Стихотворение «Благовест» было написано А. К. Толстым в 1840 г. Поэт долгое время провел за границей, находясь на дипломатической службе. В произведении отразились чувства Толстого при возращении на Родину.
Жанр произведения - лирическое стихотворение с христианскими мотивами. Может считаться религиозной лирикой.
Основная тема стихотворения - православный благовест (перезвон колоколов) и чувства, которые рождаются в душе при этих звуках. Толстой изображает образ пятиглавого храма. Звон колоколов приобретает символическое значение. Этот чудесный звук, неразрывно связанный с понятием России, воспринимается сердцем. Он «зовет и манит» человека на Родину.
Толстой имеет в виду свою длительную заграничную поездку. Находясь вдали от России, он все же ни на секунду не забывал о своем родном крае. Помогал ему в этом колокольный звон, постоянно звучащий в душе. Воспоминания о православном благовесте изгоняли злые мысли, побуждали к молитве и покаянию.
Будучи глубоко верующим человеком, Толстой считал, что православие - неотъемлемая часть российского образа жизни. Оно помогает русскому народу оставаться единым. Верующий человек, где бы он ни оказался, никогда не забудет о своей Родине. Благовест, как символ России, будет служить ему постоянным напоминанием.
Композиция
Первая часть (две строфы) - описание конкретного храма и звона его колоколов. В остальной части произведения появляется лирический герой, описываются его чувства и ощущения.
Размер произведения - двустопный ямб. Такой размер (два ударения) очень точно передает размеренный колокольный звон.
Выразительные средства
В стихотворении широко применяются эпитеты («призывный», «родимый», «чудесною»). Особую выразительность придают разнообразные олицетворения («звон… зовет и манит», «сердце… дрожит и тает»).
Большое значение имеет сама структура стихотворения. Первые две строфы - два законченных предложения. Описание храма завершает восклицание. Остальные строфы состоят из одного развернутого предложения. Тем самым возникает ощущение неограниченного полета мысли, навеянной воспоминаниями и размышлениями о благовесте. Многоточие в концовке указывает на незавершенность этого полета.
Основная мысль стихотворения
Толстой убежден, что православие живет в сердце каждого русского человека. Оно несет в себе не только религиозный смысл. Православные элементы (в частности, колокольный звон) стали неотъемлемыми признаками России. Без них уже просто невозможно представить себе Отчизну.
План анализ стихотворения Благовест
- История создания
- Жанр произведения
- Основная тема произведения
- Композиция
- Размер произведения
- Основная мысль стихотворения
(238,4 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Назад
Вперёд
Цель: приобщение к духовно-нравственным ценностям через художественный текст.
Оборудование:
- Библия (любое каноническое издание);
- вопросы опережающего характера;
- раздаточный материал;
- “Приложение”;
- компьютер; мультимедийный проектор.
Примечание: учащимся даётся опережающее задание (подготовить сообщения, выразительное чтениестихотворений указанных поэтов, выучить стихотворение наизусть; подготовить презентации “Малиновый звон” , “Благовест” , используя возможности Интернета, фотографии из семейных альбомов). Раздаточным материалом является Приложение 2 . “Ученикам на заметку”.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя. Эмоциональный настрой . Краткий комментарий оборудования .
Учитель. Наш урок – своеобразный подарок Неба . И мы, ребята, этим подарком поделимся. Правда? Приглашаем всех принять живое участие в предстоящем разговоре. Пусть он станет добрым для Вас и Ваших близких!
Верю, что всё будет так, как должно быть, ведь речь пойдёт о Вечном .
Вам в помощь, ребята, – раздаточный материал. Готовы? Тогда – с Богом!
Итак, поэзия... Век 19-й... А.К. Толстой, автор известных “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала, случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой, родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким 19 - м веком. Давайте для начала настроим своё сердце...
Мы уже не раз отмечали музыкальность стихов А. К. Толстого. Необыкновенно музыкален и его “Благовест” . Само название – “Благовест”, храмовый звон в один колокол, – говорит об этом. И то, как звучит стихотворение, напоминает удары колокола.
Произносишь слово “благовест”, и чувствуешь: это – русское . Действительно, каждая строчка дышит любовью к родной земле! И кажется , что всё – предельно ясно! И всё-таки попробуем вернуться к этому произведению, посмотрев на него “взрослыми” глазами.
Но сначала попытайтесь сформулировать тему урока, соединив “Благовест” Толстогоипонятие “Родина”, о чём мы уже говорили.
(Выслушать мнения учащихся)
Предлагаю назвать наш урок так: “Русь колокольная” в стихотворении А. К. Толстого “Благовест”. Презентация 1 (Слайд 5) (Запишите, пожалуйста!)
Характерной чертой лирики Толстого является не только склонность кгустым, ярким краскам, но и присутствие полутонов и намёков. В одном из писем А. К. писал: “Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому её пополнить по-своему” .
Давайте воспользуемся советом Толстого, взяв эти слова в качестве эпиграфа . Презентация 1 (Слайд 6) .(Запишем это!)
Итак, что же нам предстоит сделать? (Увидеть в стихотворении “новое”)
5. Выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест”
Презентация 2 “Благовест”
А. К. Толстой
БЛАГОВЕСТ (Слайд 1)
Среди дубравы (Слайд 2)
Блестит крестами (Слайд 3)
Храм пятиглавый (Слайд 4)
С колоколами. (Слайд 5)
Их звон призывный (Слайд 6)
Через могилы (Слайд 7)
Гудит так дивно (Слайд 8)
И так уныло! (Слайд 9)
К себе он тянет
Неодолимо, (Слайд 10)
Зовет и манит (Слайд 11)
Он в край родимый, (Слайд 12)
В край благодатный, (Слайд 13)
Забытый мною, – (Слайд 14)
И, непонятной
Томим тоскою, (Слайд 15)
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова, (Слайд 16)
И отрекаюсь я
От дела злого; (Слайд 17)
Далёко странствуя
Мечтой чудесною, (Слайд 18)
Через пространства я
Лечу небесные, (Слайд 19 )
И сердце (Слайд 20 ) радостно (Слайд 21 )
Дрожит и тает, (Слайд 22 )
Пока звон благостный
Не замирает... (Слайд 23 )
6. Аналитическое чтение стихотворения.
Учитель. Итак, помня о совете Толстого (эпиграф ) Презентация 1 (Слайд 6) попытаемся понять, что же “не договорил” поэт , или, другими словами, какой символический смысл заключён в стихотворении?Презентация 1 (Слайд 7)
Чтобы не “сбиться с пути”, пойдём вслед за автором : “вижу”, “слышу”, “чувствую” (реалии внешнего мира и внутреннее состояние человека).
Какие образы в стихотворении можно выделить?
Зрительный ряд: ... дубрава, кресты, храм, колокола, могилы = “край родимый”, “благодатный”, “забытый мною”... (Родина )Презентация 1 (Слайд 8)
Звук: ...“звон призывный, благостный”, “гудит так дивно, и так уныло”, “тянет неодолимо”, “зовёт, манит”... Презентация 1 (Слайд 9)
Лирический герой (“я”) : “томим непонятной тоской...”, “молюсь, и каюсь, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого...”, “далёко странствуя мечтой чудесною...”, “лечу” “через пространства небесные...”, “сердце радостно дрожит и тает” (в динамике ).
Презентация 1 (Слайд 10)
Какие образы , по-вашему, имеют символическое значение ? Есть ли здесь образы времени и памяти , то, что характерно для творчества поэта?
(“Могилы”, “кресты” – символичны; это историческая память. “Храм пятиглавый”, “колокола”, “кресты” – символ веры русского народа. “Дубрава” – не только пейзаж, но и символ России.)
Действительно, слова имеют значимость, со словом мы связываем определённый смысл. Приложение 2 (Глоссарий)
Помните? Нашазадача – “пополнить” то, что лежит на поверхности.
Какое слово в стихотворении, по-вашему, является ключевым? (“Мечта”, явная примета романтизма)
О чём мечтает лирический герой? (О Родине, т.к. находится далеко от неё )
Знакомый мотив: “Родина – Чужбина” Приложение 2 (Некрасов )
Тогда почему лирический герой “томим непонятной тоской”, и почему он “снова ” (читай: “и снова, и снова...”, т.е. “постоянно ”) “плачет”, “кается”, от какого “злого дела” “отрекается”, ведь Родину-Россию он не предавал? (?.. )
Попробуем проследить направление мыслей и чувств Толстого в стихотворении “Благовест”, изобразить это графически .
Любовь к Родине, к памяти предков, к дорогим, близким людям, оставшимся в России, к человеку вообще направляет мысли и чувства (“мечта”, “сердце”) лирического героя, находящегося на чужбине, по горизонтали . Состояние лирического “я” очень близко к библейской заповеди: “...возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39).
Презентация 1 (Слайд 11)
Но ощущать это он начинает толькотогда, когда слышит колокольный звон. “Призывный звон” колоколов, что “тянет неодолимо”, звучит как сигнал к молитве (“молюсь , и каюсь...”).
К кому обращена эта молитва ? – к Богу . Поэтому слова: “далёко странствуя”, “через пространства я лечу небесные”, разговор о “благодатном крае”, крае “родимом”, “забытом”, как мечта о “потерянном рае”, – вполне могут относиться к вертикали : от “я” – к Богу. И тогда объяснима “тоска”, потому что вызвана она угрызениями совести: человек забыл о Боге . А первая заповедь гласит: “...возлюби Господа Бога твоего” (Матф.22:37). И только потом идут: “Не убий” и “Не укради”!
Презентация 1 (Слайд 12)
Учитель. Вспомните, пожалуйста, у Александра Блока :
Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог . (...)
Остановился на пути.
Но уж в очах горят надежды ,
Едва доступные уму ,
Что день проснётся, вскроет вежды,
И даль привидится ему . (“Поэт в изгнаньи и в сомненьи...” )
Ещё ближе по мировосприятию состояние лирического “я” в “Благовесте” и в стихотворениях М.Ю. Лермонтова (“Молитва ”, “Когда волнуется желтеющая нива ...”: “Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе... ”) и в поэме Н.А. Некрасова (“Тишина ”)
Причём, точно так же: когда “я” обращается к Богу, тогда и появляются в душе радостные, светлые чувства. Одно не существует без другого: мечта о Небе (Бог) и мечта о Земле (Родина-Россия) существуют одновременно , т.е. пересекаются. В результате – КРЕСТ (Спаситель Иисус Христос). Презентация 1 (Слайд 13)
А теперь – к названию стихотворения “Благовест”.
Почему стихотворение А.К. Толстого названо именно так?
“Благовест” – это не только колокольный звон перед началом церковной службы , это не только радостная весть о спасении ,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз , но уже как Судья , за тем, что Ему принадлежит.
? Что это или кто это? – Это все мы: и живые, и мёртвые. “Кладбище” – “клад” Божий, Его достояние. “Погост” – “гости”, пришедшие на время, “складываются” Богом, а потом воскрешается душа (а не “кости”). “Усопший” – “уснувший”, “только на время успокоившийся”. Вот почему так важно быть всегда готовым к этой встрече, вот почему молитва лирического героя повторяется “снова”. Здесь находит своё воплощение концепция Толстого о связи времён.
Стихи А.К. Толстого так часто звучали (и звучат сегодня) в музыке, что будет уместно послушать стихотворение Анатолия Поперечного , поэта 20века, в музыкальном оформлении . Сейчас прозвучит песня Александра Морозова “Малиновый звон” .
Что означает выражение “малиновый звон”?
(Сообщение заранее подготовленного ученика)
Приложение 2 (Малиновый звон)
“Малиновый звон” и “Благовест” – разделяют века.... Но общее – щемящее чувство любви к родной земле , к России. Через года – связь душ человеческих!.. И ваших, дорогие ребята, – тоже! Ведь сегодня вы – соавторы.
Презентация 3“Малиновый звон”
Учитель (на фоне проигрыша ). Ребята, конечно, вы знаете строчки стихотворения поэта Ю. Левитанского : “Каждый выбирает по себе...” . Выбор остаётся за вами . Но если когда-нибудь вам станет трудно, вспомните, пожалуйста, Псалом 41 .
Учитель. Была ли вам интересна и близка тема нашего урока? – это сказали ваши глаза. Благодарю Бога за возможность общения с шедеврами русской литературы и, конечно же, за возможность общения со всеми вами! Спасибо! Пусть хранит вас Господь!
Презентация 1 (Слайд 18 )
А это – напоминание о том, что школьный звонок – частичка большого Небесного колокола – обязательно прозвенит.
Звучит музыка колоколов.
Алексей Толстой — русский писатель из рода Толстых, который написал множество интереснейших произведений. Среди них не только повести, романы и рассказы, но и стихотворения. Тематика же его работ была самой разнообразной. Так в стихотворении Благовест, которое мы изучили на уроке, писатель прибегает к христианским мотивам, затрагивая тему религии. Краткий данного произведения Толстого в 7 классе мы сейчас и сделаем.
Благовест: краткий анализ стихотворения
Алексей Толстой написал свой Благовест в 1840 году. Анализируя лирическое стихотворение, мы можем услышать среди строк покаяние за грехи, увидеть тоску, душевную печаль и переживания героя. Все эти чувства у писателя возникли, когда он вернулся на Родину, после длительного отсутствия во время дипломатической службы. И вот, вернувшись в родные края, Толстой пишет о перезвоне колоколов, которые зовут и манят его на родную землю. Где бы он не находился, герой не забывает край родной и в этом ему помогает колокольный звон благовест, который всегда слышен в душе. Автор делится с нами своими чувствами, что вызваны звоном. Он вспоминает пятиглавый храм, о котором пишет в самом начале. Благовест возвращает его в детство, когда он часто ходил на службы.
Анализируя стихотворение Благовест Толстого, мы видим между строк произведения его собственное покаяние, где автор отрекается от дела злого. Скорее всего он имеет в виду свой грех, когда он увлекся и отдался чувствам с замужней женщиной.
Толстой в своих мечтах летит через пространства, возвращается в прошлое, его сердце наполняется радостью. Оно дрожит и будет радостным, пока слышен колокольный звон.
Анализируя стихотворение Благовест и знакомясь с его содержанием по плану, можем отметить и различные приемы, к которым автор прибегает, чтобы более точно передать свои чувства. Так мы можем найти эпитеты, такие как родимый, чудесною, имеются и метафоры. Используются и олицетворения, где мы видим, как звон зовет и манит, а сердце дрожит и тает.
Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат... Так сын, спокойный и нахальный, стыдится матери своей - Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей, Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла. |
БЛАГОВЕСТ. Среди дубравы Их звон призывный К себе он тянет В край благодатный, Молюсь, и каюсь я, Далеко странствуя И сердце радостно |
ПИХОД ВЕСНЫ Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? |
|
КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ! Край ты мой, родимый край! Гой ты, родина моя! |
|
Замолкнул гром, шуметь гроза устала, Светлеют небеса, Меж черных туч приветно засияла Лазури полоса; Еще дрожат цветы, полны водою И пылью золотой, - О, не топчи их с новою враждою Презрительной пятой! |
Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями. А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.
Идея: религиозное чувство. Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.
Главные образные картины: Благостный звон колокола пробуждает в авторе особые чувства: тоску, радость на сердце. Он зовёт, манит. Стихотворение состоит из ямбических метров. Двустопный ямб.
Рифма: перекрёстная. Слова рифмуются с помощью предпоследнего слога (женской рифмой). Деление стихотворения на части: стихотворение состоит из семи строф.
Художественные особенности: двустопный ямб, в тексте много глаголов и деепричастий. Два ударения в стихе словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.
Язык: в 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Произведение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты: край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный; и олицетворения: звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает; и метафоры: звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные. В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.
Чувства: лирический герой этого произведения, слушая звон колоколов, забывается, мечтает, звон церковных колоколов зовёт, пленит его. Он вспоминает родимый край. При звоне колоколов возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость. А.К. Толстому колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой - общение с Богом и очищение души.
Значение: когда мы читаем это стихотворение, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.
Для анализа я выбрала стихотворение «Благовест» Алексея Константиновича Толстого. Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями.
Стихотворение было написано в 40-ых годах девятнадцатого века. Автору приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения.
Сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он неповторим. Благостный звон колокола пробуждает в герое различные чувства: тоску, радость на сердце, чувство очищения, причастности к высокому и святому, он вспоминает родимый край. В душе воцаряется покой, тихая радость. Лирическому герою этого произведения колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой - общение с Богом и очищение души.
В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Исходя из этого, идеей стихотворения можно назвать религиозное чувство.
Стихотворение состоит из семи строф. «Благовест» написан ямбом, причём не часто встречающимся размером ямба – двустопным. Рифма в стихотворении перекрёстная, а слова рифмуются с помощью предпоследнего слога, так называемой «женской рифмой». Художественной особенностью этого произведения можно назвать наличие большого числа глаголов и деепричастий. Это стихотворение очень важно читать с соблюдением всех знаков препинания, и что самое главное – с интонацией: два ударения в произведении словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.
В 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Стихотворение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты (край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный), и олицетворения (звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает), и метафоры (звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные). В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.
Мне понравилось это стихотворение из-за его лёгкости, из-за того как оно передаёт состояние души человека. Когда мы читаем его, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.
Описание работы
Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.