Гражданское сопротивление и этика ненасилия

Гражданское сопротивление является одной из форм политического соперничества. Этика ненасилия является совокупностью принципов, которые запрещают применение насилия. Участники некоторых успешных гражданских движений сопротивления, таких, как борьба за независимость Индии и движение за гражданские права в США, проповедовали этику ненасилия. Однако само по себе использование гражданского сопротивления не означает, что от его участников требуется неукоснительно придерживаться ненасильственных действий. На самом деле, вполне вероятно, что для большинства участников гражданского сопротивления на протяжении всей его истории этика ненасилия не была движущим мотивом. Скорее, они выбрали гражданское сопротивление потому, что для них это был единственный и наиболее эффективный способ вести борьбу.

Взгляд на власть: монолит или плюрализм Во многих обществах, превалирующим является представление о власти как о чем-то монолитном (рис. 1), в том смысле, что обычные люди якобы зависит от доброй воли, решений и поддержки правительства и других учреждений. Власть рассматривается как нечто, находящееся в руках тех нескольких человек, которые, находясь на вершине командной пирамиды, располагает наибольшими полномочиями и потенциалом для применения насилия. Монолит власти воспринимается как самовоспроизводящийся, прочный и не поддающийся изменению.

Гражданское сопротивление основано на другой предпосылке, отражающей плюралистической взгляд на власть (рис. 2), который рассматривает правительства и другие властные системы как во многом зависящие от повиновения или сотрудничества людей. С плюралистической точки зрения, власть основывается на ее легализации многими слоями общества и их участии в ней. Она находится в постоянном движении, и ее прочность всегда зависит от пополнения ее истоков, достигаемого сотрудничеством многих учреждений и людей.

Таким образом, движения гражданского сопротивления развивают свои стратегии, исходя из того, что люди, которые организовывают широкую коалицию рядовых граждан с целью воспрепятствовать действиям государства, могут нейтрализовать или обратить его вспять.

Действие и бездействие

Участники гражданского сопротивления использовали сотни различных тактик на протяжении всей его истории. Эти тактические подходы могут быть разделены на две категории. Бездействие - это тактика, при которой люди перестают делать то, что при нормальной ситуации от них ожидается или требуется. Среди примеров такой тактики - рабочие забастовки, отказ платить налоги, потребительские бойкоты. Тактика действия - это когда люди начинают делать то, что они обычно не делают или что делать запрещено. Примерами этой тактики являются протесты, массовые демонстрации, сидячие забастовки, и другие формы гражданского неповиновения. Стратегическое чередование этих двух тактических подходов затрудняет противнику поддержание статус-кво. Это также может вдохновить людей из многих слоев общества к участию в сопротивлении, так как спектр применяемых тактик может включать разнообразные акции: с высоким и низким риском, общественные и частные, совместные или децентрализованные.

Единство, планирование и ненасильственная дисциплина Три ключевых принципа успешного гражданского сопротивления - это единство, планирование и ненасильственная дисциплина. Единство достигается мобилизацией разнообразных слоев общества - которые изначально могут иметь различные жалобы - вокруг ряда достижимых целей. Планирование является стратегическим чередованием кампаний и тактик, основанном на тщательном анализе условий и возможностей для действия.

Оно также включает в себя готовность к возможным неудачам и разработке на этот случай резервных планов. Ненасильственная дисциплина предполагает стратегическую приверженность к использованию исключительно ненасильственной тактики, потому что насилие ограничивает гражданское участие, вредит легитимности движения, уменьшает международную поддержку и снижает шансы на перемену лояльности.

На протяжении всей свой истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение "к топору".
Однако в 20 веке человек по имени Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление ("Сатьяграха"). Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея — в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через: 1) отказ от насилия (ахимса); 2) готовность переносить боль и страдания. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.
Махатма Ганди с внучками в 1947 г.:

Тактика ненасильственной борьбы за освобождение Индия от английского колониального господства в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.
На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании несотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.
В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.
С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.
Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет "198 методов ненасильственных действий". А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Антивоенные демонстранты украшают цветами оружие военных, блокирующих подступы к Пентагону. Арлингтон, США, 1967 год

Одно из первых общественных чувств, появившихся у человека, было чувство справедливости. Это очень важное чувство для коллективного животного: оно помогает группе выжить, стратегически дальновидно распределяя блага и риски между ее членами.

И понятиями «честно» и «нечестно» дети до семи лет оперируют куда лучше, чем понятиями «хорошо» и «плохо». Ибо последние в целом являются абстракцией, в то время как справедливость, соответствующая моменту, интуитивно понятна всем, ибо ее принципы кроваво ковались миллионами лет эволюции. Именно поэтому такая простая и понятная вещь, как право сильного, на самом деле совершенно не работает, если мы говорим о людях.

Демонстранты, лежащие в краске, протестуют против саммита НАТО в Лиссабоне. 2010 год

Вот сильный крокодил вполне себе безмятежно закусывает слабым крокодилом, не испытывая никаких неудобств. В человеческом же обществе сплошь и рядом сильный, пытавшийся оттяпать голову ковылявшему мимо слабаку, становился объектом группового недовольства и нередко получал булыжником по тыкве от возмущенной общественности. Многими булыжниками.

Этологических механизмов, которые защищают слабейших и обеспечивают приятные бонусы сильнейшим, опекающим слабых, у нас очень много. И чем сложнее и развитее общество, тем сложнее и интереснее эти механизмы. И тем лучше они работают. В конце концов умение быть униженным и оскорбленным превратилось в мощнейшую силу.

Шествие против принятия законов о ювенальной юстиции. Москва, 2012 год

В судах мы выясняем истину, потрясая своими ущербами. Огромная часть нашего искусства - это рассказы о том, как нам плохо и обидно. Больше половины наших песен - это художественно оформленный плач. Немалая часть людей даже придумала себе униженных, оскорбленных и невинно убиенных богов, которые учили своих последователей терпеть, страдать - и выигрывать. Блаженны страждущие, ибо они утешатся. Неудивительно, что даже в геополитике, консервативнейшей из всех сфер человеческой деятельности, драматическое поражение постепенно стало превращаться в победу, сначала моральную, а потом и куда более реальную.


Лицензия на убийство

Томас Гоббс

Как мы говорили, механизмы сочувствия к потерпевшим мы вынесли еще с доразумных времен, с течением эпох они только оттачивались. Остались какие-­то совсем дремучие осколки совсем примитивных мифов о том, как сильные герои мучат слабых, но в целом народное мифотворчество еще тысячи лет назад выковало образ героя, который сражается с могучими и жестокими противниками, защищая слабых. Древнейшие же герои, которые обижали детей и кроличков, обычно превращались в комических и в целом отрицательных персонажей - трикстеров - и добром не кончали.

Даже когда речь шла о царствах и завоеваниях, приходилось соблюдать правила. Ни на одной стеле мы не найдем честного рассказа о том, как Бухурушап Волосатый вытоптал своими боевыми слонами деревушку, в которой жили тридцать тихих и тощих рыбацких семейств, а заодно еще пнул кроличка. Там всюду будут фигурировать полчища злоумышлявших врагов. И да, конечно, это был лев.


Конечно, какое-то время спасали боги. На них многое можно было свалить. Если эти зачумленные рыбаки не просто варили свою уху, но еще молились неправильным богам, то они, конечно, заслуживали смерти. В Ветхом завете эта коллизия прекрасно описана в истории царя Саула: царь не послушал пророка и отказался казнить беззащитных пленных амаликитян, за что и получил от Яхве люлей. Потому что воля Бога, конечно, выше любой этики. Бунт против законного властителя, пусть даже этот властитель ежедневно вечеряет детским мясом, тоже рассматривался как вызов Богу, и потому бунтовщика можно было спокойно разорвать на кусочки боевыми слонами, не опасаясь народного недопонимания. Но как только боги начали сдавать позиции, все стало гораздо сложнее. Уже в XVII веке появляются, например, работы философа Томаса Гоббса, в которых содержится мысль о том, что любой народ обязан восстать против своего суверена, если суверен слишком его притесняет.

Мысль эта была чрезвычайно созвучна каскаду революций, катившихся по Европе, и очень хорошо накладывалась на сознание постхристианской цивилизации. Напудренные головы маркизов летели в корзины под дружное улюлюканье людей, искренне считавших, что все происходящее на подмостках гильотины справедливо, ибо там наказывают тех, кто обижал слабых.


Принцип неучастия

Индийское восстание 1857 года

Кошмарненькое послевкусие, оставленное Французской революцией, породило новую идею. «Власть несправедливую и бесчестную свергать можно и нужно, но браться за оружие - это последний шаг, которого нужно как можно дольше избегать». Полнее всего она была сформулирована в работах американского мыслителя Генри Торо. В 1849 году он опубликовал программное эссе «Гражданское неповиновение», где и сформулировал «принцип неучастия» - идею индивидуального ненасильственного сопротивления общественному злу.

Костюмированная акция возле офиса «Аэрофлота» в защиту арестованных лидеров профсоюза пилотов. Москва, 2014 год

Конечно, какое-то время работа Торо казалась наивной и идеалистической. Но чем больше человечество смеялось над ней, тем серьезнее оно над ней задумывалось. А потом в 1857 году началось восстание наемников-сипаев в Индии. Справедливости ради отметим, что хороши там были все. И британцы, и индийцы проявляли адскую жестокость друг к другу. Англичане предавали сипаев казни «дьявольский ветер», привязывая их к жерлам пушек; сипаи в ответ вырезали жен и детей британцев самыми неаппетитными способами.

Протестант перед танками на проспекте Вечного Спокойствия в Пекине. 1989 год

И так как именно с этим периодом совпал серь­езнейший рост роли прессы, выяснилось, что общественное мнение как-то очень склонно сочувствовать тем, кто пострадал больше. Когда в британских лордов, совершавших оздоровительное турне по Альпам, начинали плевать местные мальчишки, а хозяева гостиниц перестали находить для них свободные комнаты, стало понятно, что для победы нужно не только победить, но и как следует пострадать. И английские газеты запестрели описаниями зверств темнокожих дьяволов - описаниями, которые раньше как-то не очень одобрялись, ибо воспринимались подрывающими боевой дух нации. С тех пор, пожалуй, у британцев и вошло в обычай больше всего гордиться своими поражениями, воспевать самые трагические страницы своей истории и ставить памятники в честь разгромов своей армии и потопления своих кораблей.

Они первыми поняли, что именно такие вещи воспламеняют патриотизм сильнее, чем победные реляции, бравые марши и пышные монументы в честь одержанных побед.

Собрание активистов «белоленточного движения» перед Кремлем. Москва, май 2012 года

Размышления Генри Торо


1

Истинный патриот не может быть равнодушен к злу, которое совершается в его стране.

2

Если ты понимаешь, что какой-то закон преступен и несправедлив, ты не должен его выполнять.

3

Никаких «закон суров, но это закон» для патриота нет, ибо патриот общественное благо и справедливость ценит выше заданных программ.

4

Патриот должен быть готов пострадать за свои убеждения. Но без насилия, ибо насилие превращает его в реального преступника и, таким образом, унижает идею, которую он отстаивает.

5

Патриот должен публично заявить, что он считает данный закон злом, и категорически отказаться его выполнять. Да, его могут оштрафовать. Посадить в тюрьму. Даже убить. Но его страдание за правду неизбежно привлечет к идее сочувствие в обществе, и на место каждого погибшего борца за истину встанут десять его последователей… Всех, словом, не пересажаете.


Непротивленцы в России


И вот идеи Торо поползли по миру. В России ими глубоко проникся Лев Толстой, породивший целое движение «непротивленцев»*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Нужно понимать, что непротивленцев одинаково презирали и цепные псы царского режима, и дьяволы со взрывательными машинками в преступных руках. Страдать русский народ, может, и привык, но страдание с фигой в кармане было на тот момент слишком свежей для него мыслью »


Полиция использует перцовый спрей против студентов Университета Дэвиса. США, 2011 год

Толстой, правда, предпочитал рассуждать о непротивлении злу насилием на частном уровне человеческих взаимоотношений, но его последователи смотрели на вещи шире. Идеи Торо в переосмыслении Толстого стали особо популярны среди интеллигенции, но нашли определенный отклик и у трудового народа. Студенты выражали свой протест сходками, писатели - текстами, рабочие - забастовками.

Студентки пикетируют Министерство образования РФ. Москва, 2013 год

Имперская администрация среагировала на все это самым идиотским способом - насилием. Студентов ссылали в солдаты, писателей отправляли в места отдаленные, рабочих и крестьян секли, а с появлением Столыпина и вешали. Власти в упор не умели отличать террористов от несогласных и вгрызались всем в глотки скопом. В результате естественной механической логики недовольных становилось все больше, ибо трудно благостно взирать на мир, если твоего младшего сына выгнали из гимназии за непочтительное шмыганье носом рядом с портретом его величества, а старшего повесили за то, что он ухаживал за девушкой, собиравшейся кинуть бомбу в генерал-губернатора.

Кровавое воскресенье. 1905 год

Апофеозом этого безумия стало, конечно, Кровавое воскресенье, когда власти не придумали ничего умнее, чем начать стрелять в народ, тащившийся к царю на поклон с иконами и робкой петицией. Сотня тел, легших в те дни на мостовые Питера, стала идеальным моральным оправданием для воронки насилия, захватившей десятилетия.

Как умучить власть по-хорошему

В ставшей руководством мирных протестантов книге «Политика ненасильственных действий» Джина Шарпа, выпущенной в 1973 году, содержится 198 способов троллить власть и подгрызать ее основание. Но в целом все рекомендации можно сократить до 30 основных.


1. Публичные выступления. 2. Письма протеста или поддержки. 3. Создание лозунгов, карикатур и символов, тиражирование их. 4. Раздача листовок, памфлетов, развешивание плакатов, нанесение надписей на стенах и мостовых. 5. Публикации в прессе, написание книг. 6. Сатирические награждения защитников власти. 7. Пикетирование. 8. Проведение самостоятельных опросов и референдумов. 9. Ношение символов. 10. Публичные молитвы. 11. «Преследование по пятам» официальных лиц. 12. Марши, парады, демонстрациии, автоколонны, символические похороны свободы, экономики, прав и т. д. 13. Проведение встреч и семинаров. 14. Молчание при контакте с официальными лицами. 15. Отказ от наград и титулов. 16. Отказ от общения с активными сотрудниками режима. 17. Бойкот товаров. 18. Бойкот праздничных общественных мероприятий. 19. Приостановление членства в общественных организациях. 20. Забастовки. 21. Отказ выходить из дома. 22 Эмиграция в знак протеста. 23. Массовый отказ от уплаты налогов, арендной платы, услуг ЖКХ, банковских кредитов. 24. Массовое снятие банковских вкладов. 25. Отказ от службы в армии, от выполнения долга присяжного. 26. Отказ принять назначение официальных лиц, неисполнение их распоряжений. 27. Голодовка. 28. Блокировка дорог. 29. Блокировка входов в правительственные знания. 30. Демонстративное самоубийство.


Как Махатма принца обидел

Махатма Ганди

Куда более успешно «принцип неучастия» сработал в Индии, где его главным проповедником стал Махатма Ганди.

Индийцы любили восставать против англичан, и каждый раз это было кровавое и безнадежное дело. Причем еще и не добавлявшее мировых симпатий угнетенным народам Индии, потому что портреты маленьких дочек скромного английского миссионера, лежащих на залитой кровью веранде, увитой бугенвиллеями и окруженной угрюмыми бородачами в тюрбанах, были весьма суровым аргументом в пользу креста белого человека.

Участник голодовки нелегалов в Бельгии. 2009 год

Джон Леннон и Йоко Оно во время семидневной акции «Не встанем с постели во имя мира». Отель «Хилтон», Амстердам, 1969 год

Мохандас Ганди, будучи человеком начитанным, был хорошо знаком с идеями Торо и Толстого и счел, что для Индии они подойдут как нельзя лучше. Начатое им движение ненасильственного сопротивления, сатьяграха, надо признать, тоже не было особо успешным. Да, индийцы охотно отказались пользоваться английскими товарами, разорив таким образом множество британских фабрикантов. Они не платили налоги и гордо шли за это в тюрьму. В 1921 году они не вышли встречать принца Уэльского, приехавшего улучшать дружеские отношения между странами, и ошеломленный принц вынужден был ехать по абсолютно пустым улицам Бомбея, Калькутты и Аллахабада. Местное начальство как-то не догадалось забить улицы врачами, учителями и сотрудниками ЖЭКов, так что вышел пренеприятнейший конфуз.

Арест участников Соляного похода в Бомбее. 1930 год

Апофеозом сатьяграхи Ганди стал, конечно, Соляной поход 1930 года - массовые ненасильственные выступления индийцев против британских монополий. Вот как описывает этот поход в своей работе «Искусство сатьяграхи» С. В. Девяткин, научный директор Новгородского межрегионального института общественных наук: «События в округе Дхаршана являются выразительным примером того, что действия сатьяграхов не были вынужденными, но диктовались свободным выбором принять страдания ради своего дела. Жители округа собирались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам. Полиция заблокировала вход. В руках у полицейских были «латхи» - длинные деревянные палки с металлическими набалдашниками. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперед, на полицейский кордон. Сближение. На головы и плечи людей обрушились латхи. Все сбиты с ног. В крови и пыли их оттаскивают к перевязочному пунк­ту, развернувшемуся неподалеку. На место упавших подходит вторая шеренга. Удары дубинок в голову, грудь, живот. Никто из демонстрантов не пытается сопротивляться, не отвечает даже угрозой, не пытается уклониться от ударов. Они молча принимают их на себя, пока в состоянии стоять на ногах. И эта группа сбита. Подходит третья. Присутствуют корреспонденты: некоторые не в силах выносить подобного зрелища и отворачиваются. Шеренга за шеренгой индийцы молча пытаются пройти в ворота. Град ударов. Люди даже не поднимают рук - естественный рефлекс, чтобы защититься. Они идут и идут на место упавших, пока все участники демонстрации не прошли палочную «обработку». Наверное, европейцам эта бойня чем-то напоминала театр абсурда».

Участники несанкционированного мотопробега в знак протеста против действий полиции. Москва, 14 июня 2011 года

И все же сатьяграха не стала успешным проектом. Ганди не мог контролировать людей, откликнувшихся на его призыв, а люди не всегда могли контролировать себя. Сплошь и рядом они рвались в бой - калечили солдат, убивали полицейских, жгли магазины и разрушали дома. Взамен их вешали. Круговорот насилия так и остался неразорванным, Ганди отказался от сатьяграхи, объявив ее преждевременной. Вскоре Британия, повинуясь глобальным геополитическим изменениям, сама ушла из Индии, как и из большинства своих колоний. А Ганди был убит фанатиками.


Мартин Лютер - король

Но где блистательно сработали идеи Торо - это, конечно, в деле борьбы с сегрегацией в южных штатах США. Эти идеи последовательно и неуклонно проводил в жизнь лидер американских чернокожих - священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие мятежники ненавидели его чуть ли не больше, чем белокожие расисты, но Мартин Лютер упрямо и твердолобо шел по выбранному пути. Он понимал, что двенадцать процентов цветного населения, даже вооружившись до зубов и преисполнившись готовностью умереть за свободу, ничего не смогут добиться силой. Стало быть, надо демонстрировать полное и окончательное бессилие.

Пусть собратья презрительно обзывают его «дядей Томом» и «хорошим негром». Он будет идти по пути непротивления злу насилием. Он будет призывать сестер и братьев неуклонно настаивать на своих правах и терпеть последствия не защищаясь. Подставлять головы под дубины, сердце - под свинец, а шею - под петлю. И пусть весь мир глядит на хижины в огне, на белые капюшоны куклуксклановцев, на повешенных подростков, на студентов, забитых до смерти, на фотографии маленькой девочки, чье белое платье испачкано кровью и нечистотами - так местные защитники расовой чистоты воспитывали ребенка, который просто хотел пойти учиться в школу…

Протестующие и армия во время Марша мира. Вашингон, 1972 год

Сидячие забастовки и демонстрации были единственным оружием сторонников Кинга. И они оказались действенным оружием. Можно арестовать десять чернокожих за то, что они посмели сесть на места для белых. Можно арестовать тысячу. Но ты не можешь арестовать сотни тысяч людей, половина из которых - это белые, стоящие рядом с протестующими и держащие плакаты в их поддержку. Один за другим сегрегационные законы отменялись в южных штатах.

Палестинский протестант во время антиизраильской акции. Палестина, 2010 год

Мартин Лютер взывал к совести, а совесть, что бы там ни думали граждане, ее лишенные, - это очень мощный аппарат воздействия. В чем-то он хуже плети. Его речи-­проповеди приходили слушать сотни тысяч людей - и черных, и белых. Он получил Нобелевскую премию мира. Он стал символом при жизни. И когда в 1968 году позвоночник Мартина Лютера Кинга пронзила пуля из снайперской винтовки расиста Джеймса Эрла Рэя, на землю Кинг падал победителем. Отныне расистская риторика и соответствующие взгляды в США подавляющим большинством людей воспринимались однозначной мерзостью. Сегрегационные законы были полностью отменены в считаные месяцы после гибели Кинга.


Ненасилие сегодня

Выступление группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Москва, 2012 год

В странах, по тем или иным причинам не вышедших из тинейджерского возраста, насилие по-прежнему является наиболее быстрым и наиболее недальновидным способом решения проблем (хотя и здесь ситуация потихоньку меняется).

Свадьба «майдановцев» Богдана и Юлии в захваченной мэрии. Киев, 2014 год


Сегодняшнее же развитое, взрослое общество нетерпимо к насилию настолько, что принцип ненасильственного сопротивления в таких странах превратился в абсолютное оружие покруче атомной бомбы. Симпатии всегда будут на стороне слабого и больше пострадавшего, сколь бы блистательно ни был неправ этот пострадавший изначально. Что, впрочем, естественно для повзрослевшего общества.

Умение терпеть и не давать сдачи слабому - это совершенно взрослая добродетель.

Едва ли. В нынешней геополитической ситуации, казалось бы, трудно спорить с тем, что насильственное восстание — более подходящий способ свергнуть диктатора, чем ненасильственное. Вооружен­ные повстанцы при поддержке НАТО положили конец 40-летнему правлению Муаммара Каддафи в Ливии. В то же самое время на востоке, в Сирии, Башар Ассад безнаказанно уничтожил около 2200 участников по большей части ненасильственного сопротивления многолетнему правлению его семьи. И тем не менее сирийская тактика парадоксальным образом оказывается более успешной, чем ливийская. Как показывает практика, с 1900 по 2006 год ненасильственное сопротивление диктатуре или колониальному режиму (военная оккупация — не в счет) приводило к успеху в два раза чаще, чем насильственное. Достаточно вспомнить совсем недавнее прошлое: еще до «арабской весны» ненасильственные кампании в Сер­бии (2000 год), на Мадагаскаре (2002 год), Украине (2004 год), в Ливане (2005 год) и Непале (2006 год) привели к падению тамошних режимов.

Причина в том, что ненасильственное сопротивление обычно привлекает гораздо более широкую и разнообразную аудиторию. Прежде всего потому, что порог вхождения гораздо ниже: потенциальным участникам нужно преодолеть страх, но не моральные терзания, связанные с насилием. Гражданское сопротивление предлагает целый ряд не очень рискованных тактик — бойкоты, стачки, забастовки (в том числе итальянские, когда работники начинают строго следовать всем служебным инструкциям), массовые миграции (из стратегически важных и обычно густонаселенных районов), которые позволяют людям принимать участие в протестах, не идя на огромные личные жертвы. Мирное восстание в Египте соединило мужчин и женщин, детей и стариков, студентов и рабочих, исламистов и христиан, богатых и бедных — ничего подобного в последние десятилетия страна не знала.

Нима Эль-Сайед, 26 лет; Сама Лофти, 2 года; Яссин Лофти, 6 месяцев. Дети и вдова одного из протестующих, убитого во время волнений в Египте.

Ненасильственное сопротивление и пацифизм — это одно и то же

Вовсе нет. Когда люди слышат слово «ненасильственное», они часто думают о мирном, или пассивном сопротивлении. Некоторым в голову приходят пацифистские группы, вроде бирманских монахов-буддистов, которые предпочитают смерть самообороне. Таким образом, ненасильственное, или гражданское сопротивление связывается с доктриной ненасилия, или пацифизма — философских течений, которые на моральных основаниях отрицают применение силы как таковое. Однако очень немногих участников гражданского протеста той же «арабской весны» можно назвать пацифистами. Скорее это были обычные люди, которые выступали против невыносимых условий жизни, отказываясь подчиняться властям, а такой метод борьбы доступен каждому, и неважно, пацифист ты или нет. Даже икона пацифизма Махатма Ганди был большим стратегом: он признавал, что ненасилие сработает вовсе не потому, что оно высоконравственно, а потому, что массовое неповиновение и отказ от сотрудничества с властями в итоге заставит англичан уйти из Индии. «Мы должны терпеливо переносить насилие, — говорил он. — По самому устройству человеческой природы, если мы не будем обращать внимание на злобу и насилие, человеку, от которого они исходят, быстро надоест, и он прекратит».

Ведущие интернет-активисты Египта, освещавшие протесты на каирской площади Тахрир, которые привели к отставке президента Египта Хосни Мубарака (слева направо): Махнут Салим, 29 лет, более известен как Sandmonkey («песчаная мартышка», уничижительное прозвище выходцев из Северной Африки). Во время волнений был задержан и избит. Мона Сейф, 25 лет, дочь известного адвоката и правозащитника Ахмеда Сейфа. В своем блоге подробно описывала события на Тахрире. Гиги Ибрагим, 24 года, журналист и популярный блогер. Хоссам Эль-Хамалави, 33 года, правозащитник, блогер и журналист.

Ненасильственное сопротивление в одних культурах работает лучше, чем в других

Неправда. Ненасильственные движения появлялись и добивались успеха по всему миру. Ближний Восток, который со стороны часто воспринимается как безнадежный бурлящий котел насилия, может похвастать большими достижениями в этой сфере — причем до всякой «арабской весны». Иранская революция, в ходе которой диктатора шаха Мохаммеда Резу Пехлеви сменил у власти аятолла Рухолла Мусави Хомейни, была по сути своей ненасильственным восстанием более двух миллионов человек. Палестинцы больше всего продвинулись по пути самоопределения и достижения мира с Израилем, когда они практиковали массовое гражданское неповиновение — устраивали демонстрации, забастовки, бойкоты, которые составляли главный смысл первой интифады 1987−1992 годов. Именно тогда Израиль начал переговоры с палестинскими лидерами, были заключены соглашения в Осло, и значительная часть мирового сообщества убедилась в том, что Палестина имеет право на самоуправление. Свои примеры есть и в Западном полушарии: мирные восстания в Венесуэле, Чили, Аргентине и Бразилии свергали военные хунты, приводя им на смену демократически избранных президентов. Спектр азиатских стран тоже очень широк: Индия, Мальдивы, Таиланд, Непал, Пакистан. Нена­сильственное движение против апартеида в ЮАР в корне изменило политический, социальный и экономический ландшафт страны, в то время как все попытки Африканского национального конгресса (старейшая африканская партия ЮАР. — Esquire) устроить насильственную революцию, по большому счету, провалились. Самые знаковые примеры ненасильственного сопротивления принадлежат Европе: бархатные революции в странах соцлагеря, антинацистское движение в Дании во время Второй мировой.

«Мы все Халиды Саиды» Лайда Саид — мать 28-летнего Халида Саида, жестокое убийство которого, совершенное полицейскими 6 июня 2010 года, стало поводом к массовым волнениям и протестам на площади Тахрир. Ваиль Гоним — директор по маркетингу компании Google на Ближнем Востоке — стал первым, кто распространил фотографию погибшего и создал на Фейсбуке мемориальную страницу, названную «Мы все Халиды Саиды».

Ненасильственные движения добива­ются успеха убеждением

Не всегда. Моральное превосходство — необходимое, но не достаточное условие. Чтобы сбросить диктатора, движение должно быть по‑настоящему подрывным, причем стратегически. Ненасильствен­ное сопротивление далеко не всегда достигает своих целей путем переубеждения оппонентов и обращения их в свою веру. Оно добивается успеха, когда основные источники власти — бюрократия, эко­но­мическая элита и, разумеется, силовики — отказываются подчиняться режиму. В этом смысле ненасильственное сопротивление мало чем отличается от войны, главное — найти слабые стороны противника.

Возьмем недавние события в Египте. В первые дни восстания армия и силы безопасности жестко подавляли протесты. Но демонстранты были к этому готовы: активисты, вдохновленные недавними примерами ненасильственных революций, распространяли инструкции, как вести себя во время разгона митингов, и старались ставить в первые ряды женщин, детей и стариков. На улицах появились плакаты, которые призывали солдат примкнуть к протестующим и настоятельно не рекомендовали использование силовых мер. Лидеры восстания также внимательно следили, чтобы любой акт агрессии со стороны властей тщательно фиксировался на видео и становился достоянием общественности.

В конце концов египетская армия отказалась подавлять протесты, и режим Хосни Мубарака лишился своего главного источника власти. И в этом заключается еще одно преимущество мирных протестантов перед маленькими группами вооруженных мятежников: последним гораздо труднее переманить на свою сторону силовиков. Угроза насилия обычно объединяет силы безопасности в стремлении защитить режим и, соответственно, себя (именно поэтому власти Сирии настаивают на том, что противостоят вооруженным группам, а не мирным жителям).

Профсоюзные лидеры Они помогли организовать противостояние армии и полиции (слева направо): Камаль Аббас, 57 лет, глава Центра профсоюзов и трудовой взаимопомощи; Камаль Аби Эйта, 58 лет, глава Профсоюза налоговых служб сектора недвижимости; Халид Али, 40 лет, основатель Центра защиты экономических и социальных прав, известный выигранными делами против правительства Мубарака: занижение МРОТ и нелегальная продажа госсобственности.

Ненасильственное сопротивление работает только против слабых или слабовольных режимов

Неправда. Ненасильственные кампании приводили к падению многих кровавых диктаторов, находившихся на пике своей власти. Собственно, подавляющее большинство самых значимых мирных восстаний XX века были направлены против таких людей, как генерал Мухаммед Зия-уль-Хак — в Паки­стане, Слобо­дан Милошевич — в Сербии, Аугус­то Пиночет — в Чили, Сухарто — в Индо­незии, а также многочисленных колониальных режимов, которые крепко вроде бы держались за свои колонии. Знамени­тая демонстрация на Розенштрассе (27 февраля 1943 года на улицы Берлина вышли этнические немцы, родные и близкие 8000 евреев, которых собирались отправить в концлагеря, в результате 2000 человек были освобождены. — Esquire) показала слабость нацистов перед лицом ненасильственного протеста. Немец­кие женщины, вышедшие против эсэсовцев, одержали маленькую победу над одним из самых кровавых режимов в истории человечества, и эта победа была бы невозможна, если бы они взялись за оружие.

Почти все значимые ненасильственные кампании XX и XXI веков сталкивались с массовым и насильственным подавлением. Например, в Чили при Пиночете оппозиционеров пытали и похищали. В такой ситуации участие в заметных широкомасштабных протестах было весьма рискованным, поэтому с 1983 года противники режима выражали свои чувства довольно незамысловатыми способами: стучали кастрюлями и сковородками, ходили по улицам, напевая песни о скором крушении диктатуры. Диктатора они приводили в такую ярость, что в какой-то момент он даже запретил публичное пение. Но эти отчаянные шаги показывали его слабость, а не силу. В итоге Пиночет сломался и в 1988 году согласился провести референдум о том, нужно ли ему еще восемь лет оставаться президентом. Лидеры оппозиции воспользовались этой возможностью и организовали серию прямых ненасильственных акций, которые были направлены на пропаганду ответа «нет», честный подсчет голосов и ответственность Пиночета за итоги голосования. Когда стало очевидно, что диктатор проиграл, военные приняли сторону чилийского народа, и Пиночет ушел.

Youtube-активист Сарра Абдель Рахман, 23 года, популярный блогер, чей канал sarrahsworld на YouTube стал популярным после серии репортажей о происходящем на площади Тахрир. В настоящее время у канала Сарры, получившего подзаголовок Walla Eih («не какая-нибудь»), более 2500 постоянных подписчиков, а сама Сарра заявляет о том, что мечтает о карьере тележурналиста и продюсера.

Иногда у повстанцев нет иного выбора, кроме как взяться за оружие

Неправда. Сейчас это уже почти позабылось, но гражданская война в Ливии началась с ненасильственных протестов в Бенгази 15 февраля. Демонстрации разгоняли одну за другой, и к 19 февраля оппозиция взялась-таки за оружие, убивая и захватывая сотни наемников и сторонников Муаммара Каддафи. В своей скандальной речи 22 февраля Каддафи заявил, что «мирный протест — это одно, а вооруженное восстание — совсем другое», и обещал пройти «от дома к дому» в поисках «крыс» — мятежников. Мало кто согласился бы участвовать в безоружном сопротивлении после подобных угроз, и то, что началось как мирное движение, неизбежно превратилось в насильственное восстание. В итоге его ждал успех, но какой ценой! Точных данных пока нет, но по крайней мере 13 тысяч человек в ливийской гражданской войне погибли.

Могло ли все сложиться иначе? Задним умом, конечно, все крепки, но если бы ливийские повстанцы действительно могли оглянуться, им стоило бы отметить несколько собственных ошибок. Во‑первых, протестное движение в Ливии поднялось более или менее спонтанно — в отличие от замечательно спланированной и скоординированной египетской кампании. Во‑вторых, ненасильственное движение было зациклено на одной тактике — протестах, а в этом случае оно становится очень предсказуемой и легкой добычей для режима. Успешные движения совмещают митинги и демонстрации с хорошо рассчитанными забастовками, стачками и прочими методами борьбы, которые вынуждают режим распылять силы. Так, во время иранской революции забастовка нефтяников поставила на грань коллапса экономику страны. Шахские силы безопасности в прямом смысле тащили рабочих на буровые, но те просто работали вполсилы, готовясь к следующей стачке. Репрессии такого рода, когда необходимо резко заставить большие массы людей работать, неприемлемы в первую очередь для самого режима, поскольку требуют координации огромного количества ресурсов и усилий.

Борец за права меньшинств Боссам Бахгат, 31 год. Руководитель Египетского общества персональных прав (EIRP), основанного им в 2002 году. Главные цели, которые ставит перед собой эта организация: отстаивание прав заключенных, различных меньшинств — этнических и религиозных (копты и бахаи), сексуальных, — а также попытки противостоять систематическим пыткам, применяемым в судебной системе Египта, и отмена смертной казни.

Опыт показывает, что насильственные меры, которые применял к мирным протестантам Каддафи, в долгосрочной перспективе зачастую оказываются разрушительными для режима. Кроме того, мгновенный переход повстанцев к насильственному сопротивлению, который спровоцировал жесткие ответные действия Каддафи, одновременно сузил протестную аудиторию, исключив из нее людей, которые в принципе были готовы выйти на мирные уличные демонстрации, но не готовы ввязываться в драку. Пока в ливийские дела не вмешалось НАТО, самых больших успехов оппозиция добивалась именно ненасильственным сопротивлением: массовые протесты, дезертирство в высших эшелонах власти, почти бескровный захват Бенгази. Но как только в ответ на репрессии Каддафи повстанцы взялись за оружие, без помощи НАТО они уже обойтись не могли.

Или возьмите Сирию, где решение, использовать силу или нет, кажется не менее тяжелым. В августе, после многих месяцев мирных демонстраций, Башар Ассад начал полномасштабную войсковую операцию и разбомбил Хаму и другие оплоты оппозиции. Казалось бы, время хвататься за автомат, так?

Но даже в таких случаях у ненасильственных движений есть выход. Они могут ответить на насилие режима сменой своей тактики. Собственно, сирийские оппозиционеры вполне успешно этим занимались, организуя флешмобы и ночные протесты, подавить которые относительно трудно. Дневные манифестации теперь планируются более тщательно: различные пути отхода, зеркала, чтобы слепить снайперов. Сирийским активистам пока удается избегать насилия — и это принципиально важное решение, которое не только позволяет им сохранять поддержку широких народных масс, но и вносит некоторую сумятицу в ряды силовых ведомств. Власти страны выгнали из мятежных городов всех журналистов и отключили электричество, но мятежники заряжают свои ноутбуки от автомобильных аккумуляторов и делают фальшивые удостоверения, которые позволяют им ближе подбираться к военным, документировать нарушения прав человека и распространять информацию в интернете.

Ненасильственное сопротивление, по сути, является формой асимметричной войны. Диктаторы, ясное дело, используют в ней свои очевидные преимущества в применении грубой силы. И оппозиции нужно бороться с ними, также используя свои самые сильные стороны — силу народную, непредсказуемость, способность адаптироваться и творчески подходить к ситуации.

Музыкальный активист Рами Эссам, 23 года. Певец, композитор и гитарист, прославившийся как «Певец с Площади». Задержанный и избитый сторонниками Мубарака, вскоре после освобождения Эссам записал альбом, который назвал «Площадь». В сентябре 2011 года журнал Time Out включил его песню «Ирхал» в список самых воодушевляющих протестных песен в истории музыки (первое место заняла песня Fight the Power группы Public Enemy).

Ненасильственные восстания приводят к демократии

Необязательно. Существует традиционная взаимосвязь между ненасильственными восстаниями и последующей демократизацией. И это вполне закономерно: высокий уровень политической вовлеченности и гражданского сознания — факторы, которые делают ненасильственное сопротивление возможным, — приводит к повышению уровня демократизации общества. Но из этого эмпирического правила есть целый ряд важных исключений. Иранская революция — одно из самых масштабных ненасильственных движений в истории человечества — привела к появлению теократического и авторитарного режима. Филиппины прошли через целый ряд мирных восстаний, но продолжают бороться с коррупцией и диктаторскими поползновениями. После «оранжевой революции» на Украине, казалось, началась эпоха политической либерализации, но последующие события свидетельствуют о том, что страна поворачивает вспять.

Впрочем, если бы во всех этих случаях сопротивление было насильственным, вряд ли исход был бы более благоприятным. В большинстве стран, которые пережили кровавые революции, новые режимы были ничуть не менее, а зачастую и более жестокими, чем старые: гражданская война в Афгани­стане, революции в России, Фран­ции и на Кубе свидетельствуют об этом вполне красноречиво. Как сказала Аун Сан Су Чжи, лидер бирманского демократического движения и лауреат Нобелевской премии мира, «тех, кто добился власти, трудно убедить в мудрости мирных перемен».

Подводя итог, можно сказать следующее: ненасильственное сопротивление не гарантирует демократии, но оно по крайней мере гарантирует меньшее из возможных зол. Сама природа борьбы за власть зачастую свидетельствует о том, как страна будет развиваться в дальнейшем. И мало кому захочется жить в государстве, где единственный источник и средство поддержания власти — это сила.

By Erica Сhenoweth. Reproduced with permission from Foreign Policy . 2011 Washingtonpost. Newsweek Interactive LLC. 2011 Platon for Human Rights Watch.

Романтик вс, 29/06/2014 - 23:57

17.06.2014 в Уфе прошел митинг гражданского сопротивления "В огне брода нет" с участием общественного движения "Суть времени", организации "Родительское всероссийское сопротивления", КПРФ, Союза советских офицеров, НОД.

Для уфимской ячейки "Суть времени" - это был первый митинг, который был организован достаточно спонтанно.

Мероприятие посетили СМИ, взявшие у организаторов интервью:

Началось мероприятие с демонстрации антибандеровской выставки, которая показывает основные этапы становления бандерофашизма. Выставка призвана пробудить в гражданах воительность по отношению к фашизму, показать зло таким, какое оно есть, и убедить тех, кто считает, что фашизму нужно противодействовать, вступить в Гражданское сопротивление.

Активисты "Родительского всероссийского сопротивления" информировали граждан о том, как можно помочь материально детским домам Новороссии, оказавшимся на грани гуманитарной катастрофы.

Тем временем отдельные граждане выражали свою позицию по отношению к действиям власти в России в сложившейся ситуации.

Через полчаса после начала пикета начался митинг.

Вступительное слово от представителя "Суть времени".

Выступали представители "Сути времени", "Родительского всероссийского сопротивления" и гражданского сопротивления "В огне брода нет".

Выступили представители КПРФ и Союза советских офицеров Башкортостана, которые очень четко высказались, как должна действовать власть в нынешней ситуации.

Выступление представителя КПРФ на митинге.

Выступили представители НОД.

Выступления часто делились на 2 составляющие.
1) Отношение к политике действующей власти РФ.
2) Отношение к гражданскому действию.

Оппозиционные организации "Суть времени", КПРФ, Союз советских офицеров по первой составляющей расходились с позицией НОД.

Однако все мы были едины в том, что необходимо активное гражданское действие по противодействию неофашизму. Многие опасались, что противоречия по первому пункту смогут внести раскол в наши ряды и по второму пункту. Но этого не произошло.

В конце митинга была зачитана резолюция, которая была принята (с поправками) большинством собравшихся.

"Мы, граждане России, жители Уфы и Башкирии, заявляем следующее.
Хунта, пришедшая к власти на Украине - это фашисты.
Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР) - это передний край борьбы с фашизмом
Мы готовы реализовать следующие шаги в борьбе с фашизмом:
1) Если будет принят закон о добровольческих воинских формированиях, то мы готовы оказать массированную ополченческую поддержку ДНР и ЛНР.
2) Мы создадим точки сбора гуманитарной помощи, организуем сбор этой помощи - и отправку в Новороссию.
3) После вступления соответствующего закона в силу мы организуем народные дружины для противодействия попыткам нашей 5й колонны устроить майдан в России.
4) Мы окажем всяческую информационную и аналитическую поддержку сопротивлению ДНР и ЛНР.
5) Мы организуем законное широкое противодействие в форме уличных акций попыткам майдана в России.

Враг будет разбит! Победа будет за нами!"

После зачитывания резолюции митинговая часть собрания была завершена.
В митинге участвовало не менее 40 граждан.
Далее граждане имели возможность пообщаться с представителями организаций и посмотреть выставку.

На добром слове мы все разошлись, готовые к дальнейшему сотрудничеству по вопросам гражданского сопротивления.

ПС. Приносим извинения всем гражданам, в особенно выступавшим представителям от организаций, особенно "Союзу советских офицеров Башкортостана" за недостаточное фото- и видеообеспечение.
К сожалению, нет фото и видео всех выступающих.
Но в следующий раз, на следующем собрании, будет и полное видео выступлений, а ключевые моменты будут запечатлены на фото.
С уважением, оргкомитет мероприятия.

http://eotufa.livejournal.com/8063.html

Выставка вызвала ранее невиданный интерес граждан, несмотря на то, что движение пешеходов было очень интенсивным, и все спешили.

Большинство граждан, к сожалению, проходили мимо, взяв в руки информационные материалы.
К сожалению, мало кто понимал, что нужно не только знать, но и что-то делать.

К сожалению, большинство прохожих было подвержено патернализму. Многие надеются, что без их гражданского участия, власть сама решит все вопросы. Хотя то же большинство пассивно одобряет наши действия.
Наибольшую готовность нам помочь высказали люди среднего возраста.
В частности, готовность помочь в формировании в рамках закона народных дружин:

Были единицы, поддерживающие бандеровцев. Но тут важно понимать, что если эти единицы будут активны и объединятся, они будут представлять серьезную опасность.
Поэтому большинству нельзя быть пассивными. Эта пассивность, патернализм, привела на Украине к тому, к чему привела...

Из СМИ нашу выставку посетили корреспонденты "Башкирского спутникового телевидения".

Параллельно с нашим мероприятием проходил пасхальный автопробег:

Ближе к концу мероприятия наш активист выступил перед собравшимися.


Некоторым гражданам не понравились наши обвинения в адрес некоторых коллаборационистов.
Речь, конечно же, касается деятельности башкирского националиста Заки Валидова, нацистского преступника, которого сейчас пытаются реабилитировать.
Что ж, по-видимо придется проводить с гражданами отдельный ликбез.

Тем, кто желает присоединиться к Гражданскому сопротивлению, предлагаем подписываться оставлять свои контакте на сайте http://vognebroda.net/
Мы с вами обязательно свяжемся.

Пикет продлился почти 3 часа.
В мероприятии участвовали 14 активистов Сути времени, Гражданского сопротивления и сподвижников.
С выставкой познакомились свыше 30 прохожих.
Свыше 700 гражданам были предоставлены информационные материалы.

Новость в ЖЖ уфимской ячейки: http://eotufa.livejournal.com/6822.html

Возле активиста собралось много людей

Кто-то читает на ходу.

Но многие очень вдумчиво и сосредоточенно знакомятся с материалами выставки.

Всё под контролем

Выставка заставляет задуматься

Выставка в очередной раз вызвала большой интерес у горожан. Многие люди выражали организаторам благодарность. Когда пришло время заканчивать пикет и активисты начали разбирать выставку смотревшие её люди даже возмутились, почему разбираются стенды. Но ничего не поделаешь, согласованное время подошло к концу. Возможность посмотреть выставку будет в следующие выходные, когда иркутская "Суть времени" планирует провести выставку в следующий раз.

Вступайте в ряды Гражданского сопротивления "В огне брода нет! "

До встречи в СССР!

Антибандеровский пикет-выставка 5 апреля в Иркутске

Ермаков Михаил вс, 06/04/2014 - 18:40

5 апреля 2014 года в Иркутске на Сквере им. Кирова прошёл антибандеровский пикет-выставка, организованный иркутской ячейкой "Сути времени". На пикете демонстрировались плакаты с информацией о бандеровцах, их зверствах в период Великой отечественной войны, их современных последователях и наличии их в текущем украинском процессе. Также активисты "Сути времени" раздавали прохожим листовки с информацией о зверствах бандеровцев. Всего за пикет было распространено 300 листовок.
Сегодня, когда идёт информационная война, в рамках которой россиян пытаются убедить в том, что на Украине произошла мирная народная революция, что никаких бандеровцев на Украине нет, да и вообще, бандеровцы это герои Украины, боровшиеся за её независимость, особо актуальным представляется напоминание гражданам о том реальном зле, которое творили бандеровцы, а также объяснение того, что бандеровцы действуют на Украине и сейчас. Горожане с большим интересом знакомились с информацией, а после внимательно слушали разъяснения активистов.



Горожане знакомятся с выставкой


Выставка интересна и молодёжи, и людям среднего возраста, и старшему поколению


Активисты "Сути времени" ведут агитацию


Посетители выставки внимательно слушают активистов "Сути времени"


У милиции всё под контролем


Баннеры рассказывают о зверствах бандеровцев

Организаторы пикета-выставки надеются подобным мероприятием пробудить сознание граждан. Сейчас на Украине, в непосредственной близости от России, оформляются фашистские силы жизненно необходимо помнить свою историю, различать, что есть хорошо, а что плохо. И самое главное, нельзя пребывать в расслабленном, безучастном состоянии. Уже сейчас необходимо организовываться и мобилизовываться, чтобы защитить свою страну. Поэтому "Суть времени" организует Гражданское сопротивление и призывает всех, кто понимает опасность и готов сделать всё возможное для её отражения, вступать в его ряды.

Записаться в Гражданское сопротивление фашизму можно здесь: http://vognebroda.net/
В пикете-выставке в Иркутске приняли участие активные граждане, вступившие в Гражданское сопротивление. Они раздавали листовки и общались с людьми. Такие же активисты Гражданского сопротивления в этот день провели одиночные пикеты в Братске.


Активистка Гражданского сопротивления раздаёт листовки в Братске


Активисты Гражданского сопротивления в Братске

Надеемся, что таких активных граждан с каждым днём будет всё больше. Только вместе можно одержать победу.

ВНИМАНИЕ! Информация от "Юр.фронта"

Gagarin12 птн, 04/04/2014 - 18:37

Подписаны федеральные законы об участии граждан

в охране общественного порядка.

Рабочая группа «Юридический фронт» информирует о следующем.

02 апреля 2014 года Президентом РФ В.В.Путиным были подписаны Федеральный закон № 44-фз «Об участии граждан в охране общественного порядка» и Федеральный закон № 70-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» .

Оба нормативных акта расширили возможности граждан по участию в деятельности по охране общественного порядка. До настоящего момента порядок создания и функционирования подобных объединений и народных дружин регулировались лишь законодательством ряда субъектов РФ.

ФЗ № 44-фз «Об участии граждан в охране общественного порядка» устанавливает:


1. Принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка (содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности);


2. Особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка;


3. Порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Основными формами объединения граждан для защиты общественного порядка являются:

1. Общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

Решение о создании объединения должно быть принято гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также территориального органа МВД России.

2. Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования и территориального органа МВД России.

Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (Собраниями депутатов города или района). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин являются содействие органам полиции и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины, распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. При этом, народные дружины осуществляют еще одно важное направление - участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.


Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений нового Федерального закона.

Следует также обратить внимание, что в городах федерального значения Москве и Санкт Петербурге, в случае, если региональными законами не будет установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, гражданам о создании указанных объединений необходимо будет уведомлять Мэрии этих городов (в настоящий момент соответствующие Законы в Москве и Санкт-Петербурге еще не приняты - прим. «Юр.фронт»).

Руководство народной дружиной осуществляет командир, избранный из членов народной дружины по согласованию с органом местного самоуправления и территориальным органом МВД России.

Общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины будут иметь право осуществлять охрану общественного порядка только после включения их в специальный региональный реестр, ведение которого будет осуществляться Главным Управлением МВД России по субъекту РФ. Порядок формирования и ведения регионального реестра в ближайшее время будет определен Приказом МВД России.


Указанными Федеральными законами также урегулированы статус, права и обязанности участников общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, ограничения для участия в них, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам содействия гражданам в их участии в охране общественного порядка. Оба Федеральных закона вступят в силу со 2 июля 2014 года.

Рабочей группой «Юридический фронт» в ближайшее время будет подготовлена специальная Памятка для граждан по созданию общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин.

Рабочая группа «Юридический фронт»

Комсомольск-на-Амуре: Пикет в поддержку Марш братства и гражданского сопротивления 15 марта

alexurcher сб, 15/03/2014 - 11:30


В поддержку Марша братства и гражданского сопротивления в Москве провели пикет на площади им.Ленина 15 марта с 15-00 до 16-00. Сделали одиночное пикетирование, в котором участвовало 6 человек. Люди либо проходили мимо, присматриваясь, либо подходили и выясняли причину, по которой встали тут. Была положительная реакция, то есть ловили сплошной позитив. Ласковое уже весеннее солнце и вежливые люди - что ещё надо людям, поглощённым тревожными событиями на Украине...

Пресс-релиз: Марш братства и гражданского сопротивления 15 марта в Москве

12.03.2014 - 17:09

МАРШ БРАТСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
в центре Москвы согласован с властями города

Получено согласование заявки на проведение Марша братства и гражданского сопротивления 15 марта 2014 года в Москве. Марш пройдет от станции метро Трубная до площади Революции, где состоится митинг. Сбор на ул. Цветной бульвар около Трубной площади с 13.00. Начало движения в 14.00. Организатор марша - движение “Суть времени”.

Несколько недель назад движением “Суть времени” для формирования рядов гражданского сопротивления против фашизма был запущен сайт vognebroda.net. На текущий момент на сайте записались около 27 тысяч человек и эта цифра неуклонно растет.

На прошлой неделе были обнародованы официальные результаты социологического опроса АКСИО-5 (), проведенного Агентством по культурно-социальным исследованиям обществ, посвященного отношению российских граждан к событиям, происходящим на Украине. Результаты опроса показали, что большинство граждан расценивают события на Украине как классическую “цветную” революцию (33,5% опрошенных) или как “вооруженный мятеж бандеровцев и неонацистов” (24,2% опрошенных). Также подавляющая часть жителей Российской Федерации уверены в том, что все эти процессы направлены против России, а Украина является лишь средством поставленной цели. Но самое главное - треть наших граждан готова бороться за свою Родину до конца, в том числе и с оружием в руках.