ряда международных и всесоюзных конференций и симпозиумов.

Будучи ректором Г. А. Ягодин придавал большое значение развитию культуры в институте. Сам вместе с коллегами часто участвовал в различных художественных и культурных событиях страны. В МХТИ, в Малом актовом зале устраивались свои, «менделеевские» художественные выставки.

Г. А. Ягодин активно развивал международные связи Менделеевского института. Этому способствовал его большой опыт работы в международных организациях ООН по атомной энергии (МАГАТЭ).

В 1986 г. по инициативе Г. А. Ягодина была организована первая в стране кафедра промышленной экологии. Г. А Ягодин стал ее первым заведующим и развернул работу по активизации природоохранных исследований, системы экологического образования, созданию в стране нового отношения к окружающей среде обитания человека. Важная роль при этом отводится подготовке и воспитанию студенчества.

В своей экологической деятельности ректор Г. А. Ягодин пользовался поддержкой академика И. В. Петрянова-Соколова, профессора Менделеевского института, главного редактора журнала «Химия и жизнь», известного в стране своей общественной деятельностью в защиту окружающей среды.

В 1985 году Г. А. Ягодин был назначен министром высшего и среднего специального образования, а затем в 1988 году Председателем Госкомобразования СССР. На этом посту Г. А. Ягодин успешно работал до конца 1991 г.

С 1992 г. Г. А. Ягодин - ректор Международного университета, где одновременно возглавляет экологическую школу.

Основные направления научной деятельности профессора Ягодина - физическая химия редких элементов, кинетика экстракционных процессов, влияние химических технологий на окружающую среду. Г. А. Ягодин - автор 500 научных публикаций, нескольких учебников, учебных пособий и монографий.

Большой вклад Г. А. Ягодин внес в разработку системы инженерной подготовки химиков-технологов и в организацию экологического образования в России.

) - советский и российский государственный и общественный деятель.

Глава правительства Николай Иванович Рыжков
Валентин Сергеевич Павлов
Иван Степанович Силаев (де-факто)
Предшественник должность учреждена
Преемник должность упразднена
2-й Министр высшего и среднего специального образования СССР
16 июля 1985 - 5 марта 1988
Глава правительства Николай Иванович Рыжков
Предшественник Вячеслав Петрович Елютин
Преемник должность упразднена
Рождение 3 июня (1927-06-03 )
  • Большой Вьяс , Саранский уезд , Пензенская губерния , РСФСР , СССР
Смерть 4 января (2015-01-04 ) (87 лет)
  • Москва , Россия
Место погребения
  • Троекуровское кладбище
Партия КПСС с 1948 года
Образование МХТИ имени Д. И. Менделеева
Учёная степень доктор химических наук
Учёное звание член-корреспондент АН СССР
член-корреспондент РАН
Профессия химик , инженер-технолог
Награды
Место работы
  • РХТУ

Биография

Одним из первых нововведений Г. А. Ягодина стал вызвавший большой общественный резонанс принятый летом 1988 года приказ № 540, разрешавший переводить из класса в класс и даже выпускать с аттестатом учащихся средней и старшей школы, которые не успевали по одному или более предметам .

Возглавляемый Ягодиным госкомитет стал одним из инициаторов и организаторов первого в СССР съезда работников образования, прошедшего в декабре 1988 года, на котором получил общественную поддержку и были приняты документы ВНИКа.

В течение 1991 года его три раза отправляли в отставку: в апреле и июле это пытался сделать премьер-министр В. С. Павлов , а в августе - ГКЧП . Несмотря на это, Ягодин сохранил свой пост вплоть до упразднения Гособразования в связи с коллапсом союзных органов управления. Интересно, что в последний раз решение о возобновлении работы Ягодина на посту главы Гособразования принял председатель Совета Министров РСФСР И. С. Силаев , что временно входило в сферу его компетенции , поскольку после событий 19-22 августа 1991 года он фактически возглавлял правительство СССР . 27 ноября постановлением Государственного Совета СССР Госкомитет по народному образованию был переименован в Комитет по образованию