(1741-11-15 ) […]

Иоганн Каспар Ла́фатер (нем. Johann Caspar Lavater ; 15 ноября (1741-11-15 ) , Цюрих - 2 января , Цюрих) - швейцарский писатель, богослов и поэт, писал на немецком языке . Заложил основы криминальной антропологии .

Биография

В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии.

По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit».

С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе.

В 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии французами он был выслан из Цюриха , но через несколько месяцев вернулся.

Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss». Об уважении, окружавшем Лафатера в глазах современников, ярко свидетельствует, между прочим, тон, каким Карамзин , в «Письмах русского путешественника» ), повествует о встрече с Лафатером - Изложение деловой стороны предмета поминутно прерывается у Лафатера разными лирическими отступлениями: он то поучает читателей, то бранит врагов физиономики, то цитирует физиономические наблюдении Иисуса сына Сирахова, Цицерона , Монтеня, Бэкона , Лейбница и т. д., то внезапно предается отчаянию при мысли о непознаваемости существа вещей, причём иллюстрирует свою мысль изображением кающегося царя Давида, ослепленного небесным светом.

Физиономика

Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиономика может ограничиться изучением черепа и лица человека.

Иоганн Каспар Лафатер

Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь - в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка. Центральный орган лица - глаза, с окружающими их нервами и мускулами.

Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трем основным элементам, составляющим всякую «душу». Соответственно этим этажам, и физиономика должна распасться на три отдела.

Физиономию Лафатер определяет как известный, постоянно присущий данному субъекту склад лицевых черт и мускулов.

Соответственно этому каждая из трёх основных частей физиономики должна распадаться на два полуотдела: «физиономический» в тесном смысле изучающий данное лицо в состоянии покоя, и «патогномический», изучающий лицо в состоянии волнения; патогномика есть физиономика в движении - то, что можно назвать «динамикой» лица, в противоположность лицевой «статике».

Установив такую теорию, Лафатер, однако, не следует ей на практике и не возвращается к ней в отдельных своих фрагментах, в которых анализирует лица своих современников и великих людей разных времен по их портретам, постоянно ссылаясь на «физиономический такт» или «наблюдательный дар» читателя и ничем не мотивируя тех или иных психологических выводов. В результате получается ряд интересных частностей, очень заманчивых и интересных для «большой публики», но не имеющих никакой научной достоверности.

По Лафатеру, у Фридриха Великого - глаза гения, складки же лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств; скупцы и сластолюбцы отличаются одинаково - выпяченной нижней губой;

в лице Сократа есть задатки глупости, сластолюбия, пьянства и зверства, но по лицу видно, что все эти задатки побеждены усилиями воли;

у Брута верхнее глазное веко тонко и «разумно», нижнее округло и «мягко», соответственно двойственности его мужественного и вместе чувствительного характера;

широкое расстояние между глазами и бровями у Декарта указывает на разум, не столько спокойно-познающий, сколько пытливо-стремящийся;

в мягких локонах Рафаэля сквозит выражение простоты и нежности, составляющих сущность его индивидуальности;

гений Гёте в особенности явствует из его носа, который, по Лафатеру, знаменует «продуктивность, вкус и любовь, словом - поэзию»;

у Лойолы , бывшего сперва воином и ставшего затем основателем религиозного ордена, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем» носе и в лицемерно полуопущенных глазных веках;

изумительный разум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа, и т. д.

Гёте вполне верно определил физиономику Лафатера, как «гениальную эмпирию», то есть научный дилетантизм.

Издания сочинений

Посмертное издание сочинений Лафатера сделано Л. Геснером («L’s nachgelassene Schriften», Цюрих, 1801-1802). Из позднейших изданий распространено: «L.-"s Physionomik im Auszuge» (Цюр., 1860). О Лафатере писали: Bodemann, «L. nach seinem Leben, Leben und Wirken dargestellt» (Гота, 1856); Fr. Muncker, «L. Eine Skizze seines Lebens und Wirkens» (Штуттг. 1883). На русский язык физиономика Лафатера переведена в 1817 г. О физиономике с современной точки зрения см. сочинение

Создатель теории «Физиогномики» Иоганн Лафатер (1741-1801) - швейцарский теолог, общественный деятель и писатель. Родился 15 ноября 1741 г. в Цюрихе. Главной заслугой Лафатера является его богато иллюстрированная книга в 4 томах - Физиогномика (Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe, 1775-1778), в которой одна из глав написана Гёте.

В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии. По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit». С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе.

В 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии французами он был выслан из Цюриха, но

через несколько месяцев вернулся. С 1769 г. он стал собирать материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772-78 гг., в Лейпциге и Винтертуре, с массой рисунков лучших по тому времени граверов («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe»).

В 1775-78 гг. вышло французское издание, в Гааге, ещё более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями; популярность его, как убежденного и просвещенного пастора, была так велика, что путешествии Лафатера по Европе были рядом триумфов. Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками Лихтенберга («Fragment von Schwärzen»), Музеуса («Physiognomische Reisen») и др. на «Физиономику».

Лафатер написал ещё несколько библейских эпопей и сборников религиозной лирики («Jesus Messias», «Joseph von Arimathia», «Psalmen Davids», «200 christliche Lieder») и два раза издавал свои сочинения, в 1774-81 гг. («Vermischte Schriften») и в 1784-85 гг. («Sämmtliche kleinere prosaische Schriften»).

На философские взгляды Лафатера повлияли, по мнению некоторых исследователей, одновременно пиетизм и либерализм. В своих проповедях он отождествляет «веру» и «любовь». Установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества было постоянной целью Лафатера; он даже старался примирить животный магнетизм Месмера со спиритуализмом религии и позитивизмом науки.

Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss».

Об уважении, окружавшем Лафатера в глазах современников, ярко свидетельствует почтительное описание его встречи с Карамзиным, которое русский историк приводит в своей книге «Письма русского путешественника» (1789).

Теория физиономики Лафатера - положение о том, что человек есть существо животное,

моральное и интеллектуальное - вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиономика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма, соприкасаясь с хирогномией, подоскопией и т. п.

Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиономика может ограничиться изучением черепа и лица человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь - в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка.

Центральный орган лица - глаза, с окружающими их нервами и мускулами. Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трем основным элементам, составляющим всякую «душу». Соответственно этим этажам, и физиономика должна распасться на три отдела.

Физиономию Лафатер определяет как известный, постоянно присущий данному субъекту склад лицевых черт и мускулов. Соответственно этому каждая из трёх основных частей физиономики должна распадаться на два полуотдела: «физиономический» в тесном смысле изучающий данное лицо в состоянии покоя, и «патогномический», изучающий лицо в состоянии волнения; патогномика есть физиономика в движении - то, что можно назвать «динамикой» лица, в противоположность лицевой «статике».

Установив такую теорию, Лафатер, однако, не следует ей на практике и не возвращается к ней в отдельных своих фрагментах, в которых анализирует лица своих современников и великих людей разных времен по их портретам, постоянно ссылаясь на «физиономический такт» или «наблюдательный дар» читателя и ничем не мотивируя тех или иных психологических выводов.

В результате получается ряд интересных частностей, очень заманчивых и интересных для

«большой публики», но не имеющих никакой научной достоверности.

По Лафатеру, у Фридриха Великого - глаза гения, складки же лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств; скупцы и сластолюбцы отличаются одинаково - выпяченной нижней губой; в лице Сократа есть задатки глупости, сластолюбия, пьянства и зверства, но по лицу видно, что все эти задатки побеждены усилиями воли; у Брута верхнее глазное веко тонко и «разумно», нижнее округло и «мягко», соответственно двойственности его мужественного и вместе чувствительного характера;

широкое расстояние между глазами и бровями у Декарта указывает на разум, не столько спокойно-познающий, сколько пытливо-стремящийся; в мягких локонах Рафаэля сквозит выражение простоты и нежности, составляющих сущность его индивидуальности; гений Гёте в особенности явствует из его носа, который, по Лафатеру, знаменует «продуктивность, вкус и любовь, словом - поэзию»;

у Лойолы, бывшего сперва воином и ставшего затем основателем религиозного «ордена», воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем» носе и в лицемерно полуопущенных глазных веках; изумительный разум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа, и т. д.

Эти чисто-беллетристические замечания, перемешанные с соображениями о темпераментах, «национальных» физиономиях и даже о физиономиях зверей, завлекательно-интересны; некоторые из них производят впечатления гениальных психологических догадок; но научной ценности, при отсутствии научного метода наблюдения, они, конечно, иметь не могут. Гёте вполне верно определил физиономику Лафатера, как «гениальную эмпирию», т. е. научный дилетантизм.

Источники:

  1. Посмертное издание сочинений Лафатера. Л. Геснером («L’s nachgelassene Schriften», Цюрих, 1801-1802).
  2. «L.-"s Physionomik im Auszuge» (Цюр., 1860).
  3. Bodemann, «L. nach seinem Leben, Leben und Wirken dargestellt» (1856);
  4. Fr. Muncker, «L. Eine Skizze seines Lebens und Wirkens» (Штуттг. 1883).
  5. Лафатер И. «О физиономике с современной точки зрения, СПб, 1817 г.
  6. Пидерит «Мимика и физиономика». Журнал «Артист», 1891, № 13; 1892, № 21; 1893; № 32).

Биография

В Цюрихе изучал богословие, путешествовал по Германии.

По возвращении издал сборник стихотворений «Schweizerlieder» (1764), за которым последовал сборник богословского содержания «Aussichten in die Ewigkeit». С 1768 г. до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе. В 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии французами он был выслан из Цюриха , но через несколько месяцев вернулся. С 1769 г. он стал собирать материалы для «Физиономики», которая вышла в 1772-78 гг., в Лейпциге и Винтертуре , с массой рисунков лучших по тому времени граверов («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe»). В 1775-78 гг. вышло французское издание, в Гааге, ещё более удачное в отношении рисунков. Физиогномика стала главной целью жизни Лафатера, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями; популярность его, как убежденного и просвещенного пастора, была так велика, что путешествии Лафатера по Европе были рядом триумфов. Обаяние личности Лафатера не могло быть поколеблено остроумными нападками Лихтенберга («Fragment von Schwärzen»), Музеуса («Physiognomische Reisen») и др. на «Физиономику».

Лафатер написал ещё несколько библейских эпопей и сборников религиозной лирики («Jesus Messias», «Joseph von Arimathia», «Psalmen Davids», «200 christliche Lieder») и два раза издавал свои сочинения, в 1774-81 гг. («Vermischte Schriften») и в 1784-85 гг. («Sämmtliche kleinere prosaische Schriften»).

На философские взгляды Лафатера повлияли, по мнению некоторых исследователей, одновременно пиетизм и либерализм . В своих проповедях он отождествляет «веру» и «любовь». Установление компромисса между взглядами церкви и взглядами общества было постоянной целью Лафатера; он даже старался примирить животный магнетизм Месмера со спиритуализмом религии и позитивизмом науки.

Лафатер трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров; один из них выстрелил в Лафатера, который от этой раны и умер. Перед смертью он простил убийцу, запретил его разыскивать и даже посвятил ему стихотворение: «An den Grenadier N., der mich schoss». Об уважении, окружавшем Лафатера в глазах современников, ярко свидетельствует, между прочим, тон, каким Карамзин , в «Письмах русского путешественника» ), повествует о встрече с Лафатером - Изложение деловой стороны предмета поминутно прерывается у Лафатера разными лирическими отступлениями: он то поучает читателей, то бранит врагов физиономики, то цитирует физиономические наблюдении Иисуса сына Сирахова, Цицерона , Монтеня, Бэкона , Лейбница и т. д., то внезапно предается отчаянию при мысли о непознаваемости существа вещей, причём иллюстрирует свою мысль изображением кающегося царя Давида, ослепленного небесным светом.

Физиономика

Теория физиономики Лафатера - положение о том, что человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное - вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре; поэтому физиономика в широком смысле слова обнимает всю морфологию человеческого организма, соприкасаясь с хирогномией, подоскопией и т. п. Но так как наиболее выразительным «зеркалом души» является у человека голова, то физиономика может ограничиться изучением черепа и лица человека. Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь - в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка. Центральный орган лица - глаза, с окружающими их нервами и мускулами. Лицо человека, таким образом, делится как бы на «этажи», соответственно трем основным элементам, составляющим всякую «душу». Соответственно этим этажам, и физиономика должна распасться на три отдела. Физиономию Лафатер определяет как известный, постоянно присущий данному субъекту склад лицевых черт и мускулов. Соответственно этому каждая из трёх основных частей физиономики должна распадаться на два полуотдела: «физиономический» в тесном смысле изучающий данное лицо в состоянии покоя, и «патогномический», изучающий лицо в состоянии волнения; патогномика есть физиономика в движении - то, что можно назвать «динамикой» лица, в противоположность лицевой «статике». Установив такую теорию, Лафатер, однако, не следует ей на практике и не возвращается к ней в отдельных своих фрагментах, в которых анализирует лица своих современников и великих людей разных времен по их портретам, постоянно ссылаясь на «физиономический такт» или «наблюдательный дар» читателя и ничем не мотивируя тех или иных психологических выводов. В результате получается ряд интересных частностей, очень заманчивых и интересных для «большой публики», но не имеющих никакой научной достоверности.

По Лафатеру, у Фридриха Великого - глаза гения, складки же лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств; скупцы и сластолюбцы отличаются одинаково - выпяченной нижней губой; в лице Сократа есть задатки глупости, сластолюбия, пьянства и зверства, но по лицу видно, что все эти задатки побеждены усилиями воли; у Брута верхнее глазное веко тонко и «разумно», нижнее округло и «мягко», соответственно двойственности его мужественного и вместе чувствительного характера; широкое расстояние между глазами и бровями у Декарта указывает на разум, не столько спокойно-познающий, сколько пытливо-стремящийся; в мягких локонах Рафаэля сквозит выражение простоты и нежности, составляющих сущность его индивидуальности; гений Гёте в особенности явствует из его носа, который, по Лафатеру, знаменует «продуктивность, вкус и любовь, словом - поэзию»; у Лойолы , бывшего сперва воином и ставшего затем основателем религиозного «ордена», воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем» носе и в лицемерно полуопущенных глазных веках; изумительный разум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа, и т. д. Эти чисто-беллетристические замечания, перемешанные с соображениями о темпераментах, «национальных» физиономиях и даже о физиономиях зверей, завлекательно-интересны; некоторые из них производят впечатления гениальных психологических догадок; но научной ценности, при отсутствии научного метода наблюдения, они, конечно, иметь не могут. Гёте вполне верно определил физиономику Лафатера, как «гениальную эмпирию», то есть научный дилетантизм.

Издания сочинений

Посмертное издание сочинений Лафатера сделано Л. Геснером («L’s nachgelassene Schriften», Цюрих, 1801-1802). Из позднейших изданий распространено: «L.-"s Physionomik im Auszuge» (Цюр., 1860). О Лафатере писали: Bodemann, «L. nach seinem Leben, Leben und Wirken dargestellt» (Гота, 1856); Fr. Muncker, «L. Eine Skizze seines Lebens und Wirkens» (Штуттг. 1883). На русский язык физиономика Лафатера переведена в 1817 г. О физиономике с современной точки зрения см. сочинение Пидерита : «Мимика и физиономика» (перевод частью напечатан в журнале «Артист», 1891, № 13; 1892, № 21; 1893; № 32).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 ноября
  • Родившиеся в 1741 году
  • Родившиеся в Цюрихе
  • Умершие 2 января
  • Умершие в 1801 году
  • Умершие в Цюрихе
  • Писатели Швейцарии
  • Писатели на немецком языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Песталоцци, Иоганн Генрих
  • Клопшток, Фридрих Готлиб

Смотреть что такое "Лафатер, Иоганн Каспар" в других словарях:

    Лафатер Иоганн Каспар - ЛАФАТЕР (Lavater) Иоганн Каспар (1741 1801), швейц. пастор и писатель. Гл. соч. «Физиогномические фрагменты, способствующие познанию людей и любви к людям» («Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe», 1775 … Лермонтовская энциклопедия

    Лафатер Иоганн Каспар - (Lavater) (1741 1801), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Роман «Понтий Пилат, или Маленькая библия» (1782 85), драма «Абрахам и Исаак» (1776), сборник стихов «Двести христианских песен» (1780), лирические стихи, эпические поэмы… … Энциклопедический словарь

    Лафатер Иоганн Каспар

    Лафатер Иоганн Каспар - Лафатер (Lavater) Иоганн Каспар (15.11.1741, Цюрих, ≈ 2.1.1801, там же), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Изучал теологию, был пастором в Цюрихе. Автор сборника стихотворений «Швейцарские песни» (1767). Роман «Понтий Пилат, или… … Большая советская энциклопедия

    ЛАФАТЕР Иоганн Каспар - (Lavater, Johann Kaspar) (1741 1801), швейцарский теолог, физиогномист и писатель. Родился 15 ноября 1741 в Цюрихе, там же получил образование. С 1769 и до самой смерти был пастором в Цюрихе. Пользовался известностью как наставник и советник, а… … Энциклопедия Кольера

    Иоганн Каспар Лафатер - Иоганн Каспар Лафатер, поэт и физиономист Иоганн Каспар Лафатер (нем. Johann Caspar Lavater; 15 ноября 1741, Цюрих 2 января 1801, там же) швейцарский писатель, богослов и поэт, писал на немецком языке. Биография В Цюрихе изучал богословие,… … Википедия

    Лафатер, Иоганн - Иоганн Каспар Лафатер, поэт и физиономист Иоганн Каспар Лафатер (нем. Johann Caspar Lavater; 15 ноября 1741, Цюрих 2 января 1801, там же) швейцарский писатель, богослов и поэт, писал на немецком языке. Биография В Цюрихе изучал богословие,… … Википедия

    ЛАФАТЕР (Lavater) Иоганн Каспар - (1741 1801) швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Роман Понтий Пилат, или Маленькая библия (1782 85), драма Абрахам и Исаак (1776) религиозного характера; лирические стихи. Трактат по физиогномике Физиогномические фрагменты... (1775 78) … Большой Энциклопедический словарь

    Иоганн Каспар Лафатер - (1741 1801 гг.) психолог и писатель, автор трактата по физиогномике «Физиогномические фрагменты» Не доверяйте человеку, который все находит хорошим, который все считает дурным, а еще больше человеку, который безразлично относится ко всему. Не… … Сводная энциклопедия афоризмов

Еще в глубокой древности люди стремились постичь тайны человеческого лица и найти связи его особенностей с судьбой и характером человека. Знаменитые ученые древности Аристотель, Пифагор, Авиценна много внимания уделяли изучению особенностей человеческого лица. Они считали, что черты лица, его форма, общее выражение характеризуют некоторые вполне определенные типы людей, которым присущи конкретные черты характера, склонности к занятиям различной деятельностью, способности и интеллект. Знаменитый целитель древности Авиценна ставил диагнозы после тщательного изучения лица больного. Пифагор выбирал своих учеников только из людей, отмеченных на лице призванием и способностями к занятиям точными науками. "Если отделить теорию физиогномики от всех этих лирических прикрас и наростов, то она сведется к следующему. Человек — это животное, одновременно моральное и интеллектуальное, вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре В древние времена мудрецы, владевшие тайнами физиогномики и хиромантии, занимали почетные места при дворах монархов. Однако они не пытались раскрыть механизм связи между лицом человека, его характером и судьбой. Они подходили к человеку, как к «черному ящику», заглянуть в который нет возможности. «Входами» в этот черный ящик являются «таинственные знаки на руках» и особенности внешности. «Выходами» особенности характера человека, установленные согласно эмпирическим правилам физиогномики и хиромантии. Накапливаясь веками, эти правила развивались и дополнялись, часто обрастали непроверенными, нелепыми подробностями, становились ремеслом колдунов и шарлатанов. В дальнейшем трудами знаменитых физиономистов и хиромантов, таких как Дебарроль и другие, эти дисциплины были освобождены от искажений колдунов и шарлатанов. Дебарроль сделал попытку разработать единую теорию, объясняющую существование эмпирической связи между внешностью человека и его характером. Франц Галль разработал френологию, позволяющую «по выпуклостям головы и выступающим ее частям» делать выводы о характере человека. «И скаредность, и одаренность, и талант — все поддается определению при помощи моего метода», — утверждал Галль. В 70-х годах девятнадцатого столетия итальянский судебный врач Чезаре Ломбразо развил френологию. В своем труде «Человек преступный» он утверждал, что по внешнему виду, особенностям конституции преступники имеют отклонения от нормы, по которым их всех можно идентифицировать. Признаки для классификации Ломбразо выявил, анализируя внешние особенности 3839 человек, совершивших преступления, и 383 черепа казненных преступников. Последующие поколения отвергли его учение о «врожденных» преступниках. Международная комиссия юристов и врачей не выявила никаких особенностей в строении лица преступников. Существует множество самых причудливых оккультных, статистических, теоретических толкований физиогномики. Астрологи считают, что внешний облик человека дарит ему господствующая в его гороскопе планета, создающая соответствующий своему влиянию имидж и специфические черты характера. Подробные описания типичного внешнего облика, характерного для избранных, «чистокровных» детей каждой планеты, позволяют достаточно легко выделить их из толпы смертных. Этим людям свойственны подтвержденные многовековым опытом черты характера. К сожалению для физиогномики, такие люди встречаются довольно редко. На внешнем облике большинства смертных запечатлены плоды коллективного руководства нескольких планет. Каждая из планет не только управляет жизнью и судьбой человека, но и одаривает его специфическими чертами характера и внешности. Хиромантия, астрология и физиогномика по-своему определяют господствующую планету и ее доминирующее влияние на человека. О людях, посвятивших себя изучению физиогномики, пишут много разного и подчас очень противоречивого. Но вот о ком редко услышишь что-либо плохое, так это о Лафатере.

Иоганн Каспар Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель, богослов и поэт — родился в Цюрихе. С 1768 года и до самой смерти Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе. С 1769-го он стал собирать материалы для знаменитой «Физиономики», 4-томного труда, который был опубликован в 1772—78 гг., и до сих пор не имеет себе равных. В своей книге Лафатер выдвинул и развил идею о том, что природа человека отражается во всей его внешности. И, прежде всего, в четкой связи между движениями лицевых мышц и характера. Благодаря этому гениальному произведению Лафатер и остался в нашей памяти по сей день.
Секреты короляФизиогномика стала главной целью жизни Иоганна, хотя он продолжал заниматься богословскими трудами и проповедями Толчком к изучению им тайн человеческого лица стало знакомство с доктором И. Циммерманом, недавно вернувшимся на родину после кончины короля-философа Фридриха II, у которого он был личным врачом. Во время встреч они играли в необычную игру: Лафатер смотрел на очередной, принесенный Циммерманом портрет знаменитого короля-воителя, долгие годы будоражившего войнами всю Европу. Смотрел и говорил, что он думает об этом человеке, а врач подтверждал или опровергал его догадки. Вскоре оба поняли, что Лафатер чаще попадал в точку, чем пальцем в небо. По Лафатеру у Фридриха Великого были глаза гения, складки же лица выражали досаду человека, не имеющего сил вырваться из-под гнета мелких обстоятельств. Следующим «под микроскопом» оказался греческий философ Сократ, у которого Лафатер обнаружил задатки глупости, сластолюбия, пьянства и зверства, но все они, и это тоже отразилось в чертах лица, были побеждены усилиями воли. У Брута, убийцы Гая Юлия Цезаря, верхнее глазное веко тонко и «разумно», нижнее округло и «мягко», что говорит о двойственности его мужественного и одновременно чувствительного характера. В мягких локонах великого художника Рафаэля сквозит выражение простоты и нежности, составляющих сущность его натуры. Гений Гёте в особенности явствует из его носа, который знаменует «продуктивность, вкус и любовь, словом — поэзию». У генерала Лойолы, бывшего сначала испанским воином, а затем основателем религиозного ордена иезуитов, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем» носе и в лицемерно полуопущенных веках. Прочтите «Физиогномику» сами, и вы увидите, что эти оценки, перемешанные с соображениями о темпераментах, «национальных» физиономиях и даже о физиономиях зверей, увлекательно интересны
Триумф физиогномикиИоганн Лафатер зарисовал тысячи лиц, создав фонд из 600 таблиц. Альбом, составленный из этих таблиц, он тщеславно назвал «библией физиогномики». Лафатер точно воспроизводил пропорции и особенности строения лица, не зная научной анатомии. Обладая изумительной памятью на лица, он документировал большое число своих наблюдений. Лафатер поражал способностью правильно расшифровать мимику наблюдаемого человека. При этом он предостерегал своих единомышленников от слепого подражания, считая, что «физиогномическое чутье — это дар божий». Лафатер сформулировал 100 принципов физиогномики. Обшественнный резонанс на книгу Лафатера был очень велик, она была популярна и в России. Екатерина II отправила делегацию во Францию и Швейцарию во главе со своим сыном Павлом, который в 1782 году встречался с Лафатером в Цюрихе. Если отделить теорию физиогномики от всех этих лирических прикрас и наростов, то она сведется к следующему. Человек — это животное, одновременно моральное и интеллектуальное, вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всей его фигуре Заслуги Лафатера признавал знаменитый философ Иммануил Кант, увлекавшийся физиогномикой, немецкий поэт Гёте, и даже создатель теории эволюции Чарльз Дарвин. «Его исследования не устарели и сегодня, — пишет известный московский психолог и гипнотизер Михаил Шойфет. — Заслуга автора в том, что он первым из современников определил клинические признаки заболеваний, отражающиеся на лице больных. Современная диагностика, изучающая заболевания по различным признакам области головы и лица, опирается на достижения физиономистов. Но на смену интуиции и обостренной наблюдательности физиономистов пришли объективный метод исследования и научно обоснованная диагностика». Как и многие другие гении, Лафатер не смог использовать свое открытие на благо себе самому. Он трагически погиб, пытаясь увещевать пьяных французских мародёров, во время наполеоновской оккупации Швейцарии в 1799 году. Один из них выстрелил в Лафатера