Михаил Александрович Шолохов, родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилино, Шолоховского района, Ростовской области. Русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года. Автор произведений - "Донские рассказы", "Лазоревая степь", "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину", "Наука ненависти", "Слово о Родине", "Судьба человека". Умер 21 февраля 1984 г. в станице Вёшенская, Ростовская область, СССР.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Шолохов М.А.

  • Здоровье - всему голова.
  • Величайшее богатство народа - его язык.
  • Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке.
  • Шаровары вон на жопе не держутся, какая война?
  • Так не бывает, чтобы всю жизнь в холодке спасаться.
  • В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата.
  • Если нет смысла в смерти, значит, не было его и в жизни.
  • Мы пишем по указке наших сердец, а наши сердца принадлежат партии.
  • Худой ты стал, будто хворость тебя точит. Не ты хлеб ешь, а он тебя.
  • Ты не думай, что есть люди из железа. Все мы из одного материала литы.
  • На то молодость и дана, чтобы быть кипучей, активной, жизнеутверждающей.
  • Писатель должен уметь прямо говорить читателю правду, как бы она горька ни была.
  • Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело.
  • Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник.
  • Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.
  • Спроси у любого пожилого человека, приметил он, как жизнь прожил? Ни черта он не приметил.
  • Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь - тебе, все наши помыслы - с тобой.
  • Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
  • А я уживусь хоть с тремя бабами под одной крышей, вы же знаете, я покладистый, пока меня не трогают.
  • Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах.
  • Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли.
  • К оценке каждого художественного произведения нужно, в первую очередь, подходить с точки зрения его правдивости и убедительности.
  • Моя мать с детства приучила меня к любви к украинскому народу, до украинского искусства, до украинской песни – одной из милейших в мире.
  • И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так. Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются.
  • Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно всему миру.
  • Попадись эти молодчики с чёрной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру получили бы эти оборотни.
  • Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии.

Советский писатель.

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года за роман «Тихий Дон» с формулировкой: «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время».

В 1931 году М.А. Шолохов написал краткую автобиографию: «Родился я в 1905 году 24 мая (нов. ст.) в хуторе Кружилином, станицы Вешенской, Донецкого округа (б. области Войска Донского). Отец - разночинец, выходец из Рязанской губернии, до самой смерти (1925 год) менял профессии. Был последовательно «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим паровой мельницы и т.д. Мать - полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвез меня в гимназию, для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма. До 1912 года и она и я имели землю: она как вдова казака, а я как сын казачий, но в 1912 году отец мой, Шолохов, усыновил меня (до этого был он не венчан с матерью), и я стал числиться «сыном мещанина». Учился в разных гимназиях (Москва, Богучар, Вешенская) до 1918 года. Во время гражданской войны был на Дону. С 1920 года служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Всё шло как положено. Приходилось бывать в разных переплётах, но за нынешними днями это забывается. Пишу с 1923 года, с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и журналах. Первую книжку издал в 1925 году».

Шолохов М.А., Автобиография / Слово о Родине, М., «Советская Россия», 1980 г., с. 57.

В 1948 году писатель утверждал: «О неуклонно растущем влиянии советской литературы, о её популярности говорит хотя бы такой пример: недавно на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира, состоявшемся в польском городе Вроцлаве, делегат с Антильских островов сказал мне, что он истратил последние два фунта стерлингов на приобретение перевода «Тихого Дона».
Этот эпизод свидетельствует о проникновении нашей советской литературы во все, самые удалённые уголки земного шара.
Ведь только в Советском Союзе мы, писатели, имеем все условия для творческой работы.
Поэтому мы обязаны писать хорошо.
В империалистических странах писаки стряпают книги в угоду своим хозяевам.
Всё, что они пишут, - мёртвое; они идут не в ногу с историей; они создают гнилое, никому не нужное чтиво.
Мы же, советские писатели, уверенные в победе коммунизма, должны создавать произведения, достойные нашего великого времени.
Я всю свою жизнь служу советскому народу и буду всегда служить ему, отдавая ему все свои силы».

Шолохов М.А., Создавать произведения, достойные нашего великого времени (Выступление на чествовании в связи с 25-летием литературной деятельности) / Собрание сочинений в 8-ми томах, Том 8, М., «Правда», 1975 г., с.164-165.

1954 году, на Втором Всесоюзном съезде писателей М.А. Шолохов сказал: «О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и народу, которым мы служим своим искусством...».

«То, что в «Тихом Доне» использованы какие-то готовые материалы, скорее всего чьи-то дневники, не могущие быть востребованы за смертью владельца, - сомнению не подлежит. В речи на 18-м съезде он обмолвился: если в полевой сумке белогвардейца мы найдём что-то полезное для революции, мы возьмём, колебаться не станем. Похоже, что эта история была его ахиллесовой пятой, м.б., потому он и спился. Последние 20 лет он был просто болен, на уровне распада, и ни о каком писании не могло быть и речи...»

Гребнев А.Б. , Дневник последнего сценариста, 1942-2002, М., «Русский импульс», 2006 г., с. 309-310.

В 1966 году на XXIII съезде КПСС М.А. Шолохов с тоской вспоминал времена, «когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса», а «руководствуясь революционным правосознанием» и без пустой болтовни расстреливая «оборотней».

ХХIII съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет, Том 1. М., «Политиздат», 1966 г., с. 358.

А.И. Солженицын сомневался, что М.А. Шолохов – истинный автор романа «Тихий Дон»: «Может, конечно, человек написать из чужого опыта и из чужого времени, но для этого он должен многие годы этот материал изучать. Шолохов […] показывает темп работы: он начинает своё произведение якобы двадцати лет, и потом в течении трёх лет всё выдает, в течении трёх лет появляется почти весь роман! Что же, и так может быть! Невероятный гений! Ничего не изучал, просто каким-то чудом и духом всё понял. Но после этого [ …] он замолкает на 45 лет, 45 лет мы ничего от него не слышим сравнимого, такого художественного уровня. А за последние 35 лет так в о о б щ е ничего. Была «Поднятая целина» раньше, несравнимый уровень, но что-то было, а сейчас совсем ничего. Ну, те, кто Шолохова знают, - знают, что, собственно, весь его уровень развития... даже не об уровне нужно говорить, образованный или необразованный, а - грамотный или неграмотный?..»

Солженицын А.И., Пресс-конференция в Стокгольме, 12 декабря 1974 года / Публицистика в 3-х томах, Том 2, Общественные заявления, письма, интервью, Ярославль, «Верхне-Волжское книжное издательство», 1996 г., с. 184-185.


«…я думаю, что плох был бы тот писатель, который прикрашивал бы действительность в прямой ущерб правде и щадил бы чувствительность читателя из ложного желания приспособиться к нему. Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению.» М.А. Шолохов. (Английским читателям)
«…В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, - произведение общерусское, национальное, народное.» А.Н. Толстой. (Слово о Шолохове. М., 1973. С.11)
«Много славных рек продолжили свой путь по нашей земле. Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных: Нева – Пушкин, Днипро – Шевченко, Волга – Горький, Дон – Шолохов…» С.В. Михалков (Слово о Шолохове. С.358)
«С самого появления своего в 1928 году «Тихий Дон» протянул цепь загадок, не объясненных и по сей день. Перед читающей публикой проступил случай, небывалый в мировой литературе. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности (4-классный). Юный продкомиссар, затем чернорабочий и делопроизводитель домоуправления на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного донского общества, более всего поражал именно вжитостью в быт и психологию тех слоев.» А.И. Солженицын. (D. Предисловие к книге «Стремя «Тихого Дона»)
«Я писал «Поднятую целину» по горячим следам, в 1930 году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и коренным образом перевернувших её… Ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства и колхозы…» М.А. Шолохов.
«Откроем же томик Шолохова и вновь перечитаем «Поднятую целину». Перечитаем без оглядки на вызубренные в школе литературные штампы. Не будем отворачиваться и закрывать глаза, если в дорогих нашему сердцу героях вдруг увидим зловещие черты. Только в одном мы должны быть убеждены априорно – в том, что великий художник Шолохов именно в силу того, что он был великий художник, не мог кривить душой и говорить неправду (хотя, по независящим от него причинам, порой он не мог сказать всей правды, вынужден был о чем-то недосказать, что-то обойти).» А. Хавчин. «Книга на все времена (Перечитывая «Поднятую целину»)»
«Поднятая целина» раскрывает жизнь общества, в котором законности нет, расторгнут общественный договор, лишились обоюдного, взаимообязывающего характера отношения власти с крестьянством, государство повело с крестьянством нечестную игру, и тот не знает, чего можно ожидать от будущего, и со страхом ждет всего, все считает возможным.» А. Хавчин. «Книга на все времена (Перечитывая «Поднятую целину»)»
«Война – это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая по-пустому о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво… Главное – добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! Скользят, обрываются, падают, но снова подымаются и идут. Какой дьявол сможет остановить их? Ногти оборвут, кровью будут истекать, а подъем все равно возьмут. Хоть на четвереньках, но долезут!» М.А. Шолохов. «Они сражались за Родину»