Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837):
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" в других словарях:

    МЫСЛИТЬ, мыслю, мыслишь, несовер. (книжн.). 1. без доп. Рассуждать, сопоставлять мысли, данные опыта и делать из них выводы. Поэт мыслит образами. Мыслить логически. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.» Пушкин. «Ты нас гуманно мыслить научил.» … Толковый словарь Ушакова

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    Лю, лишь; прич. наст. мыслящий; прич. страд. наст. мыслимый, лим, а, о; несов. 1. Рассуждать, сопоставляя явления объективной действительности и делая выводы. Логически мыслить. Мыслить образами. □ Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Пушкин,… … Малый академический словарь

    Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье Но, как вино печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб… … Музыкальный словарь

    Я, ср. книжн. Сильное душевное волнение, беспокойство; тревога. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья. Пушкин, Элегия. Единственный в аппарате, старик оставался вне треволнений и… … Малый академический словарь

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Мари Франсуа Аруэ) (1694 1778 гг.) писатель и философ просветитель, действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Бурная ревность совершает больше преступлений,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Адуев, Александр Федорович ("Обыкн. ист.") - Смотри также Единственный сын Анны Павловны, двадцатилетний юноша. Белокурый молодой человек, в цвете лет, здоровья и сил. У него была мягкость линий лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке. Ему свойственны были кроткая… … Словарь литературных типов

    Джидду Кришнамурти జిడ్డు కృష్ణ మూర్తి … Википедия

А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтического исследования.

В своей поэзии Пушкин наследовал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого, стихотворения перекликаются со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по- новому понимаешь их содержание. "Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И отвечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы и движения человеческой души.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса... Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы. Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное мгновенье". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью.

Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна. "Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца: Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть залог. Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин "видел и внимал" всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

А.С.Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармо-

нию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной

жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. Он

не только жил, но и писал.

И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое

родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один иссле-

дователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объ-

ективно, без восторга.

Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как са-

ма жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, пос-

мертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтичес-

кого исследования.

В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и

русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме пред-

назначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии

задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению

"Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды

Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаются

со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-

рамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе

воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но

Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и зем-

ли, глаголом жечь сердца людей".

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное

множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому по-

нимаешь их содержание.

"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И от-

вечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы най-

дет все: и реальные портреты времени, и философские размышления о

главных вопросах бытия, и портреты вечного изменения природы и движе-

ния человеческой души.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,

философ, политик, человек, являющий собой эпоху.

Позт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зор-

ким взглядом художника и тонким слухом музыканта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря

с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.

Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное

мгновенье...". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и

о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго го-

лос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопос-

тавлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глу-

ши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, кото-

рые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в

его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно

кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает: цепь жизнь-смерть непрерывна.

"Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих

празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерз-

новенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновение чумы!

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья,

Бессмертья, может быть залог.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправда-

нием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих

звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй

его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие

сердце, уже примиряют с природой и жизнью.

Пушкин "видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произве-

дения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб

мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе

Читать стих «Я жить хочу! Хочу печали…» Лермонтова Михаила Юрьевича могут преподаватели на уроках литературы в старших классах. Учить на дом его обычно не предлагают. На нашем сайте стих можно прочитать полностью в режиме «онлайн». При желании его можно бесплатно скачать на планшет или телефон.

Текст стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! Хочу печали…» был создан в 1832. Михаилу Юрьевичу в тот момент исполнилось 18 лет. В своем произведении поэт пишет о том, что не хочет любви и веселья, как все его товарищи. Он хочет страдать. Лермонтов считает, что только так смогут «выйти из-под пера» стоящие произведения. Он не хочет писать стихи только ради забавы светского общества. Он мечтает о том, чтобы их читали впоследствии его потомки.

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.