Министерство образования и науки РФ

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Вологодской области

«Сокольский педагогический колледж»

Учебно-методическое пособие

для студентов

педагогических колледжей

г. Сокол

Бахорина О.С.,

преподаватель педагогики

БОУ СПО ВО «Сокольский педагогический колледж»


Рецензенты:

Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей / Автор – составитель: Бахорина Ольга Сергеевна.

Учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую профессию» составлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование». В пособии раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гуманистическая природа, социальная роль и образовательные функции; определяются профессионально значимые качества личности педагога; роль и место самообразования в становлении педагога.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам средних педагогических учебных заведений.

Тема 1.2. Роль и место педагога в век информационного общества . Социальная значимость профессии педагога. ………………………………………………….…………………………………8

Тема 1.3. Возникновение и развитие педагогической профессии…………………………………..10
Тема 1.4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога…………...............15
Тема 1.5. Требования к профессиональной компетентности и мобильности воспитателя..…....20
Тема 2. Пути и формы овладения педагогической профессией ……………………………….22
Тема 2.1. Подготовка педагогических кадров. Спектр педагогических специальностей………….22
Тема 2.2. Роль самообразования и самовоспитания в профессиональном становлении педа­гога...26

Литература ………………………………………………………………………………………….…..29

Приложение ……………………………………………………………………………………………..30

Введение

Учебное пособие «Введение в педагогическую профессию» ориентировано на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710«Специальное дошкольное образование» по предмету «Педагогика», «Основы общей и дошкольной педагогики».

Сегодня образование осознается обществом как одна из высших ценностей жизни, развития, совершенствования и благополучия человека. Сфера образования требует профессионалов. Именно поэтому возрастает значимость педагогической профессии.

Знание особенностей педагогической деятельности, ее значимости в современном обществе помогут укрепить уверенность у будущих педагогов в правильном профессиональном выборе. Очень важно, чтобы уже сейчас студенты средних педагогических учебных заведений увидели возможности личностного и профессионального роста в процессе получения образования.

Эффективность воспитания и обучения, формирование личности ребенка зависят от личности воспитателя дошкольного учреждения, его профессиональных качеств. Воспитатель маленьких граждан должен иметь разнообразные знания, уметь вместе с детьми и их родителями находить решения различных проблем, должен уважать достоинство ребенка.

Работа воспитателя в детском саду – это постоянный поиск новых путей, средств и методов воспитания и обучения, поиск нестандартных приемов общения с детьми, коллегами по работе.

Изучение раздела «Введение в педагогическую профессию» поможет будущим педагогам приобщиться к педагогической науке, побудит интерес к овладению основами педагогического мастерства.

В пособии представлены опорные конспекты учебных занятий, задания и вопросы для актуализации знаний студентов по темам.

Тема 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Как трудно воспитательницей быть…

Детишек всех принять и полюбить,

Понять их, приласкать, приободрить,

А если надо – даже защитить,

А сколько надо знать, да и уметь:

Вязать и шить, плясать и песни петь,

За пять минут всех уложить в кровать.

Домой бежать ты сразу не спеши,

Сначала все на место положи,

Нарежь бумагу, краски приготовь,

Чтоб завтра жизнь здесь закипела

Пораньше на работу прибегай,

Проверив все, опять детей встречай.

Евгения Осипова,

выпускница

Сокольского

педагогического

училища 1974 г.
Тема 1.1. Педагогическая деятельность, ее характеристика

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие.

Изучалось это понятие разными науками: философией, психологией, историей, педагогикой.

В философском понимании деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Педагогическая деятельность – это вид деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование и развитие обучающихся.

Педагогическая деятельность

Профессиональная Непрофессиональная

Педагоги Родители, окружающие ребенка люди.


Педагогическая деятельность – это система, имеющая определенную структуру.

Ее компонентами являются:

мотив - цель - предмет - способы осуществления - результат

Мотивы педагогической деятельности

От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, зависит ее успех. Они влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду .

Возникают мотивы на этапе профессионального самоопределения, при выборе профессии. Они недостаточно осознанные. За годы учебы происходит перестройка мотивов: студенты понимают значимость профессии, осваивают ее содержание и технологию, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к совершенствованию в интересах будущих воспитанников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности

Цель определяется обществом и носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности.

Цель воспитания – всестороннее развитие ребенка.

Цель работы воспитателя – подготовка ребенка к школе,

- укрепление здоровья,

- формирование творческих способностей.

Предмет педагогической деятельности

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда.

В педагогической деятельности (как и в любой другой)

Субъект Объект (предмет)

Тот, кто выполняет деятельность. Тот, на кого направлены

усилия субъекта

Педагог Ребенок

Педагогическая деятельность – субъектно-объектная.

Воздействия субъекта на объект выражаются в неосознанном «заражении» чертами педагога. Многие исследователи (Петровский В.А., Газман О.С.) говорят, что у детей существует механизм заимствования манер, черт поведения педагога и в зависимости от этого они отдают предпочтение тем или иным областям знаний.

Характер изменений объекта зависит от позиции субъекта.

Некачественное выполнение своих обязанностей педагогом недопустимо.

Если педагог учитывает особенности воспитанников, их потребности, возможности, стимулирует активность, не подавляет авторитетом, то объект становится субъектом, а педагогическая деятельность – субъектно-субъектная. Это более трудная и творческая деятельность.

Способы осуществления педагогической деятельности

Все педагоги должны владеть педагогической техникой, под ней подразумеваются разносторонние умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимуляции их активности.

Реализуются с помощью орудий педагогической деятельности:

Культура речи – владение словом, дикция.

Невербальные средства – жесты, мимика, пластика.

Результаты педагогической деятельности

Воспитателю, учителю, преподавателю не всегда удается пожинать плоды своего труда, наблюдать его истинные результаты: они проявятся в будущем. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения не узнает, во что вылились его старания. Педагог, трудясь в настоящем, «растит будущее».

Особенности педагогической деятельности

1. Современный педагог должен усвоить мысль о том, что воспитание ребенка – это коллективное дело всех заинтересованных взрослых.

Невозможно определить меру вклада педагога в развитие ребенка , так как на его развитие влияет деятельность многих людей, в том числе и семьи и окружения.

2. Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, так как направлена на стимулирование и коррекцию всех участников педагогического процесса (дети, родители, коллеги).


  1. Непременное условие педагогической деятельности – творчество и автоматические,
репродуктивные действия.

Творчество выражается:

а) в индивидуальном подходе к воспитанникам.

Ребенок – это неповторимая личность, которая требует особых индивидуальных форм воздействия. Но нельзя снабдить педагога готовыми рецептами на все случаи жизни. Педагог должен самостоятельно принимать решения, проявляя быстроту мышления и инициативу.

б) в выборе средств и методов воздействия.

8. Выполните задания 3, 4 (Приложение 1).

Введение в педагогическую профессию

Лекция 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Вопросы:
1. Педагогическая деятельность как профессия.
.
2. Классификация профессий. Гуманистический характер
педагогической деятельности.

Первый вопрос: Педагогическая деятельность как профессия.

Анализ понятий «профессия», «специальность

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит,… Профессиональная деятельность требует специального образования, т. е.… Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель,…

Завуч школы - Руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся; организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим педагогическим работникам в подготовке учебно-программной документации, проведении занятий и внеклассных мероприятий и др.

Директор школы - осуществляет общее руководство учебным заведением; организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности.Осуществляет руководство коллективом работников образовательного учреждения, как штатных, так и внештатных; обеспечивает подбор и расстановку кадров; устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, служебными и квалификационными характеристиками круг обязанностей работников школы; создает необходимые условия для повышения их научно-методического уровня.

Второй вопрос: Классификация профессий. Гуманистический характер

Педагогической деятельности

Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда… Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым… По первому признаку - предмет труда - все существующие профессии (специальности) можно разделить на пять типов…

ЛЕКЦИЯ 2 Социальная миссия и профессиональные функции педагога

Вопросы:
1. Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.
2. Функции педагога, его квалификационно-профессиональные обязанности и роли.

Первый вопрос: Понятие «социальная миссия» педагогической деятельности.

Следовательно, школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы людей. Вот почему так важно для педагога осознание не… Конечно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность… Гражданская позиция учителя заключается в предпосылке развития педагогического творчества, росте педагогической…

Второй вопрос: Функции педагога, его квалификационно-профессиональные

Обязанности и роли

Осуществление педагогом своей высокой миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять.… Педагогическая деятельность включает в себя большой круг функций, выполнение… Функции педагога отражают его социальное назначение, квалификационно-профессиональные обязанности и исполняемые…

Лекция 3 ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Вопросы:
1. Свойства и профессионально важные качества педагога
2. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
Анализ понятий «профессия», «специальность

Свойства и профессионально важные качества педагога

· Свойства и склонности педагогические:
физические: крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо - ритм,…

Второй вопрос: Профессиональная компетентность педагога и ее структура

Педагогическая же задача есть часть педагогической действительности, и вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи цикл ее решения… В. А. Сластенин классифицирует все педагогические умения, объединяет их в… 1) умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в…

Лекция 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Вопросы:
1. Компоненты педагогической культуры
2. Педагогическое творчество и мастерство

Первый вопрос: Компоненты педагогической культуры

Главным условием успешного выполнения педагогом его профессиональных функций, является личная (индивидуальная) педагогическая культура.
Современные ученые рассматривают педагогическую культуру человека как… Таким образом, культура выступает средоточием духовности, энергии созидания, высшим критерием достижений в различных…

Второй вопрос: Педагогическое творчество и мастерство

Мастерство педагогическое - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально… И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций… Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост…

Н.Л.Винниченко

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебное пособие

Томск - 2004

ББК 74.00.я73

В.48
Учебное пособие разработано в рамках гранта РГНФ № 04-06-00284 а «Теоретико-методологическое обоснование технологии подготовки специалиста квалификации «Учитель малокомплектной школы»
Винниченко Н.Л.

Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие - Томск: ТГПУ, 2004.

Рецензент - Атрашенко А.Н., кандидат пед. наук, директор городского научно-методического центра
В данном учебном пособии рассмотрены основные аспекты педагогической профессии, возможности и условия ее освоения. Пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по психолого-педагогическим дисциплинам.

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, учителей и читателей, интересующихся педагогической деятельностью.

© ТГПУ, 2004
© Винниченко Н.Л., 2004
СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................…………..5

1 Общая характеристика педагогической профессии………………………………………..........................................................6


    1. Профессия и профессионализм педагога………………………………………..6

    2. Особенности педагогической профессии…………………………………..........9

    3. Из истории университетского образования……………………………………..11

    4. Современное высшее профессиональное образование………………………...12

  1. Профессиональная деятельность и личность педагога…………………….14

    1. Общечеловеческие ценности – основа педагогической деятельности………..14

    2. Сущность педагогической деятельности………………………………………..16

    3. Структура педагогической деятельности…………………………………..........17

    4. Педагогическая позиция………………………………………………………….18

    5. Образ учителя в современной культуре…………………………………………20

    6. Формирование «Я-концепции» педагога………………………………………..21

    7. Педагогические способности…………………………………………………….22

  2. Общая и профессиональная культура педагога……………………………..24

    1. Культура педагогического труда………………………………………………….24

    2. Культура педагогического общения……………………………………………...27

  3. Государственный образовательный стандарт и требования к личности и профессионально компетентности педагога………………………………….29

    1. Профессиональная компетентность педагога……………………………………29

    2. Педагогические знания и теоретическая готовность к педагогической деятельности……………………………………………………………………….31

    3. Педагогические умения и практическая готовность к педагогической деятельности……………………………………………………………………….32

    4. Профессиональный идеал педагога………………………………………………33

  4. Профессиональное становление и развитие педагога………………………34

    1. Современные стратегии образования……………………………………………35

    2. Проблемы творческого роста учителя……………………………………………37

    3. Педагогическая карьера……………………………………………………………38
Словарь..........................................................................................................…….........41

Литература................................................................………………………………….42

Введение.
Одна из самых сложных профессий в современном мире – профессия педагога. Общество доверяет ему формирование будущих поколений, тех, кто через несколько лет будут определять дальнейшее развитие нашей цивилизации. Именно поэтому к педагогу общество предъявляет очень высокие профессиональные требования.

Вы избрали эту профессию делом своей жизни. Педагогический университет поможет вам овладеть этой профессией, стать квалифицированным специалистом, обрести своё профессиональное кредо, раскрыть ваш творческий потенциал. Для этого в педагогическом университете изучается целый блок педагогических дисциплин. Данный курс познакомит вас с сущностью педагогической профессии, её структурой, системой педагогических учебных заведений и многим другим, чем богата эта профессия. Он носит ориентирующий характер, помогающий определить человеку, правильно ли он выбрал свой профессиональный путь.

В работе над текстом пособия вам поможет различный шрифт. Полужирным шрифтом выделены названия тем и наиболее важные понятия, их расшифровка. Подчеркнутые слова и словосочетания разъясняют понятия, их структуру. Курсивом выделены основные идеи тем. В конце каждой темы вы найдёте вопросы, которые помогут лучше усвоить текст, поразмыслить над ним, сформулировать собственное мнение по данному вопросу. Основные определения и понятия , расшифровка которых приводится в тексте, можно также найти в словаре, находящимся в конце пособия. Там же приведен список литературы, которая использовалась при написании пособия.

Труден путь освоения педагогической профессии, поэтому формировать профессиональные умения необходимо с самого начала обучения профессии. Каждое новое знание, приобретённое умение поведёт вас к вершинам педагогического творчества.

Доброго вам пути!

1 Общая характеристика педагогической профессии.
Педагогическая профессия, её возникновение и культурно-историческое развитие. Особенности педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей. Квалификация в педагогической профессии . Университет как феномен европейской культуры. Особенности развития российского университетского образования. Структура современного педагогического университета. Основные формы занятий в университете. Роль самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов в процессе овладения профессией в педагогическом университете. Педагогические учебные заведения.
1.1 Профессия и профессионализм педагога.
Профессия "педагог" - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими. Чаще всего это были старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Эти дети становились монахами-писцами при монастырях. Грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным людям , а большому количеству. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. Для этого нужны специальные методики, которые могут разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. Профессия педагог становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, становятся разнообразнее, теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер. Появляется такое понятие как "система учитель", являющаяся проводником и распространителем культуры в широких народных массах.

Система учитель - это система хранения и передачи информации последующим поколениям. 1

Возникновение этой системы имело несколько различных последствий, которые сыграли значительную роль в развитии человеческого общества. Можно выделить следующие, наиболее важные: развитие национального языка, в том числе развитие письменности, литературы; возникновение и развитие нравственных норм общения людей; приобщение к своей национальной культуре и проникновение в культуру других народов.

Социальная значимость учителя очень велика, ведь от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно будет способно, а, следовательно, каким будет наше будущее общество.

Что же такое профессия «педагог», чем она отличается от других профессий?

Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно , в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.

Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 2

Профессия – это объективно необходимый, особый вид деятельности, связанный с реальной действительностью. Она обладает собственной целью, имеет собственный продукт, нормы и средства, которые детерминированы особой социальной функцией и технологией той среды общественной жизни, которую данная деятельность обслуживает. Профессию не следует путать со специальностью, которая закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Специальность может быть узкой или широкой, но в любом случае, она связана с ареалом знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Поэтому следует различать: педагог – это профессия, а филолог – может быть специальностью в рамках этой профессии. В рамках одной специальности могут существовать самостоятельные профессии.

Можно выделить четыре значения термина «профессия»:


  1. Область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда.

  2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.

  3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции.

  4. Деятельность, работа профессионала , то есть сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций.
Наряду с термином «профессия» часто встречается термин «профессионализм», вызывающий много споров и разногласий. Данное понятие можно раскрыть согласно разработанной концепции профессионального развития личности.

Профессионализм – это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях. 3

Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, её функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, то есть формируется личностный стиль деятельности;

2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах:

В когнитивной сфере - в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости;

В эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности ;

В практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате - установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.

Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности. Выделенные факторы являются ведущими в процессе становления личности профессионала, они применимы к любой профессии. Есть и другие факторы, которые зависят от ведущих.

Каждый их факторов может быть неравномерно выражен у профессионала. Слияние отдельных личностных качеств в результате профессиональной деятельности определяет основные направления профессиональной специализации, например: педагог-предметник, педагог-методист и т.д.

Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных стилей деятельности можно наблюдать у учителей-новаторов. Они не идут традиционным путем, стремясь реализовать всю совокупность педагогических средств, а максимально используют лишь то, что позволяет им эффективно оказывать свое личностное воздействие. Например, В.Ф.Шаталов этого добивается через четкую организацию учебного процесса, опирающуюся на конспективно-схематическое изложение и обозначение материала; С.Д.Шевченко - через ученическое самоуправление, раскрытие творческих возможностей школьников.

1.2 Особенности педагогической профессии.
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа "человек-человек" выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития , формирования её духовного мира.

Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». 4

Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». 5

Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность.

Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности , применять нестандартные решения.

И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, честность, чувствительность. 6

Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Слайд 2

Возникновение и становление педагогической профессии

Педагогику часто определяют как человековедение. Человек, посвятивший себя делу воспитания детей, ответственен за судьбу каждого ученика. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа

Слайд 3

К деятельности и личности педагога сегодня предъявляют особые требования, связанные с развитием фундаментальности профессиональных базовых знаний, инновационности мышления и практико-ориентированных исследовательских навыков, умений решения конкретных педагогических проблем, необходимостью формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности

Слайд 4

Учитель – не только профессия, суть которой – дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке (В.А Сластёнин) В рамках нашего курса мы познакомимся с основными теоретическими и практическими аспектами процессов воспитания и обучения школьников, которые систематизированы по основным разделам педагогики: введение в педагогическую профессию, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания

Слайд 5

Изучение данного курса позволит сформировать общие представления о ключевых понятиях и закономерностях целостного педагогического процесса, умения осуществлять профессиональную деятельность в условиях инновационных изменений образовательного пространства. Структура и содержание курса определяются новыми Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения. При этом мы оприраллись на методологические и теоретические положения В.А. Сластёнина, основанные на идее целостности и субъектности развития личности

Слайд 6

Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Нелегок хлеб, добываемый на педагогической ниве, но поистине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Труд педагога – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность (В.А. Сластёнин)

Слайд 7

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени – взрослые и дети – участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками

Слайд 8

И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека

Слайд 9

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». НЕ без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека

Слайд 10

Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения

Слайд 11

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги

Слайд 12

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов

Слайд 13

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества

Слайд 14

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование

Слайд 15

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя.В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: Любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научиться. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая эти уважение подрастающего поколения к личности наставника. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно – Учитель

Слайд 16

Значение слова «учитель» первоначально не было связано с профессиональной деятельностью, с получением специального образования, не отражало закрепленных обществом и государством требований и характеристик. Учитель – это прежде всего наставник, человек, духовно и нравственно находящийся выше остальных, а следовательно, несущих людям новые знания, новый опыт. Учителем признавался тот, кто имел свое учение, мог привлечь сторонников, учеников. Так, в религиозных и философских течениях Учитель – это человек, обладающий непререкаемым авторитетом у своих добровольных последователей (учеников) и несущий ответственность за их судьбу

Постепенно люди осознавали, что процесс передачи знаний и опыта от старшего поколения к младшему может быть целенаправленным, управляемым и более эффективным. С этого момента начинает осуществляться профессиональная подготовка учителей

Слайд 17

Возникновение педагогической профессии имеет субъективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приводящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство

Слайд 18

Он создал нас, он воспитал наш пламень,Поставлен им краеугольный камень,Им чистая лампада возжена…

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция, в чем состояло его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в ввиду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки:

Слайд 19

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» - обращается к нему ученик. «Обогати ее», _ отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» - спрашивает ученик. «Обучи ее!» - восклицает учитель

Слайд 20

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога

Слайд 21

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци истратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все – для других, ничего – для себя»

Слайд 22

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Литературное наследие Ушинского составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня

Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждется государства и им живут целые поколения»

Слайд 23

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А.С. Макаренко приобрели всемирное признание

Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная, и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей»

Слайд 24

Если возникновение педагогической профессии обусловлено конкретно-исторической необходимостью передачи накопленного социального опыта последующим поколениям, то процесс ее становления должен рассматриваться как динамичный, изменяющийся и постоянно развивающийся. Специфика педагогической деятельности всегда зависит от социально-экономических, политических, культурных особенностей общества

Слайд 25

Задачи, вставшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития конкретного общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и, наоборот, с командно-административных отношений на демократические, с ориентации на «среднего» ученика к признанию уникальности каждой личности учащегося

Слайд 26

Сегодня процесс становления педагогической деятельности зависит от целого ряда факторов:

Престижа профессии; - отношения к профессии учителя в обществе; - требований, предъявляемых к учителю как государством, так родителями и учениками; - системы профессиональной подготовки будущих педагогов; - конкретной социальной среды, в которой происходит формирование личности учителя Все эти факторы так или иначе находят свое отражение в специфике современной педагогической деятельности

Посмотреть все слайды

Тест-анкета

Факультет _________________ Курс _____ Группа ________

Фамилия, имя __________________________ Дата _________

№ суждений Содержание суждений Степень согласия
Каждый деть - радость собираться в университет
Войдя внутрь, забываешь, что делается за его стенами
Приятно видеть здесь знакомые лица
Трудно припомнить в этих стенах у себя чувство обиды, унижения, оскорбления
В каждой аудитории по-своему красиво и уютно
Учебное расписание - калейдоскоп впечатлений и некогда скучать
Сигнал на перерыв застает врасплох и и вызывает легкое чувство досады
Не хочется уходить домой и можно не уходить, потому что после занятий начинаются кружки, викторины и т. д.
Любишь приводить сюда друзей и знакомых, чтобы показать им, где ты учишься
Гордишься тем, что учишься именно в этом университете

Обработка данных:

2. На основе этих сумм найти средний показатель для группы (потока, факультета) в целом.

4. На основе полученных сумм проранжировать суждения. Для этого на первое место поставить суждение, получившее наибольшую сумму, на второе - чуть меньшую и т.д., на десятое - наименьшую.

5. Дать качественную характеристику культуры учебных отношений в вузе в целом и в отдельных его подразделениях.

6. На основе ранжированного ряда суждений назвать показатели, которые отвечают требованиям культуры учебного труда в вузе, а также те, которые прежде других нуждаются в совершенствовании.

В древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины, взрослые и дети, участвовали в совместных делах, которые были значимы для всего племени. Так, например, добывание пищи составляло главный смысл существования общины. В то далекое время передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, детям была включена в совместную трудовую деятельность. Дети, участвовавшие со взрослыми в совместных делах, усваивали знания о способах деятельности (охота, рыболовство, собирательство и др.) и овладевали умениями и навыками. Лишь со временем передача опыта выделилась в самостоятельную функцию, которую стали осуществлять старейшины рода - уважаемые и умудренные опытом члены общины. Такую их деятельность по подготовке подрастающего человека к жизни в современном понимании мы называемвоспитанием. Так воспитание стало особым видом деятельности и сознания человека. В ходе воспитания воспитатель и воспитанники вступали между собой в определенные воспитательные отношения.



Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой в процессе передачи общественного опыта, направленные на развитие человека как личности. На протяжении всей истории развития человечества воспитательные отношения усложнялись и углублялись, породив разнообразные формы своего фиксирования в виде педагогического знания (рис. 1).



Рис. 1. Формы существования педагогических знаний на различных

исторических этапах

В период рабовладельческого общества в Древней Греции появился термин «педагог », обозначавший тогда раба, присматривавшего за детьми рабовладельца и водившего их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда - ребенок, гогос - вести) обозначает детоводитель. Впоследствиипедагогами стали называть людей, которые профессионально занимались воспитанием и обучением детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании- педагогика. Термин «школа » тоже зародился в то время. Греческое словошкола означает досуг, место учения.

Длительное время педагогические знания оставались в составе философии и развивались в рамках оригинальных и прогрессивных для своего времени педагогических идей. В трудах древнегреческих философов Платона, Гераклита, Демокрита, Аристотеля и других содержится немало интересных мыслей о воспитании. Так, Платон (427-348 гг. до н.э.) писал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут хуже обуты. Но если плохо выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных людей.

В рабовладельческом обществе появляются специальные воспитательные учреждения и воспитатели-профессионалы. Дети рабовладельцев воспитываются в частных или государственных школах, где занимаются гимнастикой и военным делом, обучаются музыке, пению, чтению и письму. В некоторых школах преподают геометрию и астрономию, которые необходимы для занятия зодчеством, строительством, вождением судов.

Дети рабов с малых лет включались в трудовую деятельность в хозяйстве рабовладельцев, в процессе которой получали ремесленно-трудовое воспитание и приучались к послушанию.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны религиозной догматикой.

Феодальное общество характеризуется господством религиозной идеологии и сословным воспитанием подрастающего поколения. Сыновья феодалов готовились к военной службе. Они обучались умению ездить верхом, плавать, фехтовать, метать копье, охотиться. Духовенство обучалось в церковных школах. Дети зажиточных крестьян и ремесленников посещали церковно-приходские школы, где обучались молитвам, церковным обрядам, чтению, письму и счету.

Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в XVII веке. Таким образом, педагогическая профессия получила научное подкрепление.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы подрастающее поколение не усваивало опыт предыдущих поколений. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по повышенному чувству долга и ответственности ее представителей. Главное ее отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельностистановление и преобразование личности, педагог призвануправлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»).Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, агуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Уважение к личности человека, идеи духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека.

Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности учащегося. Оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности – это гуманистическая направленность педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность имеет как количественные, так и качественные характеристики. Труд педагога можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Личностные качества педагога являются важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности. Все они имеют профессиональную значимость. Хороший педагог - это порядочный, честный, справедливый, добрый человек. В то же время каждая профессия предъявляет свои требования к личностным качествам работника, которые и позволяют выполнять ту или иную деятельность успешно, а отсутствие или недостаточно сформированный их уровень резко снижает эффективность труда. Так, для педагога характерными являются такие качества, как общительность и коммуникативность.

Специфика педагогического труда предъявляет к педагогу ряд личностных требований, которые в педагогической науке определяются какпрофессионально важные личностные качества, являющиеся характеристикой интеллектуальной, эмоциональной и социальной сторон личности, существенно влияют на результат педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Выделяют доминантные и периферийные качества, существуют также негативные и профессионально недопустимые качества для педагога (рис. 2).

Рис.2. Структура качеств личности педагога

Доминантные качества – это социальная активность, целеустремленность, справедливость, гуманность и др. Отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Например, доброжелательность, приветливость, чувство юмора, внешняя привлекательность и др.

Негативные качества способствуют снижению эффективности педагогического труда (неуравновешенность, пристрастность, мстительность). Профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности педагога (рукоприкладство, грубость, беспринципность, вредные привычки, безответственность, некомпетентность, безнравственность).

Индивидуальный стиль деятельности педагога определяют не сами профессионально важные качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. При этом приоритетными являются доминантные качества.

Каждый ли педагог может стать мастером своего дела, или для достижения педагогического успеха необходимо какое-то особое дарование? Иначе, какие факторы влияют на успех педагогической деятельности, на формирование профессионального мастерства: природные или социальные?

В педагогике долгое время преобладала точка зрения, согласно которой считалось, что готовит к жизни воспитатель, обладающий педагогическим талантом. Основным условием успеха в его работе считались специальныеспособности. Есть и другие точки зрения на данный вопрос.

Современная наука также не дает однозначного ответа на вопросы в отношении педагогических способностей. Выделяют четыре фактора, влияющих на формирование способностей:задатки, воспитание, среда, личное стремление к самосовершенствованию.

К числу основных педагогических способностей можно отнести следующие: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, перцептивные, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психомоторные, способности к распределению и концентрации внимания, гностические и конструктивные (рис. 3).


Рис.3. Основные педагогические способности

Экспрессивные – умение педагога образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов и невербальных средств.

Дидактические – умение преподнести учебный материал так, чтобы он стал доступным и был прочно усвоен, а также эффективно строить учебно-воспитательный процесс.

Научно-педагогические – подразумевают участие в научно-исследова­тель­ской работе педагогического характера.

Перцептивные – умение воспринять внутренний мир учащегося, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, выявить его отношение к занятиям, к педагогам.

Коммуникативные – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего, с учащимися, в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения.

Личностные – проявление педагогического такта, что заключается в умении соблюдать чувство меры в отношениях с окружающими, особенно при проявлении требовательности, которая всегда сочетается с уважением к обучаемым, заботой о них.

Организаторские – умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое учебное занятие, классный час, вечер отдыха, родительское собрание и т.п.

Мажорные– оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение.

Психомоторные – обеспечение двигательных навыков, способность в работе «соединять голову с руками», подбирать индивидуальную технику движений для учащихся во время практического обучения, эксперимента и других работ.

Способности к концентрации и распределению внимания – умение на занятиях и в других случаях общения держать в поле зрения всю учебную группу, видеть каждого учащегося в отдельности.

Гностические – умение быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами.

Конструктивные способности или педагогическое воображение – умение проектировать будущее воспитанников, планировать предстоящую работу, предвидеть результаты своего труда.

Педагогические способности можно классифицировать как определенные действия, совершаемые педагогом по отношению к студентам, взаимодействию с ними, по отношению к среде, в рамках которой осуществляются воспитательные процессы. При этом педагогические способности можно охарактеризовать через умения, отражающие доступный реальный уровень их проявления.

К способностям педагога по отношению к взаимодействию с учеником можно отнести: экспрессивные, дидактические, авторитарные, научно-педагогические, коммуникативные, личностные, организаторские, мажорные, психологические, конструктивные; по отношению к ученику выделим следующие способности: перцептивные, гностические; по отношению к среде – способности к концентрации и распределению внимания.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Объясните, как воспитание стало особым видом деятельности.

2. В чем заключается сущность воспитательных отношений?

3. Сравните между собой формы существования педагогических знаний на различных исторических этапах.

4. Объясните сущность педагогической профессии.

5. Какие функции исторически закрепились за педагогической профессией?

6. В чем проявляется гуманистическая направленность педагогической деятельности?

7. Объясните сущность творческого характера педагогической деятельности.

8. Приведите структуру профессионально значимых качеств личности педагога.

9. Проанализируйте основные педагогические способности.