December 30th, 2016

28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России - «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, - 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».


Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла


А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть », — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания », — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич


«Долина Смерти»


А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.


Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.


Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.


Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.


Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.


Сооружение монумента «Родина-мать зовет!»


Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный . Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.


Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало », — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Вучетич Евгений Викторович — один из наиболее именитых и востребованных деятелей искусства сталинского периода, создатель наиболее престижных и значимых монументов эпохи коммунистического строительства. Родился Е.В.Вучетич 15 декабря 1908 года в Екатеринославле (переименован в Днепропетровск). В 18 лет поступил в Ростовское художественное училище, которое успешно закончил в 1931 году. С 1931 по 1933 годы учится в Ленинграде в Академии художеств. В своих работах скульптор воссоздал наиболее значимые события в истории советского государства, его образы символизируют героизм советского народа. Особенно волнует Вучетича тема Великой Отечественной войны, в которой он принимал непосредственное участие. Великий подвиг народа отражен в его героико-символических с пафосом драматизма и непременного жизнеутверждения монументальных образах. В 1946 году в Вязьме был открыт памятник генерал-лейтенанту Ефремову, выполненный из бронзы и гранита. В 1947 году скульптор был награжден за него Государственной премии СССР. В 1948 году в Киеве был установлен гранитный памятник генералу армии Ватутину.

Вучетич является автором таких крупномасштабных скульптурных композиций, как памятник-ансамбль воинам-освободителям, павшим в боях с фашизмом. Был выполнен в 1946-49 годах из бронзы и гранита и установлен в Берлине в Трептов-парке, удостоен в 1950 году Гос. премии СССР. В том же, 1950-м, скульптор получил Государственную премию СССР за барельеф «Клянёмся тебе, товарищ Ленин...», выполненный в 1949 году из серебра и катодной меди. В 1967 году в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт потрясающей красоты и величия мемориальный комплекс (1963-67 годах) с фигурой «Матери-победы» в центре, прославляющий беззаветное мужество и стойкость защитников Сталинграда. В 1970 году был удостоен Ленинской премии. Впечатляет своими размерами и исполнением монумент В. И. Ленину, установленный в Волгограде. Это самый большой монумент, созданный реально жившему человеку, он внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Е. В. Вучетич — автор многочисленных скульптурных портретов Сталина, военачальников, политических деятелей, героев войны и труда. 1945 год — портрет генерала И.Д.Черняховского (бронза, гранит), 1947г. — В.И.Чуйкова (мрамор), 1948 год — Н. Ниязова (бронза), Т. Т. Хрюкина (мрамор). В 1955 году Вучетич выполнил из бронзы портрет Ж. Кишфалуди-Штробля (скульптора), в 1956 году — Ленина (гранит). Почти все эти работы скульптора были удостоены Гос. премии СССР и хранятся в Третьяковской галерее. Вучетич создал грандиознейший монумент Сталину, который был установлен в 1951 году на Волго-Донском канале. На сооружение этого памятника было затрачено 33 тонны меди помимо других материалов. К сожалению, в период десталинизации многие памятники вождю были снесены, многие — просто разрушены.

С 1953 года он является действительным членом АХ СССР. Вучетич — автор бронзовой скульптуры «Перекуём мечи на орала» (1957 г.), которая была подарена ООН и установлена в Нью-Йорке у здания ООН. В 1958 году на Лубянке был установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году три работы Вучетича были удостоены «Гран при». В 1959 году ему было присвоено звание Народного художника СССР. За созданные им портреты политических деятелей Индии Вучетич был награжден премией имени Дж. Неру. Пятикратный лауреат премии имени Сталина был награжден орденами Ленина, орденом Великой Отечественной войны и медалями. Умер величайший монументалист и портретист сталинской эпохи в 1974 году.

Евгений Викторович Вучетич - известный советский скульптор. Основное направление в искусстве - социалистический реализм.

Влияние на творчество оказали А. С. Чиненов, А. И. Мухин и А. Т. Матвеев. Получил звания Героя Социалистического Труда и народного художника СССР.

Биография Е. В. Вучетича

Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.

Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.

С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.

Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.

С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.

Известные скульптуры

Е. В. Вучетича «Воин-освободитель» - совместный проект Е. В. Вучетича, А. В. Горпенко и Я. Б. Белопольского. Скульптура находится в Берлине, Трептов-парк. В мемориале покоятся останки более 7000 советских солдат, известны имена лишь одной седьмой части от всех похороненных. Нога солдата попирает разрушенную свастику, тем самым показывая, что фашизм повержен усилиями советского народа.

Памятник Воин освободитель фото

Мемориал стал символом борьбы советского народа с фашизмом и освобождения европейских стран от гнета нацистов. Был открыт в мае 1949, работа над монументом длилась около трех лет.

«Родина-мать зовет!» - самая известная скульптура Е. В. Вучетича. Часть ансамбля «Героям ». Расположена на в Волгограде. Самая высокая скульптура в России и Европе, только меч имеет длину 33 метра, а это уже в 3 раза больше «Воина-освободителя».


Также Е. В. Вучетич спроектировал такие монументы, как «Советскому народу слава!», «Соединение фронтов», «Перекуем мечи на орала» и т. д.

Вучетич не был достаточно популярен в свое время, в газетах о нем писали, лишь когда находился еще один из предполагаемых прототипов советского солдата, спасшего немецкую девочку и изображенного на скульптуре «Воин-освободитель» в Берлине. О личной жизни великого скульптора стало известно лишь из уст его дочери, художницы Аэлиты Стаховской.

Свою любовь, мать Аэлиты Марию Лазареву, Вучетич встретил в Ростове-на-Дону, когда ему было двадцать, а ей шестнадцать. Вскоре события в его жизни закрутились с невероятной быстротой - окончание художественного училища, женитьба, переезд в Среднюю Азию, рождение двоих сыновей.

Мария и Евгений вновь встретились в столице через шесть лет. Чувства вспыхнули вновь, Мария даже позировала для скульптуры «Партизаны», посвященной участницам Гражданской войны. Мария забеременела, родилась дочь Аэлита. Любовь Марии и Евгения прожила до конца их дней, но обстоятельства так и не позволили им воссоединиться.

28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. С нашим регионом мастера связывает многое. Прежде всего, это, конечно, монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Но есть и другие работы. «АиФ-Волгоград» предлагает ознакомиться с наиболее прославленными произведениями народного художника СССР.

«Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открылся мемориал, в котором захоронено 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана стоит 12-метровая 70-тонная бронзовая статуя солдата. В левой руке он держит спасенную немецкую девочку, в правой – опущенный меч. Сначала Вучетич вложил солдату в руку автомат, но товарищ Сталин настоял на холодном оружии. Видимо, совет «отца народов» скульптор запомнил хорошо, так как в дальнейшем меч будут держать еще некоторые его изваяния.

Прототипом «Воина-освободителя» послужил солдат Николай Масалов (участник боев за Сталинград), спасший в апреле 1945 года берлинскую девочку.

Бронзовый боец попирает ногами разрушенную свастику. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра, выполненная в виде ордена Победы.

В 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ, также известный как ВДНХ) открылся гипсовый горельеф: площадь 90 квадратных метров, глубина объемной картины – 62 см. На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.

«Соединение фронтов»

В 70 км от Волгограда в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области стоит 16-метровая композиция. Как это принято у Вучетича, солдаты стоят на холме, к вершине которого ведут ступени. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Так завершилась операция «Кольцо».

«Перекуём мечи на орала»

В 1957 году работа Евгения Вучетича появилась в цитадели капитализма: в Нью-Йорке. У здания ООН разместилась статуя мускулистого мужчины с мечом. Но человек не хочет войны, поэтому тяжелым молотом он перековывает оружие в мирный плуг. Натурщиком при ваянии был олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич. Кстати, Гуревич потом эмигрировал и до сих пор живет в Чикаго.

А копии знаменитой статуи есть в Москве, рядом с Третьяковской галереей, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).

Памятник Дзержинскому

В 1958 году на Лубянке (тогда – площади Дзержинского) появился памятник «железному Феликсу», отлитый из бронзы. Вес самой статуи – 11 тонн.

Это, без отношения к художественным достоинствам скульптуры, самое скандальное произведение мэтра. Ветераны КГБ и их единомышленники добиваются возвращения Дзержинского на Лубянку, откуда его в 90-х сослали в Парк искусств МУЗЕОН. В противоположном лагере такие предложения, понятно, восторга не вызывают. Скульптуре, между тем, требуется основательная и дорогостоящая реставрация.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет Фото: www.russianlook.com Это, пожалуй, самое известное творение выдающегося скульптора. Для волгоградцев – так уж точно. Грандиозный монумент на вершине Мамаева кургана стал символом целого города. Масштабы здесь значительно превосходят все предыдущие работы автора. Один только меч длиной 33 м получается почти в три раза больше «Воина-освободителя».

15 октября 1967 скульптуру, бывшую на тот момент самой высокой в мире, торжественно открыли. Есть версия, что волгоградская «Родина-мать» является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» (скульптор Лев Головницкий) в Магнитогорске и «Воин-освободитель». Якобы на Урале меч выковали, потом Родина-мать вознесла его над головой в Сталинграде, а опустили его только после Победы в Германии. Триптих сформировался только к 1979 году.

Памятник Сталину-Ленину

В 1952 году в Сталинграде у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала появился памятник Иосифу Сталину. Пассажиры кораблей, шедших по Волге, видели 26-метрового колосса на набережной Красноармейского района. Сталин задумчиво глядел вдаль, сжимая свернутую трубочкой газету.

Однако в 1961 году за одну ночь статую вождя демонтировали. Как вспоминали жители, территорию набережной Фадеева оцепили. Никого не пропускали. Скульптуру распилили на части. Когда крановщик оттаскивал голову Сталина, трос врезался ему под усы и застрял. «Закусил!» - засмеялись рабочие. Где теперь фрагменты статуи, неизвестно. Возможно, где-нибудь на волжском дне.

С 1961 по 1973 год пассажиры теплоходов могли видеть на берегу только пьедестал, который местные острословы называли «пустомент». Однако при Брежневе решили одного вождя заменить на другого. Так появился памятник Ленину из облегченного железобетона. Высота скульптуры – 27 метров, а постамента – 30 метров.

«Родина-мать»

Монумент в Киеве – это последнее поражающее размерами произведение Вучетича. Он умер, не увидев работу законченной. Более того, заканчивавший проект Василий Бородай внес изменения в облик статуи.

Фигура сделана из нержавеющей стали. Сначала даже хотели покрыть ее сусальным золотом, но потом всё же решили посчитать, во сколько это обойдется, и отказались от идеи.

Самая статуя существенно ниже, чем волгоградская, однако она стоит на постаменте, высота которого 40 метров. Внутри пьедестала разместился музей.

Памятник в Киеве Фото: www.russianlook.com

В центре Берлина, в Трептов-парке, где находится братское кладбище воинов Советской Армии, павших в боях с фашизмом, возвышается огромный бронзовый монумент советского воина-освободителя. В правой его руке меч, рассекший фашистскую свастику, лежащую у ног, на левой руке он бережно держит спасенного ребенка. Эта статуя получила всемирное признание. Она олицетворяет образ Советской Армии, разгромившей гитлеровский фашизм. Автор этого замечательного монумента — Евгений Викторович Вучетич.

Творческий путь Вучетича начался во второй половине 30-х годов, но особенно разносторонне его талант проявился в послевоенный период.

Вучетич родился 28 декабря 1908 года в Екатеринославе (Днепропетровске). Раннее детство будущий скульптор провел на Кавказе, недалеко от города Грозного, где на нефтепромыслах работал его отец — горный инженер.

Интерес к скульптуре у Вучетича проявился с детства. С большим увлечением лепил он из хлебного мякиша и пластелина фигурки различных зверей. Родители, обнаружив увлечение сына, всячески его поощряли.

Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции Вучетич с семьей переезжает в Ростов-на-Дону.

Неизгладимое впечатление на двенадцатилетнего мальчика произвели события, связанные со взятием Ростова в 1920 году войсками Первой Конной Армии. Живой, общительный и любознательный, Евгений заслушивался рассказами о войне, о доблестных командирах К. Е. Ворошилове и С. М. Буденном. Глубоко захватившая его романтика гражданской войны нашла свое отражение в первых юношеских произведениях начинающего скульптора.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, сообщили матери о том, что в городе имеется художественная школа, куда Вучетич и был принят в 1926 году. Нужно сказать, что ростовская художественная школа сохраняла и развивала традиции русского реалистического искусства. Скульптор с большой теплотой и благодарностью вспоминает руководителя школы А. С. Чиненова, в прошлом передвижника, и преподавателя живописи А. И. Мухина. Эти мало известные художники, но прекрасные педагоги сумели привить Вучетичу любовь к реалистическому искусству, воспитали в нем волю и упорство. В школе Вучетич работает с огромным увлечением. Не довольствуясь занятиями в степах школы, он получает дополнительные указания, посещая Чиненова и Мухина на дому. Уже в этот период определяется круг тем и сюжетов скульптора. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В ранних ученических работах уже сказывается сильный темперамент скульптора, стремление передать романтику и жизненную экспрессию изображаемых событий.

В 1930 году Вучетич окончил ростовскую художественную школу. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю. Вучетичу еще нехватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Чувствуя необходимость продолжать свое профессиональное образование, Вучетич в 1931 году поступает в Ленинградскую Академию художеств. Он надеялся полученные ранее в художественной школе знания, навыки реалистического мастерства углубить серьезной и упорной учебой. Однако в этот период в Академии художеств было сильно влияние формализма. Подлинной школой для Вучетича явились ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков. Но в Ленинграде Вучетич пробыл недолго. Вскоре он покинул Академию и в 1933 году вернулся в Ростов. К этому времени в советском искусстве произошли огромные перемены, события исключительной важности.

Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» установило новые организационные формы художественной деятельности в нашей стране и определило главное требование, предъявляемое к деятелям советского искусства, — активное участие в социалистическом строительстве. В этот период Сталин характеризовал творческий метод советской литературы и искусства как метод социалистического реализма. Сталин назвал писателей инженерами человеческих душ, подчеркнув этим огромную роль литературы и искусства в деле коммунистического воспитания трудящихся. Метод социалистического реализма открыл перед советскими художниками небывалые перспективы творческого роста.

В Ростове-на-Дону Вучетич сразу оказался в центре общественно-творческой жизни. Он избирается председателем местного союза художников, участвует в оформлении декоративной скульптурой строящихся в городе зданий. Для новой гостиницы «Ростов» он вместе с коллективом скульпторов исполняет большой рельеф; в парке театра имени А. М. Горького, сооружавшегося по проекту известных архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, делает фонтан. Эти работы дали много творческих навыков молодому скульптору. Здесь перед ним впервые встала проблема синтеза искусств, связи скульптуры с архитектурой. Большую помощь Вучетичу оказали местные архитекторы и в особенности приехавшие в Ростов Щуко и Гельфрейх, ценные практические указания которых помогли скульптору и в его последующей художественной деятельности.

В 1935 году по совету Щуко он переезжает в Москву, где в этот период идет грандиозное строительство, осуществляемое по Сталинскому плану реконструкции столицы. Вучетич поступает сначала на строительство гостиницы «Москва», а затем Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Скульптор настойчиво продолжает повышать свое профессиональное мастерство.

«Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминает Вучетич.

Исключительно благотворным было сотрудничество молодого скульптора с такими крупными архитекторами, как Щуко и Гельфрейх. В своей автобиографии Вучетич сделал знаменательное признание: «Вообще, если оглянувшись назад посмотреть, как проходила учеба, я должен буду сказать, что многие знания пришли от архитектуры. Мне кажется, что никто из скульпторов моего возраста не работал с таким большим количеством архитекторов, причем с архитекторами, как говорится, высшего класса».

Работая после приезда в Москву в различных художественных организациях, в том числе руководя экспериментальными мастерскими Управления строительством Дворца Советов, Вучетич одновременно начинает выступать на выставках, участвовать в конкурсах на проектирование памятников. Скульптор снова обращается к темам гражданской войны.

В 1936 году Вучетич исполнил небольшую скульптуру, изображающую К. Е. Ворошилова на коне, произносящим речь перед частями Первой Копной Армии. Работа была экспонирована на выставке московских скульпторов. Стремление выявить в образе героические черты, характерное для дальнейшего творчества Вучетича, начинает сказываться в работах данного периода. В этом отношении особенно показательна скульптурная фигура «Партизанка» - крестьянская девушка-патриотка, с гранатой в руке осторожно пробирающаяся в логово врага, чтобы нанести неожиданный удар. По словам скульптора, мысль о создании образа девушки-героини была подсказана ему известным фильмом «Чапаев». «Партизанка» была показана на Всемирной парижской выставке в 1937 году.

Как портретист Вучетич впервые выступил на выставке московских скульпторов в 1940 году. Портрет искусствоведа М. В. Бабенчикова (1939) обратил на себя внимание художественной общественности. Эта работа показала Вучетича острым и наблюдательным портретистом. Правда, скульптор еще акцентирует внешние физические особенности изображаемого, но наряду с передачей индивидуальных черт лица он стремится раскрыть психологию портретируемого. Среди его ранних работ выделяется также портрет архитектора Гельфрейха и особенно исполненный в мраморе портрет академика А. Д. Сперанского.

В предвоенные годы Вучетич успешно участвует в ряде конкурсов. Два варианта проекта памятника-надгробия архитектору В. А. Щуко, выполненные скульптором совместно с архитекторами А. П. Великановым и А. Ф. Хряковым, были отмечены первой и второй премиями. Первой премии был удостоен его проект памятника герою гражданской войны Г. И. Котовскому для г. Кишинева (1940). Проекты не были осуществлены, так как началась Великая Отечественная война.

Характеризуя первый, довоенный период творчества Вучетича - период овладения мастерством, упорных исканий своего пути,— нужно отметить, что в ранних произведениях скульптор недостаточно глубоко проникал в психологию героев.

В годы войны Вучетич много увидел и пережил. Это было время его творческого возмужания. Он переосмыслил свой предшествующий творческий путь, отбросил все случайное, внешнее, стал развивать и углублять наиболее ценное из того, что было найдено ранее. В основном Вучетич остался таким же страстным, эмоциональным художником — певцом сильных, мужественных людей, презирающих смерть, идущих на подвиг ради общенародного дела. Но его произведения еще больше наполнились живым чувством, дыханием современности, в них зазвучала душа художника, глубоко захваченного великими событиями.

Летом 1941 года Вучетич уходит добровольцем на фронт и сражается на передовых позициях. Начав свой боевой путь как рядовой солдат, он к концу второго года войны получает звание капитана. При штурме г. Любани Вучетич был тяжело контужен. После излечения, в марте 1943 года он был зачислен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. В течение всей войны художники этой студии — живописцы, скульпторы и графики — выезжали на различные участки фронта. Их документальные зарисовки, этюды, скульптурные портреты создавали изобразительную летопись великих событий. Эти поездки дали Вучетичу возможность лично познакомиться со многими замечательными людьми, чьи военные подвиги изумляли весь мир.

Увиденное и пережитое на войне становится основным содержанием творчества Вучетича. Круг интересующих его тем и образов значительно расширяется.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона.

Но в дальнейшем Вучетича всецело захватила современность. Он посвящает свой труд воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Свою работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью, стремясь запечатлеть для будущих поколений образы своих героических современников. Как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

В том случае если приходилось исполнять портрет погибшего на фронте полководца, скульптор изучал весь имеющийся документальный материал, беседовал с его родными и сослуживцами. Так были исполнены в 1944—1945 годах портреты генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, генерала армии Н. Ф. Ватутина, дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Д. Черняховского. В этот же период Вучетич выполнил с натуры портреты трижды Героя Советского Союза маршала Советского Союза Г. К. Жукова, Героя Советского Союза генерал-полковника авиации С. И. Руденко, маршала бронетанковых войск Я. Н. Федоренко, генерал-полковника Ф. И. Голикова, Героя Советского Союза генерала армии И. X. Баграмяна, маршала авиации Г. А. Ворожейкина. В последующие годы он исполнил более сорока портретов советских полководцев.

Еще в первые годы войны многие скульпторы начали успешно работать над портретами советских воинов. Наряду с Мухиной, Томским, Манизером и Азгуром Вучетич явился одним из создателей нового в советском искусстве героического монументального портрета, в котором выразился характер героя-победителя, его высокие моральные качества. Особенности этого портрета заключаются не во внешних стилевых признаках. Новый тип героического портрета явился результатом глубокого осмысления характера советского человека, рожденного Октябрьской революцией.

Ясность образа, жизненная правдивость, богатство и разнообразие художественных средств являются отличительными чертами скульптурных портретов Вучетича. Хорошо переданное внешнее сходство сочетается в них с глубиной психологического раскрытия образа. Вучетич не стремится поразить зрителя эффектностью приема, общей помпезностью. Но в то же время он не делает портрет будничным, ибо это также нарушало бы жизненную правду, привело бы к обеднению, к принижению образа. Героическим портретам Вучетича присущи торжественность, величественность и парадность. Скульптор изображает полководцев в парадных мундирах, со всеми орденами и отличиями, часто вводит драпировки в виде плащ-палатки или шинели, которые образуют своеобразное декоративное обрамление бюста. Необходимо отметить, что многие бюсты исполнены скульптором как бюсты-памятники для установки на родине дважды и трижды Героев Советского Союза в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР. В связи с этим характер внешнего оформления бюста, его композиционное решение приобретают особое значение, ибо бюст рассматривается на воздухе, с различных расстояний и должен быть рассчитан на круговое обозрение.

Прекрасный образец героического портрета, созданного Вучетичем, мы видим в бронзовом бюсте И. Д. Черняховского (1945), отмеченном в 1946 году Сталинской премией второй степени.

Е. В. Вучетич
Портрет дважды Героя Советского Союза
И. Д. Черняховского

Дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Д. Черняховский — выдающийся советский полководец эпохи Великой Отечественной войны. Его имя много раз отмечалось в приказах И. В. Сталина. Отважный герой погиб в боях за освобождение советской Родины. Приступая к воплощению образа И. Д. Черняховского, скульптор, исходя из индивидуальных особенностей его внешности, стремится вместе с тем выявить типические черты советского полководца, талантливо осуществлявшего сталинский план разгрома врага. В трактовке бюста ясно ощущается желание Вучетича показать героя в действии, когда наиболее полно раскрывается его боевой, решительный характер.

Голова И. Д. Черняховского резким движением повернута вправо, молодое лицо дышит мужеством и энергией, живые, полные ума глаза зорко смотрят вперед, туда, где решается судьба битвы. На его плечи сверх мундира наброшена плащ-палатка, бурные складки которой делают композицию бюста еще более динамичной. Грудь украшена двумя Золотыми звездами и орденами. Портрет И. Д. Черняховского отличается красотой, одухотворенностью образа и художественным мастерством: ясностью и четкостью пластической формы, общей законченностью, внимательной проработкой деталей. Появление этого замечательного портрета на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке 1946 года имело большое принципиальное значение для дальнейшего развития советского героического портрета.

Одновременно с созданием портретной галлереи Вучетич обращается к монументальной, композиционной скульптуре. Здесь он также стремится воплотить образ героического защитника Родины.

Первый опыт в этом направлении относится к 1942 году, когда скульптор вылепил метровую статую «Политрук», экспонированную на выставке «Великая Отечественная война» (1942). В этой статуе Вучетич поставил своей целью создать типичный образ большевика, осуществляющего партийное руководство непосредственно в боевых условиях, на передовой линии фронта и являющего собой пример героизма. В фигуре политрука, поднимающего в атаку бойцов, скульптор подчеркивает стремительность движения, героический порыв.

Вучетич мечтал исполнить эту статую в большом размере, но в этот период он полностью отдастся другой работе, которая стала важнейшим этапом в его творчестве и до некоторой степени развивала идею «Политрука».

В 1943 году Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и Главным Политуправлением Советской Армии был объявлен конкурс на проект памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову для г. Вязьмы. Проект Вучетича получил одобрение жюри. Над памятником, увековечившим бессмертный подвиг замечательного советского полководца, скульптор работал с огромным творческим напряжением и душевным подъемом. Он вложил в него богатые личные впечатления и наблюдения военных лет. Это помогло создать волнующее, патриотическое произведение, обладающее огромной силой эмоционального воздействия.

Обстоятельства героической гибели полководца послужили сюжетной основой для композиции памятника. Командующий 33-й армией генерал-лейтенант М. Г. Ефремов погиб весной 1942 года в боях за освобождение г. Вязьмы. Отрезанные превосходящими силами фашистов от нашей армии, части генерал-лейтенанта Ефремова около трех месяцев мужественно сражались с врагами. В одной из жестоких схваток, возглавляя небольшую группу солдат, Ефремов был тяжело ранен, но продолжал руководить боем до тех пор, пока не был израсходован последний патрон. Советские воины предпочли умереть, чем сдаться в плен.

Вучетич избрал чрезвычайно трудное в монументальной скульптуре многофигурное решение памятника. Выбрав развернуто повествовательный характер композиции, скульптору легко было впасть в жанровость, увлечься обилием второстепенных деталей в ущерб общей выразительности произведения, ясному раскрытию его основной идеи. С Вучетичем этого не случилось. Он нашел такое решение, которое убеждает и горячо волнует зрителя.

Одним из главных элементов, определяющих достоинство этого произведения, является удачно выбранный сюжет, который позволил показать образы советских воинов во всей их духовной красоте и величии. В центре пятифигурной группы стоит смертельно раненный Ефремов. Его фигура прежде всего останавливает внимание зрителя. Именно в ней в первую очередь сосредоточена огромная, неотразимая сила впечатления. Ефремов изображен в распахнутой шинели и в папахе. Левой вытянутой рукой он указывает направление удара на запад, а правой рукой опирается на плечо солдата, который бережно поддерживает любимого командира. У подножья этой группы мы видим фигуру воина, привставшего на колено для того, чтобы бросить гранату в направлении, указанном Ефремовым. Этот воин как бы олицетворяет непобедимую богатырскую мощь нашего народа. Незабываемое впечатление производит ослабевший от ран молодой офицер, опустившийся у ног Ефремова. Голова его забинтована, вся фигура поникла, но обращенное вперед лицо полно жгучей ненависти, Огромным усилием воли и напряжением сил он пытается поднять крепко сжатый в руке пистолет для последнего выстрела по врагу. Группа героев находится в окружении. Об этом напоминает фигура солдата в полушубке, резко повернувшегося назад и отстреливающегося из автомата от нападающих фашистов.

Удачно решена пространственная композиция памятника. При обходе его образы раскрываются в новых аспектах. Характерное для автора стремление к экспрессии, к резким подчеркнутым движениям, к динамичной композиции здесь проявилось наиболее наглядно. Но динамика фигур в памятнике внутренне обоснована и оправдана изображенным действием. На основе реалистического раскрытия характера каждого персонажа скульптор создает героический образ целого события, высокий пафос и суровая романтика которого обладают большой захватывающей силой.

Памятник М. Г. Ефремову проникнут глубоким оптимизмом, ибо подвиг самоотверженных защитников Родины, гибнущих в неравном бою, рожден твердой верой в победу правого дела.

Бронзовая группа хорошо связана с гранитным постаментом, по форме напоминающим неприступный бастион и помогающим раскрыть образный замысел памятника (архитектор Я. Белопольский). Сооруженный в 1946 году на самом высоком месте разрушенного фашистами города, памятник явился организующим центром. Новые основные городские магистрали, которые возникли в возрожденной Вязьме, ориентированы на монумент. В 1947 году за создание памятника генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову скульптор удостоен Сталинской премии первой степени.