БЕРХАУЗ ФРЕДЕРИК

СКИННЕР

Берхауз Фредерик Скиннер окончил Гарвардский универ_

ситет, защитив в 1931 году докторскую диссертацию. В

течение последующих пяти лет Б.Ф. Скиннер работал в Гар_

вардской медицинской школе, занимаясь исследованием нерв_

ной системы животных. Большое влияние на его научные

интересы оказали исследования Уотсона и работы Павлова

по формированию и изучению условных рефлексов. После

нескольких лет работы в Миннесотском университете и в уни_

верситете Индианы Б.Ф. Скиннер становится профессором

Гарвардского университета, где оставался до конца жизни.

Он становится членом национальной академии наук, его

работы приобретают всемирную известность. Однако первона_

чальное стремление стать писателем приводит Б.Ф. Скиннера

к идее связать две его основные потребности - в науке и в

искусстве, что реализуется в написанном им в 1949 году романе «Уолден_2». Здесь он описывал

утопическое общество, основанное на разработанных им принципах обучения.

Основные работы:

❖ «Вербальное поведение»

❖ «Оперантное поведение»

❖ «Планы подкрепления»

❖ «Суеверие голубя»

❖ «Уолден_2»

Научающе_бихевиоральное направление

рассматривает личность человека как произ_

водную его научения, т. е. воспитания и жиз_

ненного опыта. Наиболее выдающимся психо_

логом этого направления в теории личности

был Б. Ф. Скиннер.Скиннер отрицал предста_

вления других исследователей о том, что люди

автономны и их поведение определяется вну_

тренними факторами (неосознанными импуль_

сами, архетипами, чертами личности и др.). Он

считал интрапсихические (внутренние) причи_

ны неприемлемыми для изучения, так как они

абстрактны и не позволяют давать определе_

ния и осуществлять эмпирическую проверку.

Поведение человека, отмечал Б.Ф. Скиннер,

можно достоверно определить, предсказать и

проконтролировать условиями окружения. По_

нять поведение - значит проконтролировать

его, и наоборот. Б.Ф. Скиннер всегда был

противником допущения свободной воли или

любого другого «сознательного» явления, он

считал, что люди, по своей сути, хоть и слож_

ные, но все же машины. Отсюда его положение

о том, что наука о поведении людей не отлича_

ется от любой другой естественной науки, ос_

нованной на фактах, и имеет ту же цель -

спрогнозировать и проследить изучаемое яв_

Б.Ф. Скиннер отстаивал функциональный

анализ поведения организма человека, уста_

навливающий точные и обусловленные взаи_

моотношения между реакцией организма и

условиями окружающей среды (стимулами).

Переменные окружающей среды должны быть

независимы от человека, что позволяет делать

прогноз, измерять поведенческие реакции,

являющиеся зависимыми переменными, то

есть работать в рамках психологии как естест_

венной науки.

Изучая личность с точки зрения бихевио_

ризма, Б.Ф. Скиннер делал упор на анализ

характерных особенностей прошлого опыта

человека и его уникальных врожденных спо_

собностей. Он включал в изучение личности

нахождение своеобразных взаимоотношений__между поведением организма и подкрепляю_

щими его результатами. Б.Ф. Скиннер разли_

чал два подхода к изучению личности: с точек

зрения респондентного поведения и оперант_

ного поведения.

Респондентное поведение подразумевает

характерную реакцию, вызываемую извест_

ным предшествующим стимулом. Например,

сужение или расширение зрачка в ответ на

световую стимуляцию, подергивание колена

при ударе молоточком по коленному сухожи_

лию и т. д. В целом можно сказать, что респон_

дентное поведение суть скиннеровская версия

учения о классическом обусловливании реф_

лексов русского ученого, биолога И.П. Пав_

лова, которое было основано на результатах

опытов на собаках по выработке условных

рефлексов.

Оперантное поведение (вызванное опе_

рантным научением) определяется событиями,

которые следуют за реакцией. Например, ка_

тание на велосипеде, игру на музыкальных ин_

струментах можно рассматривать как образцы

оперантного поведения.

В теории Б.Ф. Скиннера ключевую роль

играет концепция подкрепления поведения

человека. Скорость, с которой оперантное

поведение приобретается и сохраняется, за_

висит от правила или режима подкрепления.

Б.Ф. Скиннер выделял три основных режима:

1. Режим постоянного и регулярного под_

крепления.

2. Режим целенаправленного вариативного

подкрепления.

3. Режим случайного вариативного под_

крепления.

Б.Ф. Скиннер также разделял подкрепляю_

щие стимулы на два типа: первичные и вто_

Первичное подкрепление дают любые собы_

тия или объекты, сами по себе обладающие

подкрепляющими свойствами (пища, вода,

физический комфорт, секс и т. д.).

Вторичное, или условное, подкрепление

дают любые события или объекты, которые

приобретают свойство подкрепления посред_

ством тесной ассоциации с первичным подкре_

плением, обусловленным прошлым опытом

организма (деньги, внимание, привязанности и

С точки зрения Б.Ф. Скиннера, поведение

человека в основном контролируется аверсив_

ными (неприятными или болевыми) стимула_

ми: наказанием и негативным подкреплением.

Б.Ф. Скиннер выступал против использования

любых форм контроля поведения, основанных

на неприятных человеку стимулах, считал на_

казание неэффективным средством контроля

поведения, так как оно может вызвать отрица_

тельные эмоциональные и побочные социаль_

ные эффекты (интересны в этом плане его ис_

следования поведения заключенных). Взамен

крепление как наиболее эффективный метод

устранения нежелательного поведения. Он

выдвинул тезис о том, что мы регулируем наше

поведение так, чтобы максимизировать пози_

тивное подкрепление и минимизировать на_

Стремясь переработать классический бихе_

виоризм, Б.Ф. Скиннер исходил прежде всего

из необходимости систематического подхода

к пониманию человеческого поведения. Он

считал необходимым исключить из исследова_

ния все фикции, к которым прибегают психо_

логи для объяснения вещей, причин которых

они не знают. К таким фикциям Б.Ф. Скиннер

относил многие понятия психологии личности

(автономии, свободы, творчества). С его точки

зрения, невозможно говорить о реальной

свободе человека, так как он никогда сам не

управляет своим поведением, которое детер_

минировано внешней средой. Одной из цент_

ральных идей Б.Ф. Скиннера является стрем_

ление понять причины поведения и научиться

им управлять. В этом отношении он полностью

разделял разработанные Торндайком и Уотсо_

ном взгляды на социогенетическую природу

психического развития, т. е. исходил из того,

что развитие есть научение, которое обусло_

вливается внешними стимулами. От конста_

тации Б.Ф. Скиннер переходит к разработке

методов целенаправленного обучения и управ_

ления поведением. А потому в психологию он

вошел в первую очередь как теоретик обуче_

ния, разработавший различные программы

обучения и коррекции поведения.

Исходя из представления о том, что не толь_

ко умения, но и знания представляют собой

вариации по ведения, Б.Ф. Скиннер разраба_

тывает его особый вид оперантное поведение.

В принципе он исходил из того, что психика

человека основана на рефлексах разного рода

и разной степени сложности. Однако, сравни_

вая свой подход к формированию рефлексов с

подходом Павлова, Б.Ф. Скиннер подчеркивал

существенные различия между ними. Услов_

ный рефлекс, формируемый в экспериментах

Павлова, он называл стимульным поведением,

так как его формирование связано с ассоци_

ацией между разными стимулами и не зависит__от собственной активности субъекта. Так, со_

баке по звонку всегда дается мясо независимо

от того, что она в этот момент делает. Таким

образом происходит ассоциация между мясом

и звонком, в ответ на который наблюдается

слюноотделение.

Однако, подчеркивал Б.Ф. Скиннер, такая

реакция быстро формируется, но и быстро ис_

чезает без подкрепления: она не может быть

основой постоянного поведения субъекта.

Основной труд Б.Ф. Скиннера - «Поведе_

ние организмов» где он излагает принципы

«оперантного обусловливания». Их легче всего

понять, рассмотрев типичный эксперимент

Б.Ф. Скиннера. Крыса, вес которой доведен

до 80_90% от нормального, помещается в

устройство, названное «скиннеровским ящи_

ком». Это тесная клетка, предоставляющая

возможность только для тех действий крысы,

которые экспериментатор может контролиро_

вать или наблюдать. Ящик имеет отверстие,

через которое подается пища, и рычаг. Крыса

должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы

получить порцию пищи. Это нажимание назы_

вается оперантной реакцией. Каким образом

крыса нажимает на рычаг - лапой, носом,

хвостом, не имеет значения - оперантная

реакция остается той же самой, поскольку

вызывает одно и то же следствие - появление

пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определен_

ное число нажиманий или за нажимание с

определенным интервалом, можно получить

устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском по_

нимании следует отличать от автоматических,

чисто рефлекторных реакций, связанных с

безусловными и условными рефлексами.

Операторная реакция - действие произволь_

ное и целенаправленное. Однако Б.Ф. Скиннер

определяет целенаправленность в терминах

обратной связи (т.е. воздействия на поведение

его последствий), а не в терминах целей, наме_

рений или других внутренних состояний -

психических или физиологических. По его

мнению, использование в психологии этих

«внутренних параметров» предполагает введе_

ние сомнительных предположений, ничего не

добавляющих к эмпирическим законам, кото_

рые связывают наблюдаемое поведение с на_

блюдаемыми воздействиями среды. Именно

эти законы являются реальным средством

предсказания и контроля поведения человека

и животных. Б.Ф. Скиннер подчеркивал, что

«возражение против внутренних состояний

заключается не в том, что они не существуют, а

в том, что они не имеют значения для функцио_

нального анализа». В этом анализе вероятность

операторной реакции выступает как функция

внешних воздействий - как прошлых, так и

настоящих.

В противовес этому подходу, при оперант_

ном обучении подкрепляется только поведе_

ние, операции, которые совершает субъект в

данный момент. Большое значение имеет и тот

факт, что сложная реакция разбивается на ряд

простых, следующих друг за другом и приводя_

щих к нужной цели. Так, при обучении голубя

сложной реакции - выходу из клетки с помо_

щью нажатия клювом на рычаг Б.Ф. Скиннер

подкреплял каждое движение голубя в нужном

направлении, добиваясь того, что в конце кон_

цов он безошибочно выполнял эту сложную

операцию. Такой подход к формированию

нужной реакции имел большие преимущества

по сравнению с традиционным. Прежде всего,

это поведение было намного устойчивее, оно

очень медленно угасало даже при отсутствии

подкрепления. Б.Ф. Скиннер обратил внима_

ние на то, что даже одноразовое подкрепление

может иметь значительный эффект, так как

устанавливается хотя бы случайная связь

между реакцией и появлением стимула. Если

стимул был значимым для индивида, он будет

пытаться повторить реакцию, которая прине_

сла ему успех. Такое поведение Б.Ф. Скиннер

называл «суеверным», указывая на его боль_

шую распространенность.

Не меньшее значение имеет и тот факт, что

обучение при оперантном обусловливании

идет быстрее и проще. Это связано с тем, что

экспериментатор имеет возможность наблю_

дать не только за конечным результатом (про_

дуктом), но и за процессом выполнения дей_

ствия (ведь оно разложено на составляющие,

реализуемые в заданной последовательности).

Фактически происходит экстериоризация,

«вынесение вовне» не только исполнения, но и

ориентировки и контроля за действием. Что

особенно важно, такой подход возможен при

обучении не только определенным навыкам,

но и знаниям.

Б.Ф. Скиннер отрицательно относился к

статистическим обобщениям, считая, что лишь

тщательная фиксация реакций отдельного ор_

ганизма позволит решить главную задачу

психологии - предсказывать и контролиро_

вать поведение конкретных индивидов.

Статистические данные, касающиеся груп_

пы (выборки), недостаточны для выводов,

имеющих предсказательную силу в отношении

каждого из ее членов. Частоту реакций и их

силу запечатлевают кривые, которыми, по

Б.Ф. Скиннеру, исчерпывается все, что пози___тивная наука способна сказать о поведении. В

качестве образца такого типа исследований

предлагалась работа Б.Ф. Скиннера, выпол_

ненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы

подкрепления» (1957), в которой были собраны

в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реак_

ций, непрерывно производимых подопытными

голубями в течение 70 000 часов.

Подобно большинству бихевиористов,

Б.Ф. Скиннер полагал, что обращение к физио_

логии бесполезно для изучения механизмов

поведения. Между тем его собственная кон_

цепция «оперантного обусловливания» сложи_

лась под влиянием учения Павлова. Признавая

это, Б.Ф. Скиннер разграничил два типа

условных рефлексов. Он предложил отнести

условные рефлексы, изучавшиеся павловской

школой, к типу S. Это обозначение указывало

на то, что в классической павловской схеме ре_

акция возникает только в ответ на воздействие

какого_либо стимула (S), то есть раздражителя.

Поведение же в «скиннеровском ящике» было

отнесено к типу R и названо оперантным.

Здесь животное сперва производит реакцию

(R), а затем реакция подкрепляется. В ходе экс_

периментов были установлены существенные

различия между динамикой реакции типа R и

выработкой слюноотделительного рефлекса по

павловской методике.

По мнению Б.Ф. Скиннера, ограниченность

традиционной поведенческой формулы S_R

состоит в том, что она не учитывает влияния

результатов реакции на последующее пове_

дение. Реакция рассматривается только как

производное от стимула, только как следствие,

но не как детерминанта, которая преобразует

организм. Адекватная формула о взаимодей_

ствии организма со средой, писал Б.Ф. Скин_

нер, всегда должна учитывать три фактора:

1) событие, по поводу которого происходит

2) саму реакцию,

3) подкрепляющие последствия. Эти вза_

имоотношения являются несравнимо более

сложными, чем отношения между стимулом

и реакцией.

В педагогике идеи Б.Ф. Скиннера нашли

чрезвычайно широкое применение. Сам он

объяснял это явление случайностью, как,

впрочем, и все свои достижения (верный своей

теории, все происходящее в жизни он оцени_

вал как следствие складывающихся обстоя_

тельств).

тики в школе, где училась его дочь, Б.Ф. Скин_

нер, как он вспоминает в автобиографии,

пришел в смятение: «Внезапно ситуация пред_

ставилась мне совершенно абсурдной. Не

ощущая своей вины, учитель нарушал почти

все законы, открытые учеными относительно

процесса научения». Под впечатлением от этой

картины Б.Ф. Скиннер стал размышлять о фак_

торах подкрепления, которые можно было бы

использовать для улучшения преподавания

школьных предметов, и спроектировал серию

обучающих машин. Так возникло направле_

ние, названное программированным обучени_

ем. Его быстрое развитие отвечало запросам

эпохи научно_технической революции.

Правда, сама по себе идея оптимизации

обучения и использования в этих целях спе_

циальных машин не связана неразрывно с

какой_либо определенной психологической

концепцией. Что касается теории Б.Ф. Скинне_

ра, то она смогла (в отличие от других психоло_

гических систем) стать основой для поисковых

работ по программированному обучению, в

силу того что вводила принцип членения про_

цесса решения учебной задачи на отдельные

операции, каждая из которых контролируется

подкреплением, служащим сигналом обратной

Уязвимость скиннеровской «технологии

обучения» состояла в том, что она вносила в пе_

дагогическую теорию и практику присущую

всему бихевиоризму идею об идентичности

механизмов модификации поведения у всех

живых существ. Спорность этого положения

особенно резко обнажилась в скиннеровской

трактовке тех высших форм психической дея_

чисто человеческим достоянием, а именно ре_

чевых актов.

Разработанный Б.Ф. Скиннером метод про_

граммированного обучения давал возможность

оптимизировать учебный процесс, разрабо_

тать корректирующие программы для неуспе_

вающих и умственно отсталых детей. Эти

программы имели огромные преимущества

перед традиционными программами обучения,

так как давали возможность учителю проконт_

ролировать и, в случае необходимости, ис_

править процесс решения задачи, мгновенно

замечая ошибку учащегося. Кроме того, эф_

фективность и безошибочность выполнения

повышали мотивацию учения, активность

учащихся. Появлялась и возможность индиви_

дуализировать процесс обучения в зависимо_

сти от темпа усвоения знаний.

Однако у этих программ был и существен_

ный недостаток, так как экстериоризация,

играющая положительную роль при начале__обучения, тормозит развитие свернутых, ум_

ственных действий, так как не дает возмож_

ности интериоризовать действие и свернуть

развернутую педагогом схему решения задачи.

Если программы обучения детей, разрабо_

танные Б.Ф. Скиннером, были встречены с

энтузиазмом и получили повсеместное распро_

странение, то его подход к программированию

поведения и так называемые программы, ко_

торые были разработаны с целью коррекции

отклоняющегося поведения (у малолетних

преступников, психически больных людей),

подверглись обоснованной критике. Прежде

всего речь шла о недопустимости тотального

контроля за поведением (без которого невоз_

можно применение этих программ), так как

речь идет о постоянном положительном под_

креплении желательного поведения и отрица_

тельном подкреплении нежелательного. Кроме

того, возникал вопрос и о правомерности на_

грады за определенное количество набранных

жетонов, и о наказании за их недостаточное

количество, ибо при этом не должны быть

нарушены основные права детей.

Несмотря на эти недостатки его подход дал

реальную возможность корректировать и на_

правлять процесс обучения, процесс формиро_

вания новых форм проведения. Он оказал

огромное влияние на психологию. В совре_

менной американской науке Б.Ф. Скиннер

является одним из наиболее влиятельных ав_

торитетов, превзойдя по количеству цитиро_

вания и сторонников даже Фрейда. При этом

наибольшее влияние его теория оперантного

поведения оказала на практику, дав возмож_

ность пересмотреть процесс научения и разра_

ботать новые подходы к обучению и новые

программы.

В книге «Вербальное поведение» Б.Ф. Скин_

нер развивает концепцию, согласно которой

овладение речью происходит по общим зако_

нам образования оперантных условных реф_

лексов. Когда один организм производит рече_

вые звуки, другой организм их подкрепляет

(положительно или отрицательно), контроли_

руя тем самым процесс приобретения этими

звуками устойчивых значений. Последние, по

мнению Б.Ф. Скиннера, могут относиться к

одному из двух разделов - указывать либо на

предмет, в котором говорящий индивид испы_

тывает потребность, либо на предмет, с кото_

рым этот индивид соприкасается.

С острой критикой этой концепции высту_

пил известный американский лингвист Ноэм

Хомский, показавший, что попытки объяснить

порождение речи по типу оперантных реакций

крысы, нажимающей на рычаг, не только не_

совместимы с лингвистической трактовкой

языка как особой системы, но и обессмысли_

вают ключевые для бихевиоризма понятия о

стимуле, реакции, подкреплении. И хотя боль_

шинство специалистов в области теории языка

в этой полемике тяготеют скорее к позиции

Хомского, сам Б.Ф. Скиннер до конца своих

дней считал «Вербальное поведение» наиболее

удачной и убедительной работой.

Не меньшую, а пожалуй, еще более острую

полемику вызвала другая работа Б.Ф. Скинне_

ра - социальная утопия «Уолден_2». В этой

книге, совместив свои литературные задатки

и психологические находки, Б.Ф. Скиннер

изобразил в беллетристической форме перс_

пективы создания с помощью техники опе_

рантного обусловливания нового справедли_

вого социального устройства. Несмотря на

гуманистический замысел, аналогия с «Пре_

красным новым миром» Олдоса Хаксли про_

сматривалась в «Уолдене_2» так явно, что наи_

более экзальтированные публицисты записали

Б.Ф. Скиннера чуть ли не в фашисты. Впрочем,

жизнь сама все расставила на свои места.

Созданные по предложенной Б.Ф. Скиннером

модели коммуны просуществовали недолго: не

очень_то уютно оказалось в них жить. Впрочем,

как и в коммунах детей_цветов, исповедовав_

ших диаметрально противоположные принци_

пы. Наверное, такова судьба всех социальных

Б.Ф. Скиннер, в самом деле, дал много пово_

дов для критики. Однако имена его критиков

(за исключением Хомского и еще, пожалуй,

Роджерса) вряд ли сохранятся в истории

психологии, а Б.Ф. Скиннер по сей день остает_

На Золотой медали, врученной ему в 1971

году Американской психологической ассоци_

ацией, едва уместился панегирик: «Б.Ф. Скин_

неру - пионеру психологических исследо_

ваний, лидеру теории, мастеру технологии,

который произвел революцию в изучении по_

Беррес Фредерик Скиннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог и писатель.

Беррес Фредерик Скиннер внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного научения, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

В 1972 Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч) назвала самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Фредерик Скиннер , опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым).

Личные данные

В 1990 году за несколько недель до смерти Беррес Фредерик Скиннер дал радио интервью CBS. Когда репортер спросил Скиннера , боится ли он смерти, Скиннер ответил: «I don? t believe in God, so I? m not afraid of dying» (Я не верю в Бога, поэтому я не боюсь смерти).

Биография Берреса Фредерика Скиннера

Родился 20 марта 1904 в Саскуэханне (шт. Пенсильвания). Окончив колледж Гамильтона, пытался писать прозаические и поэтические сочинения, но вскоре пришел к заключению, что его таланты лежат в другой области. Тем не менее в 1948 издал роман Уолден-два (Walden Two), описывающий утопическую общину. Окончил Гарвардский университет, получив диплом психолога. Существенное влияние на молодого ученого оказал биолог У. Дж. Крозье, привлекший его к экспериментам на животных. Беррес Фредерик Скиннер преподавал в Миннесотском и Индианском университетах, в 1948 стал профессором Гарвардского университета.

Основной труд Скиннера — Поведение организмов (The Behavior of Organisms, 1938), где он излагает принципы «оперантного обусловливания». Их легче всего понять, рассмотрев типичный эксперимент Скиннера . Крыса, вес которой доведен до 80-90% от нормального, помещается в устройство, названное «скиннеровским ящиком». Это тесная клетка, предоставляющая возможность только для тех действий крысы, которые экспериментатор может контролировать или наблюдать. Ящик имеет отверстие, через которое подается пища, и рычаг. Крыса должна несколько раз нажать на рычаг, чтобы получить порцию пищи. Это нажимание называется оперантной реакцией. Каким образом крыса нажимает на рычаг — лапой, носом, хвостом, не имеет значения — оперантная реакция остается той же самой, поскольку вызывает одно и то же следствие — появление пищи. Поощряя (выдавая пищу) за определенное число нажиманий или за нажимание с определенным интервалом, можно получить устойчивые способы реагирования.

Операторную реакцию в скиннеровском понимании следует отличать от автоматических, чисто рефлекторных реакций, связанных с безусловными и условными рефлексами. Операторная реакция — действие произвольное и целенаправленное. Однако Беррес Фредерик Скиннер определяет целенаправленность в терминах обратной связи (т. е. воздействия на поведение его последствий), а не в терминах целей, намерений или других внутренних состояний — психических или физиологических. По его мнению, использование в психологии этих «внутренних параметров» предполагает введение сомнительных предположений, ничего не добавляющих к эмпирическим законам, которые связывают наблюдаемое поведение с наблюдаемыми воздействиями среды. Именно эти законы являются реальным средством предсказания и контроля поведения человека и животных. Беррес Фредерик Скиннер подчеркивал, что «возражение против внутренних состояний заключается не в том, что они не существуют, а в том, что они не имеют значения для функционального анализа». В этом анализе вероятность операторной реакции выступает как функция внешних воздействий — как прошлых, так и настоящих.

Беррес Фредерик Скиннер явился инициатором обучения с помощью специальных машин, созданных им и его сотрудниками. Обучающие машины оценивают ответы учащегося на предлагаемый вопрос. Таким образом, желательное поведение учащегося получает непосредственное подкрепление.

Согласно Скиннеру, оперантное обусловливание может применяться не только для контроля поведения других людей, но и для контроля собственного поведения. Самоконтроля можно добиться, создав условия для того, чтобы желательное поведение получало подкрепление.

Кроме Поведения организмов, среди основных трудов Скиннера — Наука и поведение (Science and Behavior, 1953), Вербальное поведение (Verbal Behavior, 1957), По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity, 1971) и О бихевиоризме (About Behaviorism, 1974).

Умер Скиннер в Кеймбридже (шт. Массачусетс) 18 августа 1990. Согласно обзорам, проведенными психологами, Скиннер был одним из наиболее влиятельных психологов XX века. Он получил много профессиональных наград, а перед самой смертью удостоился беспрецедентной чести: прижизненного занесения в почетный список отличившихся за выдающийся вклад в психологию Американской ассоциации психологов (American Psychological Association, 1990).

Основные публикации

1931 The concept of the reflex in the description of behavior. Journal of General Psychology, 5, 427-458.
1938 Behavior of Organisms. Applelon-Century-Crofts.
1948 Walden 1\\>o. Macmillan.
1953 Science and Human Behavior. Macmillan.
1957 Verbal Behavior. Applelon-Century-Crofts.
1957 Schedules of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts (with С. В. Ferster).
1959 Cumulative Record. Appleton-Century-Crofts.
1968 The Technology of Teaching. Applelon-Century-Crofts.
1969 The Contingencies of Reinforcement. Applelon-Century-Crofts.
1971 Beyond Freedom and Dignity. Knopf. 1974 About Behaviorism. Knopf. 1976 Particulars of my Life. Knopf. 1978 Reflections on Behaviorism and Society. Prentice-Hall.

(1904–1990)

В 1972 г. членов Американской Психологической Ассоциации (которых уже в то время насчитывалось около ста тысяч) попросили назвать самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым). Наверное, тут сыграл свою роль и великодержавный нарциссизм американцев. Однако, если в такой оценке и было допущено преувеличение, то небольшое. Скиннер – действительно выдающийся психолог, и если не первый, то один из первых. Его влияние на мировую психологию, на весь комплекс наук о человеке огромно. Можно по-разному относиться к его радикальным идеям (а в радикализме его упрекали постоянно), но в анализе мировой психологической мысли минувшего столетия их ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Беррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, 20 марта 1904 г. Как он сам отмечал в автобиографии , воспитывался он в теплой и доброжелательной семейной атмосфере, которой, однако, была не чужда строгая дисциплина. Общий позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив – поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая те поступки, которые того заслуживали. Вероятно, такой стиль отношений впоследствии повлиял на формирование психолого-педагогических воззрений Скиннера: так называемому позитивному подкреплению он всегда отводил решающую роль.

В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны и совершенно не систематичны. Как и многие мальчишки, он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для… аккуратного развешивания собственной пижамы. В этих интересах его биографы усматривают (хоть это и кажется некоторой натяжкой) предвестие крайнего механицизма его будущих теорий. Дома он устроил целый террариум, где содержал нескольких жаб, ящериц, черепах и даже змей. (Впоследствии Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных слишком преувеличено, а на самом деле совсем не принципиально.) Успел он и поиграть в школьном оркестре, в юности считался неплохим саксофонистом. Но наибольшее внимание юный Скиннер уделял литературе. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Бэкону. Подобные гипотезы высказывались и раньше, и потом, но характерно, что американский школьник пришел к такому заключению своим умом, что само по себе характеризует этот ум как весьма незаурядный. Много вы знаете восьмиклассников, способных на такие умозаключения, да еще и читавших Бэкона? А Скиннер с особым вниманием вникал в бэконовскую философию науки, восхищаясь верой английского мыслителя в возможность научного решения практических жизненных проблем.


Высшее образование Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Здесь он специализировался в области английского языка и литературы, намереваясь в будущем посвятить себя литературному творчеству. О студенческих годах он сохранил не самые приятные воспоминания. Многое в учебном распорядке его раздражало, особенно – обязательные ежедневные богослужения (на протяжении всей жизни религиозность была ему абсолютно чужда). Близко сойтись с однокашниками ему не удалось, поскольку он считал их (вероятно – небезосновательно) людьми ограниченными, с низкими духовными запросами. В то время, как они предавались незамысловатым юношеским увеселениям, он с упоением читал Джойса и Пруста. Такие интересы, действительно, нелегко было совместить. Впрочем, и в студенческих проказах Скиннер порой принимал активное участие, а в результате нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, едва не был исключен из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, в 1926 г. он получил степень бакалавра.

Следует отметить, что в колледже Гамильтона психология преподавалась факультативно. Скиннер этих занятий не посещал, его интерес к психологии оформился позже. А в те годы он всерьез планировал свою литературную карьеру. Знакомство с известным поэтом Робертом Фростом еще более укрепило его в этом намерении. Фрост полагал, что юноша подает большие надежды, и тепло его напутствовал на писательском поприще. Этому прогнозу не суждено было оправдаться. По окончании колледжа Скиннер провел довольно продолжительное время в творческих исканиях, пока наконец не пришел к неутешительному выводу, что ему как писателю «решительно нечего сказать».

В этот момент произошла его решительная переориентация из области искусства в область науки, которая, как он осознал, и является «искусством ХХ века». В 1928 г. Скиннер поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Он отдавал себе отчет, что упустил много времени и в плане психологической эрудиции далеко отстал от своих университетских товарищей. Поэтому он установил для себя строжайший, поистине спартанский режим учебных занятий, полностью отказав себе в досуге: на внеучебные занятия он отводил себе 15 минут в сутки. Такая самоотверженность дала свои плоды. В 1931 г. Скиннер получил докторскую степень и опубликовал свое первое серьезное научное исследование, сразу выдвинувшее его в первые ряды специалистов по поведенческой психологии.

С 1931 по 1936 г. Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои усилия на изучении поведения животных. В 1936 г. он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 г. В это время Скиннер много и творчески работал и приобрел известность как один из ведущих бихевиористов. Осенью 1945 г. он возглавил кафедру психологии в Университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 г., после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 г.

Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. Но самая ранняя публикация, принесшая ему известность, обычно упоминается даже в самых кратких списках его трудов. Это небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». Здесь впервые условный рефлекс трактовался не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора.

В одной из своих последующих работ Скиннер писал, что за всю свою жизнь он имел только одну идею и эту идею выражает термин «управление» («контроль»), имея в виду управление поведением. Справиться с этой задачей экспериментатор способен лишь в том случае, если контролирует все переменные, под влиянием которых складывается и изменяется поведение организма. Он утрачивает власть над своим объектом, когда допускает его зависимость от гипотетических, ускользающих от прямого наблюдения внутренних факторов. Поэтому интерес для науки представляют только непосредственно фиксируемые отношения между экспериментально контролируемыми стимулами и последующими реакциями.

По мнению Скиннера, к гипотезам и дедуктивным теориям наука вынуждена прибегать там, где ее объектами выступают явления, недоступные прямому восприятию. Психология же находится в более выгодном положении. Взаимодействие факторов, порождающих поведенческие реакции, можно непосредственно увидеть. Для этого, однако, требуются специальные экспериментальные установки и схемы. Они подобны оптическим приборам, позволяющим обнаружить события, скрытые от невооруженного глаза. Таким прибором Скиннер считал изобретенный им экспериментальный ящик (названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским ящиком), в котором крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получает подкрепление. Рычаг соединяется с самописцем, регистрирующим движение. Нажим на рычаг рассматривается в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» – очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет. Дополнительные устройства позволяют соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т. п.).

Схема опыта может быть усложнена. Например, вместо одного рычажка перед крысой находятся два, тем самым ставя ее в ситуацию выбора. Из этого довольно простого набора элементов составляются самые разнообразные планы управления поведением. Так, крыса нажимает на рычаг, но получает пищу только тогда, когда загорается лампочка. В результате в дальнейшем при свете лампочки скорость реакции заметно возрастает. Или пища выдается лишь при нажиме с определенной силой. В дальнейшем движения требуемой силы появляются все чаще и чаще. Можно соединить движения в цепи (скажем, реакция на зеленый цвет ведет к появлению нового раздражителя – красного цвета, двигательный ответ на который подкрепляется). Экспериментатор может также широко варьировать время и порядок положительного и отрицательного подкрепления, конструируя различные «планы подкрепления».

Б.Ф. Скиннер в лаборатории

Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Статистические данные, касающиеся группы (выборки), недостаточны для выводов. Имеющих предсказательную силу в отношении каждого из ее членов. Частоту реакций и их силу запечатлевают кривые, которыми, по Скиннеру, исчерпывается все, что позитивная наука способна сказать о поведении. В качестве образца такого типа исследований предлагалась работа Скиннера, выполненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы подкрепления» (1957), в которой были в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реакций, непрерывно производившихся подопытными голубями в течение 70 000 часов.

Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция «оперантного обусловливания» сложилась под влиянием учения Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S . Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S ), то есть раздражителя. Поведение же в «скиннеровском ящике» было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сперва производит реакцию (R ), а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике.

По мнению Скиннера, ограниченность традиционной поведенческой формулы S – R состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение. Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как детерминанта, которая преобразует организм. Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, писал Скиннер, всегда должна учитывать три фактора: 1) событие, по поводу которого происходит реакция, 2) саму реакцию, 3) подкрепляющие последствия. Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.

Так наметился принципиальной важности переход от линейного представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении реакций. В этой роли выступало подкрепление, производящее отбор и модификацию реакций. Разработанная Скиннером и его последователями техника «оперантного обусловливания» получила в Соединенных Штатах широкое применение в различных областях практики. Установка на то, чтобы приложить принципы оперантного бихевиоризма к решению практических задач разного рода, придала этому направлению широкую популярность далеко за пределами психологии. Оперантную технику стали использовать при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигается за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения.

В годы II мировой войны наблюдение за склевыванием пищи обученными голубями привело Скиннера к изобретению особых управляемых снарядов. Однако это изобретение не было применено на практике. (Эта идея Скиннера много лет назад была иронично спародирована датскими кинематографистами: в комедии «Бей первым, Фредди!» специально обученные голуби оказываются подменены в чреве ракеты обычными почтовыми голубями, которые приучены… возвращаться домой).

А вот в педагогике идеи Скиннера нашли чрезвычайно широкое применение. Сам он объяснял это явление случайностью, как, впрочем и все свои достижения (верный своей теории, все происходящее в жизни он оценивал как следствие складывающихся обстоятельств). 11 ноября 1953 г., посетив урок арифметики в школе, где училась его дочь, Скиннер, как он вспоминает в автобиографии, пришел в смятение. «Внезапно ситуация представилась мне совершенно абсурдной. Не ощущая своей вины, учитель нарушал почти все законы, открытые учеными относительно процесса научения». Под впечатлением этой картины Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции. Но сама по себе идея оптимизации обучения и использования в этих целях специальных машин не связана неразрывно с какой-либо определенной психологической концепцией. Что касается теории Скиннера, то она смогла (в отличие от других психологических систем) направить поисковые работы по программированному обучению в силу того, что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Уязвимость скиннеровской «технологии обучения» состояла в том, что она вносила в педагогическую теорию и практику присущую всему бихевиоризму идею об идентичности механизмов модификации поведения у всех живых существ. Спорность этого положения особенно резко обнажилась в скиннеровской трактовке тех высших форм психической деятельности, которые издревле принято считать чисто человеческим достоянием, а именно речевых актов.

В книге «Вербальное поведение» (1957) Скиннер развивает концепцию, согласно которой овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой организм их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений. Последние, по мнению Скиннера, могут относиться к одному из двух разделов – указывать либо на предмет, в котором говорящий индивид испытывает потребность, либо на предмет, с которым этот индивид соприкасается. С острой критикой этой концепции выступил известный американский лингвист Ноэм Хомский, показавший, что попытки объяснить порождение речи по типу оперантных реакций крысы, нажимающей на рычаг, не только несовместимы с лингвистической трактовкой языка как особой системы, но и обессмысливают ключевые для бихевиоризма понятия о стимуле, реакции, подкреплении. И хотя большинство специалистов в области теории языка в этой полемике тяготеют скорее к позиции Хомского, сам Скиннер до конца своих дней считал «Вербальное поведение» наиболее удачной и убедительной работой.

Не меньшую, а пожалуй, еще более острую полемику вызвала другая работа Скиннера – социальная утопия «Уолден 2». В этой книге, совместив свои литературные задатки и психологические находки, Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники опреантного обусловливания нового справедливого социального устройства. Несмотря на гуманистический замысел, аналогия с «Прекрасным новым миром» Олдоса Хаксли просматривалась в «Уолдене 2» так явно, что наиболее экзальтированные публицисты записали Скиннера чуть ли не в фашисты. Впрочем, жизнь сама все расставила на свои места. Созданные по предложенной Скиннером модели коммуны просуществовали недолго: не очень-то уютно оказалось в них жить. Впрочем, как и в коммунах детей-цветов, исповедовавших диаметрально противоположные принципы. Наверное, такова судьба всех социальных утопий.

Скиннер, в самом деле, дал много поводов для критики. Однако имена его критиков (за исключением Хомского и еще, пожалуй, Роджерса) вряд ли сохранятся в истории психологии, а Скиннер по сей день остается одним из самых часто цитируемых авторов. На Золотой медали, врученной ему в 1971 г. Американской Психологической Ассоциацией, едва уместился панегирик: «Б.Ф. Скиннеру – пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения».

На русский язык ни одна из его работ до сих пор не переведена.

СКИННЕР

Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904-1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон-колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в Гарвардском университете. С 1948 г. - профессор Гарвардского университета, член Национальной академии наук.
С. выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. У И. П. Павлова, идеи которого оказали влияние на С., реакция возникает в ответ на стимул, т. е. условный или безусловный раздражитель; в «скиннеровском ящике» животное сначала производит реакцию, а лишь затем она подкрепляется.
Начиная с 1930 г. С. изучал оперантное поведение животных и предложил ряд оригинальных приборов и методик. Называя вербальное поведение сугубо человеческим, т. е. имеющим специфические свойства, С. считал возможным распространить на человека методы, примененные в экспериментальном исследовании на животных, не подвергая их существенной модификации («Наука и поведение человека», 1953). Взгляды на природу процесса научения были перенесены затем с лабораторных условий и воплотились в концепции программированного обучения («Технология обучения», 1968), охватывающего усвоение речи, обучение в школе. Начиная с 50-х гг. методы оперантного бихевиоризма распространились на психотерапевтическую практику (поведенческая психотерапия).
В дальнейшем С. разработал идеи управления поведением и создал технологию поведения, целью которой являлось разрешение социальных проблем и переустройство общества путем модификации поведения человека средствами внешнего контроля. Этому посвящена его книга «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), которая была подвергнута критике в разных странах, в том числе и в нашей. Данная концепция получила название социального бихевиоризма.
В 70-е гг. вышли труды С., обобщающие прежние его идеи: «О бихевиоризме» (1974), «Автобиография: в 2-х т.» (1976).
Ряд методов поведенческой психотерапии - позитивное подкрепление, угашение, некоторые аверсивные приемы - основаны на модели оперантного обусловливания.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "СКИННЕР" в других словарях:

    Скиннер, Беррес Фредерик (англ. Burrhus Frederic Skinner, 1904 1990) американский психолог. Скиннер, Бретт (англ. Brett Skinner, род. 1983) канадский хоккеист. Скиннер, Джетро (англ. Jethro Skinner, род. 1977) английский актёр.… … Википедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, шт. Пенсильвания, США), амер. психолог, лидер совр. бихевиоризма. Выступил против нео биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться описанием внешне наблюдаемых… … Философская энциклопедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (20.03.1904, Саксуэханна, штат Пенсильвания) американский психолог, с 1974 г. профессор психологии Гарвардского университета, представитель бихевиоризма. Разработал оригинальную технику и методику изучения поведения… … Энциклопедия социологии

    - (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский психолог, лидер современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию оперантного, подкрепляемого научения, предложил ряд методик экспериментального исследования поведения животных. Выступал с… … Современная энциклопедия

    - (Skinner) Беррес Фредерик (1904 90), американский физиолог, развивший концепцию инструментального подкрепления УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ. Выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм обретает новые реакции благодаря тому, что сам… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Скиннер, Б. - Скиннер, Б. (1904 1990) Американский психолог, автор ьконцепции «оперантного бихевиоризма», одним из центральных шонятий которой является «оперантное обусловливание». Это понятие обозначает особый путь образования условных рефлексов,… … Большая психологическая энциклопедия

    Скиннер - Бихевиоризм и Скиннер После Уотсона бихевиоризм распался на несколько разных направлений. Можно сказать, что эпистемологическая основа идей Уотсона близка к прагматизму, а эпистемологическая основа более позднего бихевиоризма к… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20.3.1904, Саскуэханна, штат Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного Бихевиоризма. Профессор (с 1939) в университетах Миннесоты, Индианы и Гарварда. Член Национальной АН США. Выступил… … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • ValueWeb. Как финтех-компании используют блокчейн и мобильные технологии для создания интернета ценностей , Скиннер К.. Новая книга от автора «Цифрового банка» о третьем поколении Интернета - или ValueWeb - позволяющем машинам и потребителям торговать, обмениваться и делиться ценностью в режиме реального…
  • Истоки современной политической мысли. Эпоха реформации Том 2. Квентин Скиннер , Скиннер К.. Второй том двухтомного труда Квентина Скиннера посвящен исследованию политической мысли Реформации и Контрреформации. Автор прослеживает основные этапы развития лютеранства и кальвинизма,…

В 1972 году членов Американской психологической ассоциации (которых уже в то время насчитывалось около ста тысяч) попросили назвать самых выдающихся психологов ХХ столетия. По их почти единодушному мнению, этот почетный список возглавил в ту пору здравствовавший Б.Ф. Скиннер, опередивший даже Фрейда (тот был назван вторым). Наверное, тут сыграл свою роль и великодержавный нарциссизм американцев. Однако если в такой оценке и было допущено преувеличение, то небольшое. Скиннер - действительно выдающийся психолог, и если не первый, то один из первых. Его влияние на мировую психологию, на весь комплекс наук о человеке (не в последнюю очередь - и на педагогику) огромно. Можно по-разному относиться к его радикальным идеям (а в радикализме его упрекали постоянно), но в анализе мировой психологической мысли уходящего столетия их ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

НЕЗАУРЯДНЫЙ УМ

Беррес (такое русское написание принято для редкого имени Burrhus) Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат Пенсильвания, 20 марта 1904 года. Как он сам отмечал в автобиографии, которая опубликована в 5-м томе знаменитой «Истории психологии в автобиографиях» (1967), воспитывался он в теплой и доброжелательной семейной атмосфере. Однако в семье была и строгая дисциплина. Общий позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив - поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая те поступки, которые того заслуживали. Вероятно, такой стиль отношений впоследствии повлиял на формирование психолого-педагогических воззрений Скиннера: так называемому позитивному подкреплению он всегда отводил решающую роль.

В детстве и юности интересы будущего психолога были крайне разнообразны и совершенно несистематичны. Как и многие мальчишки, он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для... аккуратного развешивания собственной пижамы.

В этих интересах его биографы усматривают (хоть это и кажется некоторой натяжкой) предвестие крайнего механицизма его будущих теорий. Дома он устроил целый террариум, где содержал нескольких жаб, ящериц, черепах и даже змей.

Успел он поиграть в школьном оркестре, в юности считался неплохим саксофонистом. Но наибольшее внимание юный Скиннер уделял литературе. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он на основе скрупулезного анализа шекспировских пьес выдвинул собственную гипотезу об их авторстве, которое приписал Бэкону. Подобные гипотезы высказывались и раньше, и потом, но характерно, что американский школьник пришел к такому заключению своим умом, что само по себе характеризует этот ум как весьма незаурядный. Много ли вы знаете восьмиклассников, способных на такие умозаключения, да еще и читавших Бэкона? А Скиннер с особым вниманием вникал в бэконовскую философию науки, восхищаясь верой английского мыслителя в возможность научного решения практических жизненных проблем.

ЮНОШЕСКИЕ ИСКАНИЯ

Скиннер был известен среди коллег потрясающей работоспособностью.
С молодых лет он большую часть суток проводил в лаборатории

Высшее образование Скиннер получил в колледже Гамильтона, небольшом гуманитарном учебном заведении штата Нью-Йорк. Здесь он специализировался в области английского языка и литературы, намереваясь в будущем посвятить себя литературному творчеству. О студенческих годах он сохранил не самые приятные воспоминания. Многое в учебном распорядке его раздражало, особенно - обязательные ежедневные богослужения (на протяжении всей жизни религиозность была ему абсолютно чужда).

Близко сойтись с однокашниками ему не удалось, поскольку он считал их (вероятно - небезосновательно) людьми ограниченными, с низкими духовными запросами. В то время как они предавались незамысловатым юношеским увеселениям, он с упоением читал Джойса и Пруста. Впрочем, и в студенческих проказах Скиннер порой принимал активное участие, а после нескольких рискованных розыгрышей, организованных по его инициативе, юношу едва не исключили из колледжа. Окончить колледж ему все-таки удалось, в 1926 году он получил степень бакалавра.

Следует отметить, что в колледже Гамильтона психология преподавалась факультативно. Скиннер этих занятий не посещал, его интерес к психологии сформировался позже. А в те годы он всерьез планировал свою литературную карьеру. Знакомство с известным поэтом Робертом Фростом еще более укрепило его в этом намерении. Фрост полагал, что юноша подает большие надежды как писатель, и тепло его напутствовал. Этому прогнозу не суждено было оправдаться. По окончании колледжа Скиннер провел довольно продолжительное время в творческих исканиях, пока наконец не пришел к неутешительному выводу, что ему «решительно нечего сказать».

ВЕХИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ

Уже к концу 30-х годов молодой Скиннер приобрел
известность как один из ведущих бихевиористов

В этот момент произошла его резкая переориентация из области искусства в область науки, которая, как он осознал, и является «искусством ХХ века». В 1928 году Скиннер поступил в Гарвардский университет на психологическое отделение. Он отдавал себе отчет, что упустил много времени и в плане психологической эрудиции далеко отстал от своих университетских товарищей. Поэтому он установил для себя строжайший, поистине спартанский режим учебных занятий, полностью отказав себе в досуге: на внеучебные занятия он отводил 15 минут в сутки. Такая самоотверженность дала свои плоды. В 1931 году Скиннер получил докторскую степень и опубликовал свое первое серьезное научное исследование, сразу выдвинувшее его в первые ряды специалистов по поведенческой психологии.

С 1931 по 1936 год Скиннер занимался в Гарварде научной работой. Он сконцентрировал свои усилия на изучении поведения животных. В 1936 году он занял должность преподавателя в Миннесотском университете и оставался там до 1945 года. Осенью 1945 года он возглавил кафедру психологии в Университете штата Индиана и занимал этот пост до 1947 года, после чего вернулся в Гарвард в качестве лектора. Он работал там до ухода на пенсию в 1974 году.

ПОВЕДЕНИЕ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ

Научная библиография Скиннера весьма обширна: за полвека им было написано 19 крупных монографий и множество статей. Но самая ранняя публикация, принесшая ему известность, обычно упоминается даже в самых кратких списках его трудов. Это небольшая статья «Понятие рефлекса в описаниях поведения». Здесь впервые условный рефлекс трактовался не как реальный акт жизнедеятельности, присущий ей самой по себе, а как производное от операций экспериментатора.

В одной из своих последующих работ Скиннер писал, что за всю свою жизнь он имел только одну идею и эту идею выражает термин «управление» («контроль»), - имеется в виду управление поведением. Справиться с этой задачей экспериментатор способен лишь в том случае, если контролирует все переменные, под влиянием которых складывается и изменяется поведение организма. Он утрачивает власть над своим объектом, когда допускает его зависимость от гипотетических, ускользающих от прямого наблюдения внутренних факторов. Поэтому интерес для науки представляют только непосредственно фиксируемые отношения между экспериментально контролируемыми стимулами и последующими реакциями.

По мнению Скиннера, к гипотезам и дедуктивным теориям наука вынуждена прибегать там, где ее объектами выступают явления, недоступные прямому восприятию. Психология же находится в более выгодном положении. Взаимодействие факторов, порождающих поведенческие реакции, можно непосредственно увидеть.

Для этого, однако, требуются специальные экспериментальные установки и схемы. Они подобны оптическим приборам, позволяющим обнаружить события, скрытые от невооруженного глаза. Таким прибором Скиннер считал изобретенный им экспериментальный ящик (названный впоследствии, вопреки протестам самого изобретателя, скиннеровским ящиком), в котором крыса или голубь, нажимая на рычажок или кнопку, получает подкрепление. Рычаг соединяется с самописцем, регистрирующим движение.

Нажим на рычаг рассматривается в качестве образца и самостоятельной единицы «оперантной реакции» - очень удобной для фиксации, поскольку всегда можно однозначно определить, произошла она или нет. Дополнительные устройства позволяют соединять подкрепление с различными сигналами (звуковыми, световыми и т.п.).

Схема опыта может быть усложнена. Например, вместо одного рычажка перед крысой находятся два, тем самым ставя ее в ситуацию выбора. Из этого довольно простого набора элементов составляются самые разнообразные планы управления поведением. Так, крыса нажимает на рычаг, но получает пищу только тогда, когда загорается лампочка. В результате в дальнейшем при свете лампочки скорость реакции заметно возрастает. Или пища выдается лишь при нажиме с определенной силой. В дальнейшем движения требуемой силы появляются все чаще и чаще. Можно соединить движения в цепи (скажем, реакция на зеленый цвет ведет к появлению нового раздражителя - красного цвета, двигательный ответ на который подкрепляется). Экспериментатор может также широко варьировать время и порядок положительного и отрицательного подкрепления, конструируя различные «планы подкрепления».

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

В своих экспериментах Скиннер явно отдавал предпочтение экспериментированию над животными, преимущественно голубями и крысами, считая, что отличие человека от животных на самом деле совсем не принципиально

Скиннер отрицательно относился к статистическим обобщениям, считая, что лишь тщательная фиксация реакций отдельного организма позволит решить главную задачу психологии - предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов.

Статистические данные, касающиеся группы (выборки), недостаточны для выводов, имеющих предсказательную силу в отношении каждого из ее членов. Частоту реакций и их силу запечатлевают кривые, которыми, по Скиннеру, исчерпывается все, что позитивная наука способна сказать о поведении. В качестве образца такого типа исследований предлагалась работа Скиннера, выполненная им совместно с Ч. Ферстером, «Планы подкрепления» (1957), в которой были собраны в 921 диаграмму данные о 250 миллионах реакций, непрерывно производимых подопытными голубями в течение 70 000 часов.

Подобно большинству бихевиористов, Скиннер полагал, что обращение к физиологии бесполезно для изучения механизмов поведения. Между тем его собственная концепция «оперантного обусловливания» сложилась под влиянием учения Павлова. Признавая это, Скиннер разграничил два типа условных рефлексов. Он предложил отнести условные рефлексы, изучавшиеся павловской школой, к типу S. Это обозначение указывало на то, что в классической павловской схеме реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула (S), то есть раздражителя.

Скиннеровский ящик разнообразных конструкций «сопровождал» своего создателя всю его творческую жизнь

Поведение же в «скиннеровском ящике» было отнесено к типу R и названо оперантным. Здесь животное сперва производит реакцию (R), а затем реакция подкрепляется. В ходе экспериментов были установлены существенные различия между динамикой реакции типа R и выработкой слюноотделительного рефлекса по павловской методике.

По мнению Скиннера, ограниченность традиционной поведенческой формулы S - R состоит в том, что она не учитывает влияния результатов реакции на последующее поведение. Реакция рассматривается только как производное от стимула, только как следствие, но не как детерминанта, которая преобразует организм. Адекватная формула о взаимодействии организма со средой, писал Скиннер, всегда должна учитывать три фактора: 1) событие, по поводу которого происходит реакция, 2) саму реакцию, 3) подкрепляющие последствия. Эти взаимоотношения являются несравнимо более сложными, чем отношения между стимулом и реакцией.

ОПЕРАНТНАЯ ТЕХНИКА

Так наметился принципиальной важности переход от линейного представления о поведении к утверждению роли обратной связи в построении реакций. В этой роли выступало подкрепление, производящее отбор и модификацию реакций.

Разработанная Скиннером и его последователями техника «оперантного обусловливания» получила в Соединенных Штатах широкое применение в различных областях практики. Установка на то, чтобы приложить принципы оперантного бихевиоризма к решению практических задач разного рода, придала этому направлению широкую популярность далеко за пределами психологии. Оперантную технику стали использовать при воспитании умственно отсталых детей, лечении невротиков и психически больных. Во всех случаях модификация поведения достигается за счет постепенного подкрепления. Например, больной вознаграждается за каждое действие, ведущее шаг за шагом к цели, предусмотренной схемой лечения.

В годы II мировой войны наблюдение за склевыванием пищи обученными голубями привело Скиннера к изобретению особых управляемых снарядов. Однако это изобретение не было применено на практике. (Эта идея Скиннера много лет назад была спародирована датскими кинематографистами: в комедии «Бей первым, Фредди!» специально обученные голуби были подменены в чреве ракеты обычными почтовыми голубями, которые приучены... возвращаться домой.)

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В педагогике идеи Скиннера нашли чрезвычайно широкое применение. Сам он объяснял это явление случайностью, как, впрочем, и все свои достижения (верный своей теории, все происходящее в жизни он оценивал как следствие складывающихся обстоятельств).

11 ноября 1953 года, посетив урок арифметики в школе, где училась его дочь, Скиннер, как он вспоминает в автобиографии, пришел в смятение: «Внезапно ситуация представилась мне совершенно абсурдной. Не ощущая своей вины, учитель нарушал почти все законы, открытые учеными относительно процесса научения».

Под впечатлением от этой картины Скиннер стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было бы использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал серию обучающих машин. Так возникло направление, названное программированным обучением. Его быстрое развитие отвечало запросам эпохи научно-технической революции.

Правда, сама по себе идея оптимизации обучения и использования в этих целях специальных машин не связана неразрывно с какой-либо определенной психологической концепцией. Что касается теории Скиннера, то она смогла (в отличие от других психологических систем) стать основой для поисковых работ по программированному обучению, в силу того что вводила принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролируется подкреплением, служащим сигналом обратной связи.

Уязвимость скиннеровской «технологии обучения» состояла в том, что она вносила в педагогическую теорию и практику присущую всему бихевиоризму идею об идентичности механизмов модификации поведения у всех живых существ. Спорность этого положения особенно резко обнажилась в скиннеровской трактовке тех высших форм психической деятельности, которые издревле принято считать чисто человеческим достоянием, а именно речевых актов.

РЕЧЬ И РЕАКЦИЯ КРЫСЫ

В книге «Вербальное поведение» (1957) Скиннер развивает концепцию, согласно которой овладение речью происходит по общим законам образования оперантных условных рефлексов. Когда один организм производит речевые звуки, другой организм их подкрепляет (положительно или отрицательно), контролируя тем самым процесс приобретения этими звуками устойчивых значений. Последние, по мнению Скиннера, могут относиться к одному из двух разделов - указывать либо на предмет, в котором говорящий индивид испытывает потребность, либо на предмет, с которым этот индивид соприкасается.

С острой критикой этой концепции выступил известный американский лингвист Ноэм Хомский, показавший, что попытки объяснить порождение речи по типу оперантных реакций крысы, нажимающей на рычаг, не только несовместимы с лингвистической трактовкой языка как особой системы, но и обессмысливают ключевые для бихевиоризма понятия о стимуле, реакции, подкреплении. И хотя большинство специалистов в области теории языка в этой полемике тяготеют скорее к позиции Хомского, сам Скиннер до конца своих дней считал «Вербальное поведение» наиболее удачной и убедительной работой.

ПИОНЕР, ЛИДЕР, МАСТЕР

Не меньшую, а пожалуй, еще более острую полемику вызвала другая работа Скиннера - социальная утопия «Уолден 2».
В этой книге, совместив свои литературные задатки и психологические находки, Скиннер изобразил в беллетристической форме перспективы создания с помощью техники оперантного обусловливания нового справедливого социального устройства.

Несмотря на гуманистический замысел, аналогия с «Прекрасным новым миром» Олдоса Хаксли просматривалась в «Уолдене 2» так явно, что наиболее экзальтированные публицисты записали Скиннера чуть ли не в фашисты. Впрочем, жизнь сама все расставила на свои места. Созданные по предложенной Скиннером модели коммуны просуществовали недолго: не очень-то уютно оказалось в них жить. Впрочем, как и в коммунах детей-цветов, исповедовавших диаметрально противоположные принципы. Наверное, такова судьба всех социальных утопий.

Скиннер, в самом деле, дал много поводов для критики. Однако имена его критиков (за исключением Хомского и еще, пожалуй, Роджерса) вряд ли сохранятся в истории психологии, а Скиннер по сей день остается одним из самых часто цитируемых авторов. На Золотой медали, врученной ему в 1971 году Американской психологической ассоциацией, едва уместился панегирик: «Б.Ф. Скиннеру - пионеру психологических исследований, лидеру теории, мастеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения».
Б.Ф. Скиннер умер от лейкемии 18 августа 1990 года.
На русский язык ни одна из его работ до сих пор не переведена.