Краткая история Восточного Туркестана. Восточный Туркестан (Уйгурстан, Уйгурия), также с 1955 года известный как Синьцзян – Уйгурский автономный район Китая, расположен в самом сердце Азии. Из-за своего удобного расположения на древнем Шелковом Пути, более 2000 лет он был знаменитым центром торговли. Земля Восточного Туркестана дала рождение многим великим цивилизациям, и на различных этапах своей истории был колыбелью знаний, культуры и государственности. Действительная территория Восточного Туркестана составляет 1,82 млн. кв. км. Находясь по соседству с провинциями Китая, Восточный Туркестан был введен в состав Китайской Народной Республики в результате военного вторжения Коммунистического Китая в октябре 1949 года. На востоке Восточный Туркестан граничит с Китаем и Монголией, на севере с Россией, на западе с Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией, а на юге с Тибетом. Восточный Туркестан имеет богатую историю и различные географические особенности. На его территории есть огромные пустыни, величественные горы, а также красивые реки, луга и леса. Народ Восточный Туркестан – это родина тюркоязычных уйгуров и других народов центральной Азии, таких как: казахи, киргизы, узбеки, татары и таджики. Согласно последней переписи населения в Китае 2010 года, официальная численность населения Восточного Туркестана составляет 21,81 миллионов человек, включая 8,75 миллионов этнических ханьцев (40,1%), незаконно переселившиеся в Восточный Туркестан после 1949 года (в 1949 году численность этнических ханьцев составляло 260 000 человек). Уйгуры примерно составляют 10,2 миллионов (согласно переписи населения 2000; данные по численности уйгуров за 2010 год все еще не опубликованы) и по-прежнему составляют большинство населения Восточного Туркестана. Тем не менее, растущее число этнических ханьцев делает уйгуров второсортными на собственной земле. Несмотря на это уйгурские источники указывают на то, что настоящая численность уйгуров составляет около 20 миллионов человек. Логической восточной границей Восточного Туркестана является Великая Китайская Стена. И исторически, и культурно Восточный Туркестан является частью Центральной Азии, а не Китая. Народом Восточного Туркестана являются не китайцы, а тюрки центральной Азии. Исторические факты свидетельствуют о том, что история уйгуров в Восточном Туркестане насчитывает более 4000 лет. На всем протяжении истории древние уйгуры и другие местные народы создавали независимые государства, которые процветали на территории Восточного Туркестана. Легендарный Шелковый Путь проходил через земли уйгуров, и уйгуры сыграли важную роль в культурном обмене между Востоком и Западом, а так же развили свою уникальную культуру и цивилизацию. На раннем этапе своей истории, уйгуры, как другие тюркские народы Центральной Азии, верили в шаманизм, манихейство и буддизм. Начиная с I в. н.э. и до прихода ислама, Восточный Туркестан был одним из великих центров буддистской цивилизации. Взаимоотношения между уйгурами и мусульманами начинается в начале IX в., тогда и начался переход к исламу. Исламизация уйгурского общества ускорилась в период правления караханидских каганов. Процветали искусство, наука, музыка и литература, так как исламские религиозные институты были заинтересованы в развитой культуре. В этот период появляются сотни всемирно известных уйгурских ученых, написано тысячи ценных книг. Самыми важными среди этих работ являются: книга уйгурского ученого Юсупа Хаса Хаджиба, “Кутадгу билиг” (“Наука о Счастье”, 1069-1070), и Дивани Лугат ат Тюрк (словарь тюркских наречий), Махмуда Кашгари. Цинский период Независимое уйгурское ханство в Восточном Туркестане – Ханство Саида, так же известное как Яркентское государство, было оккупировано в 1759 году Цинской династией, правившей в то время Китаем, так Восточный Туркестан присоединился к Цинской империи. Маньчжурские правители управляли Восточным Туркестаном как военной колонией в период с 1759 по 1862 год. За этот период уйгуры Восточного Туркестана смело выступали против иностранного правления в их стране. Они 42 раза восставали против цинского правления с целью восстановления независимости. Окончательно маньчжуро–китайские войска были изгнаны в 1864 и уйгуры восстановили независимое государство под названием “Йэттэшахар” (Семиградье). Тем не менее, независимость длилась не долго, в 1876 году Китайские войска снова вторглись на территорию Восточного Туркестана. После восьми лет кровавой войны, Цинская империя официально присоединила к себе территорию Восточного Туркестана и 18 ноября 1884 года переименовала ее в “Синьцзян” (что означает “Новая Территория”). Китайское правление в Восточном Туркестане После того как в 1911 году китайские националисты свергли Цинскую Империю, Восточный Туркестан попал под управление китайских военачальников, которые в последние годы правления Цинской Империи контролировали администрации провинций. В этот период центральное правительство Китая имело небольшой контроль над Восточным Туркестаном. Уйгуры, которые хотели освободить себя от иностранного ига, организовывали множество восстаний против китайского режима, и дважды (в 1933 г и 1944 г) достигли восстановления независимой Восточно-Туркестанской Республики (ВТР). Тем не менее, независимость республики закончилась, в результате военного вторжения и политических интриг со стороны Советского Союза. В октябре 1949 войска Народной Освободительной Армии (НОА) Китая вошли в Восточный Туркестан, окончательно свергнув независимое государство ВТР. На территории Восточного Туркестана китайские коммунисты образовали Синьцзян – Уйгурский автономный район. Период правление китайскими коммунистами Восточным Туркестаном можно считать самой темной главой в истории уйгуров и страны. В современных условиях само существование уйгурской нации находится под угрозой. Китайское коммунистическое правительство используют ужасные репрессивные методы в различных кампаниях против уйгуров и других местных народов Восточного Туркестана, с целью полного освоения территории Восточного Туркестана. Против жестокой, разрушительной и репрессивной политики Китайского правительства против самоопределения и существования коренного народа, уйгуры и другие местные народы Восточного Туркестана отказываются подчиняться Китаю и все еще поддерживают знамя борьбы против Китайской оккупации, переданной им великими предками.

(северная часть). На территории Восточного Туркестана в XX веке дважды возникали государственные образования:

  • Восточно-Туркестанская Революционная республика (1944 - 1949) .

История вопроса

В VI веке возник Тюркский каганат , который в 603 году распался на западную и восточную части (Восточно-тюркский каганат). Это событие и породило историческое имя региона - Восточный Туркестан.

В середине VII века территория Синьцзяна вновь вошла в состав китайской империи Тан , и оставалась под её контролем вплоть до середины VIII века, когда мятеж Ань Лушаня привёл к необходимости отзыва войск из отдалённых гарнизонов в центральный Китай.

В 745 году образовался Уйгурский каганат , центр которого находился на территории современной Монголии . К середине IX века он начал слабеть. В 840 году каганат подвергся нападению енисейских киргизов и был разгромлен. Уйгуры бежали на юг, юго-запад и запад. Именно после этого уйгуры и стали основным населением региона.

Вошедший в состав Монгольской империи Уйгурия (Уйгурское государство Идикутов - добровольно, а Уйгурское государство Караханидов - путём военной интервенции), в XIII веке, после разделения империи между наследниками Чингиз-хана, практически полностью попала в улус его второго сына - Чагатая . С 1326 года официальной религией Чагатайского улуса стал ислам.

Исламская религиозная борьба между сторонниками «белогорцев» и «черногорцев» (два течения ислама в Восточном Туркестане) создали благоприятные условия для захвата внешними врагами этого края джунгарским ханом Галданом , а затем маньжурской империей (Цинская династия), которая окончательно покорила Восточный Туркестан в г. Под натиском маньчжурско-китайских войск уйгуры лишились своей государственности. Захваченные земли стали называться Синьцзяном (по-китайски «Новая граница»).

Весь XIX век для Восточного Туркестана характеризуется многочисленными национально-освободительными восстаниями уйгуров за независимость (1825-1828, 1857, Йеттишар 1862-1872 гг.), продолжавшимися и в XX веке (1931-1937, с 1943-1949 гг. до нашего времени).

См. также

Напишите отзыв о статье "Восточный Туркестан"

Ссылки

  • Грум-Гржимайло Г. Е. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Восточный Туркестан

– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.

Политический термин, до некоторой степени соответствующий географическому, Таримский бассейн. Он установился сравнительно очень недавно, взамен прежних: более распространенного Малой Бухарии и менее известных Алтышара (шестиградие) и Джеттышара… …

X.5. Синьцзян (Восточный Туркестан) - ⇑ X. ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ X.5.1. Тохарские государства … Правители Мира

Туркестан - I название в XIX начале XX вв. территории в Средней и Центральной Азии, населённой тюркскими народностями. Восточный Туркестан включал провинции Западного Китая, Западный Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана … Энциклопедический словарь

Туркестан (регион) - У этого термина существуют и другие значения, см. Туркестан. Карта Туркестана Туркестан (перс. ترکستان‎ Torkestān … Википедия

Карта Туркестана Туркестан (узб. Turkiston, перс. ترکستان «Страна тюрков») название историческо географического региона Центральной Азии в XIX веке и начале XX века. В состав этого региона входили территории следующих современных государств … Википедия

Туркестан - Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان‎ «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия

Туркестан Восточный - см. Восточный Туркестан … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Туркестан (историко-географич. область) - Туркестан, историко географическая область, включавшая в 19 ‒ начале 20 вв. территорию современной Средней Азии и Казахстана, а также часть Центральной Азии, населённую тюркскими народностями. Условно Т. делился на Западный, или Русский (южная… … Большая советская энциклопедия

Восточный фронт Русской армии - У этого термина существуют и другие значения, см. Восточный фронт. Восточный фронт Русской армии Годы существования 24 сентября 1918 20 февраля 1920 Страна … Википедия

Туркестан история древняя - Термин Т. (собств. Туркистан, ср. Афганистан, Белуджистан, Кафиристан и т. п.), т. е. страна турок, употреблялся арийским населением Средней Азии для обозначения степей, населенных кочевниками турецкого происхождения, и в литературе впервые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Этнос, языки, религии , . В монографии даются всесторонний источниковедческий анализ и историческая интерпретация письменных памятников, оставленных разноязычными обитателями Восточного Туркестана. Даны… Купить за 1600 руб
  • В сердце Азии. Памир - Тибет - Восточный Туркестан , Гедин Свен Андерс. Новинка в суперпопулярной давно зарекомендовавшей себя серия! Великолепное подарочное издание для собирателей домашней библиотеки, для интересующихся русской историей, великими личностями и…

Обсудить статью в дискуссионном клубе

Восточно-Туркестанские республики

Владимир Дергачев 17.04.2012

Первая Восточно-Туркестанская республика, которую так же именуют Тюркской Исламской республикой Восточный Туркестан или Республикой Уйгурстан, была провозглашена в Кашгаре 12 ноября 1933 года и просуществовала несколько месяцев. В Китае шла Гражданская война. Поводом для уйгурского восстания в Турфане и Хотане послужило упразднение китайской властью автономных Комульского и Турфанского княжеств.

Местный китайский правитель (дубань) Шэн-Шицай с помощью русского полка из бывших белогвардейцев сдерживал выступления отрядов местных мусульман. В результат конфликта с центральной властью, он обратился за помощью к Советскому Союзу, приславшему отряд Красной Армии, «замаскированный» под белогвардейцев с погонами. И несколько тысяч красноармейцев сражались вместе плечом к плечу с белогвардейцами в «Алтайской добровольческой армии». На стороне местного правителя сражались и интернированные в Советском Союзе маньчжурские войска и партизаны, вытесненные японцами из Маньчжурии. В 1934 году Кашгар был взят отрядами хуэйцзу (китайцами, исповедующими ислам) при поддержке гоминдановских и советских войск, окончательно республика прекратила существование к 1937 году, когда был уничтожен последний уйгурский отряд. После возвращения красноармейцев на родину, в Синьцзяне остались кавалеристский полк и военные советники, среди которых - будущий маршал бронетанковый войск Павел Рыбалко. Было подавлено восстание дунган, притеснявших уйгуров - крупнейшую народность Синьцзяна .

К 1935 году положение китайского правителя и урумчинского правительства существенно укрепилось. Восстанавливается сельское хозяйство и местная торговля. Ослабли межнациональные конфликты, однако начало усиливаться уйгурское национальное движение.

В 1937 году уйгуры при поддержки дунган подняли мятеж против правительства в Урумчи, чья армия терпела поражение. И вновь на помощь пришел Советский Союз. Среднеазиатский военный округ направил в Синьцзян под видом военный учений регулярные части (две группы) Красной Армии. К началу 1938 года мятежные повстанцы были разгромлены. Благодарный дубань Шэн-Шицай направился в Москву, откуда вернулся членом ВКП(б) и с подписанным договором о военно-технической помощи.

Синьцзян номинально подчинялся центральному китайскому правительству Чан Кайши, имел собственную валюту, стабильность которой обеспечивалась Госбанком СССР.

Однако во время Второй Мировой войны в трудные для Москвы годы дубань сменил политическую ориентации, встал на сторону гоминдановской власти Китая и занялся антисоветской пропагандой. Но, несмотря на это, в 1943 году он был смещен центральным правительством Китая. Советские представительства в Урумчи, Кульдже, Хотане и Кашгаре подвергались нападению со стороны населения, подстрекаемого местной властью. Часть красноармейских отрядов вернулась на родину, но в Урумчи остался до 1944 года батальон войск НКВД, переодетый в белогвардейскую форму для охраны авиационного завода в городе Хами, где собирались истребители И-16, и советских геологических партий. Советский Союз начал поддерживать национально-освободительное движение народов Восточного Туркестана. В 1944 году Шэн Шицай бежал, прихватив золото и серебро, в Чунцин, откуда после поражения Гоминьдана эвакуировался на Тайвань.

Советский Союз активно действовал в Восточном Туркестане, особенно в Кульдже, Урумчи, Турфане, Кашгаре, Яркенде и Хотане. Были открыты многочисленные советские консульства и торговые представительства, охраняемые военными частями из русского Туркестана. Вместо коммунизма советскими резидентами проповедовался национализм, и возбуждалось недовольство местного мусульманского населения (дунган) против китайских властей. Пекин запрещал китаянкам селиться в Застенном Китае, чтобы ассимилировать соседние народы. А рожденный от китайца становился китайцем.

В Синьцзяне столкнулись советско-британские геополитические интересы за влияние над стратегическими коммуникациями. Главные караванные дороги оказались фактически под советским контролем. Советские «купцы» монополизировали торговлю пушными товарами. Торговые караваны, шедшие из китайского Туркестана без советских конвоев, грабились местными бандами. Пресекались попытки местных купцов восстановить караванные пути на Карачи через британскую Северную Индию. Из-за ослабления влияния центральной китайской власти северо-западные провинции оказались в зоне геополитических интересов Советского Союза, а в северо-восточных провинциях усиливалось присутствие Японии.

В 40-х годах с помощью Советского Союза создается вторая «Восточно-Туркестанская республика» , которая была «самоликвидирована» во исполнение договоренностей на Крымской конференции и с Китаем. После окончания Гражданской войны и провозглашения в 1949 году коммунистического режима в Китае Советский Союз окончательно отказался от планов создания «Восточно-Туркестанской республики».


«Геополитика сверхдержав»


Воспоминания

Здесь сошлись не Восток и Запад (вопреки Киплингу) а два очень разных Востока: тюркский и китайский. Да так при этом искрят, что восстания, теракты и даже попытки геноцида не утихают уже триста лет!

Возможно, именно здесь самый долгоиграющий межэетнический конфликт в мире. И я попал в его эпицентр, на пороховую бочку – в Кашгар. Но уникален город далеко не только этим.

Позиции для снайперов, трехзвездочные туалеты, фальшивые памятники истории, кладбищенский Тадж-Махал и отрубленные головы на тротуаре – смотрим!

1 Путь в Кашгар сказочно красив. Будь то на машине или верблюде через пустыню или же самолётом. Тот редкий полёт, когда я сидел не только с открытым иллюминатором, но и открытым ртом. Мы пролетали над пустнными равнинами и скомканными горами древнего Тянь Шаня. А вот там, за белыми вершинами, уже начинается страна .

2 Перед самой посадкой замечаю остатки древних цивилизаций или заброшенных посёлков. Спустя пару минут ландшафт меняется, появляются асфальтовые дороги, загруженные машинами.

3 Кашгар не сражает наповал с первого взгляда. Если вы уже бывали в других городах Китая, особенно таких небольших (полмиллиона населения по китайским меркам это так, чуть крупнее посёлка), всё будет знакомым. Широкие дороги и заборчики вместо разделительной полосы, чтоб не бегали. Муравьи на мопедах, гоняющие по тротуарам. И непременная архитектура в стиле местной народности. В Китае проживает несколько сотен национальностей, почти у каждой есть свой собственный автономный район, и здания стараются строить в традиционном стиле. Вот только на деле всё получается ещё более одинаковым, только с разной облицовкой.

4 По Кашгару удобно перемещаться на такси. Аэропорт тоже рядом, в 10 километрах от центра. Но приготовьтесь, что по дороге в город придётся выложить 40-60 юаней (400-600 рублей), как договоритесь. Обратно можно легко уехать уже за 30. А в пределах города 5 и не дороже 10. Счётчик включать бомбилы не любят, точнее они его просто не выключают. А ещё не удивляйтесь, если к водитель захочет подсадить к вам и других пассажиров: как и в , в Кашгаре такси -- общественный транспорт.



5 Я уже писал о сверхжёстких мерах безопасности в городе, власти боятся терактов со стороны исламистов и всех держат под колпаком. Собираясь в эту поездку, я оставил квадрокоптер дома (и как потом оказалось, правильно сделал). Мой отель охраняли трое вооружённых полицейских в касках и бронежилетах, но выход на крышу при этом был открыт нараспашку. А с крыши - вид прямо на главную площадь. Казалось бы, раздолье для снайпера?

6 Вид на суннитскую мечеть Ид Ках. Рядом развевается флаг Китайской Народной Республики. Обратите внимание, что флагшток выше минаретов.

7 Вид на так называемый "старый город", который на самом деле новодел. Вдалеке виднеются многоэтажные районы.

8 В начале 21 века историческую часть Кашгара стерли с лица Земли, построив на месте глинобитных трущоб такие же точно трущобы из кирпича. Жить лучше не стало. Зачем власти так поиздевались над древним городом, узнаете в одном из следующих репортажей про Кашгар, не пропустите.

9

10 На площади у мечети скучают фотографы под зонтиками.

11 Такие же точно аттракционы были в детстве, только я фотографировался с Микки Маусом и волком из "Ну погоди!", а уйгуры делают портреты на фоне главной городской достопримечательности.

12 Работы одного автора так покорили меня, что я немедленно попросил сделать мне такой же портрэт. Хочу на коне, но ещё чтобы в тюбетейке! Почти договорились, но ушёл ни с чем: фото делают неделю.

13 Кашгар - в прошлом важнейший город Шёлкового пути, в честь этого на площади стоит памятник торговому каравану.

14 С незапамятных времён здесь живут уйгуры, и хотя сегодня в СУАР (Синьцзян-Уйгурском автономном районе) они значительно разбавлены китайцами-ханьцами, именно в Кашгаре их по-прежнему большинство.

В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи».

Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. В регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, среди которых лишь 42% уйгуров. Рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что на руку демографической политике китайских властей. //uyghurtoday.com



15 Международные организации называют происходящее в регионе притеснением, а то и открыто обвиняют КНР в геноциде уйгурского народа. В этом репортаже, впрочем, вы не найдёте ни одного полицейского кордона или блокпоста на дороге, как будто их нет. Но поверьте, а лучше прочитайте отдельный пост, который я написал под впечатлением от увиденного. Это похоже не охрану порядка, а на оккупацию. Полицейских микроавтобусов на улицах больше, чем маршруток в базарный день. Стражи порядка ездят с постоянно включёнными "мигалками" и ревут на всю округу сиренами, и ранним утром вместо привычного для мусульманского региона призыва муэдзина на молитву вы услышите предупреждения через громкоговоритель, что лучше этого не делать. А работающим на госслужбе уйгурам запрещено посещать мечети под страхом увольнения.

16 Но если не замечать патрули, на улицах вы увидите множество уйгуров (и даже кыргызов и казахов) в национальных головных уборах, вывески и указатели будут продублированы на уйгурский язык, арабская "вязь" легко различима среди иероглифов. А найти китайский ресторан при половине ханьского населения почти невоможно...

17 А как же уйгурская кухня? Можно написать про неё отдельный огромный пост. Тандырные лепёшки, казы, конечно же плов...честно говоря я вообще не заметил особых отличий от привычной москвичам узбекской кухни. А времени было немного. Так что, туркестанские блюда буду изучать во время поездки в Узбекистан, а потом обо всём расскажу.

18 Орехами и сухофруктами тоже не удивить, такое везде в Средней Азии. Да и вообще, было бы глупо забираться в такую даль ради еды: узбекские базарчики и чайханы в России и так сплошь и рядом.

19 Другое дело с фруктами, манго до нас просто не доезжают. А спелые арбузы и дыни в начале марта можно отведать только на месте.

20 Что понравилось - уйгурские шашлыки. Они скорее похожи на кавказские, чем на китайские шашлычки-кебабы на зубочистках. Только уйгуры мясо завораичвают в лаваш. Вкусно. А полистайте галерею, посмотрите на их мангалы!

22 Блюдо, которое я не смог разгадать и не решился попробовать. Внутри те же лепёшки с кусочками мяса и шматками жира. Знаете, как они называются?

23 Центральные, но нетуристические улочки Кашгара невероятно колоритны.

24 И уже не знаешь, где старина, а где новоддел.

25 Главное, что люди настоящие, не поддельные!

26

27 И посреди всего этого восточного великолепия - туристический туалет. Трёхзвёздочный! Само собой, платный. Стоит, правда, как любой другой - один юань. Как было внутри не покажу, но больше двух звёзд я бы не дал. Теперь ищу пятизвёздочный, сравнить.






28

29 Долго не мог понять что это за странные кристаллы. Великий гугл открыл мне тайну, это нават - узбекский сахар. Ну и уйгурский заодно.

30 Кашгарский супермаркет похож на любой китайский, за исключением того, что здесь ВООБЩЕ нет молочного и сырного отдела. Ну не едят они сыр, а европейцев слишком мало чтобы держать ради них даже пару кусков пармезана. Зато есть разноцветные тыквенные семечки, русский мёд (внезапно) и украинские конфеты "Рошен" (ещё более внезапно, листайте галерею!)





31 Найти колорит за пределами Старого города всё сложнее. Власти коммунистического Китая старательно вычищают прошлое, подменяя его порой похожими, но не аутентичными зданиями.

32 А порой и вовсе возводя на месте былых трущоб типовое панельное жильё. Но не это ли та самая забота государства о народе?

33 Весь современный Кашгар в одной фотографии.

34 Лучшее, что есть в этом городе, его жители-уйгуры. Невероятно колоритные, равнодушно-доброжелательные, идеальные фотомодели. Не было ни одного раза, чтобы уйгур прогнал меня с фотокамерой, отвернулся или закрыл глаза. Они просто замирают перед тобой, позволяя заморозить момент вашей встречи. Словно понимают, следующие поколения будут другими.

35 И в самом деле, детишки уже совершенно иначе реагируют на иностранцев. Именно что реагируют на камеру, начинают позировать, улыбаться или убегать в стеснении. Старики выше этого.

36 За пределами центра Кашгара наверняка есть множество интересных мест, не исхоженных туристами. Вот только они до такой степени неизвестны внешнему миру, что найти что-либо стоящее на окраинах не удалось. Исключение - мавзолей Аппака Ходжи, его вы как раз видели на заглавной фотографии. Пришло время рассказать о нём подробнее. Китайцы возводят на территории рядом огромный парк для туристов.

37 Сегодня музейный комплекс, а когда-то место религиозного поклонения. Место, где уйгуры черпают силы, и в то же время не прощают свои слабости. Кажется, по большим мусульманским праздникам мечети действуют, в остальные дни войти может даже "неверный", заплатив 30 юаней за вход.

38 Величественная и древняя усыпальница правителей Кашгарии стоит посреди огромного мусульманского кладбища. Казалось бы, само здание совершенно в своей симметрии, но помнению китайцев чего-то не хватало....что бы сюда добавить? О, зеркальный пруд, чтобы было похоже на Тадж Махал! Сказано - сделано, все подготовительные работы уже завершены, осталось налить воды, запустить рыбу и убрать забор.

39 В какой-то момент осознал, что эти разноцветные изразцы - единственный подлинник Кашгара. Всё вокруг стремительно меняется и не представляет никакой ценности, можно даже построить пруд на месте старого кладбища. Но саму усыпальницу трогать не решаются.

40 Это главная мусульманская святыня для уйгуров. И вместе с тем, сам Аппак Ходжа - самая ненавистная личность в истории их народа.

Его называют змеей пригретой на груди, волком в овечьей шкуре. Именно он когда-то ради своих амбиций развязал кровавую войну, которая унесла тысячи жизней. Именно он, заручившись поддержкой Китая, незаконно занял престол, установил жесточайшую диктатуру и заставлял уйгурских крестьян платить себе дань, и в итоге правление Аппака Ходжи принесло тяжелые последствия для уйгуров. // bizuyghurlar.com


После смерти Аппак Ходжи его потомки играли важную роль в Кашгарии более полутораста лет. В том числе, его внучкой была принцесса Ипархан, легендарная личность для уйгуров и китайцев. Ипархан была супругой известного кашгарского ходжи — Хан-ходжи, который наряду со своим братом был во главе уйгурских ополчений, оказывавших сопротивление цинским войскам. Ипархан самолично участвовала в некоторых сражениях, а после смерти мужа была пленена и отправлена в Пекин, к цинскому императору Цяньлуну. Предания о Сянфэй, сохранившиеся в Китае и Синьцзяне, сильно разнятся. Как правило, речь идёт о том, что стареющий Цяньлун был пленён её природной красотой, но ещё в большей степени — исходившим от её тела запахом. Около 1760 года она поступила в императорский гарем, но всегда мечтала вернуться на родину и даже совсем не улыбалась до тех пор, пока императору не удалось воссоздать перед её окнами в миниатюре облик родного селения, включая мечеть.

Она умерла, покончив жизнь самоубийством в 1788 году, и 120 слуг по приказу императора доставили её тело в Кашгарию, где оно было похоронено в сохранившейся по сей день родовой усыпальнице. В памяти уйгурского народа Ипархан осталась не только борцом за свободу, но и верной женой своему мужу, поскольку покончила с собой, не пожелав стать женой китайского императора. Про неё слагают легенды, пишут книги, снимают фильмы. // Википедия



42 Туристов на кладбище уже не пускают, оно за забором.

43 Зато можно погулять по территории и обнаружить несколько древних, и кажется недействующих мечетей. Всё это тоже часть музея.

44 На случай, если кто-то захочет помолиться, есть камеры наблюдения, а неподалёку дежурит вооружённый полицейский с деревянным копьём и прозрачным щитом для разгона беспорядков.

45 Над воротами мечети висит фотография китайских мусульман вместе с Председтелем Си. Фото, вероятно, сделано ещё до того, как он возглавил Китай, на заднем плане его предшественник, Ху Цзиньтао.

46

47 А в этом здании сто лет назад располагалось консульство Российской империи. Последнее вещественное напоминание о "Большой игре " - геополитической гонке России и Великобритании за господство в Центральной и Южной Азии. Хотя соперничество продолжалось большую часть 20 века (а говорят, существует и теперь), русское консульство после революции 1917 года закрылось. Сейчас здание находится на территории отеля "Семан", где часто часто размещают группы иностранных туристов.

48 Несколько лет назад в исторических интрьерах можно было провести ночь, а на стене висела табличка "Бывшее русское консульство". Позже в здании сделали небольшой музей , брали за вход 15 юаней, а теперь и вовсе продали "неизвестным лицам", которые закрыли консульство на ключ и начали внутри ремонт.






49 От внутреннего убранства дипломатической миссии ничего не осталось, что ещё раз подтверждает грустную правду: китайцам плевать на историю, как на свою, так и тем более на чужую.

50 Кашгар не очень популярен у иностранных туристов. Среди китайцев тем паче, в стране множество других мест, которые можно посетить, тогда как СУАР это очень далеко и считается небезопасным регионом.

51 Для меня же это один из самых любопытных в Азии регионов, часть огромной и самобытной исторической области, котороую больше не найти на карте мира. Благодаря "большим играм", Туркестан раздроблен на множество стран, а сами уйгуры рассеяны по миру.

52 Кашгар нужно спешить видеть таким, какой он сегодня, пока полупрозрачный призрак прошлого ещё возможно ухватить за хвост.

53 К тому же, через несколько лет в Кашгар протянут линию скоростной железной дороги, а в будущем город может стать частью амбициозного китайского проекта "нового Шёлкового пути" через Россию и Казахстан в Европу, и тогда...

54 Понравился пост? Ставьте лайк и делитесь с друзьями в соцсетях! А завтра в 10 утра приходидте снова, расскажу про продажную скотину.