Здравствуйте друзья. Меня зовут Роман. Моя фамилия Медко. Я родился 29 октября в Бугуруслане, Оренбургская область.Сейчас я являюсь студентом первого курса технологического института. Через 4 годая буду инженером-строителем.
а теперь позвольте мне описать мой внешний вид. Я среднего роста имеют русые волосы и карие глаза. Я люблю моделизм и музыку.
Здравствуйте друзья. Меня зовут Роман. Моя фамилия Медко. Я родился 29 октября в Бугуруслане, Оренбургская область.Сейчас я являюсь студентом первого курса технологического института. Через 4 годая буду инженером-строителем. а теперь позвольте мне описать мой внешний вид. Я среднего роста имеют русые волосы и карие глаза. Я люблю моделизм и музыку.
Определить язык Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:
Результаты (английский ) 1:
Hello friends. My name is Roman. My surname Medko. I was born on 29 October in Buguruslane, Orenburg region. Now I am a first-year student at the Massachusetts Institute of technology. Through 4 godaâ "ll be a civil engineer. Now let me describe my appearance. I"m average height have brown hair and Brown eyes. I love modeling and music.
переводится, пожалуйста, подождите..
Результаты (английский ) 2:
Hello friends. My name is Roman. My name Medco. I was born on October 29 in Buguruslan, Orenburg region .Now I am a first year student of the Institute of Technology. After 4 godaya will be a civil engineer.
Now, let me describe my appearance. I am of average height have brown hair and brown eyes. I love music, and for modeling.
2) – Bye! _________________________
3) – Goodbye. _________________________
4) – Hi! _________________________
5) – Hello, Lena! _________________________
6) – Thank you. _________________________
7) – I’m very glad to see you. _________________________
8) – Excuse me. _________________________
10) – Good morning, Ms. Mills. _________________________
2. Fill in the questions (Вставьте нужные реплики).
1) ____________________ – Good, thanks.
2) ____________________ – Also fine.
3) ____________________ – I’m glad to see you too.
4) ____________________ – Bye.
5) ____________________ – Hello, Irina.
6) ____________________ – Good, thanks. And you?
7) ____________________ – Hi!
8) ____________________ – No problem.
9) ____________________ – Yes, certainly.
10) __________________ – Goodbye.
3. Make up dialogues using the material of Lesson 1. (Составьте диалоги, используя материалы Урока 1).
Getting acquainted. Introductions (Знакомство. Представление)
VOCABULARY
Listen, repeat and memorize.
Слушайте, повторяйте, запоминайте.
What is your name?
Как вас (тебя) зовут?
Меня зовут…
What is your last name?
Как ваша (твоя) фамилия?
My last name is…
Моя фамилия…
What is your patronimyc?
Как ваше (твоё) отчество?
My patronymic is…
Моё отчество…
What is your first name?
Как ваше (твоё) имя?
My first name is…
Моё имя…
Is your name John?
Вас зовут Джон?
Yes, my name is John.
Да, меня зовут Джон.
No, my name is Jim.
Нет, меня зовут Джим.
Is your last name Johnson?
Ваша фамилия Джонсон?
Yes, my last name is Johnson.
Да, моя фамилия Джонсон.
No, my last name is Smith.
Нет, моя фамилия Смит.
to get acquainted
знакомиться / познакомиться
Let’s get acquainted.
Давайте (давай) познакомимся!
Let me introduce you…
Познакомьтесь (познакомься)…
знакомиться / познакомиться
Познакомьтесь, это Стив.
Very nice to meet you.
Очень приятно.
Nice to meet you too.
Мне тоже.
друг, подруга
друзья, подруги
преподаватель
студент, студентка
That is my friend.
Это мой друг (моя подруга).
Грамматический комментарий
В английском языке форма притяжательного местоимения зависит от того, имеет ли оно определяемое слово.
Например:
My name is Bill. – And mine is Pete.
Меня зовут Билл. – А меня – Пит.
В первом предложении притяжательное местоимение my употреблено с определяемым словом name , во втором предложении притяжательное местоимение mine употреблено без определяемого слова.
DIALOGUES
Listen and read aloud the dialogues below.
Слушайте и читайте вслух приведённые ниже диалоги.
– Hello! Let’s get acquainted. My name is Nina. And yours?
– Здравствуйте! Давайте познакомимся! Меня зовут Нина. А вас?
– My name is Carol.
– А меня Кэрол.
– Nice to meet you.
– Очень приятно.
– Мне тоже.
– Good afternoon! Let’s get acquainted. My name is Victor Sergeyevich Antonov. And yours?
– Добрый день! Давайте познакомимся. Меня зовут Виктор Сергеевич Антонов. А вас?
– My name is Ted Smith.
– Меня зовут Тед Смит.
– Nice to meet you.
– Очень приятно.
– Мне тоже.
– Tim, let me introduce you, this is my friend. His name is Igor.
– Тим, познакомься, пожалуйста, это мой друг. Его зовут Игорь.
– Nice to meet you. My name is Tim.
– Очень приятно. А меня зовут Тим.
– Nice to meet you too.
– Мне тоже очень приятно.
– Let me introduce you, this is my colleague Boris Alexeyevich Petrov.
– Познакомьтесь, пожалуйста, это мой коллега Борис Алексеевич Петров.
– Nice to meet you. I am Harry Sims.
– Очень приятно. А я Гарри Симс.
– Nice to meet you.
– Очень рад.
– Slava, is this your friend?
– Слава, это твой друг?
– Yes, it’s my friend.
– Да, это мой друг.
– And what is his name?
– А как его зовут?
– His name is Misha. And is this your friend?
– Его зовут Миша. А это твоя подруга?
– Yes, this is my friend. Her name is Olya.
– Да, это моя подруга. Её зовут Оля.
– Good afternoon! My name is Alexey.
– Добрый день! Меня зовут Алексей.
– Nice to meet you. Alexey, what is your last name?
– Очень приятно. Алексей, а как ваша фамилия?
– My last name is Romanov.
– Моя фамилия Романов.
– And your patronymic?
– А отчество?
– My patronymic is Petrovich. I am Alexey Petrovich Romanov.
– Моё отчество – Петрович. Я – Алексей Петрович Романов.
– Hello! I am your teacher. My name is Patrick Brown.
– Здравствуйте! Я ваш преподаватель. Меня зовут Патрик Браун.
– Nice to meet you.
– Очень приятно.
– And what is your name?
– А как вас зовут?
– My name is Marina. My last name is Skvortsova.
– Меня зовут Марина. Моя фамилия Скворцова.
– My name is Sergey. My last name is Kolesov.
– Меня зовут Сергей. Моя фамилия Колесов.
– Nice to meet you, Marina and Sergey.
– Очень приятно, Марина и Сергей.
– Who is that?
– Кто это?
– That’s our teacher.
– Это наш преподаватель.
– What’s his name?
– А как его зовут?
– His name is Igor Sergeevich.
– Его зовут Игорь Сергеевич.
– What’s his last name?
– А как его фамилия?
– His last name is Petrov.
– Его фамилия Петров.
– Good morning! Let’s get acquainted.
– Доброе утро! Давайте познакомимся.
– My name is Michael.
– Меня зовут Майкл.
– And mine is Alexandr. You can call me Sasha.
– А меня – Александр. Можно Саша.
– Nice to meet you.
– Очень приятно.
– Me too. Michael, how are you doing?
– Мне тоже. Майкл, как ваши дела?
– Very well, thank you. And you?
– Спасибо, отлично. А ваши?
– Everything is fine, thank you.
– Спасибо, всё в порядке.
Exercises
Упражнения
1) Соедините правильно части фраз.
My name is………………………..friends.
My last name is………………………..Bob.
Let me introduce you………………………..My name is Anton.
Е.КОЛЕСНИК,
г. Москва
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
В методике преподавания русского
языка актуальным является вопрос о сближении
работы по орфографии с решением задач по
развитию речи.
Творческий диктант
– такой вид работы, при
котором орфографические умения и навыки
становятся коммуникативно обусловленными,
коммуникативно значимыми.
Современные ученые-орфографисты М.В. Ушаков, Т.А.
Ладыженская и М.Т. Баранов относят к творческому
диктанту такую запись текста, при которой
учащиеся вставляют
в текст слова или
словосочетания определенной грамматической
категории или заменяют
одни грамматические
формы слов другими, близкими по значению, в
результате чего текст расширяется. В первую
очередь ученик работает над орфограммами во
вставляемых словах, в то же время он вносит
грамматические, орфографические или
стилистические изменения в каждое предложение
по заданию учителя.
Творческие диктанты требуют хорошего знания
теоретического материала, заставляют ученика
задуматься над выбором слов и выражений, т.е.
проводится работа с синонимами, чрезвычайно
полезная для школьников.
Текст для диктанта должен быть понятен учащимся
по форме изложения, интересен по содержанию и
должен давать детям новую информацию об
окружающем мире.
Понимание текста обеспечивается не только его
содержанием, но и соблюдением норм литературного
произношения при диктовке.
Готовясь к уроку, учитель заранее разбивает
текст на части, намечает отрезки текста, которые
необходимо выделить голосом, продумывает паузы,
ударения. Обязательно нужно прочитать выбранный
отрывок вслух.
Нужно помочь ученику запомнить текст. Лучше
всего текст остается в памяти при чередовании
слушания с воспроизведением, поэтому следует
рекомендовать учащимся проговаривать
предложение про себя до начала его записи. Если
предложение большое, его повторяют частями. Даже
нетренированные ученики легко запоминают
шесть–восемь самостоятельных слов. Это следует
учитывать учителю при разделении текста
диктанта на части.
При работе над творческим диктантом учащимся
требуется дополнительное время, поэтому учитель
диктует текст несколько медленнее, чем при
написании обычного диктанта.
Направления использования творческого диктанта
могут быть различными:
1) как упражнение для решения
коммуникативно-речевых задач;
2) как упражнение по грамматической стилистике;
3) как упражнение для формирования правописных
умений и средство контроля над их
сформированностью.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ
1. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)
Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц. Во всех случаях записанный учениками текст остается связным, а частность изучаемых грамматических и орфографических явлений в нем увеличивается.
Преследуются две цели.
Первая – научить учеников пользоваться определенными группами слов или конструкциями. Подыскивая нужное слово, школьники руководствуются смыслом фразы и контекста.
Вторая – научить учащихся точно подбирать слова (или словосочетания). Трудность этой работы в том, что ученик должен понять замысел автора.
Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
2. Творческие диктанты с заменами
Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются. Возможны, например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.
Творческие диктанты с заменами
вызывают у школьников большой интерес. Их можно
использовать при изучении всех разделов
школьного курса. Этот вид творческого диктанта,
несовместимый с механической работой, дает
возможность овладеть разнообразными языковыми
средствами и закрепить навыки правописания. В
процессе написания учащийся решает сразу
несколько задач: учится понимать стилистическую
функцию грамматической формы в тексте (например,
при замене лица, времени и наклонения глагола),
обращает внимание на оттенки значений
лексических и грамматических синонимов.
В соответствии с целями проведения диктанта
можно выделить обучающий
и контрольный
творческий диктант. Творческие диктанты с устным
разбором написанного имеют обучающий характер,
но вместе с этим содержат и элементы контроля,
являясь практическими методами обучения.
Обучающие творческие диктанты могут быть предупредительными,
объяснительными
и комментированными
.
Различаются также слуховые
и зрительные
(текст диктанта заранее пишется на доске)
творческие диктанты.
Предупредительный творческий
диктант: после
первого чтения текста ученики отвечают на
вопросы по содержанию, затем до записи текста
проводится работа по предупреждению ошибок в
незнакомых и трудных словах, их учитель
выписывает на доске. Объясняют написание слов
ученики, а учитель помогает им лишь в случае
затруднения. Самостоятельные объяснения трудных
случаев правописания развивают внимание,
вырабатывают орфографическую зоркость и навыки
самоконтроля.
Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики,
прослушав объяснение и усвоив его, напишут слово
без ошибок, поэтому после написания текста
проверка его в классе не производится.
Текст для творческого диктанта с объяснением
трудных случаев написания
не должен содержать
другие трудности – например, стилистические.
Трудные случаи не предупреждаются, а
анализируются и исправляются либо после
написания абзаца, либо после написания всего
текста – при такой организации не разрушается
целостное восприятие текста.
Отметим положительные стороны этого диктанта:
1) эта форма требует от учащихся
самостоятельности;
2) при объяснении написаний ученики приучаются
анализировать изложенный текст, мотивировать
выбранный вариант написания, формулировать по
памяти правила, сопоставлять факты.
Процесс объяснения слов делает этот
вид диктанта особо эффективным для формирования
навыков грамотного письма и определяет его
обучающий характер.
Творческий диктант с комментированием
орфографически трудных случаев. Тут свои
сложности: одни школьники не торопятся при
письме, внимательно слушают «комментаторов» и
предупреждение о возможных ошибках получают до
записи текста; другие пишут в своем темпе, не
ожидая реплик «комментатора» и намного опережая
темп его письма, а речевые сигналы,
предупреждающие о возможных ошибках,
воспринимают уже после записи текста и забывают
исправлять ошибки. Даже сам «комментатор»
никогда не может одновременно и писать, и
объяснять. «Психофизиологические свойства
нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, –
что совершенно невозможно записывать текст и
одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять
трудные орфограммы в словах» 1 . Таким
образом, или он сначала объяснит нужную
орфограмму, а затем запишет слово, или вначале
запишет слово, а после сделает необходимые
комментарии.
Творческий диктант с комбинированной подготовкой : перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.
3. Методика проведения творческого диктанта
Подбирается связный текст, дающий
возможность закрепить изученное. На уроке
учитель называет вид работы и ее цель и проводит
вступительную беседу. Затем сообщается задание:
что нужно вставить (или заменить), по каким
признакам подбирать конструкции для вставки (или
замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.
После этого читается текст. Цель учащихся –
внимательно слушать, осознать задание и
предварительно подобрать хотя бы часть слов или
конструкций для вставки в текст (или замены).
Прослушав отдельное предложение, ученики
повторяют его про себя со вставленными (или
замененными) конструкциями. Проговаривание
тренирует память, помогает запомнить
предложение, услышать измененный текст. При
повторном чтении ученики записывают измененное
предложение, а при третьем сравнивают
продиктованный и записанный тексты. Третий раз
текст может читать один из учеников.
Рассмотрим методику проведения
творческого диктанта на вставку слов при
изучении темы «Одна и две буквы н
в
суффиксах имен прилагательных»
в 6-м классе.
Урок начинается с объяснения его задачи:
научиться правильно писать имена прилагательные
с данной орфограммой, объяснять выбор того или
иного написания и уметь пользоваться именами
прилагательными в речи. Затем учитель сообщает,
что сегодня ученикам предстоит написать
творческий диктант, вставляя в текст диктанта
имена прилагательные с изученной орфограммой.
Перед началом творческой работы класс повторяет
теоретический материал. Учитель задает
следующие вопросы:
1. Что вы знаете о правописании н–нн
в суффиксах имен прилагательных?
2. Есть ли какие-нибудь исключения из данного
правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей
речи?
После этого учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие.
(ОСЕННЕЕ) УТРО
Все вокруг застыло в крепком (осеннем)
сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной)
дали широкие луга. (Румяное) солнце греет
(пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную)
воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною
звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых)
лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых
(бархатных) листьях папоротника тоже сверкает
(утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята
вчерашним (ночным) дождем.
Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы
перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты
крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки.
Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и
песнями.
(87 слов)
(По А.Соколову)
Учащиеся легко определяют, что это – описание состояния природы в художественном стиле. Затем (при помощи наводящих вопросов учителя) называют этот отрывок «Осеннее утро». После вторичного прослушивания отрывка учащиеся выполняют следующую работу:
1) называют подобранные
прилагательные, которые необходимо будет
вставить в диктуемый текст;
2) указывают, к какому слову (имени
существительному) относится каждое
прилагательное;
3) выясняют, какой признак выражает
прилагательное;
4) проводят орфографический разбор имен
прилагательных.
Примеры разбора:
1. Осеннее (утро) утро и характеризует его относительно времени года; прилагательное осеннее образовано при помощи суффикса -н- от существительного осень с основой на н , поэтому пишется с двумя буквами н .
2. Огненные (клесты) – имя прилагательное, относится к существительному клесты и характеризует его относительно цвета, окраски птиц; прилагательное огненные образовано от существительного огонь при помощи суффикса -енн-, поэтому пишется с двумя буквами н.
Далее учитель второй раз читает текст по предложениям, а ученики записывают их, вставляя имена прилагательные с данной орфограммой, не разрушая смысла текста. Записанное предложение перечитывается учителем для проверки. Можно прослушать ученический текст. Хорошо, если учащийся будет голосом выделять вставленные слова. Возможно и вторичное чтение для проверки правописания, особенно в слабом классе. При этом объяснение может быть выборочным или частичным.
Приведем описание еще одного урока с
использованием творческого диктанта с заменами
при изучении темы «Гласные в приставках пре-
и при-
»
(6-й класс). Цель урока –
формирование навыка правописания слов с
орфограммой «Гласные в приставках пре-
и при-
».
На двух предыдущих уроках шло ознакомление с
опознавательными признаками и условиями выбора
данной орфограммы. При изучении этой темы
обратите внимание, как изменяется значение слова
с новой приставкой. Учащиеся выполняли
упражнения на подбор слов в зависимости от их
значения и обозначали условия выбора, на
группировку слов в зависимости от значения
приставок, на образование слов с помощью
приставок пре-
и при-
и определение их
лексического значения. К третьему уроку одни
ученики получили такое домашнее задание:
выписать из учебника по литературе предложения
со словами с приставкой пре-
; другие должны
были выписать предложения со словами с
приставкой при-
.
На третьем уроке после проверки домашнего
задания и повторения орфографического правила,
над усвоением которого ученики работали в данный
момент, шестиклассникам предлагается написать
творческий диктант по тексту художественного
стиля.
Рассмотрим более подробно этап урока с
использованием творческого диктанта с заменами.
Цель: совершенствование умения различать на
письме приставки пре-
и при-
, формирование
навыка правописания слов с данными приставками и
закрепление навыка подбора синонимов. Во
вступительном слове учитель сообщает задание:
заменить в тексте, где это возможно и
целесообразно, слова и сочетания без приставок пре-
и при-
однокоренными словами или синонимами с
данными приставками; также ставятся задачи
предстоящей работы:
– уметь различать на письме приставки пре-
и при-
;
– правильно писать слова с приставками пре-
и
при-
и объяснять выбор того или иного
написания;
– совершенствовать умение подбирать и
использовать синонимы;
– совершенствовать умение строить
комбинированный текст, содержащий описание и
повествование.
Учитель коротко объясняет, как выполнять работу. Затем читает текст диктанта (слова в скобках соответствуют заменам, которые должны произвести ученики).
ИЗ СНЕЖНОГО ПЛЕНА
В полях тает, а в лесу снег еще лежит
плотными подушками, и деревья нагнулись
(пригнулись), стоят в снежном плену. Тонкие
стволики прижались к земле, примерзли и ждут
освобождения.
Но вот наступает (приходит) этот жаркий час, очень
счастливый для неподвижных деревьев и страшный
для зверей и птиц. В полной лесной тишине
шевельнется еловая веточка, хочется ей подняться
(приподняться).
А под елкой, накрытый (прикрытый) ее широкими
ветками, спит заяц. Ему страшно, он внимательно
слушает (прислушивается). Но вот заяц метнулся,
побежал, опять сел (присел) и внимательно смотрит
(присматривается), куда ему бежать. И только встал
(привстал) он на задние лапки, как прыгнет вверх
перед самым его носом целая береза!
Все изменилось (преобразилось) в лесу. Везде
прыгают ветки, справляются с затруднениями
(преодолевают преграды), вырываются из снежного
плена. Весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.
(118 слов)
(По М.Пришвину)
Лексика текста содержит следующие
слова с интересующей нас орфограммой: пригнулись,
прижались, примерзли, приходит, приподняться,
прикрытый, прислушивается, присел,
присматривается, привстал, преобразилось,
преодолевают преграды
.
Ученики, слушая текст, уясняют его содержание,
выделяют слова или словосочетания, которые
требуется заменить, и подбирают подходящие
синонимы для замены. Потом ученики анализируют
текст:
1. Определяют стиль текста. Текст, художественный стиль, описание пробуждения природы; отмечают особое отношение автора к русской природе, его точный и выразительный язык. М.Пришвин использует в тексте сравнения, олицетворения, например: снег еще лежит плотными подушками; деревья... стоят в снежном плену; прыгнет вверх... береза; прыгают ветки; лес... шевелится ;
2. Анализируют композицию текста, определяют тип речи: описания сочетаются с повествованием о жизни зверей в лесу.
Орфографическая подготовка:
находят слова на изученную орфограмму, называют ее опознавательные признаки (представлены в названии орфограммы);
обосновывают выбор приставок пре- и при- .
После выполнения данной работы ученикам предлагается еще раз прослушать текст диктанта, так как некоторые измененные предложения требуют правки. Затем учитель читает текст по предложениям, а ученики воспроизводят его по методике творческого диктанта. Если в конце работы выполняется проверка, то лучше провести ее, прослушав текст, составленный одним из учеников.
Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно. Д.Н. Богоявленский, изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап “совмещения” двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы» 2 .
Таким образом, творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.
1 Панов Б.Т.
Типы и структура
уроков русского языка: Пособие для учителя. М., 1986.
С. 44.
2 Богоявленский Д.Н.
Психология
усвоения орфографии. М., 1966. С. 97.
Все вокруг застыло в (крепкий) (осенний) сне. Сквозь (тума…ый) мглу виднеются в (серебряный) дали (широкий) луга. (Румяный) солнце греет (пустынный) землю. Солнечный луч упал на (сонный) воду сквозь зар…сли (зеленый) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленый) лап (стекля…ый) капли росы. На (узорчатый) (бархатный) листьях папоротника тоже сверкает (утренний) роса. (Сонный) трава немного пр…мята (вчерашний) (ночной) дождем. Просыпаются (лесной) птицы. (Чинный) синица перескакивают с ветки на ветку. (Огненный) клесты крошат (крепкий) носами (длинный) (еловый) шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонный) криками и песнями. 1. Придумайте название. 2. Найдите слова в переносном значении. Употребите их в прямом значении, составьте словосочетания. 3. Разберите по составу выделенные слова. Определите способ образования данных слов. Подберите однокоренные слова. 4. Выполните синтаксический разбор предложения. Все вокруг застыло в (крепкий) (осенний) сне. Сквозь (тума…ый) мглу виднеются в (серебряный) дали (широкий) луга. (Румяный) солнце греет (пустынный) землю. Солнечный луч упал на (сонный) воду сквозь зар…сли (зеленый) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленый) лап (стекля…ый) капли росы. На (узорчатый) (бархатный) листьях папоротника тоже сверкает (утренний) роса. (Сонный) трава немного пр…мята (вчерашний) (ночной) дождем. Просыпаются (лесной) птицы. (Чинный) синица перескакивают с ветки на ветку. (Огненный) клесты крошат (крепкий) носами (длинный) (еловый) шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонный) криками и песнями. 1. Придумайте название. 2. Найдите слова в переносном значении. Употребите их в прямом значении, составьте словосочетания. 3. Разберите по составу выделенные слова. Определите способ образования данных слов. Подберите однокоренные слова. 4. Выполните синтаксический разбор предложения. Блокнот забыл! Дороги раскисли, снег набряк, голые ольхи в каплях дождя, теплый пар шевелится над проталинами. А в лесу сегодня, как нарочно, столько разных событий! Выдался теплый и волглый денек, и зима разом рухнула. Птицы словно из клеток вырвались: кругом гомон, щебетанье и свист. Иду я по лесу и расстраиваюсь - блокнот забыл! Одиночками, группками, стаями летят и летят над лесом дрозды, зяблики, зеленушки. Куда девать этакое половодье весенних новостей? Новости со всех сторон – успевай только голову поворачивать! Весна все медлила, медлила, и вот как прорвало. На болоте журавли трубят, над лужами повизгивают чибисы. Первый дрозд пропел, первый кулик прокричал, первый бекас проблеял. (По Сладкову) Блокнот забыл! Иду я по лесу и расстраиваюсь - блокнот забыл! А в лесу сегодня, как нарочно, столько разных событий! Весна все медлила, медлила, и вот как прорвало. Выдался теплый и волглый денек, и зима разом рухнула. Дороги раскисли, снег набряк, голые ольхи в каплях дождя, теплый пар шевелится над проталинами. Птицы словно из клеток вырвались: кругом гомон, щебетанье и свист. На болоте журавли трубят, над лужами повизгивают чибисы. Одиночками, группками, стаями летят и летят над лесом дрозды, зяблики, зеленушки. Новости со всех сторон – успевай только голову поворачивать! Первый дрозд пропел, первый кулик прокричал, первый бекас проблеял. Куда девать этакое половодье весенних новостей? (По Сладкову) 1. Как писатель показывает, что весна наступила стремительно? 2. Какие весенние «новости» услышал писатель в лесу? В каком значении употреблено слово половодье? 3. Как вы объясните значение слова волглый? 4. Почему в тексте много восклицательных предложений? 5. выпишите из текста предложения с однородными членами. Подумайте, какова их роль в создании ритмичности текста и образной картины весны. 6. Назовите, какие глаголы придают описанию особую выразительность, динамичность. 7. Как бы вы ответили на вопрос автора? Пр…делать ручку к чемодану, пр…рвать отношения, пр…ходящая няня, непр…одолимые трудности, пр…ходящие (временные) обстоятельства, пр…бывать в унынии, пр…уменьшить показатели, пр…творить в жизнь, пр…бывать к месту работы, пр…емник великого ученого, пр…усадебный участок, пр…дать картине яркости, пр…творить окно, пр…храбрый мальчик, сломанный пр…мник, пр…прятать ценности, пр…брежный городок, пр…успеть в карьере, пр…одолеть пр…пятствие. Пр…делать ручку к чемодану, пр…рвать отношения, пр…ходящая няня, непр…одолимые трудности, пр…ходящие (временные) обстоятельства, пр…бывать в унынии, пр…уменьшить показатели, пр…творить в жизнь, пр…бывать к месту работы, пр…емник великого ученого, пр…усадебный участок, пр…дать картине яркости, пр…творить окно, пр…храбрый мальчик, сломанный пр…мник, пр…прятать ценности, пр…брежный городок, пр…успеть в карьере, пр…одолеть пр…пятствие. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем заг…рается на з…ре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бе…шумно, как комья белого пуха. (К.Паустовский) 1. Определите тип и стиль речи. Каково грамматическое значение предложений? 2. Подчеркните главные члены предложения. Каково строение грамматических основ (односоставные, двусоставные)? 3. Каков порядок расположения подлежащего и сказуемого в большинстве предложений? Как это связано с типом речи? 4. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем заг…рается на з…ре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бе…шумно, как комья белого пуха. (К.Паустовский) 5. Определите тип и стиль речи. Каково грамматическое значение предложений? 6. Подчеркните главные члены предложения. Каково строение грамматических основ (односоставные, двусоставные)? 7. Каков порядок расположения подлежащего и сказуемого в большинстве предложений? Как это связано с типом речи? 8. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы– океаны и вопросы-капли. Р.Рождественский У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы– океаны и вопросы-капли. Р.Рождественский Речь пойдет об удевительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрет в перед а другим назад. И все видет, что делается вокруг. Вот удобно разполажилась на цветке красивая бабочька. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на нее. Кажется хамелеон и несоберается ее трогать. Но вдруг мелькнул язык и бабочьки уже нет. Хамелеон не промахивается. От него нет спосения. Он несет гибель и быстрой мухе и тысячеглазой стрекозе и маленькому комарику. На конце длиного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочька. Когда она косается коньчиком языка насекомого, то втягивает в себя воздух через трубочьку и крепко держет свою добычу. И не вырвешся. Исправьте допущенные ошибки. Объясните правописание орфограмм, постановку знаков препинания. Речь пойдет об удевительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрет в перед а другим назад. И все видет, что делается вокруг. Вот удобно разполажилась на цветке красивая бабочька. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на нее. Кажется хамелеон и несоберается ее трогать. Но вдруг мелькнул язык и бабочьки уже нет. Хамелеон не промахивается. От него нет спосения. Он несет гибель и быстрой мухе и тысячеглазой стрекозе и маленькому комарику. На конце длиного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочька. Когда она косается коньчиком языка насекомого, то втягивает в себя воздух через трубочьку и крепко держет свою добычу. И не вырвешся. Исправьте допущенные ошибки. Объясните правописание орфограмм, постановку знаков препинания С вечера раз…гралась метель. Прошумела она и волшебно пр…образился лес. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветви елей под тяжестью снега почти к…саются земли. Под березками пр…ютились крохотные елочки. В пр…чудливый н…ряд одела метель молодую пор…сль. От холодных лучей заг…рается на них снежное покрывало. Вьюга посеребрила пышные прически пр…огромных сосен. На их макушках пр..мостились пышные снежные шапки. Вечером в ч…щобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. 1. Расставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания. 2. Объясните, какие средства выразительности использует автор, чтобы придать тексту образность. С вечера раз…гралась метель. Прошумела она и волшебно пр…образился лес. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветви елей под тяжестью снега почти к…саются земли. Под березками пр…ютились крохотные елочки. В пр…чудливый н…ряд одела метель молодую пор…сль. От холодных лучей заг…рается на них снежное покрывало. Вьюга посеребрила пышные прически пр…огромных сосен. На их макушках пр..мостились пышные снежные шапки. Вечером в ч…щобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. 1. Расставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания. 2. Объясните, какие средства выразительности использует автор, чтобы придать тексту образность.
Дед и бабушка снова переехали в город. Я пришел к ним, настроенный сердито и воинственно, на сердце было тяжело, — за что меня сочли вором? Бабушка встретила меня ласково и тотчас ушла ставить самовар, дед насмешливо, как всегда, спросил! — Много ли золота накопил? — Сколько есть — всё мое, — ответил я, садясь у окна. Торжественно вынул из кармана коробку папирос и важно закурил. — Та-ак, — сказал дед, пристально всматриваясь в мои действия, — вот оно что. Чёртово зелье куришь? Не рано ли? — Мне вот даже кисет подарили, — похвастал я. — Кисет! — завизжал дедушка. — Ты что, дразнишь меня? Он бросился ко мне, вытянув тонкие крепкие руки, сверкая зелеными глазами; я вскочил, ткнул ему головой в живот, — старик сел на пол и несколько тяжелых секунд смотрел на меня, изумленно мигая, открыв темный рот, потом спросил спокойно: — Это ты меня толкнул, деда? Матери твоей родного отца? — Довольно уж вы меня били, — пробормотал я, поняв, что сделал отвратительно. Сухонький и легкий, дед встал с пола, сел рядом со мною, ловко вырвал папиросу у меня, бросил ее за окно и сказал испуганным голосом: — Дикая башка, понимаешь ли ты, что это тебе никогда богом не простится, во всю твою жизнь? Мать, — обратился он к бабушке, — ты гляди-ко, он меня ударил ведь? Он! Ударил. Спроси-ко его! Она не стала спрашивать, а просто подошла ко мне и схватила за волосы, начала трепать, приговаривая: — А за это — вот как его, вот как... Было не больно, но нестерпимо обидно, и особенно обижал ехидный смех деда, — он подпрыгивал на стуле, хлопая себя ладонями по коленям, и каркал сквозь смех: — Та-ак, та-ак... Я вырвался, выскочил в сени, лег там в углу, подавленный, опустошенный, слушая, как гудит самовар. Подошла бабушка, наклонилась надо мной и чуть слышно шепнула: — Ты меня прости, ведь я не больно потрепала тебя, я ведь нарочно! Иначе нельзя, — дедушка-то старик, ему надо уважить, у него тоже косточки наломаны, ведь он тоже горя хлебнул полным сердцем, — обижать его не надо. Ты не маленькой, ты поймешь это... Надо понимать, Олеша! Он — тот же ребенок, не боле того... Слова ее омывали меня, точно горячей водою, от этого дружеского шёпота становилось и стыдно и легко, я крепко обнял ее, мы поцеловались. — Иди к нему, иди, ничего! Только не кури при нем сразу-то, дай привыкнуть... Я вошел в комнату, взглянул на деда и едва удержался от смеха — он действительно был доволен, как ребенок, весь сиял, сучил ногами и колотил лапками в рыжей шерсти по столу. — Что, козел? Опять бодаться пришел? Ах ты, разбойник! Весь в отца! Фармазон, вошел в дом — не перекрестился, сейчас — табак курить, ах ты, Бонапарт, цена-копейка! Я молчал. Он истек словами и тоже замолчал устало, но за чаем начал поучать меня. — Страх перед богом человеку нужен, как узда коню. Нет у нас друга, кроме господа. Человек человеку — лютый враг. Что люди — враги, в этом я чувствовал какую-то правду, а всё остальное не трогало меня. — Теперь опять иди к тетке Матрене, а весной — на пароход. Зиму-то проживи у них. А не сказывай, что весной уйдешь... — Ну, зачем же обманывать людей? — сказала бабушка, только что обманув деда притворной трепкой, данной мне. — Без обмана не проживешь, — настаивал дед, — ну-ка скажи — кто живет без обмана? Вечером, когда дед сел читать Псалтырь, я с бабушкой вышел за ворота, в поле; маленькая, в два окна, хибарка, в которой жил дед, стояла на окраине города, «на задах» Канатной улицы, где когда-то у деда был свой дом. — Вот куда заехали! — посмеиваясь, говорила бабушка. — Не может старик места по душе себе найти, всё переезжает. И здесь нехорошо ему, а мне — хорошо! Перед нами раскинулось версты на три скудное дерновое поле, изрезанное оврагами, ограниченное гребнем леса, линией берез Казанского тракта. Из оврагов высунулись розгами ветки кустарника, лучи холодного заката окрасили их кровью. Тихий вечерний ветер качал серые былинки; за ближним оврагом, — тоже как былинки, — маячили темные фигуры мещанских девиц и парней. Вдали, направо, стояла красная стена старообрядческого кладбища, его звали «Бугровский скит», налево, над оврагом, поднималась с поля темная группа деревьев, там — еврейское кладбище. Всё вокруг было бедно, всё безмолвно прижималось к израненной земле; маленькие домики окраины города робко смотрели окнами на пыльную дорогу, по дороге бродят мелкие, плохо кормленные куры. У Девичьего монастыря идет стадо, — мычат коровы, из лагеря доносится военная музыка, — ревут и ухают медные трубы. Идет пьяный, жестоко растягивая гармонику, спотыкается и бормочет: — Я дойду до тебя... обязательно... — Дурачок, — щурясь на красное солнце, говорит бабушка, — куда тебе дойти? Упадешь скоро, уснешь, а во сне тебя оберут... И гармония, утеха твоя, пропадет... Я рассказываю ей, как жил на пароходе, и смотрю вокруг. После того, что я видел, здесь мне грустно, я чувствую себя ершом на сковороде. Бабушка слушает молча и внимательно, так же, как я люблю слушать ее, и, когда я рассказал о Смуром, она, истово перекрестясь, говорит: — Хороший человек, помоги ему богородица, хороший! Ты, гляди, не забывай про него! Ты всегда хорошее крепко помни, а что плохо — просто забывай... Мне очень трудно было рассказать ей, почему меня рассчитали, но, скрепя сердце, я рассказал. Это не произвело на нее никакого впечатления, она только заметила равнодушно: — Мал ты еще, не умеешь жить... — Вот все говорят друг другу: не умеешь жить, — мужики, матросы, тетка Матрена сыну, а что надо уметь? Поджав губы, она покачала головой. — Уж этого я не знаю. — А тоже говоришь! — Отчего не сказать? — спокойно молвила бабушка. — Ты не обижайся, ты еще маленькой, тебе и не должно уметь. Да и кто умеет? Одни жулики. Вон дедушка-то и умен и грамотен, а тоже ничего не сумел... — Ты сама-то хорошо жила?.. — Я? Хорошо. И плохо жила — всяко... Мимо нас не спеша проходили люди, влача за собою длинные тени, дымом вставала пыль из-под ног, хороня эти тени. Вечерняя грусть становилась всё тяжелее, из окон изливался ворчливый голос деда: — Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже́ гневом твоим накажеши мене... Бабушка сказала, улыбаясь: — Надоел же он богу-то, поди! Каждый вечер скулит, а о чем? Ведь уж старенький, ничего не надо, а всё жалуется, всё топорщится... Бог-от, чай, прислушается к вечерним голосам да и усмехнется: опять Василий Каширин бубнит!.. Пойдем-ка спать... Я решил заняться ловлей певчих птиц; мне казалось, что это хорошо прокормит: я буду ловить, а бабушка — продавать. Купил сеть, круг, западни, наделал клеток, и вот, на рассвете, я сижу в овраге, в кустах, а бабушка с корзиной и мешком ходит по лесу, собирая последние грибы, калину, орехи. Только что поднялось усталое сентябрьское солнце; его белые лучи то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг ко мне. На дне оврага еще сумрачно, оттуда поднимается белесый туман; крутой глинистый бок оврага темен и гол, а другая сторона, более пологая, прикрыта жухлой травой, густым кустарником в желтых, рыжих и красных листьях; свежий ветер срывает их и мечет по оврагу. На дне, в репьях, кричат щеглята, я вижу в серых отрепьях бурьяна алые чепчики на бойких головках птиц. Вокруг меня щелкают любопытные синицы; смешно надувая белые щеки, они шумят и суетятся, точно молодые кунавинские мещанки в праздник; быстрые, умненькие, злые, они хотят всё знать, всё потрогать и — попадают в западню одна за другою. Жалко видеть, как они бьются, но — мое дело торговое, суровое — я пересаживаю птиц в запасные клетки и прячу в мешок, — во тьме они сидят смирно. На куст боярышника опустилась стая чижей, куст облит солнцем, чижи рады солнцу и щебечут еще веселей; по ухваткам они похожи на мальчишек-школьников. "Жадный, домовитый сорокопут запоздал улететь в теплые края, сидит на гибкой ветке шиповника, чистит носом перья крыла и зорко высматривает добычу черными глазами. Вспорхнул вверх жаворонком, поймал шмеля, заботливо насадил его на шип и снова сидит, вращая серой вороватой головкой. Бесшумно пролетела вещая птица щур, предмет жадных мечтаний моих, — вот бы поймать! Снегирь, отбившийся от стаи, сидит на ольхе, красный, важный, как генерал, и сердито поскрипывает, качая черным носом. Чем выше солнце, тем больше птиц и веселее их щебет. Весь овраг наполняется музыкой, ее основной тон — непрерывный шелест кустарника под ветром; задорные голоса птиц не могут заглушить этот тихий, сладко-грустный шум, — я слышу в нем прощальную песнь лета, он нашептывает мне какие-то особенные слова, и они сами собою складываются в песню. А в то же время память, помимо воли моей, восстановляет картины прожитого. Откуда-то сверху кричит бабушка: — Ты — где? Она сидит на краю оврага, разостлала платок, разложила на нем хлеб, огурцы, репу, яблоки; среди всех этих благостынь стоит, блестя на солнце, маленький, очень красивый граненый графин, с хрустальной пробкой — головой Наполеона, в графине — шкалик водки, настоянной на зверобое. — Хорошо-то как, господи! — благодарно говорит бабушка. — А я песню сложил! — Да ну? Я говорю ей что-то, похожее на стихи:Всё ближе зима, всё заметнее,
Прощай, мое солнышко летнее...
Ой, уходит солнце летнее
В темны ночи, за далекие леса!
Эх, осталася я, девушка,
Без весенней моей радости, одна!
Выйду ль утром за околицу,
Вспомню майские гулянки мои, —
Поле чистое нерадошно глядит, —
Эх, потеряла я в нем молодость свою.
Ой, подруженьки, любезные мои!
Уж как выпадет да первый легкий снег, —
Выньте сердце из бело́й моей груди,
Схороните мое сердце во снегу!..