Стихотворение «Благовест» было написано А. К. Толстым в 1840 г. Поэт долгое время провел за границей, находясь на дипломатической службе. В произведении отразились чувства Толстого при возращении на Родину.

Жанр произведения - лирическое стихотворение с христианскими мотивами. Может считаться религиозной лирикой.

Основная тема стихотворения - православный благовест (перезвон колоколов) и чувства, которые рождаются в душе при этих звуках. Толстой изображает образ пятиглавого храма. Звон колоколов приобретает символическое значение. Этот чудесный звук, неразрывно связанный с понятием России, воспринимается сердцем. Он «зовет и манит» человека на Родину.

Толстой имеет в виду свою длительную заграничную поездку. Находясь вдали от России, он все же ни на секунду не забывал о своем родном крае. Помогал ему в этом колокольный звон, постоянно звучащий в душе. Воспоминания о православном благовесте изгоняли злые мысли, побуждали к молитве и покаянию.

Будучи глубоко верующим человеком, Толстой считал, что православие - неотъемлемая часть российского образа жизни. Оно помогает русскому народу оставаться единым. Верующий человек, где бы он ни оказался, никогда не забудет о своей Родине. Благовест, как символ России, будет служить ему постоянным напоминанием.


Композиция

Первая часть (две строфы) - описание конкретного храма и звона его колоколов. В остальной части произведения появляется лирический герой, описываются его чувства и ощущения.

Размер произведения - двустопный ямб. Такой размер (два ударения) очень точно передает размеренный колокольный звон.


Выразительные средства

В стихотворении широко применяются эпитеты («призывный», «родимый», «чудесною»). Особую выразительность придают разнообразные олицетворения («звон… зовет и манит», «сердце… дрожит и тает»).

Большое значение имеет сама структура стихотворения. Первые две строфы - два законченных предложения. Описание храма завершает восклицание. Остальные строфы состоят из одного развернутого предложения. Тем самым возникает ощущение неограниченного полета мысли, навеянной воспоминаниями и размышлениями о благовесте. Многоточие в концовке указывает на незавершенность этого полета.


Основная мысль стихотворения

Толстой убежден, что православие живет в сердце каждого русского человека. Оно несет в себе не только религиозный смысл. Православные элементы (в частности, колокольный звон) стали неотъемлемыми признаками России. Без них уже просто невозможно представить себе Отчизну.

План анализ стихотворения Благовест


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

(238,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд









































































Назад Вперёд

Цель: приобщение к духовно-нравственным ценностям через художественный текст.

Оборудование:

  • Библия (любое каноническое издание);
  • вопросы опережающего характера;
  • раздаточный материал;
  • “Приложение”;
  • компьютер; мультимедийный проектор.

Примечание: учащимся даётся опережающее задание (подготовить сообщения, выразительное чтениестихотворений указанных поэтов, выучить стихотворение наизусть; подготовить презентации “Малиновый звон” , “Благовест” , используя возможности Интернета, фотографии из семейных альбомов). Раздаточным материалом является Приложение 2 . “Ученикам на заметку”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя. Эмоциональный настрой . Краткий комментарий оборудования .

Учитель. Наш урок – своеобразный подарок Неба . И мы, ребята, этим подарком поделимся. Правда? Приглашаем всех принять живое участие в предстоящем разговоре. Пусть он станет добрым для Вас и Ваших близких!

Верю, что всё будет так, как должно быть, ведь речь пойдёт о Вечном .

Вам в помощь, ребята, – раздаточный материал. Готовы? Тогда – с Богом!

Итак, поэзия... Век 19-й... А.К. Толстой, автор известных “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала, случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой, родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким 19 - м веком. Давайте для начала настроим своё сердце...

Мы уже не раз отмечали музыкальность стихов А. К. Толстого. Необыкновенно музыкален и его “Благовест” . Само название – “Благовест”, храмовый звон в один колокол, – говорит об этом. И то, как звучит стихотворение, напоминает удары колокола.

Произносишь слово “благовест”, и чувствуешь: это – русское . Действительно, каждая строчка дышит любовью к родной земле! И кажется , что всё – предельно ясно! И всё-таки попробуем вернуться к этому произведению, посмотрев на него “взрослыми” глазами.

Но сначала попытайтесь сформулировать тему урока, соединив “Благовест” Толстогоипонятие “Родина”, о чём мы уже говорили.

(Выслушать мнения учащихся)

Предлагаю назвать наш урок так: “Русь колокольная” в стихотворении А. К. Толстого “Благовест”. Презентация 1 (Слайд 5) (Запишите, пожалуйста!)

Характерной чертой лирики Толстого является не только склонность кгустым, ярким краскам, но и присутствие полутонов и намёков. В одном из писем А. К. писал: “Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому её пополнить по-своему” .

Давайте воспользуемся советом Толстого, взяв эти слова в качестве эпиграфа . Презентация 1 (Слайд 6) .(Запишем это!)

Итак, что же нам предстоит сделать? (Увидеть в стихотворении “новое”)

5. Выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест”

Презентация 2 “Благовест”

А. К. Толстой

БЛАГОВЕСТ (Слайд 1)

Среди дубравы (Слайд 2)
Блестит крестами (Слайд 3)
Храм пятиглавый (Слайд 4)
С колоколами. (Слайд 5)

Их звон призывный (Слайд 6)
Через могилы (Слайд 7)
Гудит так дивно (Слайд 8)
И так уныло! (Слайд 9)

К себе он тянет
Неодолимо, (Слайд 10)
Зовет и манит (Слайд 11)
Он в край родимый, (Слайд 12)
В край благодатный, (Слайд 13)
Забытый мною, – (Слайд 14)
И, непонятной
Томим тоскою, (Слайд 15)
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова, (Слайд 16)
И отрекаюсь я
От дела злого; (Слайд 17)
Далёко странствуя
Мечтой чудесною, (Слайд 18)
Через пространства я
Лечу небесные, (Слайд 19 )
И сердце (Слайд 20 ) радостно (Слайд 21 )
Дрожит и тает, (Слайд 22 )
Пока звон благостный
Не замирает... (Слайд 23 )

6. Аналитическое чтение стихотворения.

Учитель. Итак, помня о совете Толстого (эпиграф ) Презентация 1 (Слайд 6) попытаемся понять, что же “не договорил” поэт , или, другими словами, какой символический смысл заключён в стихотворении?Презентация 1 (Слайд 7)

Чтобы не “сбиться с пути”, пойдём вслед за автором : “вижу”, “слышу”, “чувствую” (реалии внешнего мира и внутреннее состояние человека).

Какие образы в стихотворении можно выделить?

Зрительный ряд: ... дубрава, кресты, храм, колокола, могилы = “край родимый”, “благодатный”, “забытый мною”... (Родина )Презентация 1 (Слайд 8)

Звук: ...“звон призывный, благостный”, “гудит так дивно, и так уныло”, “тянет неодолимо”, “зовёт, манит”... Презентация 1 (Слайд 9)

Лирический герой (“я”) : “томим непонятной тоской...”, “молюсь, и каюсь, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого...”, “далёко странствуя мечтой чудесною...”, “лечу” “через пространства небесные...”, “сердце радостно дрожит и тает” (в динамике ).

Презентация 1 (Слайд 10)

Какие образы , по-вашему, имеют символическое значение ? Есть ли здесь образы времени и памяти , то, что характерно для творчества поэта?

(“Могилы”, “кресты” – символичны; это историческая память. “Храм пятиглавый”, “колокола”, “кресты” – символ веры русского народа. “Дубрава” – не только пейзаж, но и символ России.)

Действительно, слова имеют значимость, со словом мы связываем определённый смысл. Приложение 2 (Глоссарий)

Помните? Нашазадача – “пополнить” то, что лежит на поверхности.

Какое слово в стихотворении, по-вашему, является ключевым? (“Мечта”, явная примета романтизма)

О чём мечтает лирический герой? (О Родине, т.к. находится далеко от неё )

Знакомый мотив: “Родина – Чужбина” Приложение 2 (Некрасов )

Тогда почему лирический герой “томим непонятной тоской”, и почему он “снова ” (читай: “и снова, и снова...”, т.е. “постоянно ”) “плачет”, “кается”, от какого “злого дела” “отрекается”, ведь Родину-Россию он не предавал? (?.. )

Попробуем проследить направление мыслей и чувств Толстого в стихотворении “Благовест”, изобразить это графически .

Любовь к Родине, к памяти предков, к дорогим, близким людям, оставшимся в России, к человеку вообще направляет мысли и чувства (“мечта”, “сердце”) лирического героя, находящегося на чужбине, по горизонтали . Состояние лирического “я” очень близко к библейской заповеди: “...возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39).

Презентация 1 (Слайд 11)

Но ощущать это он начинает толькотогда, когда слышит колокольный звон. “Призывный звон” колоколов, что “тянет неодолимо”, звучит как сигнал к молитве (“молюсь , и каюсь...”).

К кому обращена эта молитва ? – к Богу . Поэтому слова: “далёко странствуя”, “через пространства я лечу небесные”, разговор о “благодатном крае”, крае “родимом”, “забытом”, как мечта о “потерянном рае”, – вполне могут относиться к вертикали : от “я” – к Богу. И тогда объяснима “тоска”, потому что вызвана она угрызениями совести: человек забыл о Боге . А первая заповедь гласит: “...возлюби Господа Бога твоего” (Матф.22:37). И только потом идут: “Не убий” и “Не укради”!

Презентация 1 (Слайд 12)

Учитель. Вспомните, пожалуйста, у Александра Блока :

Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог . (...)
Остановился на пути.
Но уж в очах горят надежды ,
Едва доступные уму ,
Что день проснётся, вскроет вежды,
И даль привидится ему . (“Поэт в изгнаньи и в сомненьи...” )

Ещё ближе по мировосприятию состояние лирического “я” в “Благовесте” и в стихотворениях М.Ю. Лермонтова (“Молитва ”, “Когда волнуется желтеющая нива ...”: “Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе... ”) и в поэме Н.А. Некрасова (“Тишина ”)

Причём, точно так же: когда “я” обращается к Богу, тогда и появляются в душе радостные, светлые чувства. Одно не существует без другого: мечта о Небе (Бог) и мечта о Земле (Родина-Россия) существуют одновременно , т.е. пересекаются. В результате – КРЕСТ (Спаситель Иисус Христос). Презентация 1 (Слайд 13)

А теперь – к названию стихотворения “Благовест”.

Почему стихотворение А.К. Толстого названо именно так?

“Благовест” – это не только колокольный звон перед началом церковной службы , это не только радостная весть о спасении ,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз , но уже как Судья , за тем, что Ему принадлежит.

? Что это или кто это? – Это все мы: и живые, и мёртвые. “Кладбище” – “клад” Божий, Его достояние. “Погост” – “гости”, пришедшие на время, “складываются” Богом, а потом воскрешается душа (а не “кости”). “Усопший” – “уснувший”, “только на время успокоившийся”. Вот почему так важно быть всегда готовым к этой встрече, вот почему молитва лирического героя повторяется “снова”. Здесь находит своё воплощение концепция Толстого о связи времён.

Стихи А.К. Толстого так часто звучали (и звучат сегодня) в музыке, что будет уместно послушать стихотворение Анатолия Поперечного , поэта 20века, в музыкальном оформлении . Сейчас прозвучит песня Александра Морозова “Малиновый звон” .

Что означает выражение “малиновый звон”?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

Приложение 2 (Малиновый звон)

“Малиновый звон” и “Благовест” – разделяют века.... Но общее – щемящее чувство любви к родной земле , к России. Через года – связь душ человеческих!.. И ваших, дорогие ребята, – тоже! Ведь сегодня вы – соавторы.

Презентация 3“Малиновый звон”

Учитель (на фоне проигрыша ). Ребята, конечно, вы знаете строчки стихотворения поэта Ю. Левитанского : “Каждый выбирает по себе...” . Выбор остаётся за вами . Но если когда-нибудь вам станет трудно, вспомните, пожалуйста, Псалом 41 .

Учитель. Была ли вам интересна и близка тема нашего урока? – это сказали ваши глаза. Благодарю Бога за возможность общения с шедеврами русской литературы и, конечно же, за возможность общения со всеми вами! Спасибо! Пусть хранит вас Господь!

Презентация 1 (Слайд 18 )

А это – напоминание о том, что школьный звонок – частичка большого Небесного колокола – обязательно прозвенит.

Звучит музыка колоколов.

Алексей Толстой — русский писатель из рода Толстых, который написал множество интереснейших произведений. Среди них не только повести, романы и рассказы, но и стихотворения. Тематика же его работ была самой разнообразной. Так в стихотворении Благовест, которое мы изучили на уроке, писатель прибегает к христианским мотивам, затрагивая тему религии. Краткий данного произведения Толстого в 7 классе мы сейчас и сделаем.

Благовест: краткий анализ стихотворения

Алексей Толстой написал свой Благовест в 1840 году. Анализируя лирическое стихотворение, мы можем услышать среди строк покаяние за грехи, увидеть тоску, душевную печаль и переживания героя. Все эти чувства у писателя возникли, когда он вернулся на Родину, после длительного отсутствия во время дипломатической службы. И вот, вернувшись в родные края, Толстой пишет о перезвоне колоколов, которые зовут и манят его на родную землю. Где бы он не находился, герой не забывает край родной и в этом ему помогает колокольный звон благовест, который всегда слышен в душе. Автор делится с нами своими чувствами, что вызваны звоном. Он вспоминает пятиглавый храм, о котором пишет в самом начале. Благовест возвращает его в детство, когда он часто ходил на службы.

Анализируя стихотворение Благовест Толстого, мы видим между строк произведения его собственное покаяние, где автор отрекается от дела злого. Скорее всего он имеет в виду свой грех, когда он увлекся и отдался чувствам с замужней женщиной.

Толстой в своих мечтах летит через пространства, возвращается в прошлое, его сердце наполняется радостью. Оно дрожит и будет радостным, пока слышен колокольный звон.
Анализируя стихотворение Благовест и знакомясь с его содержанием по плану, можем отметить и различные приемы, к которым автор прибегает, чтобы более точно передать свои чувства. Так мы можем найти эпитеты, такие как родимый, чудесною, имеются и метафоры. Используются и олицетворения, где мы видим, как звон зовет и манит, а сердце дрожит и тает.

- 20.47 Кб

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный, стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

БЛАГОВЕСТ.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...

ПИХОД ВЕСНЫ

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!

Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,

Светлеют небеса,

Меж черных туч приветно засияла

Лазури полоса;

Еще дрожат цветы, полны водою

И пылью золотой, -

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой!


Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями. А.К. Толстому приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения “Благовест”.

Идея: религиозное чувство. Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Главные образные картины: Благостный звон колокола пробуждает в авторе особые чувства: тоску, радость на сердце. Он зовёт, манит. Стихотворение состоит из ямбических метров. Двустопный ямб.

Рифма: перекрёстная. Слова рифмуются с помощью предпоследнего слога (женской рифмой). Деление стихотворения на части: стихотворение состоит из семи строф.

Художественные особенности: двустопный ямб, в тексте много глаголов и деепричастий. Два ударения в стихе словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

Язык: в 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Произведение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты: край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный; и олицетворения: звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает; и метафоры: звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные. В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Чувства: лирический герой этого произведения, слушая звон колоколов, забывается, мечтает, звон церковных колоколов зовёт, пленит его. Он вспоминает родимый край. При звоне колоколов возникает чувство очищения, причастности к высокому и святому. В душе воцаряется покой, тихая радость. А.К. Толстому колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой - общение с Богом и очищение души.

Значение: когда мы читаем это стихотворение, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.

Для анализа я выбрала стихотворение «Благовест» Алексея Константиновича Толстого. Творчество Толстого проникнуто философскими идеями, лирическими эмоциями.

Стихотворение было написано в 40-ых годах девятнадцатого века. Автору приходилось быть вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения.

Сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он неповторим. Благостный звон колокола пробуждает в герое различные чувства: тоску, радость на сердце, чувство очищения, причастности к высокому и святому, он вспоминает родимый край. В душе воцаряется покой, тихая радость. Лирическому герою этого произведения колокольный звон напоминает о церковной службе, смысл которой - общение с Богом и очищение души.

В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Исходя из этого, идеей стихотворения можно назвать религиозное чувство.

Стихотворение состоит из семи строф. «Благовест» написан ямбом, причём не часто встречающимся размером ямба – двустопным. Рифма в стихотворении перекрёстная, а слова рифмуются с помощью предпоследнего слога, так называемой «женской рифмой». Художественной особенностью этого произведения можно назвать наличие большого числа глаголов и деепричастий. Это стихотворение очень важно читать с соблюдением всех знаков препинания, и что самое главное – с интонацией: два ударения в произведении словно воспроизводят удары колоколов, радостно зовущих людей в храм.

В 1757году Ломоносов в своём предисловии к собранию сочинений «О пользе русских книг в российском языке» выделил три «штиля»: высокий, средний и низкий. Это стихотворение относится к среднему «штилю», так как это лирическое произведение. Стихотворение написано простыми словами, но в тексте присутствуют и эпитеты (край благодатный, край родимый, звон призывный, непонятная тоска, мечта чудесная, звон благостный), и олицетворения (звон гудит, тянет и зовёт, сердце гудит и тает, звон не замирает), и метафоры (звон тянет неодолимо, странствуя мечтой, через пространства лечу небесные). В тексте также присутствует устаревшее слово – благостный.

Мне понравилось это стихотворение из-за его лёгкости, из-за того как оно передаёт состояние души человека. Когда мы читаем его, складывается особое духовное чувство. Это важно для понимания общечеловеческих ценностей, таких как вера и Родина.


Описание работы

Тема: сначала идёт описание колокольного звона, затем состояния лирического героя, и наконец, обобщающие слова, подводящие итог впечатлению. Чувства лирического героя нарастают к концу, слушая колокольный звон, он проникается им, вбирая в себя родные звуки, и душа откликается на них - этот отклик, как и положено, у каждого свой, он и неповторим. В стихотворении следует обратить внимание на название, выявляющее оттенок темы. Благовест - это колокольный звон, оповещающий о начале церковной службы, этот религиозный оттенок значения важно учитывать в стихотворении А.К. Толстого. Темой стихотворения можно назвать религиозное чувство.