3 октября в отеле «Европа» прошел пятый круглый стол на тему: «Проекты европейских фондов». Модератором круглого стола была Анне Веево. На встрече обсуждали такие темы, как реконструкция крепостей и бастионов, энергосберегающее освещение центральных улиц города, реконструкция приграничных железнодорожных вокзалов, развитие про-менадов и береговых зон, реконструкция Кренгольмского парка и развитие промзон.

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!" (В. Маяковский)

В обсуждении приняли участие: глава Нарвского округа Центристской партии Андрус Тамм, депутат Рийгикогу Эльдар Эфендиев, кандидаты в депутаты от Центристской партии. По словам заместителя директора Нарвского департамента экономики и развития Анне Веево, период 2014-2020 времени, когда не только Министерство определяет свои приоритеты в осваивании европейских фондов, но и город Нарва должен подумать над тем, какие проекты хотел бы реализовать в данный период:

Мы должны сосредоточиться на тех проектах, которые дали бы максимально экономические и социальные блага нашему городу, создали бы наибольшее количество рабочих мест, способствовали развитию туризма. Мы должны подумать и о реализации тех проектов, которые заинтересовали бы молодежь нашего города. Город Нарва должен стать комфортным для проживания как молодежи, так и людей среднего возраста.

Мы должны учитывать условия программ Фондов европейского союза, которые будут поддерживаться в следующий программный период. На сегодняшний день мы имеем проекты совместные с Ивангородом и Кингисепом. Мы хотим реализовывать эти проекты совместно. В качестве примера я назову некоторые проекты приграничного сотрудничества, которые выбраны приоритетными: развитие береговых зон и променадов как в Нарве, так и в Ивангороде, строительство нового автовокзала в Ивангороде, реконструкция железнодорожного вокзала в Нарве (с целью объединения терминала автобусного вокзала и железнодорожного вокзала), развитие промзоны в Нарве, реконструкция транзитных дорог (Таллиннское шоссе, Кересе, Раху), энергосберегающее освещение в городе, сеть пешеходных и велосипедных дорожек как в городе Нарве, так и велодорожки до Нарва-Йыэсуу, продолжение велосипедной дорожки от садов Петеристи до отеля Лаагна.

Также немаловажен второй этап развития нарвкого парка Йоаорг, которые предполагается создание сети велосипедных и пешеходных дорожек, а также благоустройство верхнего уровня парка Йоаорг и многое другое. Все проекты весьма интересные. Все они связаны с городской средой и с созданием новых привлекательных рабочих мест и привлечением туристов в наш регион, которые дадут косвенные доходы и будут способствовать развитию предпринимательства.

Основной момент, на котором сосредоточились городские чиновники – это социальная и экономическая ситуация в городе, с точки зрения оттока населения, особенно молодых.

Как было сказано за круглым столом, первый этап реконструкции пляжа Йоаорг в следующем году должен быть завершен. Проект должен получиться шикарным. На первом этапе будет выстроена основная инфраструктура: административное здание, проведены коммуникации. Второй этап развития парка Йоаорг запланирован на период 2014-2020 гг.

По мнению представителей власти города Ивангород, данные международные проекты необходимы как Нарве, так и Ивангороду. Каждая сторона должна помогать друг-другу в реализации запланированных проектов.

Мы активно помогаем друг другу, у нас прекрасные взаимоотношения с городскими властями Нарвы. Мы нашли понимание. Конечно, возникают сложности при обсуждении проектов, но это вполне естественно. Это рабочие моменты, которые мы решаем совместными усилиями. На сегодняшний день мы ведем совместную активную работу над всеми проектами, - подытожила Любовь Разгулина, председатель контрольно-счетной палаты города Ивангород.

********************************************************

По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"

Темно свинцовоночие,
и дождик толст, как жгут,
сидят в грязи рабочие,
сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода,
но губы шепчут в лад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"

Свела промозглость корчею -
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода -
он кроет капель спад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтаю
соугольный "Гигант".

Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга".

Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно - "город-сад".

Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКЙ
Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка

Сказать, "я советский", было бы несколько не корректно по отношению к тем людям,всё же это они воевали, строили и мечтали о их городе саде, для меня. (Впрочем, это давняя мечта ещё некоторых из капиталистов, которые работали с советской властью, и имели проблемы с их садами. То есть история советской мечты не однозначна и противоречива. Жуковский планировался, как город сад, хотя строительство было сделано по другому - более производственному плану при ЦАГИ, но всё равно, городок (пока ещё) достаточно зелёный. Для справки, 1929г. - это время ещё не столько Сталина, сколько Троцкого, время двоевластия. "Именно с приходом к руководству компанией Николая Карловича фон Мекка (1863-1929гг.) начинается последний, и наиболее значительный этап истории династии фон Мекков. Николай Карлович настолько успешно управляет Московско-Казанской железной дорогой, что время своего правления он смог увеличить ее протяженность в девять раз. И примерно во столько же увеличилось состояние семьи фон Мекк. Что характерно, свое состояние фон Мекк предпочитает тратить не на развлечения и кутежи, а на решение социальных проблем собственных работников. Накануне Первой мировой войны Н.К. фон Мекк поиобретает близ платформ Прозоровская (в 32 верстах от Москвы, ныне станция “Отдых” Казанской железной дороги) более чем за 1 млн. руб. участок лесной площади в 677 десятин и строит на нем поселок для железнодорожников, или “город-сад”, территорию удобную для жизни и отдыха. Как пишут современники, в поселке были устроены бульвары, мостовые, канализация, проложены трамнайные пути, проведены электрическая и телефонная сеть, водопровод. Проектировались также больница, туберкулезный и общий санатории, церковь, здание для общественных собраний с театром, читальней и библиотекой и целый небольшой квартал с общежитием для детей служащих, не живущих в поселке. Общая смета строительства поселка составляла б млн, руб.
Однако революция 1917 года круто изменила планы и жизнь династии “железнодорожных королей”. Специальным Указом Совнаркома все имущество семьи фон Мекков было национализировано. Николай Карлович с семьей мог бежать за границу, но он предпочитает жизни в изгнании, жизнь в своей стране на скромную пенсию железнодорожного служащего. В годы нэпа Николая Карловича привлекают работать в Госплане в качестве постоянного представителя от Наркомата путей сообщения. Он занимается вопросами планирования и развития железных дорог, проектирует новые типы паровозов, пишет книги о будущем развитии железных дорог в СССР. Но в 1928г. Николая Карловича фон Мекка арестовывают, а ровно через год, в 1929г. в “Известиях” появляется статья, в которой утверждается, что фон Мекк “усиленно охранял имущество частных железных дорог и стремился всеми мерами увеличить его в ущерб бывшим казенным железным дорогам”. Однако, ОГПУ не удалось “подготовить” открытый процесс. Приговор был вынесен закрытым порядком. Согласно этому приговору Н.Ф. фон Мекк был расотрелян в под- вале Лубянской тюрьмы.
Материал подготовлен и предоставлен Жуковским музеем ")
Русский народ лишён его традиционного общинного, артельного уклада жизни, где-то социально-передового, где-то отстало-ограниченного, но вполне приличного уклада... А потому, без великой идеи он почти что сразу (с уходом носителей идеалов из активной трудовой деятельности) становится большим и дрянным недоразумением, причём церковь господ не могла и не может быть такой идеей - это церковь консервации власти и богатства общественных групп. Советские люди определённо были носителями великой и красивой мечты о городе-саде, о благоденствии, равенстве и братстве, которое они построят, когда перебьют всех противников этого города-сада. Да, действительно, эта идея была опять завязана на богатстве, на достатке, но уже для всех, для всех граждан будущего города трудящихся. Но вот построили к 60-м города, к 70-м некоторый достаток для большинства, а вот сад с братством так и не получились..., пропала великая идея, осталась только зар.плата... Несколько лучше было положение учёных и специалистов, которые искренне радели за научный и технический прогресс, как великую идею, они морально не деградировали полностью, но техника осталась совсем без советов, без братства, только с номенклатурой...
http://cccp.narod.ru/work/book/mayak/mayak_15.html
ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка (http://v-mayakovsky.narod.ru/stihi-1929-1930.html)
...
Свела промозглость корчею -
неважный мокр уют,
сидят впотьмах рабочие,
подмокший хлеб жуют.

Но шепот громче голода -
он кроет капель спад:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!

Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтаю
соугольный "Гигант".

Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.

Здесь дом дадут хороший нам
и ситный без пайка,
аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга".

Рос шепоток рабочего
Над тьмою тучных стад,
а дальше неразборчиво,
лишь слышно - "город-сад".

Я знаю - город будет,
я знаю - саду цвесть,
когда такие люди
в стране в советской есть!

PS
И ещё пишет http://nicaragua9.livejournal.com/1412.html СССР, который мы потеряли(

Оптимистическая эта речевка была растиражирована едва ли не по всем «металлургическим» городам Советского Союза. И на привокзальной площади Новокузнецка, и на подъезде к «Запорожстали», и на фоне заляпанного двуокисью азота днепродзержинского небосвода можно было прочесть о том, что город будет, и о том, что саду цвесть. Во второе верилось слабо.

В. Маяковский в Америке побывал, а вот в Сибири не удосужился. Строительства Кузнецкого металлургического комбината он лично не видел. Вдохновенные стихи были написаны со слов свидетеля, о чем честно говорилось в довольно длинном названии.

Свидетеля звали Иулиан Петрович Хренов . Он родился в 1901 году и принадлежал к тому российскому поколению, которое октябрьскую революцию восприняло восторженно, как свое личное дело, и немало в этом деле поучаствовало. А после было выкошено репрессиями и войной. Не избежал общей участи и Хренов.

И. Хренов дружил с Маяковским с 1926 года. В 1929 году он побывал на строительстве Кузнецкого металлургического комбината и, вернувшись, поделился своими восторгами с другом. Поэт, воспламенившись энтузиазмом И. Хренова, написал стихи, в которых три раза повторяется своеобразный символ веры:

«Через четыре года
здесь будет город-сад!»

О том, что «Рассказ о Кузнецкстрое» написан не о лично увиденном, а о лично услышанном, свидетельствует одна мелочь, нынешним читателям почти неведомая и оттого не воспринимаемая.

Вернее, воспринимаемая неправильно. Город-сад — это, конечно же, метафора, думаем мы. Город, который расцветет, как сад. Поскольку такие люди в стране в советской есть.

Так вот, к моменту написания В. Маяковским стихотворения уже пятнадцатый год на берегу реки Томь существовал поселок. Его построили еще в царское время для рабочих металлургических заводов и копей Кузнецкого бассейна. Поселок назывался Сад-город . Похоже, на слух даже перепутать можно.

Откуда же взялось в суровой Сибири такое странное название для рабочего поселка?

Из Великобритании. «Город-сад» — это популярная в начале двадцатого века градостроительная концепция. Автор этой концепции, Эбенизер Говард (1850−1928), считал, что к концу девятнадцатого века города стали плохо управляемыми, грязными скопищами, подавляющими самое лучшее в человеке. В 1898 году он опубликовал книгу «Города-сады будущего», в которой предложил свою альтернативу этому ужасу: строить на бросовых землях небольшие поселки. Поселки застраивать невысокими домами с приусадебными участками. Численность жителей такого поселка не должна была превышать 30 тысяч.

Согласно проекту город-сад следовало строить в виде нескольких концентрических круглых зон. Центральная зона — общественный центр, площадь или парк. Следующий круг — жилая зона. Во внешнем круге должны были бы размещаться промышленные или сельскохозяйственные предприятия. Очевидно, что подобная планировка элементарно препятствовала дальнейшему неконтролируемому росту каждого поселения.

Хозяевами города-сада должны были быть сами его жители. Поселение образовывалось по принципу жилищного кооператива. Вступительные паи составляли первоначальный капитал, на который покупалась земля и начиналось строительство. В дальнейшем жильцы выплачивали проценты за банковскую ссуду и жилищно-коммунальные услуги.

Идеи города-сада снискали сторонников по всему миру. В 1899 году в Англии для практического осуществления замысла Говарда образовывается Общество городов-садов и планировки городов. Такие же общества возникают чуть позже в Германии, Франции, России и в других странах. В 1913 году создается Международное общество, ставшее затем Международной федерацией жилищного дела и градостроения.

Архитектурно-социальные проекты Говарда были даже внедрены в жизнь, что редко случается с утопическими проектами. В 1903 году к северу от Лондона построили городок Лечворт (Letchworth). Лечворт планировался как первый из городов-спутников Лондона, которые должны были «разгрузить» британскую столицу. После Первой мировой войны, уже не в окрестностях Лондона, а в другом месте был построен еще один город-сад, Велвин (Welwyn).

В Германии в 1909 году в окрестностях Дрездена построили город-сад Хеллерау (Hellerau), а затем районы-сады в Гамбурге, Эссене и в Кенигсберге. В Бельгии был построен городок-сад Ле Ложи (Le Logis). Тем, кто бывал в Барселоне и любовался творениями архитектора Гауди, вероятно, будет интересно узнать, что удивительный Парк Гуэль первоначально задумывался как район-сад. Однако находился он далеко от центра города, поэтому желающих строить там жильё не нашлось. Вот и дали на этом месте порезвиться знаменитому архитектору.

В России у идеи городов-садов было также много горячих поклонников, которые только и искали случая, чтобы осуществить свои замечательные идеи.

Например, город-сад пытались построить в Москве в районе Лосиного острова. Этот лесной массив на северо-востоке города был подарен Москве царской семьей с условием, что там не будет вырублено ни одного дерева. Кроме того, подарок императорской фамилии не мог стать ничьей частной собственностью — продажа была исключена. Вписанный в природу кооперативный город-сад был идеальным решением для застройки этой территории. Проект едва не был принят Московской городской думой, но помешали сначала война, а после революция.

По той же причине аналогичный проект застройки Сокольников был осуществлен гораздо позже и в другом месте. Построенный уже в тридцатые годы неподалеку от Волоколамского шоссе поселок-сад назвали все же в память о первоначальном проекте Соколом. Поселок-сад предполагалось построить и на Ходынском поле.

О Сад-городе в Кузбассе уже упоминалось. Еще один поселок под тем же названием, Сад-город, закладывается в 1916 году неподалеку от Владивостока как место жительства работников Уссурийской железной дороги. Известен также проект застройки районов, пострадавших от пожара, в алтайском городе Барнауле.

Ирония судьбы — проект барнаульского города-сада был утвержден городской думой 23 октября 1917 года. Через два дня в далеком Петрограде произошла октябрьская революция, а затем началась такая катавасия!.. Одним словом, проект остался проектом.

К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей.

Из разговора.

По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат, под старою телегою рабочие лежат. И слышит шепот гордый вода и под и над: "Через четыре года здесь будет город-сад!" Темно свинцовоночие, и дождик толст, как жгут, сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: "Через четыре года здесь будет город-сад!" Свела промозглость корчею - неважный мокр уют, сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют. Но шепот громче голода - он кроет капель спад: "Через четыре года здесь будет город-сад! Здесь взрывы закудахтают в разгон медвежьих банд, и взроет недра шахтою стоугольный "Гигант". Здесь встанут стройки стенами. Гудками пар, сипи. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь. Здесь дом дадут хороший нам и ситный без пайка, аж за Байкал отброшенная попятится тайга". Рос шепоток рабочего над темью тучных стад, а дальше неразборчиво, лишь слышно - "город-сад". Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!

Примечание

Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка. Впервые - журн. "Чудак", М., 1929, № 46, ноябрь.

Хренов , Иулиан Петрович (1901-1939) - знакомый Маяковского, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Член партии с 1918 года. В годы гражданской войны - политработник. В 1922 году - секретарь президиума Центрального совета союза металлистов. В 1929 году командирован на Кузнецкстрой. В 1933 году назначен помощником секретаря Донецкого обкома партии. В декабре 1933 года приказом по Наркомтяжмашу СССР И. П. Хренов назначен заместителем директора строящегося Новокраматорского машиностроительного завода, а после окончания стройки в 1935 году - директором Славянского изоляторного завода.

Художник Н. Денисовский вспоминает: "С Иулианом Петровичем Хреновым я познакомился на квартире у В. В. Маяковского, который его очень любил. Маяковский ценил его энтузиазм, безграничную энергию и преданность порученному делу... Хренов возвратился только что из Кузбасса и рассказал очень интересно о героических делах людей Кузнецкстроя.

В. В. Маяковский, увлеченный его рассказом, написал стихотворение "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка" ("Комсомольское знамя", Киев, 1965, 8 августа),

Стихотворение, написанное Маяковским, дошло до строителей Кузнецка. Писатель Александр Смердов, бывший в то время рабкором, вспоминал, какое мобилизующее действие оказывали поэтические строфы Маяковского: "Прочитал стихотворение Маяковского строителям один наш паренек-арматурщик в дни, когда готовилось бетонное основание под первую домну. Стужа стояла такая, что бетонщики не успевали замесить бетон, как он превращался в камень, но каменщики все-таки заложили фундамент. Буран норовил смахнуть с лесов плотников, строивших тепляки над будущими цехами, мороз так прокаливал железо, что к нему примерзали ладони арматурщиков, но плотники все выше поднимали строительные леса, арматурщики гнули железные прутья и плели из них каркасы цехов. Когда товарищи по бригаде начинали жаловаться на мороз, арматурщик комсомолец Володя застуженным голосом выкрикивал стихи Маяковского:

Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: "Через четыре года здесь будет город-сад!

Стихи очень действовали..." (Б. Челышев. "Поиски, встречи, находки". Кемеровское книжное издательство, 1963, стр. 23).

Бывший главный инженер строительства (впоследствии вице-президент Академии наук СССР) Иван Павлович Бардин вспоминал, какое впечатление на строителей Кузнецкстроя произвели стихи Маяковского

"Мне хочется... отметить, что уместное участие литераторов приносит большую пользу,- говорил он в одном из своих выступлений .- Так, поэт Маяковский в самые, быть может, тяжелые времена жизни Кузнецкстроя, в момент, когда приехавшая на строительство первая комиссия "распушила" нас в пух и прах, на писал свой "Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка"... Этим он поддержал наш дух, и мы продолжали начатое дело и считали его самым главным в осуществлении нашей мечты" (Цит. по книге: Б. Челышев. "Поиски, встречи, находки", Кемеровское книжное издательство, 1963, стр. 25 - 26).