Продолжаю серию постов о титулах и их истории. Сегодня я вам расскажу о царях.

Царь - один из титулов монарха. Первым правителем, принявшим данный титул, был болгарский князь Симеон I в 10 веке. В последствии титулом царь пользовались монархи Болгарии и Сербии, а также в Российском государстве, а потом и в Империи.

Художник Шишкин Андрей. Царь Иван Грозный

Первым, кто стал носить титул царь с 1547 года, был Иван IV Васильевич, известный как Грозный. Но с 1721 года основным титулом в России стал император Всероссийский, после того, как Петра I объявили "Императором Всероссийским". При этом слово царь продолжало повсеместно использоваться, в особенности на Западе применительно к российскому монарху, и, кроме того, продолжало входить в его полный титул, как составная часть.


Художник Готфрид Кнеллер. Портрет 26-летнего Пётра I.

Сейчас я не буду отвлекаться на историю полного титула русских монархов, не хочется утежелять запись, но позже обязательно об этом напишу. Сейчас только скажу, что титул был как большой (полный), так и малый (краткий), который, например у Ивана IV звучал так: Иван Божиею милостию господарь всея Руси, Великий князь Володимерский, Московский, Новградьский и иных."

Ещё скажу, что к русским монархам применялся титул Белый царь . Русских царей так называли, начиная с Ивана Грозного, восточные народы, а также кубанским казачеством.

Есть предположение, что это название происходит оттого, что русские цари носили белый клобук, в противоположность персидским шахам, носившим красные колпаки и потому называемым «кизил-башами». Но есть и иное предроложение, что название это дано русским царям, как свободным, независимым, государям, никому не платящим дань, согласно тому понятию, которое придавали слову "белый" восточные народы.

Надо сказать, что образ "белого царя" является одним из сакральных образов русской народной духовной поэзии - в частности, он содержится в известном памятнике русской литературы "Голубиная книга" (сборник восточно-славянских народных духовных стихов конца XV - начала XVI века, в вопросах и ответах которого даются сведения о происхождении мира, людей, сословий, сведения географические, естественно-научные и другие.):

"У нас Белый царь - над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,-
Потому Белый царь над царями царь..."

Согласно исследованиям Б. А. Успенского, первая фиксация названия "белый царь" как наименования московского государя в письменном источнике - в "Повести" Симеона Суздальца (1447-1448 года), где это словосочетание применено к Василию Тёмному. О нём говорится как о «благоверном и христолюбивом и благочестивом истинно православном великом князе Василии Василиевиче, белом царе всеа русии» . Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Территория, которая находится под управлением царя, называется царство.

В славянской книжной культуре царями называются многие правители прошлого, в первую очередь, упоминаемые в Библии, которые в реальности такого титула не носили.

Считается, что само слово "царь" произошло от латинского Caesar, т.е. цезарь или кесарь. Caesar - обязательная часть титула императоров времён Римского государства и позднее - Западной Римской империи и Восточной Римской империи, происходящая от имени Юлия Цезаря и отражающая таким образом преемственность власти императоров от него. Интересно, что у самих римлян титул цезарь не соответствовал понятию царь, который у римлян именовался рекс. Сам Юлий Цезарь никогда не стремился к титулу rex, памятуя о печальной судьбе последних из семи римских царей (на латинском это звучало так Reges Romae, а на английском - kings of Rome).

Латинское Caesar было позаимствовано в качестве титула верховного правителя соседними с римлянами народами - например готское kaisar, а затем немецкое Keiser (кайзер), болгарское и сербское «цар», русское «цесарь», «кесарь» и собственно «царь».

Согласно М. Фасмеру слово цесарь пришло в праславянский через готское kaisar, либо же напрямую из латинского саеsаr. В праславянском звучало как cěsarь, затем сократилось до цьсарь, и затем царь (аналоги такого сокращения известны в германских титулах, например, шведское kung и английское king из kuning). Точная датировка этих изменений затрудняется тем, что это слово записывалось обычно под титлом (црь или цсрь, что не говорит о реальном произношении). В современном украинском, белорусском, болгарском, македонском и сербском языках - «цар». В письменных памятниках это славянское слово известно с 917 года, времени болгарского царя Симеона. Он был первым правителем, который принял титул «царь». Первая надпись со словом «царь» - это преславская эпитафия на могиле чергубыля Мостича.

Первоначально слово использовалось славянами для обозначения римских и византийских императоров. Кстати отсюда и пошло славянское название византийской столицы - Цесарьградъ, Царьградъ. С развитием книжности этим термином стали обозначать также древних владык, известных из исторической и церковной литературы, например, правителей Израиля и Иудеи: царь Давид, царь Соломон (переводя таким образом греческое слово βασιλεύς). Слово "цесарь" также использовалось для обозначения германского императора. После монголо-татарского нашествия на Руси царский титул стал прилагаться к правителям Золотой орды, а после её распада - к правителям всех татарских ханств.

Как я уже писала выше среди славянских стран титул царя носили правители Болгарии, правда с перерывами: в 893-1014, 1185-1396, 1908-1946 и Сербии в 1346-1371.

Книжная традиция называть царями древних правителей сохранилась в русском, а также в некоторых других славянских языках до наших дней. В русском словоупотреблении 19 века, особенно простонародном, этим словом подчас обозначали монарха вообще. Неформально этот термин в качестве почётного определения (в виде цесарь, а затем и царь) употреблялся правителями Руси начиная с 11 века и систематически со времён Ивана III в основном при дипломатических сношениях. Его внук Иван IV, который Грозный, по достижении совершеннолетия короновался как Царь Всея Руси. Таким образом, термин царь из почётного определения превратился в официальный монарший титул, а государство по монаршей титулатуре стало называться Российским царством.

Когда Пётр I в 1721 году принял в качестве основного титул император неофициально и полуофициально титул царь продолжал употребляться до февральской революции в феврале-марте 1917 года. В государственном гимне слово Царь, если оно относилось к российскому монарху, полагалось писать с заглавной буквы. Кроме того, титул царь входил в официальную полную титулатуру (Государев титул) Императоров Всероссийских, причем неоднократно.

Царица - царствующая особа либо супруга царя.

Сыновей царя или царицы называли царевичами , а дочерей - царевнами . Кроме того, титул "царевич" был дан некоторым потомкам самостоятельных татарских ханов, например, потомки Кучума, хана Сибири, имели титул «царевичи Сибирские».

В России наследник престола носил титул цесаревич и полностью звучал так: Наследник Цесаревич . Неформально же его сокращали до "Наследник" либо "Цесаревич". И писался он с заглавной буквы.

Цесаревна - супруга цесаревича. Этот титул применялся также к дочерям Петра I Анне, Елизавете и Наталье после принятия их отцом титула императора. Но это уже немного другая история...

Фото из открытых источников

Не всем правителям, удается занять место в истории. Вспомнят ли потомки о государях нашего времени или забудут, как забыли мы об этих семи русских царях?

Симеон Бекбулатович

Потомок Чингисхана, касимовский хан Саин-Булат перешёл на службу русскому царю Иоанну IV и принял крещение под именем Симеона. В 1575 году Иоанн отрёкся от престола, венчав на царство Симеона Бекбулатовича. В течение 11-ти месяцев страна была разделена на владения Великого князя всея Руси и удел Иоанна. Симеон подписывал указы, заседал в боярской думе, но фактическим руководителем страны оставался Грозный. Вскоре царь, говоря современным языком, «пошёл на второй срок», снова стал не только фактическим, но и формальным руководителем страны, и жаловал бывшему хану титул Великого князя Тверского. А закончил свои дни Симеон схимником в Симоновом монастыре.

Фёдор II

Фёдор II - представитель второй из трёх династий российских царей, династии Годуновых. Сын Бориса Годунова был умным и образованным юношей. С ранних лет участвовал в политике государства.

Первым из русских составил карту родных земель. И, возможно, стал бы выдающимся царём, не будь он убит сторонниками Лжедмитрия.

Лжедмитрий I

Сам Лжедмитрий I – фигура в истории спорная. Мнения историков о его происхождении расходятся. Одни придерживаются точки зрения Карамзина и Пушкина и считают его беглым монахом Гришкой Отрепьевым. Другие – валашским или итальянским монахом. Третьи евреем. Четвёртые – незаконным сыном бывшего польского короля Стефана Батория.

Некоторые считают, что этот человек, действительно, мог быть царевичем Дмитрием, сыном Иоанна Грозного. Но кем бы он ни был, в народе ходили слухи о его самозванстве, а бояре его недолюбливали. Сам Лжедмитрий только подливал масла в огонь, насмехаясь над московскими обычаями. В конце концов, против него сложился заговор. Царь, не просидев и года на троне, был убит. Над его телом надругались, а, закопав, вскоре выкопали, сожгли. Пепел смешали с порохом и выстрелили из пушки в направлении Польши, туда, откуда самозванец пришёл.

Василий Шуйский

Лжедмитрий, пришедший к власти в 1605 году после убийства Фёдора Годунова, сам был убит в 1606. Группа бояр избрала на царство потомка Рюриковичей Василия Ивановича Шуйского.

Четыре года правления Шуйский потратил на подавление восстаний и борьбу с другими претендентами на трон. В конце концов, он был пленён польскими войсками, доставлен ко двору короля Речи Посполитой и умер в заточении.

Владислав IV

Однако эта мера не спасла Москву и всю страну от нашествия поляков. Шуйский, взошедший на трон после Лжедмитрия, уступил его Владиславу Ваза, будущему королю Польши. Царём Владислава избрали сами бояре.

Но польский королевич так и не был венчан на царство: народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским выгнало поляков из страны, и на престол взошёл первый из рода Романовых, Михаил Фёдорович. А Владислав, наследовавший в 1632 году титул короля польского и Великого князя литовского, сохранял титул русского царя до 1634-го года.

Федор III

Фёдор III, страдавший цингой и умерший двадцати лет, больше известен как ученик Симеона Полоцкого и старший брат Петра Великого. Однако он правил шесть лет и успел притворить в жизнь ряд важных реформ. Он создал первую в России типографскую школу.

Под влиянием первой жены царя, польской Агафьи Грушевской придворный быт значительно изменился: молодые бояре начали брить бороды, при дворе было запрещено появляться в традиционных охабнях и однорядках.

Но именно при нём был сожжён протопоп Аввакум.

Петр III

Пётр III, внук Петра I, российский император в 1761 - 1762 гг. Мать мальчика, названного при рождении Карл Петер Ульрих, умерла вскоре после его появления на свет, простудившись во время фейерверка в честь рождения сына. В 11 лет он потерял и отца. После его смерти воспитывался в доме своего двоюродного дяди по отцовской линии, епископа Адольфа Эйтенского (впоследствии - короля Швеции Адольфа Фредерика). Пётр рос боязливым, нервным, впечатлительным, любил музыку и живопись. Крепким здоровьем не отличался, скорее наоборот: был болезненным и хилым. По характеру Пётр не был злым; часто вёл себя простодушно.

На трон его поставила бездетная Елизавета Петровна, объявив племянника наследником. Карл Петер Ульрих был привезён в Россию, крещен в православие Петром Федоровичем и обвенчан с будущей императрицей Екатериной II. Увлекался игрой на скрипке, театром, музыкой и.. картографией. Организованные им экспедиции учёных географов и этнографов в отдалённые регионы России легли в основу страноведения.

После смерти Елизаветы Петровны был провозглашен императором. Правил 186 дней. Не короновался. Отмечается, что Пётр III энергично занимался государственными делами. Его политика имела вполне последовательный характер; он, в подражание деду Петру I, предполагал провести серию реформ.

За 6 месяцев правления Петра III произошло упразднение Тайной канцелярии, начался процесс секуляризации церковных земель, был создан Госбанк и принят указ о свободе внешней торговли - в нём же содержится требование бережного отношения к лесам как одному из важнейших богатств России. Среди других мер исследователи отмечают указ, разрешавший заводить фабрики по производству парусного полотна в Сибири, а также указ, квалифицировавший убийство помещиками крестьян как «тиранское мучение» и предусматривавший за это пожизненную ссылку.

Он также прекратил преследование старообрядцев и дал вольную дворянам: теперь они могли не только не служить, но и беспрепятственно выезжать заграницу. За эти полгода несколько раз возникали крестьянские бунты, подавлявшиеся карательными отрядами, так как при Петре III усилилось крепостное право

После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, Екатерину II, и вскоре лишился жизни.

Конец династии Калиты . Историки, читающие документы той поры, часто встречают такие записи: “пустоши, что были деревни”, “пашня лесом поросла” . Запустение земель приняло страшные размеры: в новгородских и псковских местах, близких к ливонскому фронту, в распашке осталось только 7,5% прежде обрабатываемых земель, в Московском уезде — 16%, сходная картина наблюдалась и в других районах. Во много раз выросли налоги; “взяв однажды налог,— по словам Курбского,— посылали взымать все новые и новые подати”.

В стране широкое распространение получили “разбои” , волнения. Некому было работать, кормить дворян, войско. Власти, пытаясь спасти положение, организуют с 1581 г. описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. Тогда и родилась известная пословица: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!”. “Заповедные годы” (заповедь — запрет) вводились как временная мера, но остались надолго, вплоть до отмены крепостного права (1861 г.). Составленные в ходе описания писцовые книги стали основанием крестьянской “крепости” помещику и вотчиннику.

Помещики получают податные льготы, монастыри же их лишаются (по решению церковного собора 1584 г.). Дворян жалуют новыми землями. Эти меры, принятые в конце правления Грозного, не могли дать каких-либо заметных и быстрых результатов.

...18 марта 1584 г. царь Иван IV умер . В свои неполные 54 года этот человек, исключительно одаренный, жестокий и маниакально подозрительный, выглядел глубоким стариком, развалиной. Сказались долгие годы борьбы, подозрительности и страха, расправ и покаяний, пьяных оргий и злобных выходок. Ночные страхи и кошмары, болезни и переживания довели его до крайности — все тело распухло, глаза слезились, руки тряслись. Люди, окружавшие трон, трепетали перед ним, но плели интриги; Поговаривали, что они-то и помогли ему уйти в мир иной — подложили отраву.

Вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл — стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути (борьба с боярами и прочими). Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах эпохи, характерных и для России, и для других стран (вспомним хотя бы о массовых убийствах Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 г., когда за две недели вырезали разом более 30 тысяч человек). Другие резко отрицательно судят личность и , акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны. Очевидно, что следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства), и отрицательные (ухудшение положения народа, террор).

Подводя итог эпохе Грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.

После смерти Ивана IV власть перешла к его 27-летнему сыну Федору . Насмотревшись измлада на то, что творили отец и его присные, он всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости, немилосердию. Человек тихий и богобоязненный, царь интересовался больше молитвой и тихой беседой с монахами. Любил церковное пение и колокольный звон. Дела же государственные перепоручил боярам. Среди них после смерти Грозного началась борьба за власть и влияние. Сначала на главенствующую роль претендовал Б. Я. Вольский—любимец покойного монарха, истовый опричник, наследовавший при Грозном роль душителя Малюты Скуратова. Недовольный тем, что его не включили в число регентов при царе Федоре, он привел в Кремль своих вооруженных холопов. Все расценили его действия как стремление возродить опричные порядки.

В столице зазвучал набат — москвичи, дворяне из южных уездов, приехавшие на службу, со всех сторон бросились к Кремлю, “весь народ,— как говорит современник-летописец,— всколебался” . Восставшие разгромили склады с оружием на Красной площади, собирались “выбить ворота (в Кремле) вон” . Из Фроловских (Спасских) ворот выехали бояре и дьяки. Их встретили криками: "Выдай нам Богдана Бельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды!"

Бельского тут же схватили и в апреле сослали воеводой в Нижний Новгород. При дворе, после устранения бояр-соперников, утверждал свою власть царский шурин — Борис Федорович Годунов; его сестра Ирина была женой Федора Ивановича. Младший брат царя полугодовалый царевич Дмитрий (сын от Марии Нагой, последней его жены, четвертой по счету) оказался, по сути дела, в ссылке — ему дали в удельное владение Углич, и его увезли туда мать и ее родственники Нагие.

При царе Федоре ситуация в стране стала спокойней, тише. Об опричном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: "Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия."

Конечно, случались и казни. Например, наказали шестерых торговых “мужиков” —участников весеннего восстания в Москве (1584 г.). Ссылали бояр Шуйских, к примеру. Руководитель героической обороны Пскова князь И. П. Шуйский был злодейски умерщвлен в ссылке. А сторонника Шуйских митрополита Дионисия свели с митрополичьей кафедры, его место занял Иов, ставленник Годунова. В 1589 г. Иов на соборе русского духовенства был избран патриархом всея Руси. Тем самым Русская православная-церковь стала полностью самостоятельной.

Иллюстрация. Смерть Царевича Дмитрия

15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе царевич Дмитрий. Восставшие угличане расправились с некоторыми людьми, следившими за покойным царевичем. Присланная Годуновым комиссия во главе с князем В. И. Шуйским провела следствие и сделала вывод: царевич зарезался сам, играя “в тычку” (ножичек) . Но этой версии уже тогда многие не верили, и пошла по России гулять молва: царевича-де убили по приказу Годунова. Это событие впоследствии оказало немалое влияние на обострение обстановки в стране.

Жизнь продолжалась и требовала свое. К началу 90-х гг. закончилось описание земель, длившееся целое десятилетие. Режим “заповедных лет” , поначалу вводившийся в отдельных уездах, распространился на всю страну. В документах об этом говорится кратко и недвусмысленно: “Ныне по государеву указу крестьянам и бобылям" выходу нет” .

Тогда же ввели “урочные лета” (1597 г.): по делам о владении крестьянами, их вывозе, возвращении беглых крестьян стал действовать пятилетний срок подачи их владельцами исковых челобитных. Если помещик или вотчинник обращался к властям более пяти лет спустя после вывоза или побега крестьянина, он терял на него всякие права. Тогда же обнародовали указ о холопах, сильно ухудшивший и их положение: они лишились права на освобождение путем уплаты долга по старым кабальным грамотам. А “добровольную” службу в холопах, ранее бессрочную, свели к шести месяцам, после которых владельцы могли их закабалить полностью, безусловно.

“Смирением обложенный” царь Федор Иванович тихо скончался 7 января 1598 г., не оставив наследника. Династия на московском престоле угасла. На Земском соборе , предки которого, выходцы из , начали служить Москве при том же Калите. Теперь бывший , зять Малюты Скуратова, долгие годы шедший к высшей власти, получил ее. Когда думный дьяк Василий Щелкалов, опытный приказной делец, объявил в Кремле народу о пострижении царицы-вдовы Ирины, ее брат услышал заветные и долгожданные крики москвичей:

— Да здравствует Борис Федорович!

Это означало одно—народ хочет видеть его царем. Взошла звезда основателя новой царской династии. Но сияла она недолго.

IV Грoзный» и будут пo-свoему правы. Потому что коронование на царство Гoсударя и Великoгo князя Ивана IV, пoсле кoтoрoгo oн стaл именoваться еще и «цaрем всeя Руcи» случилoсь 16 января 1547 гoда. oнo прoшлo в знаменитoм Успeнскoм сoбoре Кремля, где митрoпoлит Макaрий вoзлoжил на семнадцатилетнегo юнoшу знаки царскoй власти: шапку Мoнoмаха, бармы (ширoкoе oплечье, шитoе зoлoтoм и драгoценными камнями) и святыню - частицу креста, на кoтoрoм был распят Иисус Христoс , пoсле чегo пoмазал егo мирoм, чтoбы Дух Святoй дал oтрoку мудрoсть править странoй, а пoсле - благoслoвил юнoгo Ивана IV.

Казалось бы, вопрос закрыт? Как бы не так! Летописи утверждают, что самодержцем называли еще деда Ивана Грозного - Ивана III, а чин коронования, или как тогда говорили, «венчания на царство» был написан для родственника Грозного - Дмитрия Ивановича, внука Ивана III.

К концу XV века, когда Византия пала под натиском мусульман, встал вопрос преемственности: для России Византия с ее боговенчанными императорами была примером и образцом. Чтобы Москва действительно могла стать продолжателем христианских традиций, следовало по византийскому образцу наделить правящих особ властью «от Бога», а Мoскву сделать новым Царьградoм. Эта идея родилась при дворе Ивана III и заставила его подчиненных переосмыслить подход к вступлению в права очередного властителя.

В это время при дворе шла серьезная борьба за то, какая ветвь рода Ивана III будет дальше управлять государством. Великий князь был женат два раза: в первый раз на тверской княжне Марии Борисовне, во второй - на Сoфье Палеoлoг, сестре последнего императора павшей Византии. От Марии Борисовны у Ивана III был наследник Иван Молодой (умер в 1490 году) и его сын, внук Ивана Дмитрий (родился в 1483 году); из детей Сoфьи Пaлеoлог главным претендентом на власть был сын Василий - старший из сыновей Софьи.

Любопытно, что внедрение идеи «Москва - новый Константинополь» принадлежит не Сoфье Палеoлoг, а ее противникам - священникам и книжникам, близкими Дмитрию и его матери Елене Волошанке. Близкий к Елене митрополит Зoсима даже сочинил «Излoжение пaсхaлии», в которое вложил идею о преемственности власти. В сочинении Пaлеoлoг не упоминалась, а преемственность основывалась на верности Руси Богу, Зoсима называл самoдержца царем и утверждал, что его поставил над Русью сам Гoспoдь. Кроме духовенства, за Дмитриeм Внукoм стояли тверские князья, которые недолюбливали Палеoлог, считая ее чужой и связывая, «нестрoения на Руси» с ее появлением. Сам Иван III хотел передать трон по старшей линии и считал наследником Дмитрия, а после того, как осенью 1497 года провалился заговор против Дмитрия, и Софья Пaлеoлoг c сыном попалаи в немилость, Иван III решил венчать Дминитрия на «великое княжение Владимирское, московское, новгородское и всея Руси», сделав его соправителем.

Власть от Бога

Тут же был разработан особый «чин венчания»; сама церемония, равной которой на Руси еще не было, прошла 4 февраля 1498 года в Успeнскoм сoбoре. На венчании притствовали все духовенство, родственники и бoяре, площадь перед сoборoм была запoлнена нарoдом. Митропoлит торжественно возложил на Дмитрия символы власти: шaпку Мoнoмaxa (это было сделано впервые) и оплечье (бapмы), затем, как пишет, основываясь на летописях, историк Василий Ключeвский, помазал его миром, а дед Ивaн III благословил пятнадцатилетнего внука «на великoе княжение Владимирскoе, Москoвское и Hoвгoродскoе». Экзарх призвал подростка править мудро, а по выходе из собoра Дмитрия осыпали мoнeтами.

Дальнейшая судьба Дмитрия незавидна. Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова ; вышла из-под опалы и Сoфья.

Участь помазанника Божия

Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно.

Затем Иван III возвысил Василия и «посадил его на великое княжение Владимирское и Московское и всея Руси самодержцем». Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году.

Герберштейн называет две возможные причины смерти Дмитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Дмитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме».

Получается, что еще до коронации Ивана Грозного на Руси был помазанник Божий Дмитрий Иванович, который приходился Грозному двоюродным братом. Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного.

В марте 1917 года император Николай Второй под давлением обстоятельств отрекся от престола в пользу своего младшего брата великого князя Михаила Александровича и оповестил его об этом телеграммой, где уже обращался к нему как к Его Императорскому Величеству Михаилу Второму.

Но великий князь отложил престолонаследие. Юридически акты Николая Второго и великого князя спорны, но большинство историков приходят ко мнению, что процесс передачи власти находился в правовом поле действующего на тот момент законодательства.

После акта великого князя Николай Второй переписал отречение в пользу законного престолонаследника четырнадцатилетнего цесаревича Алексея Николаевича. И хотя воля императора не была даже донесена до народа, де-юре последним самодержцем России можно считать Алексея.

Последний самодержец, но не царь

Среди титулов Николая Второго не было титула царя российского. Помимо титула император и самодержец Всероссийский и ряда других, он был царь Казанский, царь Астраханский, царь Польский, царь Сибирский, царь Херсонеса Таврического, царь Грузинский.

Термин «царь» происходит от наименования римского правителя цесаря (), которое в свою очередь восходит к Каю Юлию Цезарю.

Наименование Николая Второго царем носило полуфициальный неформальный характер. Так что между Николаем Вторым, великим князем и цесаревичем может рассматриваться только статус последнего императора России.

Кто же был последним царем

Первым самодержцем, получившим титул царя, стал сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской, вошедший в историю под именем Ивана Грозного. Он был венчан на царство в 1547 году под титулом «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси и т.д». Русское государство того периода носило официально название Российское царство и под этим названием просуществовало до 1721 года.

В 1721 году Петр I принял титул императора, а Российское царство стало Российской империей. Но Петр не был последним царем. Петр был одним из последних царей, так как был венчан на царство совместно со своим единокровным братом Иваном Алексеевичем Романовым.

В 1682 году оба брата были венчаны на царство в Успенском соборе Московского Кремля, причем Иван венчался как старший царь под именем Иоанна V Алексеевича подлинной Шапкой Мономаха и в полном царском облачении. Как политик, экономист, государственный деятель Иоанн V ничем себя не проявил, и не прилагал ни малейших к тому усилий. Некоторые историографы вообще склонны признавать его умственно неполноценным.

Тем не менее он умудрился за 12 лет брака с Прасковьей Федоровной Салтыковой родить пятерых детей, одна из дочерей впоследствии стала императрицей, известной как Анна Иоанновна.