December 30th, 2016

28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России - «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, - 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».


Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла


А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть », — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания », — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич


«Долина Смерти»


А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.


Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.


Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.


Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.


Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.


Сооружение монумента «Родина-мать зовет!»


Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный . Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.


Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало », — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.



В учетич Евгений Викторович - выдающийся советский российский скульптор-монументалист; действительный член и вице-президент Академии художеств Союза Советских Социалистических Республик, подполковник запаса.

Родился 15 (28) декабря 1908 в городе Екатеринославе, ныне Днепропетровске (Украина), в семье эмигранта-черногорца. В 1930 году окончил художественное училище в городе Ростове-на-Дону. В 1931-33 годах учился в Ленинградской академии художеств, начав самостоятельную творческую деятельность, как художник и скульптор.

Участник Великой Отечественной войны. С 1943 года, более двух десятков лет, Е.В. Вучетич - военный художник Студии имени М.Б. Грекова, где окончательно сформировался как скульптор, посвятивший своё творчество военно-патриотической теме. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

Под руководством Евгения Вучетича в 1946-49 годах совместно с архитектором Я.Б. Белопольским создан величественный памятник-ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке, олицетворяющий высокое благородство освободительной миссии советского народа.

Евгений Вучетич – автор монумента «Соединение двух фронтов», воздвигнутого в 1955 году у шлюза № 13 Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина. Он – автор созданной в 1957 году всемирно известной аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке (США) и в Третьяковской галерее (Москва).

По проекту Е.В. Вучетича и под его непосредственным руководством в 1963-1967 годах совместно с архитектором Я.Б. Белопольским и другими был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в городе-герое .

Среди этих работ – скульптурные портреты Маршалов Советского Союза Г.К. Жукова , А.М. Василевского , В.И. Чуйкова , Р.Я. Малиновского , А.А. Гречко , генерала армии И.Д. Черняховского , генерал-полковника авиации Т.Т. Хрюкина и другие; широко известный памятник Ф.Э. Дзержинскому в Москве, снесённый разъярённой толпой во второй половине августа 1991 года, в период действия так называемого ГКЧП (19-21 августа 1991 года)...

В 1953 году Е.В. Вучетич избран действительным членом Академии художеств СССР, а в 1959 году ему присвоено почётное звание «Народный художник СССР». С 1960 года подполковник Вучетич Е.В. – в запасе.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 15 октября 1967 года «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Вучетичу Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Вучетич Е.В. являлся художником широкого диапазона, создателем галереи скульптурных портретов современников, героев труда, выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Творчество Евгения Вучетича - яркий образец реалистического искусства и подлинных гражданственности и патриотизма.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 апреля 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина (19.09.1952; 15.10.1967), орденом Отечественной войны 2-й степени (06.08.1946), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За оборону Москвы» (01.05.1944). Лауреат Ленинской премии (1970), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949 и 1950), премии имени Джавахарлала Неру (1968).

В память о скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская Вучетича, была переименована и стала носить его имя, на одном из домов была установлена мемориальная доска. В Москве на доме №9 по переулку Сивцев Вражек, где в 1972-1974 годах жил Вучетич, установлена мемориальная доска. В 1981 году в Москве недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС (ныне – Префектура Северного административного округа) был открыл памятник-бюст Вучетичу (скульптор З.И.Азгур). В городе Днепропетровск (Украина) именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

Сочинение:
Художник и жизнь. М., 1963.

Ася Вучетич

Руководитель творческой группы агентства BBDO Moscow

Обычный день Аси Вучетич

Я живу далеко от офиса, в Крылатском, поэтому реально очень долго еду - и полтора, и два часа бывает. Нормальный московский стиль: уже можно до Берлина долететь, а я только на работу приезжаю. К тому же ранее утро - единственная возможность сделать какие-то свои дела, например, заскочить в оптику.

Начало рабочего дня

О начале рабочего дня в BBDO Moscow напоминает даже надпись на дне наших офисных кружек. Опаздывать у нас не принято, но, с учетом пробок, конечно, бывают разные ситуации…

Обычный день, как у всех в BBDO Moscow: «The work, the work, the work». Иногда успеваешь кофе выпить, иногда - нет. В некоторые дни сидишь перед компьютером и рисуешь, в другие - ездишь на встречи, в третьи - на съемки, но сейчас это бывает не так часто.

К 19.00 работа должна закончиться, но так бывает, конечно, не всегда. К тому же у меня есть и другие занятия. Например, вот уже два года мы делаем проекты со студентами Московской школы кино, за что я очень благодарна куратору режиссерского факультета Алексею Попогребскому.

Если есть возможность, вечером еду в бассейн. Не всегда получается, правда, но стараюсь.

Ну и как же обойтись без встреч с друзьями?! Мы общаемся много, часто и по самым разным поводам. Вот сейчас не смогли купить билет на концерт LP в Москве, разозлились и слетали на концерт в Берлин.

Евгений Викторович Вучетич, дед
(1908, Екатеринослав - 1974, Москва)

Советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств СССР в 1970–1974 годах. Один из создателей стиля сталинского классицизма. Автор таких монументов, как «Родина-мать зовет» (Волгоград, Мамаев круган), «Перекуем мечи на орала» (Нью-Йорк), «Воин-Освободитель» (Берлин), памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянской площади в Москве и др.

В 1931–1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств.

В 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

В 1940 году назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Дослужился от рядового до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работал военным художником Московской СВХ имени М.Б. Грекова (до 1960 года).

В октябре 1948 года Евгений Вучетич назначается главным скульптором ВСХВ (сегодняшняя ВДНХ).

В память о выдающемся скульпторе в его честь была названа улица на севере Москвы, где располагалась художественная мастерская Вучетича.

Георгий Натансон, дед

Известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург

Георгий Григорьевич Натансон (родился 23 мая 1921, Казань) - известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург. Народный артист Российской Федерации (1994), Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Среди его работ фильмы «Москва, я люблю тебя!» (2010, новелла «Письмо бабушке Уйне»), «Взбесившийся автобус» (1990), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988), «Валентин и Валентина» (1985), «Посол Советского Союза» (1969), «Еще раз про любовь» (1968), «Старшая сестра» (1966), «Шумный день» (1960) и др.

В 1939 году Георгий Григорьевич окончил московскую среднюю школу № 12 и поступил во ВГИК. В 1941 году ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату, куда уехала и вся семья. В 1944 году окончил режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Льва Кулешова и Александры Хохловой.

В начале творческого пути работал на киностудии «Мосфильм» в качестве ассистента режиссера, а позже второго режиссера у таких классиков, как Иван Пырьев «Секретарь райкома» (1942) и «В шесть часов вечера после войны» (1944), Александр Довженко «Мичурин» (1948), Александр Птушко «Садко» (1952), Борис Барнет «Аннушка» (1959), Андрей Тарковский «Иваново детство» (1962).

В 1956 году совместно с Сергеем Образцовым поставил сатирическую картину «Небесное создание», отмеченную Гран-при на Международном кинофестивале в Венеции.

Экранизацию пьесы Алесандра Володина «Старшая сестра» (1966) с участием Татьяны Дорониной, Инны Чуриковой, Натальи Теняковой, Виталия Соломина посмотрели 22,5 миллиона зрителей. На декаде советских фильмов в Риме и Милане эта картина пользовалась самым большим успехом, а в СССР Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой года.

Георгия Натансона не зря называют «открывателем звезд»: именно у него впервые снялись Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Наталья Егорова, Александр Домогаров, Марина Зудина, Анна Тихонова.

В последние годы режиссер снимает в жанре документального кино. Живет и работает в Москве.

«Старшая сестра» (сцена «Доброе слово и кошке приятно»), 1966, режиссер Г.Натансон

Связь поколений

Оба моих дедушки - великие люди. Евгений Викторович Вучетич ушел из жизни в 1974 году, когда я была очень мала, пообщаться мы не успели, о чем жалею страшно. Собственно, от него мне досталась только фамилия и, наверно, какие-то способности, потому что рисую я с детства, и желание такое было, как себя помню. Второй дедушка, Георгий Григорьевич Натансон, - это важная и неотъемлемая составляющая моей жизни. Большая часть моего детства прошла на съемках, на «Мосфильме». И хотя дедушка не вел со мной какой-то педагогической деятельности, не водил в зоопарк или куда-то еще, он привил мне очень многое - умение дружить, любовь к путешествиям, смелость в отстаивании своих убеждений и другие важные качества.

О семье. Так сложилось, что с Вучетичами мы практически не общались. Я выросла в семье кинематографистов по маминой линии, и все они были гениями: дед - режиссер-постановщик, бабушка - директор картин (то, что сегодня называется продюсер), а позже - редактор творческого объединения на «Мосфильме», занималась всем сценарным контентом. Моя мама была знаменитым вторым режиссером. Например, работала вместе с режиссером Саввой Кулишом над кинокартиной «Взлет», в которой Циолковского играл Евгений Евтушенко. Помню, меня поразил его пиджак с люрексом. Он же такой франт, жена - англичанка.

На самом деле у меня было суровое)) детство. Все всегда были в разъездах. Я была самостоятельным ребенком. С семи лет ходила сама в школу, а после уроков - часто на «Мосфильм», побывала во всех павильонах киностудии. В лучших советских традициях проводила лето в пионерских лагерях, позже - в Пицунде в Доме творчества кинематографистов.

Потом окончила знаменитое Московское Художественное училище 1905 года и поступила в Строгановку на факультет коммуникационного дизайна. В ту пору слово «коммуникация» вообще никто не понимал, а промышленный дизайн только-только начинали воспринимать как коммуникацию. Моим дипломным проектом было дизайн-оформление знаменитой тв-программы «Клуб путешественников» и ее студии. На защиту, кстати, пришли редакторы. Не знаю, кто из нас больше волновался.

О великом скульпторе. О Евгении Викторовиче Вучетиче я знаю, наверное, столько же, что и остальные, кто интересуется его жизнью и творчеством. Он, на самом деле, европейский персонаж: его папа был черногорским сербом, а мама - наполовину француженка. В девичестве ее, кстати, звали Анна Стюарт.

Евгений Викторович родился на Украине, на Днепре. Учился в Ленинграде. С детства был потрясающе одаренным человеком.


О великом режиссере. Второй мой дедушка Георгий Григорьевич Натансон абсолютно прекрасен. Совершенно уникальный человек, хочется сказать «достояние российского кинематографа».

Он закончил ВГИК. Не смог пойти в армию по состоянию здоровья. Но в его жизни произошло все, что можно и нельзя: не только телевидение и интернет появились, но, по-моему, даже асфальт в Москве. Когда он сказал, что застал момент, когда во ВГИКе лекции читал Эйзенштейн, я дар речи потеряла. Он общался с великими российскими театральными артистами и кинематографистами. Работал вторым режиссером у Александра Птушко на фильме «Садко». У Птушко, между прочим, была уникальная тема - он любил шить обувь. Везде с собой возил колодки, машинку. И моей юной бабушке Мире Михайловне, которая, кстати, дублировала Вертинскую в роли птицы Феникс, режиссер сшил пару туфель. Позже бабушка говорила, что обуви такой потрясающей красоты и удобства у нее больше не было и никогда не будет.

Потом у Георгия Григорьевича были дебюты - «Шумный день» с прекрасным молоденьким Олегом Табаковым. В какой-то момент он работал с Тарковским над «Ивановым детством». И это был очень сложный момент, поскольку деда попросили «укрепить» Тарковского, что было в общем-то смешно. Но советский кинематограф жил по собственным законам…

Когда дедушка снял свои знаменитые фильмы «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», они стали очень кассовыми. Я бы сказала, что он для советской страны заработал немало денег.

Георгия Григорьевича и сегодня любят, приглашают. Сейчас он, к сожалению, стал плохо слышать, но все равно ездит на встречи, концерты, фестивали.

О красоте и моде. Дедушка - ужасный модник. Он любит моду, модные вещи, всегда обращает на это внимание, в том числе и в кино. У него есть потрясающий в смысле костюмов фильм «Посол Советского Союза» об Александре Коллонтай.

Кроме того, Георгий Григорьевич - поклонник прекрасных женщин. Он всегда увлекался, особенно блондинками. И это происходит до сих пор: у него меняется голос и начинает искриться глаз, когда он видит какую-нибудь красивую женщину. У бабушки, конечно, было много переживаний по этому поводу. Но он ее любил всю жизнь, обожал, боготворил.

О путешествиях. Георгий Григорьевич - великий путешественник: сколько было возможностей, он всегда ездил. Ему не удалось побывать только в Америке - ни в Южной, ни в Северной, и он очень сокрушается, что не доехал.

Как-то Георгия Григорьевича пригласили читать лекции в государственный университет в Южной Корее. И это была удивительная поездка. Он жил чуть ли не в апартаментах, где останавливался Ельцин. Его поразили корейцы ростом и красотой. Правда, их неотлучное присутствие немного нервировало. Представьте, к деду была прикреплена команда из шести человек: один переводил бытовые вопросы, другой - на лекциях, третий отвечал за логистику и т. д. И они постоянно находились с ним рядом! Дедушка потом говорил: «Думал, я повешусь!» Хотелось какого-то прайваси, чтобы оставили одного хоть ненадолго. Но это был совсем другой мир.

О друзьях и автомобилях. Дом Георгия Григорьевича и Миры Михайловны всегда был полон гостей со всего Союза. Бабушка была киевлянкой, поэтому много было людей и из столицы Украины. Сейчас дедушкиных друзей, конечно, осталось немного. Но зато мои знакомые тоже любят проводить время в его доме, очень уважают дедушку. Он веселый человек, с потрясающим чувством юмора. Тусовщик еще тот!

Дед общается с Василием Лановым. Однажды они учудили, будучи уже в возрасте, поехали вместе на машине на концерт за 200 км от Москвы! За рулем был Лановой. Нормально? Организаторы были готовы за ними приехать, их ждали. Но Лановой сказал: «Жорочка мы поедем с тобой так!». И, конечно, дедушка согласился. Он и сам очень любил и прекрасно водил автомобиль. Но когда стал плохо слышать, то перестал садиться за руль. И ужасно страдает по этому поводу.

О бытовых мелочах. Я обожаю своего дедушку, но он совершенно небытовой персонаж. Мемуары написать - да, а починить, сложить что-то - нет. Как-то Георгия Григорьевича пригласили на кинофестиваль, и он попросил отвезти его на вокзал. Подъезжаем с подругой, он выходит, в руках аккуратненький новый чемоданчик. Я говорю: «Какой классный у тебя чемодан!» А он: «Чудовищный! Очень плохой чемодан!» Как выяснилось, дедушка не смог расстегнуть декоративные ремешки, и ему пришлось заталкивать одежду через небольшое отверстие в том месте, где молния все-таки раскрылась. Я спросила, как ему удалось с этим справиться. Он застыл на секундочку, посмотрел на меня и мою подругу заулыбался и сказал: «Особенно сложно было с концертным костюмом. Я все в такие аккуратненькие трубочки скатал». Мы так смеялись, что я не могла ехать. Ему самому было смешно. Конечно, мы потом расстегнули все и поправили.

Об умении договариваться. Георгий Григорьевич терпеть не может радикализма, каких-то крайних точек зрения, когда люди перестают слышать окружающих. Дедушка всегда со всеми находит общий язык. У него удивительная способность успешно объясняться с иностранцами, не зная никаких языков, кроме русского. Мы с ним как-то оказались во Франции, он подошел к местной даме и спросил: «Детка, а как нам пройти…?» Женщина прекрасно поняла его, рассказала все по-французски. И он тоже все понял. И так было несколько раз! Он удивительно договороспособный человек. Может быть, потому что любит людей.

Евгений Викторович Вучетич - известный советский скульптор. Основное направление в искусстве - социалистический реализм.

Влияние на творчество оказали А. С. Чиненов, А. И. Мухин и А. Т. Матвеев. Получил звания Героя Социалистического Труда и народного художника СССР.

Биография Е. В. Вучетича

Евгений Викторович Вучетич родился в 1908 году в Днепропетровске (тогда Екатеринослав). Отец был сербом из Черногории, в Гражданскую войну примкнувшим к белому движению, а мать, девичья фамилия которой была Стюарт, родилась во Франции.

Спустя некоторое время семья Вучетичей переехала в Ростов, где одаренный юноша, став совершеннолетним, поступил в художественную школу. Через пять лет он продолжил обучение в Ленинраде.

С 1937 года начал участвовать в выставках. В 1935, переехав в Москву, Вучетич работает над такими масштабными проектами, как гостиница «Москва», Государственная библиотека им. Ленина.

Когда фашисты вероломно вторглись на территорию СССР, Вучетич добровольно уходит на фронт солдатом-пулеметчиком, впоследствии получив звание подполковника. В 1943 ранен и возвращается в столицу.

С 1943 по 1960 Е. В. Вучетич работает художником-баталистом в СВХ им. М. Б. Грекова, где он окончательно сформировался как скульптор. Главной темой его работ стали важнейшие исторические события нашей страны. Е. В. Вучетич основал «сталинский классицизм» и соцреализм. Эти стили уникальны, так как в них присутствует пластичность модерна. Ансамбли великолепны по своим масштабам и грандиозности. Умер в 1974 году.

Известные скульптуры

Е. В. Вучетича «Воин-освободитель» - совместный проект Е. В. Вучетича, А. В. Горпенко и Я. Б. Белопольского. Скульптура находится в Берлине, Трептов-парк. В мемориале покоятся останки более 7000 советских солдат, известны имена лишь одной седьмой части от всех похороненных. Нога солдата попирает разрушенную свастику, тем самым показывая, что фашизм повержен усилиями советского народа.

Памятник Воин освободитель фото

Мемориал стал символом борьбы советского народа с фашизмом и освобождения европейских стран от гнета нацистов. Был открыт в мае 1949, работа над монументом длилась около трех лет.

«Родина-мать зовет!» - самая известная скульптура Е. В. Вучетича. Часть ансамбля «Героям ». Расположена на в Волгограде. Самая высокая скульптура в России и Европе, только меч имеет длину 33 метра, а это уже в 3 раза больше «Воина-освободителя».


Также Е. В. Вучетич спроектировал такие монументы, как «Советскому народу слава!», «Соединение фронтов», «Перекуем мечи на орала» и т. д.

Вучетич не был достаточно популярен в свое время, в газетах о нем писали, лишь когда находился еще один из предполагаемых прототипов советского солдата, спасшего немецкую девочку и изображенного на скульптуре «Воин-освободитель» в Берлине. О личной жизни великого скульптора стало известно лишь из уст его дочери, художницы Аэлиты Стаховской.

Свою любовь, мать Аэлиты Марию Лазареву, Вучетич встретил в Ростове-на-Дону, когда ему было двадцать, а ей шестнадцать. Вскоре события в его жизни закрутились с невероятной быстротой - окончание художественного училища, женитьба, переезд в Среднюю Азию, рождение двоих сыновей.

Мария и Евгений вновь встретились в столице через шесть лет. Чувства вспыхнули вновь, Мария даже позировала для скульптуры «Партизаны», посвященной участницам Гражданской войны. Мария забеременела, родилась дочь Аэлита. Любовь Марии и Евгения прожила до конца их дней, но обстоятельства так и не позволили им воссоединиться.

Скульптор Евгений Вучетич… Это имя создателя великих монументов, сохранившихся, несмотря на десятилетия. Это имя одаренного ваятеля, чьи скульптуры имеют огромное символическое значение. Это имя человека с ярким талантом и необычной судьбой.

Интересно, что скульптор Вучетич, биография которого интересует многих современных любителей пластического искусства, при жизни не пользовался всеобщей популярностью и славой. Почему-то он находился в тени - в тени своих шикарных монументов и грандиозных изваяний, которые пользовались неимоверным народным признанием и любовью.

Примечательно также, что при жизни скульптор Вучетич несколько раз подвергался незаслуженной критике со стороны видных мастеров того времени. Они обвиняли Евгения Викторовича в приверженности монументальности и всеобъемлемости, за которыми, как казалось некоторым, он прятал свою бездарность. Однако эти обвинения были беспочвенными.

Скульптор Вучетич, работы которого действительно колоссальны, создавал свои творения для крупных постаментов и возвышений, чтобы они были видны издалека, чтобы надолго запечатлевались в памяти и сердце. Вполне объяснимое явление. Поэтому многие памятники скульптора Вучетича обладают непревзойденной мощью, основательностью и величием.

Давайте же познакомимся с ними поближе. Но вначале узнаем немного о жизни и творчестве их создателя.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать - учительница, француженка по происхождению, отец - инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне - Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой - из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Молодость

Евгений Вучетич - скульптор образованный и просвещенный. В согласии со своим призванием, в возрасте восемнадцати лет он поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Чиненов и Мухин. Они первые рассмотрели в одаренном студенте задатки будущего монументалиста, они первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Благодаря этим наставникам Вучетич начал творить легко и с увлечением. Он не довольствовался лишь работой по школьной программе. Часто талантливый молодой человек посещал учителей на дому, оттачивая свое мастерство, улучшая технику и сноровку.

Тематика

Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.

Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Архитекторы-наставники

В этот период Евгений знакомится со знаменитыми советскими архитекторами, такими как Гельфрейх и Щуко, которые оказали неоценимое влияние на его творчество. В этом неоднократно признавался сам ваятель. Например, мемуары скульптора Вучетича сообщают, что многие знания, пригодившиеся в дальнейшей деятельности, он почерпнул именно от архитекторов, которые помогли ему увидеть весь масштаб и всю виртуозность художественной работы.

Переезд

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в столицу Советской России, где перед ним открылись новые просторы для творчества.

Ваятель начинает участвовать в международных конкурсах и выставках, трудиться во всевозможных художественных организациях, создавать проекты различных памятников и работать по оформлению строительства таких знаменитых объектов, как гостиница “Москва” и Государственная

К данному периоду творческой деятельности Вучетича относятся его знаменитые скульптуры “Климент Ворошилов верхом” и “Партизанка”. Сколько огня, отваги и внутренней силы исходит от этих рельефных изваяний! Неудивительно, что работы были представлены на Парижской выставке, где получили должное одобрение и похвалу.

К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. Его скульптурные бюсты Бабенчикова, Гельфрейха и Сперанского поражают индивидуальным стилем и схожестью с оригиналами. Правда, многие работы недостаточно психологически насыщенны. В довоенный период Вучетич-скульптор делал упор в своем мастерстве не на передаче эмоционального или внутреннего состояния объекта, а на внешнем соответствии и тождественности.

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Военные портреты

Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других.

В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.

К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.

Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.

Военные монументы

Наряду с созданием небольших творений, знаменитый скульптор начинает работать над грандиозными монументами в честь бесстрашных защитников Родины.

Здесь необходимо упомянуть о самой яркой работе Вучетича-скульптора - “Воине-освободителе”. Памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом.

Памятник выполнен из бронзы и гранита и представляет собой двенадцатиметровый монумент весом семьдесят тонн. Центром композиции является фигура советского рядового, попирающего ногами фашистскую свастику, что символизирует окончательное поражение нацистских идей. Обе руки солдата заняты - в правой он держит опущенный меч, а левой прижимает к груди спасенную им девочку - ребенка, рожденного на земле врага.

Композиция впечатляет своей мощью и грандиозностью, а также серьезностью заложенных в ней истин.

Еще одним интересным творением Вучетича является памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы”, композиционным центром которого является скульптура “Родина-мать зовет!”

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота - восемьдесят семь метров, а масса - восемь тысяч тонн.

Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это - аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки - дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Статуя мира

Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя “Перекуем мечи на орала”, несущая в себе идею всемирного мира и согласия. Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций.

Монумент основан на библейских цитатах и представляет собой крепкого мускулистого мужчину, который с неимоверным физическим усилием разбивает меч, чтобы переделать его на орудие труда. Мощь и страстность фигуры переданы в каждом напряженном мускуле атлета. Все говорит о том, что он не хочет войны, а добивается мира.

Личная жизнь

Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.

Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.

Третья жена Вучетича - Покровская Вера Владимировна - стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.

Награды

За свой немалый вклад в российское искусство, за создание прекрасных, поистине грандиозных монументов, за всемирное признание и известность Вучетич Евгений Викторович был пять раз награжден Сталинской премией и два раза - орденами Ленина, был удостоен звания Героя Социалистического Труда и Народного художника СССР, а также одарен Ленинской премией и Орденом Отечественной войны.

Признание

В память о заслугах Вучетича благодарные потомки назвали его именем одну из московских улиц и одну из днепровских площадей, а также установили в его честь мемориальную доску и памятник-бюст.