Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».

Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций. Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.

Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.

В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.

Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:

«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Храм в хлам

В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит. 16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

18 июля в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов, и буквально на следующий день начались спешные работы по разбору храма. Листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, сброшенный с храма крест не упал, а застрял в арматуре купола. Но работы все равно продвигались слишком медленно, поэтому храм решено было взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Юрий Гагарин позже на одном из пленумов ЦК ВЛКСМ называл храм «жертвой варварского отношения к памяти прошлого».

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.

Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца. Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.

Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.

Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

Проклятие игуменьи

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.

На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.

Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».

Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».

Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет. «Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр. Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».

Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре. На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился. Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.

Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.

Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.

«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.

Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков. — Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».

Охрана с божьей помощью

Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой. «Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.

Есть в храме и собственная химчистка-прачечная, которая занимается как чисткой облачений священнослужителей, так и стиркой светских одеяний. За безопасностью следит собственный ЧОП «Колокол», который также предлагает услуги по охране других объектов. «Сотрудники охранного предприятия имеют большой опыт в обеспечении внутриобъектового режима, охране материальных ценностей, обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в использовании технических средств при осуществлении охранной деятельности», — сообщается на сайте фонда.

В столовой «Трапезная» предлагается устраивать банкеты, в том числе с постными блюдами, есть в храме конференц-зал, галерея и Зал церковных соборов, где в ближайшее время, судя по афише, пройдут концерты Вики Цыгановой, Людмилы Сенчиной, Дмитрия Певцова и певца Юлиана.

А вот другие концерты в храме, мягко говоря, не приветствуются.

Мировую известность храм Христа Спасителя приобрел 21 февраля 2012 года, когда участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном».

Они попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Две девушки были осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Участницы также ввели моду на балаклавы, обогатили русский язык словом «кощунницы», а Уголовный кодекс — статьей «за оскорбление чувств верующих».

85 лет назад, 5 декабря 1931 года, был взорван . По преданию, разрушение храма напророчила игуменья Алексеевского монастыря, который находился на этом месте до середины XIX века. В связи со строительством храма монастырь переехал в Красное Село. Уезжая, игуменья воскликнула: «Не будет здесь храма!»

Трудно сказать, правда это или вымысел, но с тех пор, как в начале 1990-х началось восстановление храма, многие вспоминали и продолжают вспоминать слова игуменьи и часто трактуют их как проклятие. По одной из версий (а подобные истории всегда излагаются в нескольких вариантах), игуменья категорически возражала против переноса монастыря, пыталась убедить власть, что нельзя ломать намоленные стены, а когда убедить не удалось, во всеуслышание прокляла это место. Ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев больше доверяет другой версии, по которой игуменья имела дар прозорливости и знала, какая страшная смута ожидает Россию в недалеком будущем. По этой версии, она произнесла такие слова: «Бедный, недолго ему здесь стоять». Храм действительно простоял лишь 50 лет.

Храм Христа Спасителя в Москве. Воздвигнут по проекту архитектора Константина Тона в 1837-1883 годах. Главный престол освящен в честь Рождества Христова

Проекты и планы

Первоначально на месте взорванного в 1931 году храма планировали построить . Великая Отечественная война помешала осуществить проект. В 1960 году на месте храма открылся огромный бассейн под открытым небом. Более тридцати лет миллионы людей посещали бассейн «Москва», даже не подозревая, что купаются на месте разрушенной святыни.

С приближением 1000-летия Крещения Руси начали поступать предложения построить памятник разрушенному храму. «Я предлагал сделать пространственный металлический каркас, который прочерчивал бы в воздухе силуэт утраченного храма, а Царские врата в виде восьмигранной часовни полностью воссоздать», - вспоминает архитектор Андрей Анисимов (более 20 лет он проектирует, строит и реставрирует храмы по всей стране и за рубежом).


Изъятие церковных ценностей из храма Христа Спасителя

Художник и архитектор Юрий Селиверстов (1940-1990) вынес на обсуждение проект, в котором храм воссоздавался в натуральную величину на том же месте, но не из камня, а в виде сияющего каркаса из легких золоченых труб, точно повторяющих все линии собора.

Еще в 1992 году искусствовед Алексей Клименко предложил поставить по периметру бассейна три лазерные пушки, сделать слайды с иконографией храма и в вечернее время с помощью лазера воссоздавать его голографический образ. Он даже показывал этот проект на выставке современного искусства, проходившей на дне уже закрытого бассейна «Москва».

Губернская Москва с высоты птичьего полета

Строительство или реконструкция?

В 1988 году в Манеже проходила выставка проектов памятника в честь 50-летия Победы. Скульптор Владимир Мокроусов представил на ней храмовый ансамбль с храмом Христа Спасителя в центре. Все проекты, включая этот, были отвергнуты, и на Поклонной горе выстроили мемориал по проекту Зураба Церетели, но к Мокроусову потянулись единомышленники, и вскоре образовалась инициативная группа верующих, выступившая за восстановление храма Христа Спасителя. Зарегистрировали общину, которую возглавил протоиерей Георгий Докукин, в то время служивший во Всескорбященском храме на Большой Ордынке. 22 сентября 1989 года, в день 150-летия со дня закладки храма, в редакции газеты «Литературная Россия» был учрежден Фонд восстановления храма Христа Спасителя. Председателем правления фонда стал писатель Владимир Солоухин, в состав вошли многие другие деятели культуры и ученые, в том числе композитор Георгий Свиридов. В апреле 1997 года Владимира Солоухина отпевали в храме Христа Спасителя. Это было первое отпевание в еще не достроенном храме. Не прошло и года, и там же отпевали новопреставленного раба Божия Георгия - Свиридов скончался 6 января 1998 года.


Снос храма в 1931 году

16 июля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы», в котором определил объекты для строительства и реконструкции. На первом месте стоял храм Христа Спасителя. Но только 31 мая 1994 года правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храма. Сегодня Юрий Лужков не без гордости вспоминает о начальном этапе строительства. «Я знал, что после взрыва храма Христа Спасителя на этом месте закладывали фундамент под Дворец Советов, и попросил специалистов изучить, насколько этот фундамент прочен, - рассказал “НС” бывший мэр Москвы. - Также по моей просьбе архитекторы Михаил Посохин и Игорь Покровский проверили, какая документация по строительству храма Христа Спасителя сохранилась в архивах. По фундаменту мне доложили, что он выдержит любое строение. Документация по храму, как оказалось, сохранилась в полном объеме, причем разработанная до мелочей - автор проекта архитектор Константин Тон был по-немецки педантичен. И я понял, что воссоздание храма Христа Спасителя (именно воссоздание, а не строительство нового!) не утопия, а вполне осуществимая, хотя и трудная, задача. Внесли это предложение Патриарху. Идею он поддержал, и мы включили храм Христа Спасителя в перечень объектов строительства и реконструкции к празднованию 850-летия Москвы».

«Видя, какими темпами идет строительство, Ельцин однажды позвонил мне и сказал: “Юрий Михайлович, не торопитесь”, - продолжает Юрий Михайлович. - Я был ошеломлен: “Борис Николаевич, что вы говорите? Ведь это наша общая задача! Народ ждет, когда мы завершим работу по храму!” Он повторил: “Не торопитесь!” - “Но почему?” - “Я сказал то, что сказал”, - ответил он и бросил трубку. 31 декабря 1999 года Святейший совершил малое освящение храма. Началось оно в 12 часов дня, и это секунда в секунду совпало с моментом, когда Борис Николаевич объявил народу о своей отставке. Вот такое мистическое совпадение!»

Не шедевр

На строительство храма в XIX веке потребовалось 44 года, а . Споры о том, нужно ли было восстанавливать храм, продолжаются до сих пор. При этом многие убеждены, что в 1931 году большевики взорвали архитектурный шедевр, а вот «новодел» далек от совершенства. Действительно, по мнению большинства специалистов, воссозданный храм - не шедевр. Но и тот, что был построен по проекту Тона, никогда не считался образцом архитектуры.


«Строим на века». Мэр Москвы Юрий Лужков, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и другие священнослужители осматривают внутреннюю облицовку строящегося храма Христа Спасителя

«Это архитектура переходного периода - поиска русского стиля, - считает Андрей Анисимов. - Она оставляет желать лучшего».

«Это воплощение имперской идеи в таком грузном, маловыразительном псевдовизантийском духе. Храм соответствовал идеологии того периода - второй половины XIX века», - с совсем другой позиции критикует храм искусствовед Алексей Клименко .


На строительство храма в XIX веке потребовалось более сорока лет, а на его воссоздание - четыре с половиной года

Во многом согласен с Клименко архитектор Михаил Филиппов : «Тон спроектировал храм в официальном николаевском стиле, в котором так и не удалось сделать ничего удачного с точки зрения архитектуры. Храм Христа Спасителя категорически не масштабен. С очень многих точек кажется, что он стоит гораздо ближе, чем на самом деле».

Но есть и другие мнения. Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях, кандидат искусствоведения, считает проект Тона удачным: «Впервые после нашествия разных архитектурных форм из Европы была сделана попытка вернуться к нашей церковной культуре. Храм должен являть собой Небо, Царство Божие. И архитектура храма Христа Спасителя приближалась к этому идеалу, чего не скажешь о скульптуре и иконах - они не соответствовали высокому уровню, которого достигла церковная культура в XV-XVI веках. Расписывали храм большие мастера, но они создали не иконы, а католическую живопись на религиозные сюжеты. К современным художникам претензий нет - они просто воспроизвели эти росписи. Да и храм воссоздан довольно точно. Появились новые помещения, нижний храм, но они внизу, не видны. Архитектура храма не изменилась».


Белокаменные горельефы на современном храме заменены на бронзовые. Такое отступление от оригинала вызвало многочисленные нарекания специалистов. Тем не менее скульптор Зураб Церетели уверен в правильности выбора материала: бронзовые статуи значительно прочнее прежних, из протопоповского известняка. Оригинальные композиции находятся сегодня на территории Донского монастыря

Михаил Филиппов также считает, что новый храм почти ничем не отличается от храма, построенного по проекту Тона. Высоко оценивает он и внутренние работы: «Живопись повторена точно. Виртуозно сделаны мемориальные доски войны 1812 года. Каменные работы сделаны лучше, чем в XIX веке, - потрясающие мастера работали».

Единственная серьезная претензия многих специалистов к воссозданному храму - бронзовые горельефы (в старом храме они были из белого камня). В книге «Храм Христа Спасителя», вышедшей в 2008 году, утверждается, что прежний материал - протопоповский известняк - был крайне непрочен, и старые скульптуры «претерпели уже в начале века огромное количество утрат: сколы рук, носов, мелких аксессуаров и пр.». Также неудачным решением считают многие специалисты изготовление куполов из нитрита титана вместо золота. Президент Академии художеств скульптор Зураб Церетели , руководивший всеми художественными и скульптурными работами в воссозданном храме, на подобную критику реагирует спокойно: «Я не хочу обижать создателей прежнего храма, но сейчас совсем другая эпоха. Мы повторили пластику, объем, архитектуру, но улучшили качество. Девятиметровый крест на куполе еще до взрыва ломался, потому что был непрочный. А мы его сделали целиком из титана, даже цепи, - и он устоял, когда был ураган. Фрески тоже важно было сделать долговечными. Мы сделали на века - создали воздушную прослойку между росписями и основной стеной, так что теперь краски не страдают от температурных колебаний. Современные технологии все это позволяют. Мы же в XXI веке живем. Помню, как Патриарх Алексий II приехал в первый раз осмотреть храм, открыл двери - и изумился. Говорит, раньше требовалось 12 человек, чтобы эти махины с места сдвинуть. А сейчас - автоматика!»

Весь храмовый комплекс - собственность города Москвы, в том числе и пресловутые подземные гаражи. Находятся они в части цоколя, не примыкающей к храму. Некоторые окрестные фирмы арендуют их для своих сотрудников. Вырученные средства идут на содержание храма

Церковь храму не указ

В архитектурных тонкостях разбираются не многие, а есть вещи, которые на виду у всех. Нецерковные люди часто упрекают верующих за то, что в храме Христа Спасителя прошло то или иное мероприятие, плохо совместимое с христианской верой. Упреки их не по адресу - храм Христа Спасителя не принадлежит Церкви! Там регулярно совершаются богослужения, но все здание находится в собственности правительства Москвы. «Это решение было принято по согласованию со священноначалием, - объясняет ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев. - На эксплуатацию требуется много средств, возможно, Церковь своими силами просто не справилась бы. Поэтому обслуживание храмового комплекса передали в доверительное управление Фонду храма Христа Спасителя. Управляющими фонда назначили людей, далеких от церковной традиции. Поначалу они еще к нам прислушивались, но потом, видимо, почувствовали себя хозяевами. Основную задачу фонда - поиск материальных средств для эксплуатации храма - они решают профессионально, но, увы, иногда проводят мероприятия, которые не могли бы здесь проходить, если бы храм принадлежал Церкви. А зал церковных соборов построен исключительно на бюджетные деньги, он тем более является полной собственностью города. Есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону. Недавно прошла первая встреча Попечительского совета храма, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Сопредседателем назначен Сергей Собянин. Надеюсь, Попечительский совет сможет наладить взаимоотношения Церкви и светских структур, пребывающих в храме. Пока же исполнительный директор фонда отчитывается только за бюджетные средства, которые ему выделяет город. За все остальное с него никто не спрашивает. А пребывание Церкви в храме Христа Спасителя не определено никаким документом, даже формальным».


Специалисты считают, что роспись в храме воспроизведена довольно точно

В подземных гаражах, за которые многие также упрекают храм Христа Спасителя, по словам отца Михаила, нет никакой крамолы. Находятся они в одной из частей цоколя, которая не примыкает к храму. На Кропоткинской много офисов, а парковаться негде, поэтому некоторые фирмы арендуют у Фонда храма Христа Спасителя подземную стоянку. Вырученные средства как раз идут на эксплуатацию храма.

Прежний храм Христа Спасителя располагался на берегу Москвы-реки. После его уничтожения вырыли котлован для запланированного Дворца Советов, затем в этом котловане устроили бассейн. Именно на месте котлована и появились помещения, которых не было в прежнем храме. В том числе нижний храм, освященный в честь Преображения Господня. В Алексеевском монастыре, находившемся здесь до строительства храма Христа Спасителя, главным храмом также был Преображенский.

Как у всех

На Рождество и Пасху Первый канал транслирует праздничные богослужения из храма Христа Спасителя. Часто на этих службах присутствуют руководители государства и другие крупные политики. В связи с этим многие уверены, что простому человеку сюда не попасть. Действительно, на Рождество и Пасху вход в храм ограничен. Но в остальные дни храм открыт для всех. На воскресной литургии здесь обычно бывает более тысячи человек. Из них около двухсот - прихожане. Большой приход, если учесть, что рядом почти нет жилых домов: люди приезжают с окраины, а некоторые и из Подмосковья. Кто-то пришел за отцом Михаилом, до 1994 года служившим в Новодевичьем монастыре, кто-то - за другими клириками (в штате храма пять священников и четыре диакона), а некоторые потянулись за своими детьми. Например, завуча воскресной школы Татьяну Юдину в храм Христа Спасителя привела ее восьмилетняя дочь. Вернее, Татьяна сама привела дочь в храм - на экскурсию, а девочка увидела объявления о наборе в младшую группу детского хора и попросила записать ее туда. Татьяна стала ходить в храм, помогать в воскресной школе, а через год перешла сюда на постоянную работу.

В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя были перенесены мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова). Свт. Филарет принимал участие в проектировании прежнего храма, освящал его закладку, но до завершения строительства не дожил

И сегодня школа открыта для всех желающих. Иногда бабушки или крестные приводят детей из нецерковных семей. Их принимают, хотя начинается воскресная школа с литургии - эта традиция сложилась еще в Новодевичьем монастыре, и отец Михаил сохранил ее в храме Христа Спасителя. Сегодня воскресная школа состоит из четырех детских групп и одной взрослой. Кстати, на занятия взрослой группы приходит около ста человек.

Из-за того что помещение не принадлежит храму, не все задуманное удается осуществить. Среди прихожан есть те, кто мог бы учить детей живописи, рукоделию. Но при храме нет ни секций, ни кружков. Зато все дети, в том числе и из подготовительной группы, учатся церковному пению. Регент Галина Алонзова занимается с ними по системе массового обучения музыке известного педагога Георгия Струве. Как и Струве, Галина убеждена, что слух есть у всех, его только надо развивать. Два раза в месяц дети поют на субботней литургии в нижнем храме. Также они поют на утренней Пасхальной службе. К Рождеству готовят спектакль. Пьесы пишет Галина Алонзова, еще одна прихожанка шьет костюмы и делает декорации. Обычно спектакль ставится на святках. Приглашают детей из детских домов и малоимущих семей. В этом году пришло 500 детей и полторы тысячи родителей.

Святыни

Отец Михаил убежден, что без Божией воли храма на этом месте не было бы. Чудом считает он и возвращение святыни из старого храма - образа Спаса Нерукотворного. Этот образ принесли на строительную площадку потомки обновленческого митрополита Александра Введенского. С 1920-х годов храм принадлежал обновленцам. По словам потомков Введенского, его вызвал к себе Луначарский и сказал: «Решено взорвать храм. Если хочешь, возьми что-то на память». Образ, принесенный Введенским, был далеко запрятан и забыт. Потомки наткнулись на него случайно, когда разбирали старые вещи. «Этот образ был с нами с самого начала строительства. Разве не промыслительно, что икону нашли не раньше и не позже, а именно тогда, когда начал воссоздаваться храм?» - говорит отец Михаил. Сегодня икона Спаса Нерукотворного находится в нижнем храме.

9 июня 1994 года в храм были торжественно перенесены мощи святителя Филарета, до этого хранившиеся в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Филарет принимал непосредственное участие в проектировании прежнего храма, о чем сегодня редко вспоминают. «Всегда можно найти недовольных критиканов, которые не отличают главное от второстепенного, - говорит отец Михаил. - А

Леонид ВИНОГРАДОВ

День воинской славы России

День воинской славы России - день начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941).
В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Генеральное наступление немецких войск 30 сентября 1941 года. 2 октября перешли в наступление основные группировки немецких войск в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но советские войска в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Но гитлеровцы не смирились с неудачей и не оставили намерений захватить советскую столицу. В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара. Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту сформированных в Сибири и на Урале дивизий. Несколько дивизий были переброшены под Москву с маньчжурской границы. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.

День рождения Короля Королевства Таиланд

Национальный праздник Королевства Таиланд - День рождения Короля.
Король Таиланда - Пумипон Адульядет (Рама IX-великий) - родился 5 декабря 1927 года в Кембридже (США) в семье принца Махидола (1892-1929), брата короля Рамы VII. В Кембридже его отец изучал медицину в Гарвардском университете. Рама IX учился в Лозаннском и Бангкокском университетах, по образованию юрист. 9 июня 1946 года унаследовал престол после смерти старшего брата, короля Рамы VIII (Ананды Махидола). 5 мая 1950 года официально коронован как король Таиланда Рама IX. В 1987 году ему присвоен титул Великий. Пумипон Адульядет принимает активное участие в политической жизни страны. Основатель многих благотворительных фондов. В Таиланде король является не только главой государства, но и покровителем и защитником всех религий. В периоды кризиса он выступает в роли примиряющего посредника, не занимая чью-либо сторону. Король-лидер и национальный символ, стоящий над политикой. Имеет сына-наследника Маха Вачиралонгкорн и трех дочерей. Его Величество Король Пумипон Адульядет - человек разносторонних талантов. Он автогонщик, яхтсмен, хороший фотохудожник, прекрасный джазовый музыкант и композитор, свободно владеет английским, немецким и французским языками. 5 декабря в Таиланде отмечается главный национальный праздник -День рождение Его Величества Короля Пумипона Адульядета. Первое официальное мероприятие праздника - красочная церемония принятия Его Величеством присяги у элитных частей королевской гвардии - проводится 3 декабря на Королевской площади в Бангкоке. В сам день рождения ночной Бангкок в районе Королевского дворца превращается в феерию огня и света: все здания украшаются иллюминацией, вспыхивают салюты, по реке в огнях плывут туристические кораблики, проходят красочные шоу, представления и спортивные мероприятия. В отелях постояльцам преподносят подарки, а в магазинах делают скидки.

1901 - родился Уолт Дисней

1901 - родился Уолт Дисней, американский кинорежиссер-мультипликатор, художник, продюсер.
Уолт Дисней родился в Чикаго и в четырнадцать лет уже был студентом художественного колледжа в Канзас-сити. В 1923 году основал свою компанию. До появления звукового кино работал в жанре немой мультипликации. Своего знаменитого Микки Мауса Дисней создал в 1928 году. Популярность Микки подтолкнула Диснея к созданию новых персонажей, таких, по подружка Микки Минни, утенок Дональд Дак, собаки Плуто и Гуфи. Фильмы с ними появились в 1931-1932 годах. В 1932 году Уолт Дисней получил за Микки Мауса свою первую высшую награду - премию «Оскар». В 1933 году Дисней, одним из первых используя в кино цвет, выпустил короткометражный мультик «Три Поросенка» (по мотивам английской сказки). Фильм появился на пике Великой депрессии и оказался более чем кстати: публика пришла в восторг от сказки о поросенке, который тяжело работал, но зато построил каменный домик и спасся в нем от злого, коварного волка. Дисней получил за «Трех Поросят» второго «Оскара». А ставшую позже известной во всем мире песенку «Нам не страшен серый волк» распевала тогда вся Америка. В 1935 году Дисней начал работу над первым полнометражным мультфильмом «Белоснежка и семь гномов». Работа над «Белоснежкой» была завершена в декабре 1937 года, а в феврале 1938-го фильм вышел на экраны. За этот фильм Дисней получает очередного «Оскара» и приз международного кинофестиваля в Венеции. После «Белоснежки» студия Диснея выпускает один за другим мультфильмы, которые сразу становятся классикой: «Пиноккио», «Фантазия», в которой забавные фигурки двигаются под музыку Чайковского и Стравинского, «Дамбо» (о летающем слоненке), «Бэмби» (трогательная история олененка). В 1950-х годах студия Диснея начинает выпускать художественные и полнометражные мультфильмы, такие, как «Остров сокровищ», «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Питер Пэн», «Сто один далматин»... Тогда же он задумывает строительство грандиозного детского парка развлечений «Диснейленд» в районе Лос-Анджелеса и одним из первых угадывает, какие гигантские возможности таит в себе телевидение. Из последних работ Диснея в 1960-х годах самым значительным стал кинофильм «Мэри Поппинс», в котором участвовали и настоящие актеры, и персонажи мультипликации. Параллельно Дисней строил «Диснейуорлд» - второй увеселительный детский парк, на этот раз на восточном берегу США - в штате Флорида, под городом Орландо. Строительство уже шло полным ходом, когда Диснея не стало. Он умер 15 декабря 1966 года. В тот день американские газеты писали: «Имя Уолта Диснея - синоним творчества. «Белоснежка», мультфильм на все времена, - плод его фантазии. «Мери Поппинз», фильм 1964 года, показал, что Дисней находится в одном ряду с величайшими мастерами искусств. «Диснейленд» в Калифорнии - воплощение его идеи. И хотя мышонка Микки нарисовал Юбби Айверкс, именно Дисней сделал Микки Мауса любимцем миллионов и сделал на нем миллионы. Сегодня Уолт Дисней умер от рака легких. Ему было 65 лет». А новое поколение детей продолжает открывать для себя Микки, Гуфи и утенка Дональда.

1812 - родился Амвросий Оптинский

1812 - родился Амвросий Оптинский (Александр Михайлович Гренков), иеромонах, старец Козельской Введенской Оптиной пустыни.
Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился 5 декабря 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в многодетной семье пономаря Михаила Федоровича и Марфы Николаевны Гренковых. В 12 лет Александра определили в Тамбовское духовное училище, после которого он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Тяжело заболев в последнем классе семинарии, Александр дал обет Богу в случае выздоровления пойти в монастырь, но, поправившись, несколько лет откладывал исполнение обета. Успешно окончив семинарию, Александр Михайлович был сначала домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. В 1839 году Александр поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии к преподобному старцу иеросхимонаху Льву. Александр Гренков был определен в скит монастыря, где нес послушание помощника повара. Поварская работа занимала у молодого послушника большую часть дня, ему мало приходилось бывать на богослужениях, и это приучило его к внутренней молитве. Когда Александру исполнилось тридцать лет, он был пострижен в монашество с именем в честь святителя Медиоланского Амвросия и рукоположен в иеродиакона, а через два года - в иеромонаха. Тяжело заболев, отец Амвросий был пострижен в схиму, после чего стал выздоравливать, но полностью поправиться уже не смог. Он не скорбел о своих болезнях, считал их необходимым средством воспитания души и говорил в утешение больным: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
После кончины преподобного Макария в сентябре 1860 года преподобный Амвросий становится духовным наставником братии. За наставлением к нему шли тысячи верующих и неверующих людей со всей России. К нему приезжали за советом и для беседы великий князь Константин Константинович Романов, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, К.Н.Леонтьев (монах Климент), А.К.Толстой, Л.Н.Толстой, М.П.Погодин и многие другие. Преподобный Амвросий никогда не позволял себе пустого слова и говорил лишь с целью исправления и назидания. Преподобный Амвросий имел дар прозорливости, он исцелял больных, помогал нуждавшимся и бедным. Старцем была устроена Казанская Шамординская женская обитель, куда он посылал жить или нуждавшихся больных, или бедных благочестивых женщин, девушек и сирот. Преподобный Амвросий был великим молитвенником за всю Россию; во время молитвы его лицо видели преображенным. Скончался преподобный старец 23 октября 1891 года в Шамординской обители и был похоронен в Оптиной пустыни рядом с могилой преподобного старца Макария. Православный народ глубоко почитает Амвросия Оптинского. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи покоятся во Введенском соборе Оптиной пустыни. Память празднуется 23 октября.

1931 - взорван храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя, идея строительства которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды. Трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. В 1832 году император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Закладка храма состоялась в 1839 году. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет. В праздник Вознесения Господня, 26 мая 1883 года, с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. Специально ко дню освящения П.И. Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием Храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами В.Суриковым, Н. Кошелевым, И. Крамским, Г.Семирадским, В. Верещагиным, В.Маковским, В. Васнецовым, В. Марковым, И. Прянишниковым, Ф. Бруни, др. Авторами фасадных скульптур стали барон П.Клодт, Н.Рамазанов, А.Логановский. Врата Храма были исполнены в технике гальванопластики по моделям графа Ф.Толстого. Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг. На стенах Храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом св. Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество. Летом 1931 года правительство СССР приняло решение снести храм, а на его месте воздвигнуть грандиозный ансамбль Дворца Советов, на вершине которого поместить фигуру В.И. Ленина. 5 декабря 1931 года в 12 часов всего за 45 минут храм был взорван. Начавшаяся Великая Отечественная война не дала довести проект строительства Дворца до конца, и с 1960 по 1994 год на месте христианской святыни находился открытый плавательный бассейн «Москва». В 1990 году Святейший Синод Русской Православной Церкви обратился в Совет Министров с ходатайством о разрешении на восстановление разрушенного храма. В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененного стилобата). 7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание главного храма России. Храм был построен за неполные шесть лет. Стены Храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором. Высота храма та же, что и в прошлом веке - 103 метра, толщина стен 3,2 метра, площадь росписи 22 тысячи квадратных метров, высота иконостаса высота иконостаса 27 метров. У нового храма есть стилобат, музей, Зал Церковных Соборов на 1330 мест и зал Синода, трапезная на 1200 мест, многоярусный гараж и стоянка. В техническом отношении собор оборудован десятками компьютеров, новейшими системами кондиционирования, другими инженерными коммуникациями. Колокола для Храма были отлиты на заводе им.Лихачева, звукоряд их максимально приближен к утраченному. Храм рассчитан на 10 тысяч человек. 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

1924 - созданы Палехские художественные мастерские

Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к XVI-XVII векам. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV-XVI веков («Акафист Спасителю», «Акафист Богородице», «Преображение»). Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати). В начале ХХ века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий. Была образована Артель древней живописи. Уже с первых лет существования Артели встал вопрос о подготовке специалистов. В 1924 году в Артели появились первые ученики. Принятого на испытания подсаживали к мастеру и тот «под рукой» наставника учился искусству палехской росписи. В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи с четырехгодичным сроком обучения. В 1935 году ее преобразовали в художественный техникум. В 1936 году техникум был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем. Разработал программу преподавания палехского мастерства Николай Михайлович Зиновьев. Он родился в деревне Дягилево Владимирской губернии. В 1906 году закончил учебно-иконописные мастерские Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе. В 1906-1915 годах работал в Москве по найму в иконописных мастерских. В 1926 году вступил в палехскую Артель древней живописи, преподавал в профшколе с 1928 по 1970 год. Свой творческий опыт и опыт коллектива художников - палешан он обобщил в книге «Искусство Палеха» (1968). Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.

2003 - прогремел взрыв в вагоне электропоезда Кисловодск - Минеральные Воды

2003 - прогремел взрыв в вагоне электропоезда Кисловодск - Минеральные Воды; погибли 47 и ранены 180 человек
5 декабря 2003 года в семь часов 42 минуты по московскому времени во втором вагоне пригородного электропоезда № 6309, следовавшего по маршруту Кисловодск - Минеральные Воды, произошел взрыв. Электричка в этом момент находилась в черте города Ессентуки в 400 метрах от центрального вокзала. Взрыв был настолько мощным, что второй вагон поезда разорвало на две части и перевернуло на бок. Под разрушенными конструкциями оказались десятки людей. Возник пожар. Число жертв этого теракта составило 47 человек, из них 34 погибли на месте взрыва, еще 17 умерли от ран в больницах. Кроме того, ранения различной степени тяжести получили 180 человек. В основном это были минно-взрывные ранения. Основная часть пассажиров - студенты, которые ехали утром на учебу в Пятигорск. Останки террориста-смертника, взорвавшего бомбу, были обнаружены в вагоне, однако бомба разорвалась не полностью. Оставшиеся части уничтожили прибывшие на место саперы. Для усиления поражающего действия боевики положили взрывное устройство в хозяйственную сумку, наполненную мелкими металлическими предметами - болтами, гайками, кусками проволоки. Мощность взрыва составила около 10 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Документы 05.12.2011 19:56

САТАНИСТЫ РАЗРУШАЮТ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
5 декабря 1931 г.

В 1931 году палачи России решили разрушить драм Христа Спасителя в Москве. Весь процесс разрушения был заснят на киноленту. Фотографирование поручили начинающему оператору-хроникеру Владиславу Микоше. Вот, что он сам рассказывает об этом страшном преступлении сатанинских гиен в журнале «Огонек» №41 за 1989 год.

Кончились теоретические занятия на операторском факультете Института кинематографии. Меня приняли ассистентом на студию кинохроники на Брянке, и я сразу попал в водоворот главных событий нашей страны. Первое мая 1931 года на Красной площади было моим началом, приобщением к операторской работе в советской кинохронике.

В конце лета меня вызвал наш строгий, но очень нами уважаемый и любимый директор студии Кинохроники на Брянке - Виктор Иосилевич.

Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу. Только будет лучше об этом меньше болтать. Помалкивать, понял? - И он поднял выше головы указательный палец. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал: - Есть указание снести Храм Христа! Будешь снимать! Мне казалось, что он сам не верит в это «указание». Я, сам не знаю почему, вдруг задал ему вопрос: - А что, Исаакиевский собор в Ленинграде тоже будут сносить?

Не думаю. А впрочем, не знаю... Так вот, с завтрашнего дня ты будешь вести наблюдение за его разборкой, снимая как можно подробнее и детальнее всю работу, с ограждения его до самого конца, понял? «Патронов» не жалеть. Как понимаешь, это надолго и всерьез, я на тебя надеюсь.

Когда я дома под большим секретом сказал, что будут сносить Храм Христа, мама не поверила.

Этого не может быть! Во-первых, это - произведение искусства. Какой красоты в нем мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Их писали лучшие художники - Суриков, Верещагин, Маковский. И скульптуры Клодта! Мы ведь все на него деньги жертвовали, по всей Руси, от нищих до господ... Упаси Бог! - Мама разволновалась, замолчала. Потом, взяв себя в руки, сказала:

Сам Господь Бог не позволит совершить такое кощунственное злодеяние против всего русского народа, построившего этот храм...

Я промолчал, не стал расстраивать маму, все равно она не может поверить в это. А утром уже снимал, как вокруг храма строили высокий глухой забор.

Первые минуты я даже не мог снимать. Получая задание, я, конечно же, не предполагал, что мне предстоит перечувствовать. Когда Иосилевич сказал: «Будешь снимать снесение храма Христа Спасителя», я все принял это просто, как информацию об очередной съемке. Я ее мог предположить, что все, что я буду снимать, врежется в мою душу, в мое сердце, будет терзать меня и долго саднить и кровоточить болью уже после того, когда храма не станет, - всю оставшуюся жизнь.

До сих пор я так и не понял: чей приказ я выполнял? Тех, кто отдал «указание» снести храм? Тогда зачем им, окружившим свое варварское деяние высоким забором, это тщательное душу раздирающее киносвидетельство? Класть в спецхран киноархива это чудовищное обвинение себе - за гранью всякой логики. Или это Иосилевич, рискуя вся и всем, взял на себя решение оставить это свидетельство для будущих поколений? Поэтому и - «помалкивай»? Но чем и как оправдывал он мои съемки перед теми, кто обязан был «все видеть и все знать»?

Тогда все, что я должен был снимать, было как страшный сон, от которого хочешь проснуться и не можешь. Через широкие распахнутые двери выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю, в грязь.

Отлетали руки, головы, крылья ангелов, раскалывались мраморные горельефы, порфирные колонны дробились отбойными молотками. Стаскивались стальными тросами при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Погибала уникальная живописная роспись на стенах собора. Рушилась привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен.

Стиснув зубы, я начал снимать. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены. В пустые провалы огромных окон врывался ледяной, со снегом ветер. Рабочие батальоны в буденовках начали вгрызаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Всю зиму работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Тогда пришел приказ.

Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор.

Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила Храм Христа Спасителя, превратив его в огромную груду развалин, внутри которой мог свободно поместиться собор с колокольней Ивана Великого...

Мама долго плакала по ночам. Только раз сказала:

Человек должен строить. А разрушать это дело антихриста. Мы же все, как один, деньги отдавали на него, что же все, как один, и спасти не могли?