Небо усыпано звездами
Ты пришел ко мне из сна
Такой веселый и добрый
И я полюбила тебя…

Ты стоял внизу одиноко
И я к тебе снизошла
Твои мысли стали моими
Ты проникся, прониклась и я

Мы обнялись тепло и знакомо
Прикоснулись телами Любви
Ты стал юрким, мягким и славным
Я устала от прошлой борьбы

Закружил меня в вальсе томном
По корридорам сквозь мрак
Навстречу новому солнцу
Озорной и смышленый маг

Я не знала что сплю в этой жизни
А твой сон есть та самая...

Нет,на небе нету звезд
Совсем...
Теперь не существует...
В том мраке нету места той,
Которую зову звездой!

Её сиянье в сотни раз
Красивее,прекраснее...
Но она ходит среди нас
Как тень любви погасших глаз...

Её никто не замечает
Никто той чести недостоин
Хотя однажды я,
Во тьме бродя увидел свет!
То был не свет,а пламя...
Потом увидел крылья я.Подумал,
Что схожу с ума...

Мне стало страшно.Убежать?
Но я не мог,и я остался
Через мгновение в глазах
Красивый Ангел...

Светила в небе дальняя звезда,
Сияли в речке яркие огни,
Вселенная, - как ты была права,
Мы в космосе с землёю не одни …

И где - то есть прекрасные миры,
Но как понять пришельцев и любить,
Хоть НЛО летают до поры,
Землянам встречи с ними не забыть …

Раз ночью в поле на горе туман
Стоял завесой плотною такой,
Не может быть, наверно был обман,
Туманы ведь бывают над рекой …

И там сияли яркие шары,
Они летали долго до утра,
Пошёл поближе, слушал, но увы –
Ни трактора...

Луна, холодная и яркая
Светила холодом зимы.
И небо в звездах, словно марками,
Обклеили письмо из тьмы.
Твое письмо застыло в полночи,
Не спишь, похоже, ты сейчас,
Луна была, увы, не полная,
А половинка; жизнь подчас,

Нас оставляет в одиночестве,
И ночью смотрим на луну,
Как на свидание в пророчестве,
Что бросишь ты меня ОДНУ!

Где-то пробьётся росток,
К небу поднимет головку.
Рядом нажмут на курок,
Вену прокусит иголка.

С неба сорвётся звезда,
В дверь постучит расставанье.
Будущее навсегда
Смоет твоё очертанье.

И вереницей стихов
Сердце оплачет утрату.
Холмик цветущих венков
Глянет в рассвет виновато.

Звезды небесные
Сияют
В Выси
Нежно мерцая
Переливаются
Мыслью

Волны волшебные
Шепотом бают, бают
Нас расширяя
Тают, тают

Астра - острый цветок
Жизни
Звезды сверкают
Ярким огнем
Мысли

Вся астрология
Тихо в Душу
Ляжет
В небе ночном
Звезда
Путь
Тебе укажет

Небо огромное, глубокое
Словно море
Обнимает свое дитя
Не коснется тебя
Никогда
Горе

Звезды сиянье ярким было,
Манил к себе мерцаньем свет.
Но от далёкого светила,
Тепла живущим в мире нет.

Лишь то, что рядом, нас согреет,
Дав радость нам своим теплом.
Нам светом сделав мир светлее,
Тем даст возможность выжить в нём.

Но в жизни мы не ценим часто,
Того, кто рядом с нами в ней.
Кто обогрев нас, дал в ней счастье,
Став нашим солнцем средь людей.

Звезды далёкой нас мерцание,
Пленяет, но тепла нет в нём.
Сердцами мы на растоянии,
С чужим, пусть даже подойдём...

Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...
А.П.Чехов. «Ванька»

Судя по письмам, многие читатели ждут, когда же «Режиссура урока» вернется к теме проверки домашнего задания. Ведь проверять его часто приходится именно на уроке. И поэтому разнообразие форм здесь – просто хлеб насущный для любого предметника.
Сегодня мы расскажем, как можно проверить на уроке написанные дома творческие работы. Они популярны и среди учителей, и среди учеников: ученикам – помогая окунуться в художественную реальность того или иного произведения, а учителям – раскрывая новые грани внутреннего мира каждого из учеников.
Обычно эти сочинения учитель проверяет дома. На уроке же зачитывает лучшие из них, выставляет отметки... И все? Помчались дальше?

И так, после того как ваши ученики выполнили творческие задания, не спешите забирать их домой. Подарите классу возможность вернуться к пройденному тексту и проверить каждому ученику степень дословной точности своего случившегося восприятия. Если все это делать с помощью малых групп, то для каждого ученика результат возврата будет индивидуальным.

Режиссерские пояснения.
Выдающийся филолог Потебня не только теоретически обосновал право читателя на индивидуальное понимание литературного произведения, но и указал на серьезную опасность. Читатель может утонуть в порочном круге своей излюбленной мысли, ослепнуть и не замечать даже очевидных вещей. В результате его восприятие художественной литературы становится плоским, псевдохудожественным.
Способов защиты от этой распространенной напасти существует много. Среди них особое положение занимает способ с виду простой, но, по существу, уж очень парадоксальный. Парадоксальный настолько, что некоторые учителя, даже зная о его существовании, не спешат использовать его на своих уроках. Заключается он в дословности восприятия, в дословности, за которую ратовал сам Александр Сергеевич Пушкин!

Постой, не спеши

Пятиклассники принесли творческие работы по рассказу Чехова «Ванька». Каждый выбрал себе тему по желанию: письмо деда; рассказ Ваньки (портрет деда); диалог почтальонов. Сочинения получились, конечно же, чудесными.
Маша М. Письмо деда Ваньке
Дорогой Ванька! Пишу тебе письмо. Ты мне писал, чтобы я тебя забрал. Я бы был рад тебя забрать, но занят я очень. Устаю я, работа, понимаешь, тяжелая. А еду, попрошу я, чтобы тебе передавали.
Меня тоже бьют, так что ты не один такой.
Дорогой Ванька Жуков, когда я умру, пожалуйста, не умирай из-за горя. А то я тебя знаю. Знаю, тебе там плохо, но вот умрут они, может быть, все образуется.
Ванька! Мне без тебя плохо!
Наташа Ф. Рассказ Ваньки (портрет дедушки)
Мой дедушка очень хороший. Он сторож у господ Живаревых. Он спит в людской кухне. Дедушка любит нюхать табак. Когда он выходит на улицу, он укутывается в тулуп, надевает шапку-ушанку и стучит в свою колотушку.
Коля К. Диалог двух почтальонов, у которых оказалось письмо Ваньки
Первый почтальон. Смотри, какой странный адрес!
Второй почтальон. Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
Первый почтальон. Да, как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри - адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
Второй почтальон. Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
Первый почтальон. Да, ты прав. Завтра в эту деревню везет почту Савелий Иванович. Он все и выяснит.
От автора. К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

Золоченый орех социоигровой методики

Согласитесь, ученик, который написал творческое сочинение, без особого желания будет возвращаться в классе к чеховскому тексту. Его будет смущать подозрение: а вдруг учитель предложил задание для того, чтобы уличить его в какой-то ошибке.
Поэтому задания по дословному возврату к тексту хорошо бы давать не для индивидуальной, а для парной работы. А еще лучше - для группки из 3–4 человек. Тогда каждому из учеников будет с кем обсудить открытия, неожиданности, промежуточные результаты и сообща найти выход из кажущихся тупиков или трясин равнодушия.

Режиссерские пояснения.
Объединять в пары или малые группки лучше всего по темам предыдущего творческого задания. Все, кто писал на одну и ту же тему, объединяются по парам или малым группкам. «Портрет» – с «портретом», «письмо» - с «письмом», «диалог» - с «диалогом».
Другая социоигровая тонкость заключается в том, что таким группкам даются сочинения, во-первых, не свои, а чужие. И, во-вторых, не по своей теме. Кто работал над диалогом, получает, например, портрет; а авторы портретов получают сочинения с письмами деда и т.д.
Такая режиссура урока позволяет увеличивать и взаимный интерес учеников к работе друг друга, и степень накала рабочих разговоров-обсуждений в малых группах (и между ними), и продолжительность возвратных перекрестных споров друг с другом по отысканию истины уже после уроков.

Если ученик писал про портрет деда, а на уроке с кем-то в паре поработал с диалогами почтальонов, то на перемене ему будет о чем рассказать одноклассникам. И будет чем интересоваться у тех, кто проверял его собственную версию портрета деда. Подчеркнем, что к моменту их встречи его прежняя точка зрения уже существенно изменится. Это освободит ученические споры от настырного отстаивания подростками своего прежнего варианта («Ну и что?! А я ТАК думаю!») и поможет погружаться в плодотворный поиск художественной истины.

Подметные письма

Начнем с диалогов почтальонов. Насколько буквально отразились в них реалии, заявленные в авторском тексте?
У Чехова сказано: свернул вчетверо исписанный лист. Еще из рассказа мы знаем, что лист измятый. Давайте соберем разбросанные по тексту авторские пояснения и изготовим как можно более точную копию этого письма!

Режиссерские пояснения.
Изготавливая письмо, школьники наверняка с удивлением обнаружат его необыкновенный размер - полторы страницы типографского шрифра! Написать такое пространное письмо-сочинение даже некоторым сегодняшним старшеклассникам не под силу. А тут девятилетний мальчик! Прямо академик какой-то!
То ли еще будет - на то она и художественная литература, чтобы приводить нас в недоумения, разрешающиеся, если Бог даст, ни с чем не сравнимым восхищением.
Обычно школьники считают, что Ванька пишет письмо на листке тетрадного размера. Но чтобы такой листок положить в конверт (в конце XIX века размеры почтовых конвертов почти совпадали
с современными) достаточно его свернуть в два раза. Ванька же складывал лист вчетверо! Какого же размера был лист?
А каким почерком писал Ванька? Видимо, не только убористым, но и ровным - иначе столь пространное письмо не уместить и на формате А-4. Может ли у девятилетнего деревенского паренька быть убористый ровный почерк? В тексте находим разъяснение. Писать Ваньку выучил не дедушка, как представляется большинству юных читателей, а барышня Ольга Игнатьевна. Та самая, от которой Ванька рассчитывает получить по старой памяти золоченый орех.

Режиссерские пояснения.
Очередной раз перелистывая рассказ, ученики в конце концов обнаруживают, что Ванька-то пишет письмо поздравительное! Потому и начинается оно с поздравления. Поэтому так подробно описываются в нем диковины Москвы. Поэтому упоминается в нем клирос и Рождественская звезда.
В ходе обсуждений (между собой или между группками) ученики открывают массу неожиданностей, которые раньше не замечались не только ими, но и нами, учителями.

Побочный эффект всеобщей грамотности

Однажды я был поражен реакцией второклассников, когда они наконец-то обратили внимание на большой объем написанного Ванькиной рукой. Перебивая друг друга, ученики начали рассказывать о том, как им раньше думалось, что Ванька пишет печатными буквами. А он-то, оказывается, вон какой грамотный! И как умело с хозяйским ржавым пером обращается. “Умокнул!” - самозабвенно цитировали они.
Мои попытки обратить их внимание и на авторские намеки о возможной неграмотности или малограмотности хозяина не увенчались успехом. Уж очень их захлестнуло собственное открытие, собственный выход из плена прежней мысли-иллюзии.
И действительно, куда спешить? Они открыли для себя и так много. Остальное – в другой раз. Когда подрастут.
Это повзрослевший читатель легко может распознать авторский намек на малограмотность хозяина-сапожника. Ребенок же по своему детскому опыту знает, что все взрослые (даже сапожники) - люди грамотные, и только дети не умеют или плохо умеют читать и писать. Поэтому они учатся в школе. И хотя детям много раз сообщалось, что были времена неграмотности, но в сравнении с личным повседневным опытом эта информация блекнет и становится абстрактной. А так как при чтении художественной литературы часто происходит отождествление читателя с главным героем, то соответственно и жизненный опыт отождествившегося читателя переносится в предполагаемые обстоятельства литературного произведения. А там недалеко и до произвола. Не будь профилактики дословностью.

С живой картины список бледный

Цитируем Чехова: «Ванька [ ... ] живо вообразил себе своего деда». Задание: перечислить все детали, имеющие отношение к деду.
В перечнях, над которыми трудятся уже другие компании учеников, оказывается много новых для них подробностей. И как дед, свесив босые ноги, читает на печи письмо (значит, грамотный, хотя Ваньку считать и писать выучил не он). И как он, подвижный старикашка с пьяными глазами, щиплет у ворот деревенской церкви то горничную, то кухарку. И как бабам на потеху он сует табак в нос Вьюну и Каштанке. При особо пристальном чтении этот список дополняется еще и увлечением деда рыбалкой и охотой.
Составляя список, проверяющие, возможно, обратят внимание и вот на какую проблему творческих работ - а кому Ванька описывает портрет деда (сверстнику ли, приказчику или самому Аляхину). Это обеспечит новый уровень литературоведческих интересов учеников, что отразится и на их последующих творческих работах, и на их восприятии художественной литературы.
Можно озадачить учеников и проблемами стилистики. В рассказе мы встречаем только письменную речь Ваньки. Его устная речь остается за кадром, в котором проплывают картинки его представлений-воспоминаний. Но в этой письменной речи явно отражаются некоторые особенности и (или) приемы его речи устной. А раз отражаются, то сколько и какие именно?
В своих творческих работах на тему портрет деда большинство учеников предполагают речь Ваньки устную. А пусть-ка на глазок проинвентаризируют использование сочинителями творческих работ приемов устной и письменной речи. Глядишь, и стилистический глазомер появится.

Режиссерские пояснения.
Какими бы странными, нелепыми, ошибочными ни были суждения школьников при сравнении стилистических приемов рассказа и творческой работы кого-то из одноклассников - суждения эти принесут им огромную пользу (если только учитель, подзуживаемый всегдашним желанием немедленно навести в головах других полный порядок, будет терпелив и не станет вмешиваться).
Язык - дело тонкое и интимное. И ученикам следует дать возможность разыграться и наиграться. Тогда они, притомившись собственной игривостью, с удивлением обнаружат в себе усвоенные с детства знания и понимания таких языковых глубин и тонкостей, о которых обычно и не мечтают школьные словесники.

Рождественские гостинцы

Самая кропотливая работа достанется тем, кто будет работать с письмами деда. Сначала им предстоит составить список всех задействованных (упомянутых) в рассказе лиц. В одиночку справиться с таким заданием сложно. При групповой же работе - и по силам, и интересно. Тогда подростки не забудут ни Ваньку, ни мужика, у которого Вьюн крадет кур, за что тот отбивает ему задние ноги, ни кривого Егорку с Пелагеей и некой Аленой, ни кухарок из рождественского сна Ваньки, которым Константин Макарыч, сидя на печи, вслух читает длиннющее письмо внука аж из самой Москвы.
Затем, руководствуясь ТЕКСТОМ и собственными представлениями, ученикам нужно будет решить, кто из перечисленных грамотный, а кто - нет.
А среди грамотных выделить: кто пишет письма, а кто их предпочитает не писать, так как умеет только читать (например, по слогам).
В какую группу попадет Константин Макарыч? Известно, что Ванька три месяца писем не получал. Да и сам-то он пишет по случаю Рождества. А кто бы мог его поздравить с праздником? Может быть, некая Алена? или кривой Егорка? или Ольга Игнатьевна, от которой Ванька рассчитывает получить гостинец с елки?
О чем рассказывалось бы в этом посланном Ваньке в Москву поздравлении?

Лабиринт для здравого смысла

Подобная самопроверка ученических мнений на соответствие авторскому тексту не предполагает переписывания-переделку прежних творческих сочинений. Они ведь не самоцель, а всего лишь повод для погружения школьников в художественную пучину. Повод для начала дальнего плавания. Когда желанная пристань еще скрыта за горизонтом.
Хорошим поводом для завершения работы, связанной с таким коллективным возвратом, будет какое-то новое задание. Например, реконструировать цепочку ассоциаций Ваньки - этакого Ломоносова конца XIX века! - во время написания письма. Тогда окажется, что появлению в письме темы побоев предшествуют воспоминания Ваньки о Вьюне, которого каждую неделю до полусмерти пороли и раза два вешали, но он всегда оживал.
А знаменитому «ейной мордой начала меня в харю тыкать» предшествует воспоминание о том, как дед, потешаясь, подставляет свою табакерку бабам и собакам под нос. Тогда и выведенные Ванькиной рукою слова: «...а если что, то секи меня, как сидорову козу» - становятся понятны, обретая контекст.

Режиссерские пояснения.
Уяснение последовательности затронутых в рассказе тем открывает детям новые возможности соотнести повествование со своим личным опытом. Некоторые начинают вспоминать, сколько отправляли они родителям слезных писем из летних лагерей, в которых и купали, и развлекали, да и кормили получше, чем Аляхины своих подмастерьев и учеников. И никто их там шпандырем не отчесывал и селедкой в харю не тыкал. А ведь писали же!

Наконец, и сам финал рассказа открывается ученикам как особый вариант распространенного литературного приема. Ведь рассказ по традиции рождественских историй кончается описанием сна героя повествования.
Так о чем же в рождественском сне мечтается Ваньке? Надеется ли он на возвращение в поместье?

Режиссерские пояснения.
Подобные недоумения позволяют читателю углубляться в текст, открывая его жизненную глубину и художественную бездонность. Ценны не ответы (которые, как правило, условны, ситуативны и даже эфемерны), а само возникновение в голове читателей подобных вопросов. Художественная литература – не учебник или справочник, она - лабиринт для обретения духа.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Другой вариант коллективного завершения работы по тексту рассказа может заключаться в идее комментирования. Подросткам будет интересно, если из школьной библиотеки принести в класс 15–20 старых учебников «Родной речи» для начальной школы, в которых напечатан «Ванька».
Там они увидят, что рассказ, как правило, сопровождался разъяснением словосочетания кредитом не пользовался (это все о том же Вьюне, который одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих) и названия предмета, которым хозяин отчесал Ваньку, - шпандырь. Но ведь кому-то из детей и само слово отчесал может быть непонятным.
Слово кадриль многим ученикам начальных классов непонятно в той же степени, что и шпандырь. Но оно никогда в учебниках не поясняется. Могут дети и не знать, что такое ходить со звездой.
Подростки, объединившись в малые группки, могут собрать довольно неожиданный список “темных мест”. И потом сообща составить их объяснение.

Режиссерские пояснения.
Вид допотопных учебников «Родная речь» будет окрылять подростков. Выполняй они то же задание по своим родным учебникам - энтузиазма, зоркости и смекалки у них поубавится! Конечно, учителю гораздо проще дать команду положить на парты свои учебники по литературе, чем тащить
из библиотеки 20 затрепанных книжек, но ведь ИСКУССТВО требует жертв! Алтарь художественной литературы ждет жертв от учителя!

Если есть надежда - вдруг кто-нибудь да отважится осуществить подобное и у себя, то расскажем и о том, каким после такого социоигрового комментирования пятиклассниками «темных мест» может быть домашнее задание. В течение трех дней ученикам нужно сходить к реальным малышам (в начальной школе или во дворе дома) и выяснить справедливость своего списка и предложенных пояснений.
Задание трудное. С многочисленными подводными рифами. Но для некоторых не только очень интересное, но и очень полезное. Вполне вероятно, что в ходе такой “обкатки практикой” им придется пересмотреть первоначальное содержание списка и изменить некоторые формулировки.

“У меня все написано, читайте внимательно”

Известно, что некоторые современники Чехова с трудом принимали творчество писателя. Многие критики обвиняли его в бездушии. Например, Н.К.Михайловский с возмущением писал, что Чехову «все едино: что человек, что его тень, что колокольчик, что самоубийца».
К рождественскому рассказу Чехова «Ванька» некоторые критики отнеслись сразу отрицательно. И их можно понять. Ну зачем рождественскую тему портить упоминанием, что у Константина Макарыча вечно пьяные глаза? Зачем описывать его непристойное поведение у ворот храма? Конечно, рассказ стал бы значительно лучше, если вымарать слова о том, что Вьюна порют до полусмерти и даже несколько раз вешали. И конечно, мясную лавку, в которой Ванька накануне (то есть в сочельник!) узнает, что письма развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками.
Чему научатся дети, прочти они такое в книжке, да еще на Рождество! Как было бы хорошо убрать всю эту прозу жизни, эту грязь повседневности.
А как же искусство?! А как же парадоксы художественности?! Очищающий душу катарсис?! Неужели возвышение духа, освобождение его от меркантильных забот суетного света может быть низведено до умиления при разглядывания живеньких картиночек, иллюстрирующих расхожие сусальные представления?
Действительно, если из «Ваньки» выкинуть прозу жизни, то получится чудесный рождественский рассказик. Но не Чеховский! Сам писатель любил повторять: «У меня все написано, читайте внимательно».
Толстой был явно внимательным читателем. Искусство от мещанской сентиментальности отличал и прозы жизни не боялся. По свидетельству сына, Лев Николаевич восхищался рассказом «Ванька» и считал его первым сортом в творчестве Чехова. А ведь Толстой был специалистом и в детской литературе.

Герменевтическое сновидение

В XIX веке герменевтика занималась проблемами читательского искусства толкования. Герменевту современное школьное образование показалось бы весьма парадоксальным. Чтение наших современников (как юных, так и взрослых) частенько оказывается очень поверхностным. Так что надобность “причесывать” и “приглаживать” авторскую художественность отпадает. Ее и так в упор могут не заметить!
Несомненно, что каждый словесник руководствуется самыми благими помыслами: сеять разумное, доброе, вечное. Но что порой получается на практике, у школьной доски?
У каждой медали две стороны. На ребре она, как правило, не удерживается, и приходится закручивать вопрос для того, чтобы, становясь волчком, медаль оказывалась на ребре и внимание учителей не соскальзывало в круг привычных защитных мотиваций.
Когда мы сеем разумное, доброе, вечное, какие реальные выводы могут (порой невольно) возникать у некоторых учеников? Не придавать значения написанному? Превращать художественную литературу в манную кашу? Или отправляться в дальние плавания с неизвестным еще пунктом прибытия? Плавания, в которых будут и свои штормы, и штили, и гавани. В плавания со своими не всегда предсказуемыми, но реальными опасностями и предсказуемыми, но не всегда случающимися радостями.
Выдающиеся представители отечественной филологии благословляли нас на плавания, испытывающие крепость нашего учительского духа, крепость веры в учеников, в искусство, в русскую классику!
...Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно...
Замечательная картина. И, видимо, навеяна она сладкими мечтами Ваньки Жукова, которому в Рождественскую ночь, быть может, снилось, как внимательно будут читать Чехова. Читать и перечитывать… Все внимательнее и внимательнее…

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

Цель урока: закрепить навык нахождения причастного оборота и выделения причастного оборота на письме запятыми.

Тип урока: закрепление ЗУН.

Технология обучения: уровневая дифференциация.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Обоснование выбора технологии уровневой дифференциации

Уровневая дифференциация позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся. Предусматривает планирование последовательного достижения учениками различных уровней усвоения знаний. При этом обязательно овладение всеми учениками общим базовым уровнем подготовки. Учащиеся усваивают учебный материал в своем темпе, предусматривается дифференциация учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера помощи и степени участия со стороны учителя. Возможно внутриклассное разделение учеников на мобильные группы с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Внимание направлено на детей с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению.

ХОД УРОКА

Способ выполнения

Проверка

1. Первичный контроль Проверка теоретического материала Причастный оборот, его роль в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми Проговор в парах, общеклассное обсуждение Взаимо
проверка, проверка учителем
3 мин.
Проверка практических навыков Отработка умения нахождения причастного оборота в предложении и постановки запятых при причастном обороте При обмене тетрадей коллектив
ная проверка, рассаживание учащихся по результатам
7 мин.
2. Закрепление материала.
1 группа учащихся (справившаяся с предыдущим заданием) – работа с текстом;
Самостоятельная работа по карточкам При обмене тетрадей коллектив
ная проверка
17 мин.
2 группа (не справившаяся с предыдущим заданием) – работа на 1 уровне с предложениями Работа в парах по карточкам Общее наблюдение (запись учителя на доске)
3. Закрепление материала.

Дифференциация учащихся, справившихся и не справившихся с предыдущим заданием

Отработка практических навыков:
1 группа учащихся (справившаяся с работой по тексту) – творческое задание по составлению текста;
Отработка умения составлять текст, включающий предложения с причастными оборотами, используя предложенные учителем слова, отработка умения постановки запятых при причастном обороте Самостоятельная работа Проверка учителем или в классе 13 мин.
2 группа (не справившаяся с текстом и учащиеся, справившиеся с работой над предложениями) – работа на 2 уровне (по тексту) Отработка умения нахождения в тексте предложений с причастным оборотом и постановки запятых при причастном обороте; повторение правописания окончаний причастий Самостоятельная работа по карточкам При обмене тетрадей коллектив
ная проверка
3 группа (не справившиеся с предложениями) – работа над предложениями 1 уровня Отработка правила о причастном обороте и постановке знаков препинания при них, отработка умения нахождения причастного оборота в предложении и постановки запятых при причастном обороте Работа в парах по карточкам или индивидуаль
но с учителем
Проверка учителем
4. Домашнее задание, подведение итогов урока Дифференциро
ванное домашнее задание; рефлексия урока
Для сильных учащихся – упражнение на развитие речи, для слабых – на отработку навыков нахождения причастных оборотов и постановки знаков препинания при них;
оценка за урок каждому учащемуся
Самостоятельная домашняя работа Последую
щая проверка учителем
5 мин.

1. Первичная проверка теоретического и практического материала.

1.1. Проверка теоретического материала:

– Что называется причастием?
– Что такое причастный оборот?
– Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?

1.2. Проверка практических навыков:

Работа выполняется на карточках.

После коллективной поверки с обменом тетрадей проводится дифференциация учащихся. Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, выставляют в личную карточку отметку «5», 1 ошибку – «4», 2 ошибки – «3», остальные – минус. Учащиеся, допустившие не более 2-х пунктуационных ошибок, переходят ко второму этапу работы – работе с текстом. Учащиеся, допустившие более 2-х пунктуационных ошибок, остаются на первом этапе и получают аналогичное задание.

2. Закрепление материала

1) Первая группа учащихся (справившихся с предыдущим заданием) работает в тетрадях с текстом (по карточкам).

– Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты.


На ней нет (н..)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны вздымающ.. к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш..ся на море свирепый ветер гонит почти чёрные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш..ся стихия.
Гневное, бурное море ра..качивает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш..ся сквозь мрачные тучи освещают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ.. морем и небом с несущ..ся по нему тучами.

2) Вторая группа учащихся (не справившихся с заданием) работает сначала с правилом, а затем с предложениями. Работа выполняется на карточках.

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые.

Одновременно с проверкой учащихся 1 группы проводится самопроверка учащихся 2 группы по записям предложений учителем на доске.
После проверки проводится дифференциация учащихся. Учащиеся 1 группы, не допустившие ни одной ошибки, выставляют в личную карточку отметку «5», не более двух ошибок – «4», не более 3-х – «3», остальные – минус. Учащиеся 1 группы, допустившие не более 3-х орфографических и пунктуационных ошибок, переходят к третьему этапу работы – творческое задание. Учащиеся 2 группы, справившиеся с заданием, выставляют отметку в личную карточку (оценивание см. выше), и учащиеся 2 группы, допустившие более 3-х орфографических и пунктуационных ошибок, остаются на втором этапе и получают аналогичное задание – работа с текстом. Учащиеся 2 группы, не справившиеся с заданием, остаются на первом этапе и работают с предложениями.

3. Закрепление материала.

1. Первая группа учащихся (справившихся с работой по тексту) выполняет творческое задание:

– Составьте текст на тему «Утренняя прогулка в лесу

Причастия: ;
существительные:

Проверку осуществляет учитель или учащиеся зачитывают свои тексты в классе (выборочно).

2) Вторая группа учащихся (не справившаяся с текстом и учащиеся, справившиеся с работой над предложениями 1 уровня) работает с текстом (по карточкам).

Проводится коллективная проверка с обменом тетрадей.

3) Третья группа учащихся (не справившихся с предложениями первого уровня) работает сначала с правилом, а затем с предложениями. Работа выполняется на карточках.

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые.

Проводится проверка учителем.

После проверки заданий отметки выставляются в личную карточку учащегося (критерии оценивания см. выше).

4. Домашняя работа: для сильных учащихся – упр. 75 (найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде); для слабых учащихся – упр. 73 (спишите, обозначая границы причастного оборота, расставляя пропущенные запятые).

Подведение итогов урока, выставление итоговой отметки за урок.

Личная карточка учащегося

Карточка №1-1

  1. Всё небо усыпано низко мигающими звёздами.
  2. На острове заросшем ивняком кормились два лося.
  3. В воздухе высились какие-то бугры темнеющие налево от дороги.
  4. На дворе обведённом оградой стояла древняя лачужка.
  5. Ветер перелистывал книгу забытую на окне.
  6. Настало давно ожидаемое нами лето.

Карточка №1-2

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые. Работа выполняется на карточках.

  1. На поседевшей от росы траве остаются следы.
  2. Пароход шёл в тумане расстилавшемся у пристани.
  3. С деревьев окутанных лёгким туманом сыпались крупные брызги.
  4. Я смотрел на пруд залитый лунным светом.
  5. Нет слаще покоя покупаемого трудом.
  6. Ему нужна была полученная от брата телеграмма.

Карточка №1-3

– Найдите и обозначьте в предложениях причастный оборот, расставьте недостающие запятые.
Работа выполняется на карточках.

  1. Покрытые инеем скалы уходили в неясную озарённую даль.
  2. Солнце уже спряталось в чёрной туче отдыхавшей на гребне западных гор.
  3. Запах белой гвоздики нагретой солнцем наполнял вагоны.
  4. Лес тянувшийся вдоль дороги внезапно отступил.
  5. У плотины стояли огромные вётлы покрытые инеем.
  6. Свернувшиеся и почерневшие от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

Карточка №2-1

– Вставьте пропущенные буквы, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты. Работа выполняется на карточках.

«Среди волн» – удивительнейш.. картина Айвазовского.
На ней нет (н…)чего, кроме воды и неба. Мощ(?)ные волны вздымающ... к небу одна выше другой. По небу тяжело опустивш…ся на море свирепый ветер гонит почти чёрные тучи. Страшна и прекрасна разбушевавш…ся стихия.
Гневное, бурное море ра...качивает корабль «Мария». Солнечные лучи пробивш…ся сквозь мрачные тучи освещают гребни огромных волн. Нет границы между бушующ... морем и небом с несущ...ся по нему тучами.

Карточка №2-2

– Вставьте пропущенные буквы, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте причастные обороты. Работа выполняется на карточках.

Струя пены отбрасываем.. кормой корабля прошла через океан белой чертой. Грэй лёг у костра и см..трел на отражавш.. огонь воду. Неизвестный охотник только что покинувш.. свой костёр двигался вдоль реки. Розовые тени ск..льзили по белизне мачт, всё было белым, кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник см..тревш.. с берега долго прот..рал глаза.

Карточка №3

– Составьте текст на тему «Утренняя прогулка в лесу », включая предложения с причастными оборотами, используя записанные на доске слова.

Причастия: восходящий, пробуждающийся, поющий, сверкающий, шумящий ;
существительные: солнце, лес, птицы, трава, деревья, ручей (можно использовать и другие слова).

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал. Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку. — Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку. Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит: — Отдирай, примерзло! Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом... Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул. «Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть: — Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол! Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину... «Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу... Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель... Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.