Поэтому порой трудно определить степень их участия в бедах, обрушившихся на голову народа той или иной страны. Но тень вины (большой или малой) постоянно следует за этими женщинами.

Королева Брунгильда

Кристанна Локен в роли Брунгильды

Фото: кадр из фильма «Кольцо Нибелунгов»

Именно на нее свалили обвинения в том, что она развязала войну между Австразией и Нейстирией. Хотя в этом темном деле оказались замешаны две женщины. Королева Брунгильда была замужем за австразийским королем Сигибертом, когда пришла печальная весть из соседней Нейстрии. Ее родную сестру Гальсвинту убил муж – местный правитель Хильперик. Король, подстрекаемый любовницей, пошел на жестокое преступление. Разгневанная Брунгильда, горя жаждой мести, обратилась за помощью к супругу Сигиберту, чтобы тот силой вернул приданое сестры – несколько богатых городов. В ходе войны Сигиберт был убит: ходили слухи, что покушение на него организовала все та же кровожадная любовница Хильперика. Сама же Брунгильда попала в плен к врагам, но ей удалось бежать и вернуться на трон. Уже 613 году сын Хильперика – король Хлотарь II обвинил совершенно на пустом месте престарелую королеву в развязывании междоусобной войны между государствами. И поступил с ней в духе жесткого времени: приказал разорвать ее, привязав за руки и ноги к лошадям.

Амаласунта

Онор Бэкман в роли Амаласунты

О ее судьбе можно сказать только одно: она хотела как лучше, а получилось как всегда. В 526 году дочери короля Теодориха выпала особая честь – править королевством остготов, осевшим в Италии, в качестве регентши при своем восьмилетнем сыне Аталарихе. Амаласунта была не только очень красива, но умна и прозорлива. Она пророчила сыну будущее, далекое от варварских обычаев и пыталась воспитать его в духе просвещенных римлян. Истинное уважение к ней испытывал сам император Византии Юстиниан. Он восхищался мудростью этой женщины, ее дипломатическими способностями. Но здесь следует сказать, что наука не пошла впрок Аталариху, который предпочитал оставаться эдаким Митрофанушкой и проводил почти все время в диких оргиях остготов. Добром излишества не кончились: в одну из ночей сердца молодого королевича не выдержало, и он умер. В 534 году Амалусунта идет на отчаянный шаг. Чтобы сохранить власть, она заключает союз с двоюродным братом Теодагадом, в глубине души подозревая о его нежелательных последствиях для себя. Вскоре подозрения оправдались: братец заточил ее в тюрьму и стал полновластным правителем. Юстиниан через своего посла просил Теодагада об освобождении Амаласунты. Однако ее двоюродный брат поступил крайне жестоко с сестрой. Амаласунту заперли в бане, наполненной горячим паром, где в великих мучениях бедная женщина погибла. Разгневанный Юстиниан не стерпел подобного варварского поступка и в 535 году пошел войной на остготов, которая длилась 19 лет и принесла стране одни только страдания.

Королева Марго

Изабель Аджани в роли королевы Марго

Фото: кадр из фильма «Королева Марго»

Королева Маргарита Наварская вошла в историю как одна из самых чувственных особ своего времени, из-за которой десятками гибли любовники, шли непрерывные войны. Она еще в юности отличалась редкой красотой, необычайным умом и независимым характером. Наследница рода Валуа получила прекрасное образование, однажды в ней даже проснулся писательский талант. Но все портила чувственность девушки, которая уже в 16 лет закрутила бурный роман с герцогом де Гизом – зрелым и опытным мужчиной. Однако женихом, а позже мужем стал предводитель гугенотов (протестантов), король Наварры Генрих Бурбон. Таково было веление семьи, собирающейся установить мир во Франции. Но свадьба молодых закончилась страшной резней протестантов – Варфоломеевской ночью, когда погибло более 30 тысяч гугенотов. Маргарита спасла от гибели мужа, она помогла ему бежать из Парижа. Варфоломеевская ночь стала вечным проклятием для молодой королевы. Везде, где она появлялась, случались несчастья. Говорят, что слишком чувственная Марго хранила забальзамированные сердца погибших любовников в специальных коробочках, которые всегда носила с собой. Даже в преклонном возрасте королева удивляла своими интимными отношениями. Когда вокруг нее собирались десятки любовников, то казалось, что бабушку окружают любимые внуки…

Клеопатра

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры

Эта роковая женщина затмила своей славой целую плеяду египетских фараонов. Она обладала редким обаянием и умением заворожить собеседника. Римский историк Плутарх с восторгом писал о ней: «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, на любое наречие». Египетская царица знала десяток языков, изучала философию, математику, риторику и слыла одной из образованных и просвещенных женщин своего времени. Однако это не помешало ей развязать гражданские войны, в которых прослеживался холодный политический расчет Клеопатры. И в борьбе за власть, по ее мнению, были все средства хороши. Она безжалостно уничтожает своих братьев и сестер, когда те пытаются захватить царский трон. А когда Клеопатра почувствовала, что ей угрожает смертельная опасность, то хитростью пробралась к прославленному полководцу Юлию Цезарю. Тот был поражен смелостью и особенной красотой женщины, которая быстро завоевала его сердце. Юлий Цезарь помог Клеопатре вернуться на трон, окружил ее невиданной роскошью, любовью и вниманием. Такое отношение возмутило римских сенаторов, и Юлий Цезарь в конечном итоге погиб от руки заговорщиков. Смерть высокого покровителя сильно расстроила Клеопатру. Она устремляется в Египет, чтобы найти там надежное убежище. И Марк Антоний по воле судьбы стал ее последним любовником, который ради Клеопатры бросится на меч врагов. Уже в Египте царица успеет посеять смуту, поучаствовать в заговорах и оставить за хрупкими женскими плечами гору трупов. После краха надежд на возвращение царского трона, чтобы избежать позора, она отравит себя ядом кобры.

Елена Троянская

Диана Крюгер в роли Елены Троянской

Если верить великому Гомеру, долгая и кровопролитная война между греками и троянцами началась из-за легкомысленной, но очаровательной Елены, жены спартанского царя Менелая. Увлеченная смазливым пастухом Парисом, которого, как ни странно, обожали не только нимфы, но и богини (Афродита к тому же обещала ему любовь самой красивой женщины), Елена забыла о правилах и приличиях двора. Дружеские отношения царицы и пастуха быстро перешли в пламенную страсть, которая заставила парочку бежать из Спарты. Корабль, груженный прихваченными сокровищами Менелая, на полных парусах умчал Елену и Париса в Трою. Здесь они, как повествует Гомер, занимались любовными утехами, не подозревая, что приближается огромная беда, причиной которой и стали. Разгневанный Менелай не знал себе места: мало того что ему наставили рога, теперь он вынужден был начать войну с Троей. Жажда достать ненавистного певца и музыканта Париса, который, оказывается, умел не только пасти коз и овец, заставила царя искать союзников. И сама Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, призвала героев Греции вступиться за кровно обиженного Менелая и наказать виновных. В итоге многолетняя война между греками и троянцами унесла тысячи жизней. Пали на поле брани великие воины Гектор и Ахилл, подвиги которых воспел Гомер.

Юста Грата Гонория

Девушку высоких и благородных кровей держали в черном теле и ради сохранения ее девичьей чести окружили сотней евнухов. Такова была воля ее брата – императора Валентина. Принцесса томилась в девичестве до тридцати лет и, чувствуя, что время неумолимо ускользает, а жениха и свободы все нет, решилась на отчаянный шаг. Гонория, плюнув на монашеский обет, посылает одного из евнухов с письмом и кольцом к Аттиле – вождю гуннов, прославившемуся своей жестокостью и вечно пламенной страстью к женщинам. Великий варвар несказанно обрадовался депеше. В письме принцесса слезно просила его приехать в Рим, жениться на ней и забрать к себе. После сокрушительного поражения от римлян на Каталаунских полях он жаждал мести. А здесь удача просто плыла ему в руки: за счет брака с Гонорией Аттила надеялся получить мирным путем в качестве приданого невесты половину Западной Римской империи.

10 настоящих принцесс и королев, про которых сняли фильмы

  • Подробнее

Однако римский император не спешил доставить девственницу в покои варвара. Это крайне разозлило Аттилу: ведь он так любил жениться! Почти в каждом походе даже в глухой деревушке он выбирал самую красивую девушку, чтобы сыграть пышную и шумную свадьбу. Уязвленный отказом, Аттила собирает огромную армию гуннов и с огнем и мечом проходит почти всю Италию, разрушая дотла встречающиеся на пути города. Римляне пришли в ужас и готовы были с потрохами выдать Гонорию, которая стала причиной опустошительного нашествия диких и необузданных варваров. Но любезный братец Валентин совершил непростительную для государственного деятеля ошибку: он отправил ее в Константинополь и выдал замуж за первого попавшегося мужчину. Говорят, им оказался старичок-сенатор. Бешенству Аттилы не было предела! Рим задрожал от страха: в любой момент у стен Великого города могли появиться ужасные гунны. Впрочем, Аттилу удалось убедить на переговорах отказаться от этой затеи. И теперь весь свой гнев он перекинул на Константинополь, жаждая вернуть Гонорию, которая так хотела когда-то иметь власть и свободу. Но заполучить невесту Аттила так и смог: на одной из свадеб он умер, перебрав с вином и любовными утехами…

Ла Кава

Знойная красавица так завладела сердцем короля вестготов Родриго, что он не знал ни сна, ни покоя. Образ прелестной Ла Кавы преследовал его на каждом шагу. А она гордо отвергала ухаживания короля: слишком он был назойлив и вовсе не нравился ей. Воспаленный пламенной страстью, Родриго совсем потерял голову. Однажды хитростью заманив красавицу к себе, он силой взял ее. Ла Кава, горько рыдая, поведала о случившемся отцу – могущественному графу Хулиано. Комендант Сеуты – важной крепости, которая закрывала путь воинственным арабам на Пиренейский полуостров, был вне себя от благородной ярости. Он поклялся жестоко отомстить похотливому королю. И вскоре такой случай представился. Когда в страну вторглось семитысячная армия арабов, граф Хулиано, махнув рукой на свои патриотические чувства, открыл ворота крепости. И королевство вестготов, просуществовавшее на территории нынешней Испании 300 лет, приказало долго жить. Дочь Ла Кава была отомщена сполна. Тем более что в первом же сражении короля Родриго зарубили мечом. А на месте его бывших владений арабы создали Кордовский эмират. Заметим, что в свое время Родриго снились вещие сны о нашествии вражьих сил. Но он не придал им никакого значения, преследуя гордую красавицу и забыв о государственных делах. За что и поплатился.

Элеонора – герцогиня Аквитанская

Проклятая Столетняя война, в ходе которой проржавели доспехи и притупились мечи, когда все порядком устали, стала мрачной страницей истории Европы. И ее причиной посчитали поведение рыжеволосой красавицы Элеоноры – дочери герцога Аквитанского Вильгельма X, уже в 15 лет унаследовавшей огромное состояние – Аквитанию и графство Пуату. Последнее, скорее всего, и послужило предтечей будущей войны. По завещанию, которое некогда составили отец и брат (они почили в бозе), владельцем богатых земель становился муж Элеоноры. Поэтому ее опекун – старый король Франции Людовик VI Толстый поспешил женить своего сына на юной герцогине, чтобы оттяпать при имеющейся бедности лакомый кусок. Надо сказать, что это у него прекрасно удалось. И Людовик VII после смерти отца мог спокойно приумножать полученное приданое жены. Однако новый король не обладал выдающегося государственного деятеля, он был очень набожен и большую часть времени проводил с католическими священниками.

Другое дело Элеонора! Яркая красота, бурный темперамент королевы и острый ум возбуждали самых знатных мужчин, которые за один только взгляд зеленых глаз готовы были бросить к ее ногам свое благополучие и даже пожертвовать жизнью. Это явно не нравилось королю: постоянные ссоры и скандалы в итоге привели к разводу. В 1152 году брак распался, несмотря на все попытки папы римского помирить супругов. 30-летняя Элеонора горевала недолго: ее зрелая ослепительная красота привлекла к себе английского принца Генриха Анжуйского. Восемнадцатилетний юноша влюбился в нее по уши. И Элеонора, испытывая к нему взаимное чувство, вышла замуж за будущего короля Генриха II Плантагенета. А заодно увела из-под носа Франции Аквитанию и прочие земли, что составляло почти половину страны. Обиженные французы подобной выходки Элеоноры не стерпели и стали молча готовиться к Столетней войне…

Петросян с размахом отметил развод со Степаненко

  • Подробнее

Одинокие и счастливые: звезды, которые так и не вышли замуж

  • Подробнее

На вопрос Есть погаворка все войны от женщин!!! Какая была война из за женщины??? заданный автором Ema лучший ответ это Между Спартой и Троей из-за Елены Прекрасной)

Ответ от Непредсказуемая и опасная [гуру]
1. самая известная из-за елены прекрасной - троянская
2. когда англичанам надоели индейцы, которые, в общем-то, достаточно мирно (по взаимной договоренности) проживали на манхэттене, англичане нашли формальный повод: индейскую девушку застукали ворующей персики в саду у высокопоставленного англичанина, и индейцев вырезали полностью. это вошло в историю под названием персиковой войны
3. французские и испанские монархи просто обожали ругаться из-за женщин. то один, то другой король совращал чужую жену или любовницу, и, как правило, оказывалось, что она – кровная родственница другого короля. из-за этого между францией и испанией произошло минимум 4 войны, самая длинная из которых продолжалась 7,5 лет
4. из-за нагло сворованного жемчужного свадебного ожерелья 4 года воевали два племени викингов, и, говорят, именно из-за этой войны сейчас есть шведы и норвежцы (которые запросто могли быть одним народом) . и, кстати, ожерелье было не таким уж и красивым: три нитки грубо обработанного речного жемчуга на кожаном шнурке


Ответ от +? ?? [гуру]
троянская например


Ответ от Ольга Егорова [эксперт]
Троянская война. Из-за Елены.


Ответ от П И [гуру]
Не все мировые войны развязывались ради чистых и светлых идей вроде власти над миром или смерти неверных. Иногда причиной кровопролитного побоища становилась обычная (хотя чаще все-таки симпатичная) женщина. В «Храбром сердце» Мел Гибсон начал кровавую баталию, в «Роб Рое» Лайам Ниссон занялся партизанской деятельностью, а в «Трое» из-за женщины развернулась настоящая война.
Если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. Женщины часто становятся причиной драк, а война отличается от дворовой потасовки только масштабностью боевых действий и объемом разрушений. Там, где схлестнулись два человека, вполне могут повоевать и две армии. И каких бы потом оправданий ни выдумывали триумфаторы, как бы ни перевирали историки факты, им все равно не спрятать неприглядную правду: военные конфликты из-за женщин происходили на этой планете с давних времен и с завидной регулярностью. И далеко не всегда их участниками и победителями становились благородные рыцари, вступившиеся за даму сердца.. .
Дальше прочтите ссылка


Ответ от Барон [гуру]
Да все беды из-за них!!!)).. Женщин...!


Ответ от Ђ.Е.Р. [гуру]
по легендам и сказаниям "Троянская" война началась из-за Елены, но это миф, так как на самом деле и эта война была из-за пр. Дарданелла и выхода в Мраморное море


Ответ от Dashko35 [гуру]
Троянская сто %


Ответ от BEGEMOT ПАЖ [гуру]
Тока та самая Троянская. И то легенда. Реальные войны абычна имели в аснове несколька другие саабраженийа

Мужчины с незапамятных времен сражаются за женщин и из-за женщин. Споры, связанные с женщинами, были особенно часты в примитивных сообществах, где главной причиной войны было похищение женщин из другого племени. Внутри племени случаи похищения женщин единичны, так как подобная практика вела к разрушению единства группы и ослабляла ее в столкновениях с другими группами. Следовательно, такие похищения были запрещены на раннем этапе развития, и племена, которые привыкли к подобной практике, вынуждены были приспосабливаться к борьбе за жизнь, свидетельством чего является тот факт, что только очень незначительное количество изолированных племен продолжает до сих пор практиковать захваты женщин внутри племени. Тем не менее украсть женщину из другого племени считалось нормальной практикой и даже почиталось. В первобытном обществе любой мужчина мог в любое время захватить и оставить себе женщину, если у него была такая возможность. Он делал так благодаря своей превосходящей силе, которая была его собственной высшей справедливостью. Оскорбленное племя могло заявить о мести, и два племени оказывались в состоянии войны. Кража женщин не всегда являлась индивидуальным мероприятием – целые племена могли вести войны именно с такой целью. Обычай добывания жен посредством похищения широко распространен. Лаббок обнаружил, что он доминировал в Австралии и среди малайцев, в Индостане, Центральной Азии, Сибири и на Камчатке; среди эскимосов, индейцев Северной Америки и коренного населения Бразилии; в Чили и Тьерра-дель-Фуэго (озеро Огненная Земля. – Ред. ); на Филиппинах, среди арабов и негров, у черкесов (Северный Кавказ) и до недавнего времени на большей части Европы. Вестермарк цитирует ряд примеров, из которых следует, что насильственный брак заключался в тех случаях, когда он являлся «либо случайным следствием войны, либо способом приобретения жены, когда жениться обычным способом сложно или неудобно». Во многих случаях это скорее являлось подготовкой к браку, нежели одной из форм его заключения. Здесь не утверждается, что похищение женщин являлось нормальным способом жениться, тем не менее это распространенный феномен в истории культуры и одна из причин межгрупповых конфликтов.

Леторно считает, что главный интерес, который кроется за похищением женщин из других племен, – это удовлетворение сексуального желания. Но это тем не менее вторично по отношению к экономическому мотиву. Первобытный мужчина желал женщину в первую очередь как работницу или рабыню. Чем больше женщин работало на мужчину, тем лучше было его положение в борьбе за выживание. Они являются экономической ценностью благодаря работе, которую выполняют, и детям, которых они рожают и о которых они заботятся. Брак для первобытного человека был прежде всего экономическим предприятием. Женщины часто считались собственностью, приобретаемой за счет брака, и на брак влияли различные условия. Но с учетом таких факторов, как дети и половые обычаи, брак может также расцениваться как способ самоподдержания семьи и племени. Экономический аспект брака виден в разделении труда по половому признаку. Жена должна была выполнять все унизительные занятия, и где бы ни был необходим элемент принуждения, это было проще реализовать с захваченной женщиной. Более того, украсть жену было дешевле, чем купить ее. Похищение женщины развилось не столько из-за рациональной или осознанной оценки преимуществ этого действа, сколько благодаря автоматической и неосознанной адаптации к морали и обычаям. Мужчины практически всегда следовали своим импульсам, чтобы удовлетворить свои нужды, не думая ни о чем, кроме немедленного удовольствия. «Вследствие периодически возникающей необходимости появляются отдельные привычки и групповые обычаи, но это никогда не происходило сознательно и никогда изначально таких намерений не возникало. Эти обычаи не замечают, пока они не просуществуют достаточно долгое время, и проходит еще больше времени, пока они обычно признаются».

Когда похищение жен становится частью обычаев первобытных народов, оно становится одной из основных причин войны. Оно вызывает агрессию, которая встречает сопротивление и отпор. Другим источником разногласий является прелюбодеяние, которое воспринималось первобытными народами как покушение на собственность мужа. Внутри группы оно могло компенсироваться штрафом, но если нарушитель принадлежал к другому племени, это часто вело к войне. Межплеменной конфликт мог похожим образом возникать из-за ухода жены от мужа. Война из-за женщин, вызванная похищением, уходом от мужа или прелюбодеянием, тем не менее являлась особой формой войны за собственность, как будет показано в примерах далее. Среди африканских динка «женщин приобретали, отдавая за них скот, или воровали у враждебных кланов или племен. Завоеванные или украденные жены занимали более низкое положение по отношению к купленным». Они выполняли больше работы. Баганда тоже приобретали своих жен такими двумя способами; воровство являлось формой заключения брака в Укамбани, и во всем Ньясаленде совершаются набеги ради приобретения рабынь-женщин, на которых победители женятся. Среди ба-гуана женщины являются одной из главных причин войны, а войны племени ба-яка часто начинались с обвинений в прелюбодеянии. О болоки говорят, что 90 процентов их ссор происходили из-за женщин, потому как каждый человек, который имел одну или больше жен, сильно обижался на любую попытку посягательства на его власть над ними. Практически все войны нигерийских племен происходят из-за женщин, и одной из главных причин войны является похищение женщин. Среди фангов «главными причинами войн были ссоры из-за женщин, и эти распри могли продолжаться годами. Из-за сильной вражды между племенами женщинам часто невозможно было работать в садах или ловить рыбу в реке, вследствие чего возникала значительная нехватка еды». Такая ситуация складывалась потому, что фанги во время усобиц не делали различий между мужчинами и женщинами и убивали женщин наравне с представителями сильного пола. Беннетт, который описал приведенные выше факты, говорит, что в Фулабифонге, где он жил, «спор из-за женщин продолжался почти десять месяцев, и три соседних города все это время голодали», – этот пример ярко демонстрирует экономическую важность женщин.

В независимых племенах Восточной Индии женщин захватывали в плен и продавали от хозяина к хозяину. «Истоком этого обычая было желание обладать женщиной». На острове Борнео (Калимантан) женщины воспринимались как причина войны, а на Новой Гвинее это справедливо в еще большей мере. Племя элема, жившее на юго-востоке Новой Гвинеи, крало женщин всегда, когда только представлялась возможность. На территории голландского управления прелюбодеяния и изнасилования часто вели к войнам между деревнями; мужчина мог обратить свою месть против любого жителя деревни, откуда был родом совратитель или насильник, и немедленно объявлялась война. В Британской Новой Гвинее (южная часть современного Пакуа – Новая Гвинея) большинство распрей было связано с ссорами из-за женщин, а на бывшей Земле Кайзера Вильгельма (северная часть Пакуа – Новая Гвинея, в 1919 г. Германия лишилась этой колонии. – Ред. ) похищение женщин обычно вело к враждебности.

Коренные жители острова Шортленд (Алу) и побережья острова Бугенвиль (Соломоновы острова) постоянно вели войны из-за женщин. Среди жителей Фиджи женщины были второй по важности причиной войны. «Ссоры из-за женщин» были одной из главных причин войн в Новой Зеландии, другой не менее важной причиной была земля. Отсюда идет поговорка маори: «Земля и женщины – источники войны». В других частях Полинезии войны часто начинались из-за прелюбодеяний, нарушений обещания жениться и из-за браков между мужчинами и женщинами враждебных племен.

Практически все сражения среди коренных жителей Австралии происходили из-за женщин. Среди наиболее распространенных причин были похищение женщин, изнасилования, уход жены от мужа и отказ выдать девушку, обещанную для брака. В Центральной Австралии межплеменные ссоры случались преимущественно из-за воровства жен, хотя не очень редкими были случаи ухода женщин к мужчинам из другой группы, что становилось причиной серьезных разногласий между двумя племенами. Воровство женщин являлось распространенной причиной войны среди племен реки Кейп, и мир устанавливался после того, как более слабое племя отдавало победителю свои сети и женщин. На полуострове Кейп-Йорк «источником ссор обычно являются споры, касающиеся женщин, что является естественным следствием полигамии». В Виктории (юг Австралии) «женщины практически постоянно являются причиной ссор и драк». Случаи похищения женщин и девушек даже у белых были частыми; к столкновениям между аборигенами также могло вести плохое выполнение женщинами своих обязанностей. Между племенами Юго-Восточной Австралии «почти все столкновения являлись результатом захвата женщин», и набеги часто предпринимались именно с этой целью. Это же справедливо относительно племени курнаи, которые крали женщин из родственных кланов или захватывали их у чужаков.

Брак путем захвата женщин раньше доминировал в Центральной Азии, и до недавнего времени тарны, жившие у подножия Гималаев, получали своих невест путем похищения из других племен. Якуты когда-то воровали своих жен у других. В их легендах и традициях кража жен являлась основной причиной войны. Якутская жена, захваченная во время войны, расценивалась как добыча, и свадьба знаменовала собой заключение мирного договора. Даже в наши дни, когда они приобретают себе жен, свадебная церемония содержит много элементов существовавшей ранее практики воровства.

Гренландцы, хотя и не знали войны, иногда ссорились между собой, и «любовь и женщины были одними из наиболее частых причин кровопролития». Индейцы чинуки тоже были достаточно миролюбивы, но часто ввязывались в ссоры, которые являлись результатом «похищения женщин чаще, чем по каким-либо другим причинам». Банкрофт также говорит о населении Северной Калифорнии: «Причина войны обычно была та же, которая привела царя Спарты под стены Илиона, а Тита Тация в зарождающийся Рим – женщины. На самом деле жители Северной Калифорнии были в меньшей степени классическими похитителями жен, не похожими на осквернителей сабинянок, но их войны оканчивались одинаково – похищенная оставалась в виде вознаграждения своему любовнику-воину». Похожим образом у жителей Центральной Калифорнии похищение женщин было обычным поводом для войны. Уходы женщин от мужа часто вели к войнам между индейцами омаха. Индейцы Виргинии, алгонкины и чоктавы, вели войны, чтобы приобрести женщин-рабынь. В Южной Америке запарос, как и другие племена, охотились за женщинами и детьми своих врагов, чтобы превратить их в слуг или продать, а кровожадные мбайа воевали с другими племенами, чтобы получить себе жен.

Среди более развитых народов Троянская война и похищение сабинянок являются классическими примерами того, как женщины становились причиной войн. Брак путем захвата жены и войны за женщин-рабынь были обычным делом в Античности. Для греков эпохи Гомера, как мы уже видели, люди как добыча являлись одной из основных причин войны. Такая добыча состояла преимущественно из женщин и детей, так как организация общества была недостаточно сложившейся, чтобы держать в подчинении взрослых мужчин. Женщин-пленниц заставляли выполнять женскую работу. Обычно они были внебрачными сожительницами и находились в полном подчинении своих завоевателей, которые могли жениться на них, только если сами хотели этого. Большинство войн древних арабов велись с немедленной целью захвата женщин: «Иногда во время отсутствия мужчин они внезапно нападали на женщин поселения, и многие истории доказывают, что ключевым моментом их военной стратегии было сохранить женщин и детей живыми». Часто захваченных женщин приводили на невольничий рынок в Мекке и продавали за пределы страны; тем не менее достаточно часто они становились женами или любовницами своих захватчиков. Браки вследствие захвата доминировали даже во времена Мухаммеда, который признавал подобную традицию, хотя и смягчил некоторые наиболее жестокие и оскорбительные ее черты.

Иногда древние евреи пленяли женщин. «Муж является хозяином, – говорит Гастингс, – по отношению к своим женам-рабыням, полученным во время войны или путем приобретения». Для их войн считалось нормальным увести всех женщин и детей врага вместе со всем, что можно было унести, и иногда продавать их другим. После совершения определенного ритуала захваченную девушку могли взять в жены. В Древнем Египте женщины и дети были ценной военной добычей; их захватывали и отдавали в услужение.

Древние арийские (индоевропейские) народы тоже получали жен путем захвата. Даже в наше время в высокогорной Албании, где распространен брак путем приобретения жены, бывают случаи похищения девушек и их продажи в другие мусульманские страны; женщины езидов, широко известные своей красотой, часто силой уводились в гаремы мусульман. В США среди итальянских эмигрантов не редки случаи, когда мужчина получает девушку «силой, либо увозя ее самостоятельно, либо поручая друзьям похитить ее и привезти в некое тайное место». Доминирование похищения в качестве древнего способа приобретения жен доказывается свадебными традициями многих народов. Они известны как фальшивое воровство, которое совершается вместо настоящего похищения; мужчина имитирует похищение будущей жены, хотя все мероприятия согласованы обеими сторонами заранее. Ложное похищение является мирной формой брака, которая развилась, во всяком случае, во многих примерах из насильственного похищения, которое обычно становилось поводом для войны. Возможно, это является одним из примеров исторического движения к миру.

Женщины могли быть причиной войны не только в качестве пассивного объекта воровства, похищения и т. п., но также в качестве активных подстрекательниц. Когда война считалась частью общественной морали, когда в мужчинах ценились и уважались военные качества, женщины усиливали значение обычаев, прославляя эти качества. Высмеивая и унижая слабых, они выполняли функцию социального контроля в примитивном сообществе. Вестермарк придерживается мнения, что женщины «инстинктивно предпочитают сильных и храбрых мужчин безвольным и трусливым». Обсуждая это его утверждение, мы можем принять данный факт и примеры, которые он приводит. Конечно, женщины всегда поощряли в мужчинах воинственный дух. О женщинах острова Борнео (Калимантан) говорят, что они осознанно предпочитают мужчин, чья храбрость и военные подвиги хорошо известны, и это в значительной степени свидетельствует о привязанности людей к войне; женщины провоцируют мужчин на военные подвиги. У папуасов киваи женщины также сопровождают мужчин в военных походах, стимулируя их на большие усилия. То же самое говорится о женщинах апачей. В Австралии женщины вдохновляли своих мужчин на битву, насмехаясь над ними и часто первыми начиная сражение. Среди ба-гуана (Конго) «главными подстрекателями к войне являются женщины; если мужчины настроены миролюбиво и готовы проглотить оскорбление, женщины высмеивают их: «Вы боитесь, вы не мужчины, мы не хотим больше иметь с вами ничего общего. Woma! Woma! (Трусы!) Ху! Ху! Ху!» Тогда мужчины выходят вперед и сражаются».

Война оказала значительное влияние на институт брака и отношения между полами. Через похищение жены мужчина приобретал более высокое положение и постепенно уменьшал роль «матери рода», вытесняя ее «отцом семейства», – это изменение, по мнению Самнера, является одним из наиболее важных и революционных в истории цивилизации. Практика похищения жен, как кажется, способствовала развитию экзогамии, или заключения браков с представителями других групп, что помогало уменьшить влияние эндогамии. Социальные преимущества экзогамии заключались в увеличении способности к выживанию. Она затрагивает как социальное, так и биологическое развитие посредством неродственных связей; благодаря таким бракам в племя приносилась не только новая кровь, но и новые обычаи; они вели к «перемешиванию культур». Похищенные женщины приносили с собой обычаи своих групп, способствовали обмену идеями и методами и обеспечивали большие возможности к генетическому разнообразию. Все это более чем существенно, если помнить о том, что большая часть ремесел находилась в руках женщин, в частности у египтян, а также о том, что множество мужчин во время войн погибало. Это повлияло на формы брака. Кажется, что таким образом война особенно благоприятствовала развитию полигамии.