За свой талант им приходится платить очень дорогой ценой. Чаще - здоровьем, в отдельных случаях - жизнью. Бард Владимир Высоцкий намертво пристрастился к наркотикам, танцовщик Рудольф Нуриев был нетрадиционной ориентации и, по одной из версий, таким образом заразился СПИДом, поэт Вячеслав Иванов с супругой в своей знаменитой Башне в Петербурге устраивали в 1910-х годах настоящие оргии, Александр Блок , как говорят, был хроническим алкоголиком.

Любовь и водка

А вот Владимир Маяковский , по воспоминаниям современников, пристрастия к алкоголю не имел, но зато употреблял кокаин и страдал от всевозможных маний, граничащих с помешательством. Он был невероятно, патологически брезглив и при этом без ума от всякой живности. Постоянно подбирал бездомных кошек и собак. В конце концов хозяйка квартиры, в которой жил поэт, попросила его очистить помещение от зверинца. В такую же крайность он впадал и в любви. Чего стоил один лишь «тройственный союз» - Маяковский, его самая большая любовь Лиля Брик и её муж Осип Брик. Маяковский проживал с супружеской парой в одной квартире и оплачивал все их счета. Сама Лиля уверяла, что с мужем интимные отношения прекратила задолго до того, как попала в постель к известному поэту, что Ося просто по-дружески скрашивает её жизнь. «Я любила, люблю и буду любить Осю больше, чем брата, больше, чем мужа, больше, чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах…» - уверяла Лиля. И в то же время провоцировала поэта, чтобы держать его «в поэтическом раже». «Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности!» - удивлялась она Маяковскому. Эта пытка любовью Маяковскому пошла на пользу - когда Лиля на пару месяцев отказала поэту и от дома, и от тела, потребовав, чтобы он сначала писал, а уж потом любил, измученный Маяковский выдал целую кипу шедевров.

«Шарлатан» и «скандалист» Сергей Есенин своего пьянства не стыдился: «То ли ветер свистит /Над пустым и безлюдным полем, /То ль, как рощу в сентябрь, /Осыпает мозги алкоголь». Из-за неуёмного возлияния и прилюдных скандалов Есенину даже настоятельно советовали подлечиться в психиатрической больнице. Его друг Анатолий Мариенгоф писал: поэт настолько искалечил себя выпивкой, что «от первой, утренней, рюмки у него уже темнело сознание».

Средство от одиночества

Михаил Булгаков о своём пороке - увлечении морфием - написал рассказ «Морфий». «Михаил был морфинистом, и иногда ночью после укола, который он делал себе сам, ему становилось плохо, он умирал. К утру он выздоравливал, однако чувствовал себя до вечера плохо. Но после обеда у него был приём, и жизнь восстанавливалась. Иногда же ночью его давили кошмары. Он вскакивал с постели и гнался за призраками. Может быть, отсюда и стал в своих произведениях смешивать реальную жизнь с фантастикой», - рассказывал в своей книге Леонид Карум, муж сестры Булгакова.

Булгаков пристрастился к морфию, будучи совсем молодым врачом, когда вместе с женой Татьяной Лаппа был назначен в провинцию земским лекарем. «У морфиниста есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность проводить жизнь в полном одиночестве. А одиночество - это важные, значительные мысли, это созерцание, спокойствие, мудрость... Мне ни до чего нет дела, мне ничего не нужно, и меня никуда не тянет» - так оправдывал свой порок писатель.

«Что с тобой, что случилось?.. У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить именно с горя, с тоски, с хандры, с разлуки…» - напишет в письме к актрисе Валентине Серовой поэт Константин Симонов. Жизнь одной из самых красивых женщин Советского Союза разрушил алкоголь, из-за него она потеряла семью, дочь - суд лишил Серову родительских прав, а молва - доброго имени: о ней говорили уже не как о прекрасной актрисе, но как о вконец спившейся женщине.

Увлечением Петра Ильича Чайковского были красивые юноши. Говорят, что в советские времена некоторые его письма фривольного содержания были надёжно спрятаны - чтобы не порочить облик композитора, но в период перестройки их рассекретили. Вот отрывок из якобы письма Петра Ильича Чайковского к его брату Модесту: «Представь себе! Я даже совершил на днях поездку в деревню к Булатову, дом которого есть не что иное, как педерастическая бордель, - пишет Чайковский брату. - Мало того что я там был, но я влюбился как кошка в его кучера!!! Итак, ты совершенно прав, говоря в своём письме, что нет возможности удержаться, несмотря ни на какие клятвы, от своих слабостей». По одной из версий, умер Чайковский не от холеры, как принято считать, а покончил с собой, терзаясь муками из-за своих «неправедных» увлечений.

А как у них?

Поэт Шарль Бодлер был выпивохой и покуривал опиум, Эдгар Аллан По тоже не чурался рюмки-другой, однажды так напился, что нашли его в канаве. До больницы писателя довезти успели, но не спасли. Писатель Эрих Мария Ремарк глушил душевную и физическую боль от войны алкоголем, а Оноре де Бальза к баловался… кофеином - пил по 20-30 кружек кофе в день, что врачи считали болезненной привязанностью, спровоцировавшей смертельный недуг. Льюис Кэрролл , как заверяют некоторые биографы, писал свою «Алису в Стране чудес» под воздействием опиума.

Мнение эксперта

Александр Полеев, психотерапевт : «Злоупотребление алкоголем, наркотиками, эмоциональная неустойчивость - это очень естественно для артистической среды. Потому что люди искусства создают то, чего раньше не было. Ремесленник, даже самый квалифицированный, создаёт что-то обыденное. А художник творит произведение искусства, которое должно взволновать тысячи зрителей или читателей. Это требует огромного душевного напряжения, и это напряжение истощает. Чем вылечить душевную травму? И многие берутся за бутылку...

Они сжигают себя изнутри алкоголем, наркотиками, но прежде всего они сжигают себя творчеством. Да, у Есенина был успех, но он всё равно пил. А всё потому, что успех большой роли не играет. Что значит успех в творчестве? Сегодня ты написал хорошее стихотворение. Но ты уверен, что завтра напишешь такое же? Гарантий нет никаких. Из-за такой жизненной нестабильности человек и начинает впадать в крайности».

В одном из комментариев к моей статье «Сергей Есенин и Царская семья», опубликованной на , сказано, как говорят, в точку: «Вчера решили посмотреть хотя бы последние серии фильма о поэте, чтобы составить некоторое мнение о событии, которое обсуждают. Серия началась с душераздирающей сцены, где герой показан распьянющим. Как талантливо Безруков играет невменяемого пьяницу... И все это у нас вызвало смущение и неловкость, как будто нечаянно присутствуем при том, на что не прилично смотреть посторонним. Не выдержали и переключились на другой телеканал. Больше возвращаться к фильму о поэте не захотелось. Вспомнилась библейская история с Ноем и его сыновьями. Один посмеялся над своим пьяным отцом, другой пошел и прикрыл его наготу. Наши деятели культуры и средств массовой информации чужую наготу выставляют на широкий показ. Таковы сложившиеся за последние 20 лет традиции. Эрнст - многолетний руководитель Первого канала - выступает в роли продюсера и знает, что делает».

Совершенно согласен с этой точкой зрения! Считаю, что сериал «Есенин» сознательное охаивание и охамливание великого русского национального поэта. Однако православных христиан так просто не проведеш ь! Не купишь их за фунт изюма. И потому для любящих Россию и и ее певца Сергея Есенина хамами выглядят сами создатели циничного сериала.

Однако что же можно сказать по поводу пьянства Есенина? Как известно, Есенин не писал стихов, будучи нетрезвым. Об этом он сам говорил Р. Березову, «...Я ведь пьяный никогда не пишу». Об этом писали и мемуаристы, в частности И.И Шнейдер, утверждавший, что в нетрезвом виде Есенин стихи действительно никогда не писал.

Тогда спрашивается, когда же он пил, если всего за последние пять лет жизни им было написано около сотни стихотворений и пять поэм, вошедших в сокровищницу русской литературы, а за последний год жизни подготовлено к изданию и выпущено четыре (!) сборника стихотворений? Когда же он пил, если в двадцатитрехлетнем возрасте, когда некоторые дети еще сидят на шее у родителей, построил отцу с матерью новый дом вместо старого, сгоревшего? А, кроме того, надо было заботиться и о своих детях и помогать сестрам. Как вспоминала Екатерина Есенина: «Сколько неотступных волнений и забот было у Сергея. Одни мы с Шуркой чего стоили. Меня он взял к себе в Москву из деревни еще в 1921 году, а позднее, в 1924 году, - Шурку. Надо было нас кормить, одевать, учить, устроить нам жилье».

Современный поэт Валентин Сорокин по поводу «пьянства» Есенина заметил: «Есть ли где еще такой «простецкий» народ, кроме нашего, русского, позволяющий на протяжении десятков лет «дискутировать»: пил или не пил его гениальный сын - поэт Сергей Есенин... Пил Есенин? Пил. Запоем слезы русские пил. Пил запоем русскую нищету. И погиб не от водки, а от русской крови. Этот кровавый концерт, кровавый грех, мутит нас. Кровь царских детей, обрызгавшая ипатьевские подвалы, щедро пролилась на русской земле. Сергей Есенин был обожжен ею».

И если уж говорить собственно об алкоголе, то Есенин, переживая все случившееся в России на его веку, признавался В.С. Чернавскому: «Если бы не пил, разве мог бы я пережить все, что было».

Что же касается легенд о его безудержном пьянстве то он так говорил об этом своему другу В. Болдовкину: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».

Литературовед А. Козловский в предисловии к книге «С. А. Есенин в воспоминаниях современников» писал: «Есенин называл себя в стихах забиякой, сорванцом, скандалистом, разбойником, говорил о себе: «Я такой же, как ты хулиган, // И по крови степной конокрад». Таких строк было немало. И на поверхностный взгляд в самой жизни поэта было такое, что оправдывало и объясняло их появление. Любители литературных сплетен разносили стократно разукрашенные и перевранные истории.

Но вот свидетельство писателя, которого никак нельзя заподозрить в стремлении навести «хрестоматийный глянец» на образ Есенина, человека, близко его знавшего и нередко с ним общавшегося, - Андрея Белого «...меня поразила одна черта, которая проходила потом сквозь все воспоминания и все разговоры. Это необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность».

Об этих душевных качествах Сергея Есенина осталось немало и других свидетельств. О его доброте, чуткости, внимании к людям вспоминали Д. Н. Семеновский, В. С. Чернявский, Ю. Н. Либединский, Вл. Пяст, Вс. Рождественский и другие мемуаристы, хорошо знавшие Есенина.

Тогда откуда же берутся воспоминания об эпатирующих, скандальных эпизодах на эстраде и в быту у такого деликатного человека?

А. Козловский утверждал: «Многие россказни начали ходить еще при жизни поэта, и он далеко не всегда стремился их опровергать... Есенин становился источником не слишком точных, а иногда и вовсе фантастических сведений о себе... Особенно много россказней внесли в историю есенинской жизни его «собратья» имажинисты. Их мемуары полны самыми невероятными похождениями, главным героем которых выступает Есенин... Пальму первенства здесь удерживает «Роман без вранья» А. Б. Мариенгофа».

Однако эпатаж и скандальные эпизоды в жизни и творчестве Сергея Есенина все же действительно случались.

«Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая», «упаднические» стихотворения первой половины 1920-х годов говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с поэтом. «Драматизм судьбы лирического героя «Москвы кабацкой», - писал Ю.Л. Прокушев, - противопоставление себя в ходе революции движению народной жизни, приводит героя к трагическому разрыву с действительностью, к потере веры в себя и в окружающий мир, к цинизму и безнравственности».

Кризисный период, который переживал тогда Есенин, в советском литературоведении характеризовался как «эпатажный», «хулиганский», «скандальный», «антиобщественный», «аморальный». С православной же точки зрения, нисколько не противореча вышеперечисленным эпитетам, поведение Есенина той поры можно назвать своеобразным юродством.

Именно к этому выводу пришла современная исследовательница жизни и творчества поэта О. Е. Воронова. «Мотивы, преемственно связанные с традицией русского «юродства», явственно ощутимы в есенинской «Исповеди хулигана». Здесь и нарочитое самоуничижение вплоть до подчёркнутой небрежности внешнего облика «Я нарочно иду нечесаным...», своеобразного сочетания шутовства и мученической готовности быть осмеянным и побитым камнями, подобно непризнанным пророкам: «Мне нравится, когда каменья брани // Летят в меня, как град рыгающей грозы...», с демонстративной стойкостью сносить лишения и холод...

Поэт готов раскланяться с «каждой задрипанной лошадью», считает удобным кормить кобыл овсом из щёгольского цилиндра, водит нежную дружбу с собаками из московских переулков: «Каждому здесь кобелю на шею // Я готов отдать мой лучший галстук»... Даже строки «И похабничал я, и скандалил // Для того, чтобы ярче гореть...» иначе воспринимаются в исследуемом контексте, ведь юродивых в Древней Руси называли «похабами»...

Рядясь в маску хулигана,- пишет Воронова, - поэт не ограничивается стремлением эпатировать мещанскую толпу, но преследует иную, более значительную цель - донести до современников некие выношенные им истины, не во всём совпадающие с принятой большинством мерой ценностей и идеалов. По существу, с той же, в известном смысле дидактической целью обращались к своим благополучным соплеменникам и русские юродивые... под маской есенинского «хулиганства» часто скрывается стремление высказать свою правду о мире и людях».

Юродство в православном понимании, это намеренное антисоциальное поведение человека при котором он живет под личиной «поврежденного в уме», что дает ему возможность говорить правду не только о людях, но и об общественном строе, о властях, выражать протест против существующих порядков. В этом смысле юродство Есенина заметил даже член ЦК партии большевиков, редактор газеты «Правда» Н. И. Бухарин, написавший после смерти Есенина «Злые заметки» в которых говорил: «Это юродство входит, как составная часть, в совокупную идеологию новейшего национализма... «мы, ста, по-мужицки, по-дурацки». Эта «древляя» юродствующая идеология для конспирации напяливает на себя «советский кафтан».

И в самом деле, с одной стороны Есенин пишет заявление с просьбой принять его в партию большевиков, а с другой, как писал В.Ф. Ходасевич, «Пьяный Есенин... кричал на весь ресторан... «Бей коммунистов, спасай Россию»... Так крыть большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в советской России».

Конечно же, юродство Сергея Есенина нельзя назвать в полном смысле «юродством Христа ради», то есть добровольным самоуничижением и нарочито антиобщественным поведением для того, чтобы свободно обличать человеческие грехи и порочность власти. Однако одну из основных целей православных юродивых - быть зеркалом падшего мира Сергей Есенин по-своему выполнял. Об этом свидетельствует близкий друг поэта писатель В. Иванов. В его воспоминаниях есть такой эпизод. Говоря о людях, для которых Есенин писал в стихах эпатирующие строчки, поэт заметил:

« - Это они хулиганы и бандиты в душе, а не я. Оттого-то и стихи мои им нравятся.

Но ведь ты хулиганишь?

КАК РАЗ РОВНО НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ ОНИ СЧИТАЛИ, ЧТО Я ПИШУ ПРО СЕБЯ, А НЕ ПРО НИХ. Они думают, что смогут меня учить и мной руководить, а сами-то с собой справятся, как ты думаешь? Я спрашиваю тебя об этом с тревогой, так как боюсь, что они совесть сожгут; мне ее жалко: она и моя!»

«Совесть неугасима в человеческой душе, - писал Б. Ширяев, - она тоже дар Божий... Глубоко грешный в своей земной жизни Сергей Александрович Есенин, не устоявший в ней против окружавших его суетных соблазнов, вопреки их тлетворному влиянию сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил ее вместе с верой в Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его».


Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 7

Комментарии

7. прот. Алексий Касатиков :
2013-03-10 в 23:42

Когда посмотрел несколько лет назад некоторые эпизоды этого фильма, пришла в голову мысль, что золотую статуэтку, или другую золотую вещь можно сделать только из золота, а не распространённого повсюду дешёвого бросового материальчика.

6. Потомок подданных Императора Николая II : Ответ на 5., Славянофил:
2013-03-09 в 08:23

Перечитайте роман Ивана Михайловича Шевцова "ТЛЯ" 1950 года написания.


Уважаемый Славянофил! Существенно важно, что роман был издан только в 1964 году. Вот какую справку можно отыскать в интернете:

Известность принес Шевцову роман-памфлет «Тля» (М., 1964), выход в свет которого «произвел в советском обществе эффект взорвавшейся атомной бомбы». Роман ждал публикации почти полтора десятилетия. Еще во второй половине 1940-х Шевцов сблизился с художественной студией погранвойск и со студией военных художников им. М.Б.Грекова; в 1949 в «Красной звезде» появилась статья Шевцова «Против антипатриотов в батальной живописи» (совместно с руководителями обеих студий Н.Жуковым и Х.Ушениным); данная статья явилась идеологической основой «Тли». Шевцов вначале задумывал роман о любви молодого столичного художника и сельской девушки, однако по мере работы в сюжете «Тли» начала преобладать идеологическая составляющая: противостояние сторонников реалистического искусства и искусстововедов-«космополитов», стоящих на позициях формализма. Зависимый по построению от одного из эталонов прозы того времени - романа Ю.Трифонова «Студенты», роман Шевцов был завершен еще в конце 1952, однако в силу общественно-политических обстоятельств смог быть опубликован только в 1964. Сразу же после посещения Н.С.Хрущевым выставки в Манеже, где он подверг художников-формалистов строгой критике, роман Шевцов был немедленно издан вне плана стотысячным тиражом. Вскоре по выходе «роман-памфлет» подвергся критике со стороны зарубежных радиостанций («Голос Израиля», «Голос Америки», «Би-би-си»), трактовавших «Тлю» как «впервые созданный при советской власти откровенно антисемитский роман». Несмотря на то что еврейская тема в «Тле» вообще не затрагивалась, а среди положительных героев выведен скульптор Яков Канцель, за свою приверженность реализму трагически погибающий от наезда неустановленной машины, сам Шевцов позднее не считал нужным скрывать этническую подоплеку противостояния и признавался: «Острые споры и дискуссии проходили на фоне развернувшейся в конце 1940-х борьбы с космополитами, т.е. сионистами, что не могло не найти своего отражения в романе "Тля". Я видел и знал поименно космополитов, и как прототипы они легко ложились в ткань повествования». Большинство выведенных в «Тле» персонажей, как положительных, так и отрицательных, были узнаваемы - так, в образе Льва Барселонского был выведен Эренбург, Осип Давидович Иванов-Петренко вобрал в себя черты О.М.Бескина и А.В.Федорова-Давыдова, Михаил Герасимович Камышев являет собой изображение А.М.Герасимова.

Увидевший свет сразу же после снятия Хрущева Октябрьским пленумом ЦК КПСС 1964, роман Шевцов встретил крайне негативное отношение либеральной интеллигенции - по словам Шевцова «каждая шавка стремилась отметиться на верность Сиону». В советской критике (за несколько месяцев было опубликовано около двух десятков рецензий) Шевцов был обвинен в клевете на советскую действительность, в антихудожественности, в противопоставлении творческой интеллигенции народу с целью их поссорить, в недопустимом нарушении литературной этики: «Будучи явлением предосудительным и нечистым, пасквиль не является литературным жанром, "узаконенным" нормативной поэтикой. Всякие попытки создать литературный пасквиль встречают возражения советской общественности, как это было в случае с "романом-памфлетом" И.Шевцова "Тля"» (Гришунин А.Л. Пасквиль // КЛЭ. 1968. Т.5. Стб.515). Исключение составил А.Д.Синявский, который особо выделил конспирологическую составляющую романа и подчеркнул его дихотомичность: «Уголовные типы, дельцы, прохвосты составляют в романе "Тля" мощную организацию, этакую всесильную мафию, гласно или негласно управляющую эстетической жизнью страны. Мало того, что они экономически преуспевают, строят роскошные дачи, пьют коньяк, тогда как реалисты бедствуют, влачат по преимуществу нищенское существование и занимают на жизнь деньги у благоденствующих эстетов. Последние проникли во все поры общества, добились высоких постов, влиятельного положения. Разорвать их сети трудно, почти невозможно... В этих условиях честные люди чувствуют себя прокаженными, пребывают в полнейшей изоляции, в тягостном одиночестве, они бессильны противостоять натиску формалистической банды». По мнению Синявского, феноменальность «Тли» и состоит в том, что содержание романа перетекло в реальную жизнь: «Знакомство с рецензиями на роман "Тля" наводит и на другого рода вопросы. Вот везде, точно сговорившись, все на одного напали. Не значит ли это, что "Тля" своей печальной судьбой косвенным образом вдруг подтверждает собственную версию - горестный рассказ об участи борца, которого теснят злые недруги, да еще безнаказанно издеваются? Не воскликнет ли обиженный автор, что он был прав, когда писал о гонениях на реалистическое искусство, и вот теперь все в жизни происходит почти что по роману - напрасно его обвинили в неправде и клевете» (Синявский А.Д.- С.228-233). Современными исследователями «Тля» рассматривается как «антиинтеллигентский, антисемитский и женоненавистнический роман» (Митрохин Н.- С.163).

Публичное заявление протеста советскому руководству члена ЦК Компартии Франции и Французской Академии Луи Арагона по поводу издания «Тли» еще более стимулировало самые разнообразные формы читательского успеха - по сведениям самого Шевцова, к нему и в издательство пришло около 1000 благодарственных писем, в то время как «книгу скупали и сжигали... В библиотеках дали негласную команду не выдавать читателям "Тлю", из писателя сделали изгоя, создав вокруг него живую блокаду».

Травля Шевцов либеральной интеллигенцией и официальными структурами (главный идеолог страны М.А.Суслов был одним из постоянных гонителей Шевцова) привела к тому, что за 5 лет Шевцов не смог опубликовать ни строчки даже в периодике; пост заместителя главного редактора «Москвы» ему также пришлось оставить. Ранее изданные книги позволили Шевцову обрести материальную независимость и в 1964 приобрести дом в пос.Семхоз. В течение 1960-х вокруг сложилось поселение близких ему по духу писателей - В.Фирсова, И.Кобзева, Г.Серебрякова, Ф.Чуева, В.Сорокина, И.Акулова, В.Чалмаева, С.Высоцкого, С.Поделкова и др., называемое ими «Радонежье» (по близости к Троице-Сергиевой лавре); недруги Шевцова называли этот массив «Антипеределкино».

А в наше время противостояние сионизму и его носителям стало уже очевидной необходимостью. Поэтому "большие печальные глаза" Безрукова (как у Чебурашки) не очень-то располагают думать о нём, как о случайном соучастнике в дискредитации образа Есенина.

5. Славянофил : Раздел: вредители
2013-03-09 в 01:26

Перечитайте роман Ивана Михайловича Шевцова "ТЛЯ" 1950 года написания. Этот наш провидец точно определил причины и природу системного охаивания всего, что строит и возвышает русский дух в художественном творчестве. Именно из этой категории "вредителей" авторы сериала "Есенин", именно за такого "Есенина" и картонно-резинового "Высоцкого" и получил целых два театра очень хороший артист Безруков, только вот где же совесть? Жаль, что этот орден за предательство.

4. РодЕлена : Re: О пьянстве, хулиганстве и юродстве Сергея Есенина
2013-03-07 в 02:24

Статья очень верная, каждое слово взвешено и пропущено через сердце автора, в этом правда.
да, поэт не может писать в состоянии алкогольного опьянения. И писатель не может писать прозу будучи пьяным. И историк писать статью не может под хмельком, и публицист под градусом не в силах совладать с темой. И политик - е политик, если напился. Александр Бутов : автору
2013-03-05 в 01:29

Спасибо большое Вам, Игорь.

Весьма интересен также (скачанный из интернета) документальный фильм-расследование (кажется, 7-летней давности), посвященный поэту и причинам его "самоубийства".