Как-то я уже писал про 100 самых выдающихся психологов ХХ века . Но психология не стоит на месте и классикам наступают на пятки более молодые поколения исследователей. Группа исследователей во главе с Эдом Динером составили список из 200 самых выдающихся психологов современности , имея в виду тех, у кого пик карьеры пришёлся на период после Второй мировой войны. Статья со списком опубликована в новом журнале открытого доступа от APA Archives of Scientific Psychology .

На первом этапе они составили список из 348 психологов, которые потенциально могли бы претендовать на звание самых выдающихся. При составлении этого списка авторы использовали 6 источников: 1) получатели наград APA за выдающихся вклад в науку, 2) получатели наград APS, 3) члены американской National Academy of Sciences, 4) члены American Academy of Arts and Sciences, 5) авторы самых цитируемых статей по данным Institute for Scientific Information, 6) исследователи, часто упоминающиеся в 5 вводных учебниках по психологии.

Дальше эти 348 психологов, были проранжированы по интегральной оценке, основанной на трёх критериях: 1) наличие наград APA и APS за вклад в психологию, 2) количество страниц в 5 вводных учебниках по психологии, посвящённых исследователю или его исследованиям (плюс количество строчек в статьях Википедии), 3) цитирования (объединялись общее количество цитирований, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы). Количество цитирований определялось по данным Google Scholar, поэтому не удивляйтесь огромным абсолютным цифрам, известно, что Google Scholar учитывает цитирования не только из рецензируемых журналов, поэтому находит их значительно больше, чем, например, Web of Science.

Список первых 200 самых выдающихся получился такой:

  1. BANDURA, Albert
  2. PIAGET, Jean
  3. KAHNEMAN, Daniel
  4. LAZARUS, Richard
  5. SELIGMAN, Martin
  6. SKINNER, B. F.
  7. CHOMSKY, Noam
  8. TAYLOR, Shelley
  9. TVERSKY, Amos
  10. DIENER, Ed
  11. SIMON, Herbert
  12. ROGERS, Carl
  13. SQUIRE, Larry
  14. ANDERSON, John
  15. EKMAN, Paul
  16. TULVING, Endel
  17. ALLPORT, Gordon
  18. BOWLBY, John
  19. NISBETT, Richard
  20. CAMPBELL, Donald
  21. MILLER, George
  22. FISKE, Susan
  23. DAVIDSON, Richard
  24. MCEWEN, Bruce
  25. MISCHEL, Walter
  26. FESTINGER, Leon
  27. MCCLELLAND, David
  28. ARONSON, Elliot
  29. POSNER, Michael
  30. BAUMEISTER, Roy
  31. KAGAN, Jerome
  32. LEDOUX, Joseph
  33. BRUNER, Jerome
  34. ZAJONC, Robert
  35. KESSLER, Ronald
  36. RUMELHART, David
  37. PLOMIN, Robert
  38. SCHACTER, Daniel
  39. BOWER, Gordon
  40. AINSWORTH Mary
  41. MCCLELLAND, James
  42. MCGAUGH, James
  43. MACCOBY, Eleanor
  44. MILLER, Neal
  45. RUTTER, Michael
  46. EYSENCK, Hans
  47. CACIOPPO, John
  48. RESCORLA, Robert
  49. EAGLY, Alice
  50. COHEN Sheldon
  51. BADDELEY, Alan
  52. BECK, Aaron
  53. ROTTER, Julian
  54. SMITH, Edward
  55. LOFTUS, Elizabeth
  56. JANIS, Irving
  57. SCHACHTER, Stanley
  58. BREWER, Marilynn
  59. SLOVIC, Paul
  60. STERNBERG, Robert
  61. ABELSON, Robert
  62. MISHKIN, Mortimer
  63. STEELE, Claude
  64. SHIFFRIN, Richard
  65. HIGGINS, E. Tory
  66. WEGNER, Daniel
  67. KELLEY, Harold
  68. MEDIN, Douglas
  69. CRAIK, Fergus
  70. NEWELL, Allen
  71. HEBB, Donald
  72. CRONBACH, Lee
  73. MILNER, Brenda
  74. GARDNER, Howard
  75. GIBSON, James
  76. THOMPSON, Richard
  77. GREEN, David
  78. BERSCHEID, Ellen
  79. MARKUS, Hazel
  80. JOHNSON, Marcia
  81. HILGARD, Ernest
  82. MASLOW, Abraham
  83. DAMASIO, Antonio
  84. ATKINSON, Richard
  85. ERIKSON, Erik
  86. BROWN, Roger
  87. SPERRY, Roger
  88. COHEN, Jonathan
  89. ROSENZWEIG, Mark
  90. TOLMAN, Edward
  91. GREENWALD, Anthony
  92. HARLOW, Harry
  93. DEUTSCH, Morton
  94. SPELKE, Elizabeth
  95. GAZZANIGA, Michael
  96. ROEDIGER, H. L.
  97. GUILFORD, J. P.
  98. HETHERINGTON, Mavis
  99. PINKER, Steven
  100. TREISMAN, Anne
  101. RYAN, Richard
  102. BARLOW, David
  103. FRITH, Uta
  104. ASCH, Solomon
  105. SHEPARD, Roger
  106. ATKINSON, John
  107. COSTA, Paul
  108. JONES, Edward
  109. SPERLING, George
  110. CASPI, Avshalom
  111. EISENBERG, Nancy
  112. GARCIA, John
  113. HEIDER, Fritz
  114. SHERIF, Muzafer
  115. GOLDMAN-RAKIC, P.
  116. UNGERLEIDER, Leslie
  117. ROSENTHAL, Robert
  118. SEARS, Robert
  119. WAGNER, Allan
  120. DECI, Ed
  121. DAVIS, Michael
  122. ROZIN, Paul
  123. GOTTESMAN, Irving
  124. MOFFITT, Terrie
  125. MAIER, Steven
  126. ROSS, Lee
  127. KOHLER, Wolfgang
  128. GIBSON, Eleanor
  129. FLAVELL, John
  130. FOLKMAN, Susan
  131. GELMAN, Rochel
  132. LANG, Peter
  133. NEISSER, Ulrich
  134. CSIKSZENTMIHALYI, Mihalyi
  135. MERZENICH, Michael
  136. MCCRAE, Robert
  137. OLDS, James
  138. TRIANDIS, Harry
  139. DWECK, Carol
  140. HATFIELD, Elaine
  141. SALTHOUSE, Timothy
  142. HUTTENLOCHER, J.
  143. BUSS, David
  144. MCGUIRE, William
  145. CARVER, Charles
  146. PETTY, Richard
  147. MURRAY, Henry
  148. WILSON, Timothy
  149. WATSON, David
  150. DARLEY, John
  151. STEVENS, S. S.
  152. SUPPES, Patrick
  153. PENNEBAKER, James
  154. MOSCOVITCH, Morris
  155. FARAH, Martha
  156. JONIDES, John
  157. SOLOMON, Richard
  158. SCHEIER, Michael
  159. KITAYAMA, Shinobu
  160. MEANEY, Michael
  161. PROCHASKA, James
  162. FOA, Edna
  163. KAZDIN, Alan
  164. SCHAIE, K. Warner
  165. BARGH, John
  166. TINBERGEN, Niko
  167. KAHN, Robert
  168. CLORE, Gerald
  169. LIBERMAN, Alvin
  170. LUCE, Duncan
  171. BROOKS-GUNN, Jeanne
  172. LUBORSKY, Lester
  173. PREMACK, David
  174. NEWPORT, Elissa
  175. SAPOLSKY, Robert
  176. ANDERSON, Craig
  177. GOTLIB, Ian
  178. BEACH, Frank
  179. MEEHL, Paul
  180. BOUCHARD, Thomas
  181. ROBBINS, Trevor
  182. BERKOWITZ, Leonard
  183. THIBAUT, John
  184. TEITELBAUM, Philip
  185. CECI, Stephen
  186. MEYER, David
  187. MILGRAM, Stanley
  188. SIEGLER, Robert
  189. AMABILE, Teresa
  190. KINTSCH, Walter
  191. CAREY, Susan
  192. FURNHAM, Adrian
  193. BELSKY, Jay
  194. OSGOOD, Charles
  195. MATTHEWS, Karen
  196. STEVENSON, Harold
  197. UNDERWOOD, Brenton
  198. BIRREN, James
  199. KUHL, Patricia
  200. COYNE, James
В список попали исследователи, представляющие 16 тематических областей психологии. Три наиболее частые – это социальная психология (16%), биологическая психология (11%), и психология развития (10%).
  1. Выдающиеся психологи почти всегда имеют очень большое количество статей (чаще всего сотни, но у некоторых их значительно больше: Adrian Furnham – больше 1100, Robert Sternberg – больше 1200!), часть из которых являются мега-цитируемыми. Этому способствует то, что чаще всего они не уходят на пенсию и продолжают проводить исследования всю свою жизнь. Видимо потому, что это им очень нравится. А поскольку средний возраст тех, кто уже умер, – 80 лет, а многие из них доживают до 90 лет (например, Jerome Bruner), их академический стаж часто превышает 50 и даже 60 лет.
  2. Признание со стороны профессиональных организаций приходит поздно. Средний возраст получения награды APA – 59 лет. Только один Paul Meehl получил награду в 30 лет, а Kahneman и Festinger – в 40.
  3. 38% психологов из этого списка получили степень PhD в 5 университетах: Гарвард, Университет Мичигана, Йель, Стэнфорд, Университет Пенсильвании. Если к ним добавить ещё 5 – Университет Калифорнии в Беркли, Университет Миннесоты, Колумбийский университет, Университет Чикаго и Университет Техаса – то защитившихся в этой десятке будет уже 55%. Поскольку в США около 285 аспирантур по психологии, то авторы отмечают среди них большое неравенство. Однако со временем это неравенство снижается, т.к. среди рождённых до 1936 года 38% получили свою степень PhD в университетах Лиги Плюща (т.е. всего в 8 университетах). Среди рождённых после 1936 года таких уже 21%. На уровне бакалавриата и магистратуры наблюдается большее разнообразие. Первые 5 мест здесь занимают Гарвард, Университет Мичигана, Городской Университет Нью-Йорка, Стэнфорд и Университет Калифорнии в Беркли. Эти университеты закончили 20% самых выдающихся психологов.
  4. Большинство исследователей из этого списка хотя бы какое-то время работали в этих самых престижных университетах: 50 человек работали в Гарварде, 30 в Стэнфорде, 27 в Университете Пенсильвании, 27 в Университете Мичигана, 25 в Йеле.
  5. Несмотря на то, что от 75% до 80% психологов, оканчивающих университеты – женщины (то же самое наблюдается и на уровне степеней PhD), в списке самых выдающихся женщин меньшинство. Однако со временем их количество увеличивается. Среди родившихся до 1921 года только 10% женщин, между 1921 и 1950 годами – 22%, между 1951 и 1965 годами – 27%.
Интересно отдельно посмотреть на список 50 самых цитируемых публикаций.


Предвидя возможные вопросы и комментарии, сразу скажу. Да, этот список состоит только из исследователей, практиков в нём нет. Так и задумывалось. Список строился на основе конкретных критериев, и если какого-то вашего любимого психолога в нём нет, значит по данным критериям он находится ниже остальных. Список актуален на данный момент, но со временем он может изменится. В него могут попасть новые люди, а уже находящиеся в нём могут поменять место.

И последнее. Если вдруг вы хотите стать выдающимся психологом, анализ списка самых выдающихся психологов может дать вам несколько советов, которые могут в этом помочь. Во-первых, надо закончить один из самых престижных университетов мира и получить в одном из них степень PhD. При этом не так важно, чем именно внутри психологии вы будете заниматься и что изучать, хотя изучать психологию ощущений и восприятия или социальную психологию, кажется, выгоднее. Во-вторых, надо много работать, проводить много исследований и публиковать много статей, не меньше сотни. В-третьих, надо любить заниматься исследованиями и делать это всю жизнь, которая должна быть долгой (надо попытаться дожить хотя бы до 80 лет). В-четвёртых, надо быть терпеливым, в психологии слава приходит поздно.

_______________________________________________
Diener, E., Oishi, S., & Park, J. Y. (2014). An Incomplete List of Eminent Psychologists of the Modern Era. Archives of Scientific Psychology, 2 (1), 20–32. doi:10.1037/arc0000006

Пост написал

Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие .
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology», в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.

10 влиятельных психологов-мыслителей

В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди – самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.

1. Б. Ф. Скиннер

В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.

2.

Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.

3. Альберт Бандура

Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.

4.

Работы Жана Пиаже затрагивают понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

5. Карл Роджерс

Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.

Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.

8. Иван Павлов

Иван Павлов – русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.

Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.

10. Выбор читателей

Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.

Откройте любые газету или журнал, и вы там найдете термины, предложенные Зигмундом Фрейдом. Сублимация, проекция, перенос, защиты, комплексы, неврозы, истерии, стрессы, психологические травмы и кризисы и т.д. – все эти слова прочно вошли в нашу жизнь. И также прочно в нее вошли книги Фрейда и других выдающихся психологов. Предлагаем вам список самых лучших – тех, которые изменили нашу реальность. Сохраните себе, чтобы не потерять!

Эрик Берн - автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом играем друг с другом в игры, используя три роли: Взрослый, Родитель и Ребенок. Подробнее об этой популярной во всем мире концепции читайте в обзоре бестселлера Берна « », представленном в Библиотеке КнигиКратко.

Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп - это шесть разных способов мышления. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор, чтобы научиться думать разными способами в зависимости от ситуации. Красная шляпа - это эмоции, черная - критика, желтая - оптимизм, зеленая - творчество, синяя - управление ходом мыслей, а белая - факты и цифры. вы можете прочитать в Библиотеке КнигиКратко.

3. Альфред Адлер. Понять природу человека

Альфред Адлер - один из самых знаменитых учеников Зигмунда Фрейда. Создал свою концепцию индивидной (или индивидуальной) психологии. Адлер писал, что на поступки человека влияет не только прошлое (как учил Фрейд), но и будущее, а точнее цель, которую человек хочет достичь в будущем. И уже исходя из этой цели, он преобразует свое прошлое и настоящее. Иными словами, только зная цель, мы можем понять, почему человек поступил так, а не иначе. Возьмем, к примеру, образ с театром: только к последнему акту мы понимаем поступки героев, которые они совершили в первом акте. О всеобщем законе развития личности, предложенном Адлером, вы можете прочитать в статье: « ».

Доктор медицины, психиатр и психоаналитик Норман Дойдж посвятил свои исследования пластичности мозга. В своем главном труде он делает революционное заявление: наш мозг способен менять собственную структуру и работу благодаря мыслям и действиям человека. Дойдж рассказывает о последних открытиях, доказывающих, что человеческий мозг пластичен, а значит, способен самоизменяться. В книге представлены истории об ученых, врачах и пациентах, которые смогли добиться удивительных трансформаций. Тем, у кого были серьезные проблемы, удалось без операций и таблеток вылечить заболевания мозга, считавшиеся неизлечимыми. Ну а те, у кого не было особых проблем, смогли значительно улучшить работу своего мозга. Подробнее , представленном в Библиотеке КнигиКратко.

Сьюзан Вайншенк - известный американский психолог, специализирующийся на поведенческой психологии. Ее называют «Леди Мозг», поскольку она изучает последние достижения в области неврологии и человеческого мозга и применяет полученные знания в бизнесе и повседневной жизни. Сьюзан рассказывает об основных законах психики. В своем бестселлере она выделяет 7 основных мотиваторов человеческого поведения, которые влияют на нашу жизнь. Подробнее об этом в обзоре по книге « », представленном в Библиотеке КнигиКратко.

6. Эрик Эриксон. Детство и общество

Эрик Эриксон - выдающийся психолог, который детализировал и дополнил знаменитую возрастную периодизацию Зигмунда Фрейда. Периодизация жизни человека, предложенная Эриксоном, состоит из 8 стадий, каждая из которых заканчивается кризисом. Этот кризис человек должен правильно пройти. Если не проходит, то он (кризис) добавляется в нагрузку в следующий период. О важных возрастных периодах жизни взрослых людей вы можете почитать в статье: « ».

Знаменитая книга известного американского психолога Роберта Чалдини. Она стала классической в социальной психологии. « » рекомендуют лучшие ученые мира как пособие по межличностным отношениям и конфликтологии. Обзор по этой книге представлен в Библиотеке КнигиКратко.

8. Ганс Айзенк. Измерения личности

Ганс Айзенк - британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Наиболее известен как автор популярного теста на уровень интеллекта - IQ.

Психолог Дэниел Гоулман полностью изменил наше представление о лидерстве, заявив, что для лидера «эмоциональный интеллект» (EQ) важнее IQ. Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Почему так происходит, вы можете прочитать в обзоре по книге Гоулмана « », представленном в Библиотеке КнигиКратко.

Знаменитый социолог Малкольм Гладуэлл представил ряд любопытных исследований, посвященных интуиции. Он уверен, что интуиция есть у каждого из нас, и к ней стоит прислушиваться. Наше бессознательное без нашего участия обрабатывает огромные массивы данных и на блюдечке выдает самое верное решение, которое нам остается только не пропустить и использовать с толком для себя. Однако интуицию легко спугнуть отсутствием времени для принятия решения, состоянием стресса, а также попыткой описать словами свои мысли и действия. Обзор по бестселлеру Гладуэлла « » есть в Библиотеке КнигиКратко.

11. Виктор Франкл. Воля к смыслу

Виктор Франкл - всемирно известный австрийский психолог и психиатр, ученик Альфреда Адлера и основатель логотерапии. Логотерапия (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) - это направление в психотерапии, возникшее на базе тех выводов, которые Франкл сделал, будучи заключенным концлагеря. Это терапия поиска смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности (как считал Фрейд), а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

12. Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений

13. Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы

Анна Фрейд - младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основала новое направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой считают разработку теории защитных механизмов человека. Также Анна значительно продвинулась в изучении природы агрессии, но всё-таки самым весомым ее вкладом в психологию было создание детской психологии и детского психоанализа.

14. Нэнси МакВильямс. Психоаналитическая диагностика

Эта книга - Библия современного психоанализа. Американский психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет, что все мы до некоторой степени иррациональны, а значит, про каждого человека необходимо ответить на два основных вопроса: «Насколько псих?» и «В чем конкретно псих?» На первый вопрос позволяют ответить три уровня работы психики (подробности в статье: « »), а на второй - типы характера (нарциссический, шизоидный, депрессивный, параноидный, истерический и т.д.), подробно изученные Нэнси МакВильямс и описанные в книге «Психоаналитическая диагностика».

15. Карл Юнг. Архетип и символ

Карл Юнг - второй знаменитый ученик Зигмунда Фрейда (об Альфреде Адлере мы уже рассказывали). Юнг считал, что бессознательное - это не только все самое низшее в человеке, но и самое высшее, например, творчество. Бессознательное мыслит символами. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, с которым человек рождается, оно у всех одинаковое. Когда человек появляется на свет, он уже наполнен древними образами, архетипами. Они переходят из поколения в поколение. Архетипы влияют на все, что происходит с человеком.

16. Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики

Мартин Селигман - выдающийся американский психолог, основатель позитивной психологии. Всемирную известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности, то есть пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. Селигман доказал, что в основе беспомощности и ее крайнего проявления - депрессии - лежит пессимизм. Психолог знакомит нас с двумя своими главными концепциями: теорией выученной беспомощности и представлением о стиле объяснений. Они тесно связаны. Первая объясняет, почему мы становимся пессимистами, а вторая - как изменить стиль мышления, чтобы из пессимиста превратиться в оптимиста. Обзор книги Селигмана « » представлен в Библиотеке КнигиКратко.

24.07.2019 в 12:03 · VeraSchegoleva · 4 100

Самые известные психологи, чьи работы перевернули представление о человеке

До сих пор остаётся одной из самых загадочных дисциплин медицинской науки. Кстати, её часто путают с младшей сестрой - психиатрией. Это неверно, потому что психиатрия является дисциплиной практической, лечебной.

Занимаются этой наукой учёные-психологи. Можно спорить о том, кто из них внёс больший или меньший вклад именно в науку. Но известность не ограничивается научными премиями.

Давайте познакомимся с жизнью и особенностями творчества самых известных психологов России и мира.

10. Владимир Львович Леви

В 1938 году в семье инженеров (отец металлург, мать химик) родился сын, которому предстояло нарушить складывавшуюся династию и стать светилом медицинской науки - а также членом Союза писателей!

Владимир Львович Леви работал врачом-психиатром в Больнице имени ; научным сотрудником Института психиатрии. Кроме прочего, внёс важный вклад в создании «телефона доверия».

Он уделяет огромное значение популяризации научных знаний и распространению передовых идей. Ещё в 1967 г. получило широкую известность его дебютное произведение «Охота за мыслью: Заметки психиатра».

9. Лев Семёнович Выготский


«Основатель марксисткой традиции исследования психики» нынче звучит, как минимум, сомнительно. Но с научной точки зрения это совершенно верное определение. Марксизм ведь не только (и не столько) политическое течение, сколько комплекс научных подходов и традиций в познании мира.

Лев Семёнович Выгодский родился в России (1896 г.), всю жизнь прожил и проработал в СССР. Расцвет его научной карьеры пришёлся на сложный период становления Советской власти.

В научной деятельности также происходили потрясения, связанные с поиском новой, «советской» научной методологии. Выгодскому удалось показать, что следование «новым методам» не просто возможно, но и приводит к переосмыслению науки и новым научным открытиям.

В частности, его исследования убедительно показали что прямое следование в исследовании психологии ребёнка прямым и узким воззрениям модного тогда Фрейда неполноценно и ведёт психологию в тупик. И этот подход отражён во всех его работах - самые известные из которых «Мышление и речь»; «Психология искусства»; «Проблема культурного развития ребёнка» .

8. Дейл Карнеги


Вряд ли можно назвать Дейла Карнеги «психологом» или «психиатром». Тем не менее, всем нам известны его произведения «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»; «Как перестать беспокоиться и начать жить» . Но это лишь доступная публике вершина его творчества.

Родившийся в 1888 г. в бедной американской семье, Дейл Карнеги с раннего детства познал тяготы фермерской жизни. Но его всегда манили и ораторское искусство.

Рано занявшись мелкой торговлей, Дейл смог накопить достаточно денег для того, чтобы полностью посвятить себя любимому делу - преподаванию.

Собственно, его многочисленные труды посвящены, в первую очередь, искусству нахождения контакта с разнообразной и не всегда доверчиво настроенной публикой.

7. Алоис Альцгеймер


Наверное, термин «болезнь Альцгеймера» у всех на слуху. Имя родившегося в 1864 г. в Германии знаменитого невролога и психиатра увековечено ещё в десятке симптомов и патологий нервной системы. Но это его знаменитость «для широкой публики» .

Алоис Альцгеймер всю жизнь занимался исследовательской и научной деятельностью. Многочисленные научные публикации были им объединены в фундаментальный многотомник «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга» .

Но значительная часть творчества остаётся доступной только уму специалиста в виде публикаций в специализированной литературе.

6. Эрнст Генрих Вебер


Родившийся в германии (1795 г.), Эрнст Генрих Вебер не вполне «психиатр». Его главными научными интересами были сравнительная анатомия и микроскопические исследования.

Большинство его научных трудов известны в виде публикаций в специализированных журналах - и они значительно продвинули науку.

Тем не менее, его исследования органов чувств привели к развитию науки «психофизиология». В кабинете каждого невролога найдётся «циркуль Вебера» , позволяющий измерять кожную чувствительность.

«Законе Вебера - Фехнера» стал настолько нарицательным, что этот термин зачастую употребляют, даже не зная, что же он означает. А он связывает психические ощущения с фактической силой внешнего воздействия - и это стало основой «практической психофизики».

5. Мелани Кляйн


«Детский психоанализ», «Игровая терапия» - всецело заслуга Мелани Кляйн . Рождённая в Австрии (1882 г.), известна миру как британский психолог.

Личная жизнь Мелани складывалась не слишком гладко. Её семейная жизнь не сложилась - отношения с детьми постоянно приводили к ссорам.

Более того, её дочь (также известный психоаналитик) утверждает, что старший из сыновей после одного из скандалов покончил с собой.

Вероятно, эта трагедия и подтолкнула Мелани к как науке. Уже имея свою врачебную практику, она была впечатлена знакомством с Фрейдом.

Изданный в 1919 г. труд «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка» полностью основан на идеях Фрейда и личных семейных наблюдениях.

Позднейшие «Развитие одного ребёнка»; «Детский психоанализ»; «Зависть и благодарность» стали классическими популярными произведениями.

4. Адлер Альфред


Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии» .

Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.

В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.

Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере» вполне раскрывает основы того, что впоследствии было названо «индивидуальной психологией». Дальнейшие его труды лишь полнее раскрывают эти взгляды и направлены на их популяризацию в массах.

Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения» .

3. Виктор Эмиль Франкл


Родившийся в Австрии (1905 г.) Виктор Эмиль Франкл с самого начала планировал посвятить себя психологии и психиатрии. Ещё будучи студентом, Франкл обратил пристальное внимание на психологическую помощь в кризисных ситуациях. К середине 20-х годов эта проблема была как никогда актуальна в Австрии и Германии, переживающих этап глубочайшего экономического упадка.

Довелось ему оказаться и в более тяжкой ситуации - в 1942 г. вся семья Франкла была арестована и направлена в концлагерь. И здесь его способности оказались очень кстати. Вместе с другими заключёнными он помогал людям преодолевать ужас и отчаяние.

После освобождения в 1945 г. Виктор Франкл изложил свои взгляды на кризисную психологическую помощь в книге «Сказать жизни “ДА“. Психолог в концлагере» . И это произведение сразу сделало его всемирно известным.

2. Абрахам Харольд Маслоу


Многие выдающиеся учёные вышли из вполне «приземлённых» семей ремесленников или купцов. Вот и в 1908 г. в скромной американской семье бондарей родился Абрахам Харольд Маслоу . К середине XX века его изыскания в области психологии потрясут не только медицину, но и экономику.

Первая научная работа талантливого юноши сразу открыла ему двери лучших лабораторий. Но она мало относилась к человеку - «Взаимосвязь сексуальности и социального поведения у приматов» была биологическим трудом.

Видимо, трудности проживания в бедной семье эмигрантов и собственные жизненные трудности обратили внимание молодого учёного в сторону психиатрии - и, одновременно экономики!

Сегодня принцип взаимосвязи потребностей, социальных обстоятельств и поведения даже школьникам известен как «пирамида Маслоу» .

1. Зигмунд Фрейд


Родившийся в 1856 г. в Австрии, Зигмунд Фрейд прежде всего известен широкой публике как автор нашумевших научных трудов. Не только специалистам, но и публике хорошо известно его раннее произведение «Толкование сновидений». «Психопатология обыденной жизни» с холодной ясностью заставляет задуматься о привычных проблемах.

Пожалуй, на успех национал-социализма как общественного движения немалое влияние оказала книга «Психология масс и анализ человеческого “Я”» .

Гораздо важнее не скандальность его , а шокирующие научные идеи. Для специалистов (психологов и психиатров) настоящим прорывом в науке познания человека стала предложенная им модель психики «Оно - Я - Сверх-Я» .

Публике же ужасной показалась предложенная Фрейдом (и научно обоснованная) связь психики с сексуальностью. Вплоть до того, что само упоминание подобной связи так и называют «фрейдизм» .