Поведение в гостях также предусматривает ряд правил. Если вас пригласили в гости, и вы приняли приглашение, будет невежливо не придти, при этом неприлично опаздывать более чем на десять минут. Принимая приглашение, нехорошо расспрашивать о составе гостей. Хозяин сам может об этом сказать, если сочтет необходимым. В то же время он должен это сделать, если знает о неприязненных отношениях между приглашенными. Если вы встретились в гостях с человеком, которого меньше всего хотели бы видеть, вы, тем не менее, должны с ним поздороваться.

Для повседневной жизни также существуют правила, которых надо придерживаться. Они касаются поведения с детьми и стариками, внимания мужчины по отношению к сопровождаемой женщине, выбора темы для разговора в обществе т.д.

Умение правильно вести себя во взаимоотношениях с другими людьми называется культурой общения. Независимо от сферы общения и обстановки, в которой оно осуществляется, культура общения всегда предполагает вежливость, пунктуальность, скромность, тактичность, уважение к окружающим, умение выслушать собеседника и понять его. Человека, придерживающегося всех этих правил, можно по праву назвать культурным.

Вопросы и задания

1. Что такое общение? Какие виды общения вы знаете?

2. Приведите примеры речевого и неречевого общения.

3. Охарактеризуйте виды общения в зависимости от способов взаимо действия людей. Приведите примеры.

4. К каким видам общения вы чаще всего прибегаете?

5. В чем состоит различие общения и коммуникации?

6. Какие функции выполняет общение?

7. Какие формы общения вы знаете? Охарактеризуйте их.

8. Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет? Назовите известные вам правила этикета. Какие из них вы чаще всего выполняете?

9. Что такое культура общения? Какого человека можно назвать куль турным?

10. Опираясь на слова Б.Шоу, определите значение общения: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими ябло ками, то и у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

2.6. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые

различия. Человек - это существо биологического видаhomo sapiens. Индивид - это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами. Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют егоиндивидуальность. Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность - это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему -со циальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание - это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. (Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях. Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться. Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие«социальный субъект» - человек, способный к активной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как норматив-

ная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность-

это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется

общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии - военнослужащий, на заводе - рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода»)личность - это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени. Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли. Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм. Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная - более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей. Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического- тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е. личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимс обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д. Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих. В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности- социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяютмакросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т..д) имикросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

L< Социальные отношения - это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом условиях данного общества.Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей. Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень(взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень(непосредственно межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий. Для формирова-

ния личности необходимо стремление человека к самосовершенство-

ванию. В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играютспособности человека. Способностями называют индивидуально-психичес- кие качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки. Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности. Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься какимлибо видом деятельности(математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере(например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называетсяталантом. Способность и талант - врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов. Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и до-

стигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением. Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность - это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта. Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки. Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации^_£оци-

ализация - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта.Процесс со-

циализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика. В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляетна-

чальную социализацию, период зрелости и старости- продолжен-

ную. На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание- привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения. В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором - ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрасто.м он сам воздействует на, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс назы-

вается самовоспитанием.

Самовоспитание - свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам. Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска- признаки, свидетельствующие о статусе личности. Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

2.7. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Духовный мир человека - это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ-

ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нравственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называетсядуховностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, беспрерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовно деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность

направлена на создание духовных ценностей- идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо-

жественных произведений. Духовно-практическая деятельностьсвя-

зана с сохранением, воспроизведением и распространением созданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство. В отличие от материального производства, создающего материальные предметы, духовное производство направлено на достижение результатов умственной деятельности в форме научных трудов и литературных сочинени, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производство материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время результаты духовного производства часто преобразуются в объекты материального мира (например, создание на основе научных исследований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельност таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способствуют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные галереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем новые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.

Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исчезают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит творческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содержание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные запросы людей значительно различаются. Один слушает классическую

музыку, а другой - эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то - в кино.

Исследования показали, что уровень образования и общей культуры человека непосредственно влияет на потребление им духовных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образования, тем больше средств и времени он стремится выделить н удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множество проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого потенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека~t мировоззре-

ние - совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление е изменить - все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфические проблемы, особые способы их решения, определенную систему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоззрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества. Посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме классификации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и

3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов мировоззрения - обыденное, мифологическое, религиозное, философское, научное.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение складывается стихийно, основываясь на непосредственном жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что

оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее обыденное мировоззрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества^Д/иф -это сказание, которое сим-

волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований. Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явления природы, изображали мир населенным фантастическими существами, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержались предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой,ипередаваясь из поколения в поколение, обрастало новыми подробностями как вымышленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней формой духовной культуры человечества, объединяющей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обособились и получили самостоятельное существование. Мифологическое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяснения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, добрых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение - это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Библия в христианстве, Коран в исламе и т.д. В религиозных постулатах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, на предназначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связывается спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без какихлибо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас - их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозногофилософское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разу-

ма. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рациональное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограниченность обыденного сознания. Появление философского мировоззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяснить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и едином в своей основе мире. Кроме познания мира философское мировоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рассматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение - это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни- ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные учеными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее проблемой остаются гуманизация научного мировоззрени, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же научное мировоззрение наиболее перспективно для деятельност современных людей в развивающемся обществе по пути научнотехнического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, ставить цели и определять средства и достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незначительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож но назвать духовным, а какого - нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате риальным производством?

Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировали на сегодняшний день.

Понятие этикета

Очевидно, что этикет представляет собой правила поведения, которым должен обладать каждый человек. Этикет соблюдается в разных социально-политических системах и присущ представителям любого общества. Но народ каждой страны вносит в этикет свои дополнения, которые зависят от особенностей общественного строя страны и ее обычаев.

Есть несколько разновидностей этикета, которые характерны для определенного вида ситуаций и для общения между людьми определенного круга. Это придворный этикет, который соблюдается при дворах монархов, воинский этикет, представляющий собой свод правил поведения в армии и общего поведения военнослужащих, дипломатический этикет, который является правилами поведения для дипломатов и для других официальных лиц, и общегражданский этикет, соблюдаемый гражданами при общении.

Роль этикета в общении между людьми

Невозможно оспорить величину значения этикета для гармоничного общения между людьми. Такие правила поведения существуют уже на протяжении многих веков и постоянно эволюционируют, но все же продолжают выполнять незаменимую роль в межличностных отношениях.

Этикет подчиняется определенной системе культурных ценностей, и его существенное значение обусловлено практической общественно целесообразностью. Он не носит исключительно демонстративный характер, его роль - это регулировать общение между людьми. Именно этикет позволяет многим людям правильно ориентироваться в социальных ситуациях и поддерживать социальные отношения.

Этикет представляет собой определенный нравственный ориентир, который позволяет людям с уважением и вниманием относиться к другим людям, и избегать конфликтных ситуаций. Во многих случаях, этикет снимает психологическое напряжение, которое может возникнуть у многих людей, которые не осознают, как надо себя вести в определенных кругах общества. Этикет помогает людям вести себя достойно в любых обстоятельствах и ситуациях.

Вежливость, такт, приличие и деликатность

Такие понятия, как вежливость и такт, приличие и деликатность помогают людям в общении с другими людьми и помогают соблюдать необходимый этикет.

Вежливость представляет собой поведенческую категорию, под которой понимают умение уважительно, достойно и тактично общаться с любыми людьми и готовность найти компромисс в любом ситуации. Вежливость - это знание этикета и выражение хороших манер. Но вежливость считается исключительно культурным феноменом, поэтому у представителей разных народов и культур могут совершенно различные понятия о вежливости.

Тактом считается знак уважения, который один человек показывает другому для того, чтобы сгладить конфликт или высказать свое расположение. Тактичность тоже относится к знанию этикета, и очень важна для того, что мирно и гармонично общаться с другими людьми.

Нормами поведения, которыми оберегается личное достоинство и индивидуальность каждого человека называются приличия. Соблюдать приличия необходимо не только для уважения других людей, но и для уважения самого себя. Без приличий невозможно полноценно соблюдать этикет в общении с другими людьми.

С рождения и до самой смерти взаимоотношения являются основой и сутью жизненного опыта человека. Социальные психологи пытаются выявить скрывающиеся за бесконечным разнообразием человеческих отношений общие принципы, которые были бы применимы ко всем взаимоотношениям. Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что двое людей влияют друг на друга или, говоря более техническим языком, они взаимозависимы . Специфические способы взаимовлияния отличаются широким разнообразием. Человек может оказывать нам помощь или мешать, делать нас счастливыми или грустными, сообщать нам свежие сплетни или критиковать наши взгляды, давать нам советы или отчитывать нас. Движение от мимолетного контакта с незнакомым человеком к близким взаимоотношениям, длящимся долгие годы, сопровождается увеличением степени взаимозависимости между двумя индивидами.

Для обозначения взаимоотношений, предполагающих высокую взаимозависимость, социальные психологи используют термин «близкие взаимоотношения ». Это могут быть взаимоотношения с родителями, близким другом, учителем, супругом, коллегой по работе или даже принципиальным соперником или конкурентом. Все близкие взаимоотношения обладают тремя основными характеристиками . Во-первых, они предполагают частые взаимодействия в течение сравнительно длительных периодов времени. Во-вторых, близкие взаимоотношения включают участие в совместных делах или событиях. Например, друзья обсуждают друг с другом различные темы и обычно имеют множество общих дел и интересов. В-третьих, влияние, оказываемое находящимися в близких взаимоотношениях людьми, приобретает необычайную силу. Мы можем быстро забыть ехидное замечание продавца, но неделями мучиться по поводу реплики, брошенной лучшим другом.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее важных свойств социальных взаимоотношений с позиций теории взаимозависимости .

Теория взаимозависимости

Наиболее перспективный подход к анализу социальных взаимоотношений нам предлагают разнообразные варианты теории социального обмена (Molm, Cook). Наибольшее внимание исследователей в области социальной психологии привлекла к себе теория взаимозависимости (interdependence theory) (Berscheid, Reis; Kelley, Thibaut). Этот подход опирается на анализ паттернов взаимодействия между партнерами. Один из способов теоретического осмысления этих взаимодействий предполагает их описание в терминах последствий — вознаграждений и затрат, — с которыми сталкиваются партнеры. Обычно мы пытаемся организовать свои взаимодействия таким образом, чтобы они максимизировали наши вознаграждения и минимизировали наши затраты. Однако, чтобы получать вознаграждения, мы должны также вознаграждать других . Будучи детьми, мы знакомимся с универсальным правилом или нормой взаимности: мы стремимся вознаграждать тех, кто вознаграждает нас. Если люди помогают нам, мы чувствуем себя обязанными помочь им. Если мы приглашаем кого-то на обед, мы ожидаем, что этот человек впоследствии ответит нам таким же приглашением. Социальное взаимодействие предполагает обмен и координацию последствий между взаимозависимыми партнерами (Rusbult, Van Lange).

Вознаграждения и затраты

Вознаграждением является результат взаимодействия, будь то ощущение любви или финансовая поддержка. То, что дорого одному человеку, может представлять малую ценность для другого. Удачный анализ вознаграждений в социальных взаимодействиях предложили Фэу и Фэу (Foa, Foa, 1974). Они выделили шесть основных типов вознаграждений: любовь, деньги, статус, информация, блага и услуги. Их, в свою очередь, можно классифицировать по двум измерениям. Измерение специфичности касается степени, в которой ценность вознаграждения зависит от того, кто его предоставляет. Ценность любви или, более конкретно, ценность таких вещей, как объятия и нежные слова, в значительной мере зависит от того, от кого они исходят. Следовательно, любовь — вознаграждение специфическое. В отличие от этого, деньги сохраняют свою полезность независимо от того, от кого они исходят; деньги не специфическое, а универсальное вознаграждение. Когда мы говорим, что какие-то взаимоотношения имеют для нас особое значение, мы часто подразумеваем под этим, что они обеспечивают уникальные или специфические вознаграждения, которые мы не можем получить где-нибудь еще. Второе измерение, конкретность, отражает различие между материальными, или осязаемыми, вознаграждениями — вещами, которые мы можем увидеть, почувствовать и потрогать — и неконкретными, или символическими вознаграждениями, такими как совет и социальное одобрение.

Затраты — негативные последствия наших взаимодействий или взаимоотношений. Взаимоотношения могут быть затратными, потому что требуют много времени и энергии, потому что вызывают серьезные конфликты или потому что другие люди не одобряют наши взаимоотношения и критикуют нас за них. Взаимоотношения также могут быть затратными, если они мешают нам осуществлять другое вознаграждаемое поведение. Если вы проведете выходные в компании друзей, у вас не будет времени на подготовку к экзамену или поездку к родителям.

В ходе одного исследования психологи просили студентов колледжа описать вознаграждения и затраты, связанные с их романтическими любовными взаимоотношениями (Sedikides, Oliver & Campbell, 1994). Перечень вознаграждений включал дружеское общение, ощущение, что тебя любят, счастье, душевную близость, понимание и сексуальное наслаждение. Воспринимаемые затраты от романтических взаимоотношений включали переживания за судьбу взаимоотношений, недостаток свободы общаться или встречаться с другими людьми, количество уделяемого взаимоотношениям времени и усилий, ссоры и ощущение зависимости от партнера. Несмотря на то что мужчины и женщины в целом описывали сходные вознаграждения и затраты, обнаружились некоторые тендерные различия. Например, женщины выражали большую озабоченность своей зависимостью от партнера и растворением в нем; мужчины выражали большую озабоченность денежными расходами и затратами времени и энергии.

Оценка последствий

Теория взаимозависимости предполагает, что люди отслеживают вознаграждения и затраты конкретных взаимодействий или взаимоотношений. Мы обычно не ведем счет хороших и плохих сторон взаимоотношений; тем не менее мы осознаем связанные с ними затраты и вознаграждения. В частности, мы фокусируем свое внимание на общем результате взаимоотношений — то есть определяем, является ли баланс взаимоотношений для нас выгодным (вознаграждения перевешивают затраты) или мы несем большие потери (затраты перевешивают вознаграждения). Когда люди говорят: «Эти отношения мне очень много дали» или «Не думаю, что наши отношения того стоят», они тем самым оценивают последствия своих взаимоотношений.

При оценке последствий взаимоотношений люди опираются на определенные стандарты. Рассмотрим это на примере. Находясь на дружеской вечеринке, вы избегаете разговоров с Джоном, довольно занудным парнем, которого вы в действительности недолюбливаете. Вместо этого вы тянетесь к Майку, довольно дружелюбному человеку, который умеет рассказывать веселые истории. Вы продолжаете общаться с Майком, пока не замечаете, что в компании появился ваш лучший друг Сет. Увидев его, вы извиняетесь и идете поговорить с Сетом. Наиболее простой стандарт для оценки взаимоотношения — это то, является ли оно для вас выгодным или затратным. В нашем примере общение с Джоном имело негативные последствия, а общение с Майком и Сетом — вознаграждающее.

Помимо оценки того, являются ли взаимоотношения выгодными, мы также формируем сравнительные суждения, оценивая эти взаимоотношения в сравнении с какими-либо другими. Наиболее важными являются два стандарта сравнения (Thibaut, Kelley, 1959). Первый из них — это уровень сравнения. Он касается качества последствий, которого, по мнению конкретного человека, он заслуживает.

Наш уровень сравнения формируется на основе прошлого опыта взаимоотношений. Например, вы можете оценить, уступают ли ваши нынешние любовные взаимоотношения прошлым. Или вы можете сравнить вашего нового босса с прежними начальниками. Вы также можете сравнить свои нынешние взаимоотношения с теми, которые вы видели в фильмах, о которых слышали от друзей или читали в популярных книгах по психологии. Уровень сравнения отражает наше личное представление в том, как должны выглядеть устраивающие нас взаимоотношения.

Второй важный стандарт — уровень сравнения для альтернатив, подразумевающий оценку того, насколько имеющиеся взаимоотношения сравнимы с другими взаимоотношениями, которые нам доступны в настоящее время. Лучше или хуже ваш любовный партнер других людей, с которыми вы могли бы встречаться, если бы того захотели? Лучше или хуже ваш нынешний босс других людей, с которыми вы могли бы успешно работать в настоящей сложившейся в вашей жизни ситуации? Если ваши взаимоотношения представляются наилучшими из тех, на которые вы могли бы рассчитывать, вы можете продолжать их развивать, даже если реальные выгоды от них не слишком велики. С другой стороны, даже если взаимоотношения оказываются для вас выгодными в абсолютных терминах, вы можете их разорвать при возникновении более подходящей альтернативы.

Координация последствий

Проблема любых взаимоотношений состоит в такой координации совместной деятельности, которая бы позволяла максимизировать выгоды для обоих партнеров . Рассмотрим проблемы координации на примере двух незнакомых людей, которые находятся рядом в самолете, выполняющем длительный авиарейс. Карл приходит первым, занимает всю верхнюю полку своим ручным багажом и захватывает средний подлокотник. Довольно общительный Карл надеется провести путешествие в приятной беседе с человеком, который займет соседнее место. Его соседка Кэти, в свою очередь, прихватила с собой кое-какую работу и рассчитывает провести эту поездку, погрузившись в чтение. Обнаружив верхнюю полку для ручной клади полностью занятой, она испытывает досаду и не без труда находит другое место, куда можно втиснуть свои вещи. В ходе небольшого обмена любезностями Кэти дает понять, что не желает ввязываться в долгий разговор, и заскучавший Карл начинает рассеянно листать журнал. Спустя некоторое время Карл опускает оконный фильтр и пытается вздремнуть. Это снова вызывает досаду у Кэти, которая собиралась увидеть Большой Каньон. Со стороны заснувшего Карла начинает доноситься храп. Вконец расстроенная, Кэти встает с кресла в надежде найти себе другое свободное место. В этом примере несогласованные действия партнеров побуждают одного из них отказаться от продолжения каких-либо взаимодействий.
Когда друзья получают удовольствие от одних и тех же занятий, им просто координировать свои взаимодействия. Говоря техническим языком, они обладают согласующимися последствиями - то, что вознаграждает одного, служит вознаграждением и для другого
Насколько легко или трудно двум людям координировать последствия взаимоотношений — зависит от количества имеющихся у них общих интересов и целей. Когда партнеры ценят одни и те вещи и им нравится заниматься теми же самыми делами, у них возникает сравнительно мало проблем в координации (Surrа, Longstreth, 1990). В таких случаях говорят, что они имеют согласующиеся последствия , поскольку последствия их взаимодействий совпадают — то, что хорошо для одного, хорошо и для другого, и то, что плохо для одного, плохо и для другого (Thibaut, Kelley, 1959). В целом партнеры со сходным жизненным опытом и установками испытывают меньше проблем в координации и поэтому могут с большей легкостью устанавливать взаимовыгодные отношения. Когда партнеры имеют разные предпочтения и ценности, они имеют несогласующиеся последствия, в результате чего чаще переживают конфликты интересов и проблемы в координации .

Конечно, даже хорошо подобранные партнеры время от времени переживают конфликты интересов. Когда это случается, партнерам приходится искать компромисс. Рассмотрим в качестве иллюстрации молодую супружескую пару, решающую, как потратить возвращенную им часть суммы подоходного налога. Жена хочет купить новый диван; муж хочет купить новый телевизор. Однако эта пара располагает ограниченным количеством денег и не может позволить себе купить и диван, и телевизор; следовательно, супруги должны скоординировать использование средств и разрешить конфликтную ситуацию. Одно из наиболее простых решений состоит в том, чтобы выбрать альтернативу, приемлемую для обоих партнеров. Например, молодая пара могла бы согласиться потратить деньги на путешествие — поначалу никем не выбранное, однако привлекательное для обоих решение. Другая возможность заключается в установлении порядка очередности приобретений, например покупки дивана в этом году и телевизора в следующем.

Улаживание конфликтов интересов путем переговоров и поисков компромисса в лучшем случае отнимает массу времени, а в худшем случае превращается в источник споров и негативных эмоций. Поэтому со временем партнеры зачастую вырабатывают правила, или социальные нормы, позволяющие им координировать свое поведение. Вероятно, ни одному из супругов не нравится выносить мусор или оплачивать счета, однако они могут согласиться на том, что он будет делать одно, если она будет делать другое. Наличие общих норм снижает необходимость в продолжительных переговорах с целью достижения координированного поведения партнеров.

Социальные роли это набор правил, определяющих, как люди должны себя вести в определенном типе взаимодействий или взаимоотношений. Роли обеспечивают решения некоторых из проблем координации, с которыми могут сталкиваться люди. Во многих типах взаимоотношений культурные правила предписывают определенные координируемые способы поведения. Обычно работник довольно четко понимает, что ему надлежит делать на рабочем месте, наниматель прекрасно представляет себе свои обязанности, и оба осознают, как они должны между собой взаимодействовать. Адвокаты и их секретари не ведут переговоров о том, кто будет составлять юридические документы, а кто будет их печатать, или о том, кто будет отвечать на телефонные звонки, а кто посещать судебные заседания.

Когда индивиды действуют на основе существующих культурных правил, они вовлекаются в процесс выбора роли (Turner, 1962). По мере приобретения жизненного опыта мы знакомимся со множеством социальных ролей, которые управляют нашими взаимодействиями с другими людьми. Мы можем противопоставить этот процесс выбора роли, в котором люди научаются или подчиняются культурным ролям, процессу создания роли, в котором люди вырабатывают свои собственные коллективные нормы социального взаимодействия. Во многих социальных ситуациях люди импровизируют и создают свои собственные решения проблем взаимозависимости. Например, когда двое приятелей решают снять квартиру, им нужно договориться о том, кто, что, когда и как будет делать. На кого ляжет обязанность оплачивать счета? Кто будет контактировать и договариваться с хозяином квартиры? Каковы будут правила в отношении поздних гостей? Многие типы социальных взаимодействий представляют собой смесь из выбора роли и создания роли. Когда социальные ориентиры нечетко определены или находятся в процессе изменения, индивиды получают больше свободы для действий, однако они должны также прикладывать и больше усилий для успешной координации взаимодействий.

Справедливый обмен

Люди испытывают наибольшее удовлетворение, когда воспринимают свои социальные отношения как справедливые. Нам не нравится, когда нас эксплуатируют, обычно нам также не нравится эксплуатировать других. Мы используем различные правила для определения того, являются наши взаимоотношения справедливыми или нет (Clark, Chrisman, 1994).

Рассмотрим ситуацию двух мальчиков-подростков, пытающихся решить, как им поделить пиццу. Они могут согласиться «поделить поровну», используя правило равенства (equality rule), в соответствии с которым каждый должен получать равные последствия. Люди склонны чаще прибегать к принципу равенства, когда взаимодействуют с друзьями, чем при общении с незнакомыми людьми (Austin, 1980). Дети чаще, чем взрослые, используют принцип равенства, вероятно потому, что это наиболее простое правило. Мальчики могут также воспользоваться принципом «каждому по потребностям», в основе которого лежит идея о необходимости учета относительных потребностей (relative needs) каждого человека. Согласно этому правилу, один мальчик может получить больший кусок пиццы, если он больше голоден или если он давно не пробовал пиццы. Этот принцип используют родители, когда решают потратить гораздо больше денег на ребенка, которому требуются ортодонтические скобки, чем на другого ребенка, у которого красивые и правильные зубы. Родители ставят медицинские и стоматологические расходы в зависимость от потребностей каждого ребенка.

Научиться делиться с друзьями - это важный шаг в понимании принципов справедливости в социальных отношениях

Третьим правилом является справедливость (equity ), или справедливое распределение. Оно опирается на представление о том, что доходы человека должны быть пропорциональны его вкладам (Deutsch, 1985; Hatfield, Traupmann, Spre- cher, Utne & Hay, 1985). Таким образом, мальчик, внесший большую часть денег при покупке пиццы или приложивший больше усилий в ее приготовлении, имеет право на большую порцию. С этой точки зрения справедливость существует тогда, когда два или более человека имеют равное соотношение последствий и вкладов.

Говоря профессиональным языком:

Теория справедливости

Теория справедливости, являющаяся ответвлением теории социального обмена, опирается на четыре основных допущения:

  1. Участвующие во взаимоотношениях люди пытаются максимизировать: свои выгоды.
  2. Пары и группы могут максимизировать свои коллективные вознаграждения, вырабатывая правила или нормы в отношении способов справедливого распределения вознаграждений среди всех заинтересованных участников.
  3. Когда индивиды замечают нарушения справедливости во взаимоотношениях, они испытывают напряжение. Чем больше воспринимаемая несправедливость, тем выше переживаемое напряжение.
  4. Индивиды, замечающие нарушения справедливости во взаимоотношениях, будут предпринимать шаги по восстановлению справедливости.

Исследования подтвердили ряд специфических прогнозов, вытекающих из теории справедливости (Hatfield et al.). В частности, было показано, что когда взаимоотношения оказывались несправедливыми, напряжение испытывали оба партнера. То, что лишенный заслуженного им вознаграждения (эксплуатируемый) человек испытывает напряжение, по-видимому, не противоречит здравому смыслу. Однако исследования показывают, что получивший незаслуженное вознаграждение человек также может испытывать напряжение, возможно, вследствие возникающего у него чувства вины или дискомфорта, вызванного нарушением баланса.

Существуют также свидетельства того (Hatfield et al.), что люди, замечая нарушения справедливости во взаимоотношениях, пытаются ее восстановить. Они могут добиваться этого двумя способами. Первый подход заключается в восстановлении реальной справедливости. Например, соседка по комнате могла бы признать, что она до сих пор не выполняла свою долю обязанностей по поддержанию в ней порядка, и в качестве компенсации приложить соответствующие дополнительные усилия. Второй подход предполагает использование когнитивных стратегий, которые изменяют восприятие нарушенного баланса, восстанавливая, таким образом, психологическую справедливость. Соседка по комнате могла бы исказить реальное положение вещей и прийти к выводу, что она в действительности выполняла равную долю обязанностей, уклоняясь, таким образом, от необходимости менять свое поведение. Будут ли люди обращаться к восстановлению реальной или психологической справедливости, зависит от соотношения выгод и затрат, которые они связывают с каждой конкретной стратегией. Наконец, при невозможности восстановить справедливость каким-либо из этих двух способов человек может попытаться прекратить взаимоотношения.

Большая часть данных, касающихся исследования феномена справедливости, была получена в ходе проводившихся ранее лабораторных исследований незнакомых людей, которые взаимодействовали в течение непродолжительных периодов времени; более современные исследования сфокусировались на изучении справедливости в близких взаимоотношениях (Sprecher, Schwartz, 1994). Ощущение справедливости влияет на удовлетворенность любовными и супружескими отношениями; недостаточно вознаграждаемые партнеры в целом сообщают о более низкой удовлетворенности. Исследование женатых и совместно проживающих пар показало, что сообщавшие о меньшей справедливости индивиды чувствовали себя менее счастливыми в своих взаимоотношениях, а негативные последствия влияния несправедливости на удовлетворенность сохранялись по прошествии одного года (Van Yperen, Buunk, 1990). Вопросы справедливости могут играть наибольшую роль на начальной стадии взаимоотношений. В ходе лонгитюдного исследования было обнаружено, что справедливость оказывается фактором удовлетворенности в начале добрачных взаимоотношений, но не несколько месяцев спустя. С течением времени индивиды могут приобрести убеждение в добрых намерениях своего партнера и не уделять столь пристального внимания характеру обменов.

Существуют, по-видимому, также индивидуальные различия во влиянии справедливости на удовлетворенность взаимоотношениями. На индивидов, получающих высокие оценки при измерениях общей обеспокоенности справедливостью во взаимоотношениях, несправедливость может оказывать более негативное влияние, чем на других людей. Кроме того, женщины с феминистскими и нетрадиционными аттитюдами к половым ролям могут оказываться особенно чувствительными к проблемам справедливости и поэтому испытывать большую, в сравнении с другими женщинами или мужчинами, неудовлетворенность при наличии, по их мнению, несправедливых взаимоотношений.

Наконец, в исследованиях в целом обнаружилось, что справедливость оказывается менее важной для счастья в близких взаимоотношениях в сравнении с тем абсолютным уровнем вознаграждений, которые получает человек в процессе этих взаимоотношений. Удовлетворенность оказывается наиболее высокой, когда люди полагают, что получают много вознаграждений, независимо от того, воспринимают они распределение вознаграждений совершенно справедливым или нет (Surra, 1990). Если вы думаете, что получаете от взаимоотношений очень много, вы будете ощущать себя счастливым, даже если вам кажется, что вы получаете немного меньше, чем этого заслуживаете. Более того, в наших самых близких взаимоотношениях мы можем выходить за пределы существующих строгих принципов справедливости и социального обмена.

За пределами обмена

Принципы социального обмена помогают нам понять множество различных видов взаимоотношений. Большинство людей признают идею, что обмен влияет на случайные взаимоотношения, однако они могут не согласиться с тем, что факторы обмена определяют также наши самые интимные взаимоотношения. Абсолютно неромантично полагать, как это однажды сделал социолог Эрвин Гоффман (Goffman, 1952), что «предложение руки в нашем обществе все больше связано с размышлениями, в ходе которых мужчина взвешивает свои социальные достоинства и приходит к заключению, что достоинства противоположной стороны не настолько превосходят его собственные, чтобы послужить препятствием союзу или удачному партнерству» .

Социальный психолог Зик Рубин (Rubin, 1973) выразил распространенное отношение к теории обмена следующим образом.

Представления о том, что люди являются «предметами потребления», а социальные взаимоотношения — «сделками», несомненно, заставят содрогнуться многих читателей. Теория обмена постулирует, что человеческие отношения базируются изначально и прежде всего на своекорыстии. А раз так, кажется естественным рассматривать дружбу как мотивирующуюся лишь тем, что один человек может получить от другого, и трактовать любовь как изощренное «поигрывание мускулами»... Но, несмотря на то что нам хотелось бы полагать иное, мы не должны закрывать глаза на тот факт, что наше отношение к другим людям определяется по большей части нашими оценками тех вознаграждений, которыми они одаривают нас (р. 82).

Может оказаться полезным напомнить, что хотя теория обмена и заимствует терминологию из экономики, подразумеваемые вознаграждения и затраты зачастую являются личными и уникальными: очаровательная улыбка и дележ секретами есть в такой же мере часть теории обмена, как престижные автомобили и дорогие подарки.

Возможно, вы заметили, что вопросы обмена играют более важную роль в одних взаимоотношениях в сравнении с другими. К примеру, вы могли бы легко уступить просьбе вашего коллеги и поменяться рабочими сменами на эту неделю, но, как само собой разумеющееся, вы ожидаете, что он сделает то же самое для вас на следующей неделе. В отличие от этого, вы и ваш лучший друг можете оказать друг другу немало услуг и при необходимости прийти на помощь безо всякой мысли о какой-либо фиксации всего того, что вы отдали и получили взамен.

Дабы учесть эти соображения, Кларк и Миллз (Clark, Mills, 1979) проводят различие между двумя типами отношений: отношениями обмена и общинными отношениями. И в тех и в других функционируют процессы обмена, однако правила, регулирующие взаимное предоставление услуг, значительно различаются. В отношениях обмена (exchangerelationships) люди оказывают услуги, рассчитывая на предоставление в недалеком будущем сопоставимых ответных услуг. Отношения обмена чаще всего возникают с чужими людьми, случайными знакомыми и в деловых отношениях. В отношениях обмена люди не чувствуют какой-то особой ответственности за благополучие другого человека. В отличие от этого в общинных отношениях (communalrelationships ) люди чувствуют личную ответственность за потребности другого. Общинные отношения обычно возникают между членами семьи, друзьями и любовными партнерами. В этих взаимоотношениях люди оказывают партнеру услуги, чтобы показать свою заботу о нем и отреагировать на его нужды, не рассчитывая на получение в ближайшем будущем аналогичных ответных услуг.

Кларк и Миллс (Clark, Mills, 1994) разработали программу исследований для выявления различий между этими двумя ориентациями во взаимоотношениях. Вот некоторые из полученных ими результатов: в общинных взаимоотношениях, в сравнении с взаимоотношениями обмена, люди уделяют больше внимания потребностям партнера (Clark, Mills & Powell, 1986). Находящиеся в общинных взаимоотношениях партнеры предпочитают общаться на эмоциональные темы, например делиться радостями и горестями; находящиеся во взаимоотношениях обмена партнеры предпочитают обсуждать неэмоциональные темы, вроде любимого ресторана или садоводства (Clark, Taraban, 1991). Человек воспринимается более альтруистическим, когда предлагает помощь знакомому (слабые общинные взаимоотношения, не предполагающие необходимости близкого участия), а не только близкому другу (сильные общинные взаимоотношения, как правило, предполагающие близкое участие). Сходным образом, человек воспринимается более эгоистичным, если не предлагает помощи близкому другу, а не только знакомому (Mills, Clark & Mehta, 1992).

Инструкция: Пожалуйста, обведите кружком изображение, которое лучше всего описывает ваши взаимоотношения.
Рис.3 Шкала включения другого в собственное «Я».

Вы никогда не задумывались над тем, насколько прочными нитями мы связаны со всем тем, что нас окружает? Всю свою жизнь мы тратим на то, чтобы укрепить или ослабить эти связи. В психологии для их определения используют термин "взаимоотношения". Это то, без чего невозможно наше существование в социуме, поэтому необходимо знать все нюансы построения взаимоотношений. Также следует уметь преодолевать проблемы в их структуре.

Взаимоотношения - это что такое?

С одной стороны, термин "взаимоотношения" понятен каждому ребенку, ведь малыш с момента появления на свет учится их выстраивать. Но с другой стороны, они являются очень тонкой субстанцией, которую невозможно осязать или увидеть.

Если объединить все описания в книгах по психологии, то можно сказать, что взаимоотношения - это совокупность связей между всеми окружающими нас людьми. Каждый человек, с которым нам приходится контактировать, становится втянутым в сложную систему. Она может быть кратковременной, как со случайными знакомыми. Но, например, с родителями мы имеем долговременные взаимоотношения. Они постоянно развиваются и длятся всю жизнь, до смерти кого-либо из участников.

Значение

Человек не может существовать без взаимоотношений. С самого раннего детства они становятся важным этапом его развития и становления как личности. В подсознании человека заложена тяга к взаимоотношениям. Мы испытываем острую нужду в друзьях и возлюбленных, нам необходимы их одобрение и признание. Познавая другого человека, мы лучше узнаем себя и свой внутренний мир. Это дает нам силы для достижения поставленных целей и творческого развития.

Психологи доказали, что проблемы во взаимоотношениях решаются в первую очередь путем изменений в себе. Если вы поменяете внутреннее отношение к миру, то и связь с ним станет совсем иной. Это позволяет связям находиться в постоянном движении и останавливаться, дойдя до определенных стадий.

Взаимоотношения: общий принцип формирования

Межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов. Изначально они выстраиваются из любого контакта и взаимодействия людей, в дальнейшем влияют на любую совместную деятельность.

Причем взаимоотношения имеют принцип избирательности. Они всегда ярко окрашены и зависят от сферы потребностей участников этих отношений. То есть каждый участник взаимоотношений преследует в них свои цели и потребности. Если они совпадают, то до реализации этих целей либо до их изменения отношения будут существовать и развиваться.

Виды взаимоотношений: характеристика и описание

Везде, где появляется человек, образуются взаимоотношения между людьми. Даже мимолетная встреча и краткое общение трактуются таким образом. Исходя из этого, их можно разделить на две больших группы:

  • деловые;
  • личные.

Деловые взаимоотношения вытекают из определенной деятельности и часто поддерживаются именно ею. Они контролируются правовыми нормами, реже подобные связи регулируются нормами морали и этики. Личные взаимоотношения основываются на особенностях характера и симпатии. Они регулируются только моральными нормами и имеют сложную структуру.

Каждый вид взаимоотношений имеет свои особенности. Но каждый человек в равной степени втянут в деловые и личные связи. Причем психологи отмечают взаимосвязь между умением выстраивать личные отношения и успехом в карьере, которая напрямую зависит от атмосферы в отдельной группе на основе конкретной деятельности.

Отношения имеют свою четкую структуру, которая в некоторых источника называется системой. Ее можно представить следующим образом:

1. Первый контакт. Во время знакомства между людьми происходит активное взаимодействие на подсознательном уровне. Большинство информации, которая и определит, насколько нам приятен либо неприятен собеседник, попадает в наш мозг за первые минуты общения. В этот временной промежуток укладываются оценка собеседника по многим параметрам и определение схожести или различия жизненных установок и целей.

2. Приятельские взаимоотношения. Если первый контакт оказался успешным и неоднократным, то между партнерами сформировываются Они являются тем переходным этапом, который может длиться годами и ни во что иное не перерасти. В приятельских взаимоотношениях их участники тесно связаны на эмоциональном и рациональном уровне. Они имеют общие интересы, схожесть жизненных позиций и активно обмениваются эмоциями, получая и отдавая необходимую энергию. Но в подобной системе связей оба партнера чувствуют себя абсолютно свободными и ничем не связанными.

3. Товарищеские взаимоотношения. Данная система взаимоотношений подразумевает более глубокое проникновение в мир друг друга. Оба участника доверяют друг другу, участвуют во всех делах и всегда оказывают посильную поддержку.

Данные три этапа системы проходят абсолютно все люди, участвующие в процессе. В дальнейшем развитие взаимоотношений идет по многовариантной ветви возможностей. Они могут стать сугубо деловыми или перерасти в интимные. В любом случае все начинается именно с первых вышеописанных этапов.

Как развиваются?

Учтите, что взаимоотношения не могут не развиваться. Они являются динамичной субстанцией, которая постоянно находится в движении. Это является основной характеристикой абсолютно любых отношений. Если они на какой-то момент останавливаются в своем развитии, то оба участника перестают ощущать удовлетворенность ими. А именно удовлетворенность является основным составным компонентом взаимоотношений. В случае, когда они перестают развиваться, оба партнера начинают искать новые источники удовлетворенности и комфорта, то есть вступают в новую систему взаимоотношений. Причем это в равной степени касается личных и деловых отношений.

Взаимоотношения: проблемы

Трудно представить межличностные связи, не омраченные различными проблемами. Проблема взаимоотношений серьезно занимает умы психологов. Специалисты анализируют их и подсказывают пути выхода из трудной ситуации. Самой распространенной проблемой являются конфликты, которые касаются абсолютно всех видов и категорий межличностных отношений.

История доказывает нам, что решить эту основную проблему практически невозможно, она существовала во все времена, но вот выявить ее причину и работать с ней психологи в состоянии. Причины конфликтов, являющихся основной проблемой взаимоотношений, можно представить следующим образом:

1. Препятствие в достижении желаемого. Если один человек становится на пути к заветной цели другого человека, то их взаимоотношения превращаются в серьезную проблему. Подобный сценарий развития конфликта возможен в деловых связях, когда разные люди претендуют на одну и ту же должность или желают получить премию за какие-либо достижения. В личных контактах такие проблемы встречаются не менее часто.

2. Психологические различия. Данная проблема существенно осложняет жизнь участников взаимоотношений. Они не могут прийти к единому мнению по различным вопросам, испытывают друг к другу необъяснимую антипатию, не могут существовать в одном пространстве.

3. Неправильная оценка другого человека. Эта причина проблем является наиболее распространенной. Один человек может приписывать другому несуществующие добродетели и в дальнейшем испытать разочарование от неоправданных надежд. Также провоцируют конфликтную ситуацию и обвинения в адрес другого человека, они становятся причиной долгих и затяжных проблем во взаимоотношениях, которые могут привести к их полному разрыву, если это возможно в принципе.

4. Реальные недостатки. Существует категория людей, которые сложно выстраивают взаимоотношения с социумом. Они обладают неуживчивым характером, приносящим им массу проблем и неприятностей. Такие люди часто разрывают отношения и не стремятся выстраивать другие.

5. Недопонимание. Во взаимоотношениях довольно часто проблемы вызывают недопонимания между их участниками. Оба человека имеют свое мнение и не могут прийти к компромиссу из-за определенных различий. Взаимоотношения детей и родителей часто страдают именно от данных проблем. Они относятся к преодолимым и решаемым.

Взаимоотношения - это самое важное, что имеет человек в жизни. Поэтому стоит дорожить ими и грамотно выстраивать, чтобы не пришлось страдать от их потери в будущем.

Почему возникают людей; что мешает счастливо жить и взаимодействовать, выстраивать нормальные, близкие межличностные взаимоотношения между людьми : в семье, любви, дружбе…

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психологической помощи , желаю Вам психического здоровья!

Возьмем, к примеру, семью из трех человек: муж, жена и ребенок.
Частые, почти классические взаимоотношения в этой семье также можно рассмотреть с помощью треугольника Карпмана, где, например, муж, чаще, Преследователь, жена — Спаситель, а ребенок — беспомощная Жертва.

Муж, если он добытчик, глава семьи, обычно играет роль Преследователя, как во взаимоотношениях с женой, так и с ребенком. Иногда он становится Спасителем для жены, и реже для ребенка.

Жена, как правило, играет роль Спасителя, как во взаимоотношениях с мужем, так и с детьми. Заботясь о них, проявляя тепло и нежность, правда не всегда искренне.

Ребенок, особенно пока маленький, почти всегда находится в роли Жертвы, его либо ругают (Преследуют), либо жалеют (Спасают). Преследует больше папа, а Спасает мама. Кстати, в это время она может переключиться в Преследователя во взаимоотношениях с мужем, защищая ребенка.

В разных семьях взаимоотношения людей могут складываться по-разному, в зависимости от сценариев родителей.

То, что подобные взаимоотношения в семье были неправильные и даже неестественные, родители смогут увидеть в будущем, скажем, когда ребенок станет подростком, вырастет и начнет Преследовать родителей.

Никто не хочет долго находиться в роли Жертвы, поэтому, рано или поздно, люди переключаются из одной роли в другую, при таких переключениях и появляются проблемы взаимоотношений между людьми, с различными негативными мыслями, чувствами и поведением, что нередко приводит к распадам семей, разводам, нарушениям отношений, и как следствие, к стрессам, депрессиям, неврозам, психофизическим заболеваниям.

Жизнь становиться неудачной и несчастной.

Если Вы хотите выйти из своего неудачного сценария, отказаться от игр, и научиться правильным и удачливым взаимодействиям, взаимоотношениям между людьми, то запишитесь на онлайн прием психолога-психоаналитика