Тема : Правописание частиц не и ни

Цель урока : расширить знания о различении на письме частиц не и ни, совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, формировать коммуникативные навыки учащихся (устные высказывания с обобщением).

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока : урок-практикум

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности . Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Прочитайте пословицы (пословицы записаны на доске или представлены на слайде). Какой общей темой объединены пословицы?

С какими из них вы согласны, а с какими - нет?

Какие пословицы на эту тему вы знаете?

Объясните правописание не и ни в данных предложениях.

Красна дружба не лестью, а правдой и честью. Не поживши вместе, друга не узнаешь. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга. Недруг поддакивает, а друг спорит.

III. Осмысление изученного и обобщение

1. Отличие частиц не и ни по значению. Составление алгоритма рассуждения.

Объясняя, какую частицу нужно писать, учащиеся приходят к выводу, что в каждом конкретном случае написание частиц не и ни определяется путем сопоставительного анализа в соответствии со смыслом высказывания.

Сопоставительный анализ:

1) Определи, сколько частиц не и ни в предложении. Если одна, то

2) определи, к какой части речи относится эта частица. Если к существительному в родительном падеже – пиши ни ; если к другой части речи – пиши не.

Если частица при глаголе, то

3) определи, восклицательное или повествовательное предложение. Если предложение восклицательное – пиши не , если сложное с утвердительным смыслом – пиши ни;

4) определи, какой смысл имеет предложение. Если положительный смысл – пиши две частицы не, если отрицательный – пиши не и ни (ни усиливает отрицание, выраженное частицей не ).

2. Лингвистический тренинг . Используя алгоритм рассуждения, прокомментируйте написание частиц не и ни .

Я не могу не рассказать о своем путешествии. Кому не хочется побывать в далеких странах? Кто бы ни приходил к ним, каждого встречали приветливо. Ни на одном из этих решений они не остановились. Какие страны я только ни видел, о родине не забывал. Вот луна: она не тускла, не бледна, не задумчива. Вокруг нет ни души.

3. Самостоятельная работа. Тест.

Вариант I (распечатки тестовых заданий на каждой парте). Отметьте случаи правописания не .

1) Н… чуть н.. изменился.

2) Друг н… мог н… помочь мне.

3) Н.. знал н.. правил, н.. формул.

4) Задача н… решена.

5) Куда н.. кинь взор, всюду развалины.

6) Н… первый случай.

7) Нельзя н.. любоваться закатом.

8) Н… правда, а ложь.

Вариант II. Отметьте случаи правописания ни.

1) Н… за что благодарить.

2) Н… разу не ответил.

3) Н… для кого н… тайна.

4) Нет н… на суше, н…на море.

5) Всюду, где мы н…проезжали.

6) Вокруг н…души.

7) Н.. один лист н…шевелился.

8) Это н…ответ.

4. Работа в группах. «Собираем» орфограммы . Используя материал учебника «Слитное и раздельное написание частиц не и ни с различными частями речи», подготовьте информацию:

I группа - о слитном и раздельном написании частицы ни ;

II группа не с существительными, прилагательными, наречиями на - о, - е;

III группа - о слитном и раздельном написании частицы не с глаголами, деепричастиями , причастиями;

IV группа - о слитном и раздельном написании частицы не с местоимениями и отрицательными наречиями.

Сообщения проиллюстрируйте примерами из словарного диктанта (распечатки диктанта на каждой парте), допишите собственные примеры.

Недотрога, нигде, не сделал, вовсе не интересный рассказ, не подготовленная к сдаче работа, ни с кем не говорила, ни слуху ни духу, неряшливо, ненавидеть, не веселый, а грустный; не взирая на бурю, ненаписанное письмо, нисколько, недруг, ни шагу назад, неоткуда, нелепый, когда бы то ни было.

5. Работа с деформированным текстом.

Павел Петрович старался (н..)глядеть на Базарова. Он стыдился своей заносчивости, своей (н..)удачи. Молчание длилось тяжелое и (н..)ловкое. Обоим было (н..)хорошо. Каждый из них осознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма (н..)приятно (н..)другам. (Н..)один, (н..)другой (н..)делали попытки к примирению.

6. Фразеологический практикум. Продолжите список устойчивых сочетаний с не и ни . С несколькими фразеологизмами составьте предложения.

Не видно ни зги, не покладая рук, ни свет ни заря….

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Составьте список ключевых слов по теме урока.

2. Ответьте на вопросы:

1) Что вам известно о значении и употреблении частиц не и ни ?

2) Что вы знаете о правописании частицы не с разными частями речи?

3) Когда ни со словами пишется слитно, а когда раздельно?

V. Домашнее задание : выпишите из художественных произведений пять-шесть предложений с не и ни в качестве примеров на изученные орфограммы.

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Употребление частиц НЕ и НИ

(Методическая разработка урока русского языка для 6 класса)

Разработала

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Загрутдиновой Рузалии Рафаиловны

Апастово, 2013г.

Пояснительная записка

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Употребление частиц НЕ и НИ» предусматривает обобщение знаний по данной теме, развитие речи, совершенствование навыков грамотности, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к языку, к традициям и обычаям разных народов, здоровому образу жизни.

Урок запланирован с учётом знаний, полученных учащимися в предшествующие часы по разделу «Частицы». Обобщение по теме строится по традиционной схеме: опрос и проверка домашнего задания, закрепление знаний, задание на дом. На каждом этапе урока большое внимание уделяется повторению орфографических норм. Работа по тексту, построение предложений с устойчивыми оборотами усиливает внимание к семантическому аспекту синтаксиса. В закрепительно-тренировочных упражнениях задания даются по степени нарастания трудностей – вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. Для быстрого и эффективного контроля используется тестовая проверка, что позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала, повысить информативность об объективности результатов обучения. На протяжении урока используется интерактивная доска: презентация, тексты, тесты.

Тема урока: Употребление частиц НЕ и НИ». (6 класс).

Цель: обобщение знаний по разграничению частиц НЕ и НИ;

формирование умений различать и правильно писать НЕ и НИ;

совершенствование навыков орфографической зоркости;

развитие речи и грамотности;

обогащение словарного запаса учащихся;

воспитание любви и интереса к языку, народным традициям и обычаям, к

здоровому образу жизни.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, тексты для работы,

Карточки - подсказки, тесты.

Ход урока

I. Актуализация

    Орфоэпическая разминка (слова выводятся на экран)

Задание

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

    Донизу, включена, лгала

    Свекла, поручни, взято

    Деспот, портфель, эксперт

    Поняли, звонит, отняла

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

    Прибрала, алфавит, аноним

    Апостроф, одолжит, ожила

    Прислала, ломота, лечо

    Повторит, диалог, диспансер

    Проверка домашнего задания с помощью диктанта. В него включаются словосочетания из выполненного упражнения, а также ряд слов из ученического словарика

Во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, не раз там бывал, ни разу не спросил, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, никого не видел, нечем помочь, ни о чём не спросил, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.

(Слова выводятся на экран и проверяются учащимися).

3. Фронтальный опрос

Для чего служит частица НЕ? Частица НИ?

Вспомните условия употребления частицы НЕ с разными частями речи.

Когда НИ является отрицательной частицей?

Когда пишется отрицательная частица НЕ, а когда – НИ?

II. Формирование умений и навыков

    Послушайте стихотворение, выпишите устойчивые сочетания с НЕ и НИ

Светило солнце в вышине

Ни бледно и неярко

И в результате было мне

Ни холодно, ни жарко.

К доске я вышел отвечать

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

Составить устно предложения с устойчивыми выражениями: ни дать ни взять, ни сесть ни встать, ни рыба ни мясо

    Работа по тексту (Текст выводится на экран)

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (н…)соседи, (н…) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик, (н…) одна его работа (н…) доживала до следующего праздника, потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию, но (н…) разу никому (н…) жаловался, ведь он дарил людям радость.

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

1) день (№2)

2) капюшон (3)

3) труженик (№5)

4) радость (№6)

В каком предложений есть производный предлог?

Какое устойчивое сочетание вы встретили? Что оно обозначает?

Ответ: Ни свет, ни заря – очень рано.

Какие орфограммы вы вспомнили при чтении этого текста?

Ответ: правописание безударных гласных, личные окончания глаголов, употребление предлогов, правописание НЕ с глаголами, непроизносимые согласные, падежные окончания существительных и прилагательных.

3.Самостоятельна работа по карточкам

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №1 для тех, кто достаточно хорошо усвоил тему.

Карточка №2 для тех, кому тема показалась трудной. Вам можно использовать карточку-подсказку.

Карточка №1

1)Широта его интересов н… могла н… изумлят(?) меня.2)Собеседник

н… мог н…согласит(?)ся с моим мнением. 3)С кем тол(?)ко н… состязались наши спортсмены! 4)Кто н… знает стихов Пушкина! 5)И какой же русский н… любит быстрой езды?

Карточка №2

Где только н… побывали наши спортсмены! В каких только широтах н… звучал Гимн нашей Родины! Но сколько бы мы н… узнавали новых имён, имя неоднократной чемпионки мира и Европы Ирины Родниной вызывает у нас чувство уважения и восхищения. Н… можем н… верить, что скоро узнаем новых чемпионов фигурного катания.

Учащиеся обмениваются работами, проверяют и ставят карандашом друг другу оценки.

3. Беседа о предстоящей «Универсиаде – 2013» в городе Казани.

Как наша Республика готовится к встрече спортсменов?

Какие новые спортивные комплексы построены в городе Казани на сегодняшний день?

Какие преобразования произошли в нашей Республике в связи с предстоящей Универсиадой?

    Творческая работа по вариантам (Задание выводится на доске)

Задание: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые, вставить подходящее слово в предложение.

I - вариант

III – Закрепление знаний выполнение теста

Цель:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

  1. Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Назовите разряд частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 . :

а)отрицательные; б)формообразующие; в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание.

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания.

4. В устойчивых выражениях

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

а)

Он не бывал за границей .(Отрицание)

(Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

б) .(Двойное отрицание)

в)

Заполняется пункт 3

г)

Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3-4 ошибки - 1 балл, более 4 ошибок - 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году написал стихотворение.

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский Паренек: - В нашей школе деревенской Шел урок. Проходили мы частицы "Не" и "ни". А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы И дома. Наша школа стала голой, Как тюрьма. Из ворот избы соседской Угловой К нам в окно глядел немецкий Часовой. И сказал учитель: "Фразу Дайте мне, Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"." Мы взглянули на солдата У ворот И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни

3. Кто не

4. Сколько бы ни

5. Сколько я еще не

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ - тема нашего следующего урока

Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

Дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

Конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

Развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

    Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

    Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

    Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

    Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам :

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей .(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить .(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году , в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит .

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

7-й класс

Не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

Закрепить навык по правописанию наречий;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость) .

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа) .

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда) .

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель) .

8) Слабость, болезнь – (немощь) .

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни ) можно заменить частицу даже и союз и?

Ответ. Частицей ни.

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

не"где – ни где", не" когда – ни когда".

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

не"сколько – ни ско"лько.

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный отв ет.

1) Местоимение.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем – …

… – никак.

… – нисколько.

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и ), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)чего (н_) хочу.

(Н_)чуть (н_) боюсь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

(Н_)где играть.

(Н_) с кем дружить.

(Н_) у кого (н_) был.

(Н_)как (н_) пойму.

(Н_)откуда взять.

3. Не или ни?

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда) .

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда) .

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

24.07.2013 23775 0


(вариант 1)

Цель : совершенствовать навыки применения основных типов орфограмм – правописания не и ни с разными частями речи, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Повторение правила «Правописание не и ни с разными частями речи».

Игра «Собери пазл» (работа с карточками).

Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Школьники должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту – по одному пазлу в конверте.

Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком – торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь, а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки. На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери, ни отца.

– В каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков? Сделайте вывод: в каких случаях используется частица не , а в каких – ни ?

Составление обобщающей таблицы «Правописание не и ни с разными частями речи».

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельная работа.

– Объясните правописание выделенных орфограмм (слайд).

Не д отрога, не р яха, не в ольник, не д очёт, не д оимка, не д оразумение, не и стовство, не н ависть, не л епость; не о бходимый, не в зрачный, не в инный, не и збежный, не у станный, не у томимый; не б режно, не л епо, не л ьзя, не н ароком, не в моготу, не о бходимо, не с терпимо, не у клюже, не р яшливо, не ч аянно, не п рестанно, не п римиримо.

Не п равда (ложь) , не п риятель (враг) , не д руг (враг) , не з доровье (болезнь) , не в ежливость (грубость) , не в ежество (малообразованность, некультурность) , не п огода (плохая погода, ненастье) , не д овольство (отсутствие удовлетворенности) , не в нимательность (рассеянность) , не с частье (беда) , не д оверие (подозрительность) , не в оля (плен, рабство) , не з ависимость (самостоятельность) , не д остаток (изъян, несовершенство) , не н ависть (вражда, отвращение) , не м ощь (слабость) ; не п лохой (хороший) , не в есёлый (грустный) , не у мный (глупый) ; не д алеко (близко) , не п лохо (удовлетворительно) , не м едленно (скоро, тотчас) , не п риветливо (грубо) .

Это не правда, а ложь. Здесь нужна не опытность, а знания. Это совсем не успех. Комната не большая, а маленькая. Он еще не старый. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

Это далеко не лучший выход. Ничуть не интересная книга. Это отнюдь не полные данные. Далеко не скромно. Мне нисколько не страшно. Ему отнюдь не весело. Учиться никогда не поздно.

Не зная, не читая, не проверив, не заметив, не торопясь, не умываясь, не видя, не глядя, не смотря, не взирая, не спеша, не медля.

Не н авидеть, не г одовать, не д оумевать, не з доровится, не в злюбить, не й дёт, не й мётся, не с добровать; не н авидя, не г одуя, не д оумевая; нед о солить, нед о платить, нед о едать, нед о рабатывать, нед о брать, нед о сыпать, нед о весить, нед о смотреть, нед о ставать.

Не́ к ого, ни к ого́, не́ ч ему, ни ч ему́, не́ к ем, ни к е́м, не́ ч ем, ни ч е́м.

Не́ к кому, ни к кому́, не́ в чем, ни в чём, не́ о ком, ни о ко́м, не́ от кого, ни от кого́, не́ с кем, ни с ке́м, не́ с чем, ни с че́м.

Работа не закончена, письмо не написано, рожь ещё не сжата, дрова не напилены, комната не подметена, печь не затоплена.

Не законченная нами работа, ещё не разобранные книги, не подготовленное хозяйственной частью помещение, не ржавеющая от сырости сталь, долго не смолкающие аплодисменты, не замерзающие зимой реки, не привыкшие к долгой работе руки.

Не разобранные книги, а разбросанные. Слышится гром не раскатывающийся, а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа.

Не з аконченная работа, не р азобранные книги, не с кошенная трава, не з амерзающая река, не п ортящиеся продукты, не и скоренимая привычка, не с жатая полоса, не с обранные вещи, не р астворившийся осадок, не р азложившееся удобрение, не р азорвавшийся снаряд.

Урок 25. ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ И НИ
С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
И В СОСТАВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ *
(
вариант 2)

Цели : закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание не ни с разными частями речи и в составе предложения; повторить правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, при однородных членах предложения, тире между подлежащим и сказуемым; пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Тип урока: комбинированный.

Методы: эвристическая беседа, исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Урок-соревнование. Но для того, чтобы участвовать в соревновании, нужно быть здоровым. А здоровье – это сила и ум, это красота, это то, что нужно беречь, это самое большое богатство; у здорового человека все получается. Обратите внимание на высказывания (слайд) . Как вы их понимаете?

В здоровом теле здоровый дух. (Пословица.)

Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом. (Ювенал.)

– Что помогает сохранить здоровье? А Всемирная организация здравоохранения считает, что (слайд) : Зд..ровье это с..стояние полного физического духовного и социального благ..получия а не только отсутствие б..лезни.

– Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, пропущенные орфограммы. Найдите частицу, укажите ее разряд.

– Скажите, какое спортивное событие ожидается в нашей стране в 2014 году? (Зимние Олимпийские игры.)

– Давайте и мы сегодня отправимся на заочную олимпиаду и примем участие в зимних Олимпийских играх.

– Знаете ли вы олимпийский девиз? («Быстрее! Выше! Сильнее!»)

А теперь, чтобы определить тему наших соревнований, я предлагаю вам послушать шуточное стихотворение (слайд) .

Не и ни у нас частицы,

Нам их нужно уважать,

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

Итак, какова тема нашего соревнования? (Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.) Тему записать.

Озвучить тему и цель урока. (Слайд.)

Правила соревнований:

Каждый имеет право принять участие в соревнованиях.

За правильно выполненное задание участник получает бонус.

В конце урока подводится итог: победители, набравшие наибольшее количество бонусных баллов, будут награждены медалями.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Уважаемые олимпийцы, на станцию Словарь могут пройти все. Но это еще не выход на трассу. Сначала вы должны доказать, что готовы к трудностям и хорошо владеете языковыми нормами.

1. Работа со словарными словами (на интерактивной доске) (слайд).

Тренер, стадион, тренировка, хоккей, спортсмен, чемпион, биатлон, футбол, внимание, стремление, оптимизм, хронометраж.

Дайте толкование слова чемпион. Задайте дополнительный вопрос отвечающему.

Придумайте предложение с одним из слов, используя модальные частицы.

– Хорошо, вы готовы к трудным испытаниям. Впереди нас ждут соревнования, пусть не в силе и в ловкости, а в умениях и навыках, но это тоже важно. (Обратить внимание на высказывание, звучавшее в начале урока: «Надо, чтобы ум был здоровым в теле здоровом». Ювенал.) Итак, вперед к победе, нас ждут:

Биатлон;

Одиночное фигурное катание;

Парные танцы на льду;

Хоккей.

– У каждого из вас на партах карточка-подсказка, которой вы имеете право воспользоваться.

2. Биатлон .

Выходим на старт. Прочитайте стихотворение, найдите устойчивые сочетания с не и ни , выпишите их.

Спросить одного из учеников, какие сочетания выписал, если верно, то получает бонус + дополнительный вопрос.

Самопроверка (слайд).

Светило солнце в вышине

Ни бледно и ни ярко.

И в результате было мне

Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,

Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,

Ни рыба и ни мясо.

А теперь посоревнуемся: кто последний назовет устойчивое сочетание с не или с ни – тот победитель и получает бонус.

Учащиеся называют устойчивые сочетания в течение 2 минут.

Приближаемся к отметке «Стрельба по мишеням» (слайд) . Правила : попасть во все мишени, то есть записать предложения правильно (слайд) . За правильные ответы – бонус. Промах – дополнительный круг, то есть дополнительная карточка.

Работа с интерактивной доской : по четыре предложения с объяснением правописания частиц не ни .

(Н..) кто (н..) о чём (н..) подозревал.

(Н..) хочу вас (н..) чем огорчать.

Обижаться (н..) на кого.

(Н..) с чем (н...) сравнимое впечатление.

(Н..) разу (н..) побывал в Москве.

(Н...) откуда (н..) проникал луч солнца.

(Н..) кто (н..) ощущал (н..) какой тревоги.

(Н..) раз обращался к друзьям.

(Н..) что. иное, как утренняя заря, вызывала его восхищение.

Получив (н..) кому (н..) интересное сообщение, (н..) сказал (н..) слова.

(Н..) откуда и (н..) от кого ждать письмо.

Дополнительные карточки : Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. Используйте карточку-подсказку.

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..) в людных местах (н..) в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа, – он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину.)

Подходим к финишу: кто из вас получил бонус в этом виде соревнования, поднимите руки. (Слайд.)

3. Одиночное фигурное катание .

Следующий вид спортивных соревнований, в котором мы примем участие, – это одиночное фигурное катание (слайд) . У каждого из вас на столах лежат тексты с пропущенными буквами и знаками препинания. Те, кто неуверенно держится на льду, кто не уверен в своих знаниях, могут взять тексты с подсказками.

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

(н..) соседи (н..) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (н..) соседи, (н..) чужие (частицу можно опустить) . Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря (фразеологизм)

Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение . Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу (= никогда) никому (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный)

4. Парные танцы на льду .

Следующий вид спортивных соревнований в наших зимних Олимпийских играх – это парные танцы на льду (слайд) . Работа в парах: поменяйтесь карточками, проверьте зеленой пастой, выставьте оценки, критерии оценивания показаны на слайде. У кого нет ошибок, кто не пользовался подсказками, получают бонус.

3. Этап первичной проверки понимания изученного

5. Хоккей «Забрось шайбу» (3 минуты).

Знание теории + пример. Вопрос – ответ по цепочке. (Слайд.) Если участник ответил, то он имеет право задать вопрос другому, если нет, отвечает желающий и передает вопрос другому. Бонус получают те учащиеся, которые правильно ответили и привели примеры.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Выход на финишную прямую. Тестирование .

На столах у вас лежат тесты. Вы можете выбрать тот уровень тестирования, который соответствует вашим знаниям:

1-й уровень – высокий;

2-й уровень – средний;

3-й уровень – низкий.

Ф. И. уч-ся __________________________________________

Карточка № 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Кто только (н..) хотел пр..мерить красивый деревя..ый капюшон! Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н..) старался этот скромный труже(н,нн)ик (н..) одна из его работ (н..) доживала до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу никому (н..) жаловался ведь он дарил людям радость.

Ф. И. уч-ся _________________________________________

Карточка № 2 (текст-подсказка). Вставить пропущенные буквы.

Иногда люди хотят чтобы их (н..) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н..) соседи, (н..) чужие (частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н..) свет (н..) заря (фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н..) хотел пр...мерить красивый деревя..ый капюшон! (Простое восклицательное предложение.) Кто (н..) пр..ходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение . Но как (н..) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труже(н,нн)ик, (н..) одна (= ничто) из его работ (н..) доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника по(тому) что все сг..рало в огромном костре. (Н..) раз (= много раз) об..жался мастер на эту традицию но (н..) разу (= никогда) никому (н..) жаловался (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

5. Этап подведения итогов занятия, рефлексия .

Подведем итоги нашего соревнования.

На парте у вас лежат цветные карточки. Напишите на них фломастером количество бонусов, которые вы заработали на нашем уроке.

– Как различаются на письме частицы не и ни ?

Награждение : первое место – золотая медаль; второе место – серебряная медаль; третье место – бронзовая медаль.

Заполнение «Листов обратной связи» (см. Приложение 1).